Пушкинский венок свиридов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Впервые к великому творческому наследию А. С. Пушкина Георгий Свиридов обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов, в которых раскрылось самобытное мастерство девятнадцатилетнего автора. Тогда же произошло и открытие главной темы творчества Свиридова — темы поэта, его высокого предназначения и судьбы, неразрывно связанной с темой Родины и народа. Каждый шаг на пути ее постижения был и открытием новых поэтических миров и новых граней творчества композитора.

Основой оркестровых иллюстраций к повести Пушкина «Метель послужила музыка Георгия Свиридова к фильму того же названия. Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию ее героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни. Это музыка, насквозь пронизанная мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии очень просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Краски оркестра легкие, свежие, акварельные. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.

Задачи: 1.Выяснить значение творчества Свиридова для советской музыкальной культур.

2.Изучить жизненный и творческий путь композитора

3. Дать характеристику хорового творчества Г.Свиридова

4. Определить роль поэзии А.Пушкина в творчестве Г.Свиридова

6. Выявить жанровую специфику цикла

Содержание

I.Г.В. Свиридов в истории отечественной музыкальной культуры…4
1.1 Жизненный и творческий путь Г. Свиридова………………….4

1.2 Обзор и характеристика хорового творчества Г. Свиридова..12

2.1 Поэзия Пушкина в творчестве Г. Свиридова …………………17

2.2 История создания и написания цикла………………………….19

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в., благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Свиридов умеет видеть и показать нам вечное в новом и новое вечное. Его творчество – живое воплощение бессмертия традиций русской культуры и неисчерпаемой способности этого могучего древа пополнится свежими соками, плодоносить, давать новые побеги и ветви. Он трактует наследие индивидуально и современно, как советский художник, с позиции социалистического реализма. Восприняв демократические, общественно прогрессивные заветы национальной культуры, он развил их на основе новых идей, нового социального содержания, рожденного революционной эпохой, обогатил национальную форму русской музыки, нашел ее подлинно современное звучание.

II. Пушкинский венок

2.1.Поэзия Пушкина в творчестве Г.Свиридова

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

К концу XX века в человечестве как никогда обострилось чувство связи со вселенной, чувство небывалой возросшей ответственности за сохранение жизни на земле.

К постижению вершин пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь — и не в одиночку, но в русле поисков путей к Пушкину, которые на разных этапах по-разному велись в нашей культуре.

Возвращение Пушкину места первого русского поэта было прямо связано с преодолением разрушительных негативных тенденций в советской культуре и решительным поворотом ее к классическому идеалу.

Пушкинское начало предопределит классически ясный стиль Свиридова, прежде всего его замечательный мелодический язык, свежий, современный по интонации, оригинальный по звуковому составу, естественный в выражении чувства, точно соответствующий смыслу слова, задушевный и пластичный. Пушкинские романсы на многие годы станут своеобразной метой композитора, эталоном Свиридовского стиля, по которому будут проверяться все его последующее сочинения.

2.2. История создания и написания

Создавая концерт, Свиридов думал о том, что предстоит пушкинский юбилей, 180 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И писал он его по вдохновению, обратившись к Пушкину в силу внутренней необходимости, безотчетно, и только потом, в процессе работы, постепенно стала проясняться художественная форма произведения, стало ясно, что напишет он именно для хора, а хоровое искусство в те дни снова приобретало громадную силу воздействия.

Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

2.3. Проблема жанра

Принцип хоровой концертности и специфика хоровой концертной фактуры и формы - сущность вокально-хорового концертного стиля.

Присуща полихорность (явная и скрытая). Она связана с пространственными эффектами звучания.

Особым качеством в хоровом концерте является хоровая виртуозность. Это воплощение музыкального содержания в ярких образах, требующих особой манеры исполнительства.

В "Пушкинском венке" Свиридов использовал форму русского хорового концерта, соединив в нем черты больших эпических полотен и лирических камерных хоровых миниатюр "Пушкинский венок" - это и венок из прекрасных цветов пушкинской поэзии, и лавровый венок поэту. В нем одновременно множество отдельных соцветий и стеблей - множество разнообразных тем и мотивов. Каждое мгновение они предстают во все новых сочетаниях, рождают все новые контрасты, в то же время созидая поразительное единство.

Особое место, точнее даже основное, у Свиридова занимала вокальная и хоровая музыка.

Свое хоровое творчество композитор начал с 1935г.

В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается во многих сочинениях.

К постижению вершин пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь — и не в одиночку, но в русле поисков путей к Пушкину, которые на разных этапах по-разному велись в нашей культуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ произведения. Влияние пушкинской поэзии на творчество Свиридова.

«Поэзия А.С Пушкина в музыке Г. Свиридова.

К постижению вершин пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь.

В музыке Свиридова на пушкинский текст живут три темы, три образа, которые неспешно разворачиваются на протяжении этой мини-поэмы.

Первый – это хоровой фон, напевание, похожее на плывущие облака – хоральные аккорды, мерно перетекающие друг в друга как волны океана Времени. Вторая тема – голос солиста, который произносит текст как молитву, величаво-колокольным басом, таким, каким говорил легендарный Пимен. Третья музыкальная мысль – это бодрый напев зори, побудки, подражающий трубам. В финале стихотворения этот напев прорывается как символ вечной неуспокоенности мысли, как факел, который должны подхватить грядущие поколения.

Здесь, в этом начале, уже задан высокий тон всего сочинения. В нем названы основные герои: мир, поэт, любовь. В нем, наконец, запечатлен русский гармонический идеал, связанный именно с зимней бодростью, энергией, здоровьем, чистотой снега, открытыми необозримыми пространствами, звонким воздухом, быстрой разгоряченной ездой. И — победным сиянием солнца, молодости.

. Далеко—далеко, за тысячу верст, устремлен одинокий женский

голос: Не летай, мой соловей,

Поздно вечером один…

Как контраст протяжному сопрано, энергично и экспрессивно звучит мужской хор: Парень девушку любил,

Женский хор подхватывает напев и, дождавшись отклика, жалуется: Колечушко, сердечушко,

Далеко милой живет.

Во матушке, во Москве,

На Покровской улице…

Так, повторяясь и обретая через повтор все более и более драматическое напряжение (в следующем куплете оно доходит в женской партии до крика, до стона), ведется перекличка мужских и женских голосов, оторванных друг от друга. Уже в самом диалогическом их противопоставлении, раздробленности, выделении отдельных тембров, сольного голоса из хора в противоположность слитному, мощному хоровому tutti первой части слышится несогласие, подчеркнутое диссонантной напряженностью гармонии. Разлад. Разлука. Юноша, бросающий родной дом, уходящий в город; покинутая, одинокая женщина — эта устойчивая тема крестьянской песни в России узнается и отзывается болью по сей день.

Зорю бьют. из… рук моих

Ветхий Данте выпадает.

На устах начатый стих

Дух далеко улетает.

Сердечной молитвой, пророк, удали

Печальные мысли, лукавые сны…

И с высоты еще более значительной нисходит сопрано, дивный вестник рассвета: До утра молитву смиренно твори:

Небесную книгу до утра читай!

Но вслушаемся — и тогда окажется, что все-таки это совершенно новое утро иное, чем в начале. Новое, небывалое, неведомое. Оно еще только разгорается, только засверкал луч зари, только начался стремительный разбег. Красота этого утра еще не утвердилась, как в первой части она предчувствуется. Да, ныне все соткано из предчувствий, предсказаний, пророчеств: За калиткою моей

скачет пестрая сорока

и пророчит мне гостей.

Моих ушей коснулся он,

И в них раздался шум и звон…

Таков пушкинский Пророк на самом пороге откровения. Шумом и звоном тайной бытия полон финал свиридовского концерта. Звуковой фон перестает быть только фоном, он становится основной содержательной и конструктивной доминантой. Он предопределяет оркестровую трактовку хора, использование таких приемов хорового письма, которые создают иллюзию инструментальной звучности. Из него возникают отдельные выкрики, возгласы, вырастают отдельные партии, ансамбли, сольные голоса. Из него выплывает и в нем же растворяется затейливая, игривая мелодия цыганочки. Так возникает звук, таинственная, внутренняя музыка самой жизни, и пульсирующий ритм временами заполняет собой все пространство, достигая в кульминации небывалой силы, превращаясь в белое звуковое пятно, в звенящее марево света.

Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / Сост. и коммент. А. Б. Вульфов; Авт. предисл. В. Г. Рас­путин. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 763[5] с: ил. — (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 16).

-5 друзей

-Поиск по дневнику

-Я - фотограф

Новые цветы


-Рубрики

  • Власть у позорного столба (181)
  • Мои писатели (176)
  • Mодели,Гламур,Glamor (74)
  • Убитые поэты (15)
  • Путешествие из Петербурга в Москву (12)
  • Алексей Рыбников (7)
  • Science (52)
  • Актёр (156)
  • Актриса (239)
  • Гении,ЖЗЛ (988)
  • Знаменитости,Celebrities (348)
  • Злободневность (673)
  • Искусство,Арт,Art (1985)
  • Живопись,Painting (754)
  • Художник,Painter (655)
  • Кино (252)
  • Музыка,Видео (1125)
  • Поэзия,Проза (509)
  • Санкт-Петербург (664)
  • Фото,Фотография,Фотографии,Фотограф (902)
  • ШОСТАКОВИЧУ - 108 (37)
  • Юмор (141)

-Друзья

-Статистика

П. А. ОСИПОВА (295x394, 52Kb)


ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ (1915–1998)
Георгий Васильевич Свиридов в 1979 году к юбилею Пушкина создал грандиозный концерт для хора "Пушкинский венок"

01. Зимнее утро
02. Колечушко, сердечушко
03. Мери
04. Эхо
05. Греческий пир
06. Камфара и мускус
07. Зорю бьют
08. Наташа
09. Восстань, боязливый
10. Стрекотунья, белобока

Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.


Пушкин - Подражания Корану

Посвящено П. А. Осиповой

VII
Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит.
Сердечной молитвой,
Пророк, удали
Печальные мысли,
Лукавые сны!
До утра молитву
Смиренно твори;
Небесную книгу
До утра читай!

Читайте также: