Пути способы и степень распространения идей просвещения кратко

Обновлено: 01.07.2024

ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, тер­мин, ис­поль­зуе­мый для обо­зна­че­ния эпо­хи в ис­то­рии куль­ту­ры, об­ще­ст­вен­ной и фи­ло­соф­ской мыс­ли стран Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. На­ча­ло эпо­хи П. обыч­но от­но­сят ко 2-й пол. 17 в., в ка­че­ст­ве верх­ней гра­ни­цы ука­зы­ва­ют на­ча­ло Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. , хо­тя в не­ко­то­рых стра­нах про­длева­ют до нач. 19 в. В ис­то­рио­гра­фии на про­тя­же­нии 19 и б. ч. 20 вв. П. рас­смат­ри­ва­лось как идео­ло­гич. под­го­тов­ка ре­во­лю­ции во Фран­ции. К кон. 20 – нач. 21 вв. по­доб­ная трак­тов­ка, за­мет­но обед­няв­шая зна­че­ние дос­ти­же­ний эпо­хи и вы­дви­гав­шая на пе­ред­ний план толь­ко франц. П., сме­ни­лась бо­лее ши­ро­ким под­хо­дом. В со­от­вет­ст­вии с ним П. – фе­но­мен куль­ту­ры, об­ла­даю­щий са­мо­сто­ят. цен­но­стью вне за­ви­си­мо­сти от к.-л. по­сле­дую­щих со­бы­тий. Кро­ме то­го, П. более не рас­смат­ри­ва­ет­ся лишь как ком­плекс идей. Об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние так­же на про­изо­шед­шие в 18 в. из­ме­не­ния в куль­ту­ре по­все­днев­но­сти.

Просветительские идеи в 18 веке (эпоха Просвещения) могли распространяться разными путями, самыми известными из которых были книги и театр. Например, в Западной Европе были крайне популярны труды таких авторов, как Вольтер, Дидро, которые писали не только художественную литературу, но и научные труды. Были распространены также философские трактаты - достаточно вспомнить Руссо, Монтескье. Что касается театра, то тут подойдет пример из истории Российского Просвещения. Так, Денис Фонвизин написал несколько комедий ("Бригадир", "Недоросль"), которые были направлены на просвещение русских людей. Не все умели читать, но в виде спектакля в театре проблема постигалась легко. Таким образом, можно говорить о разностороннем просвещении.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Эпоха Просвещения – это целый век разума, интеллектуального и духовного движения в Европе в XVIII в., рождение идеи о том, что улучшить общество можно только с помощью рациональных преобразований. Просвещение основано на гуманизме Возрождения, отказе от религиозного взгляда на мир. Последователи идей Просвещения считали, что единственным критерием познания окружающего мира и человека в нём является разум, а свободомыслие – необходимое условие для поиска истины.

История

Д. Локк и его последователи ввели основные понятия нового учения. Естественное право основывалось на правах человека, которые были названы главными: неприкосновенность личности и собственности, свобода, равенство. Государство должно было обеспечивать охрану этих прав. Началом естественной религии, по мнению просветителей, должен был стать деизм (учение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее Его вмешательство в события).

Таким образом, идеи Просвещения, возникшие в Англии в конце XVII- начале XVIII вв., постепенно захватили всю Европу. Но в разных странах они приобретали национальный характер и иногда даже противоречили друг другу.

Французское Просвещение

Так мощное интеллектуальное движение просветительства изменило социальную и этическую жизнь Европы и Америки, подтолкнуло к борьбе против колониального гнета, способствовало отмене рабства, начало движение за права человека, снизило авторитет аристократии и религии.

Российское Просвещение

Идеология Просвещения в России наиболее проявила себя во второй половине XVIII в. Именно в это время в стране появились первые университеты, музеи, театры, открывались библиотеки, формировалась свободная пресса.

Известно, что самый большой вклад в российское Просвещение внесла Екатерина Великая, активно поддерживавшая и развивавшая науку, образование и искусство.

Но российское Просвещение имело свои особенности. Это касается, например, отношения к либеральным идеям – Россия их не только не приняла, но даже относилась к ним крайне враждебно: бо́льшая часть дворянства была против отмены крепостного права. Однако Пугачёвское восстание (1773-1775) и последовавшая за ним Великая французская революция (1789-1799) сильно повлияли на дальнейший ход событий и развитие российского общества. Началась внутренняя дискуссия между представителями интеллектуальной элиты, что привело к образованию западников и славянофилов.

Раннее русское Просвещение

Пётр I первым воспринял идеи Просвещения. Он создавал школы для лиц духовного звания, а дворян отправлял учиться за границу. В России также организовывал школы по западному образцу – таковой является, например, навигацкая школа в Москве, которая готовила кадры для русского флота.

Посещая Европу, Пётр I приглашал в Россию учёных, мастеров искусства и архитектуры, помогал и отечественным талантливым зодчим.

Эпоха Екатерины Великой

Но через некоторое время Екатерина II стала проводить политику контрпросвещения: Пугачёвское восстание и другие события показали, что идеи Просвещения оказывают сильное влияние на политическую жизнь страны. Заключались в тюрьмы за вольнодумство известные деятели культуры, А. Радищев был сослан на каторгу, его книги сожгли и запретили, как и труды Вольтера.

Екатерина Великая предпочитала не барокко, а другой главный стиль эпохи Просвещения – классицизм, в этом стиле и создавалась архитектура Петербурга, представленная работами Росси, Кваренги, Баженова, Казакова и др. выдающихся мастеров.

Расцвет искусств в эпоху Просвещения

Русское изобразительное искусство эпохи Просвещения достигло высокого уровня. Некоторые художники учились за границей (И. Никитин, А. Матвеев), другие, приглашенные из-за границы, создавали русскую школу живописи. Работы художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова являют собой расцвет искусства Просвещения.

Бурно начала развиваться и русская классическая музыка, известностью пользовался скрипач Иван Хандошкин. Екатерина II своих лучших композиторов отправляла учиться за границу (Березовского, Бортнянского).

Позднее русское Просвещение

В годы правления Павла I (1796-1801) расцвел талант баснописца Ивана Крылова.

Александр I уже видел, что в дворянской среде формируется либеральное крыло и опасался их противостояния с абсолютизмом, поэтому разработал программу политических реформ. Россия осталась единственной страной в Европе, где существовало крепостное право. Он создал Негласный комитет, который возглавил М. Сперанский. Программа этих реформ была проведена лишь при Александре II.

Значение идей Просвещения

Либерализм во многом берёт своё начало из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения также являются основой политических свобод и демократии, толерантности, рыночных отношений, капитализма.

Но во второй половине XX в. идеи Просвещения стали несколько переоцениваться, в них нашли недостатки, нереалистическую оценку и романтизацию её деятелей. Но… время покажет и всё расставит по своим местам.

Читайте также: