Обобщите изученный материал 10 кратко перечислите реформаторские и консервативные тенденции

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.Николай I (1825- 1855): младший брат Александра I , к правлению не готовился, участник Отечественной войны 1812 года, женат на прусской принцессе, ценил исполнительность и покорность, понимал неизбежность реформ

2. Укрепление гос. аппарата:

Создана Собственная Его императорского величества канцелярия

Взять под свой контроль все вопросы управления страной

Создано II отделение канцелярии

Для создания единого свода законов. В 1830 году под руководством Сперанского М.М. было подготовлено Полное собрание законодательства российской империи в 45 томах

Создано III отделение императорской канцелярии

Для политического сыска и выявления

Органы III отделения созданы на местах + вооружённый корпус жандармов

Для наведения нужного порядка в провинции

Увеличено число бюрократического аппарата

Усиление центральной власти

Контроль за печатью

Предотвращение проникновение революционной заразы в Россию

3.Укрепление опоры самодержавия

1845 - издан указ запрещавший дробить имения

Предотвратить обнищание дворян

Повышен имущественный ценз для участников выборов в дворянское самоуправление

Для ограничения доступа в органы управления лиц низкого происхождения

1845 г. – потомственное дворянство только с 5 класса Табели о рангах, а не с 8 класса

Ограничить доступ дворянское сословие податного населения

1828 г.- указ о поступлении в средние и высшие учебные заведения только детей дворян и чиновников

Ограничить образованность крестьян и мещан одном классом в приходской школе

4. Попытки решения крестьянского вопроса

Последствия

Реформа управления государственными крестьянами (П.Д.Кисилёва)

Введение крестьянского самоуправления

В деревнях создавались школы и больницы, если не хватало земли, крестьян переселяли в восточные районы,

Недовольство помещиков из-за большой разницы в положении государственных и помещичьих крестьян

Введён запрет на продажу крестьян за долги, на продажу отдельно членов семьи крепостных

1842г. – указ об обязанных крестьянах

Из 10 млн. человек освободили только 25 тыс. душ мужского пола.

1847 г. – крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если их поместье выставлялось на продажу;

1848 г. – крепостным предоставлено право покупать незаселённые участки земли и строения

Были строго определены размеры крестьянских наделов и повинностей крестьян – ЭТО ЗНАЧИТЕЛЬНО УЛУЧШИЛО ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 588 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 10. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2021 1628
  • DOCX 17.5 кбайт
  • 131 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клыженко Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обобщите изученный материал § 10. Кратко перечислите реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Внутренняя политика Николая I Реформаторские тенденции Консервативные тенденции Выразители этих Выразители этих тенденций (деятели) тенденций (деятели)

Ответы на вопрос


ответ к заданию приложен

Обобщите изученный материал § 10. Кратко перечислите реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.

Мировая политика - важный фактор стабильности и мира, развития равноправия в системе международных отношений

Наличные и безналичные деньги, принятые в качестве основного показателя денежного обращения монетизации экономики

Подход в общих методах исследования, который предполагает выяснение зависимости политического режима от общества, социальной

СРОЧНО. ДАЮ 28 БАЛЛОВ. заранее простите за ошибки. если ответ на какой либо билет не будет написан другим участником, прошу, напишите в коментарии, указывая номер билета и задания. заранее .

Ограничивался процесс дробления крупных имений – оно просто запрещалось законодательно. Таким образом, старшие сыновья богатейших дворян оставались богатыми. Но это не остановилось процесс обнищания мелких и средних дворян, а ведь в основном их имения оказывались заложены в банках, в основном именно они находились в группе риска.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие цели преследовало правительство, создав III отделение императорской канцелярии?

Данное отделение было создано для поиска и обезвреживания политически неблагонадёжных лиц. Напуганный восстанием декабристов император решительно боролся с любыми намёками на революционность или просто критику политического режима, с которой, как он знал, в Европе и начинались революции.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Чем занималось II отделение?

Это отделение занималось исключительно кодификацией существовавших законов Российской империи.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов.

Первой задачей было собрать все законы, начиная с Соборного уложения 1649 года, ведь они часто хранились в разных архивах у которых не было каталогов в современном смысле этого слова. Второй задачей стала систематизация существовавших актов, прежде всего – распределения их по сферам права (имущественное, семейное и т. д.).

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Почему в правление Николая резко возросла численность чиновников?

Потому что возросла бюрократизация государственного аппарата. Появилось много новых ведомств, штат существовавших значительно расширился – всё для наиболее полного контроля над всеми сферами жизни государства и общества.

— ужесточение цензуры, которую проходила вся продукция типографий;

— установления жёсткого чиновничьего контроля над учебными заведениями;

— выявление полицией (включая полицию тайную) всех тайных обществ и наказание их участников;

— целый ряд негласных мер, включая прочтение тайной полицией личных писем.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.

В результате правления Николая I Российская империя стала скатываться на уровень Турции или Китая, перед ней встала опасность превращения в полуколонию.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему в 1840-е гг. были проведены реформы, касавшиеся государственных крестьян и крестьян, живших на западных окраинах страны, а помещичьих крестьян реформы не затронули? Как это сочеталось с политикой укрепления дворянского сословия?

Положение крепостных крестьян напрямую было увязано с силой дворянского сословия, потому что крепостные являлись главным богатством помещиков. Уменьшение гнёта со стороны дворян неизбежно ослабило бы этих самых дворян. При этом государственные крестьяне не приносили дохода дворянам, потому касавшиеся их реформы не влияли на это сословие; а на западных окраинах крепостные принадлежали в основном потенциальным бунтовщикам – полякам, усиления которых правительство не хотело.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Дайте характеристику указа 1842 г. об обязанных крестьянах. Почему, на ваш взгляд, им воспользовалось очень малое число помещиков?

Данная мера мало чем отличалась от Указа о вольных хлебопашцах Александра I: помещики добровольно освобождали крестьян, которые за это обязаны были выполнить для них те или иные повинности – по договорённости между помещиком и крестьянами. Данный указ никак не стимулировал владельцев крепостных отпускать их. При этом экономически для страны в целом было бы выгодно отменить крепостное право, но для отдельных помещиков в условиях сохранения крепостнических порядков отказ от владения крепостными как правило означал лишь убытки. Поэтому данным императором правом воспользовались очень немногие дворяне.

Данный комитет был назван так по фамилии своего председателя Дмитрия Петровича Бутурлина – боевого офицера и чиновника высокого ранга, сенатора, кроме того занимавшегося также и военной историей. Официально орган назывался Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений и встал во главе цензурного ведомства империи.

Таким образом, правление Николая I, нельзя сравнивать, например, со сталинскими репрессиями: писатели не уничтожались физически. Тем не менее его правление, и особенно мрачное семилетие, нанесли культуре значительный удар.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I"

В ходе урока вы узнаете об укреплении государственного аппарата, дворянской политике Николая I, попытках решения крестьянского вопроса.

Вступление на престол Николая I было маловероятным, так как он являлся третьим сыном Павла I. Николая не готовили к управлению государством. Первые семь лет его воспитанием занималась лифляндка Шарлотта Карловна Ливен. Затем Николай перешёл к обучению с генералом Матвеем Ламздорфом.


Став императором, Николай I понял, что реформы необходимы. При этом он хотел сохранить устоявшиеся порядки, чтобы не допустить новых потрясений в государстве. Подготовку реформ Николай I держал в строжайшем секрете.

Николай I пытался контролировать все вопросы управления государством. В 1826 году была создана Собственная его императорского величества канцелярия. Через этот орган управления Николай I вёл контроль над министерствами и многочисленными ведомствами. Канцелярия имела несколько отделений, каждое из которых занималось определённой сферой деятельности.

Задачей первого отделения была подготовка высочайших указов и контроль их исполнения.

Второе отделение занималось приведением в порядок существующих законов.

Третье отделение ведало сыском и следствием по политическим делам.

Четвёртое отделение занималось вопросами благотворительности.

В 1826 году второе отделение возглавил Михаил Сперанский. В 1830 году им было подготовлено Полное собрание законов Российской империи. Оно включало в себя 45 томов и охватывало период с 1649 года по 1825 год.


В 1832 году опубликовали Свод действующих законов Российской империи.

Третье отделение канцелярии действовало в условиях строгой секретности. Оно занималось

Следствием по политическим делам.

Борьбой со старообрядчеством и инакомыслящими.

Ведением политическими тюрьмами.

Надзором за революционерами.

Шефом третьего отделения был назначен генерал Александр Бенкендорф. В его распоряжении находился корпус жандармов.


Николай I стремился к централизации управления и установлению полного контроля над развитием государства. Для это увеличили число ведомств и штат чиновников.

В 1828 году появился новый устав, более мягкий по сравнению с предыдущим. Но он также был направлен на борьбу с подрывом государственных устоев.

С 1849 года в университетах было запрещено отправлять людей в командировки за границу и выписывать иностранные книги. Ликвидировались остатки университетской автономии. До трёхсот человек сокращалось количество студентов в каждом университете.

Большое внимание Николай I уделял дворянскому сословию, которое было опорой власти. Императора беспокоило разорение части дворян, поэтому он стремился укрепить их материальное положение.


В 1845 году появился указ, который менял порядок наследования крупных имений. Теперь они передавались старшему в роду. Также имения запрещалось дробить.

Для участников выборов дворянских органов самоуправления был повышен имущественный ценз.

Николай I ограничил доступ в дворянское сословие. Для податных сословий в 1832 году было введено звание почётных граждан. Это звание давало ряд привилегий. Таких, например, как освобождение от рекрутской повинности, подушной подати и телесных наказаний. Однако почётные граждане в отличие от дворян не могли владеть крепостными крестьянами.

С 1845 года потомственное дворянство могли приобрети те, кто дослужился до пятого класса Табели о рангах. Раньше это было разрешено представителям выше восьмого класса.

С 1828 года поступать в средние и высшие учебные заведения могли только дети чиновников и дворян. Для крестьян продолжали работать приходские училища.

Николай I не мог оставить без внимания крестьянский вопрос. Он начал с улучшения положения государственных крестьян. Подготовку реформы император поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

В 1837–1841 годах был проведён ряд преобразований в отношении государственных крестьян. Главным из них стало введение крестьянского самоуправления. Также по инициативе Киселёва в деревнях стали строить больницы и школы.

Из густонаселённых районов крестьян переселяли на свободные земли.


Помещики выступили против реформы Киселёва, так как она усиливала различия между крепостными и государственными крестьянами. Недовольство помещиков продемонстрировало императору, что попытки отмены крепостного права могут вызвать ярый протест со стороны дворянства.

В 1842 году вышел указ об обязанных крестьянах. По нему помещик мог освободить своих крестьян, заключив с ними договор о предоставлении земельного участка в наследственное владение. За это крестьяне обязывались нести повинности в пользу помещика.

Этот указ не получил широкого отклика среди землевладельцев.

В 1847–1848 годах была проведена инвентарная реформа. Она коснулась только западных губерний, где помещики-католики владели православными крепостными. Объяснялось это желанием Николая I получить опору в лице местных крестьян, так как он опасался возможного восстания. Составлялись описи помещичьих земель – инвентари, - в которых устанавливались чёткие нормы повинностей, превышать которые землевладелец не имел права.

Давайте подведём итоги.

Николай I хотел провести реформы, сохранив устоявшиеся в государстве порядки.

В 1830 году им было подготовлено Полное собрание законов Российской империи.

В период с 1847 по 1857 год был усилен цензурный контроль над печатными изданиями.

Николай I принял ряд мер для укрепления материального положения дворян.

В 1837–1841 годах был проведён ряд преобразований в отношении государственных крестьян.

В 1847–1848 годах была проведена инвентарная реформа, коснувшаяся только западных губерний.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Цели: характеризовать политику Николая I в области госу­дарственного управления и основные социально-политические реформы второй четверти XIX в.; показать причины провала по­пыток решения крестьянского вопроса в этот период.

Планируемые результаты: предметные: использовать ис­торические понятия: почетные граждане, обязанные крестьяне', понимать историческую обусловленность поступков людей дан­ной эпохи; выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: органи­зовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целе­вые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм дей­ствий; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы и схемы для получения информа­ции; анализировать материал учебника; личностные УУД: разви­вать устойчивый познавательный интерес к историческому про­шлому своей страны.

Оборудование: учебник; схемы и таблицы к уроку.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Мотивационно-целевой этап

Что имела в виду А.Ф. Тютчева, сравнивая императора с Дон­ Кихотом? Выдали она права? Попробуем ответить на эти вопросы.

1. Николай I: новый император.

2. Укрепление государственного аппарата.

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

IV. Работа по теме урока

1. Николай I: новый император

Николай был младшим братом Александра I и великого князя Константина Павловича. Согласно закону о престолонаследии он имел мало шансов стать императором. С юных лет Николай решил посвятить себя военной службе и мало интересовался во­просами государственной политики. Однако, став императором, он отнесся к возложенному бремени со всей ответственностью.

Николай I стремился к личному контролю над всеми сферами общественной жизни, а систему управления государством уподо­бил военной службе с четкой исполнительностью на всех уровнях. При этом он понимал, что необходимо решать существующие острые социальные противоречия, прежде всего крестьянский вопрос. Однако император стремился действовать исключитель­но бюрократическими мерами, не допуская гласного обсуждения в обществе существующих проблем и никак не задевая интересы господствующего сословия.

Вопросы к классу

1. Как вы считаете, почему Николай I стремился не допустить гласного обсуждения крестьянского вопроса?

2. Какое влияние оказало на политику Николая I восстание декабристов, с которого началось его царствование?

2. Укрепление государственного аппарата

В первые годы царствования Николай I провел реформу го­сударственного аппарата с целью усиления личного контроля над ним. Особое внимание он уделял созданию новой системы поли­тического сыска, так как предыдущая система оказалась малоэф­фективной — тайные полицейские осведомители не смогли свое­временно раскрыть деятельность тайных обществ декабристов.Центром системы государственного управления при Нико­лае I стала Собственная его императорского величества канце­лярия (СЕИВК). Это учреждение было создано еще при Петре I, реформировано в период правления Екатерины II и упразднено Александром I при создании министерств. В 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия была восстановлена. Она ведала делами, требовавшими личного участия императора: занималась подготовкой императорских указов и рассмотрением поступавших к императору докладов и прошений.

При Николае I СЕИВК была разделена на несколько отделе­ний, каждое из которых занималось определенной сферой госу­дарственного управления.

— Работая с п. 2 § 10 учебника, заполните пропуски в схеме.


Вопрос к классу

— Когда в России до этого пытались кодифицировать законы и составить свод действующих законов? (Свод законов coставлялся в 1649 г. (Соборное уложение), неудачная попытка провести кодификацию законов была предпринята Уложенной комиссией в 1167г.)

III отделение Собственной его императорского величества канцелярии было учреждено в 1826 г. Оно обладало исключитель­но широкими полномочиями.

Запись в тетради

В ведении III отделения были:

1) следствие и сыск по политическим делам;

2) борьба с любым инакомыслием, включая религиозные сек­ты и старообрядчество;

4) надзор за иностранцами в Российской империи;

5) дела по пресечению всевозможных должностных преступ­лений и злоупотреблений государственных служащих.

В этом учреждении служило сравнительно немного штатных сотрудников, зато оно располагало огромной армией секретных агентов. Например, к ним относились все дворники, работающие в крупных городах.

В ведение III отделения были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ставшие тюрьмами для полити­ческих заключенных. Оно располагало и своими вооруженными силами — корпусом жандармов.

Начальником штаба жандармского корпуса и вторым чело­веком в III отделении был Леонтий Васильевич Дубельт. Он был участником Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии, отличился в Бородинской битве, в сражениях под Тарутином и Малоярославцем. До 1825 г. Дубельт был близким другом декабристов М.Ф. Орлова и С.Г. Волконского. В 1826 г. привлекался к следствию, но был оправдан. Впоследствии стал ревностным борцом с крамолой и сторонником жесткой цензу­ры, по его инициативе были закрыты многие печатные издания, а люди, позволившие себе неблагонадежные высказывания, под­верглись арестам и ссылкам.

Вопрос к классу

3. Укрепление опоры самодержавной власти

Основой сословной политики Николая I было стремление упрочить позиции дворянства как главной опоры самодержавия. Император видел опасность в постепенном разорении значитель­ной части дворян, а также в чрезмерно широком на его взгляд притоке в это сословие выходцев из низов.

- Работая с п. 3 § 10 учебника, перечислите меры, предпри­нятые Николаем I для решения этих проблем.

Примерный ответ

1. Крупным помещикам было разрешено провозглашать свои имения майоратами (неделимыми владениями, наследуе- мымй старшим в роду). Однако эта мера не получила ши­рокого применения.

3. Представителям низших сословий был ограничен доступ в средние и высшие учебные заведения; в гимназии и уни­верситеты стали принимать только детей дворян и чинов­ников.

4. В 1832 г. было введены звания почетных граждан и потом­ственных почетных граждан. Лица, получившие эти звания, обладали всеми привилегиями дворян, но не могли владеть крепостными. Почетными гражданами могли стать наибо­лее состоятельные представители буржуазии, выпускники высших учебных заведений, дети личных дворян.

Тема для дискуссии. Почему Николай I счел необходимым со­кратить приток в дворянское сословие выходцев из других сосло­вий? Аргументируйте свой ответ.

(Учитель организует мини-дискуссию.)

4. Попытки решения крестьянского вопроса

Первый секретный комитет был создан в 1826 г., а за время царствования Николая I было образовано восемь комитетов. Од­нако результаты их деятельности свелись к изданию ряда указов, не затрагивавших основы крепостного права.

Большинство членов секретных комитетов стремились не за­девать интересы помещиков. Впрочем, были и исключения. Так, Павел Дмитриевич Киселев еще при Александре I составил про­ект освобождения крестьян с землей за выкуп. Большинство про­ектов Киселева по улучшению положения крепостных не были осуществлены из-за противодействия консервативных членов секретных комитетов. Зато на посту главы V отделения (в 1837 г. оно было реорганизовано в Министерство государственных иму- ществ) Киселев успешно провел реформу управления государ­ственными крестьянами.

— Работая с п. 3 § 10 учебника, заполните таблицу.

Крестьянский вопрос при Николае I

Реформа управления государствен­ными крестья­нами .

1. Крестьянское самоуправление на уровне сел и волостей.

2. Строительство школ и больниц в деревнях.

3. Повышение благосостояния кре­стьян: переселение малоземельных на пустующие земли, организация общественной запашки

Указ об обя­занных кресть­янах

Помещики получили право осво­бождать крестьян, предоставляя им земельные наделы в наследственное пользование. За это крестьяне про­должали нести барщину или платить оброк

Инвентарная реформа в Лит­ве, Белоруссии и на Украине

Регламентация размеров крестьян­ских наделов и повинностей крестьян в пользу помещиков

Вопрос к классу

(Подведение итогов групповой работы: учитель выделяет группу, которая предложила наиболее аргументированное воз­ражение.)

V. Подведение итогов урока

(При консультативной помощи учителя ученики подводят итоги урока.)

Запись в тетради

Основная цель государственной политики Николая I — сохра­нение незыблемости самодержавия и сословного строя.

Характерные черты внутренней политики Николая Г.

1) централизация государственного управления, требовавшая личного участия самодержца;

2) военная дисциплина, достигавшаяся путем бюрократиза­ции всех сторон жизни общества;

3) страх перед общественными потрясениями: недопущение распространения крамольных идей, гласного обсуждения злободневных общественных проблем.

(Ученики по очереди отвечают на предложенные вопросы. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно, например в тетради.)

1. Что вы ожидали от урока и что получили?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т. п.) вызвали наиболее яркие впечатления?

4. Какие задания были выполнены наиболее успешно?

5. Перечислите в порядке убывания основные трудности, ко­торые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

6. Что можно сделать, чтобы завтра наша работа на уроке была более успешной?

1. Прочитать § 10.

Читайте также: