Природа европейских конфликтов кратко

Обновлено: 02.07.2024

В ходе расширения интеграционных процессов в Европе, внешне выступающей после конфликта в б. Югославии относительно стабильным регионом мира, до конца неурегулироваными остаются ряд региональных конфликтов, порождаемых тенденциями сепаратизма, экономическими, культурно-религиозными и другими причинами. Наличие в Западной Европе около сотни регионов, отличающихся укладом жизни, культурными традициями и языковыми особенностями, дает основание их жителям требовать особого статуса, а в отдельных случаях претендовать на политический суверенитет. Такое развитие событий является следствием политизации социально-культурных региональных движений, этнокультурные различия, сложная конфессиональная структура или различия в уровне экономического развития. Эти процессы являются следствием формирования национальных государств начиная с X V III в. миграций населения в ХIХ-ХХ вв. и многочисленных изменений государственных границ в результате двух мировых войн. Вследствие их сформировались различные типы этнических меньшинств, которые:

· не были в состоянии создать национальное государство и вошли в состав крупных государств (баски, бретоньцы, словаки, силезцы и др.);

· стали национальным меньшинством в результате изменения государственных границ (венгры в Румынии, белорусы в Польше, австрийцы в Италии и т.п.);

· сформировались в итоге массовых экономических (трудовых) или политических миграций (турки в ФРГ, алжирцы во Франции, поляки в Великобритании, ФРГ и др.).

С учетом основных форм региональных и сепаратистских движений (конституционные и конфликтные), а также основных факторов их проявления (этнокультурные, религиозные, экономический уровень развития) можно свести их к нескольким типам (табл. 18 ).

В целом сепаратизм определяется как политическое движение, возникающее в территориально неоднородных (этнически, конфессионально, культурно, экономически и т.п.) государствах, направленное на выход части территории из состава единого государства с целью создания нового независимого государства (сецессия) или вхождения в состав другого государства (ирредентизм). С учетом географической близости, цивилизованно-культурных особенностей, исторического развития и уровня политической стабильности, исторического развития и уровня политической стабильности в европейском политико-географическом регионе выделяются два типа региональных движений (Заяц, 2004).

Западноевропейский тип сепаратизма, к которому относят очаги конфликтов в Северной Ирландии, Стране Басков, на Корсике и некоторые другие, характеризуется ведущей ролью этно-конфессонального и социально-экономического факторов.

Таблица 18

Типология региональных и сепаратистских движений в Европе

Националистические движения в Западной Европе действуют в условиях этнополитического плюрализма. Почти все они (за исключением крайне экстремистских – ЭТА в Стране Басков, ИРА в Северной Ирландии, ФНОК на Корсике) действуют легально, имея собственную атрибутику, а также печатные издания, теле- и радиостудии для пропаганды своих взглядов. В Западной Европе нет запрета на использование любых национальных языков в образовании, общественной жизни и местных орган ах управления. Основная часть населения как ныне существующих, так и потенциальных очагов сепаратизма, как правило, трезво воспринимает расплывчатые перспективы самостоятельного существования.

Восточноевропейский тип сепаратизма (Косово, Чечня, Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах и др.) охватывает пространства Центральной и Восточной Европы (страны бывшей Югославии), европейской части СНГ, а также Кавказский регион (Северный Кавказ и Закавказье). Сюда входят постсоциалистические страны Европы и новые государства, образовавшиеся на территории б. СССР (за исключением Центральной Азии).

В отличие о т Западной Европы, восточноевропейские националисты отдают предпочтение требованиям политического характера, хотя экономическое развитие большинства стран этого региона имеет невысокий уровень. Трудности экономики не дают возможности сконцентрироваться на решении проблем повышения уровня жизни национальных меньшинств, что активизирует их протестные действия.

В Восточной Европе уровень толерантности по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам ниже, чем на Западе. Развитие культуры меньшинств некоторыми слоями господствующего этноса воспринимается как вызов доминирующей нации. Это приводит к дополнительным осложнениям в общественно-политической жизни восточноевропейских государств.

Для восточноевропейских очагов конфликтов характерна повышенная ожесточенность, которая проявляется в большом количестве жертв как среди противостоящих вооруженных формирований, так и мирного населения. Особенно этим отличаются конфликты, локализованные на Кавказе и Балканах, приведшие к тысячам жертв, преимущественно среди мирного населения.

В рамках восточно-европейского типа наиболее выражена роль этно-конфессионального, социально-экономического и геополитического факторов сепаратизма .


Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: история.
На сегодняшний день (07.03.2022) наш сайт содержит 16352 вопросов, по теме: история. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных

Последние опубликованные вопросы



Индивидуальные работы по различным предметам

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован


Глобальное противостояние

После объявления российским президентом Владимиром Путиным спецоперации по демилитаризации Украины Москва столкнулась с мощнейшим политическим и экономическим давлением: в ООН была принята резолюция, осуждающая действия России, западные страны вводят все новые и новые ограничения против российской экономики и политиков, а международные компании и сервисы один за другим объявляют о прекращении деятельности на территории страны.

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Фото: Антон Вергун / ТАСС

За поставками вооружений на Украину может последовать более открытое и непосредственное вмешательство в ход военного конфликта — например, переброска в горячие точки добровольцев и наемников из западных частных военных компаний. При этом звучали и более радикальные идеи вроде создания бесполетной зоны над территорией Украины.

Впрочем, как в секретариате Североатлантического альянса, так и в отдельных столицах подобное предложение отвергли: такой шаг сопряжен с риском прямого военного столкновения России и НАТО, а воевать в альянсе не хотят

По мнению Кортунова, скорее всего, дело ограничится косвенной поддержкой Украины: поставками вооружений, отправкой добровольцев и наемников, а также предоставлением Украине разведданных западных спецслужб. Так или иначе, в долгосрочной перспективе Россия останется главным оппонентом и главным объектом интересов НАТО, что явно будет отражено в новой стратегии Североатлантического альянса, которую планируется принять в июне 2022 года на саммите в Мадриде.

Новый Карибский кризис

В силу своей природы человек нередко пытается провести параллели между событиями настоящего и прошлого. В последние месяцы нарастающее напряжение между Россией и Западом неоднократно сравнивали с наиболее острыми моментами холодной войны — Карибским кризисом и ракетным кризисом в Европе конца 1970-х — 1980-х годов. После приказа президента России Владимира Путина привести в режим несения боевого дежурства силы сдерживания, включающие ядерное оружие, эта аналогия перестала быть сугубо умозрительной и теоретической.

Подобный шаг был воспринят на Западе с осуждением и тревогой, а Пентагон принял решение отложить испытание баллистической ракеты Minuteman-3, чтобы не послать России неверный сигнал.

Ядерную войну нельзя выиграть и не следует начинать

Впрочем, в нынешних обстоятельствах сложно исключить эскалацию в сфере неядерных вооружений. НАТО еще до последних событий планировало значительно увеличить свое военное присутствие на восточных рубежах, и вполне естественно, что с нынешней эскалацией эти планы будут лишь форсированы.

В средней и долгосрочной перспективе текущие события приведут к наращиванию вооруженных сил стран НАТО

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов предположил, что нынешний кризис сподвигнет США к ускорению программы по разработке ракетных систем нового поколения. При этом если раньше речь шла о размещении подобных комплексов в Восточной Азии для сдерживания Китая, то сейчас может быть рассмотрен вопрос об их использовании и в Европе. Это создаст угрозу для безопасности России, которая в ответ может разместить аналогичные системы в европейской части страны, чтобы оказать давление на союзников США на континенте.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Фото: Yves Herman / Reuters

Тенденция не самая приятная. Будет непросто

За период президентства Дональда Трампа США вышли из соглашений о контроле над вооружениями, на выработку которых в свое время уходили месяцы: это Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договор по открытому небу (ДОН). Еще до этого, в 2001 году, администрация Джорджа Буша-младшего в одностороннем порядке вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.

Дональд Трамп

Фото: Erin Scott / Reuters

Основополагающий акт Россия — НАТО, по всей видимости, прекращает свое существование. 25 февраля генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил, что Россия неоднократно нарушила положения документа, в том числе в связи с операцией на Украине, а потому документ больше не работает. Судьба Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности также выглядит крайне туманной.

Все это вместе фактически обнуляет существовавшую до этого архитектуру безопасности. А значит, ее придется создавать заново и, скорее всего, не просто в обновленном, но в полноценно переосмысленном виде

И с чистого листа опять начнем сначала

До разгорания кризиса вокруг Украины Россия уже предприняла попытку обсудить с Западом будущее безопасности в Европе. В США и НАТО были направлены два документа, в которых содержались российские предложения по гарантиям безопасности.

Ключевые требования России — нерасширение НАТО на восток, отказ от предоставления Украине и Грузии членства в альянсе, а также отвод сил и военной инфраструктуры НАТО на позиции 1997 года — были отвергнуты на Западе

Однако некоторые предложения, вроде контроля над вооружениями, транспарентности в военной деятельности и избежания военных инцидентов, все-таки снискали поддержку США и НАТО. Но такой ответ не устроил Россию, которая настаивала на комплексном рассмотрении своих предложений.


Фото: Вера Тюкалова / Коммерсантъ

На нынешнем этапе продолжение переговоров на основании российских проектов соглашений выглядит крайне маловероятным. Однако стороны все же могут вернуться к обсуждению насущных вопросов в сфере контроля над вооружением, пусть и не в краткосрочной перспективе, считает Стефанович.

В интересах не только России, но и всех европейских стран найти какое-то решение, которое не привело бы к дальнейшему наращиванию численности и количества вооруженных сил и техники вдоль линии соприкосновения

По мнению специалиста, стороны могли бы сфокусироваться на вопросах, связанных с носителями высокоточного оружия большей дальности: крылатыми ракетами, противоракетными системами, ударными беспилотниками, — то есть тем вооружением, которое представляет непосредственную угрозу как России, так и Западу.

Кортунов напомнил, что у сторон расходится видение будущего документа: Россия хочет, чтобы он охватывал все стратегические системы — и ядерные, и неядерные; США же настаивают на том, что соглашение должно сосредоточиться на всем ядерном оружии, тактическом и стратегическом.

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Вопрос в том, чтобы не столько количественно, сколько качественно ограничивать гонку вооружений

В НАТО в целом продемонстрировали готовность продолжить с Россией диалог по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружением после завершения острой фазы кризиса на Украине. Осторожный оптимизм питают и российские официальные лица.

Я уверен, что мы от этого дна оттолкнемся и начнем выправлять отношения

Как показали предшествующие глобальные кризисы, вслед за тотальным обнулением наступает период выстраивания новых правил игры, взаимных гарантий и новой архитектуры безопасности. С учетом накопившихся противоречий этот процесс будет весьма продолжительным и непростым, но уже на нынешнем этапе осознается сторонами как критически важный и необходимый, без преувеличения, для будущего всей планеты.

Со времен ракетного кризиса в Европе и уж тем более Карибского кризиса военные технологии шагнули далеко вперед. Время подлета ракет-носителей ядерного оружия сократилось до минут, и цена человеческой ошибки стала как никогда высокой. Именно поэтому так важно сесть за стол переговоров и принять новые правила игры. Но для этого понадобится твердая политическая воля обеих сторон. Как скоро она появится — вопрос открытый.


В статье анализируются основные причины возникновения международных конфликтов, кратко рассматривается конфликт между Турцией и Грецией на Кипре. Особое внимание уделяется возникновению политических конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, международный конфликт, политические конфликты.

Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Международная конфликтная ситуация — это ситуация, в которой два или более государства осознают, что обладают взаимно несовместимыми целями.

Проблема международных конфликтов одна из самых актуальных проблем современного мира.

Двадцатый век был насыщен международными конфликтами, наиболее масштабными из них явились две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми суверенными государствами начали возникать военные противоборства на этно-конфессиональной и социально-экономической основе, из-за территориальной разделенности этносов, принадлежности элиты и населения к разным этносам и т. п.

В начале третьего тысячелетия мир продолжают раздирать территориальные споры — примерно 50 из 192 стран мира оспаривают те или иные территории у своих соседей [1].

В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах (в настоящее время, например, миграция беженцев из Сирии в Европу). Поэтому со всей остротой встает вопрос об изучении природы современных конфликтов и особенностей их протекания, способов предотвращения и урегулирования.

Причины международных конфликтов могут быть самыми разными, но чаще всего это неудовлетворенность государств своим положением, войны, террористические акты. В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Так, например, турецко-греческий вооруженный конфликт между общинами на Кипре разгорелся в 1974 году, когда правивший в Афинах (столица Греции) режим провоцировал на острове военный переворот. Президент страны был свергнут, а в ответ на это Турция ввела в северную часть острова (район проживания турок) 30-тысячный экспедиционный корпус для защиты турецкого населения. Кипр был поделён на две части — северную и южную. В 1983 году в турецкой, северной части, была провозглашена Турецкая республика северного Кипра, признанная только Турцией. Сейчас государства-члены Европейского Союза решительно намерены поставить точку в истории Греко-турецкого противостояния на Кипре — если остров не удастся объединить, то финансовая поддержка ЕС будет оказываться только греческой общине, а такой исход является крайне нежелательным для Турции.

В настоящее время свою актуальность не теряют и конфликты на территории бывшей Югославии.

Таким образом, причинами международных конфликтов ученые называют:

1) конкуренцию государств;

2) несовпадение национальных интересов;

3) территориальные притязания;

4) социальную несправедливость в глобальном масштабе;

5) неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

8) личную несовместимость руководителей и прочие.

Нередко международные конфликты вырастают из внутренних (региональных) конфликтов, среди которых выделяют политические конфликты.

Основными причинами возникновения политических конфликтов можно назвать следующие.

1) Вопросы власти — люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, другие — подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

2) Недостаток средств к существованию — недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и так далее, что объективно нагнетает напряженность в обществе.

3) Следствие непродуманной политики — принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства населения и способствовать возникновению конфликта.

4) Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

5) Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

6) Зависть, ненависть.

7) Расовая, национальная и религиозная неприязнь и прочее.

Приведенный выше перечень не является репрезентативным, но характеризует основные причины возникновения конфликтных ситуаций.

  1. Веселовский С. П. Спорные территории. — М.: Книжный клуб Книговек, 2010. — 416 с. — (Передел мира).

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, Кипр, Турция, мировое сообщество, основная причина возникновения.

Читайте также: