Расцвет киевской руси укрепление феодального строя крещение руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Феодализм – это традиционное аграрное общество, для которого характерны следующие признаки:

  • господство религии и духовной жизни в общественном сознании;
  • земельная собственность в крупных масштабах и хозяйство зависимых крестьян;
  • иерархия социальной структуры общества;
  • сословно-монархическая форма правления – власть принадлежит не только монарху, но и отдельному органу, состоящий из представителей различных сословий (группа, члены которой отличаются друг от друга по своему правовому положению);
  • господство натурального хозяйства – продукты выращиваются и производятся для собственного потребления.
  • Старший сын Святослава;
  • Правил в Киеве с 972 по 980 гг.;
  • Принял христианскую веру;
  • Одержал ряд побед над печенегами;
  • В 977 г. Ярополк отправился с войском в Древлянскую землю, чтобы отобрать ее у Олега. Олег проиграл битву со своим старшим братом и погиб;
  • Погиб в результате борьбы за киевский престол.

С конца X по начало XI вв., Киевская Русь достигла максимального экономического и политического расцвета, благодаря князьям: Владимиру Святославовичу (980 – 1015) и Ярославу Мудрому (1019 – 1054).

А процесс феодальной раздробленности, который начался после этого с 1054 по 1113 гг., был приостановлен князьями Владимиром Мономахом (1113 – 1125) и Мстиславом Владимировичем (1125 – 1132).

  • Первая междоусобная война за власть (киевский престол) между Владимиром и Ярополком (972 – 980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле;
  • Провел реформу языческих богов в 980 г., которая провалилась;
  • В 981 г., отвоевал у поляков Перемышль;
  • В 985 г. совершил поход на Волжскою Болгарию;
  • В 988 г., принятие христианства, как государственной религии;
  • Дальнейшее укрепление и расширение Древнерусского государства. Владимир покори радимичей, совершил походы на поляков, печенегов, которые завершились успехом;
  • Основал крепости-города Переяславль, Белгород и др.;
  • Укреплял государственный аппарат, передавая старшим дружинникам и сыновьям крупные центры в управление.

Князь Владимир был внебрачным сыном Святослава и рабыни-ключницы Малуши. Еще мальчиком был посажен отцом в Новгороде.

Принятие христианства на Руси и его значение в формировании государства

988 г., официальная дата принятия крещения Руси. Во главе церкви стоял митрополит, назначенный Константинополем. До середины XV в., Русская православная церковь считалась частью (метрополией) Константинопольского патриарха.

Статья 3: Рассвет Киевской Руси. Укрепление феодального строя, изображение №1

Киевские князья

Древо Киевских князей

Ярослав пришел к власти через междоусобицу. Один из сыновей Владимира – Святополк, вступил на Киевский престол после того, как убил своих братьев Бориса и Глеба.

С 1019 по 1054 гг., вел междоусобную войну с Святополком, где одержал победу. Но следующая война не стала себя долго ждать, и следующим противников в ней стал Мстислав Тмутараканский. Война в итоге завершилось миров, после чего война Киевская Русь была разделена на два удела – Ярослава и Мстислава. После того как в 1036 г., Мстислав скончался, Ярослав правил единолично до 1054 г.

Одним из символов той эпохи, стал Софийского собора в Киеве (1057 г.), и перестроен в стиль барокко в период с 1658 по 1707 гг.

Вся Европа признала Киевскую Русь, как государство. Ярослав Мудрый выдал замуж своих дочерей за европейских монахов (так, дочь Анна стала королевой Франции, другие королевами Дании, Норвегии и Венгрии).

Как говорилось выше, Русская Правда стала первым сводом писанных законов, закрепила на Руси феодальные порядки.

Статья 3: Рассвет Киевской Руси. Укрепление феодального строя, изображение №3

Формы собственности были различные, конечно в основном дело было связанно с индивидуальной собственности (конь, оружие, одежда и т.д.).

Собственник имел следующие права:

  • Распоряжаться имуществом;
  • Вступать в договоры;
  • Получать доходы с имущества;
  • Требовать его защиты от любых посягательств.

В то время уже шла речь о существовании индивидуальных хозяйств и общих владениях деревни. Налоги князю не препятствовали коллективно распоряжаться землей.

Княжеский домен – соединение различных земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали оброки.

Вотчины бояр – частная собственность, которая раздавалась боярам под условием службы.

Женщина в то время по законам того времени уже выступала, как собственник имущества.

Ответственность того времени разделялась на два вида: личная и имущественная.

Самым распространенным соглашением в то время, был договор купли-продажи, а также договор займа. Существовало три вида займа: обычный, бытовой и заем с самозакладом.

Вопросы по поводу семейных отношений, рождении и наследовании, а также смерти взяла на себя церковь. Брачный возраст жениха составлял период от 14 до 15 лет, а у невесты от 12 до 13 лет. Заключением брака осуществлял обряд венчания.

В различных сословиях имеются существенные различия в плане наследования. У дружинников и бояр права наследования передавались дочерям. У смердов (крестьяне, землевладельцы) при отсутствии сыновей имущество передавалось князю. Наследство делилось поровну, но младший сын получал двор отца.

Любое преступление сопровождалось в итоге выплатой штрафов и имущественных взысканий.

Все преступления делились на два рода – преступления против личности и имущественные.

Первичная форма наказания являлась – месть. И осуществляли её родственники потерпевшего, либо он сам.

Постепенно ограничиваемая со временем месть все более вытесняется системой выкупов – это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственником потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести.

  • вира – штраф за убийство, поступающее в пользу князя;
  • головничество – плата за голову;
  • продажа – штраф за правонарушения, кроме убийства и увечий.

За убийство в разборе, поджоге, конокрадстве назначались разграбление (насильственное изъятия имущества) и поток (изгнание, обращение в рабство и убийство).

Внешняя политика Древней Руси

  • Объединение под властью киевского князя всех восточных племен;
  • Защита внешних рубежей и торговых путей;
  • Военные походы с целью завоевания новых земель.
  • Южное – отношения с Византией;
  • Восточное – отношения с Хазарским каганатом и кочевниками;
  • Западное и Северо-Западное – отношение с Западной и Северной Европой.

Древняя Русь проводила активную внешнюю политику, граничащую с агрессивностью, что было характерного для раннего периода средневекового государства.

конец X — середина XI вв. для Древнерусского государства – эпоха расцвета. В это время Киевская Русь достигла максимального экономического, политического и культурного уровня развития. Огромный вклад в укрепление государства в этот период внес Великий князь Владимир Святославич, на правление которого (980-1015 гг.) пришелся первый этап расцвета Древнерусского государства.

Владимир получил в управление Русское государство, когда оно находилось в весьма неблагоприятном состоянии.

в начале правления перед Владимиром Святославичем встал ряд серьезных задач: во-первых, усилить княжескую власть, во-вторых, избавиться от варягов-наемников, в-третьих, создать свое войско, в-четвертых, укрепить границы и в-пятых, решить вопрос с государственным устройством.

В целях повышения обороноспособности Владимир провел военную реформу, суть которой заключалась в том, что в дружину стали брать всех представителей племен; отбор в войска проходил по физическим качествам, было создано народное ополчение, а также были укреплены границы со степью. Для защиты ее южных границ Владимир Святославич начал строительство городов.

На протяжении первых пяти лет правления Владимир объединил все восточнославянские земли.

Во время княжения Владимира завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства

Конец Х и начало XI в.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили укрепления феодального строя и государства.

В системе мер, направленных на укрепление страны, большое значение имели религиозные реформы Владимира Святославича

В результате, свой выбор Киевский Князь остановил на христианстве по византийскому образцу, которое помогало Владимиру решить ряд задач, среди которых было оправдание социального неравенства и необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Христианство распространялось по стране медленно и полностью так и не вытеснило язычества. Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивалась архитектура и искусство. Христианство способствовало расширению экономических и культурных связей Киевской Руси с европейскими странами, а также укреплению связей между отдельными ее землями.

Максимального экономического и политического расцвета Киевская Русь достигла в конце X — начале XI вв. при князьях:

  • Владимире Святославовиче (980 — 1015);
  • Ярославе Мудром (1019 — 1054).

Начавшийся после этого процесс усиления феодальной раздроб­ленности (1054 — 1113) был приостановлен князьями:

  • Владимиром Мономахом (1113 — 1125);
  • Мстиславом Владимировичем (1125 — 1132).

Данные князья временно возродили единство и величие Руси, но после смерти Мстислава в 1132 г. Киевская Русь окончательно распалась на удельные княжества. Владимир Святославович был сыном Святослава Игоревича (Завоевателя) и правнуком Рюрика. Владимир, как сын рабыни не имевший прав на престол, пришел к власти в результате войны против брата Ярополка, княжившего в 972 — 980 гг. Это был первый случай, когда внутри Руси началась война между князьями-братьями и престол был унаследован не по закону, а захвачен военной силой. Несмотря на это, Владимир в корне изменил судьбу страны. В 988 г. на Руси вместо язычества была принята общегосударственная религия — православное (византийское) христианство. Несмотря на неприятие христианства частью населения, крещение Руси:

Рассвет Киевской Руси при Ярославе Мудром

Не менее популярным князем был сын Владимира Ярослав Мудрый (1019 -1054).

  • в Киевской Руси начался строительный бум — строились города, храмы, дороги (одним из лучших строений, символизирующим эпоху, стал Софийский собор в Киеве);
  • распространялись христианство, культура, образование;
  • в 1051 г. впервые был избран Митрополит Всея Руси — глава церкви, им стал Илларион, видный древнерусский священно­служитель и философ;
  • принята Русская Правда — первый свод писаных законов Руси;
  • Киевская Русь стала признанным всей Европой государством, дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за европейских монархов (так, дочь Ярослава Анна стала королевой Франции, другие дочери стали королевами Венгрии, Дании и Норвегии).

Русская Правда и ее значение

Русская Правда, ставшая первым сводом писаных законов, закрепила на Руси феодальные порядки.

Все население Киевской Руси приобрело строгую социальную (феодальную) иерархию:

Расцвет Киевской Руси происходил в период правления князей Владимира и Ярослава, и охватывает временной промежуток с конца 10 века до середины 11 века. В этот период времени Киевская Русь была одним из самых больших государств на территории Европы. Здесь развивалось ремесло, искусство, культура, образование, торговля и тд. Особенно позитивно на эти процессы повлияло принятие христианства (988) в годы правления князя Владимира, который сам принял новую веру и крестил Русь.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Начавшийся после этого процесс усиления феодальной раздробленности (1054 — 1113) был приостановлен князьями:

✓ Владимиром Мономахом (1113-1125);

✓ Мстиславом Владимировичем (1125— 1132).

Данные князья временно возродили единство и величие Руси, но после смерти Мстислава в 1132 г. Киевская Русь окончательно распалась на удельные княжества. Владимир Святославович был сыном Святослава Игоревича (Завоевателя) и правнуком Рюрика. Владимир, как сын рабыни не имевший прав на престол, пришел к власти в результате войны против брата Ярополка, княжившего в 972 — 980 гг. Это был первый случай, когда внутри Руси началась война между князьями-братьями и престол был унаследован не по закону, а захвачен военной силой. Несмотря на это, Владимир в корне изменил судьбу страны. В 988 г. на Руси вместо язычества была принята общегосударственная религия — православное (византийское) христианство. Несмотря на неприятие христианства частью населения, крещение Pуси:

✓ несло духовность, культуру и цивилизацию;

✓ стало объединяющим фактором для восточно-славянских племен;

✓ способствовало признанию Киевской Руси другими странами. Князь Владимир, успешно правивший на Руси 35 лет, был любим народом и получил прозвища "Владимир Святой" и "Владимир Красное Солнышко".

2. Не менее популярным князем был сын Владимира Ярослав Мудрый (1019 -1054).

Как и Владимир, Ярослав пришел к власти через междоусобицу. Один из сыновей Владимира - Святополк, захватил киевский престол, убив своих братьев Бориса и Глеба, за что получил прозвище "Святополк Окаянный". В 1015— 1019 гг. между Святополком и Ярославом шла междоусобная война, которая завершилась свержением Святополка Окаянного и победой Ярослава. После этого началась война между Ярославом и другим братом — Мстиславом Тьмутараканским, который, как и Ярослав, был очень силен и авторитетен. Война между ними закончилась миром, после чего Киевская Русь была разделена на два удела — Ярослава и Мстислава, которые оба считались великими князьями и правили одновременно. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав 18 лет (до 1054 г.) правил единолично и получил прозвище "Ярослав Мудрый".

При Ярославе Мудром:

✓ в Киевской Руси начался строительный бум — строились города, храмы, дороги (одним из лучших строений, символизирующим эпоху, стал Софийский собор в Киеве);

✓ распространялись христианство, культура, образование,

✓ в 1051 г. впервые был избран Митрополит Всея Руси — глава церкви, им стал Илларион, видный древнерусский священнослужитель и философ;

✓ принята Русская Правда — первый свод писаных законов Руси;

✓ Киевская Русь стала признанным всей Европой государством, дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за европейских монархов (так, дочь Ярослава Анна стала королевой Франции, другие дочери стали королевами Венгрии, Дании и Норвегии).

3. Русская Правда, ставшая первым сводом писаных законов, закрепила на Руси феодальные порядки.

Все население Киевской Руси приобрело строгую социальную (феодальную) иерархию:

✓ великий князь — первый военный руководитель (он же — первый феодал, держатель общегосударственной земли (домена);

✓ удельные князья — братья и родственники великого князя, получавшие уделы (целые области);

✓ бояре — феодалы из ближайшего окружения великого и удельных князей, военная и управленческая элита, превратившаяся в наследственную;

✓ "мужи" — свободные люди, живущие своим трудом;

✓ закупы — полусвободные люди. Закупами становились люди, взявшие в долг землю, деньги или иные ценности ("купу") у состоятельных людей. Факт взятия в долг ограничивал свободу должника: до возвращения долга он становился как бы слугой кредитора, обязанным считаться с его мнением);

✓ холопы — несвободные люди (как правило, закупы, не отдавшие долг (переходили в полное подчинение кредитору), а также пленники).

Русская Правда также запрещала кровную месть, принцип "око за око" и впервые в истории Руси легально вводила имущественный выкуп за преступление — "виру". Значительная часть преступников, уплатившая "виру" за преступление, освобождалась от ответственности. Причем размер "виры" зависел от имущественного положения пострадавшего. Например, жизнь закупа оценивалась выше, чем жизнь холопа; жизнь "мужа" ценилась дороже, чем жизнь закупа и т. д.

Читайте также: