Раскова марина михайловна подвиг кратко

Обновлено: 03.07.2024

Герой Советского Союза, майор Красной Армии Марина Михайловна Раскова трагически погибла 4 января 1943 года. Она командовала 587-м бомбардировочным полком и мастерски ориентировалась в воздушном пространстве, но сложные метеоусловия поставили крест на жизни талантливой летчицы.

Биографические сведения

В семье учителя вокала 28 марта 1912 года появилась на свет прелестная малышка Марина. Ее папа Михаил Малинин работал артистом оперы и антрепренером, а мать Анна Спиридонова была учительницей. Девочка радовала учителей и родителей блестящими вокальными талантами, все прочили ей карьеру оперной певицы. Поэтому кроме средней школы она занималась на детском отделении консерватории. Но мечтам не суждено было сбыться, они разбились о непоправимую трагедию, которая оборвала жизнь главы семейства. Марина Раскова приняла решение пойти зарабатывать, чтобы помочь матери материально, а также поднять на ноги младшего брата.

Девушка недолго думала, куда попроситься на работу, ведь совсем рядом с домом находился Бутырский химический завод. Именно там для нее нашлось место лаборантки, хотя вначале такая должность не вызвала у нее ничего, кроме разочарования. На заводе ее внимание привлек молодой инженер Сергей Иванович Расков, и вскоре Марина вышла за него замуж. Произошло знаменательное событие весной 1929 года, спустя год у них родилась дочь Татьяна. Чтобы ухаживать за ребенком, Раскова на год оставила работу. Ее семейная жизнь дальше не заладилась - брак распался в 1935 году.

марина раскова

Перемена деятельности

Девушка бросает поднадоевшую профессию, чтобы переучиться на чертежницу. С 1932 года она начинает деятельность в аэронавигационной лаборатории. Перед ней каждый день открывалось все новое и интересное - жизнь обрела смысл среди приборов со сложными названиями: манометрами, секстантами и аэротермометрами. Вначале Марина опешила перед изобилием сложных технических терминов, но вскоре быстро разобралась в их назначении. Ведь работа обязывала ее находиться среди слушателей академии на лекциях и практических занятиях.

Первая женщина-штурман

В 1930-е годы в СССР многие молодые люди грезили о летном деле. Марина Михайловна тоже заинтересовалась аэронавигацией, но никто даже не мог предположить, что девушка станет отважным военным летчиком. Марина Раскова упорно шла к цели и прочла массу книг о мастерстве штурманов. Для осуществления мечты понадобилось пополнять пробелы в знаниях по физике, астрономии, высшей математике. Дополнительно она изучила от корки до корки радиотехнику, метеорологию и сопутствующие науки.

Преподаватель академии Александр Васильевич Беляков заметил рвение сотрудницы, стал помогать осваивать трудные термины. Раскова Марина без протекции своего учителя, только полагаясь на багаж знаний, безупречно сдала выпускные экзамены в Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота. В советской авиации она стала первой женщиной-штурманом, а дополнительно проводила и трудную исследовательскую работу.

марина михайловна раскова

Дипломная аэрофотосъемка

Для защиты дипломной работы Марине Михайловне нужно было провести аэрофотосъемку для описания авиалинии Одесса-Батуми. Инженеры срочно нуждались в описании условий местности, чтобы составить детальный объем работ. Марина Раскова проводила фотосъемку в трудных условиях: летала по 7 часов ежедневно, даже в штормовую погоду. Летчица сделала детальное описание крымского и кавказского побережья, а также акватории Азовского моря. Ее дипломную работу посчитали блестящей, поэтому после экзаменов она получила ответственную должность – инструктор аэронавигационной лаборатории. Дополнительно в стенах альма-матер она успешно преподавала штурманское дело.

Преподавательская работа

Марина Михайловна Раскова завсегда строгая и требовательная проводила лекции для старших офицеров. Она учила закаленных военных основам летной грамоты и тактике воздушного боя. Кроме того, она проводила практические занятия, где могла за один вылет сделать около пятидесяти заходов на ориентир на самолете "ТБ-3". Сам начальник академии вызвал Раскову и задал вопрос, какую награду желает получить за успешную подготовку штурманов. Девушка ответила, что хочет научиться управлять самолетом.

марина раскова герой советского союза

Участие в первомайских парадах

Марина Михайловна Раскова поступила в Центральный аэроклуб в Тушино, а в 1935 году успешно завершила обучение. Школа пилотов подняла девушку к новым свершениям: теперь она стала заниматься подготовкой первомайских воздушных парадов. Марина Раскова - летчица, которая не только рассчитывала в точности траекторию полета каждой машины, но и сама летела впереди парадной колонны на флагманском самолете.

Марина Михайловна была известной личностью в Москве: на нее равнялись юные комсомолки, о ней пестрели статьи в газетах. Ее пригласили работать консультантом в НКВД, а немного позже она стала уполномоченным лицом при особом отделе. Раскова принимала участие в дальних перелетах, ставила мировые рекорды. За заслуги была награждена орденом Ленина.

марина раскова подвиг

Подвиг летчицы

Перед Уралом крылья самолета покрылись льдом, а машину стало трясти. Чтобы избежать болтанки, летчицы решили вести самолет над облаками. До наступления утра летели на высоте 7500 метров. Передаточная и приемная радиостанции перестали исправно работать, связь с землей была потеряна. Вблизи уже виднелась Маньчжурская граница, но запас бензина стал стремительно заканчиваться.

Гризодубова отдала приказ Расковой прыгать с парашютом. Марине не хотелось совершать прыжок, но ослушаться приказа девушка не могла. Она взяла револьвер, карманный нож, компас, коробочку мятных лепешек, шоколадку и решительно выпрыгнула в пустоту.

марина раскова награды

Парашют завис на пихтовых ветках, а летчица повисла в пяти метрах над землей. Она перерезала стропы и опустилась на твердую поверхность. Девушка увидела, как над ее головой пролетает самолет. Моторы уже отказали, только выла сирена, предупреждающая о необходимости выпустить шасси. Наступила тишина, вскоре прерываемая тремя звуками выстрела. Летчица по компасу засекла направление звуков, но позже оказалось, что она пошла в направления эха.

Пробираться сквозь бурелом было очень сложно: сучья норовили разорвать меховой костюм, поэтому приходилось ползком преодолевать препятствия. Спустя пять суток показалась густая марь, покрытая травой. Марина Михайловна попыталась переходить с кочки на кочку, но провалилась по пояс, а после по горло. Звать на помощь бессмысленно, пришлось срочно придумывать, как выбраться из ледяной воды. Она вспомнила о фильме, в котором героиня воспользовалась палкой, и попыталась повторить трюк. Она поместила палку промеж кочек и осторожно подтянулась на ней. Неожиданно ей это удалось. Продрогшая и мокрая, но живая. Она решила передохнуть и обсушиться.

Раскова провела одна в тайге 10 дней, хотя Гризодубову с Осипенко быстро нашли. На исходе сил Марина увидела самолеты и услышала звуки выстрелов. Она, опиралась на палку, самостоятельно вышла к людям.

При розыске женского экипажа разбились два поисковых самолета, но про смерть 16 человек сталинская пресса от публики утаила. Трупы лежали возле разбитых самолетов, их даже не спешили похоронить. А героинь перелета в Москве встречал сам Сталин. О том, что перелет закончился провалом, быстро забыли. Страна рукоплескала Гризодубовой, Осипенко и Расковой, получивших звание Героев Советского Союза.

марина раскова летчица

Женская боевая часть

В октябре 1941 года вплотную к Москве наступает фронт. Родина испытывает дефицит в опытных летчиках. Поэтому Марина Раскова, Герой Советского Союза, обращается к руководству ВВС с новшеством – создать женский авиационный полк. Раскову забросали письмами выпускницы летных училищ и обычные комсомолки с просьбой позволить бить врага под ее командованием. Вскоре полк был создан, хотя командование получила летчица капитан Бершанская. Раскова продолжает работу по формированию еще двух женских полков. Проводились летные учения по 14 часов, кроме того, использовалась практика регулярных ночных вылетов.

гибель марина расковой

Последний вылет Расковой

Марина Михайловна просила для подопечных новые боевые самолеты, чтобы эффективнее отражать налеты противника. Ее просьбу удовлетворили, что тогда считалось невиданным кредитом доверия. Кабинетная победа стала последней для летчицы. Гибель Марина Расковой произошла 4 января 1942 года. При попытке передислокации на фронт ее самолет попал в пургу и разбился. Весь экипаж погиб.

марина михайловна раскова биография

Марина Раскова: память

В память об отважной летчице ее именем названы:

  • 125-й Гвардейский бомбардировочный полк.
  • Тамбовское высшее военное авиационное училище.
  • Улицы в Казани, Москве, Владивостоке, Тюмени, Саранске и прочих городах нашей страны.
  • Ее имя носили и два судна.

Марина Раскова: награды легендарной летчицы

Прах легендарной летчицы покоится на Красной площади возле Кремлевской стены, а ее героические подвиги стали примером для подражания.

Марина Раскова стала известной в 30-е годы прошлого столетия. Вместе с двумя членами экипажа АИР-12 она побила существующий мировой рекорд протяженности полета на самолете. Буквально на следующий год после упомянутых событий, в одна тысяча девятьсот тридцать восьмом году, бравые летчицы зафиксировали еще два рекорда. Теперь — по расстоянию полета на МП-1 (гидросамолет).

Тот год был действительно знаковым для Расковой. В начале осени на АНТ-37 она вместе со своим командиром Гризодубовой и 2-м пилотом Осипенко осуществила беспрецедентный беспрерывный полет по маршруту Москва — Керби. Его длина составила почти 6 с половиной тысяч километров. Знаковый перелет принес Расковой всеобщее признание и наивысшее звание — Героя Советского Союза. Также она была награждена орденом Ленина.

Молодые годы

Марина Малинина (после замужества Раскова) появилась на свет 28 марта 1912 в Москве. Ее родители занимались педагогикой. Девочка закончила 9-летнюю школу. В Марине видели будущую оперную диву. Ее папа, Михаил Малинин, преподавал вокал. Мама работала в школе учительницей. Папа рано заметил у дочери вокальные данные и старался их развивать. Однако в возрасте 7 лет Марина лишилась отца. Мужчину насмерть сбил мотоцикл.

После смерти главного кормильца в семье остро стала ощущаться нехватка денег. В семнадцать лет девушка пошла на работу. Потом было раннее замужество. Её избранником стал Сергей Расков. В 1928 г. Марина была химиком-лаборантом на заводе. В 1931 г. — лаборантом в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Именно тогда окончательно поняла: самолеты – это её. Заочно обучалась в Ленинградском авиационном учебном заведении. 1933 год — она уже штурман Черноморских аэрографических экспедиций. Позже трудилась в Военно-воздушной академии на должности лётного инструктора, параллельно училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Получила специальность "штурман". Прошла подготовку в школе подготовки летчиков в Тушино.

Марина Раскова. История легендарной лётчицы-штурмана

Все выше и дальше!

30-е годы 20 века воистину ознаменованы расцветом авиационной романтики. Марина явилась первой девушкой-штурманом в СССР. Скоро ей поручили важное задание: провести крупную аэрофотосъемку, требуемую для строящейся авиалинии Одесса – Батуми. Работа была выполнена безукоризненно!

В свои 22 Марина являлась инструктором по штурманскому обучению летной академии им. Жуковского. Однако активная девушка не собиралась останавливаться на достигнутом. Благодаря настойчивости выбила разрешение обучаться в школе летчиков Центрального авиаклуба Москвы. После окончания учебы, в 1935 году, за штурвалом самолета участвовала в параде, посвященном празднованию 1 Мая. Каждый прожитый год добавлял смелой девушке опыта и новых достижений. Были рекордные полеты, экстремальные ситуации…


Когда облачность миновала, выяснилось, что самолет находится над Охотским морем.

Только это неизбежно привело бы к гибели штурмана, находящегося в нижней кабине из стекла. Чтобы избежать смерти, Марина прыгнула с парашютом. Приземление было нормальным. Но вскоре она столкнулась с новым вызовом: холодно, кругом звери и рядом никого. Блуждала с минимальными припасами продовольствия, крепко сжимая револьвер и нож в руках, долгих десять дней, до тех пор, пока не вышла на людей.

Боевой комполка

С самого начала Великой Отечественной Раскова участвовала в создании авиационных полков, состоящих из женщин. Считается инициатором выхода соответствующего решения Госкомитета обороны СССР. С 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка (женского), имеющего на вооружении самолеты Пе-2. Вверенные ей эскадрильи бились в небе над Сталинградом.


Эта смелая и решительная женщина прожила недолгую, но очень яркую жизнь настоящего патриота, отданного своей стране человека. Смерть настигла ее на фронте.

В роковой день января 1943 года летчики Расковой вновь направлялись на фронт, пройдя переформирование. В очень трудных метеорологических условиях около села Михайловка в Саратовском районе самолет майора Расковой разбился. Ей было только тридцать.

Изначально Марину Раскову похоронили в Саратове, но потом останки кремировали, перевезли в Москву, где они были навек помещены в Кремлевскую стену.

В 1943-м полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой.

Наследие героя

Вся жизнь Марины Расковой была отдана беззаветному служению Родине. Именно такие люди по праву считаются национальными героями, достойными уважения, вечной памяти и подражания со стороны будущих поколений.


Во время Великой Отечественной войны плечом к плечу с мужчинами сражались храбрые женщины, поставившие долг перед Родиной выше собственной жизни. Одной из таких героинь стала летчица-штурман Марина Раскова, возглавившая воздушное сопротивление авиации захватчиков.

Детство и юность

Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 марта 1912 года в столице Советского Союза. Отец семейства Михаил Дмитриевич принадлежал творческому сообществу Москвы: исполнял оперные партии в театре и вел преподавательскую деятельность. Маленькую Марину он также приобщил к музыке, сделав ее одной из своих учениц.

Будущая летчица вполне могла бы стать оперной певицей – все данные для этого у нее имелись. Однако после трагической гибели отца ее биография пошла совсем по другому сценарию.

Марина Михайловна Раскова

В 1919 году музыкант попал под колеса мотоцикла, получив несовместимые с жизнью травмы. Его овдовевшая супруга Анна Спиридоновна осталась одна с двумя детьми, и вынуждена была тянуть их на скромную учительскую зарплату. Чтобы облегчить жизнь матери, юные Марина и ее брат Рома устроились на работу, навсегда попрощавшись с беззаботным детством.

Семнадцатилетняя Марина пришла на Бутырский химический завод, где встретила своего будущего супруга – симпатичного инженера Сергея Раскова. Чтобы как-то разгрузить мать, вышла за него замуж и образовала свою семью.

Служба в авиации

Поставив себе цель во что бы то ни стало научиться летать, лаборантка поступила в Ленинградский институт воздушного флота на заочное отделение. В 1934 году студентка получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей.

Марина Михайловна Раскова

В этот период страна переживала бум в авиастроении и летном искусстве. Героями времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа. Женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.

Марина Михайловна Раскова

В том же году Раскова вступила в ряды Красной Армии, параллельно став сотрудником НКВД. К 1941 году отважная летчица стала старшим лейтенантом.

Непосредственно участвовать в боевых вылетах штурман начала не сразу: на ней было много организационных вопросов. Женщина возглавляла авиационный полк Пе-2, в оснащении которого находилось три десятка видавших виды самолетов Су-2. После настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину Расковой удалось выбить для своего подразделения 20 единиц новейшей техники.

Марина Михайловна Раскова

Некоторое время ушло на изучение новых машин, но уже к началу 1943-го полк Марины был в полной готовности для участия в Сталинградской битве.


Биография Марины Расковой:

Будущая летчица родилась 28 марта 1912 года в Москве. Ее отец - вокальный педагог и оперный артист Малинин Михаил Дмитриевич, мать - школьная учительница Анна Спиридоновна. Марина окончила семилетнюю школу, в которой она обучалась параллельно с детским отделением консерватории. Затем поступила в Музыкальный техникум им. Рубинштейна. В старших классах увлекалась химией. В 1929 году вышла замуж за инженера Сергей Иванович Раскова.

После рождения дочери, Марина Раскова устроилась на работу лаборанткой аэронавигационной Военно-воздушной академии (1932 г), а через два года успешно окончила институт инженеров гражданского воздушного флота в Ленинграде (в должности штурмана). Далее ее авиационная биография пополнилась школой летчиков и должностью инструктора – летнаба при той же Жуковской академии.

В 1937 г Марина Михайловна Раскова - первая женщина в СССР совершила подвиг, прославивший всю страну. В качестве штурмана самолета АИР-12, она принимала участие при установлении мирового рекорда на самый большой по протяженности полет. Год спустя, ее биография пополнилась сразу двумя мировыми рекордами по дальности полета на гидросамолете МП-1.

В 1938 г (24-25 сентября) был совершен еще один отважный полет, совместно с Гризодубовой и Осипенко по маршруту Москва – Керби (село на Дальнем Востоке), дальность - 6450 км без посадок. Этот подвиг чуть не стоил летчице жизни. Полет проходил в экстремальных условиях, при температуре минус 35 градусов. Приборы вышли из строя, закончилось топливо, и Гризодубова приказала Марине Расковой совершить прыжок в тайгу с парашютом. Летчица выполнила приказ и в последующие десять суток, превозмогая голод и холод, добиралась к намеченному месту посадки.

За проявленные мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета, Марине Расковой в числе первых женщин в стране было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже ей вручили и медаль Золотая Звезда.

Армейская служба М. Расковой


С 1938 г. Раскова числится в рядах Красной Армии и в штате НКВД. Перед самой Великой Отечественной войной, она получила звание старшего лейтенанта, проживала в г. Москве.

Когда началась ВОВ М. Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. Для этого она даже использовала свои личные контакты со Сталиным.


Марина Михайловна Раскова родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве. Отец – артист оперы – погиб вследствие несчастного случая, когда дочке было семь лет. Мать с 1905 года до выхода на пенсию в 1932 году работала учительницей.

Марина окончила 9 классов средней школы, одновременно училась в детской школе при Московской консерватории.

Марина Раскова ни в детстве, ни в юношеские годы не помышляла об авиации. Она смеялась над братом, который строил из прутиков и глянцевой белой бумаги самолеты, и ломала их. Но летать стала она, а не брат.

Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

Здесь она попала в совершенно иной мир. В лаборатории в шкафах хранились сложные приборы – манометры, аэротермометры, секстанты. Расковой эти названия ничего не говорили. Первое время ей немалых трудов стоило отличить один прибор от другого, старалась не перепутать их, так как в ее обязанности входило приносить на лекции приборы и демонстрировать их слушателям. Но довольно скоро она поняла, что к чему. Бывая на лекциях, внимательно слушала объяснения преподавателей и неожиданно для себя заинтересовалась аэронавигацией. Она засела за книги о штурманском деле и поняла, что штурману нужны разносторонние знания. Пришлось начать изучение высшей математики, физики, радиотехники, электротехники, топографии, астрономии, метеорологии и других наук.

Александр Васильевич Беляков обратил внимание на любознательную помощницу и начал помогать ей в учебе. Марина Раскова стала первой женщиной-штурманом в нашей военной авиации. Однажды ее вызвал к себе начальник академии.

– За хорошую работу мы решили вас наградить, но не знаем чем, – сказал он. – Чего бы вы сами хотели?

Смущаясь, Марина ответила:

– Научиться самой летать.

Она получила эту награду – поступила в Центральный аэроклуб в Тушине. Вскоре стала летчицей. К знанию аэронавигации прибавилось умение самостоятельно управлять самолетом.

В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота. В 1935 году окончила школу летчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора. В этом же году сбылась ее заветная мечта о рекордном перелете на дальность. С летчицей Валентиной Гризодубовой она совершила полет по маршруту Москва – Актюбинск протяженностью 1443 километра. Был установлен новый мировой рекорд для женщин.

Штурман Раскова участвовала в подготовке нескольких первомайских воздушных парадов. Это очень сложное дело. Нужно рассчитать с точностью до секунды, когда поднять с различных аэродромов множество воздушных кораблей, стянуть их в одну точку, построить в парадную колонну и провести четким строем над Красной площадью. Обычно во время парадов она летала на флагманском корабле и шла впереди всей воздушной армады.

В 1937 году в качестве штурмана Марина участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР?12; в 1938 году – в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП?1.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года М. М. Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова добилась разрешения на формирование женских боевых воздушных частей. Ее поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины.

Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и летных школ. Когда в стране узнали, что создается женская авиационная часть, ее стали осаждать девушки-комсомолки из вузов, старших классов средних школ, с фабрик, заводов, из различных учреждений. У многих из них не было никакой авиационной специальности, но было горячее желание защищать родную страну. И в некоторых случаях этого было достаточно. Из них стали готовить техников для авиации.

Авиационная группа подразделялась на летчиков, штурманов и техников. С первых же дней в городе Энгельсе во всех группах начались занятия. Проходили курс обучения молодого бойца, изучали самолеты, моторы, вооружение и аэронавигацию. Постепенно личный состав начал распределяться по полкам. С каждым днем все больше и больше определялось лицо каждого полка, оформлялись звенья и эскадрильи.

Раскова ставила конкретные задачи своему штабу по планированию учебы личного состава всех трех полков, организации занятий в классах и на аэродроме, по организации боевого и материального обеспечения всей авиационной группы. Много времени Марина Михайловна уделяла контролю за учебой, сама принимала экзамены и зачеты по многим дисциплинам. Она обладала каким-то особым чутьем. Смело и решительно, с большим доверием к людям выдвигала она девушек на командные должности. От летчиц, зачисляемых в истребительный полк или полк пикирующих бомбардировщиков, она требовала, как правило, налет не менее пятисот часов. Но, кроме того, учитывала еще характер девушки, желание летать на самолете, который она хорошо знала. Любовно, как мать своих детей, наставляла Марина Михайловна своих подчиненных. Она всегда старалась найти нужные слова, чтобы ободрить молодого командира, вдохнуть веру в его силы.

4 января 1943 года Герой Советского Союза майор Марина Раскова погибла в авиационной катастрофе близ Саратова, в сложных метеоусловиях при перелете на фронт после переформирования.

Урну с прахом М. М. Расковой поместили в нише Кремлевской стены в Москве.

Читайте также: