Влияние просветительских идей джадидизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Арабским словом джадид (буквально новый), впервые были названы те, кто под влиянием педагогических идей Исмаила Гаспринского (1851-1914), выдающегося крымско-татарского просветителя, открывал новометодные школы, где преподавались не только религиозные, но и светские науки 1 .

Несмотря на это, вместе с новометодной школой в Туркестан проникли идеи Гаспринского, который со страниц своей газеты обращался к мусульманским народам России, внесшим большой вклад в развитие мировой цивилизации, а ныне живущим в условиях отсталости и невежества, призывал их стать образованными и культурными людьми.

«Льдина – ях, часы – соат, хлеб – нон,

В ее же книге об отце приведен еще такой, не менее красноречивый, но страшный факт: оказывается, в августе 1915 г. кушбеги, вызвав к себе 50 бухарских джадидов, под угрозой наказания взял у них расписку, что они не будут читать вышеназванные газеты.

Таким образом, несмотря на угрозы как со стороны русской администрации края, так и местного управления и духовенства, джадидизм начиная с конца Х1Х века стал формироваться как единственно прогрессивное, ставившее перед собой великую цель — вывести народ из отсталости в экономическом, социальном и культурном областях жизни и реформировать социальные устои общества.

Царская власть была заинтересована в том, что некогда могущественое узбекское государство продолжало существовать как три ханства – Кокандское с центром в Ташкенте, Бухарское и Хивинское. Во главе джадидского движения стояли: в Ташкенте — Мунаввар кары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Убайдулла Ходжаев, в Самарканде — Махмудходжа Бехбуди, Абдукадыр Шакури, Саидахмад Сиддики-Аджзи, в Бухаре – Фитрат, Файзулла Ходжаев, Садриддин Айни, в Ферганской долине – Хамза, Ибрат, Чулпан, а в Хиве – Палваннияз Ходжи Юнусов и Баба Ахун Салимов. Они были пионерами во всех джадидских начинаний. Не ограничиваясь открытием новометодных школ в Туркестане, но и инициируя отправления молодежь учиться и получать высшее образование в России, Турции, Египте и Западной Европе. Ведь обученные в лучших восточных и европейских университетах или медресе молодые люди, овладев как светскими, так и религиозными науками, могли верно служить народу и родине в качестве врачей, инженеров, юристов, агрономов, религиозных и государственных деятелей.

Пафос этой книги Фитрата, как и цель и все задачи джадидизма заключаются том, чтобы в корне изменить и улучшить жизнь этого несчастного, необразованного, дикого и бедного народа, просвещая его.

Таким образом, программа джадидов, главных носителей просветительских идей в конце Х1Х – начале ХХ веков в Туркестане, заключалась в следующем: во-первых, провести реформу мусульманского народного образования и подготовить высококвалифицированных специалистов по жизненно важным отраслям культуры, науки и техники; во-вторых, с их помощью развивать экономику, промышленность и сельское хозяйство Туркестана, превратить его в один из высокоразвитых в культурном, научном и техническом отношении краев России; в третьих, поднимать жизненный уровень народа, улучшить его благосостояние; в-четвертых, образовать национальный капитал, способствовать увеличению числа богатых и состоятельных людей, и, наконец, в-пятых, с помощью квалифицированных местных кадров изменить инфраструктуру общества, т.е. провести коренизацию государственного аппарата, что было бы большим и важным шагом в образовании в Туркестане независимого узбекского государства.

Значение движения джадидов определяется не только тем, что они реформировали мусульманскую устаревшую систему народного образования, но были так же зачинателями национальной печати, литературы и театра. Они были поистине великими людьми, опередившими свою эпоху.

Зачинателями этой новой литературы были Фитрат и Чулпан. Честь преобразования узбекского стихосложения и в целом узбекской поэзии принадлежит именно им: они первыми отказались от традиционного стихотворного размера аруз и обратились к бармаку, поэтическому размеру, характерному устной народной поэзии. Стихотворения, написанные этим размером, воспевающие идеями патриотизма и свободолюбия, оказали большое влияние на сознание народных масс. Просветительские, антиколониальные и свободолюбивые идеи джадидизма нашли свое яркое воплощение не только в поэзии, но и в жанрах прозы.

В проекте не обойдено вниманием и просвещение, основное поле деятельности джадидов.

«Джадидизм, — писал Файзулла Ходжаев, имея ввиду бухарское джадидское течение, — переживал своего рода кризис в 1914-1915 гг., когда под давлением двойной цензуры были закрыты издававшиеся газеты и усилились придирки эмирской администрации к легальным обществам.

Этому способствовал и другой момент. …по возвращении своем с учебы – из Константинополя и Оренбурга – многие ученики не были согласны со своими прежними учителями – старыми деятелями джадидизма… Они требовали выдвижения политического момента, точной формулировки политических задач…

Лучшие представители джадидизма, а их немало, служили народу и родине. Вся их жизнь была отдана великой исторической миссии — просветить угнетенный народ, показать ему дорогу к счастливой и зажиточной жизни, воспитать в нем чувство собственного достоинства, чувство хозяина той земли, на которой жили его предки и на которой они живут. Джадиды были во всех отношениях передовыми людьми своего времени.

М.Бехбуди, много путешествовавший по странам мира, изучивший государственную структуру не только восточных, но и европейских стран, в своих учебниках давал краткие сведения о них, деля их на три группы, исходя из того, какой у них государственный строй: 1) монархический, 2) конституционно-парламентский и 3) республиканский. Он, гражданин Бухарского эмирата, хорошо знал, что монархическое государство не может дать народу счастье и свободу, поэтому всей душой поддерживал своих коллег, когда они видели Туркестан как конституционно-парламентское государство 11 .

Мне кажется, что воспоминание супруги Гафура Гуляма о выдающемся узбекском поэте в какой-то мере проливает свет в то, каким был Чулпан, и какими были джадиды.

Да, они были передовыми людьми своего времени. Если бы советская власть не уничтожила, М.Бехбуди, Фитрат, Чулпан, Абдулла Кадыри могли создать такие высокохудожественные произведения, которые могли обогатить сокровищницу не только узбекской, но и мировой литературы.

Интерес к джадидизму, проявляемый сейчас, объясняется прежде всего тем, что представители этого движения ставили перед собой цель просветить народ и вывести его на уровень высокоразвитих народов мира, построить передовое во всех отношениях общество, государство, основанное на незыблемых принципах гуманизма и демократии. Вся их деятельность в этом направлении является примером для нынешнего поколения узбекистанцев. Законы рыночной экономики, диктующие и культуры, пропаганде которых посвятили свою жизнь джадиды. Наоборот, именно сейчас, когда наша страна вошла в мировое сообщество, нужны культурные, эрудированные, высококвалифицированные специалисты, самоотверженный труд которых превратит Узбекистан в одну из высокоразвитых стран мира.

Усиление колониальной политики требовало от казахской национальной интеллигенции новой тактики и стратегии борьбы.

Колониальная политика царизма оказала сильнейшее влияние на политические взгляды казахской молодежи. Усиление колониальной политики требовало от казахской национальной интеллигенции новой тактики и стратегии борьбы. Поэтому в этот период осуществление свободы должно было идти не через проливание крови, а через политическую борьбу, в поиске новых путей и средств борьбы. Идея мусульманского единства всех народов, лежавшая в основе панисламистского движения, способствовала объединению тюрко-мусульманского движения российских колоний и способствовала росту антирусских настроений. На рубеже веков рост национального самосознания во многом был обусловлен слиянием двух идей – просветительства и религии, получившие свое окончательное оформление в джадидизме. Следует отметить, что казахская интеллигенция создала свою национальную идеологию национально-освободительного движения казахского народа – Алаш.

Молодая казахская интеллигенция и передовое мусульманское духовенство живо впитала в себя все взгляды прогрессивной мусульманской интеллигенции, а также боролась с темнотой и невежеством своего народа. В этой борьбе Абай, который стоял у её истоков, смог уловить веяние времени и взгляды прогрессивной мусульманской интеллигенции, быть примером и маяком, показывающий светлую дорогу в будущее для всего многострадального казахского народа. Могучую роль в сплочении и пробуждении сознания народных масс сыграли – кажи, имевшие большой авторитет среди народа.

В Казахстане оно выразилось в национально-освободительном движении – Алаш. Главной задачей новой казахской интеллигенции и мусульманского духовенства стал не вопрос освобождения всех мусульман Российской империи от оплота царизма, а было лишь стремление к освобождению только своего казахского народа. В этом благородном деле казахская интеллигенция и мусульманское духовенство начала CC века смогла показать себя как подлинный защитник и выразитель чаяний своего народа.

Казахская интеллигенция и передовое мусульманство в лице мулл и кажей смогла достойно ответить вызовам времени и повести весь казахский народ за собой. Несмотря на различие взглядов казахской интеллигенции по поводу будущего развития Казахстана, всех их объединяла одна мысль – дать права, землю и свободу своему народу, а также защитить его культуру, язык, традиции, религию.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

3. Айкап/ҚұрастырғанУ.Субханбердина, С.Дәуітов. Алматы: Қазақуниверситеті, 1995.С.-386(101)

4. Нуртазина Н.Д. Духовное наследие народов Центральной Азии в снеге межкопфессионального диалога (суфизм и джадидизм)./Глобализация и диалог конфессий в странах центральной Азии. А.,2002,С.170.

ДЖАДИДИЗМ (от араб. усуль аль-джа­дид - но­вый ме­тод) - общественно-политическое движение за обновление исламской культуры и общества среди российских мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии 1880-1920-х годов.

На­ча­ло дви­же­нию по­ло­жи­ла ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния (вве­де­ние но­во­го зву­ко­во­го ме­то­да обу­че­ния гра­мо­те в на­чаль­ных шко­лах-мек­те­бах, ес­те­ст­вен­ных дис­ци­п­лин и класс­но-по­уроч­ной сис­те­мы обу­че­ния в мед­ре­се). При этом пре­по­да­ва­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но с араб­ско­го и пер­сид­ско­го на род­ной язык, ко­то­рый стал отдельным учеб­ным пред­ме­том. Сто­рон­ни­ки джадидизма (джа­ди­ды) кри­ти­ко­ва­ли му­сульманских тра­ди­цио­на­ли­стов-ка­ди­мов, вы­сту­па­ли за пе­ре­смотр ос­нов ис­лам­ско­го зна­ния с учё­том тре­бо­ва­ний со­вре­мен­но­сти (см. Ид­жти­хад), раз­ви­тие нау­ки, из­да­ние га­зет и жур­на­лов на род­ном язы­ке. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов и Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 года джа­ди­ды вы­дви­га­ли по­ли­тические тре­бо­ва­ния куль­тур­но-ре­лигиозной ав­то­но­мии му­сульманских на­ро­дов Рос­сии, часть из них стре­ми­лась к объ­е­ди­не­нию му­суль­ман на ос­но­ве пан­ис­лам­ской и пан­тюрк­ской общ­но­сти.

Куль­тур­но-про­све­ти­тельное те­че­ние в джадидизме соз­дал крым­ско­та­тар­ский про­све­ти­тель и пуб­ли­цист Ис­ма­ил-бей Гас­прин­ский. По­ли­тическое те­че­ние в джадидизме к началу XX века воз­ник­ло в По­вол­жье. Джадидизм ис­пы­тал влия­ние идей татарских ре­фор­ма­то­ров XVIII века. Абд ан-На­си­ра аль-Кур­са­ви, Му­рат-мул­лы и Ба­тыр­ши, а так­же му­сульманских ре­фор­ма­то­ров Ближ­не­го Вос­то­ка конца XIX - начала XX веков Джа­маль ад-Ди­на аль-Аф­га­ни, Му­хам­ме­да Аб­до и др.

Джадидизм ока­зал влия­ние на про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции куль­ту­ры и об­щественной жиз­ни му­сульманских ре­гио­нов Рос­сии, за­вер­шив­ший­ся в хо­де советских куль­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний.

Издания:

Гас­прин­ский И. Рус­ское му­суль­ман­ст­во. Сим­фе­ро­поль, 1881;

Ва­ли­дов Дж. Очерк ис­то­рии об­ра­зо­ван­но­сти и ли­те­ра­ту­ры та­тар. М.; П., 1923.

Противоположные джадидизму тенденции в мусульманской среде отражает кадимизм.

В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

Идеологами джадидизма были просветители (Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский, Муса Бигеев, Ризаэтдин Фахретдинов, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Зайнулла Расулев), прогрессивные представители татарской буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы) и мусульманского духовенства (З.Камалетдинов, К.Закир, А.Абубакиров).

В Средней Азии известными представителями джадидизма были Мунавваркары Абдурашидханов, Махмудходжа Бехбуди, Файзулла Ходжаев, С.Мирджалилов и др.

Содержание

Политические взгляды

Джадиды находились под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей, а также младотурецкого движения в Османской империи. По их мнению, ислам не противоречит парламентаризму, более того, его идеи лежат в основе шуры — коллективного принятия решений, — предписываемого Кораном и Сунной. Джадиды считали, что ислам не запрещает критически изучать историю мусульман, а поскольку исламу не удалось создать идеальную культуру, то мусульмане ни в коей мере не обязаны считать своих нынешних духовных наставников носителями совершенного знания и обязаны искать принципы социального устройства, наиболее подходящие тому или иному историческому периоду.

Избранные в Государственную думу четырёх созывов (1907—1917) депутаты от мусульманских регионов, среди которых были и представители духовного сословия, составили мусульманскую фракцию.

Революционно-демократическое крыло джадидов в Бухарском ханстве стало основой движения младобухарцев.

Джадидизм и образование

Читайте также: