Этикет в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для введения в общий курс дела хочу сначала становиться на более абстрактных отличиях языка в Средние века, т.к. общение и культура поведения во многом зависели от общеязыковых особенностей:

1. Средние века характеризовались особым видом культурного двуязычия: межнациональный язык религий и книжно-письменной культуры (неразделимой с религиями) против местного языка, служившего для обиходного общения.

2. Для средних веков характерно более пристальное внимание к слову, т.к. культ Писания (причем не только в христианстве - вспомним и Коран, и Веды) привнес эту черту в культурную традицию. Книжные люди средневековья видели в слове ключ к познанию тайн бытия, записанных в священных текстах. В народном языке это сказалось на увеличении объема слов-табу, большинство из которых связаны с религиозными понятиями.

3. Для феодализма была характерна иерархичность и церемониальность книжно-литературного общения. Подобная черта связана с четким делением феодального общества на группы и консерватизмом такого деления. Например, разделение общества на клир и мир, сложная церковная и светская иерархия; цехи и гильдии ремесленников и купцов; прикрепленность крестьян к земле. Немаловажны застывшие формы этикета отношений, система условностей, правил, приличий. Литературный этикет - это этикет поведения, миропорядка, словесный. Т.е. Представления, как должен совершаться ход событий; как должно вести себя действующее лицо; какими словами писатель должен описывать события. Литературный этикет привел к традиционности , появлению устойчивых формул, переносу отрывков одного произведения в другое, устойчивости образов, символов, метафор, сравнений и т.д. Например, устойчивые сравнения в исландских сагах, превратившиеся в эвфемизмы (кеннинги типа "светоч битвы", "солнце сражения" о мече; "конь валов", "медведь прибоя" о корабле; "ложе Фафнира", "волосы Сив" о золоте и пр.).

Как уже упоминалось, средние века отличались строжайшей иерархией и разветвленными правилами этикета, которые стали наиболее сложными лишь в 12-16 вв. Хочу остановиться на этикетном обращении, принятом в разных странах в разное время.

В раннем Средневековье к лицам благородного происхождения обращались по имени, перед которым упоминался занимаемый человеком пост или титул: например, граф Эдмон Льежский. В разговоре равных название местности, принадлежащей феодалу, часто опускалось. К лицам неблагородного происхождения по имени, как правило, не обращались, упоминая лишь социальный статус.

Сначала хочу привести наиболее распространенные этикетные обращения, принятые во многих странах, т.к. правящая верхушка не особо отличалась.

Обращение к королю/королеве - Ваше Величество;

к принцу/принцессе или герцогу королевской крови - Ваше Высочество;

к герцогу/герцогине и князю/княгине - Ваша светлость;

к графу/графине или маркизу/маркизе - Ваше сиятельство

к остальным - Ваша милость.

Дворяне могут быть также поименованы:

герцог - светлейший и могущественный государь;

маркиз или граф - высокородный и могущественный владетель; достопочтенный граф/маркиз;

виконт - благородный и могущественный господин;

барон - истинный господин.

Обращение к духовенству:

к папе/патриарху - Ваше Святейшество;

к архиепископу/кардиналу - Ваше Высокопреосвященство

англиканскому - Ваша светлость/ милорд архиепископ;

католическому - Милорд архиепископ;

к епископу - Ваше преосвященство

католическому - Милорд епископ/ преподобный Сэр;

ирландскому - высокопреподобный Сэр/ Ваше Высокопреосвященство;

к священнику/монаху - святой отец.

Далее хочу остановиться на более специфичных терминах, характерных для разных стран. Приведены скорее названия, чем обращения; но они также могут служить последними в случае необходимости. Не претендуя на представление полной информации, приведу основные, на мой взгляд, сведения, дополняющие вышеизложенные.

Исландия (7-12в.): конунг - верховный властитель, король;

года - старейшина округа, жрец или судья;

херс - вождь племени;

ярл - наместник короля, владелец больших земельных территорий;

бонд (карл) - свободный крестьянин;

Ирландия (7-10 в.): король;

брегон - толкователь законов;

филид - сказитель генеалогических преданий; (последние трое могли носить прозвище "лысый" за коротко стриженные волосы)

бард - лирический поэт;

фенний - воин, иногда: полноправный член племени;

гойдел ( улад) - обращение к ирландцу вообще.

эрл - дворянин и крупный землевладелец;

гезит - королевский дружинник

эльдормен - представитель родовой знати;

тан - представитель военно-служилой знати.

инфант/инфанта - сын или дочь короля;

рикос-омбрес - высшая знать(герцоги, графы и бароны);

инфансон - менее крупный феодал;

консехо - должностное лицо, член городского совета.

Франция (9-13в.): король и другая знать;

пэр - один из самых знатных персон государства;

вагант/трувор - бродячий поэт и певец;

виллан - свободный крестьянин;

серв - крепостной крестьянин;

лит - вольноотпущенный раб.

капитан - крупный землевладелец;

вальвассор - более мелкий землевладелец;

министериал - должостное лицо из королевских слуг;

фогт - судебное должностное лицо;

миннезингер - поэт и певец;

стратиг - командующий войском, имеющий военную и гражданскую власть в округе;

динат - крупный землевладелец;

мистий - наемный рабочий;

парик - крепостной крестьянин;

Ко всем дворянам нижестоящий может обратиться "сеньор"(западный вариант) или "господин"(более восточный вариант). Представленное выше описание, конечно, является неполным, но я надеюсь, что оно будет полезным для тех, кто занимается ролевыми играми.

13 комментариев , по


Спасибо большое, очень помогает).

Византия, Италия, Ирландия. Сами-то откуда будете?


Прошу прощения, мне кажется странной подобная транскрипция, даже в русской адаптации. Изначальный язык Исландии - норвежский, потому как открыли её и заселили в 872 г, именно норвежцы, а термины, приведённые вами, касаются именно этого периода скандинавского Средневековья.

года - старейшина округа, жрец или судья;

херс - вождь племени;

тролл - раб.

Да и сама трактовка рангов-статусов представлена однобоко. Остановлюсь лишь на некоторых. Судья, законоговоритель, закононоситель (не жрец языческих богов, для этого имелись настоящие отправители культа) - годи (Godi или G udija ), что можно произносить и как "годи", и как "гуди", или, по крайней мере, "гудья", но никак не "года". В конечном итоге годи - судья по старым языческим (божьим) законам, да он близок к религии, но не является её носителем и проповедником. Годи верховодил на тинге, а помогали ему тингманны. Тинг - древнескандинавское собрание, состоящее из свободных мужчин страны или области. Тинги, как правило, имели не только законодательные полномочия, но и право избирать вождей или королей. Под скандинавским влиянием, тинги появились в северной Англии и на острове Мэн. В славянских странах аналогом тинга являлось вече.

Под вторым очевидно подразумевается херсир ( Herrsir, Hersir или Herse) - воеводитель (аналог - harisja) , воевода, военный лидер. Слово "херсир", обозначавшее военного вождя, происходит от древнескандинавского "херр" - войско, народ. Быть херсиром племени, народа или большой группы людей значило возглавлять объединённые воинские силы, включающие в себя народное ополчение, дружины ярлов и конунгов. К концу X века независимость херсиров ушла в прошлое, и они превратились фактически в местных представителей конунга, далёких от войска и ратных трудов. Другой вариант расшифровки слова предполагает выведение его от понятия härad или herred — название единицы военно-административного деления. В этом варианте этимология херсира совпадёт с этимологией более поздних его статусов — лендрман и сюслуман, образованных соответственно от понятий земля, область и сюсля (др.-сканд. sýsla ), соединённых со словом человек.

Совершенно непонятно, почему не воспроизведены такие статусные социальные образования как хускарлы, хольды, личная дружина конунга - грид, ведь и они являлись частью тогдашнего скандинавского общества.

Здесь дана подробная информация о Средневековье (иерархия-титулы-обращения-основные вопросы), собранная и выложенная коллегами (Лидия LioSta Ситникова и Светлана Овчинникова) с АТ. Мне лично она очень помогла, за что я им и благодарен.

Обращения же строились следующим образом

1. Официальные, в окружении других людей:

Имя+статус (совсем не как в русском, у нас наоборот)

2. Обращение лица , имеющего непростой ранг-статус, к равному, но малознакомому человеку:

Имя+статус+указание родства+ указания места рождения

Хальвдан конуг, сын Гудрёда Охотника из Вестфольда

Фредрик ярл, сын Снорри Шестипалого из Вестфольда

3. Разговор о ком-то, рассказ:

Хальвдан Чёрный, конунг всего Северного пути

Фредрик Неугомонный, ярл из Вестфольда

Игге Хитрый, ярл и советник Хальвдана Чёрного

Арн Длинная Шея, хирдманн Фредрика Неугомонного

Харек Волк, херсир Хальвдана Чёрного

(т.е. конунг - чего, ярл - откуда, хирдман - чей, херсир - чей)

4. Разговор между собой хорошо знакомых и близких людей, равных по статусу:

Имя или прозвище, иногда просто ранг-статус

5. Обращение к рабам

Или просто "трэлль", или кличка, удобная хозяину (отличается от прозвища)

6. Обращение простолюдина к лицу, имеющему ранг-статус:

Замечу, что все стоящие по иерархической лестнице ниже конунга (конунга конунгов), могут так же обращаться к нему ( Господин!), когда в чём-то провинились или о чём-то просят (оправдываются). Слово это в те времена всегда напоминало о зависимых отношениях.

История этикета: основные этапы развития


Первые истоки этикета

Этикет (от франц. Etiquette — этикетка, надпись) – это принятые нормы поведения людей в обществе, которых следует придерживаться, чтобы избегать неловких ситуаций и конфликтов.

Женщины уважительно относились к своим мужьям-добытчикам, подрастающее поколение воспитывалось наиболее опытными членами общины, люди преклонялись перед шаманами, целителями, богами – все это первые исторические корни, заложившие смысл и принципы соврменного этикета. До его появления и становления люди неуважительно относились друг к другу.


Этикет в Древнем Египте

Еще до нашей эры множество знаменитых людей пытались придумать свои самые разнообразные рекомендации по поводу того, как стоит человеку вести себя за столом.

В этом сборнике были собраны и описаны советы для отцов, рекомендовавшие обучать своих сыновей правилам приличия и хорошего тона, чтобы в обществе они вели себя подобающим образом и не запятнали честь семьи.


Уже в то время египтяне считали нужным использовать столовые приборы во время обеденной трапезы. Кушать требовалось красиво, с закрытым ртом, не издавая неприятных звуков. Такое поведение расценивалось как одно из главных преимуществ и достоинств человека, а также являлось важным компонентом культурной составляющей.


Этикет в Древней Греции

В Спарте же, напротив, признаком хорошего тона являлась демонстрация красоты собственного тела, поэтому жителям разрешалось ходить обнаженными. Безупречная репутация требовала обедать вне дома.


Эпоха Средневековья

В это темное для Европы время начался упадок развития в обществе, тем не менее люди все равно придерживались правил хороших манер.

В X веке н. э. расцвела Византия. Согласно своду правил этикета церемонии здесь проходили очень красиво, торжественно, пышно. Задачей такого изысканного мероприятия было ослепить послов из других стран и продемонстрировать мощь и величайшее могущество Византийской Империи.


Появились рыцари со своим кодексом чести, создавалось огромное множество новых ритуалов и церемоний, где проходили посвящения, принимали вассальную зависимость, заключали договор о служении сеньору. Тогда же в Европе возник и культ поклонения прекрасным дамам. Стали проводиться рыцарские турниры, где мужчины боролись за избранницу, даже если она не отвечала им взаимностью.

Также в эпоху Средневековья возникли и по сей день существуют такие правила: рукопожатие при встрече, снятие головного убора в знак приветствия. Таким образом люди показывали, что в руках у них нет оружия и что настроены они на мирные переговоры.


Страны Восходящего Солнца

В Японии и Китае правила хороших манер считались тем же самым, что и закон. Здесь уделялось внимание даже малейшим деталям: жестам, движениям, взгляду.

Например, отказ от кружки воды или косой взгляд мог повлечь за собой целую войну кланов, которая могла продолжаться годами до полного уничтожения одного из них.

Китайский этикет насчитывает более тридцати тысяч различных церемоний, начиная от правил чаепития и до заключения брака.


Эпоха Ренессанса

Для этого времени характерно развитие стран: улучшается их взаимодействие друг с другом, расцветает культура, развивается живопись, вперед шагает технический процесс. Также зарождается понятие о влиянии чистоты тела на здоровье: люди начинают мыть руки перед едой.

В XVI веке вперед шагнул застольный этикет: люди стали пользоваться вилками и ножами. На смену пышности и празднеству приходит скромность и смирение. Знания правил и норм этикета становится отличительной чертой элегантности и экстравагантности.


История развития этикета в Российском государстве


Были разрешены неравные браки между людьми разнообразных сословий. Люди теперь в праве были заключать браки с теми, кто оказался разведен, с расстриженными монахами и священнослужителями. Ранее такого делать было нельзя.

Категорически запрещалось жениться молодым людям, не окончившим школу, чтобы они не смогли уйти от воинской повинности.


Наиболее сильно были усложнены правила и нормы поведения для женщин и девушек. Запреты преследовали женский пол с самых пеленок. Молодым девушкам категорически запрещалось обедать в гостях, разговаривать без разрешения, показывать свои умения в языках или какой-либо другой области. Однако они должны были уметь в определенный момент стыдливо краснеть, неожиданно падать в обморок и обворожительно улыбаться. Молодой особе запрещалось выходить одной или находиться вдвоем с мужчиной в течение даже пары минут, невзирая на то, что он мог быть ее хорошим другом или женихом.

Правила предписывали девушке носить скромную одежду, говорить и смеяться только приглушенным голосом. Родители обязаны были следить за тем, что читает их дочь, какие знакомства заводит, и какие развлечения предпочитает. После замужества правила этикета для молодой женщины немного смягчались. Однако она, как и раньше, не имела права принимать гостей-мужчин в отсутствие своего мужа, выходить одна на светские мероприятия. После брака женщина очень тщательно старалась следить за красотой своей речи и манерами поведения.


Мероприятия для высшего света к самому началу XIX века включали в себя как публичные, так и семейные приглашения. Обязательно должны были проводиться различные балы и маскарады в течение всех трех месяцев зимы, ведь это было главным местом для заведения знакомств между потенциальными женами и мужьями. Посещения театров и выставок, веселые прогулки в парках и садах, катания с горок в праздничные дни – все эти разнообразные развлечения стали все более распространенными.


Родиной мирового этикета считается западный мир. В XXI веке в ходе долгого и тщательного отбора результатов жизненного опыта всех стран и народов мира свод правил этикета включил в себя только востребованные и наилучшие из них. Однако его нельзя считать полностью завершенным. Мы развиваемся, общество совершенствуется, и везде требуются определенные правила и нормы поведения. Этикет будет внедряться и усиленно усложняться и дальше, становясь все более полным и значимым.


Более подробно о правилах этикета вы узнаете из следующего видео.

Придворный этикет. | Фото: stihi.ru.


Этикетом обычно называют свод правил, которых необходимо придерживаться, находясь в обществе. В позднем Средневековье этим обществом, следовавшим установленным нормам, считался двор при королевской особе. Регламентированное поведение, сложный церемониал упорядочивали отношения между монархом и его подданными. Но с другой стороны, этикет иногда принимал такие гипертрофированные формы, что современные обыватели назвали бы это абсурдом.

Двор Людовика XIV. | Фото: marriage-celebrant.com.au.

Английский монарх Эдуард VI (1537-1553). | Фото: file2.answcdn.com.

Ассамблея при Петре I, К. Лебедев. | Фото: cs630521.vk.me.

Российская императрица Екатерина II. | Фото: mtdata.ru.

Королева Испании Мария-Луиза Орлеанская. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

При испанском дворе в этикете было прописано, что ни в коем случае нельзя прикасаться к королевской особе без специального разрешения. Однажды в 17 веке лошадь королевы Марии-Луизы понесла во время прогулки, она выпала из седла, а нога застряла в стремени. Два офицера пришли ей на помощь, но вместо ожидания благодарности, тут же пустились вскачь, опасаясь, что их могут казнить за прикосновение к монаршей особе.

Королева Сунанда Кумарираттана, жена короля Сиама Рама V. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

Цинь Ши Хуанди - 1-й китайский император династии Цинь. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.


В Китае перед правителями благоговели едва ли не больше, чем в других странах. Так император Цинь Ши Хуанди боялся за свою жизнь и постоянно перемещался по своим многочисленным дворцам. Придворным же приходилось кланяться перед каждыми покоями, т. к. теоретически там мог находиться правитель. Так продолжалось до тех пор, пока из одного из дворцов не начал исходить характерный запах. Когда же придворные все-таки рискнули раскрыть двери, то обнаружили там полуразложившееся тело императора.
Придворный этикет подразделялся еще на несколько подвидов. Среди них любопытно выделить бальный этикет в России 19 века.

Такое понятие, как этикет было впервые употреблено при правлении Людовика XIV. Именно при нем придворные получили специальные карточки, имеющие название этикетки. При помощи их они могли ознакомиться с правилами, подразумевающими поведение и манеры при дворе. Слово этикет в переводе с французского обозначает ярлык. Происхождение слова этикет подразумевает уже некое общее правило, ярлык, в котором сконцентрированы основные идеи.

Бал

Об этикете также мы можем узнать из истории Италии 15 века, где уже к этому времени сформировались правила, характеризующие культурно-поведенческий стиль человека. Хотя, все же считается, что родиной этикета является Англия, хотя с этим спорят, так как страна долгое время находилась в войнах. Многие считают, что в Англии не могло зародиться это понятие, так как длительные военные маневры, невежество и низкий уровень культуры в прошлых столетиях не дал расцвету такого понятия, как этикет. Если рассматривать исторические факты, стиль поведения, духовность и культурные традиции, то все же большинство историков считают, что родиной этикета является Италия.

Если взять Россию, то наиболее ярко проявился этикет во времена Петра I. Именно в этот период можно наблюдать смешение европейских и древнерусских традиций в поведении и манерах дворян. Именно в это время был создан сборник поведенческих советов. В этот период стали проявляться воспитанность, изящные манеры поведения.

Кто из выдающихся правителей участвовал в составлении правил этикета однозначно сказать сложно, поскольку мировая культура и правила поведения стали результатом слияния традиций разных стран.
История возникновения этикета, кратко рассуждая, зародилась в европейском обществе еще со времен Древнего Рима, когда появились первые прототипы правил и некоторых законов, касающихся поведения.
История возникновения этикета переплетается тесно с культурой Древней Греции, Рима, оказавших влияние на зарождение европейских традиций.

Эпоха просвещения

В эпоху Просвещения этикет стал общедоступным, исчезла избранность, и появилось больше литературы, позволяющей изучить правила и модели поведения в обществе. Культура, хорошие манеры — все это стало проявляться не только в аристократическом обществе, но и в низших слоях. При этом произошла большая демократизация в поведении, и придворный этикет стал немного отличаться от этикета средних слоев, где наравне с культурой стала проявляться большая демократичность поведения.

Безусловно, этикет средневековья и эпоха просвещения имеют разную выразительную и смысловую составляющую. Выражение этикета в Средневековье характеризуется больше жестами, движениями. Человек образованный, умел и знал язык жестов, ключевыми в которых были руки. Отсюда многочисленные жесты с перчатками, которые выражали и различные эмоциональные состояния. Особое внимание в этикете этого периода уделялось аксессуарам – это и платки, и цвет брошей, кружев, отделки, беретам. Все это характеризовало различные социальные слои и уровень образованности. Основными популярными оттенками в одежде были ярко-красный, зеленый, пастельные тона.

Эпоха просвещения

По костюму можно было определить не только социальное положение, но и финансовую успешность человека. Считалось, что богатый человек может позволить себе быть образованным и соблюдать правила этикета и иметь хорошие манеры.

Этикет придворных подразумевал особое поведение приближенных к королевской особе людей. Строго регламентировались не только их внешний вид и манеры, но и взаимодействие во дворе, иерархия.

Древняя Русь

История возникновения этикета в Древней Руси тесно связана традициями создания семей, домостроя, распределения ролей в семье. Авторитетное мнение в семье было отведено старшему члену семьи. К нему обращались за советом, он хранил все традиции и устои в семье. Новая семья создавалась по образцу родителей, бабушек и дедушек.
Также обычаи служили образцом, как поступить в той или иной ситуации. Все решения принимались с оглядкой на традиции, на то, как поступали предки.

Социальное положение

Социальное положение и история этикета имеют тесную связь. Этикет отражает нормы поведения, присущие различным социальным слоям, но, при этом основы являются общепринятыми в социуме. В это поведение входит набор традиций, реакций, манер. Очень часто существует зависимость, чем выше социальный статус, тем более образован человек. Социальный статус подразумевает наличие определенного финансового положения, возможности получения образования. Этикет подразумевает изучение этических норм, устоев, традиций, сложившихся, как в обществе, так и в определенной социальной среде.

Столовый этикет

Тот, кто придумал этикет, безусловно, не представлял всей той сложности, которая возникнет при регламенте поведения на праздниках, при застольях. Каждая страна, общество имеет свои особенности и культурные традиции.

Так, в прошлые века, если рассматривать рассадку гостей на пиру, то наиболее значимые и высокопоставленные гостьи занимали места рядом с хозяином. Остальные же гости рассаживались в свободном порядке.

Традиции средних веков подразумевали бесконтрольное поедание пищи. Часто после празднества люди в буквальном смысле падали с ног от переедания.
Также во времена Средневековья не было традиции застилать стол скатертью, не было тарелок. Еду клали в специальные углубления в столе. Начиная с 11 века, за столом разрешили присутствовать дамам. Постепенно люди научились понимать важность гигиены при приеме пищи, и появилась традиция мыть руки.

Если обратиться к прошлым временам, например, к этикету эпохи Возрождения, то можно отследить некие закономерности, которые прослеживались даже в меню. Обилие мясных блюд, много жирной пищи (как символ сытности и благополучия) — все это было частью застолий у феодалов. В то время как стол крестьянина, отличался большой простотой, но также был достаточно “тяжел” из-за обилия бобовых, каш. Мясо крестьяне ели лишь по большим праздникам.

Застолье в средневековье

Застолье могло быть длительным с обильной выпивкой и закусками. Скатерть появилась на столе лишь в 12 веке. Столовые приборы появились в обиходе лишь в 15 столетии. Причем их украшали драгоценными камнями, использовали дорогие металлы. Примерно в это же время появилось такое понятие как перемена блюд. Одно кушанье сменяло другое. Застолье начало принимать более упорядоченный характер.
Этикет 19 века стал образцом поведения за столом и имеет существенные отличия с правилами 12-15 веков. Трапеза в 19 веке стала рассматриваться, как часть культурного мероприятия, возможность собраться за столом, чтобы не только насладиться едой, но и общением.

Гендерное неравенство

Этикет и гендерное неравенство имеют особую взаимосвязь. Разделение полов на мужской и женский, также отложило отпечаток на стиль поведения, манеры в социуме. Очень часто знакомясь с правилами поведениями в общественных местах, наблюдаем, что мужчина должен пропустить даму, открыть ей дверь и многое др. Современное общество старается стереть разницу полов, но правила этикета остаются неизменными.

Рыцари и дамы

Рыцарский стиль поведение, любовь, куртуазность — все это можно встретить в произведениях, посвященных их эпохе. Романтизм, отвага и бескорыстие стали основой их особого кодекса поведения. Дама сердца для рыцаря была тем самым необходимым объектом обожания, ради которого он мог пойти на все. Подвиг и возвышенная любовь отразились и в традициях, укладе жизни тех далеких времен. В основе жизни рыцаря был Кодекс рыцарской чести, регламентирующий взаимодействие с людьми. Особенность этикета рыцаря также заключалась во внешней атрибутике — традициях, клятвах, манерах.

Рыцарь

Подарки и этикет

Существуют общие правила, по которым нужно ориентироваться при дарении подарка. Так, если необходимо делать подарок ребенку, то дарить всегда нужно какую-то вещь, игрушку, но не деньги. Для свадеб, новоселий для близкого родственника необходимо также выбирать дорогой и памятный подарок. Этикет подарков подразумевает, что вы преподнесете подарок даже в случае, если не сможете быть на торжестве, отправив его почтой. История этикета в России также имеет свои традиции дарения подарков. Свадебный подарок для молодых обычно носил масштабный характер и готовился родителями задолго до торжества. Понятие приданного позволило сразу же выделить социальный статус будущей невесты.

Эпоха СССР

В СССР понятие этикета также носило свой регламентирующий характер. Детей воспитывали по определенным правилам, прививая в школе навыки общения, социализации.

Читайте также: