Раннехристианские памятники в абу мена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельства раннего христианства в Древнем Египте и центр древнего паломничества, от которого остались немногочисленные свидетельства.



В 45 километрах от египетской Александрии находится комплекс памятников, свидетельствующий о распространении христианства до прихода мусульман на эти территории. После того, как середине XII века город и все его постройки были разрушены, нам остались лишь летописи и уцелевшие фундаменты некоторых зданий.

Раскопки в Абу-Мена начали проводить в начале XX века. Тогда тут были обнаружены базилика, церковь, общественные сооружения, мастерские, жилые дома, улицы, монастыри, и место, где размещались неимущие паломники. В нем были отдельные помещения для мужчин, женщин и детей.


Абу Мена – комплекс памятников эпохи раннего христианства, находящийся в 45 км от Александрии. После прихода мусульман в середине XII в., город и архитектурные сооружения были разрушены, до нашего времени сохранились только фундаменты некоторых зданий и описания в летописях.

Полагают, что Абу Мена был возведен на месте захоронения христианского мученика Мины Александрийского. Оно было забыто, но случайно обнаружено пастухом, который начал излечивать больных пылью с места захоронения. Дочь Константина Великого, посланная им к пастуху за исцелением, нашла само захоронение Мины. По приказу императора на этом месте была заложена церковь, ставшая впоследствии основным местом христианского паломничества.

Первые раскопки местности проводились в начале XX века. Тогда были найдены церковь, базилика и римские бани. В результате длительных раскопок, в конце 1998 года археологи обнаружили общественную спальню с отдельными помещениями для женщин, детей и мужчин. Эта спальня, вероятно, предназначалась для размещения неимущих паломников.

article47.jpg

На севере Африки нынче распространено мусульманство, однако в средние века там проповедовали христианство, там же находили и древние православные иконы. Тогда христиане со всех ближайших округ совершали паломничества к такому месту, как Абу-Мена, которое для них было священным. Нынче же данная территория оберегается ЮНЕСКО, как одно из наследий человечества.

Абу-Мена считается древним коптским городком с монастырским комплексом, возникшим вокруг места захоронения святого Менеса. Речь идёт о Мине Котуанском, римском легионере, родившемся в Египте, который стал проповедовать христианство. За такую веру его и замучили, умер он где-то в трёхсотом году.

Интересна легенда о том, как хоронили прах этого христианского мученика. Везли останки длинным караваном из верблюдов, долгая дорога вела через пустыню. В какой-то момент верблюд, вёзший сам прах, наотрез отказался даже сдвинуться с места. Именно в той точке Египетской пустыни и похоронили святого.

Впрочем, люди не сразу стали почитать могилу Меноса. Нашёл со временем её пастух, который разведал о чудодейственных свойствах воды и пыли как раз с того места. С их помощью животные и люди запросто излечивались от хворей.

Раннехристианские памятники в Абу-Мена сохранились частично

Узнав о таких чудесах, Константин Великий направил к пастуху дочку, чтобы и её оздоровили, она и определила само место погребения. В последствии по указу императору там была построена церковь, которая стала тем местом, к которому приезжали издалека христиане, дабы вылечиться физически и душевно.

Так как церковь была небольшой, то со временем необходимо было её расширение, о чём и заявил в 6 веке архиепископ в обращении к Флавию Аркадию. Император поддержал просьбу и приказал достроить базилику.

Такое великое (по размерам и значимости) сооружение привлекало уйму паломников, став в северной Африке главным центром христианства. Поэтому разрастался и сам окружающий церковь город. Каждый приезжий старался взять с собою веру и святую воду из местного источника, которая была всё также целебной.

Однако в 7 веке на территорию Египта пришли завоеватели, которые веровали в ислам. Они практически полностью разрушили Раннехристианские памятники в Абу-Мена, сметя город до основания. Всё же некоторые люди там продолжали жить до 12 века, когда ссохлись и знаменитые источники. После этого поселение покрылось песком. Оставались там только некоторые монахи.

Комплекс раннехристианских памятников в Абу-Мена

От прошлого величия Абу-Мена практически ничего не осталось, так как город разрушен и засыпал многочисленными песчаными крупицами. От великого здания базилики остался заметным лишь фундамент, который откопали археологи.

Комплекс памятников в Абу-Мена представлен руинами

Такие исследования начались с приходом двадцатого столетия, когда и нашли оставшиеся части базилики и церкви, в которой покоились останки тогдашних святых.

За всё время раскопок обнаружили не только эти здания, но и жилые помещения для приезжих в это святое место паломников, римские бани и всяческие сооружения, свидетельствующие о собственном производстве вина. Также в южной части города имелись и другие постройки (постоялый двор, который сначала являлся кладбищем).

И хотя европейские христианские церкви того периода были примитивными и простыми, базилика Менаса была украшена изысканно и богато. Об этом заявляют те небольшие остатки декора: мозаика с использованием полудрагоценных камней, колонны из гранита и базальта, тротуары из мрамора. Также в поселении постоянно имелась вода (холодная и горячая), пока функционировали источники.

Мощи святого Менаса не утрачены, оно покоятся в ином сооружении в Каире, построенном в прошлом веке. В 1959 году возвели современный Дейр-Мари-Мина (коптский монастырь), к которому паломники приезжают 11 ноября, в день Египетского чудотворца, как называли Мину Котуанского местные. В том же монастыре нынче находятся и останки Папы Кирилла VI, который называл упомянутого святого покровителем.

1979 стал годом, когда комплекс памятников в Абу-Мена назвали частью всемирного наследия ЮНЕСКО, потому что именно этот город является старейшим христианским центром, который функционировал в раннем Средневековье.

Стоит отметить, что самые последние раскопки в древнем поселении стали причиной поднятия там уровня грунтовых вод. Подобное положение дел весьма опасно, ведь уже некоторые из тех сооружений разрушены. Так что в 2001 году Абу-Мена назвали городом, который может исчезнуть.

Всем туристам, заинтересовавшимся данной частью африканской культуры и желающим посетить руины такого древнего и уникального монастыря, сперва следует обратиться к монахам обители, ведь попасть туда можно лишь с их разрешением. Эти монахи и по сей день регулярно у руин проводят святые мессы, почитая Святого Менаса.

Только приезжим христианам необходимо быть готовыми к тому, что увидят они действительно руины некогда великих сооружений, которые пережили больше тысячелетия, поэтому и практически всецело превратились в пыль.

абу-мина

При взгляде на развалины североафриканского города-монастыря Абу-Мины рождается масса мыслей, и самая главная из них: как люди умудрялись выжить в этом безводье, да еще и построить замечательные храмы? Ответ прост. Люди древнего Абу-Мины жили в эпоху, когда вера и святость были смыслом жизни. Потому люди стремились к идеалам, таким как святой Мина, положивший жизнь за веру. И многие века после его смерти люди приходили в Абу-Мину с верой в исцеляющую силу здешних источников…


Абу-Мина, город египетского чудотворца

После расправы над св. Миной его останки были похоронены там, где сейчас находится монастырь в его память. Паломники приходили сюда в надежде на исцеление.


Руины древнего города Абу-Мины (также именуемого Абу-Меной) — важного центра паломничества времен египетского Средневековья — находятся к юго-западу от Александрии в сторону впадины Вади-Натрун. Когда был основан Абу-Мина, Александрия, некогда служившая одним из главных центров эллинистической цивилизации, переживала период упадка. Тем не менее за три столетия до появления Абу-Мины именно в Александрии началась история христианства в Египте. Основателем ее, согласно преданию, был апостол Марк (ум. 68 г.), один из четырех евангелистов. Он впоследствии стал первым епископом Александрии и долгое время вел борьбу с язычеством. Позднее, уже в VI в., появилась Коптская православная церковь Александрии, как называют христианскую церковь Египта.


В конце III в. — начале IV в. делу укрепления веры в тяжелые для христиан времена послужил Мина Котуанский (Фригийский), причисленный к лику христианских святых и почитаемый православными в лике великомучеников. О его жизни и судьбе известно из церковных хроник, утверждающих, что он был египтянином, служил в римской армии, в гарнизоне города Котуан во Фригии (запад полуострова Малая Азия). Его военачальником был центурион Фирмилиан, и сама служба проходила с 284 по 305 гг., в эпоху римских императоров Гая Аврелия Диоклетиана (245-313 гг.) и Максимиана Геркулия (около 250-310 гг.). При этих императорах ранние христиане подверглись гонениям, сопровождавшимся ужасными мучениями и казнями. Хроники утверждают, что Мина отказался служить гонителям истинной церкви, ушел в горы, где предался посту и молитве. Возможно, он закончил бы жизнь как большинство отшельников, всеми забытый, но однажды во время языческого праздника он пришел в Котуан, встал перед толпой и стал гневно обличать грешников, при этом славя Господа. Мина был схвачен римлянами и предстал перед судом римского наместника. Отказавшись принести жертву языческим богам, он подвергся пыткам и был обезглавлен в 304 г. Останки его было приказано сжечь, однако, по легенде, огонь не повредил тело мученика. Христиане ночью, тайком, собрали в погасшем костре уцелевшие останки Мины и перевезли в Египет.

Место захоронения, если верить легенде, было выбрано по воле случая. Тело Мины перевозили на верблюде. Животное послушно следовало маршруту, но вдруг остановилось и отказывалось продолжить путь. Подобное поведение верблюда было принято за знак свыше. Здесь Мина был похоронен, а над его могилой была построена небольшая церковь его имени. До императора Флавия Аркадия (377-408 гг.) донеслись слухи о церкви, к которой паломники нескончаемым потоком приходят за исцелением, и он приказал построить здесь более вместительное здание. К середине периода раннего Средневековья Абу-Мина стал главным центром паломничества в Египте.


Между IV и VII вв. многочисленные христианские паломники шли по дорогам, что вели в Абу-Мину, надеясь на исцеление и другие чудеса. В VII в. сюда вторглись мусульмане, в результате значительная часть города была сожжена. Гибели города поспособствовал и правитель Египта Аль-Мамун, который велел снести все, что осталось от города, и использовать мраморные колонны построек Абу-Мины для строительства своего дворца и мечетей.


Монастырь в Абу-Мина, святое место коптов

Копты-христиане чтут память св. Мины и сохраняют развалины монастыря, что становится делать все труднее: грунтовые воды поднимаются, глиняный фундамент построек размокает и разрушается. Город стоит на пороге гибели. Археологи обратили внимание на Абу-Мину лишь в начале XX в., хотя в научных трудах он упоминался и до этого.

Регулярные раскопки начались в 1905 г Тогда же были обнаружены значительных размеров базилика, а также церковь, что была построена неподалеку, служившая местом захоронения останков святых. Базилика носила имя императора Аркадия. Ее крышу поддерживали 56 мраморных колонн. В архитектуре церкви заметно влияние египетского и византийского архитектурного стиля. В нескольких местах сохранились фрагменты мозаики из полудрагоценных камней и выложенный мрамором тротуар. К югу от базилики находились жилые помещения для старшего клира.


Из остатков гражданских построек лучше всего сохранились римские бани. Во второй половине XX в. археологи раскопали большую общую спальню для бедных паломников с отдельными помещениями для мужчин, женщин и детей. Еще одно строение — ксенодохий, бесплатный приют для нищенствующих паломников и заболевших в пути. Дополнительные раскопки показали, что под ксенодохием находится более древнее кладбище.


Баптистерий — отдельное здание для крещения, также расположенное неподалеку от первой — малой — церкви, несколько раз подвергался перестройке. Интересным оказалось соседство храмовых строений с винокурней и винными погребами.




Читайте также: