Сравните тексты баллады и летописи песнь о вещем олеге кратко
Обновлено: 05.07.2024
- Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
- Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
- Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Тип урока: урок-исследование
ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.
П.С.: учитель – ученики собеседники
М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.
Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.
I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4)
Ответы на вопросы учителя:
По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
- Когда появились летописи?
- Как называется первая русская летопись?
Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?
IV. Анализ произведения
Вопросы для беседы с классом:
Но вижу твой жребий на светлом челе.
воителю слава – отрада;
и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.
У брега Днепра лежат благородные кости…
…смертию кость угрожала
– в основе лежит исторический факт
– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы
Запись в тетрадях учащихся (слайд 8):
Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.
2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?
(Общее: рассказывают об одном историческом событии.
Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9)
3. Определите стихотворный размер.
5. В чём заключается идея стихотворения?
Но вижу твой жребий на светлом челе.
6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12)
7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13)
На сколько частей можно разделить произведение? (На три части
Определение основных элементов сюжета.
– Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)
– Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)
– Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?
Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.
Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17)
Выступление учащихся с результатами исследования.
Художественно-изобразительные средства | – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник | Эпитеты |
– грядущие годы таятся во мгле… | Метафоры | |
– как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… | Сравнения | |
–И волны, и суша покорны тебе; | Олицетворение | |
– с волей небесною | Инверсия | |
И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… И холод, и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего | Градация |
VII. Выводы урока (слайд 20)
Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
Читайте также: