Элементы графика движения поездов кратко

Обновлено: 07.07.2024

График движения поездов является основой организации движения поездов. Он представляет собой графическое изображение следования поездов на масштабной сетке, на которой движение поездов изображаются прямыми наклонными линиями (линиями хода поездов). Горизонтальными линиями на графике обозначены оси раздельных пунктов. Весь суточный период разделен жирными вертикальными линиями на часовые периоды (от 0 до 24 ч), штриховыми — на получасовые и тонкими — на десятиминутные интервалы. На графике указывают время прибытия, отправления и проследования поезда через каждый раздельный пункт. Его проставляют всегда в тупом углу, образуемом линией хода поезда и осью раздельного пункта. Если поезд следует через раздельный пункт безостановочно, то время проследования ставится в тупом углу по отправлению.

Графики движения поездов различают:

  • в зависимости от соотношения скоростей движения разных поездов по одному и тому же перегону — параллельные и непараллельные. В параллельных графиках поезда имеют одинаковую скорость и линии их хода на данном перегоне параллельны, а в непараллельных графиках линии хода поездов — с разными скоростями;
  • по числу главных путей на перегонах участка — однопутные, двухпутные и многопутные. При однопутных графиках скрещение поездов между собой и обгоны одних поездов другими производятся на раздельных пунктах с путевым развитием. Характерной особенностью двухпутных графиков является специализация каждого главного пути на движение только в одном направлении, в связи с чем скрещения поездов могут производиться не только на раздельных пунктах, но и на перегонах, а обгоны производятся на раздельных пунктах, имеющих обгонные пункты. На многопутных участках, как правило, сочетаются двухпутный и однопутный графики при трех главных путях или двухпутные графики при четырех главных путях;
  • в зависимости от соотношения размеров движения в четном и нечетном направлениях — парные и непарные. В парных графиках — число поездов в обоих направлениях одинаково, в непарных — число поездов по направлениям различно;
  • в зависимости от расположения попутных поездов — пачечные и пакетные или частично пакетные. Пачечным называется график, на котором попутные поезда отправляются с разграничением их межстанционными перегонами. Пакетным называется график, на котором попутные поезда разграничены сигналами автоблокировки или блокпостами (на межстанционном перегоне одновременно может находиться несколько поездов). Отношение числа поездов, прокладываемых на графике пакетами, к общему числу поездов называется коэффициентом пакетности;
  • по времени занятия перегона участка парой поездов противоположного направления на однопутных и поездом данного направления на двухпутных линиях — идентичные и неидентичные. При одинаковых на всех перегонах времени график называется идентичным, при разном — неидентичным, характеризующийся, так называемым, коэффициентом неидентичности;
  • по заполнению пропускной способности участка — максимальные, на которых число поездов соответствует пропускной способности участка, и немаксимальные — при невыполнении этого условия.

При составлении графика могут включаться одновременно несколько признаков, что для примера показано на рис. 11.1.


Обеспечение безопасности движения поездов, безопасности пассажиров и обслуживающего персонала достигается соблюдением элементов графика, регламентирующих скорости движения поездов по перегонам и станциям, порядок и продолжительность выполнения операций по приему, отправлению и проследованию поездов по станциям. К элементам графика относятся: перегонные времена хода поездов; станционные интервалы; интервалы между поездами в пакете; технологические нормы стоянок поездов на станциях; нормы нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо.

Фрагмент графика движения поездов приведен на рис. 11.2.


На основе графика движения поездов организуется поездная работа, которая включает оперативное планирование и диспетчерское руководство. По диспетчерским графикам исполненного движения ведется учет и анализ выполнения графика движения поездов. Реализация графика позволяет полностью освоить грузовые и пассажирские перевозки и наиболее эффективно использовать пропускную и провозную способности участков железных дорог.

Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией эксплуатационной деятельности и точным выполнением технологического процесса работы станций, вагонных и локомотивных депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания вагонов и локомотивов и других подразделений железных дорог. Наивыгоднейшее использование подвижного состава обеспечивается в графике высокими скоростями движения поездов и минимальными стоянками их для технического и коммерческого обслуживания, а также реализацией повышенных норм массы и длины составов при наилучшем использовании мощностей локомотивов. Существенный эффект достигается за счет формирования поездов из большегрузных восьмиосных вагонов, а также из вагонов при максимальном использовании грузоподъемности и вместимости.

Для составления графика должны быть известны его основные элементы:

• время хода поездов различных категорий по перегонам;

• продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения

технических, грузовых и пассажирских операций;

• интервалы между поездами в пакете;

• время нахождения локомотивов на станциях локомотивного депо и в пунктах оборота.

Время хода поезда определяют тяговыми расчетами с помощью ЭВМ и уточняют на основании опытных поездок и достижений передовых машинистов. Это время устанавливают отдельно для каждой категории пассажирских и грузовых поездов

при движении по каждому перегону в четном и нечетном направлениях Продолжительность стоянки поездов при выполнении технических, пассажирских и грузовых операций зависит от категории поездов, типа станции и технологического процесса ее работы. Важными элементами графика являются станционные интервалы — минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропуску поездов.

График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов. График движения поездов — это отображение процесса движения поезда в декартовой системе координат, где ось X — это ось времени, а ось Y — ось расстояния. Движение поезда между раздельными пунктами выражается функцией вида Y=kX+b, поезд принят за материальную точку.

Согласно п.13.1 Правил Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации (инстр. ЦРБ-756), график движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших показателей работы железных дорог. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов. Нарушение графика движения поездов не допускается.

График движения поездов должен обеспечивать:

  • Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов
  • Безопасность движения поездов
  • Эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций
  • Рациональное использование подвижного состава
  • Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад
  • Возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения



Составляют график движения на специальной масштабной сетке. Расстояния между раздельными пунктами откладываются по вертикали, а время — по горизонтали. Горизонтальными линиями обозначают раздельные пункты (их оси), а вертикальными время (жирными — часовые периоды, штриховыми — получасовые, тонкими — десятиминутные интервалы) Время указывается московское, поясное от 00.00 до 24.00 часов, или от 18.00 до 18.00. Движение поездов на графике изображают прямыми наклонными линиями, условно принимая, что в пределах перегона скорость их равномерна (используется перегонное время хода, специально высчитываемое в зависимости от профиля пути, типа поезда, направления хода, опыта работы ведущих машинистов и т. д. — по данным тяговых расчётов). Время проследования (прибытия или отправления) поездом каждого раздельного пункта определяется пересечением линии хода поезда с осью соответствующего раздельного пункта и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта. На перегонах, прилегающих к станциям, ограничивающих диспетчерский круг, над линией хода поезда ставят его номер. Поезда нумеруют в зависимости от направления движения и категории перевозок. Линии хода нечетных поездов наносят сверху вниз, четных — снизу вверх. На основе графика движения поездов составляются расписание движения поездов, где указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.

Содержание

Отображение основных эксплуатационных событий на графике (см.пример)

Классификация графиков

Графики движения поездов бывают:

  1. В зависимости от скорости движения — параллельные, где все поезда движутся с одинаковой скоростью, поэтому линии их хода параллельны между собой (применяется в метрополитенах) и непараллельные (нормальные), так как пассажирские и грузовые поезда движутся с разными скоростями.
  2. По числу главных путей на перегоне — однопутные и двухпутные. В первом случае главный путь перегона используется для движения в обоих направлениях и скрещение (разъезд поездов встречных направлений) может производиться только на разъездах или станциях. В случае, когда на перегоне три и более путей, составляется несколько графиков, на каждом из готорых отображается график движения по одному или двум путям перегона. Например, в случае трёхпутного перегона для путей 1 и 2 составляется один график, а для пути 3 - другой.
  3. В зависимости от расположения поездов попутного направления графики могут быть пачечные, когда поезда одного направления следуют друг за другом с разграничением межстанционным перегоном и пакетные когда поезда следуют с разграничением временем или блок-участками при автоматической блокировке (в этом случае на перегоне между станциями может быть одновременно несколько поездов — на рисунке поезда № 26, № 158 и № 8 следуют в пакете)

Исходные данные для разработки графика движения поездов

Исходные данные для разработки графика движения поездов: времена хода поездов по перегонам, нормы времени на разгон и замедление, нормативы продолжительности стоянок поездов на промежуточных станциях для выполнения технических и коммерческих операций, нормативы оборота локомотивов в депо для выполнения технического обслуживания и расчетные минимальные интервалы между поездами при приеме, отправлении и проследовании их через станции (станционные интервалы), а также интервалы между поездами, следующими в пакете (межпоездные интервалы)

Единый график движения поездов по всей сети железных дорог СССР был введен летом 1935 года. График стал составляться ежегодно на летний период, с корректировкой на зиму.

В эксплуатационной работе железных дорог различают следующие виды графиков движения поездов:

  • нормативный график
  • вариантный график
  • график исполненного движения

Нормативный график движения поездов

Нормативный график движения поездов (НГДП) разрабатывается и составляется ежегодно технологами отдела разработки графиков движения поездов службы перевозок железных дорог. Новый НГДП вводится в последнее воскресенье мая до начала кампании летних пассажирских перевозок. На участках с разными объемами пассажирских перевозок в летий и зимний периоды по окончании летних пассажирских перевозок вводится НГДП с корректировкой на зиму. На основе НГДП составляются книги расписаний поездов.

Вариантный график движения поездов

График исполненного движения

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.
  • Организация движения поездов
  • Визуализация данных

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "График движения поездов" в других словарях:

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ — основная обобщающая техн. норма, устанавливающая порядок всей работы ж. д. железный закон работы транспорта (Л. М. Каганович). Графиком движения поездов определяется не только движение поездов, но и работа локомотивов, вагонов, станций, депо,… … Технический железнодорожный словарь

График движения поездов — чертеж, употребляемый в железнодорожной службе для наглядного изображения хода поездов, для уяснения взаимного расположения движущихся поездов между двумя конечными пунктами и для решения вопросов касательно пропускной способности линии, встречи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

График движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов — (далее график движения поездов) является основным нормативно технологическим документом, регламентирующим работу всех подразделений федерального железнодорожного транспорта по организации ритмичности и безопасности движения поездов. Он объединяет … Официальная терминология

график движения железнодорожных поездов — 7 график движения железнодорожных поездов: Организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГРАФИК — (греч.). 1) чертеж для схематического изображения движение железно дор. поездов. 2) вообще изображение особым чертежом каких либо изменяющихся величин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАФИК 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

ГРАФИК — 1) расписание, определяющее последовательность выполнения действий, протекания событий во времени. Например, график движения поездов, график дежурств, график работы; 2) графическое изображение математической зависимости; математическая… … Экономический словарь

ГРАФИК — ГРАФИК, графика, муж. (от греч. graphikos письменный) (спец.). Диаграмма, чертеж, изображающий посредством кривых количественные зависимости различных процессов. График движения поездов. График изменения температуры воздуха. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ГРАФИК НАСЫЩЕННЫЙ — график движения поездов однопутного участка, на к ром все поезда имеют скрещения на всех раздельных пунктах. Г. н. имеет по сравнению с ненасыщенным более низкую участковую скорость, вследствие чего при построении стремятся к получению… … Технический железнодорожный словарь

ГДП - координирует работу всех подразделений железнодорожного транспорта, позволяет осуществлять своевременную перевозку грузов и пассажиров при одновременном выполнении требования БД. Позволяет наивыгоднейшим образом использовать ПС. Обеспечивает ритмичную работу станций и участков при наилучшем использовании их пропускной и провозной способности.

На основе графика определяются показатели использования подвижного состава и сотрудничество транспорта с клиентами.

ГДП составляется один раз в год и вводится в действие в последнее воскресенье мая.


Время хода поездов

Классификация графиков движения поездов.

1. По соотношению скоростей движения:


- Параллельный - Непараллельные


2. По числу главных путей на перегоне




3. По соотношению размеров движения в четном и нечетном направлении

- парные (когда кол-во четных и нечетных поездов совпадает)

- не парный (не совпадает)

4. По расположению поездов попутного следования:

- пакетное движение (АБ)

- частично пакетные графики.

5. по соотношению времени занятия перегона одной парой поездов:

ГД на который нанесено наибольшее возможное по пропускной способности число поездов называется максимальным.

Максимальный график однопутного участка, на котором все поезда имеют скрещения на всех станциях называется насыщенным.

Классификация норм массы и скоростей движения грузовых поездов.


АБ, БВ, ВГ – участок

а, б, в, г – промежуточные станции


– дифференцированный вес поезда


– участковая весовая норма



– унифицированное, от одной сортировочной станции до другой.


1. Ходовая - максимальная;

2. Техническая - с учетом потерь на разгон и замедление;

3. Участковая - с учетом стоянок на промежуточных станциях;

4. Маршрутная - с учетом стоянок на технических станциях;

5. Скорость доставки груза.

Элементы графика движения поездов. Перегонные времена хода поездов.

Нормативы времени на выполнение операций связанных с БД:


1. Перегонное время хода -


2. Станционный интервал -

3. Межпоездной интервал - J


4. Норма стоянки поездов на станции -


5. Время нахождения лок-ва на станции основного и оборотного депо -

Перегонное время хода:

Определяется по тяговым расчетам.


Перегонное время хода - это время между проследования центром тяжести поезда осей соседних станций.

Общие понятия о станционных интервалах.

Станционными интервалами называют минимальные промежутки времени для выполнения операций по приему, отправлению или проследованию поезда через станцию.


- интервал неодновременного прибытия - нп


- интервал скрещения - ск


- безостановочного скрещения - 6ск


- интервал попутного следования - пс


- интервал неодновременного прибытия и попутного отправления - по (по - прибытие, отправление)


- интервал неодновременного отправления и попутного прибытия - оп


- интервал неодновременного отправления и встречного прибытия - вп

- интервал попутного прибытия - Jnp

- интервал попутного отправления - Jот

Величина станционного интервала зависит от:

• от средств автоматики;от схемы станции;

• от плана и профиля подхода к станции;

• от серии локомотива, веса поезда.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНОСТИ ПУТИ В ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРВАЛА НЕ ВХОДИТ!

Интервал неодновременного прибытия.

Используется на однопутных линиях, где одновременный прием поездов противоположных направлений запрещен.


нп — называют минимальный интервал времени между прибытием поезда на станцию и проследованием станции поездом противоположного направления.



Итог округляют до целых

Интервал скрещения поездов.

Парный к интервалу неодновременного прибытия



ск - это минимальный промежуток времени между проследованием поездом станции и отправлением поезда на освободившийся перегон.



Формулировка определений интервалов попутного следования, неодновременного прибытия и попутного отправления, неодновременного отправления и попутного прибытия, неодновременного отправления и встречного прибытия поездов.

Интервал попутного следования (ПАБ)


пс- это промежуток времени между прибытием поезда на станцию и отправлением поезда с предыдущей станции на освободившийся перегон . На перегоне может находиться только одни поезд.





Интервал неодновременного прибытия и попутного отправления по

Интервалы по, оп применяются тогда, когда одновременный прием и отправление поезда со станции запрещены


Интервал по - это минимальный промежуток времени между прибытием поезда на станцию и отправления со станции поезда того же направления



Интервал неодновременного отправления и попутного прибытия оп


1 - местоположение 2003 в момент начала движения 2001

2 - момент освобождения путей станции

3 - местоположение 2001 и 2003 поезда в момент прибытия 2003 на станцию Продолжительность интервала 3,4 минуты


Интервал неодновременного отправления и встречного прибытия вп -минимальный промежуток времени между отправлением поезда со станции и прибытием на эту станцию поезда при враждебном маршруте приема



План-график местной работы.

Полосной график

Этот график используется на линиях с малыми размерами пассажирского движения и недостаточным количеством промежуточных станция на участке (приволжская дорога, западно-сибирская дорога).

Д: высокая пропускная способность; высокая участковая скорость;


Н: высокая потребность путевого развития на участковых станциях; высокая потребность в специалистах вагонного и локомотивного хозяйства; увеличивается потребность в локомотивах.

Общие положения о пропускной способности при не параллельном графике

Время, которое не может быть использовано для пропуска грузовых поездов называется временем съема грузовых поездов пассажирскими.


tnacc- время на пропуск пассажирских поездов;

Nnacc - кол-во пассажирских поездов;

tуск - время на пропуск ускоренных поездов;

Nуск- кол-во ускоренных поездов.


– отношение времени съема к периоду графика называется коэффициентом съема.


Время съема зависит от:

1. От соотношения скоростей движения грузовых и пассажирских поездов


2. От количества взаимного расположения пасс поездов и жесткости расписания (можем пропустить пасс поезда пакетами, и они будут занимать меньше времени, например).

3. Зависит от типа графика;

4. Неидентичности перегонов (чем больше разница - тем лучше);

5. Зависит от путевого развития промежуточных станций;





– основной съем


– дополнительный съем

Общие понятия о графике движения поездов.

ГДП - координирует работу всех подразделений железнодорожного транспорта, позволяет осуществлять своевременную перевозку грузов и пассажиров при одновременном выполнении требования БД. Позволяет наивыгоднейшим образом использовать ПС. Обеспечивает ритмичную работу станций и участков при наилучшем использовании их пропускной и провозной способности.

На основе графика определяются показатели использования подвижного состава и сотрудничество транспорта с клиентами.

ГДП составляется один раз в год и вводится в действие в последнее воскресенье мая.

станционные интервалы и интервалы между поездами в пакете.

Прибытие поезда – на графике соответствует моменту его полной остановки в пределах станционного пути.

Отправление поезда – на графике соответствует моменту начала движения поезда (появление на регистиррующем устройстве локомотива скорости 1 и более км/ч).

Проследование поезда – на графике соответсвует моменту пересечения первой колесной парой головного локомотива изолирующего стыка первого по ходу за осью станции светофора, располагающегося на пути проследования поезда.

8.3.1. Перегонное время хода

Перегонное время хода поезда – время в минутах, затрачиваемое поездом на прохождение расстояния между осями соседних раздельных пунктов или осями их приемо-отправочных парков, если они не совпадают с осью станции. Устанавливается тяговыми расчетами.

Перегонные времена хода рассчитываются отдельно для:

всех категорий грузовых и пассажирских поездов;

каждой весовой нормы состава в пределах каждой категории поездов;

каждой серии локомотивов (моторвагонных секций) пассажирских и пригородных поездов, постоянная эксплуатация которых в пассажирском или грузовом движении предусмотрена на данном участке железной дороги.

В работе скорость грузового поезда составляет 1км/мин, таким образом, для варианта 1 время хода грузового поезда по перегонам равно: А-а: 20 мин, а-б: 17 мин, б-в: 16 мин и т.д. Время хода скорого поезда составляет 70% от времени хода грузового, т.е.

tа-б =17х0,7=12 мин и т.д.

Время ходя электрички по перегону составляет 80% от времени хода грузового поезда:

tа-б = 17х0,8=14 мин и т.д.

При составлении графика движения поездов к чистому времени хода в необходимых случаях добавляется время на разгон:

грузовых поездов при тепловозной тяге – 2 мин;

грузовых поездов при электрической тяге – 1 мин;

пассажирских поездов при электрической и тепловозной тяге – 1 мин.

Время на замедление грузовых и пассажирских поездов при всех видах тяги принимается 1 мин.

8.3.2. Продолжительность стоянки поезда на станциях

Продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения технических, грузовых и пассажирских операций.

Продолжительность стоянки сборного поезда на промежуточных станциях равна 25 – 40 минут.

Стоянка электрички на раздельных пунктах принимается 1-2 минуты.

Скорые пассажирские поезда на раздельных пунктах не останавливаются.

Грузовые поезда останавливаются для пропуска пассажирских поездов.

8.3.3. Интервалы между поездами в пакете

Интервал попутного прибытия поездов при а/б (Iпр) - минимальное время от момента прибытия на раздельный пункт (проследования через раздельный пункт) одного поезда до момента прибытия на этот же раздельный пункт (проследования через раздельный пункт) другого поезда того же направления движения.

Интервал Iпр при проследовании поездов через раздельный пункт без остановки определяют для условий отсутствия перевода на автоматическое действие входного и выходного светофоров (по главному пути).

Кроме двухпутных (или многопутных) линий, интервалы Iпр определяют для однопутных линий при частично-пакетном графике.




Рис. 8.6. Интервал попутного прибытия поездов

Интервал попутного отправления поездов при автоматической блокировке (Iот) - минимальное время от момента отправления с раздельного пункта (проследования через раздельный пункт) одного поезда до момента отправления (проследования через раздельный пункт) другого поезда того же направления движения.

Интервал Iот при проследовании поездов через раздельный пункт без остановки определяют для условий отсутствия перевода на автоматическое действие входного и выходного светофоров (по главному пути).

Кроме двухпутных (или многопутных) линий, интервалы Iот определяют для однопутных линий при частично-пакетном графике.

Читайте также: