Радикальное направление белинский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важное значение для распространения в России идей революционного демократизма имела деятельность А.И. Герцена (1812-1870). Он иммигрировал за границу и там издавал русскую революционную прессу. Происхождение государства Герцен объяснял в духе договорной теории и выводил её из необходимости сохранить общественную безопасность. В государстве он видел форму без определённого содержания. Поэтому после победы революции государство должно исчезнуть. Но! Допускал существование республики и всячески отвергал монархию. Герцен неустанно боролся против русского самодержавия, был противником капитализма и сторонником социалистических идей.

В учении Н.Г.Чернышевского о государстве и праве большое место занимала проблема их происхождения. Первоначально, считал он, существовала общинная собственность на землю и господствовала племенная организация. С возникновением земледелия появляется частная собственность, кот вытесняет общинную. Изменение формы собственности приводит к возникновению гос-ва. Возникновение права Чернышевский видит в необходимости регулирования отношений между людьми, в установлении правил для гос. устройства. Постепенно с течением времени, после свершения революции отпадёт необходимость в государственной власти. Критиковал буржуазную демократию, называл английский парламентаризм комедией. Формой нового гос-ва должна быть республика. Т.о. специфика социалистов:

· сторонники осуществления революции в отличие от западных социалистов, которые уповали на просвещение. Герцен: насильственное революционное свержение существующего экономического и политического строя. Надежда социалистов на сельскую общину как зародыш будущего общества.

· формой власти, которая должна быть установлена в результате революции крестьян вместе с рабочими – республика как форма государства. На западе – власть абсолютного монарха. Следовательно социалисты выступали за проведение реформ.

Утилитаристская концепция И. Бентама

Основная идея – принцип утилитаризма – пользы. Человек находится под властью удовольствий и страданий. Цель всякого разумного существа – получить для себя как можно больше счастья. Все побуждения человека сводятся к одному – личному интересу, наибольшему счастью, пользе. Самые порочные и самые добродетельные имеют одинаковые мотивы действия. Все хотят увеличить сумму своего счастья. Главная задача законодателя – указать человеку, в чём состоит для него наибольшая польза.

Справедливое общество – такое общество, которое обеспечивает возможно большее счастье возможно большему числу людей. Законодатель должен взвесить все удовлетворения и страдания, которые получатся от издания закона. Он должен принять во внимание, что само издание закона уже есть какое-то зло, ибо великий закон стесняет в какой-то мере свободу индивида. Законодатель должен в своей деятельности ограничиться заботой о безопасности граждан, т.е. об охране личности и его собственности. Установление равенства – химера, возможно только уменьшение неравенства.

Законодатель должен действовать в русле справедливости, а принцип справедливости означает, что право должно быть известно всем, а для этого кодификация абсолютно необходима.

И.Б. критикует сохранившиеся в Англии феодальные пережитки. К концу жизни изменил свою позицию в сторону радикализма. Это было вызвано экономическим подъёмом в Англии: он уже за всеобщие, равные, ежегодные выборы в Парламент, выступает за ответственность исполнительной власти перед законодательной, против монархии, аристократии.

Провал попытки декабристов изменить общественный строй в России и последовавший за этим разгул полицейской реакции ослабил революционные настроения в обществе, но не уничтожил их полностью.

Вопреки надеждам царедворцев социальная активность постепенно оживлялась. Антиправительственная мысль сосредоточилась в характерной организационной форме – кружках.

Немногочисленные собрания студентов, чиновников, офицеров и интеллигентов-разночинцев группировались не только в столицах, но и провинциальных городах.

Власти преследовали в первую очередь представителей радикального общественного движения. От либералов их отличало признание необходимости революции. В Москве и провинции полиция и жандармы не столь рьяно выискивали противников самодержавия, поэтому в 20-50-е годы XIX в. там возникло большинство кружков радикальной направленности.

Кружок братьев Критских

П., М. и В. Критские, Н. Попов, Н. Лушников.

Хотели создать большую тайную организацию, вынашивали планы цареубийства, распространяли прокламации. Вели пропаганду среди чиновников, солдат и т.п.

К следствию привлекли 13 человек. Видных членов кружка посадили в крепость потом, отдали в солдаты. Других сослали или уволили со службы.

1831 г. г. Москва

Н. Сунгуров, Я. Костенецкий, Ф. Гуров, П. Кашецкий.

Назывались последователями декабристов, но пошли дальше: революционный переворот хотели устроить с опорой на народное участие.

Все члены кружка были арестованы и осуждены на разные виды смертной казни. Через полгода казнь была заменена каторгой, ссылками и солдатчиной.

1830-1832гг. г. Москва

В. Белинский, Н. Аргилландер, Б. Чистяков, И. Савинич.

Члены кружка собирались в комнате № 11 общежития московского университета и были дерзкими противниками крепостничества, обличали его в литературных произведениях.

Были связаны с польскими студентами — революционерами.

В. Белинского исключили из университета. После его исключения из университета кружок распался.

Кружок А. Герцена и Н. Огарева

1831 – 1834гг. г. Москва

А. Герцен, Н. Огарев, Н. Кетчер, М. Носков, И. Оболенский, А. Савич, Н. Сатин.

Изучали и обсуждали политические и философские проблемы. Занимались помощью осужденным студентам и революционной пропагандой.

После ареста члены кружка были высланы из Москвы под полицейский надзор на местах.

1845-1849гг. гор. Петербург, Москва, Киев, Ростов

М. Буташевич-Петрашевский, М. и Ф. Достоевские, С. Дуров, М. Салтыков-Щедрин, Н. Спешнев и др.

Обсуждали теоретические и политические проблемы. Готовили крестьянское восстание под социалистическими лозунгами.

Было арестовано 123 человека, 21-го приговорили к расстрелу. Казнь заменена каторгой и солдатчиной.

1845-1847гг. г. Киев, Украина

Н. Костомаров, В. Белозерский, Т. Шевченко, П. Кулиш и др.

Общество боролось за национальную и социальную свободу Украины, отмену крепостничества и славянскую федерацию.

Члены общества были арестованы и приговорены к разным наказаниям.

После восстания декабристов и следствия над ними общественное движение в России не только не угасло, но и начало развиваться с новой силой. Парадоксально, что этот процесс происходил именно в период правления Николая I, который проводил политику подавления всякого свободомыслия. Дворянская образованная интеллигенция, как правило, собиралась в московских и петербургских салонах, в гостях друг и друга, где устраивала ожесточённые споры о будущем России.

Новым явлением стали студенческие кружки, где формировались взгляды молодёжи. Именно во второй четверти XIX в. в России сформировалось три направления общественной мысли: консервативное, либеральное и радикальное. Об этом и пойдёт речь ниже.

Консервативное течение


Консерватизм (от лат. — сохранение) — идеология, характеризующаяся защитой традиционных устоев общества, требованиями стабильности, порядка, отрицанием революционных экспериментов и негативным отношением к радикальным реформам.

Основные представители: профессора: М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, журналисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатель М.Н. Загоскин.

Основные цели российского консерватизма : сохранение незыблемости самодержавия, крепостного права, привилегий дворянства, поддержка официальной церкви, укрепление государственного аппарата и полиции.

Своеобразной программной российского консерватизме стала теория официальной народности, которую в 1833 г. сформулировал министр народного просвещения С.С. Уваров. Она была принята в качестве официальной идеологии России Николаем I. Согласно этой теории русская жизнь основана на 3 началах:

  1. Православие– традиционная глубокая религиозность русского человека, заключающаяся в вере и любви.
  2. Самодержавие– единственно возможная форма правления в России.
  3. Народность– единение монарха-царя и народа. Подразумевает веру и любовь народа к самодержцу, который в свою очередь по-отечески заботится о благе народа и справедливости.

Либеральное течение

Либерализм (от лат. — свободный) — идеология, отстаивающая свободу предпринимательства, парламентский строй и демократические права личности. Главная ценность – свобода и права человека.

В России либеральное течение было представлено двумя идеологическими лагерями: западниками и славянофилами. Несмотря на ряд различий во взглядах, они имели много общего.

  1. Считали главной целью достижение благополучия и процветания России.
  2. Основным методом признавали умеренные реформы, проведённые сверху. Отрицали революционные методы и идеи.
  3. Выступали за отмена крепостного права, освобождение крестьян с землёй и без выкупа; введение гражданских свобод, гласного суда, гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства.


Западники

  1. Идеалом формы правления видели в конституционной монархии и парламентском строе по образцу Англии и Франции.
  2. Считали европеизацию(заимствование лучших достижений стран Западной Европы) единственно правильным путём преобразования России.
  3. Положительно относились к реформам Петра I Великого, поскольку его преобразования шли по пути европеизации, то есть сближения России и европейских стран.
  4. Основные представители : Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков и другие.

Славянофилы


Радикальное течение

Мировоззрение молодёжи формировалось в студенческих кружках, где учащиеся обсуждали правительственную политику, критиковали её, крепостное право, предлагали свои проекты по реформированию страны. Известными стали кружки братьев Критских, Н.В. Станкевича (в него входили Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин), А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Московском университете.

Помимо обычных студенческих существовали кружки, которые вынашивали серьёзные планы по свержению самодержавию, убийству царя и введению конституции. Таким стал кружок Н.П. Сунгурова, члены которого готовили антиправительственное восстание. Все организации, за исключением кружка Н.В. Станкевича, были раскрыты и разгромлены.

Радикальное (революционное) направление в России начало формироваться в 1840-1850-х гг. под влиянием социалистических теорий А. де Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна об идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан.

В.Г. Белинский

Особо известным стало его “Письмо к Н.В. Гоголю”. В.Г. Белинский критиковал самодержавие и крепостничество, осуждал самого Н.В. Гоголя за отказ от общественной борьбы.

Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности… Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть.

В.Г. Белинский. Письмо к Н.В. Гоголю

Это “Письмо” стало стремительно распространяться и набирать популярность.


Теория “русского социализма” А.И. Герцена

А.И. Герцен разработал теорию “русского” или “общинного” социализма. Он считал, что при условии свержения самодержавия и отмены крепостного права, ликвидации помещичьего землевладения, в России непременно должен возникнуть социализм. Его главной “ячейкой” станет крестьянская община. В ней заключены важнейшие социалистические черты : природный коллективизм, идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление.

Теория А.И. Герцена стала ключевым элементом в формировании народнической идеологии второй половины XIX в.

Петрашевцы


Одна из первых революционных организаций социалистов в России возникла в 1845 г. Это было общество, которое сложилось вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. По “пятницам” члены кружка собирались в его квартире и обсуждали положение России и революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, географ П. П. Семёнов, пианист А. Г. Рубинштейн и другие. Они осуждали самодержавие и крепостное право.

“Философические письма” П.Я. Чаадаева


П.Я. Чаадаева, высокообразованного дворянина, нельзя однозначно отнести ни к одному из течений общественной мыли России. Участник Отечественной войны 1812 г., он был членом первых декабристских организация (“Союз благоденствия”). Позднее он разочаровался в идеях декабристов и их планах. На него сильно повлиял христианский мистицизм, что отразилось в его “Философических письмах”, опубликованных в журнале “Телескоп” в 1830-х гг. В них он писал об обречённости России, о том, что Россия оказалось исключена из единого конгломерата стран Запада. Глубоким пессимизмом проникнуты строки его произведения.

Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили.

Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы они сейчас ни делали, каждый по-своему, они все же постоянно сходятся на одном и том же пути.

П.Я. Чаадаев. Философические письма. Письмо первое

Следует отметить, что П.Я. Чаадаев осуждал восстание декабристов и был сторонником самодержавной власти. Тем не менее Николай I, прочитав его “Первое письмо”, приказал объявить философа сумасшедшим. П.Я. Чаадаеву было назначено посещение врача. Позднее он написал “Апологию сумасшедшего”, где объяснял, что все его мысли связаны с болью за судьбу России, которую он искренне любит.

Славянофилы – братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин.

Западники – П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин

Общественное движение при Николае I

Консерватизм

Основана на трёх принципах (православие, самодержавие, народность).

Либерализм

Чаадаев, Соловьёв, Тургенев, Белинский, Боткин (врач), Кавелин.

1. Полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по одному пути.

2. Часто идеализировали европейское общественное устройство.

3. Свобода слова, печати, отмена крепостного права.

Самарин, Хомяков, Аксаковы (братья), Кошелев.

1. Были уверены в самобытности пути развития России.

2. Православие – единственная верная религия.

3. Видели успех в сохранении исконных ценностей.

4. Сила власти – царю, сила мнения – народу.

Радикальное направление

Сторонники необходимости кардинальных перемен системы революционным путём. Братья Критские, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарёв, Достоевский, Салтыков-Щедрин.

Читайте также: