Карен хорни страх перед женщиной кратко

Обновлено: 07.07.2024

Теория неврозов Карен Хорни

Теория неврозов Карен Хорни

Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь особого внимания, так как, судя по всему, намного больше любил ее старшего брата Брендта.

В девять лет Карен без ума влюбилась в Брендта, а когда тот отверг ее чувства, девочка впала в депрессию, сопровождавшую ее всю жизнь. Карен казалась себе непривлекательной, и, по ее мнению, единственный для нее путь добиться успеха в жизни - это как можно лучше учиться в школе.

В 1920 году Карен Хорни начала читать лекции в Берлинском психоаналитическом обществе, а в 1923-м потеряла любимого брата Брендта. Карен очень тяжело переживала его смерть - у нее случился очередной приступ сильнейшей депрессии. В 1926 году она рассталась с мужем, а в 1930-м вместе с тремя дочерьми переехала в США, поселившись в Нью-Йорке, в немецко-еврейском квартале Бруклина. Именно там Карен подружилась со многими известными психологами, в том числе с Эрихом Фроммом и Гарри Салливеном.

Наибольшую известность Карен Хорни принесли исследования в области неврозов, несогласие и разрыв с Зигмундом Фрейдом по так называемому женскому вопросу и то, что она высекла в психологическом научном сообществе искру интереса к психологии женщин. Кроме того, исследователь твердо верила, что человек способен быть психотерапевтом сам для себя, и подчеркивала важную роль самопомощи и самоанализа. Карен Хорни скончалась от рака 4 декабря 1952 года в возрасте шестидесяти семи лет.

Психология женщин

Карен Хорни никогда не училась непосредственно у Зигмунда Фрейда, но превосходно знала его труды и даже преподавала психоанализ в Берлинском и Нью-Йоркском психологических институтах. В процессе этой деятельности она изменила свое отношение к теориям Фрейда и со временем окончательно порвала с его научной школой.

Среди стадий психосексуального развития, выделяемых Зигмундом Фрейдом, есть фаллическая стадия - ее проходят в возрасте от трех до шести лет. На этом этапе, по утверждению психоаналитика, взаимоотношения девочек с отцами базируются на зависти к пенису. Хорни не была согласна с такой идеей, считала ее уничижительной по отношению к женщинам и в корне неверной. По ее мнению, на фаллической стадии имеет место явление, которое она называла завистью к матке, - якобы, наоборот, мужчина завидует способности женщины рожать детей.

В итоге он стремится компенсировать свой комплекс неполноценности, стараясь преуспеть по-другому. Иными словами, поскольку мужчина не обладает репродуктивной способностью, он старается оставить свой след в мире альтернативными способами. В большинстве случаев эти старания приводят к успеху, однако нередко они кончаются тем, что требуется вызов нарколога на дом или бригады скорой помощи.

Хорни также считала, что утверждение Фрейда о фундаментальном отличии личностей мужчины и женщины ошибочно. Фрейд объяснял это исключительно биологическими факторами, а Хорни утверждала, что если бы на женщин не налагали значительных культурно-социальных ограничений, как бывает довольно часто, представители обоих полов были бы совершенно равны. В те времена общество теорию Хорни не приняло, однако впоследствии, уже после смерти психолога, она способствовала распространению идеи равноправия полов.

Теория неврозов

Теория неврозов Карен Хорни - одна из самых известных теорий в этой области психологии. Хорни считала, что межличностные отношения создают базальную тревогу, а невроз представляет собой своего рода защитный механизм, позволяющий с ней справляться. Психолог разделила невротические потребности на три большие группы, в связи с чем выделяются три типа невротической личности —беспомощный, агрессивный и обособленный.

Уравновешенная и хорошо адаптирующаяся личность успешно использует все три линии поведения. Невротиком человек становится в том случае, если одна из них доминирует.

Зависимость

Невроз такого типа заставляет человека постоянно стремиться к помощи и одобрению окружающих, подтверждению другими людьми собственной правоты; только в этом случае он чувствует себя ценным и значимым. Таким людям необходимо нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они нередко становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.

Власть и контроль

Стремясь к высокой самооценке, люди стараются ослабить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать окружающих. Люди с такими потребностями предстают в глазах других как недобрые, эгоистичные, властолюбивые и одержимые идеей контроля. Хорни утверждала, что человек проецирует свою враждебность на других в ходе психического процесса, который психолог назвала экстернализацией, а потом находит оправдания своему жестокому поведению.

Обособленность

Невроз этого типа ведет к асоциальному поведению; окружающим такой человек кажется равнодушным и безразличным. В основе такой линии поведения лежит идея, что ограничение контактов с другими людьми позволит избежать опасности и умерить тревогу. Обычно в результате приходит чувство пустоты и одиночества.

В рамках этих трех групп неврозов Хорни выделяла десять невротических потребностей:

— Зависимость

1. Потребность в любви и одобрении - желание во что бы то ни стало соответствовать ожиданиям окружающих, доставлять им удовольствие, делать их довольными и счастливыми, нравиться им. Люди, испытывающие эту потребность, очень боятся враждебности или проявлений злобы других людей и чрезвычайно чувствительны к критике и неприятию.

2. Потребность в руководящем партнере, который будет контролировать его жизнь. Эта потребность предполагает сильный страх перед перспективой быть брошенным и забытым и веру в то, что постоянный партнер поможет решить любые проблемы, которые могут возникнуть в жизни.

— Власть и контроль

1. Потребность во власти. Люди с этой потребностью контролируют других и стараются доминировать потому, что ненавидят слабость и восхищаются силой.

2. Потребность в эксплуатации. Люди с такими наклонностями манипулируют окружающими. Они убеждены, что другие существуют только для того, чтобы их использовать. Связи и взаимоотношения с остальным миром, с их точки зрения, нужны лишь для того, чтобы иметь контроль, секс или деньги.

3. Потребность в престиже. Эти люди стремятся к публичному признанию и одобрению. Социальный статус, материальные блага, профессиональные достижения, личные качества и даже родственные связи и любовные отношения оцениваются с точки зрения престижа. Этим людям свойствен сильный страх перед негативным общественным мнением.

4. Потребность в личных достижениях. Стремление к успеху - вполне нормальное качество. Но невротик может стать одержимым этой идеей, а его желание достижений основывается на чувстве незащищенности. Он страшно боится неудачи, поэтому ему всегда надо быть лучше других.

5. Потребность в восхищении. Для таких людей характерен нарциссизм, желание выглядеть в глазах других идеальным - именно выглядеть, а не быть на самом деле.

— Обособленность

1. Потребность в безупречности. Человек с таким неврозом обычно очень боится своих недостатков и изъянов и постоянно старается их выявлять, чтобы как можно быстрее скрыть или избавиться от них.

3. Потребность в жизненных ограничениях, позволяющих оставаться в узких рамках. Люди, испытывающие такую потребность, стараются оставаться незаметными, привлекать к себе как можно меньше внимания. Они обычно недооценивают свои навыки и таланты, не требуют многого от окружающих, не стремятся к материальным благам, довольствуются очень малым и считают свои нужды и потребности второстепенными.

Идеи Карен Хорни оказали огромное влияние на современную психологию. Ее теория неврозов как механизма снятия тревоги и классификация невротических потребностей совершили настоящий прорыв в науке. А благодаря решительному неприятию идей Зигмунда Фрейда, базирующихся на превосходстве мужского пола над женским, Хорни заслужила репутацию защитницы равноправия полов и признанного мастера в сфере женской психологии.

И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло,
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.
И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-Бога призвал…
И дрогнули зрители все, возопив —
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.
Я видел, как в черной пучине кипят,
В громадный овивался клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская.

Мужчины не устают находить образы, чтобы выразить неистовую силу, влекущую его к женщине, и сопровождающий это стремление страх оказаться ею погубленным. В частности, я бы хотела упомянуть волнующее изображение этого страха в поэме Гейне о легендарной Лорелее, которая сидит на высоком берегу Рейна и своей красотой заманивает лодочников.

В процессе анализа страх перед женщиной проявляется весьма отчетливо. Мужская гомосексуальность, как, впрочем и другие перверсии, основывается на желании избежать женских гениталий или отрицать само их существование. Фрейд, в частности, показал, что это является фундаментальной особенностью фетишизма; он полагает, однако, что она основана не на тревожности, а на чувстве отвращения из-за отсутствия у женщины пениса. Я же считаю, что даже из его рассуждений мы вынуждены сделать заключение о наличии здесь тревоги. То, что на самом деле мы видим, — это страх вагины, тонко замаскированный под отвращение. Только тревожность является достаточно сильным мотивом, чтобы удержать мужчину, либидо которого, несомненно, подталкивает его к союзу с женщиной, от стремления к этой цели. Построения Фрейда не объясняют эту тревожность. Страх мальчика перед отцом из-за угрозы кастрации — недостаточная причина, чтобы бояться существа, которого эта кара уже постигла. За страхом перед отцом должен стоять другой страх, объектом которого является женщина или женские гениталии. И этот страх вагины, несомненно, проявляется не только у гомосексуалистов и при перверсиях, но и в сновидениях проходящих анализ мужчин. Сновидения такого рода известны каждому аналитику, поэтому я только вкратце напомню их основные сюжеты: автомобиль мчится вперед, неожиданно попадает в яму и разваливается на куски; лодка плывет по узкому проливу и ее неожиданно засасывает водоворот; открывается подвал с ужасными кровососущими растениями и дикими зверями; человек взбирается по трубе, рискуя сорваться и погибнуть.

Доктор Баумейер из Дрездена разрешил мне рассказать о серии экспериментов, возникших в результате случайного наблюдения и иллюстрирующих страх перед вагиной. Врач в санатории играла с детьми в мяч, а затем показала им, что мяч порвался. Она развела края разреза и засунула туда палец, так что он оказался там зажатым. Из двадцати восьми мальчиков, которым она предложила проделать то же самое, только шесть сделали это без страха, а восьмерых она так и не сумела уговорить. Из девятнадцати девочек девять засовывали пальцы без следа страха, остальные обнаружили некоторые затруднения, но ни у кого из них не было серьезной тревоги.

Без сомнения, страх перед вагиной зачастую скрывается за страхом перед отцом, который также имеет место; или, на языке бессознательного, за страхом пениса в вагине женщины.

Исходя из всего вышесказанного, я считаю вполне вероятным, что мужской страх перед женщиной (матерью) или женскими гениталиями более глубоко укоренен, более значим и обычно более энергично вытесняется, чем страх перед мужчиной (отцом), и что стремление обнаружить пенис у женщины представляет собой прежде всего судорожную попытку отрицать существование зловещих женских гениталий.

Но, несомненно, суть собственно фаллических импульсов, исходящих от органических ощущений, состоит в желании проникнуть. То, что эти импульсы действительно существуют, вряд ли вызывает сомнение; они слишком отчетливо проявляются в детских играх и при анализе маленьких детей. Опять-таки трудно сказать, из чего состоят сексуальные желания мальчика в отношении матери, если не из этих самых импульсов; или почему объектом тревоги, связанной с мастурбацией, должен быть кастрирующий отец, не будь мастурбация в значительной степени аутоэротическим выражением гетеросексуальных фаллических импульсов.

В фаллической фазе психическая ориентация мальчика является преимущественно нарциссической; следовательно, период, в котором его генитальные импульсы направлены на объект, должен быть более ранним. Определенно, следует учитывать и возможность того, что они не направлены на женские гениталии, о существовании которых он инстинктивно догадывается. В сновидениях, как детских, так и более поздних, в симптомах и особых типах поведения мы и в самом деле обнаруживаем репрезентации орального, анального или садистского коитуса без специфической локализации. Но мы не можем считать это доказательством примата соответствующих импульсов, поскольку не знаем, действительно ли и в какой мере эти явления выражают смещение от собственно генитальной цели. В сущности, все это может быть лишь свидетельством того, что данный индивид проявляет специфические оральные, анальные или садистские наклонности. Ценность подобного свидетельства невелика, поскольку эти репрезентации всегда связаны с определенными аффектами, направленными против женщин, и поэтому нельзя сказать, не являются ли они, по сути, продуктом или выражением этих аффектов. Например, тенденция унижать женщин может выражаться в анальных репрезентациях женских гениталий, тогда как оральные репрезентации могут выражать тревогу.

В пубертате обычный мальчик уже имеет сознательное представление о вагине, но то, чего он боится в женщинах, — это нечто иррациональное, незнакомое и таинственное. Если взрослый мужчина продолжает относиться к женщине как к великой тайне, проникнуть в которую он не в силах, это чувство в конечном счете может быть связано только с одним — с тайной материнства. Все остальное — лишь остаток страха перед этой тайной.

Каков источник этой тревоги? Каковы ее основные черты? И какие факторы омрачают ранние отношения мальчика с матерью?

В статье о женской сексуальности Фрейд указал на наиболее очевидные из этих факторов: мать первая, кто запрещает ребенку инстинктивные действия, потому что именно она ухаживает за младенцем. Во-вторых, ребенок, очевидно, испытывает садистские импульсы по отношению к телу матери, которые, по всей вероятности, связаны с яростью, вызванной ее запретами, и, в соответствии с законом талиона, этот гнев оставляет после себя осадок в виде тревоги. И наконец — и это, пожалуй, главное — еще один такой фактор образует специфическая судьба самих генитальных импульсов. Анатомические различия между полами приводят к совершенно различной ситуации у девочек и мальчиков, и чтобы действительно понять их тревогу и отличия их тревоги, мы должны прежде всего принять во внимание реальную ситуацию ребенка в период его ранней сексуальности. Природа девочки, которая обусловлена биологически, наделяет ее желанием принимать, вбирать; она чувствует или знает, что ее гениталии слишком малы для отцовского пениса, и это заставляет ее реагировать на собственные генитальные желания непосредственно тревогой; она боится, что, если ее желания осуществятся, она сама или ее гениталии будут уничтожены.

Мальчик, напротив, чувствует или инстинктивно оценивает, что его пенис слишком мал для гениталий матери, и реагирует страхом оказаться несостоятельным, отвергнутым и униженным. Следовательно, его тревога лежит совсем в другой области, чем тревога девочки; его изначальный страх перед женщиной является вовсе не страхом кастрации, а реакцией на угрозу его самолюбию.

Чтобы быть правильно понятой, позвольте мне подчеркнуть, что эти процессы, как я полагаю, протекают чисто инстинктивно на основе органических ощущений и напряжений, исходящих от органических потребностей; другими словами, я считаю, что эти реакции возникли бы даже в том случае, если бы девочка никогда не увидела пениса своего отца, а мальчик — гениталий своей матери и никто бы из них не приобрел теоретических знаний о существовании этих органов.

Из-за своей реакции мальчик подвергается иного рода и более серьезной фрустрации со стороны матери, чем девочка из-за своих переживаний в отношении отца. В любом случае удар наносится по либидинозным импульсам. Однако девочка находит в своей фрустрации некоторое утешение — она сохраняет свою физическую целостность. Мальчик же получает еще один удар по чувствительному месту — он ощущает свою генитальную несостоятельность, и это чувство, вероятно, сопровождает его либидинозные желания с самого начала. Если мы считаем, что наиболее общей причиной для неистовой ярости является неосуществление жизненно важных на данный момент импульсов, то из этого следует, что фрустрация мальчика матерью должна вызывать у него удвоенную ярость: во-первых, из-за обращения вспять его либидо и, во-вторых, из-за его уязвленного мужского самолюбия. Одновременно вновь разгорается прежняя обида, проистекающая из догенитальных фрустраций. В результате его фаллические импульсы к проникновению смешиваются с гневом и фрустрацией и принимают садистский оттенок.

Очень часто этот страх в свою очередь оставляет долгий след на установке мужчины по отношению к женщине, о чем нам известно из множества примеров из жизни самых разных народов в самые разные времена. Однако я не думаю, что это происходит непременно со всеми мужчинами в сколько-нибудь значительной степени, и, несомненно, это не является отличительной чертой отношения мужчины к противоположному полу. Тревога такого рода весьма напоминает тревогу, которую мы встречаем у женщин. Если в процессе анализа мы обнаруживаем, что она достигла сколько-нибудь существенной интенсивности, то речь неизменно идет о мужчине, установка которого по отношению к женщинам, несомненно, является невротической.

С другой стороны, я полагаю, что тревога, связанная с уязвленным самолюбием, оставляет более или менее заметные следы в каждом мужчине и накладывает на его общую установку по отношению к женщинам особый отпечаток, который либо вообще отсутствует в установке женщин по отношению к мужчинам, либо, если и присутствует, то является вторичным приобретением. Другими словами, она не является неотъемлемой частью женской натуры.

Согласно моему опыту, страх быть осмеянным и отвергнутым является типичным ингредиентом при анализе любого мужчины, независимо от того, каковы его душевные свойства или структура невроза. Аналитическая ситуация и постоянная сдержанность женщины-аналитика выявляют эту тревогу и чувствительность более отчетливо, чем они обнаруживаются в обычной жизни, предоставляющей мужчинам множество возможностей избежать этих чувств, либо уходя из ситуаций, которые могут их вызывать, либо за счет сверхкомпенсации. Специфическую основу этой установки определить довольно сложно, потому что при анализе она, как правило, скрывается за женской ориентацией, по большей части бессознательной.

Основываясь на собственном опыте, я берусь утверждать, что последняя ориентация является не менее распространенной, хотя и менее очевидной (по причинам, о которых я скажу позднее), чем мужская установка у женщин. Я не стану предлагать обсудить здесь различные ее источники; я хочу лишь сказать, что, на мой взгляд, рана, нанесенная самолюбию мальчика, может быть одним из факторов, вызывающих у него неприязнь к своей мужской роли.

Соответственно, доминирующее в этой стадий любопытство и специфический характер мальчишеского любопытства мы должны понимать как отступление от объекта, сопровождающееся нарциссически окрашенной тревогой.

Таким образом, первой реакцией мальчика является усиление фаллического нарциссизма. В результате прежнее желание быть женщиной, которое мальчики помладше выражают безо всякого смущения, теперь вызывает у него отчасти тревогу, как бы оно не было принято всерьез, отчасти страх кастрации. Убедившись, что мужской комплекс кастрации в значительной мере является ответом Я на желание быть женщиной, мы уже не можем полностью разделять мнение Фрейда, что бисексуальность гораздо отчетливее проявляется у женщин, нежели у мужчин. Этот вопрос нам придется оставить открытым.

Такова, пожалуй, основная причина того, почему при анализе женщин, боящихся своих мужских наклонностей, мы постоянно обнаруживаем, что они бессознательно относятся к честолюбию и достижениям как к мужским атрибутам, несмотря на значительное расширение сферы активности женщин в реальной жизни.

Другой способ заглушить боль от ноющего нарциссического шрама — это принять установку, описанную Фрейдом как склонность к выбору недостойного объекта любви.

Психология женщин рассматривалась до сих пор только с точки зрения мужчин. Позиция мужского превосходства объективно значима в личностном чувственном отношении мужчин к женщинам. По Делиусу, психология женщин до сих пор изображается только как откладывание желаемого на потом и разочаровывание мужчин (Horney, 1967, р. 56).

Отношение мужчин к женщинам

В своих ранних эссе о женской психологии Хорни стремилась показать, что девушки и женщины имеют присущие им биологическую конституцию и паттерны развития, которые должны быть поняты и осознаны, исходя из женской точки зрения, а не только как производная предполагаемой женской неполноценности по сравнению с мужчинами или как результат отличия женщин от мужчин. Хорни доказывала, что психоанализ создан в условиях культуры с мужской доминантой и является продуктом мужского гения (Фрейда), он рассматривает женщин просто как неполноценных мужчин. Мужская точка зрения на женщин является частью теории психоанализа и подана как научное представление о женской природе.

Хорни важно было объяснить, почему мужчины видят женщин именно так, а не иначе. Она сделала вывод, что мужчины завидуют беременности, деторождению и материнству, завидуют женской груди и процессу сосания, у них возникает бессознательное стремление принизить ценность женщин, а мужской творческий импульс является сверхкомпенсацией за их ничтожную роль в процессе продолжения рода. Зависть к матке у мужчин сильнее, чем так называемая зависть к пенису у женщин, так как мужчинам требуется значительно больше принизить ценность женщин, чем женщинам – роль мужчин.

Культурные факторы




Комплекс маскулинности

Переоценка любви

Половая нейтральность

Психология женщин рассматривалась до сих пор только с точки зрения мужчин. Позиция мужского превосходства объективно значима в личностном чувственном отношении мужчин к женщинам. По Делиусу, психология женщин до сих пор изображается только как откладывание желаемого на потом и разочаровывание мужчин (Horney, 1967, р. 56).

Отношение мужчин к женщинам

В своих ранних эссе о женской психологии Хорни стремилась показать, что девушки и женщины имеют присущие им биологическую конституцию и паттерны развития, которые должны быть поняты и осознаны, исходя из женской точки зрения, а не только как производная предполагаемой женской неполноценности по сравнению с мужчинами или как результат отличия женщин от мужчин. Хорни доказывала, что психоанализ создан в условиях культуры с мужской доминантой и является продуктом мужского гения (Фрейда), он рассматривает женщин просто как неполноценных мужчин. Мужская точка зрения на женщин является частью теории психоанализа и подана как научное представление о женской природе.

Хорни важно было объяснить, почему мужчины видят женщин именно так, а не иначе. Она сделала вывод, что мужчины завидуют беременности, деторождению и материнству, завидуют женской груди и процессу сосания, у них возникает бессознательное стремление принизить ценность женщин, а мужской творческий импульс является сверхкомпенсацией за их ничтожную роль в процессе продолжения рода. Зависть к матке у мужчин сильнее, чем так называемая зависть к пенису у женщин, так как мужчинам требуется значительно больше принизить ценность женщин, чем женщинам – роль мужчин.

Культурные факторы

Комплекс маскулинности

Переоценка любви

Половая нейтральность

Карен Хорни (1885-1952) был предшественником феминистского движения в области психоанализа. Она была первым психотерапевтом, разработавшим психологическую теорию, адаптированную к биологическим характеристикам женщин, оставив мужчину в качестве центра психоанализа. Ваши сочинения собраны в публикации Женская психология (1967) развязал большой спор среди психоаналитиков того времени.

Из-за его противоречивой природы, идеи и вклады Карен Хорни были оставлены в течение долгого времени психологами и психиатрами того времени. Однако через несколько лет они использовались для продвижения гендерного равенства в разгар феминистского движения..


Хорни родился и учился в Германии. Он был одним из основателей Института психоанализа Берлина (Berlin Psychoanalytic Institute).

Годы спустя она эмигрировала в Соединенные Штаты, где она сформировала Американский институт психоанализа (Американский институт психоанализа) и была одним из редакторов-основателей Американский журнал психоанализа. Карен Хорни считается одним из источников психоанализа в 20 веке.

Биография Хорни

Карен Даниэльсен родилась в пригороде Гамбурга (Германия) 16 сентября 1885 года. Ее отец Берндт Вакельс Даниэльсен, норвежского происхождения, был капитаном корабля, а ее мать Клотильда Ван Ронзелен, известная как Сонни, немецкая женщина из признанной семьи.

Берндт Вакельс Даниэльсен женился во втором браке с Клотильдой Ван Ронзеленом, на девятнадцать лет моложе его. От этого брака родились двое детей, Карен - самая младшая.

Первенец Берндт был милым и приятным мальчиком, на четыре года старше Карен. Кроме того, у Карен было еще четыре брата старше ее, плод предыдущих отношений его отца.

Будущий психоаналитик унаследовал ум и любопытство своей матери, которая всегда поддерживала ее в учебе.

В то время девушке было нелегко стать врачом. К этому добавилось препятствие, создаваемое религиозными убеждениями его отца, человека, которого всегда отличало жестокость.


Наряду с поддержкой его матери, он также имел поддержку своего старшего брата Берндта. Благодаря помощи двух из них он начал готовить вступительные экзамены в университет.

В 1906 году он поступил во Фрайбургский университет, чтобы изучать то, что он всегда хотел, медицину. Это формирование завершит его в Берлине в 1911 году.

Прежде чем закончить свою карьеру, в 1909 году он женился на социологе и экономисте Оскаре Хорни, у которого он брал фамилию. С ним у него было три дочери, среди них актриса и певица Бриджит Хорни.

Именно немецкий психоаналитик Карл Абрахам, один из самых опытных учеников Зигмунда Фрейда, представил Карен Хорни в захватывающем мире психоанализа. Карен прошла курс лечения Авраама по поводу депрессивных эпизодов.

Они были усугублены смертью его отца и матери в 1910 и 1911 годах соответственно. В год смерти его матери он начал посещать беседы и лекции по психоанализу, которые Карл Абрахам иногда читал в Психоаналитическом обществе Берлина (Берлинское психоаналитическое общество)..

В 1920 году он стал одним из основателей Берлинского психоаналитического института, созданного тем же Психоаналитическим обществом Берлина. Через шесть лет она развелась со своим мужем Оскаром Хорни.

В 1932 году антисемитское и нацистское течение, разоряющее Европу, становится все более важным. С другой стороны, его теории о психологии, адаптированные к женским чертам, начинают пробуждать подозрение о Зигмунде Фрейде, который изначально поддерживал его..

Затем психотерапевт решает принять предложение венгерского Франца Александра и эмигрирует в Соединенные Штаты, чтобы занять должность заместителя директора недавно созданного Психоаналитического института Чикаго (Chicago Psychoanalytic Institute).

Два года спустя он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать частью Нью-Йоркского психоаналитического института (New York Psychoanalytic Institute).


Его годы в Большом яблоке были очень плодотворными на профессиональном уровне. Там он читал курсы по клиническим методам и сотрудничал в качестве добровольного психиатра в Объединенном еврейском обществе помощи, объединении солидарности, помогающем еврейским беженцам..

Именно в 1941 году Карен Хорни основала свою собственную организацию психоанализа с идеалами, отличными от идеалов существующих обществ; Американский институт психоанализа, где она была деканом до года своей смерти в 1952 году.

Как указано в декларации принципов этой организации, Американский институт психоанализа стремится избежать жесткости концепций и придать большее значение идеям, чем источникам, из которых они происходят..

Таким образом, целью этой организации является установление демократии в научном и академическом сообществе. Карен Хорни скончалась 4 декабря 1952 года, в возрасте 67 лет, после непродолжительной болезни.

Эволюция теории


Мысль Хорни основана на неофрейдизме, психологическом и социологическом течении двадцатого века..

Неофрейдисты экстраполируют теории Зигмунда Фрейда на реальность, окружающую человека. Они принимают во внимание такие аспекты, как культура или пол. Исходя из своей эволюции, теоретическую работу Карен Хорни можно разделить на три разных этапа.

Первый этап: 1920-1930 гг. Женская психология

Хотя книга Женская психология Он был опубликован посмертно в 1967 году, сочинения, которые он собирал, имели место в период с 1920 по 1930 годы..

Идеи, собранные в этой работе, были очень спорными, когда психоаналитик Карен Хорни впервые обнародовал их..

Немецкий психотерапевт, который до сих пор был великим последователем фрейдовских теорий, начинает опровергать некоторые изложения учения отца психоанализа.

Это явление происходит из позднего Эдипова комплекса. Согласно Хорни, согласно этой теории, женский клитор воспринимается как пенис..

Согласно немецкому психоаналитику, эта теория психосексуального развития, основанная на человеке и более поздние, которые следовали за шагами, установленными Фрейдом, андроцентрична, потому что они развиты людьми.

Напротив, немецкий психоаналитик утверждает, что женщины имеют биологические характеристики, отличные от таковых у мужчин. В этом смысле он развивает концепцию зависти чрева (зависти чрева)

Зависть к матке связывает социальную подчиненность женщин с беспокойством, которое испытывают мужчины, потому что они не могут выполнять определенные внутренние биологические функции женщин, как в случае с материнством, отраженным в таких аспектах, как роды или кормление грудью..

Здесь отражено, как, хотя Карен Хорни говорит о биологическом элементе, таком как матка, она связывает его с культурными и социальными аспектами, такими как социальное доминирование мужчины над женщиной. Человек должен выделяться в других аспектах на социальном уровне, поскольку на биологическом уровне они не могут победить женщин.

Второй этап: о неврозе

В середине 30-х вы можете увидеть эволюцию мышления Карен Хорни.

Этот второй этап обычно отождествляется с публикацией его работы Невротическая личность нашего времени в 1937 году. Эта работа имела большое значение в его дни. Также примечательно в эти годы публикация Новые пути в психоанализе в 1939 году.

На этом этапе Хорни оставляет в стороне теории, ориентированные на женщин, и продолжает изучать психологические аспекты, которые вызывают кризис у обоих полов..

С другой стороны, в нем все больше внимания уделяется культурным и социологическим аспектам биологических характеристик, что противоречит принципам теории Фрейда..

По словам психоаналитика, именно социальные обстоятельства провоцируют неврозы. Эти культурные и социальные факторы, особенно семья, препятствуют свободному развитию ребенка. Эти аспекты вызывают беспокойство в малых.

Это беспокойство было определено Карен Хорни как страх чувствовать себя одиноким и беспомощным перед враждебным миром. Этот страх, вместо того, чтобы помочь улучшить отношения с другими людьми в окружении ребенка, заставляет их развивать защитное поведение, усложняя социальные отношения.

Вся эта теория собрана в первой книге, Невротическая личность нашего времени. Эта публикация выдвинула фигуру Карен Хорни среди кругов психоаналитиков.

Вторая самая важная книга этого этапа, Новые пути в психоанализе, это критика теории психоанализа Фрейда, так как Хорни думал, что он не предлагал решения некоторых методов лечения пациентов. Этот пересмотр теорий отца психоанализа заставил его уйти в отставку перед Нью-Йоркским психоаналитическим институтом.

Новым аспектом, который эти две книги предлагают в отношении видения Фрейда, является концепция, которую каждый психоаналитик имеет в отношении времени и его важности в сознании человека. Карен Хорни больше внимания уделяет настоящему, в то время как Фрейд уделяет больше внимания прошлому.

Хотя прошлое отмечает способ существования индивида и некоторые его травмы, немецкий психоаналитик не уделяет столько внимания возвращению к этому прошлому при проведении терапии, но больше внимания уделяет тому, чем сейчас является индивид. в настоящее время, придавая большее значение нынешним конфликтам.

Третий этап: этап зрелости

Психоаналитическая теория Карен Хорни объединена с 40-х годов.

Хорни продолжает свою теорию о неврозе. На этом этапе основное внимание уделяется реакциям, которые человек воспринимает по отношению к другим, когда он чувствует страх остаться один перед миром в своих отношениях с другими. В зависимости от способа действия или решения, принятого для разрешения конфликта, это влечет за собой личность или другие характеристики.

Эти стратегии защиты личности разработаны в двух работах; Наши внутренние конфликты (Наши внутренние конфликты), опубликованная в 1945 году и Невроз и рост человека (Невроз и рост человека) который появился на свет в 1950 году.

В этих работах Карен Хорни утверждает, что люди могут действовать по-разному в своих межличностных отношениях из-за невроза или страха перед беспомощными стихами. Они могут приближаться к другим, уходить или сталкиваться друг с другом. Основываясь на этом принципе, он устанавливает три типа решений, которые принимает индивидуум:

- Скромная или покорная стратегия (самоуничижительное решение): Этот защитный механизм начинается с следующих рассуждений: если я подчиняюсь другим и не стремлюсь к собственному успеху, никто не может причинить мне вред. Они сталкиваются с беспокойством через стратегии, чтобы получить одобрение и привязанность других. Установите отношения зависимости с окружающими. Что касается убеждений, они склонны быть верующими в более высоком порядке, как Бог, который отмечает ход или судьбу жизни.

  • самовлюбленный человек. Это люди, которые восхищаются собой и верят, что никто не может победить их. Их беспокойство или отсутствие безопасности проявляется, когда им нужны другие, чтобы подтвердить свои способности и хорошие качества. Что касается убеждений этих людей, они верят, что если они будут упорны в своих мечтах и ​​сосредоточатся на себе, они достигнут своих целей. Когда этого не происходит, они впадают в своего рода коллапс, который мешает им смотреть в реальность.
  • перфекционист. Эти люди развивают ценности и формы поведения, которые определяют, как стать хорошим человеком. Они считают себя выше других в этом аспекте и считают, что каждый должен вести себя как они. Они верят, что если они будут относиться к людям так, как они думают, с ними нужно обращаться, то к ним будут относиться так же. Когда ошибка ставит под сомнение их принципы, они создают ситуацию беспомощности и ненависти к себе..
  • высокомерный. Лица, входящие в эту подгруппу, применяют закон Дарвина сильнее всего. Обычно это люди, с которыми несправедливо обращались в детстве, и в настоящее время они пытаются устранить этот ущерб. Они пытаются достичь своих достижений, манипулируя другими. Они не верят в традиционную мораль. Если они рухнут, они могут начать принимать покорные стратегии.

- Отказался от стратегии: Люди, которые принимают эту стратегию, любят свободу, мир и являются самодостаточными. Они исходят из того, что, если им ничего не нужно от других или они пытаются добиться успеха, они не потерпят неудачу или будут бояться чего-либо. Если вы ничего не ожидаете, ничто вас не разочарует.

В книге Невроз и рост человека, Карен Хорни фокусируется на внутренней или внутрифизической защите, а не на межличностной защите. В этом смысле определяет новую концепцию, система гордости (система гордости), с помощью которой люди скрывают свои чувства слабости, идеализируя собственный образ.

Масштаб успеха связан с тем идеализированным изображением, которое люди намерены обновить. Этот образ не приносит благополучия человеку, но в большинстве случаев усиливает внутренние конфликты и презрение к личности.

Читайте также: