Фонемно графемный уровень кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы здесь: Home Работа со шрифтами Применение шрифтов 20. Графемы и фонемы

20. Графемы и фонемы

Одним из наиболее древних графем является, например, крест. Крест имел при этом совершенно разную форму (египетский, кельтский, католический, православный, мальтийский), но все равно являлся одной и той же лингвистической единицей письменного языка, то есть отдельной графемой.

Материалы с этого сайта разрешается использовать в личных некоммерческих целей. Запрещается размещать материалы на других сайтах без разрешения правообладателя.

Система правил орфографии, определяю­щая единообразную передачу на письме звучащей речи, закономерно связана с уровнями языка.

Возьмем, к примеру, правописание слов с шипящими. На практике затруд­нения бывают в написании слов ш(о,ё)пот, ш(ё,о)рох, ноч(о,ё)вка, парч(ё, о)вый, плеч(ё, о)м, дириж(ё, о)р, свеж(ё, о) или в постановке мягкого знака, ср. мыш(ь, -) и крыш(ь, -), вещ(ь, -) и тёщ(ь, -), ешь(ь, -), иш(ь, -), думаеш(-, ь), печ(ь, -) и т. п.

Попробуем выяснить, почему в написании этих слов бывают ошибки. Большинство пишущих видит в этих словах "ошибкоопасное место" - орфограмму, т.е. написание, которое требует применения определенного орфографического правила. В первом случае нужно выбрать написание ё или о, во втором - писать или не писать мягкий знак. Привычная проверка (постановка в сильную позицию) здесь не поможет. Нужны другие навыки. Какие же?

Выделив "ошибкоопасные" места, нужно применить второе собст­венно орфографическое умение - умение квалифицировать, дифференци­ровать орфограммы на уровнях типа, вида, внутри вида. Так, на уровне типа наши примеры - буквенные написания, т. е. выбираем, какую букву написать (или не писать вовсе). Буква, являясь условным символом звука, - единица первого, звуко-буквенного (фонемно-графемного) яруса.

Для определения вида орфограммы мы должны использовать единицы второго, морфемного уровня, т. е. говорить о правописании корня, приставки, суффикса, окончания. Соответственно сразу следует определить место орфограммы внутри вида, т. е. если это орфограм­ма корня, то какая именно. Определяя вид и разновидность орфограммы внутри вида, будем пользоваться "Перечнем орфограмм". Начнем с правописания гласных в корне.

О.1. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

О.1.§1. Проверяемые безударные гласные в корне

О.1.§2. Непроверяемые безударные гласные в корне

О.1.§3. Чередующиеся гласные в корне

О.1.§4. Гласные после шипящих в корне

О.1.§5. Гласные после -ц- в корне

О.1.§6. Буквы э - е в словах иноязычного происхождения

О.1. §1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать формы этого же слова или однокоренные слова, в которых гласный находится под ударением, и писать так, как он слышится в сильной позиции: леса –лес, бородатыйбороды, бородка; завинтить — винт.

При этом корень с безударной еможет быть проверен тем же корнем с ё: увлекатьсяувлёкся, весеннийвёсны.

При подборе однокоренных слов необходимо раз­граничивать слова, совпадающие по звучанию, но разные по лексическому значению и написанию: развевается (веять) флагразвивается (разви­тие) промышленность; полоскать (полощет) бе­льеполаскать (ласка) котенка; спеши (спешка) в школуспиши (списывать) упражнение; примерять (примерка) костюм –примирять (мир) по­ссорившихся.

Нельзя проверять букву О в безударных корнях глаголов совершенного вида однокоренными глаго­лами несовершенного вида, оканчивающимися на –ыва- (-ива-): опоздать (что сделать?) — поздно (НЕ: опаздывать (что делать?)), утоптать (что сде­лать?) — топчет (НЕ: утаптывать (что делать?)).

Слова с неполногласными сочетаниями ла, ра старославянского происхождения: сладкий, прохлада, вратарь и т. п. В русских корнях, соответствую­щих данным, будут писаться полногласные сочета­ния оло, оро: солодить, холод, ворота. Поэтому рус­ские слова с оло, оронельзя проверять старославян­скими с ла, ра и наоборот.

О.1. §2. НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ в корне

В русском языке существует немало слов, глас­ные в корнях которых нельзя проверить ударением, подобрав однокоренное слово или изменив форму слова. Такие написания называются непроверяемы­ми и уточняются по орфографическому или другому словарю: галерея, гармония, сапог, кавычки, караван, гипоте­за и др. Чаще всего это слова, заимствованные из других языков. Написание безударных гласных в корнях таких слов основано на традиции.

Необходимо также различать слова, звучащие по­хоже или одинаково, но имеющие разное лексиче­ское значение и пишущиеся по-разному. Например: кампания (от фр. campagne– мероприятие, поход, война) и компания (от фр. compagnie — общество, группа людей), адаптация (приспосабливание) — адоптация (усыновление).

О.1.§3. Чередующиеся гласные в корне

Основа правила Корни Суть правила Примеры и исключения

I .

Ударение

Под ударением а и о, без ударения только- о.

II .

Учет

За корнем суффикс а,

в корне -и-

О.1.§4. Гласные после шипящих в корне

1. После шипящих в корне слова:

1) пишется ё, если:

Ø при изменении слова или при подборе однокоренных слов ударение переходит на другой слог: шёпотшептать, зачёсывать — зачесать, жёлудь — желудёвый, жёрнов – жернова, бечёвка – бечева, чечётка – чечет, чёлка – чело, пшённик – пшено, сажёнки – сажень, печёнка – печень, , щёлочь – щелочной, кошёлка – кошелёк, чёрт – чертовщина, дешёвый – дешевизна;

Ø при изменении слова или при подборе однокоренных слов ударение остается на месте, но происходит чередование с е:(ё//е): чёрт – черти, дешёвый – дешевле, жёрдочка – жердь, щёлка – щель, , расчёт – расчесть, кошёлка – кошель;

Ø слова с корнем -жёг-являются глаголами и глагольными формами: поджёг бумагу, ожёг руку, прожёг куртку, поджёг дом.

2) пишется о, если:

Ø ударение не переходит на другой слог и нет чередования ё/е:крыжовник, шорох, чопорный, трущобы, капюшон, шов, шорты, джонка, на рожон, пижон, чокаться, Печорин, шок, шомпол и т. д.;

Ø слова с корнем -жог-являются существительными: небольшой ожог, совершить поджог;

Ø слова иноязычного происхождения, в том числе имена собственные: шоколад, шоссе, жокей, шовинист, ранчо; Шопен, Шостакович, Жолио-Кюри и т. д.

После шипящих ж, ч, ш, щпишутся и, е, у, а: жизнь, ножи, железо, чаща, чудо, шипы, щука, щавель.

Исключения:

Ø иноязычные слова брошюра (брошюровать,брошюровка), парашют (парашютист, парашют­ный), жюри, жюльен (соус) и др.;

Ø иноязычные имена собственные: Жюль, Авижюс, Чюрленис, Лонжюмо, Шяуляй и др.

О.1.§ 5. Гласные после -ц- в корне

1. В корнях после ц пишется преимущественно и: панцирь, циновка, цинга, цикада, цифра, аукцион, бацилла, нарцисс и др. Исключения: пишется ы в словах цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкать, цыц и их производных.

2. В корнях после ц пишется о: а) под ударением в словах: цокать, цокот, цоколь, б) без ударения в производных – цокотать, муха-цокотуха

3. В корнях после ц пишется ов иноязычных словах герцог, мец­цо, скерцо, палаццо, (и в словах, образованные от них: герцогиня, меццо-сопрано и т. п.).

4. После ц буква ё не пишется.

О.1.§6. Буквы э- е в словах иноязычного происхождения

1. Буква э пишется:

1) в начале слова, после приставок, в сложных и сложносокращенных словах: экран, экзамен, экономить – сэкономить, этаж – двухэтажный, политэкономия.

2) в середине слова после гласных (кроме и): аэропорт, поэзия, дуэт, дуэль,менуэт и др.

Исключения: проект (произносится [э]), проек­ция, проектировать, феерия, траектория, реестр и др.

2. Буква е пишется:

1) в середине слова после согласных, хотя произносится [э]: гротеск, экземпляр, ор­хидея.

Исключения: мэр, сэр, пэр, пленэр, рэкет, удэге­ец и др.;

2) в середине слова после и: диез, реквием, диета (произносится [э]).

Для тех, кто любит изучать языки, знание разницы между фонемой и графемой может быть большим подспорьем. Для большого числа изучающих язык изучение языков может означать, скорее, научиться общаться на этом конкретном языке. Тем не менее, есть другая группа изучающих язык, которые хотят выйти за пределы поверхностного значения изучения языка, известного каждому, на его более глубокий уровень; не просто изучать языки, но изучать языки, посредством чего они узнают о механизме языков. Лингвистика: научное изучение языка, это дисциплина, которая конкретно определяет этот вид изучения языка. Лингвисты пытаются изучать языки, их механизмы и структуры. Говоря о структурах, каждый язык состоит из предложений, состоящих из слов. Звуки и буквы составляют слова. В этой статье мы попытаемся изучить два фундаментальных явления в лингвистике: фонему и графему.

Что такое фонема?

Что такое графема?

В чем разница между фонемой и графемой?

• Фонема - наименьшая звуковая единица языка, а графема - наименьшая основная единица письменного языка.

• Фонемы представляют звуки, а графемы включают буквы алфавита, символы, числовые цифры и т. Д.

• Изменение фонемы может иногда влиять на значение слова, а изменение в графеме всегда изменяет значение.

• Фонемы несут отличительные черты.

• Графемы не всегда отражают одинаковое количество фонем. Иногда одна графема могла представлять две фонемы или две графемы вместе (орграф) могли представлять только одну фонему.

• Фонемы не видны, но графемы в большинстве случаев видны.

Принимая во внимание эти различия и специфические особенности, становится понятно, что фонемы и графемы - это два разных элемента языка, основное различие которых состоит в том, что фонемы представляют звуки, а графемы представляют письменные буквы, числа или символы.

Предмет фонетики можно определить как звуковые средства языка во всех их манифестациях и функциях в системе, закономерности их варьирования и сочетаемости (синтагматика и парадигматика), их произносительные варианты с точки зрения нормы (орфоэпия) и их связь с письменной речью (графика и орфография). Возможна фонетика описательная (синхрония) и историческая (диахрония).

Содержание

Предмет

Значение этого термина: 1. Звуковой строй, звуковая система языка. 2. Раздел языкознания, изучающий звуковые средства –– языка.

Существуют различные определения предмета фонетики: одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка — морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов). Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы. Таким образом, фонетика занимается изучением материальной стороны языка. С одной стороны, фонетические единицы лишены самостоятельного значения и тем самым противопоставлены языковым единицам, с другой стороны, они обусловливают существование значимых единиц языка, являясь средством их материальной реализации.

Более строго предмет фонетики можно определить как звуковые средства языка во всех их манифестациях и функциях в системе, закономерности их варьирования и сочетаемости (синтагматика и парадигматика), их произносительные варианты с точки зрения нормы (орфоэпия) и их связь с письменной речью (графика и орфография). Возможна фонетика описательная (синхрония) и историческая (диахрония).

Как специальная научная дисциплина фонетика первоначально рассматривала физиологические характеристики звуков речи; в дальнейшем начинают исследовать и особенности звучания (акустика речи), а также и особенности носприятия фонетических единиц человеческим ухом (психоакустика и психофонетика).

Спорным является вопрос о статусе фонетики. Согласно одной точке зрения, фонетика как наука, исследующая материальные явления (артикуляция, акустика -мукой речи), вообще не может считаться лингвистической дисциплиной и по отношению к фонологии, изучающей функции звуковых единиц, должна рассматриваться лишь как способ описания некоторых характеристик, используемых в фонологии. Согласно другой точке зрения, фонетика и фонология, являясь составными частями лингвистического анализа языка, существуют только в неразрывной связи: для фонетического описания необходим фонологический подход, который является основным критерием для выделения некоторых фонетических единиц (звуков речи); с другой стороны, фонологические построения только тогда могут считаться приближающимися к реально существующим в языковой ситуации, когда они основаны на достоверных и непротиворечивых фонетических фактах.

Изучение фонетики русского языка началось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших особенности русской звуковой системы, живых фонетических чередований, соотношение между написанием и произношением, правила слогоделения и т.д. Большое значение для развития фонетики имели работы Я.К. Грота, А. А. Потебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого, которые, в частности, положили начало экспериментально-фонетическим исследованиям. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ пришел к выводу о лингвистической значимости звуковых единиц. Дальнейшее развитие фонетика русского языка получила в работах Л.В. Щербы.

РАЗДЕЛЫ ФОНЕТИКИ

Одним из аспектов фонетики является историческая (ди­ахроническая) фонетика, которая изучает изменения в звуковом строе кон­кретного языка на протяжении ряда эпох, исследует фонетический строй языка в процессе его исторического развития.

Важным аспектом изучения звукового строя является описательная (синхроническая) фонетика, которая исследует фонетический строй языка на определенном этапе его развития, основные закономерности употребления различных звуковых единиц при оформлении значимых единиц языка (чередования звуков, звуковые характеристики морфем, распределение ударения в словах различных типов и т.д.).

Историческая фонетика и описательная фонетика представляют собой аспекты частной фонетики, изучающей фонетический строй отдельного конкретного языка или отдельной группы языков.

Наряду с частной фонетикой существует также общая фонетика, занимающаяся изучением общих закономерностей, действующих в звуковых системах различных языков, и являющаяся основой для фонетического анализа любого конкретного языка. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классифика­цию звуков, соотношение звуков и фонем, определяет общие принципы членения звукового потока, интонационные средства.

Раздел фонетики, изучающий объективные свойства звуковых единиц при помощи инструментальных методов, называют инструментальной (экспериментальной, опытной, аппаратурной) фонетикой.

Сравнительное изучение звукового строя разных языков входит в задачу сопоставительной фонетики.

Социофонетика изучает особенности использования фонетических единиц языка разными слоями общества.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФОНЕТИКИ

Важнейшим свойством фонетической стороны языка (как и других его уровней) является системность: связность и взаимозависимость единиц. В частности, набор признаков различных звуков зависит только от системы данного языка: в русском языке МАТЬ и МААТЬ не различаются по смыслу, - значит, долгота и краткость гласных не является системным признаком звука (а в праславянском языке - являлась). Другой пример - один и тот же по качеству звук может в разных системах иметь разный статус: Ъ и Ь в древнерусском языке были самостоятельными фонемами, поскольку могли употребляться под ударением в сильной позиции и различать словоформы - СЪНЪ/СЫНЪ. В современном русском языке те же по качеству звуки уже не выступают в сильной позиции, проявляясь лишь в безударных слогах на месте А или О: следовательно, они утратили самостоятельное значение - ВОДЫ/В Ъ ДЯНОЙ не различа.тся, а напротив - отождествляются в одну фонему.

Для системы необходима противопоставленность по дифференциальному признаку как минимум двух единиц: если в языке есть лишь одна гласная фонема А, то в нем, с т.зр. системы вообще нет гласных; если в языке фиксированное ударение, которое лишено возможности различать словоформы - в нем вообще нет ударения как единицы.

Отметим также, что количественные параметры не играют роли в оценке системных возможностей - есть слова, которые состоят из одного звука - И, А, С, но это именно слова, единицы более высокого уровня, поскольку обладают самостоятельностью и лексическим значением; также и -А- в слове СИЛ-А - не только фонема, но единица морфемики - морф.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями: 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.

АСПЕКТЫ И ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ

Фонетика имеет три аспекта:

  • 1) акустический - описывающий звуки как физические явления;
  • 2) артикуляционный - характеризующие звуки с т. зр. работы органов чувств;
  • 3) функциональный - звуки с т. зр. их роли в построении и смыслоразличении словоформ.

Первые два резко противопоставлены третьему как материально-физические - системно-лингвистическому. Отсюда - разделение фонетики на подуровни: акустико-артикуляционный аспект - изучает собственно фонетика, а функциональный - фонология. Некоторые ученые даже предлагали вывести собственно фонетику за пределы лингвистики (в физику), чтобы сосредоточить внимание на чисто языковых, фонологических особенностях звучащей речи. Фонетическая транскрипция обозначается [ ], а фонологическая - или / /, или б с.

И тогда основной единицей фонетики будет ЗВУК РЕЧИ, ФОН с набором артикуляционно-акустических характеристик, а основной единицей фонологии будет ЗВУК ЯЗЫКА, ФОНЕМА - совокупность произносительных вариантов, объединенных общностью позиции и функции в слове, а артикуляционно-акустические характеристики на уровне фонемы приобретают статус различительных признаков (дифференциальных признаков) - не все, а значимые для смыслоразличения.

Т.о. мы вернулись к теме и объяснили, почему уровень должен называться не фонетическим, а фонемно-фонетическим.

Линейные единицы еще называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Это СЛОГ, ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО, РЕЧЕВОЙ ТАКТ и ФРАЗА.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ

Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.

Читайте также: