Концепция бухгалтерской финансовой отчетности в рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации

Понятие бухгалтерской отчетности

Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:

  • Анализа эффективности работы предприятия внешними структурами.
  • Анализа экономических показателей внутри компании.
  • Оперативного управления работой.
  • На основании полученных данных происходит планирование дальнейшей деятельности.

Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.

Периодичность создания документа

Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:

  • Годовая. Выполняется на основании пункта 2 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
  • Промежуточная. Формируется за период меньше 12 месяцев. Обязанность ее составления может быть установлена как законом, так и внутренними документами компании. Подробная информация о данной форме отчетности содержится в пункте 4 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.

Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.

Состав

В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:

  • Баланс. Составляется по форме №1.
  • Отчет о прибыли и тратах. Формируется по форме №2.
  • Отчет о движении финансовых потоков.
  • Записку с необходимыми пояснениями.

Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:

  • Баланс.
  • Отчет о прибылях и тратах.
  • Приложение к отчету.
  • Отчет о внесении изменений в учредительный капитал. .
  • Отчет о целевом применении денег.
  • Заключение аудита (если оно требуется) о том, что представленная информация соответствует реальности.
  • Пояснительная записка.

ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.

Детали

Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:

  • Оценка деловых операций, проведенных компанией. Она может включать в себя обширность рынка сбыта, проведенные экспортные поставки, репутацию фирмы на рынке.
  • Исполнение поставленного плана, соблюдение установленных темпов роста.
  • Эффективность применения имеющихся ресурсов.
  • Динамика ключевых значений деятельности за несколько лет.
  • Планируемые вложение капитала.
  • Проведенные мероприятия экономического характера.

Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.

К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.

Составление отчетности для компаний разных организационных форм

Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:

  • отчет о корректировках капитала;
  • приложения к балансу;
  • записку с пояснениями.

Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансовых потоков;
  • приложение.

НКО имеют право не формировать:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансов;
  • приложение к балансу.

Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.

ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:

  • Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
  • Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.

Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.

Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них

Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:

  • Игнорирование установленных сроков предоставления годовой отчетности в налоговую. Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, полагается штраф в размере 200 рублей. На ответственное лицо может быть наложен штраф 300-500 рублей.
  • Нарушение срока подачи отчетности в учреждение государственной статистики. Положен штраф в размере 3 000-5 000 рублей (на основании статьи 19.7 КоАП РФ). На ответственное лицо может быть наложена ответственность в размере 300-500 рублей.
  • Предоставление неверных данных в объеме более 10% от отчетности. Полагается штраф для должностных лиц в размере 2 000-3 000 рублей.

ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.

Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция подготовки бухгалтерской отчетности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Концепция подготовки бухгалтерской отчетности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Концепция достоверности бухгалтерской отчетности: практические аспекты аудита
(Богинская З.В., Гладкова Т.Ю.)
("Аудитор", 2021, N 10) Анализируются практические аспекты применимых концепций подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, в частности, обзор и анализ типовых ошибок, встречающихся в практике аудита бухгалтерской отчетности. Рассмотрены теоретические аспекты квалификации и интерпретации ошибок во взаимосвязи с изменениями соответствующих регулирующих аудит документов; обозначен перечень типовых ошибок, допускаемых при подготовке бухгалтерской отчетности за 2018 - 2020 гг.; сформулированы действия аудитора в отношении выявленных ошибок; проведен анализ влияния ошибок на мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторских заключениях.

Основные принципы построения бухгалтерской отчетности

В процессе развития бухгалтерской науки, вырабатывались определенные концепции построение самого бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.

Так, на сегодняшний день основными концепциями формирования бухгалтерской отчетности являются:

  • достоверность и полнота отражаемых в формах отчетов показателей;
  • последовательность отражения показателей в хронологическом порядке;
  • нейтральность показателей информации (ее равное значение для всех пользователей);
  • возможность сравнения показателей в динамике за несколько периодов или сравнения с отчетностью других хозяйствующих субъектов;
  • существенность показателей.

На основании такой концепции формируется любая форма бухгалтерской отчетности. Но, тем не менее, каждая из них требует особенных правил построения.

Концепция построения баланса

Основной концепцией построения баланса организации является тождество актива и пассива, то есть равенство валюты баланса по имуществу и источникам имущества.

В части построения актива баланса, соблюдается концепция отражения имущества – от наименее ликвидного (основных средств, нематериальных активов), до наиболее ликвидного (денежных средств).

В части построения пассива баланса, соблюдается концепция отражения обязательств от наименее срочных, до наиболее срочных к погашению.

Данная концепция построения баланса не случайна, так как на основании именно такой формы производится экспресс анализ баланса на его ликвидность и платежеспособность.

Кроме того, в балансе показатели определены максимально схожими статьями с действующим планом счетов, что облегчает процесс формирования баланса. Учитывая, что баланс – это, по сути, данные из оборотно-сальдовой ведомости за тот же период – конечное сальдо по дебету счетов распределяется по строкам актива баланса, а конечное сальдо по кредиту счетов распределяется по строкам в пассиве баланса. Хотя из этого правила существуют некоторые исключения. Например, величина амортизационных отчислений не отражается ни в активе, ни в пассиве баланса, а вычитается из стоимости основных средств.

Готовые работы на аналогичную тему

Концепция построения отчета о финансовых результатах

При построении отчета о финансовых результатах ориентируются на концепцию отражения всех доходов и расходов предприятия, результатом суммирования и вычета которых образуется чистая прибыль предприятия по итогам отчетного периода.

Концепция построения отчета о движении денежных средств

Основной концепцией построения отчета о движении денежных средств, является отражение движения денежных потоков по трем видам деятельности:

  • по текущей (основной) деятельности;
  • по инвестиционной деятельности;
  • по финансовой деятельности.

Важно, чтобы конечное сальдо всех денежных потоков совпадало с конечным сальдо по всем счетам учета денежных средств. Кроме того, данная форма отчета содержит строки по статьям притока и оттока денежных средств за отчетный период.

Концепция построения отчета об изменениях капитала

Концепция построения отчета о целевом использовании средств

Основная концепция построения данной формы отчета состоит в раскрытии информации об использовании полученного целевого финансирования для подтверждения правомерности такого использования.

Концепция построения пояснительной записки

Основная концепция построения данной формы отчета состоит в последовательном и детализированном раскрытии информации по другим формам бухгалтерской отчетности.

Организации каждый год в марте составляют и сдают в налоговую бухгалтерскую финансовую отчетность. Она представляет собой таблицы, в которых отражено финансовое положение компании, а также движение ее имущества и обязательств. Расскажем, какие формы включает финотчетность, какие требования к ней предъявляются и какова роль отчетности в системе управления организацией.

  • Что такое финансовая отчетность
  • Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией
  • Требования к финансовой отчетности
  • Состав и формы финансовой отчетности
  • Периодичность составления финансовой отчетности
  • Подготовка финансовой отчетности с Экстерном

Что такое финансовая отчетность

Финансовая или бухгалтерская отчетность — это отчетные формы, которые содержат информацию о том, каково финансовое положение экономического субъекта, куда он тратит и откуда получает деньги, прибыльна или убыточна его деятельность.

Бухгалтеры организаций должны ежегодно представлять финансовую отчетность в налоговую. Но грамотно подготовленная отчетность также помогает эффективно управлять организацией.

Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией

Финансовая отчетность — основа для принятия управленческих решений. Чтобы руководитель мог понять, в каком направлении лучше развивать организацию и как скорректировать текущую стратегию, у него должна быть актуальная и достоверная информация о результатах ее деятельности и финансовом положении. Такая информация в течение года собирается в регистрах бухгалтерского учета и впоследствии отражается в финансовой отчетности.

Так как для управленческих решений важна оперативность, некоторые компании предпочитают составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность или вводят дополнительные формы из управленческого учета.

У финансовой отчетности есть внутренние и внешние пользователи. Внутренние — это сотрудники организации: экономист, бухгалтер, менеджер, гендиректор и пр. Они опираются на отчетность и учетную информацию, чтобы улучшить финансовые результаты компании.

Внешние пользователи — это кредиторы, инвесторы, контрагенты, акционеры, налоговые инспекторы и пр. По отчетности они отслеживают финансовое положение фирмы, оценивают ее надежность и платежеспособность, полноту исполнения обязательств перед бюджетом и контрагентами.

Требования к финансовой отчетности

Все требования к бухгалтерской финансовой отчетности перечислены в ПБУ 4/99. Они направлены на то, чтобы бухгалтеры составляли отчетность, которая будет давать полную и достоверную информацию об организации всем пользователям. Можно выделить шесть основных требований:

  1. Достоверность. Финансовая отчетность должна содержать только правдивую информацию и помогать пользователям узнать о реальном финансовом положении организации, ее финансовых результатах и движении денежных средств. Для обеспечения достоверности организации ежегодно проводят инвентаризацию активов и обязательства.
  2. Полезность. Вся информация в отчетности должна быть полезной. Категория полезности включает в себя уместность, своевременность, надежность и сравнимость. То есть в отчетности не должно быть ошибок, она должна удовлетворять потребности пользователей, помогать принимать управленческие решения и отслеживать динамику показателей.
  3. Полнота. Отчетность должна быть составлена и передана пользователям в полном составе, а все моменты, которые требуют пояснений, должны сопровождаться дополнительными данными.
  4. Существенность. Все показатели, нераскрытие которых может привести к неправильным управленческим решениям, должны быть отражены в отчетности.
  5. Нейтральность. Информация в отчетности должна удовлетворять интересам всех групп пользователей. Нельзя считать нейтральной информацию, которая влияет на решения и оценки пользователей так, как задумано составителем.
  6. Последовательность. Организация должна придерживаться применяемых содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.

Также нужно соблюдать требования к оформлению: составлять отчетность на русском языке, в валюте РФ, соблюдать отчетные периоды и проставлять подпись руководителя, главбуха или иного лица, которое отвечает за подготовку отчетов.

Состав и формы финансовой отчетности

Состав и формы финансовой отчетности организации зависят от суммы доходов, количества сотрудников, а также наличия коммерческой составляющей в деятельности организации.

Финансовая отчетность коммерческой организации

Годовая финансовая отчетность коммерческой организации включает пять составляющих.

Отчет Форма отчета
Бухгалтерский баланс Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о финансовых результатах Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет об изменениях капитала Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о движении денежных средств Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Пояснения к отчетности Утверждена приложением № 3 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н

Некоторые компании должны проходить обязательный аудит. Это нужно акционерным обществам, организациям, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, и тем, чей объем выручки за предыдущий год превысил 400 млн рублей или сумма активов на конец предыдущего года превысила 60 млн рублей.

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, но его тоже нужно представлять в налоговую и публиковать вместе с отчетностью.

Финансовая отчетность некоммерческой организации

У некоммерческих организаций список обязательной отчетности меньше. Они сдают две формы и пояснения:

Отчет Форма отчета
Бухгалтерский баланс Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о целевом использовании средств Утверждена приложением № 2.1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о финансовых результатах Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Пояснения к отчетности (в форме текста или таблиц) Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н

НКО должны сдавать отчет о финрезультатах в ситуациях, когда в отчетном периоде получен существенный доход от предпринимательской деятельности, а данных из отчета о целевом финансировании недостаточно для формирования полной картины.

Финансовая отчетность по упрощенной системе

  • среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек;
  • доход за предыдущий календарный год не превышает 800 млн рублей;
  • выполняется одно из условий, предусмотренных п. 1 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Упрощенная отчетность — право, а не обязанность. От нее можно отказаться и представлять отчетность в стандартном порядке.

Упрощенная отчетность включает в себя бухбаланс и отчет о финансовых результатах по форме, утвержденной в приложении № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Они отличаются от стандартных форм тем, что некоторые статьи объединены в группы.

Отчеты об изменениях капитала и денежных средств включать в состав упрощенной отчетности нужно тогда, когда они имеют важное значение для оценки финансового положения и результатов деятельности. Заполнять эти формы можно только самой важной информацией.

Периодичность составления финансовой отчетности

Все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность. Она включает показатели за полный календарный год работы — с 1 января по 31 декабря. Сдавать такую отчетность в ИФНС необходимо только в электронной форме до 31 марта года, следующего за отчетным.

  • с даты регистрации до 31 декабря года, в котором она проводилась;
  • с даты регистрации до 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Срок сдачи отчета не меняется — до 31 марта.

Некоторые организации также составляют промежуточную финансовую отчетность — нарастающим итогом ежемесячно или ежеквартально. Это обязательно только в том случае, когда прописано в законе, учредительных документах или решении собственника организации. Сдавать промежуточную отчетность в налоговую не нужно, достаточно передать собственникам, учредителям или акционерам по требованию.

Подготовка финансовой отчетности с Экстерном

С 2020 года организации должны сдавать финансовую отчетность только в электронном виде. Это можно сделать через официальный сайт ФНС, но все цифры придется вбивать вручную, что нередко приводит к ошибкам. К тому же все равно придется потратиться на выпуск электронной подписи.

Читайте также: