Поэзия второй половины 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общая характеристика развития литературы в 1950-1970-е гг.

Очерковая публицистика военных и послевоенных лет, а также мемуарно-очерковая литература способствовали активизации процесса демократизации художественного стиля эпохи. Постепенно из литературы уходили такие черты, как:

В литературе, как и в других видах искусств, усилилось субъективное начало. Исторические явления – революция, гражданская война, коллективизация, политические репрессии – подвергались новому художественному осмыслению. Переосмысливались и проблемы взаимоотношений личности и государства, личности и истории, личности и общества.

Для русской литературы второй половины 20 века концептуальное значение имело переосмысление связей личности и национальной традицией. Так, если в советском искусстве на начальном этапе развития создавались образы людей, отказывающихся от традиций старого мира, то в 50-80-е годы писатели особое внимание обращали на черты, которыми личность связана с национальной культурой и психологией.

Готовые работы на аналогичную тему

Во второй половине 20 века наряду с утверждением приоритета общего над личным, государственного над частным появилась мысль о самоценности человека.

В конце 1960-начале 1970-х гг. зародился постмодернизм. Это противоречивое явление, особое мировосприятие принесло новое отношение к слову, к культуре, к мудрости.

Пока одни авторы создавали новые художественные формы из переживания вторичности любого слова, другие искали новые пути и видели новые вопросы, которые встали перед человечеством.

Среди таких проблем выделялись:

Поэзия второй половины 20 века

Поэзия всегда первой откликается на движения души народа. Сложной эпохе 1950-1980-х годов соответствует сложный облик поэзии, с множеством ее направлений, разнообразными хронологическими и культурными пластами.

В эти годы творили философски ориентированные поэты старшего поколения: Б. Пастернак, А. Ахматова, А. Твардовский, Л. Мартынов, А. Тарковский. В 60-70-е годы читателю открылось творчество безвременно ушедших поэтов: О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, Н. Заболоцкого и т.д.

В 1950-е годы возникло третье направление, нетрадиционное для русской литературы, которое покорило умы современников – песенная и эстрадно-публицистическая поэзия. Стихи поэтов-публицистов - Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной- слушала многотысячная аудитория. Песни А. Галича, Б. Окуджавы, К. Матвеевой, Ю. Визбора, а в 1970-е годы В. Высоцкого знала вся страна, несмотря на то. Что официально они не были признаны. Эти песни, записанные на домашние магнитофоны во время концертов и неоднократно потом перписанные были любимы и породили множество подражаний.

Ваш браузер устарел! Установите другой браузер или Google Chrome Frame, чтобы просматривать этот сайт.

Как успешный советский комедиограф, ездивший в Париж, внезапно стал автором пронзительных и простых песен про народ и лагерь. Восьмой выпуск поэтического цикла — с песнями!

Намеренное перевирание цитат, атмосфера высокоинтеллектуального трепа, сходство с Чеховым, мастерство стоп-кадра и черно-белая зима как бессмысленность жизни. В седьмом выпуске поэтического цикла Сергей Гандлевский рассказывает об Иосифе Бродском

В новом выпуске цикла Сергей Гандлевский читает стихи Льва Лосева (1937–2009), близкого друга Иосифа Бродского и одного из лучших русских поэтов второй половины XX века

Почему даже очень хорошие стихи могут говорить полный вздор, а поэзия не обязана быть умной

Давиду Самойлову — 100 лет! Вспоминаем его стихи и объясняем, почему русские классики XIX века ведут себя в них как советские интеллигенты

Что такое Лианозовская группа и почему ее участников вдохновляла унылая жизнь в бараках на московских окраинах? В новом выпуске цикла о поэзии XX века рассказываем о стихах Эдуарда Лимонова, Игоря Холина, Генриха Сапгира, Яна Сатуновского и Евгения Кропивницкого

Как сегодня читать стихи, восходящие к самой ранней эпохе советской неофициальной литературы? В новом выпуске цикла о русской поэзии второй половины XX века рассказываем о скандальном случае в Ленинградском университете и реабилитации иронии и гротеска

Как устроены язык и речь, почему слова значат то, что значат, и какова природа человеческой коммуникации? Ответы на эти вопросы пытались найти художники, писатели и поэты, чье творчество пришлось на конец 1970-х — 1990-е годы. Рассказываем о том, что такое московский концептуализм, на примере пяти произведений пяти разных поэтов

В первой половине восьмидесятых годов в русской литературе появилось новое поэтическое направление — метареализм. Три молодых поэта — Иван Жданов, Александр Еременко и Алексей Парщиков — верили, что метафора может создавать новый мир. Рассказываем, как они изменили русскую поэзию

Работа предназначена для проведения урока по теме:"Поэзия второй половины 20 века", а также для проведения внеклассного мероприятия по современной поэзии.

  • познакомиться с творчеством поэтов второй половины 20 век;
  • рассмотреть новые идеи, темы, образы в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, В.Высоцкого, Н. Рубцова;
  • определить основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса.

К уроку студентами подготовлены презентации по творчеству Е.Евтушенко, А.Вознесенского, В.Высоцкого, Н.Рубцова

ВложениеРазмер
urok.doc 88 КБ
poeziya_20_veka.rar 458.67 КБ
poeziya_vtoroy_poloviny_xx_veka.ppt 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

Конспект открытого урока

Автор: Сенчук И.Н., преподаватель литературы.

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов второй половины 20 век, ё выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа, раскрыть роль поэзии Костромского края в развитии русской литературы;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

развивающие: углубить и расширить знания о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, продолжать развивать умения работы с компьютером, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.

Наглядные пособия и оборудование:

компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.

2.Авторская песня поэтов-бардов В. Высоцкого, Б.Окуджавы.

4.Современная постмодернистская поэзия.

5. Закрепление изученного материала.

1.Орг. момент. Записи в тетради (тема, эпиграф)

Цель: изучить творчество поэтов второй половины 20 века, определить основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа.

По ходу урока должны сделать записи в тетради об особенностях направления и творчества каждого из представленных поэтов, составив таблицу.

Поэт Основные этапы Новые темы, идеи, Отражение традиции

жизни и творчества художественные приемы

Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

2. Вступительное слово учителя.

3. Изучение творчества поэтов второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов).

1 слайд. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.Евтушенко.

Поэзия Евтушенко - это как бы кардиограмма времени, искренняя, честная. Стихи его злободневны. Он внес новое в тематику, интонацию стихов и в создание необычных корневых рифм. Его поэзия доказала, что стихи могут быть массовым видом искусства. Очевидно влияние на него поэзии В. Маяковского с ее публицистичностью и поиском новых выразительных поэтических средств. Его стихотворения – это авторские лирико-публицистические монологи, ораторские речи. Поэт умело пользуется риторическими приемами (вопросами, восклицаниями). Типичное стихотворение написано четырехстопным или пятистопным ямбом, преобладает кольцевая композиция рифмовки в четверостишии.

Е.Евтушенко говорит о противоречивости человеческой натуры:

Я натруженный и праздный.

Я целе - и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

застенчивый и наглый,

И все это звучало звонко, задиристо, заразительно, подкрепленное широким спектром художественных приемов (интонационных ходов, поэтических зарисовок).

Поиски искусства - это поиски свободы от всего, мешающего непосредственно выразить то, как впервые открываешь для себя мир.

Что записали в тетради о Е. Евтушенко? Таблица:

Поэт Основные этапы жизни и Особенности Традиции

публицист, литературовед корневая Маяковский

Своим поэтически неповторимым голосом обладал и Андрей Вознесенский.

Поэт высекает искру пламени, ему хорошо служат ассоциации, эмоциональная энергия образности.

2 слайд. Рассказ учащегося о творчестве А.Вознесенского.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт. Начал печатать произведения с 1958 года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин находятся в музеях. Основное качество Вознесенского- раскованность.

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию-

Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит

В сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

Задыхаюсь по - настоящему.

Настоящее для поэта- это подлинное, неподдельное, искреннее.

Тишины хочу, тишины,

Нервы, что ли, обожжены…

Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, заполняют таблицу.

А. Вознесенский поэт, художник необычные метафоры Б. Пастернак.

3 слайд. Авторская песня поэтов-бардов.

4 слайд. Рассказ учащегося о творчестве Б. Окуджавы.

( Читается стихотворение Б. Окуджавы).

5 слайд. Рассказ учащегося о творчестве В.С.Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через год.

1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.

1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.

С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.

Высоцким написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.

Высоцкий снимался в кинофильмах:

25 июля 1980 года В.С.Высоцкого не стало. Он похоронен на Ваганьковском кладбище.

Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой.

Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.

Жизнь поэта продолжается в его стихах и песнях.

(Учащиеся читают стихи Высоцкого).

А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.

Нет великого поэта и артиста, но звучат его стихи, песни и заставляют человека размышлять о себе, о времени и о судьбе.

На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.

Вопрос учащимся: Каких поэтов, бардов, исполнителей самодеятельной песни вы знаете?

(Юрий Визбор, Виктор Цой, Игорь Тальков, костромичи: Александр Григорьев, Владимир Смирнов, Ирина Блинова, Виктор Зудин.) У каждого свои интонации, свой голос.

Посмотрите видеозапись встречи с костромским бардом Игорем Зудиным.

Как наказ, завет, звучат строчки барда Виктора Цоя:

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ,

Сигареты в руках, чай на столе – эта схема проста,

И больше нет ничего: все находится в нас.

Поэзия Н. Рубцова дает читателю ощущение себя частью огромного целого, мира Божьего. Это и делает человека человеком, человеческую жизнь осмысленной.

Н.Рубцов трагическая судьба слияние человека и мира Ф.И.Тютчев

Рассказ о творчестве костромского поэта Николая Тряпкина.

(Читается стих. Н. Тряпкина).

7 слайд. Современная постмодернистская поэзия.

Но сквозь иронию у Кибирева пробивается боль за судьбу страны и ее сынов.

Родоначальник теории постмодернизма И. Хассан назвал такую литературу литературой молчания, наличием саморазрушающегося, всеотрицающего языка и тишины, священной, властной, которая воспринимается в двух понятиях: ПАЛИМПСЕСТ (диалогическая взаимодополняемость с классической литературой) и ЦЕНТОН (бессмысленность культурной деятельности). Это стихи из цитат, которые воспринимаются иронически.

Спой же песню мне, Глеб Кржижановский!

Я сквозь слезы тебе подпою,

Подскулю тебе волком тамбовским

На краю, на родимом краю!

На краю, за фабричной заставой,

Силы черные злобно гнетут.

Спой мне песню, парнишка кудрявый,

Нас ведь судьбы безвестные ждут.

Это есть наш последний, конечно,

И единственный, видимо, бой.

Цепи сбрасывай, друг мой сердечный,

Марш навстречу заре золотой!

В этом стихотворении чувствуется ирония, шутка, насмешка.

Современная поэзия по своему уровню далека от золотого и серебряного веков русской поэзии, хотя имеются многие приобретения. К счастью, русские поэты смогли сохранить и донести до нас и грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но в ней есть то, что роднит всех. Возвратимся к эпиграфу.

Вопрос учащимся: что же является главным в творчестве всех истинных поэтов, что их объединяет? Возвратимся к эпиграфу.

Правда жизни и отклик в сердцах читателей, воздействие на ум и сердце человека.

Тебе твой дар простором этим дан,

И ты служил земле его и небу,

И никому в угоду иль потребу

Не бил в пустой и бедный барабан.

Ты помнил тех, далеких, но живых,

Ты победил косноязычье мира,

И в наши дни ты поднял лиру их,

Хоть тяжела классическая лира.

4. Закрепление изученного материала.

Вопросы учащимся. Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о поэзии последних десятилетий 20 века и о современной поэзии? Какие направления определились в поэзии?

Назовите поэтов этих направлений.

Е. Евтушенко (создание особых корневых рифм)

А. Вознесенский (необычные метафоры)

Р.Рождественский (особая ритмика стиха)

В.Высоцкий (лироэпические песни)

Н. Рубцов (трагическая судьба, слияние человека и мира )

4. Современная постмодернистская поэзия (палимпсест и центон).

Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?

Рассказ учащегося о своем поэтическом творчестве.

О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение Николая Заболоцкого.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица, подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то;

Была неказиста она, небогата

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица - подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Закрепление изученного материала.

1.Подобрать рифмы к словам: розы, года (на самую удачную рифму).

2. Получаете конверт, в нем строчки разрезанные стихотворения, пронумеруйте их, составьте стихотворение, чтобы был смысл, логика.

3. Отгадайте кроссворд.

4. Заполните тест.

1.В.Чалмаев, С. Зимин. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 класса в

Подписи к слайдам:

Во второй половине 20 века в мире проходил довольно таки насыщенный литературно-исторический процесс, названный постмодернизмом (это?). Появились новые жанры (новый роман или антироман), новые течения (новый журнализм) и направления (нонфикшн). Параллельно западно-европейская цивилизация начала открывать для себя писателей других регионов, которые прежде не были известны (Гарсия Маркес). Во многих странах сложились предпосылки для того, чтобы стимулировать культурный обмен, поэтому национальные литературы, в свою очередь, получили новые пути для развития и существенно обогатились за счет мирового опыта (например, японская литература). Так глобализация проявила себя в культуре.

Инвентаризация культуры породила множество синкретических явлений (магический реализм). Поскольку открыть что-либо стало затруднительно, творцы смешивали коктейли из того, что уже есть. Модернизм существенно обогатил литературу новыми приемами и методами (поток сознания, натурализм, театр абсурда), нужно было остановиться и осмыслить их, применить, отточить до совершенства. Если угодно, вторая половина 20 века – это горизонтальная модель культуры, которая предусматривает рост вширь, а не вверх: изучаются и применяются открытия прошлого периода, множатся их воплощения, но ничего принципиально нового не происходит. Наиболее ярые новаторы экспериментируют со смешиванием и только.

Шоутизация культуры привела к тому, что элитарная литература стала чуждаться кинематографа, а массовая – наоборот. Например, Сэлинджер запретил экранизировать свою книгу, а Трумэн Капоте попробовал, и вот, что произошло. Зато Стивен Кинг издает готовые кино-сценарии и охотно продает права на экранизацию. Бытует мнение, что настоящую литературу невозможно передать в кино. Она стала сложнее, интеллектуальнее, тоньше. Теперь основная прелесть книги заключается не в сюжете, а в тех стилистических, жанровых и метафизических тонкостях, которые нельзя перенести на экран. Так литература защищается от кинематографа, который попробовал, было, ее вытеснять.

Традиционная художественная литература стала соединяться с другими сферами человеческой мысли, например, с журналистикой или наукой. Появился новый журнализм, который заключается в беллетризации факта. Человек соскучился по понятному и реалистичному чтиву, он снова захотел читать о том, что действительно происходит в мире. Ему на встречу пришли люди, которые смогли из газетной вырезки сделать полноценный роман-расследование, где рассказывали о том, почему произошло, а не только где и когда. Бешеную популярность приобрел нонфикшн, в рамках которого о сложном говорили простыми словами. Книги Ричарда Докинза, например, расходятся миллионными тиражами.

Читайте также: