Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок в легкой атлетике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Положения о соматотипировании не решают полностью вопросов, связанных с ориентацией в спорте, с решением вопросов о перспективности того или иного субъекта в конкретном виде спорта (деятельности). Приведенные методы исследования отвечают только на вопрос: какая форма (в широком смысле) наиболее соответствует тому или иному виду движения? Но есть и второй вопрос, на который необходимо ответить: какие двигательные возможности субъекта в сочетании с определенной формой могут привести к желаемому спортивному результату, к рекорду? Ответы на эти два коренных вопроса лежат в основе тех знаний, которые отвечают на коренные вопросы спортивного совершенствования, - как улучшить спортивную технику в соответствии с соматическим типом и как улучшить физические качества в соответствии с индивидуальными возможностями. Монография полностью не отвечает на эти вопросы, но в ней приведен тот материал, без которого научный ответ на поставленные вопросы невозможен.

В теории и практике спортивной тренировки в различных видах спорта, по сей день, существует целый ряд противоречий связанных, с выбором и эффективным соотношением объема, интенсивности, и продолжительности нагрузки в различные периоды подготовки (подготовительный, соревновательный, тренировочный) обеспечивающих эффективный рост спортивного мастерства атлета на протяжении всей спортивной карьеры.

В связи с увеличением объема, а в некоторых случаях и интенсивности соревновательной практики, как в циклических, так и ациклических видах спорта, в настоящее время, специалистам не удается дать прямого ответа на вопросы связанные с необходимостью применения различных объемов соревновательной и тренировочной нагрузки, а также контролировать ее интенсивность для достижения высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Этот известный вопрос, который задает тренер самому себе на протяжении всего тренировочного и соревновательного процессов при подготовке спортсменов различного пола, возраста и специализации.


Рис. 1. Схема распределения соревновательной нагрузки и ее интенсивности в различных видах спорта в соревновательнотренировочном микроцикле (В.П. Губа, 2015)

Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует, что основная часть специалистов, при определении величин тренировочной и соревновательной нагрузки для спортсменов различного возраста, пола и видов спорта, в настоящее время, продолжают руководствоваться данными разработанными в 80-е годы прошлого века. Такой подход, на наш взгляд, является весьма спорным, так как произошли существенные изменениях в распределении нагрузок по сравнению с традиционным представлением, обозначенным в классической отечественной спортивной литературе. Во многих видах спорта изменились правила проведения соревнований, о чем свидетельствует увеличение количества стартов в соревновательном дне, микроцикле, мезоцикле и макроцикле, большая группа спортсменов готовясь, например, в легкой атлетике, к зимнему Чемпионату Мира, пропуская летний и наоборот. Для удобства анализа нагрузки была предложена схема по видам спорта (рис. 1).

Понятие соревновательно-тренировочный микроцикл применяется как обобщающее, отражающее сущность рассматриваемого процесса.

Современные исследования, проведенные рядом специалистов в различных областях спортивной науки предлагают все чаще уходить от традиционного подхода к тренировочной и соревновательной нагрузке и придерживаться следующих вариантов в зависимости от избранного вида спорта:

  • статическая нагрузка, представленная в основном в силовых видах спорта (тяжелая атлетика, силовое троеборье и т.д.);
  • динамическая нагрузка (основная масса циклических видов спорта, которые предъявляют высокий уровень развития скоростных, силовых, координационных способностей, а также выносливости и гибкости);
  • кинематическая, выполнение технических элементов на основе запредельных нагрузок (изменяется в сторону ухудшения техника двигательного действия в игровых видах спорта, единоборствах).


Рис. 2. Варьирование тренировочной нагрузки в процессе учебно-тренировочного занятия (примерная схема проведения занятия в спортивных играх: а) раньше , б) сейчас) (В.П. Губа, 2015)

Таким образом, выходя на пик интенсивности по нескольку раз за период одного занятия мы тем самым приближаем его к основным условиям соревнований давая прочувствовать занимающемуся те объемы выполняемых двигательных действий по нескольку раз, а не один раз, как это было принято ранее (рис. 2).

Впервые проведенное сравнительное исследование по целому ряду различных специализаций позволили установить современные тенденции совершенствования тренировочного процесса в сравнении с общепринятыми, а также определить пути эффективного совершенствования тренировочного процесса, как у юных, так и высококвалифицированных спортсменов.

Цель многочисленных исследований авторов состоит в том, чтобы еще раз показать, что ничего не стоит на месте в том числе и в спорте высших достижений. 60-80 годы были ознаменованы, как один из лучших периодов развития отечественной теории спорта, так и исследований содержащих доказательную базу. Сегодня мировой спорт диктует свои условия и правила в большей степени от которых мы уже отстаем не только в теории, но и в практике. Быть может, данная работа, послужит эффективным подспорьем специалистам и подтолкнет их к поиску тех современных тенденций в выборе стандартов нагрузки, которые послужат прогрессу в конкретном виде спорта, основываясь на их интегральных и индивидуальных составляющих.

Следует помнить, что состояние повышенной тренированности - состояние не стабильное. Прекращение тренировок приводит к обратному развитию образовавшихся структур. Структуры, которые не работают в организме, не сохраняются - это и есть причина снижения спортивных результатов после прекращения или снижения тренировочных нагрузок. Для восстановления требуется значительное время.

На чем же основан эффект спортивного совершенствования? Факторы спортивной деятельности стоят ближе к экстремальным нагрузкам, чем обычные повседневные трудовые процессы.

В разные возрастные периоды - детский, пубертатный, юношеский, зрелый - двигательный навык строится по-разному. Это связано с созреванием двигательных и сенсорных отделов мозга.

Все изложенное позволяет разобраться в научно обоснованных положениях о правильной организации и проведении как учебных, так и тренировочных занятий у детей разного возраста, пола и конституционального строения. Становится понятной необходимость более точной оценки влияния применяемых средств физического воспитания на достижения в тестовых упражнениях - основного критерия оценки двигательных возможностей. Постоянный анализ динамики результатов тестовых упражнений позволяет выявить степень овладения двигательным умением выполняемого упражнения, подобранных с учетом морфофункциональных и биомеханических особенностей растущего организма. Все это позволяет более осознанно менять структуру и объемы физических упражнений с целью успешного выполнения программных требований, соответствующих состоянию здоровья детей конкретного возраста и морфобиомеханического типа.

В действовавших до последнего времени программах по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШИСП приводились контрольно-переводные нормативы по годам обучения, разработанные, как правило, на основе средних и стандартных отклонений. Этот вид относится к сопоставительным нормам, так как позволяет сравнить данные учеников, относящихся к одной и той же совокупности.

В то же время для объективности суждения о достоинствах или недостатках используемых различных вариантов построения тренировки (отдельных ее частей, компонентов и др.) необходимо располагать критериями, отвечающими требованию должных величин. Для такого вида норм характерными являются следующие функции:

  • Дидактическая - определяет уровень общей и специальной подготовленности юных спортсменов.
  • Контрольная - позволяет выяснить правильность избранной методики тренировки.
  • Прогноза - дает возможность узнать, достиг ли юный спортсмен уровня, необходимого для перехода к решению последующих задач подготовки.
  • Изучения спортсменов - выявляет различия, учащихся в зависимости от показанных результатов.
  • Сравнения - характеризует степень достижения поставленных задач в соответствии с нормативными показателями.
  • Обратной связи - дает информацию тренерам и спортсменам.

Именно поэтому в понимании должных норм, в частности, физической подготовленности юных спортсменов, следует исходить из их характеристики как функционального оптимума, служащего основой для достижения запланированных результатов. В этой связи важно, чтобы должные нормы самым тесным образом соответствовали целевому заданию на том или ином этапе годичного цикла или многолетней подготовки. Этому требованию не отвечает в полной мере критерий среднестатистического понимания должной нормы по следующим причинам.

Во-первых, научно обоснованные средние получаются, когда совокупность юных спортсменов определенной квалификации качественно однородна. Однако на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки при обследовании юных спортсменов трудно достигнуть качественно однородной совокупности, что объясняется диапазоном классификационных требований на уровне III, II, I разрядов. В связи с этим при обследовании, к примеру, группы юных спортсменов III разряда в ее состав входят и те, кто только выполнил этот норматив, и те, кто приближается по своим результатам к верхнему его пределу. Поэтому совокупность нельзя признать качественно однородной, а средние показатели не могут служить критерием для установления должных норм.

Во-вторых, норма включает в себя не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от этой величины в известном диапазоне. В измерениях по спорту чаще всего используется среднее квадратическое (стандартное) отклонение. При оценке варьирования индивидуальных показателей 99,7% результатов должно находиться в пределах s+З. Однако такой критерий для введения должных норм физической подготовленности юных спортсменов является чрезмерно общим.

Исследованиями установлено, что нормативные показатели должны отвечать:

  • Принципу всесторонней физической подготовки, который является ведущим на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки.
  • Требованию должных величин.
  • Условию доступности для широкого использования в практике.

Исследование по методологии оценивания разносторонней физической подготовленности юных спортсменов осуществлялось в несколько этапов. На первом из них на моделях отбираемых в спорт детей отрабатывалась технология определения должных величин пропорциональности показателей общей и специальной подготовленности. Второй этап работы предусматривал проверку пригодности метода пропорций для постановки нормативов. Третий этап исследования заключался в разработке должных норм разносторонней подготовленности юных спортсменов в игровых видах спорта.

В целом было проведено обследование 820 юных спортсменов различной квалификации, начиная от юношеского разряда до мастера спорта. Программа педагогических контрольных испытаний в отдельных видах спорта включала от 12 до 18 упражнений, а сумма всех измерений составила 20136.

На втором этапе регистрировали показатели двигательного развития по специально разработанной программе, включающей тесты, характеризующие развитие отдельных двигательных качеств.

На третьем этапе выделяли детей с преобладанием какого-либо двигательного качества. После чего составлялись должные нормы по методике, предложенной М.Я. Набатниковой [3] .

Сравнивая результаты тестов испытуемого, мы получаем мозаичную картину, в которой наш испытуемый по одним тестам относится к 6-летнему ребенку определенного соматического типа, а по другому - к 7,5-летнему ребенку. Как тут быть? В этом случае используем приведенную нами ранее запись Н = (Р1+Р2. Р), которая и позволит по суммарноусредненным данным характеризовать двигательный возраст ребенка. Таким образом, двигательный возраст ребенка есть совокупность двигательных возрастов, проявленных при выполнении тестов, характеризующих основные физические качества, и выражается в годах, месяцах опережения или замедления по сравнению с должными величинами для конкретного соматического типа.

Пример. Ребенок восьми лет МиС типа не может выполнить норматив в прыжковых многоскоках (восьмерной с ноги на ногу) в силу соматических особенностей, но в то же время он без затруднений выполняет тест на выносливость. Поэтому, на наш взгляд, при определении ДВ должен учитываться соматический тип.

Например, для 6-летнего ребенка планируется результат пробегания 30 м - 7,03 с, то есть Vпл = 4,26 м/с. Это и будет базовая величина, принимаемая за 100%. Определение норматива для каждого контрольного упражнения рассчитывается по формуле:

Кси - вычисленные нами значения коэффициентов соотносительности для соответствующего теста с учетом соматического типа; Vпл - планируемая скорость бега.

Особенно следует отметить, что расчет коэффициентов соотносительности у младших школьников выявил высокую зависимость его от СТ ребенка.

Тестирование детей, проведенное без предварительного определения СТ, не имеет смысла, так как не позволяет объективно оценить их двигательные возможности, а, следовательно, ориентировать их на тот вид спортивной деятельности, 8 котором они способны добиться высоких результатов.

Пригодность рассчитанных нами коэффициентов соотносительности для детей различных СТ была проверена в процессе систематических обследований учащихся начальных классов общеобразовательных школ Смоленска и показала высокую их эффективность. Изменение результатов в тестовых упражнениях в онтогенезе наглядно свидетельствует о тех компенсаторно-приспособительных реакциях в детском организме, о которых шла речь во вступлении к третьему разделу.

Предлагаемые расчетные величины могут помочь выявить детей с широким размахом нормы двигательной возможности, то есть более перспективных при обоснованных тренировочных нагрузках в показании высоких спортивных результатов.

Подобным образом были определены показатели должной пропорциональности в контрольных упражнениях. Так как в этом случае речь идет о должном соотношении развития основных физических качеств, то полученные относительные величины названы нами коэффициентами соотносительности (Ксп). Принимая во внимание данные ретроспективного анализа показателей сильнейших спортсменов и массового тестирования юных спортсменов, они разбиты на две категории, в одном случае, для кандидатов в мастера спорта и I разряда, в другом - для II и III разрядов.

Проверка пригодности разработанных коэффициентов соотносительности для определения нормативов осуществлялась на втором этапе исследования. Была сформирована группа юных спортсменов, имеющих I разряд. Их результаты были стандартизированы, то есть, согласно установке на подразрядную дробность находились в диапазоне от промежуточного результата I разряда до нижней его границы. Тем самым, по уровню физической подготовленности юные спортсмены этой группы могли быть отнесены к одной категории. С помощью коэффициентов соотносительности были рассчитаны должные нормативы контрольных упражнений для группы в целом.

Как указывалось, выше, при разработке должных норм в период отбора и ранней ориентации, в частности, разносторонней физической подготовленности детей, необходимо основываться на ретроспективном анализе уже в возрастном аспекте данных сильнейших спортсменов России и мира, а также материалах обследования юных спортсменов различного возраста и квалификации, при этом необходимы свои должные нормы.

Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок может быть осуществлен на двух уровнях. Первый уровень связан с получением наиболее общей информации о тренировочных и соревновательных нагрузках и предусматривает регистрацию и оценку следующих основных показателей: суммарного объема работы в часах, количества тренировочных дней, тренировочных занятий, количества дней соревнований и др.

Второй уровень предусматривает детальную характеристику нагрузок, что требует введения ряда частных показателей, а также большого количества специфических параметров, характерных для конкретного вида спорта.

Контроль тренировочных нагрузок.При этом применяются показатели, отражающие величину нагрузок (большие, значительные, средние, малые) в различных образованиях структуры тренировоч-

ного процесса (этапы, микроциклы, занятия и др.); их координационную сложность, преимущественную направленность на совершенствование различных сторон подготовленности, развития различных качеств и способностей. Например, при контроле нагрузок, направленных на развитие физических качеств, определяется объем работы (в часах и процентах общего объема), затраченный на развитие следующих качеств: скоростных, скоростно-силовых, силовых, выносливости при работе анаэробного, смешанного и аэробного характера, подвижности в суставах, координационных способностей. Аналогичным образом контролируются нагрузки, направленные на совершенствование технико-тактической подготовленности.

Учитывая то, что в спортивной практике широко применяются средства и методы, способствующие одновременному совершенствованию различ-

















ных сторон подготовленности, тренировочные упражнения часто разбивают на группы в зависимости от метода (например, объем дистанционной или интервальной работы, направленной на развитие выносливости); условий их выполнения (работа на равнине или в среднегорье; бег в гору, по песку, по пересеченной местности, на стадионе и др.); дополнительных средств (силовые упражнения со штангой, сопротивлением партнера, использованием различных тренажеров и др.).

Используя вышеперечисленные показатели, можно контролировать нагрузку в различных структурных образованиях тренировочного процесса начиная от отдельных занятий и заканчивая многолетней подготовкой.

Контроль соревновательных нагрузок.Используются показатели, отражающие количество и соотношение соревнований различных видов (подготовительных, контрольных, подводящих и др.), общее количество соревновательных стартов (игр, схваток, поединков) и их максимальное количество в отдельных соревнованиях, в отдельных днях, количество встреч с равными и более сильными соперниками и др.

Проиллюстрируем вышеизложенное на материале подготовки выдающихся советских спортсменов, специализирующихся в спортивной гимнастике (женщины) и велосипедном спорте к Играм Олимпиады 1988 г. Данные, приведенные в табл. 30.6—30.10 и на рис. 30.27, дают достаточно полное представление о тренировочных и соревновательных нагрузках советских гимнасток в четырехлетнем цикле подготовки к Играм XXIV Олимпиады, состоявшимся в Сеуле (Родионенко, Черешнева, 1989). На этих Играх советские гимнастки выступили успешно, завоевав золотую медаль в командном первенстве и 5 медалей (1 золотую, 2 серебряные и 2 бронзовые) в различных видах многоборья.

Система контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в велосипедном спорте, разработанная специалистами комплексной группы, отвечавшей за научно-методическое обеспечение подготовки сборной команды СССР к Играм Олимпиад и чемпионатам мира 1980—1990 гг., включала достаточно широкий диапазон показателей, позволяющих выявить тенденции построения системы подготовки как в четырехлетнем олимпийском цикле (табл. 30.11, 30.12), так и в каждом годичном цикле подготовки (табл. 30.13).

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура испорт, 1988. — 331 с.

2. Дал-Монте А., Фаина М. Специальные требования к оценке функциональных возможностей спортсменов // Наука в олимпийском спорте. — 1995. —№ 1 (2). - С. 30-38.

3. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовкеспортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.

4. Колосков В.И., Тюленьков СЮ., Бышовец А.Ф.,Гаджиев Г.М., Сальков В.М. Итоги подготовки и выступления советских футболистов на XXIV Олимпий-

ских играх // Научно-спортивный вестник. — 1989. — № 1-2. - С. 54-61.

5. Корягин В.М., Мухин В.Н., Боженар В.А. Баскетбол. - К.: Вища шк., 1989. - 232 с.

6. Коц ЯМ. Физиологические основы физических(двигательных) качеств // Спортивная физиология. —М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 53—103.




7. Мишин А.Н. Фигурное катание на коньках. —М.: Физкультура и спорт, 1985. — 268 с.

8. Платонов В. Я. Современная спортивная тренировка. — К.: Здоров'я, 1980. — 336 с.

9. Платонов В.Н. Теория и методика спортивнойтренировки. — К.: Вища шк., 1984. — 336 с.

10. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. — К.: Здоров'я, 1988. - 216 с.

11. Платонов В.Н., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. — К.: Олимпийская литература,1995. - 320 с.

12. Родионенко А.Ф., Черешнева Л.Я. Советскиегимнастки на XXIV Олимпийских играх // Научно-спортивный вестник. — 1989. — N° 1-2. - С. 14-20.

13. Сайгин М.И., Ягомаги Т.О. Исследование силовой подготовленности пловца и подвижности всуставах // Научное обеспечение подготовки пловцов. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 63—88.

14. Хартманн Ю., Тюннеманн X. Современная силовая тренировка. — Берлин: Шпортферлаг, 1988. — 335 с.

15. Шабир М. Построение программ, направленных на развитие силовых качеств и гибкости у квалифицированных пловцов: Автореф. дис. . канд. пед.наук. - К., 1983. - 20 с.

Тема: Основы управления в системе подготовки спортсменов

Нагрузка — это воздействие физических упражнений на орга­низм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функцио­нальных систем.

Соревновательная нагрузка — это интенсивная, часто макси­мальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она явля­ется функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содер­жит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со сторо­ны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специ­фические и неспецифические; по величине — на малые, сред­ние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности — на способствующие совершенствованию от­дельных двигательных качеств (скоростных, силовых, коорди­национных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленно­сти или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности — на выполняемые в стереотипных условиях, не требую­щих значительной мобилизации координационных способнос­тей, и связанные с выполнением движений высокой коор­динационной сложности; по психической напряженности — на более напряженные и менее напряженные в зависимости от тре­бований, предъявляемых к психическим возможностям спорт­сменов.

В современной классификации тренировочных и соревнователь­ных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физио­логические границы и педагогические критерии, широко распро­страненные в практике тренировки.

1-я зона — аэробная восстановительная. Ближайший трениро­вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140—145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40—70% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными во­локнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилиза­ции лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэроб­ного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выпол­няться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулиру­ет восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонски­ми дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспи­тание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает ра­боту по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упраж­нения.

Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.




Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерыв­ном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5—2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обес­печиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем ра­боты в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

4-я зона — анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информа­тивной и находится на уровне 180—200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислоро­да, так и анаэробным путем). Работа ведет к значительному повыше­нию концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10—15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6—10 мин. Основной метод — интервального интенсивно­го упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

5-я зона — анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15—20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значи­тельно падает. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинает подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120—150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле со­ставляет в разных видах спорта от 1 до 5%.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражне­ния могут быть подразделены на три основные группы: глобаль­ного, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального — от 1/3 до 2/3, локального — до 1/3 всех мышц.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет ве­личину и направленность воздействия тренировочных упражне­ний на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифициро­вать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используют­ся упражнения различной продолжительности — от нескольких секунд до 2–3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наибо­лее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5—10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2—5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максималь­ной интенсивности в течение 60—90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40–50 с, а работа преимуще­ственно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60–90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существен­но не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковре­менных упражнений.

Необходимо иметь в виду, что у спортсменов высо­кого класса при более выраженной реакции на предельную нагруз­ку восстановительные процессы протекают интенсивнее.

Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжитель­ность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную на­правленность.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Напри­мер, в интервальной тренировке, направленной на преимуще­ственное повышение аэробной производительности, следует ори­ентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120–130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мыш­цы сердца.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления работоспособности.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассив­ном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации орга­низма к тренировочным нагрузкам.

Нагрузка — это воздействие физических упражнений на орга­низм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функцио­нальных систем.

Соревновательная нагрузка — это интенсивная, часто макси­мальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она явля­ется функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содер­жит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со сторо­ны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специ­фические и неспецифические; по величине — на малые, сред­ние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности — на способствующие совершенствованию от­дельных двигательных качеств (скоростных, силовых, коорди­национных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленно­сти или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности — на выполняемые в стереотипных условиях, не требую­щих значительной мобилизации координационных способнос­тей, и связанные с выполнением движений высокой коор­динационной сложности; по психической напряженности — на более напряженные и менее напряженные в зависимости от тре­бований, предъявляемых к психическим возможностям спорт­сменов.

В современной классификации тренировочных и соревнователь­ных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физио­логические границы и педагогические критерии, широко распро­страненные в практике тренировки.

1-я зона — аэробная восстановительная. Ближайший трениро­вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140—145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40—70% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными во­локнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилиза­ции лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэроб­ного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выпол­няться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулиру­ет восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонски­ми дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспи­тание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает ра­боту по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упраж­нения.

Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерыв­ном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5—2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обес­печиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем ра­боты в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

4-я зона — анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информа­тивной и находится на уровне 180—200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислоро­да, так и анаэробным путем). Работа ведет к значительному повыше­нию концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10—15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6—10 мин. Основной метод — интервального интенсивно­го упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

5-я зона — анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15—20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значи­тельно падает. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинает подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120—150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле со­ставляет в разных видах спорта от 1 до 5%.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражне­ния могут быть подразделены на три основные группы: глобаль­ного, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального — от 1/3 до 2/3, локального — до 1/3 всех мышц.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет ве­личину и направленность воздействия тренировочных упражне­ний на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифициро­вать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используют­ся упражнения различной продолжительности — от нескольких секунд до 2–3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наибо­лее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5—10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2—5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максималь­ной интенсивности в течение 60—90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40–50 с, а работа преимуще­ственно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60–90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существен­но не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковре­менных упражнений.

Необходимо иметь в виду, что у спортсменов высо­кого класса при более выраженной реакции на предельную нагруз­ку восстановительные процессы протекают интенсивнее.

Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжитель­ность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную на­правленность.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Напри­мер, в интервальной тренировке, направленной на преимуще­ственное повышение аэробной производительности, следует ори­ентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120–130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мыш­цы сердца.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления работоспособности.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассив­ном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации орга­низма к тренировочным нагрузкам.

Управление тренировочными и соревновательными процессами в спорте (как и в любом другом виде деятельности) состоит из трех стадий: 1) сбора информации, 2) ее анализа и 3) принятия решений (планирования). Сбор информации осуществляется обычно в процессе комплексного контроля, объектом которого является, прежде всего, сам спортсмен и выполняемая им работа.

Показателей, Пригодных для оценки объема физической нагрузки, довольно много. К ним, например, относят расстояния, Преодолеваемые Спортсменом при выполнении физических упражнений, количество тренировочных дней (занятий, часов), комбинации и элементы, Поединки и подходы к снарядам.

Столь же многообразны и показатели интенсивности нагрузки: скорость выполнения циклических упражнений, количество элементов (комбинаций, подходов), выполненных за единицу времени, средний вес штанги и т.п.

Контроль объема нагрузки. Существуют, по-видимому, только два обобщенных показателя объема нагрузки, пригодных для использования во всех без исключения видах спорта: 1) время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность (количество часов, дней, недель и т. п.) и 2) количество тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов и т. п.).

В циклических видах спорта широкое распространение получили, во-первых, общий объем специализированной нагрузки (в км), и, во-вторых, так называемые частные объемы тренировочных нагрузок.

Тренировочная работа в беге, в передвижении на лыжах, гребле не столь разнообразна, как в играх, единоборствах, гимнастике, однако и здесь применяют специализированные и неспециализированные упражнения. Время, затраченное на их выполнение, фиксируется раздельно, и при подведении итогов анализируются частные объемы специфической и неспецифической нагрузки. Рассчитываемое после этого отношение частных объемов является информативным показателем при сопоставлении нагрузки как на разных этапах подготовки (подготовительном, соревновательном), так и у спортсменов разной квалификации (или у одного и того же спортсмена по мере повышения его спортивной квалификации).

Интенсивность выполнения тренировочных упражнений в разных занятиях может значительно варьировать. В свою очередь эта вариативность скажется на величине и направленности срочного и отставленного тренировочных эффектов. Решению проблемы классификации нагрузок в зависимости от интенсивности их выполнения всегда уделялось много внимания.

В классификациях нагрузок в разных видах спорта, реализуются идеи В. С. Фарфеля и Н. И. Волкова

Упражнения зоны восстановительных нагрузок применяются как средства активного восстановления. Параметры физических и физиологических показателей этой зоны невелики, и такая нагрузка практически не оказывает развивающего воздействия даже на организм спортсмена средней квалификации.

Нагрузки второй зоны направлены на поддержание достигнутого уровня тренированности, а также на развитие и совершенствование аэробных механизмов энергопродукции (от уровня которых, как известно, зависят работоспособность и общая выносливость). Как видно из табл. 26, величина ответных реакций ведущих систем организма в этой зоне небольшая. Величина же комбинированной нагрузки (как произведения физической на физиологическую) подтверждает умеренность функциональных сдвигов.

Субмаксимальные нагрузки пятой зоны направлены на совершенствование скоростной выносливости. Напряженность систем аэробной энергопродукции близка к максимуму, и одновременно резко усиливается гликолиз. Работа в этой зоне очень сложна: быстро увеличивающаяся концентрация молочной кислоты угнетает аэробные механизмы энергопродукции. Однако подбор оптимальных интервалов отдыха между попытками может снизить неблагоприятные для организма последствия такой работы.

Универсальность классификации нагрузок Ф. П. Суслова позволяет рассматривать ее в качестве базовой для циклических видов спорта. При таком подходе оценка направленности специализированных и неспециализированных средств подготовки становится совершенно одинаковой. Это не только упрощает расчеты, но и дает возможность оценить суммарное воздействие всех тренировочных упражнений на важнейшие системы организма. Для примера рассмотрим предложенную А. Ф. Сассом (1975) классификацию нагрузок в гребле (табл. 27).

Видно, что срочный тренировочный эффект любой из зон нагрузки определяется ее компонентами и, прежде всего, — темпом гребли. Увеличение последнего естественно приводит к возрастанию скорости движения лодки и уменьшению времени прохождения стандартной дистанции.

Классификация специфических нагрузок лыжников-гонщиков включает четыре зоны: легкую, среднюю, сильную и предельную (Н. А. Корягин, 1968). В легкой зоне длительность работы должна превышать 6 ч, а интенсивность функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем быть на уровне 50—60% максимальной. Работа в предельной зоне согласно этой классификации может длиться не более 2 мин; при этом легочная вентиляция окажется равной 130—140 л/мин, ЧСС— 190 уд/мин, О2 -потребление близким к максимуму (и в 4—5 раз меньше О2-запроса).

Под соревновательной нагрузкой понимают количество соревнований и стартов, в которых участвовал спортсмен на определенном этапе подготовки.

Оценка объема соревновательной нагрузки стала особенно важна в связи с ростом количества соревнований, который характерен для всех видов спорта.

Соревновательная нагрузка измеряется:

1) количеством соревнований на этап;

2) количеством стартов на этих соревнованиях.

длительность этапа может быть различной, но наиболее часто она равна полугодию или году. В разных видах спорта показатели соревновательной нагрузки неодинаковы.

Оценивая соревновательную нагрузку, необходимо раздельно учитывать количество главных и подводящих соревнований.

Нагрузка соревновательного упражнения должна быть основанием для подбора и распределения тренировочных упражнений. Поэтому необходимо знать структуру соревновательного упражнения и факторы, обусловливающие его результат. Такая информация позволяет не только управлять процессом тренировки в данный момент; появляется возможность прогнозировать требования, которые будет предъявлять к организму спортсменов нагрузка соревновательного упражнения при результатах, превышающих мировые рекорды.

Читайте также: