Познание и творчество обществознание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Человек беспрерывно изучает окружающий мир. Проделывая работу по изучению окружающего мира, люди приобретают новые знания, которые постоянно расширяются, углубляются, становятся всё более совершенными. Само познание представляется нам в двух видах: эмпирическое и теоретическое. Под эмпирическим познанием следует понимать чувственное познание, или приобретение новых знаний с помощью чувств. Теоретическое познание является высшим этапом и заключается в преобладании рационального компонента (компонента рассуждения, умозаключения) над чувственным. Но это не означает, что чувственная составляющая исключается полностью - она просто становится подчинённой теоретическому познанию. В свою очередь, теории материалистического характера (есть какой - либо материал в теории познания) повествуют о том, что постижение - это реалистичное отражение внешнего мира человека, а так же воспроизведение его таким образом, каким он существует вне сознания людей.

Процесс изучения теоретического познания направлен на истину и заблуждение, достоверность знаний, а так же на реализацию познавательного процесса. При теоретическом познании можно использовать следующие методы: идеализацию; абстрагирование; дедукцию и синтез. Характерными чертами теоретического познания являются рефлексивность и исследование самого процесса получения знаний. Формами теоретического познания являются: теория; гипотеза; проблема; принцип и закон. Важно понять, что не существует чёткой границы между теоретическим и эмпирическим уровнями познания.

Познание и творчество - это одно целое, два понятия, неразрывно связанных между собой. Это гармоничное взаимодействие объекта и субъекта, в результате которого человечество получает существенные знания об окружающем мире. По мере того, как росло сознание людей, их всё больше интересовали не просто проблемы бытия, а происхождение мира и то, какую роль в этом процессе играет познание и творчество. В настоящее время, в связи с беспрерывным потоком новейшей информации, инноваций (открытий, преобразований) в науке и общественных отношениях возникает потребность творчески подходить к решению научных и технических проблем. Познание и творчество с этой стороны являются наиболее важными факторами, активизирующими человеческую личность и заставляющими её раскрыться более полно. В целом, это способствует достижению конечной цели.

Таким образом, познание и творчество всегда были движущим фактором развития общества. Но, в настоящее время люди сталкиваются с явным кризисом созидания, который образовался в результате нарастающего духовного вакуума. Однако, преодолеть эту ситуацию может целенаправленное акцентирование внимания на значении духовности гармоничного развития человека и общества в целом.

Завершая анализ теории познания, следует подчеркнуть, что человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, человеческое общество, вся материальная и духовная культура - продукт познания мира и его преобразования, продукт творчества.

Творческий характер носит и само познание, и практическая деятельность, в основе которой лежат ее результаты.

Творчество проявляется и в движении познающей мысли по непроторенным путем, и в продуктах труда, прежде всего в технике, отличающихся новизной, в обновлении различных сторон необъятного мира материальной и духовной культурой.

Но что такое творчество? Творчество - это деятельность по созданию неповторимых по характеру осуществления и результату оригинальных в общественно-историческом отношении, а не только в индивидуальном уникальных материальных и духовных ценностей (открытие новых свойств и закономерностей, создание ценностей искусства, новых образцов техники и новых видов технологии и т. д. ).

Мир творчества бесконечно многообразен, как многообразна сама духовная и практическая деятельность. Новаторство и новации - необходимая сторона развития и познавательной, теоретической и преобразующей, практической деятельности людей, развития общества в целом.

Основными видами творчества являются научное, изобретательское, политическое, организаторское, философское, художественное. мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое.

В конечном счете в основе творчества и творческой деятельности лежат общественные потребности, а если идти дальше, то противоречия, возникающие в научном познании и практической деятельности, разрешение которых предполагает выход за пределы достигнутого уровня знаний или за рамки существующего уровня техники и технологии и т. д.

Так, разрешение противоречия между фактом постоянства скорости света и основоположениями классической механики вызвало к жизни теорию относительности, противоречие между растущими прочностными характеристиками материалов и устаревшими неэффективными методами их обработки породило новые технологии - электрохимическую, технологию обработки металлов в состоянии сверхпластичности и т. д.

Часто точки роста научного знания возникают на границе - новый эмпирический факт и неспособность старой теории объяснить его.

В области технического развития подобные точки роста связаны с противоречиями между старой технологией и новой техникой, старой технологией и новыми характеристиками конструкционных материалов и т. д.

Каковы же основные предпосылки развития творческих потенций человека?

Прежде всего это обширные и глубокие знания в определенной области как условий видения имеющихся проблем и база для их разрешения.

Второй очень важный момент - свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Что бы то ни было, монополия на истину в последней инстанции и творческий поиск в науке - вещи несовместимые. Именно такая ситуация имела место в общественных науках во времена культа личности Сталина да и в эпоху застоя.

Наконец, предпосылкой и условием творчества является развитие необходимых для этого способностей, в частности, воображения, особенно продуктивного, способности формирования нового наглядного или наглядно-понятийного образа, модели потребного будущего и т. д.

Одно из средств развития воображения - приобщение к искусству. Характерно, что многие выдающиеся ученые, инженеры прямо указывали на ту роль, которую искусство играло в их научном и техническом творчестве.

Именно развитое творческое воображение выступает в качестве средства прорыва традиционных представлений, выхода за их пределы. Будучи слитым с мышлением в органическое единство, творческое воображение усиливает продуктивную мощь мышления, расширяет пространство продуктивного поиска.

Завершая разговор о творчестве, нельзя обойти вопрос о природе интуиции и ее роли в творчестве.

Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно логические аргументы в его пользу.




Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют _интуицией . .

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. И хотя механизмы интуиции до настоящего времени изучены недостаточно, однако ее научный анализ требует лишить это явление ореола таинственности.

Роль интуиции в творческом процессе трудно переоценить. Об этом свидетельствуют мнения выдающихся ученых. Так, А. Эйнштейн утверждал, что подлинной ценностью является в сущности только интуиция. В свою очередь другой великий физик Луи де Бройль писал: "Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания путем внезапных опасных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения" . (Бройль де Л. По тропам науки. М. , 1962. С. 295).

Прежде всего интуиция, как уже отмечено выше, - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы , все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Завершая конспективный, схематический анализ проблемы творчества, следует подчеркнуть, что атмосфера, обновления всех сфер общественной жизни особенно благоприятна для приложения творческих потенций, для развития социального и научно-технического творчества. Все это требует вовлечения в процесс творчества все больше молодых сил. Обстановка демократизации отношений и в науке, и в обществе, дух гласности и критики, свободного обмена, , борьбы и плюрализма мнений - все это создает такую обстановку, которая будет благоприятствовать развитию творческих способностей и их применению на всех участках, во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем и в наши дни новаторство и творчество требуют немалой энергии, поскольку на их пути нередко появляются бюрократические рогатки и иные помехи. Поэтому включаясь в решение задач обновления нашей жизни, прокладывая дорогу новому, следует быть готовыми к преодолению подобных препятствий.

Завершая анализ теории познания, следует подчеркнуть, что человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, человеческое общество, вся материальная и духовная культура - продукт познания мира и его преобразования, продукт творчества.

Творческий характер носит и само познание, и практическая деятельность, в основе которой лежат ее результаты.

Творчество проявляется и в движении познающей мысли по непроторенным путем, и в продуктах труда, прежде всего в технике, отличающихся новизной, в обновлении различных сторон необъятного мира материальной и духовной культурой.

Но что такое творчество? Творчество - это деятельность по созданию неповторимых по характеру осуществления и результату оригинальных в общественно-историческом отношении, а не только в индивидуальном уникальных материальных и духовных ценностей (открытие новых свойств и закономерностей, создание ценностей искусства, новых образцов техники и новых видов технологии и т. д. ).

Мир творчества бесконечно многообразен, как многообразна сама духовная и практическая деятельность. Новаторство и новации - необходимая сторона развития и познавательной, теоретической и преобразующей, практической деятельности людей, развития общества в целом.

Основными видами творчества являются научное, изобретательское, политическое, организаторское, философское, художественное. мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое.

В конечном счете в основе творчества и творческой деятельности лежат общественные потребности, а если идти дальше, то противоречия, возникающие в научном познании и практической деятельности, разрешение которых предполагает выход за пределы достигнутого уровня знаний или за рамки существующего уровня техники и технологии и т. д.

Так, разрешение противоречия между фактом постоянства скорости света и основоположениями классической механики вызвало к жизни теорию относительности, противоречие между растущими прочностными характеристиками материалов и устаревшими неэффективными методами их обработки породило новые технологии - электрохимическую, технологию обработки металлов в состоянии сверхпластичности и т. д.

Часто точки роста научного знания возникают на границе - новый эмпирический факт и неспособность старой теории объяснить его.

В области технического развития подобные точки роста связаны с противоречиями между старой технологией и новой техникой, старой технологией и новыми характеристиками конструкционных материалов и т. д.

Каковы же основные предпосылки развития творческих потенций человека?

Прежде всего это обширные и глубокие знания в определенной области как условий видения имеющихся проблем и база для их разрешения.

Второй очень важный момент - свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Что бы то ни было, монополия на истину в последней инстанции и творческий поиск в науке - вещи несовместимые. Именно такая ситуация имела место в общественных науках во времена культа личности Сталина да и в эпоху застоя.

Наконец, предпосылкой и условием творчества является развитие необходимых для этого способностей, в частности, воображения, особенно продуктивного, способности формирования нового наглядного или наглядно-понятийного образа, модели потребного будущего и т. д.

Одно из средств развития воображения - приобщение к искусству. Характерно, что многие выдающиеся ученые, инженеры прямо указывали на ту роль, которую искусство играло в их научном и техническом творчестве.

Именно развитое творческое воображение выступает в качестве средства прорыва традиционных представлений, выхода за их пределы. Будучи слитым с мышлением в органическое единство, творческое воображение усиливает продуктивную мощь мышления, расширяет пространство продуктивного поиска.

Завершая разговор о творчестве, нельзя обойти вопрос о природе интуиции и ее роли в творчестве.

Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно логические аргументы в его пользу.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют _интуицией . .

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. И хотя механизмы интуиции до настоящего времени изучены недостаточно, однако ее научный анализ требует лишить это явление ореола таинственности.

Роль интуиции в творческом процессе трудно переоценить. Об этом свидетельствуют мнения выдающихся ученых. Так, А. Эйнштейн утверждал, что подлинной ценностью является в сущности только интуиция. В свою очередь другой великий физик Луи де Бройль писал: "Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания путем внезапных опасных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения" . (Бройль де Л. По тропам науки. М. , 1962. С. 295).

Прежде всего интуиция, как уже отмечено выше, - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы , все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Завершая конспективный, схематический анализ проблемы творчества, следует подчеркнуть, что атмосфера, обновления всех сфер общественной жизни особенно благоприятна для приложения творческих потенций, для развития социального и научно-технического творчества. Все это требует вовлечения в процесс творчества все больше молодых сил. Обстановка демократизации отношений и в науке, и в обществе, дух гласности и критики, свободного обмена, , борьбы и плюрализма мнений - все это создает такую обстановку, которая будет благоприятствовать развитию творческих способностей и их применению на всех участках, во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем и в наши дни новаторство и творчество требуют немалой энергии, поскольку на их пути нередко появляются бюрократические рогатки и иные помехи. Поэтому включаясь в решение задач обновления нашей жизни, прокладывая дорогу новому, следует быть готовыми к преодолению подобных препятствий.

Презентаци я может быть использована на уроках обществознания.

ВложениеРазмер
презентация может быть использована на уроках обществознания 70.38 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.

Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. В числе философов, размышлявших над природой творческого процесса, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое.

2.Характеристика творческого процесса - Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции.

Вид творчества Функция (цель) Предмет (результат) Художественное творчество Создание новых эмоций произведения (искусства) Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы Политическое творчество Создание новых догм общественной жизни Решения, законы, дипло-матические договоры Спортивное творчество Создание (достижение) новых результатов Сила, Скорость, Выносливость

четыре стадии творческого мышления: Подготовка – формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация – временное отвлечение от задачи. Озарение – появление интуитивного решения. Проверка – испытание или реализация решения.

4.Заключение. Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Через творчество осуществляется связь человека с миром.

Таким образом, творчество целесообразно рассматривать как неотъемлемый элемент познания. Оно соотносится с познанием посредством восприятия и воображения. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт творчества как необходимый компонент. Творчество может выступать не только как результат познания, но и как средство познания, как конструктивный элемент структуры познания.

Познание является творческим процессом. Познание – мыслительная рефлексия, а его основой выступают возможности творческого воображения, интуиции.

Интуиция

В научной среде, интуиция является чем-то вроде вдохновения. Истина постигается непосредственно, для этого не нужно участие сознания.

Интуиция выступает прямым переживанием действительности. Говоря словами знаменитого немецкого поэта И. Гете, интуиция является откровением, которое развивается внутри человека.

Интуиция подобна вдохновению, духовному видению, откровению. Оно заложено в бессознательном слое психики.

К интуиции обращаются, когда ум близок к своим пределам. Человек может обнаружить у себя мыслительные процессы, происходящие неосознанно. Такая интуиция становится востребованной.

Скрытая работа сознания становится продуктивной. Аналитическая работа интеллекта озаряется искрой. Эта работа показывает какими неисчерпаемым потенциалом обладают размышления. Разум вооружается тончайшими механизмами творчества, внезапного просветления.

Многие открытия совершаются совершенно непредвиденным образом. Мышление имеет связь с творческим порывом. Известным фактом из жизни немецкого физика А. Эйнштейна то, что для преодоления трудных мыслей он играл на скрипке. Таким образом он хотел достичь эмоционального подъем. Многие его современники утверждали, что его теория относительности является результатом гениальной интуиции.

Интуиция и сноведения

Многие изобретения и художественные произведения приходили в сознание гениев во сне. Так, например, американскому механику и предпринимателю Элиасу Хау никак не удавалось создать работающую конструкцию швейной машины. Именно во сне он видел, что ушко игры должно быть внизу, а не вверху или в середине, как это было в его предыдущих моделях, работающих плохо.

С подобной проблемой столкнулся и немецкий химик А. Кекуле. Ученому не удавалось найти разгадку формулы молекулы бензола. Было очевидно, что в формуле не хватает атомов водорода для компенсации валентности шести атомов углерода, которые располагались по прямой линии (так изображались тогда формулы органических соединений).

Во сне А. Кекуле увидел атомы, извивающиеся как змеи. Один из таких атом схватил собственный хвост. Этот образ не покидал химика до самого пробуждения. Проснувшись, он работал всю ночь над следствиями, вытекающими из этой гипотезы". Благодаря этому сну, А. Кекуле смог изобразить формулу бензола в виде кольца. Это стало началом химии красителей и фармацевтических соединений.

Свою Нобелевскую премию австралийский физиолог О. Леви получил благодаря увиденному сну. Его открытие стало результатом двойного сна. Ученый не мог разгадать механизм, который помогал нервной системе регулировать сердечные сокращения. Однажды ночью он увидел некоторые подсказки для решения этого вопроса, проснувшись Леви сделал несколько записей и уснул вновь. На следующую ночь ему приснился тот же сон снова. На этот раз физиолог сразу же отправился в лабораторию для проведения эксперимента, не полагаясь на записи.

Бельгийский журналист и писатель Раймонд де Бекер посвятил некоторые свои работы изучению такого явления, как творческий сон. В ходе своей деятельности он описал много примеров, когда люди во сне видели ответы на волнующие их вопросы.

В ряд гениальных творческих деятелей искусства, видевших свои произведения во сне, входят такие имена как Л. Толстой, В. Моцарт, В. Ван-Гог, Э. По, К. Сен-Санс, Вольтер, Ж. де Лафонтен.

Инкубационный сон

На протяжении целого века (с VI в. до н.э. и по VI в. н.э.) в Греции и Риме практиковался метод инкубации сна. Инкубационный сон предполагал уход человека в священное место, где просил божеств получить нужный сон.

Просьбы древних людей были разнообразны. Они желали получить божественный свет, который поможет в укладке камней, даст средство от бесплодия, поставить диагноз болезни и соответственно обеспечит лечением от нее. Чаще всего люди за этим шли в храмы Эскулапа. В этих храмах были жрецы, которые участвовали в молитвенных песнопениях.

Для того, чтобы получить ответ и помощь во сне нужно было соблюдать некоторые запреты. Нельзя было пить вино, иметь какую-либо связь с женщинами, также нельзя было употреблять в пищу продукты, которые могут препятствовать появлению сновидений. Просящий человек должен был совершить ритуальные очистительные омовения.

Исполнив все предписания, человек укладывался на окровавленные шкуры овец и быков, которые были принесены в жертву, рядом со спящим должны были ползать священные змеи храма. Если же сон было трудно растолковать, человек мог обратиться к толкователям снов.

В древнеегипетском городе Мемфисе над дверью одного из таких толкователей висела следующая табличка: "Толкую сны, Мандат выдан самим господом Богом". >

Процесс творчества

Процесс научного творчества характеризуется тем, что в нем взаимодействуют логика и интуиция. Центральным моментом творчества выступает возникновение новых идей. Моменты озарения иногда сопровождаются отключением логики. Важной стороной творчества является такая особенность как способность замечать на первый взгляд неочевидные вещи, не проходить мимо случайностей, уметь их истолковывать.

В этом примере случай благоприятствовал подготовленному уму. Люди, которые отличаются любознательностью с детства, при этом получившие соответствующую подготовку и образование, имеют больше способностей к осуществлению научных открытий.

Творчество является индивидуальным актом. Он глубоко личный, хотя и подвержен влиянию предрассудков, предвзятых мнений. Для всех ученых мира существуют одинаковые критерии оценки чего-то нового в научном мире.

Новое открытие получает такой статус, когда проходит через сравнение и сопоставление уже существующих и известных устоявшихся научных взглядов. Одним из условий научного открытия выступает способность обращать внимание на странности, на необычные, пусть кажущиеся незначительными, события.

Среди ученых встречаются те, что не мало возлагают на интуицию в их творчестве. Русский химик Д. И. Менделеев долго не мог расположить химические элементы в нужном порядке, но во сне он увидел расположенные в периодической таблице элементы.

Французский биолог Л. Пастер признавался, что многие чужие научные труды и идеи послужили основой его научных взглядов. Так, например, на примере брожения винограда он разгадал механизм гниения мяса.

Шотландский инженер, изобретатель-механик Джеймс Уатт смог изобрести паровую машину, после опыта наблюдения за потоками пара и потоком воды в гидравлической турбине.

Есть общее мнение, что верим в то, что уже доказано или было использовано. По мнению многих, веру нельзя обосновать, и поэтому она неразумная вера. В основном этот взгляд правилен. Обычно знание идет в противовес вере. Последняя обычно отказывается от сомнения и доказательств. Несмотря на это, важным элементом процесса познания остается вера.

Английский философ Бертран Рассел (1872–1970) иллюстрирует эту мысль такими рассуждениями. Почти все наши обычные убеждения выводятся или могут быть выведены из других убеждений, которые могут рассматриваться в качестве их основы. Как правило, эта основа или забыта, или никогда не осознавалась. Философ рассуждает: представим себе настойчивого Сократа, который, не удовлетворяясь никаким основанием, продолжает требовать основание.

Идя от обычных повседневных взглядов, мы можем пойти назад, от пункта к пункту, пока не достигнем некоторого общего принципа. Так, в процессе познания ученый может подвергнуть сомнению все, с чем он работает. В то же время ему приходится опираться на самоочевидные истины. Степени самоочевидности важны в познании.

Согласно научному провозглашению, истина не может быть достижима, пока у человека существуют ограничения в ближайшей сфере своего непосредственного опыта. Наука устремлена к всестороннему взгляду на мир, она не описывает отдельные и изолированные факты. Поиски науки направлены на простоту и порядка в явлениях. Этот порядок проявляется в существующих регулярностях, единых формах явлений природы. Это движение планет, вращение Солнца и Луны, смене времен года, являющимся великими открытиями в истории человечества.

В умственном развитии человечества науке отведена последняя ступень. Она высшая и наиболее специфичное достижение в культуре людей. Наиболее точно к науке применимы слова древнегреческого математика, физика и инженера Архимеда: "Дайте мне точку опоры и я переверну мир".

Но не стоит считать науку как совокупность открытий. Несмотря на то, что многие древние цивилизации принесли миру множество приспособлений и материалов, у них не появилось науки как таковой. Например, Китаю принадлежит изобретение пороха, бумаги и шелка.

Однако наука там не появилась, ибо для появления науки важно, чтобы отдельные открытия сложились в относительную целостность. Это произошло в античной Греции.

Логика как научная дисциплина

Логика занимается изучением общезначимых форм мысли (понятиях, суждениях, умозаключениях). Это наука о правилах образования и вывода общезначимых форм мысли, об отношениях между значениями понятий, а также о способах их формализации.

Проблемой в логике является то, что выражение в языке мысли приводит к искажению характера знания. Согласно мнению австрийского философа и логика Л. Витгенштейна, язык может преодолевать мысли. Их преодоление происходит неузнаваемо, поэтому внешняя форма одежды препятствуют адекватному суждению о форме, облаченной в нее мысли. Это утверждение является логичным, так внешняя форма одежды создается не для суждения о ней по форме тела. Скорее, наоборот.

Логика использует категориальный аппарат. В этом случае можно встретить понятие как одну из форм отражения мира на ступени познания, имеющей связь с применением языка, форма обобщения предметов и явлений.

Суждение является равносильным мысли. Мысль выражена в форме предложения. В этом предложении встречается некое утверждение или отрицание объектов. Суждение является объективно либо истинным, либо ложным.

Умозаключение можно приравнивать к рассуждению. В процессе рассуждения выводится новое суждение (называемое заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Новое суждение выводится из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения.

Формальная логика занимается изучением форм мысли. К формам мысли относятся суждения, понятия, умозаключения, доказательства. Они рассматриваются со стороны их логической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания.

Общая задача формальной логики – сформулировать законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Новый этап в развитии формальной логики наступил с конца XIX – начала XX в., когда стала интенсивно развиваться математическая логика.

Аналогия – это установление отношения между двумя предметами, которое дает возможность переносить информацию, полученную при исследовании предмета (модели) на другой предмет, называемый прототипом. Доказательство – рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения, которое называется тезисом. Опровержение – обоснование ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств.

Читайте также: