Османская империя искусство дипломатии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Османский протокол второй половины XVIII - начала XIX века представляет собой один из важнейших и интереснейших сюжетов османской политической истории и культуры. Значимо и его постепенное изменение в контексте преобразований в различных сферах государственной жизни. Следует отметить, что период с 1774-го по 1838 год знаменует собой завершающую стадию "вестернизации", или "европеизации", османской дипломатии - время, когда усилия реформаторов были сосредоточены не только на реорганизации армии и финансовой системы, но и на создании отдельной дипломатической службы. Таким образом, с учреждением постоянных османских посольств в Европе в контактах с иностранными дипломатами Порта стала постепенно отходить от метода "односторонней дипломатии" и использовать принцип взаимности - базовый для дипломатии Нового времени. Необходимо упомянуть и об изменениях, произошедших в структуре дипломатической службы Османской империи. Так, с 1650-го по 1836 год функции руководителя внешнеполитического ведомства осуществлял директор имперской канцелярии (рейс-эфенди), в подчинении которого находилось несколько ведомств, в том числе входящей документации (амед-и калеми), созданное в 1777 году, возглавляемое амедджи и занимавшееся среди прочего дипломатической перепиской с иностранными государствами. В 1794 году это ведомство было включено в аппарат высшего имперского совета (диван-и хумаюн) и подчинено великому визирю, в результате чего рейс-эфенди стал вторым по значимости сановником османского правительства. В Константинополе находилось множество дипломатических представителей: "великие послы" (бююк элъчи), "постоянные посланники" (муким элъчи), "поверенные в делах" (маслахат гюзар). "Чрезвычайные послы" (февкалъаде элъчи) и "чрезвычайные посланники" (орта элъчи) прибывали в Константинополь со специальными дипломатическими и политическими миссиями, причем первые приезжали для ратификации или возобновления договора, а также передачи поздравлений по случаю восшествия султана на престол. В зависимости от важности миссий они делились на три категории: высшего, среднего и низшего рангов.


Малкочоглу Бали Бей впал в смятение от письма Султана Сулеймана, которое он получил в ответ на просьбу предоставить ему бунчук.

Кануни Султан Сулейман является одним из самых часто упоминаемых в последнее время султанов Османской империи. Начиная с Германия и до Родоса, Султан Сулейман вел переписку со многими странами. А некоторые из писем были адресованы чиновникам, находящимся непосредственно в его подчинении. Одно из таких писем было адресовано Малкочоглу Гази Бали Бею.

После победы, одержанной в Венгрии, Малкочоглу попросил у Сулеймана предоставить ему бунчук . Вот что ответил ему Кануни Сулейман Хан:

БАЙРАКТАРОГЛУ НАМЕРЕН ОПУБЛИКОВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА В ОДНОЙ КНИГЕ.

Неджат Бейрактароглу также отметил, что эти письма рассказывают о традициях, ценностях многих народов. По словам Бейрактароглу после прочтения этих писем можно многое узнать о героизме, благородстве и справедливости турецких правителей, а также понять, какую дипломатию они использовали при ведении межгосударственных отношений. Эти письма дадут много сведений о культурных ценностях, духовной жизни, а также о традициях и обычаях турецкого народа.

Примечание : В Османской империи бунчук был символом власти и военной мощи.

Дипломатические или по-другому называемые межгосударственные отношения – это отношения, которые устанавливаются и осуществляется дипломатическими представителями от имени своего государства. Конечно, в современном мире, взаимодействия с международными и межправительственными организациями также рассматриваются в качестве дипломатической деятельности. Концепция территориального суверенитета возникла в давние времена, но традиция взаимодействия государств между собой, прежде всего, с целью развития взаимовыгодного сотрудничества и безопасности торговли между дружественными государствами предшествовала понятию территориального суверенитета. Практика создания дипломатических миссий в целях ведения переговоров между различными государствами стара как сама история. Письменные источники подтверждают, что дипломатические отношения между греческими городами-государствами существовали даже для частных задач. Например, в Илиаде Гомера описывается отправление посольства Менелая и Одиссея в Трою для освобождения Елены. Древние римляне также заслуженно признаются выдающимися мастерами в сфере установления и ведении дипломатических отношений, но ни греки, ни римляне не стремились разработать систематический подход в деле дипломатических отношений. Итальянские республики и, в частности, Венеция назначали своих постоянных представителей в столицах друг друга для ведения переговоров и сотрудничества в международных делах; но только в 13-м веке первые иностранные постоянные представительства стали принимать современный внешний вид. В 15-м веке, итальянские республики назначают постоянных представителей в Англии, Франции, Германии и Испании, а в конце того же века и эти страны начали держать постоянные дипломатические посольства при дворах друг друга. Тем не менее, до второй половины семнадцатого века постоянные дипломатические миссии не были признаны в качестве общепринятого института. В этой статье представлен краткий обзор истории становления и развития дипломатических отношений.

Краткая история становления и развития международных отношений.

История свидетельствует о том, что дипломатические отношения во времена Древнеримской империи регулировались учреждением, известным как коллегия фициалов (чья практика породила право jus fetiale, отвечавшее за правильность и законность деяний, касающихся международных отношений). По вопросу значимости коллегии фициалов существует две противоположных точки зрения. Некоторые исследователи считают, что эта коллегия представляла собой определённую форму дипломатической деятельности в Римской империи, включая задачи ведения переговоров от имени римского народа. Согласно другим, коллегия просто выполняла функции по регулированию дел, связанных с внешними отношениями, что в современном понимании относится к деятельности Министерства Иностранных дел. Независимо от статуса коллегии фициалав и ее роли в истории, фактом остается то, что Древний Рим был знаком с дипломатическими отношениями, хотя без устройства и применения системного подхода к этой деятельности.

В византийский период, были определены важнейшие качества и характеристики, которыми должны обладать дипломаты; они как значимые и влиятельные фигуры, должны быть широко образованными и проницательными людьми. Этот взгляд на качества и характеристики дипломата остается актуальным и в наше время. Венецианцы, в последующем, переняли многие дипломатические техники, разработанные византийцами, и усовершенствовали их. Так венецианцы, установили систему архивирования записей межгосударственных отношений, и все их посольства за рубежом всегда держались в курсе важнейших событий как местных, так и зарубежных. К 15-му веку, все главные государства Италии установил дипломатические отношения друг с другом, но эти миссии не действовали на постоянной основе.

16-й век в Европе ознаменован бурным ростом дипломатической активности, ставшей к тому времени очевидной необходимостью. В сознании правящих классов сильнее крепло осознание той реальности, когда дружественные отношения между государствами могут быть достигнуты не военно-силовым, но дипломатическим путем. Закрепляя и расширяя распространение дипломатического опыта, подчеркивая его важность в международных отношениях, издается ряд произведений различных авторов, из которых следует упомянуть о следующих:

Независимо от времени, прошедшего с первых дней становления дипломатических отношений, изначально существуют три известных вопроса дипломатии: (а) видная персона дипломатического представителя; (б) его способность вести переговоры, основанная на прекрасном владении языками; и (в) важное значение конфиденциальности.

Одним из важнейших документов, принятых с целью упорядочить дипломатические отношений, является Приложение XVII к Заключительному акту Венского конгресса 1815 года. Настоящим документом были определены функции послов или должностных лиц равного им ранга, министров и временных поверенных в делах. Этот договор привел к созданию единой системы аккредитации дипломатов, прибывших от направляющих их государств, исключавшей предвзятость при назначении.

Реальный переход от старой к новой форме дипломатии происходит в начале 20-го века. Тем не менее, важнейший этап развития дипломатии относится к периоду 19-го века, который связывается в первую очередь с улучшениями в системе связи. Так, 19-й век стал свидетелем устойчивости пост-наполеоновской Европы и пика колониальной системы, представлявшей собой раздел мира между пятью великими державами и их доминированием над более слабыми и менее развитыми государствами. Тогда же было сформулировано положение, что международные соглашения должны быть основаны на принципе добросовестности, принципах достоинства и уважения к человеку.

На самом деле, эти факторы важны для устоявшейся формы дипломатических отношений между государствами. Таким образом, можно сделать вывод, что во время колониального периода дипломатическая деятельность строилась вокруг отношений между колониальными государствами и другими сильными не колониальными государствами. Но, дипломатия не была известна странам Азии, в частности Китаю и Индии.

В ходе 19-го века (1895 г.) Английским институтом международного права была предпринята первая попытка кодификации дипломатического права, принятая на основе Кембриджских положений, но в последующем она была заново пересмотрена в 1929 году. В период 19-го века опять же, благодаря росту торговых операций между странами, усиливается необходимость установления и дальнейшего расширения посольских и консульских отношений между политически и экономически значимыми государствами. Это не означает, что принципы дипломатии, разработанные такими авторами как Бейнкерсхук, Гроций или Ваттель к этому времени стали устаревать; претерпели изменения только некоторые практические аспекты дипломатии, например, обязанности отделов протокола в министерствах иностранных дел и консулов были регламентированы гораздо тщательнее. Можно утверждать, что в 19-м веке были четко определены основные принципы и правила межгосударственных дипломатических отношений, а в 20-м веке дипломатии переходит на новую, гораздо более совершенную ступень своего развития, в первую очередь, связанную с разработкой и принятием различных межгосударственных соглашений в этой области, кульминацией которых становится Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Суть и характер развития дипломатии в течении 20-го века можно разделить на два основных этапа, которые лучше рассматривать раздельно: (а) период, предшествующий основанию ООН; и (б) в период, последовавший после основания ООН. Период, предшествующий ООН, будет включать в себя как Первую мировую войну, так и основание Лиги Наций, прекратившей свое существование в 1946 году.

Единственным положением в Уставе Лиги Наций, представляющим решение вопросов в неполитической сфере, был пункт (д) статьи 23, который гласил:

В период существования Лиги Наций межгосударственные и международные дипломатический отношения имели ограниченный характер в основном сосредотачиваясь на проблемах ведения войны. Таким образом, например, дипломатия в сфере экономических отношений или дипломатия в сфере международного развития не находила своего места в повестке дня. Действительно, в некотором смысле, период деятельности Лиги Наций характеризуется достижением максимальных высот в развитии международной военной дипломатии. Хотя, Версальский договор делал попытку установить вечный мир, но Лига Наций так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Другими словами, работу дипломатии мира периода Лиги Наций можно считать полностью провалившейся.

С наступлением эпохи ООН начинают открываться новые перспективы для международной дипломатии. Ее нынешние цели и задачи существенно отличаются от периода Лиги Наций. ООН основана как организация, специально созданная для поддержания мира с помощью всеобщего социально-экономического развития. Среди многих других получают свое внимание такие вопросы, как права человека, деколонизация, международное экономическое сотрудничество. Дипломатическим сотрудникам в современных условиях требуется умение ориентироваться в сложных, многоплановых и динамически меняющихся интересах множества участников на мировой арене. Насколько ООН успешна в реализации поставленных целей можно оценивать, если внимательно присмотреться к почтительному отношению ее членов к этой универсальной организации, отодвинув в сторону свойственную дипломатическим нравам преувеличение значимости этого форума.

Следует подчеркнуть, что современная дипломатия и ее методы претерпели значительные изменения по сравнению с 19-м и 20-м веками.

Современная дипломатия является комплексной, многомерный деятельностью, основанной на правовых нормах, отвергающей применение силы или угрозы силы. В этой дисциплине необходимо четкое понимание в хитросплетениях различных национальных региональных и международных интересов. От современного дипломат с учётом конкретных условий и характера решаемых задач требуется владеть глубокими знаниями и детально разбираться в нескольких областях, а именно: географии, истории, экономических отношениях, международном праве и международных отношениях, технике ведения переговоров и методах предотвращения конфликтов. К тому же, современный дипломат должен быть весьма проницательным, учтивым, терпимым человеком, обладающим широкими культурными взглядами.

Заключение.

В период существования ООН были заключены две Венские конвенции, а именно: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенции о консульских отношениях 1963. В них не было добавлено ничего существенно нового в деятельности как дипломатических представительств, так и дипломатов или консулов; а просто кодифицирована практика, сложившаяся на протяжении веков к тому моменту в мире дипломатии и консульских отношений. Эти два инструмента позволяют достаточно адекватно отвечать на новые вызовы, возникающие в текущих реалиях. В последующее развитие этих инструментов современная дипломатия дополняется методикой взаимодействиями в формате международных форумов. Таким образом, дипломаты сегодня обязаны быть знакомы с регламентами и процедурами, установленными в различных международных организациях. Современная дипломатия ориентируется на создание условий для повсеместного установления прочного мира, а не только на его защиту и поддержание.

Похожие записи

Дипломатическая защита — это дипломатическая процедура (механизм), используемая государством для обеспечения защиты прав и

Консульская юрисдикция — это судебная власть консула над своими соотечественниками на иностранной территории.



Каждый раз, когда речь заходит об Османской империи, в голове тут же всплывают образы и фантазии на тему державы, населённой великими султанами, наполненной экзотическими ароматами и сопровождаемой звуками призыва муэдзина к исламской молитве. Но это ещё не всё. В период своего расцвета великая Османская империя (около 1299-1922 гг.) распространилась из Анатолии и Кавказа через Северную Африку в Сирию, Аравию и Ирак. Она объединила множество разрозненных частей исламского и восточно-христианского мира, объединив византийские, мамлюкские и персидские традиции, оставив после себя отчётливое художественное, архитектурное и культурное наследие, тем самым сформировав особый османский художественный словарь, в котором Восток встречается с Западом.

Внутренний вид мечети Селимие, Стамбул, Герхард Хубер, 2013 год. \ Фото: twitter.com.

Золотой Рог, Теодор Гюден, 1851 год. \ Фото: mutualart.com.

Одним из величайших примеров того, как Восток встретился с Западом в Константинополе, было превращение собора Святой Софии в мечеть. Церковь была построена в 537 году византийским императором Юстинианом I, и в течение почти тысячи лет здание было самым большим собором в мире. Считается, что Мехмед II отправился прямо в собор Святой Софии после въезда в Константинополь, чтобы совершить свою первую исламскую молитву. Затем купольная церковь была превращена в мечеть, и к зданию были пристроены четыре минарета. До строительства Голубой мечети в нескольких сотнях метров от отеля в XVII веке собор Святой Софии служил главной мечетью Стамбула.

Въезд Мехмеда II в Константинополь двадцать девятого мая 1453 года, Бенджамин Констант, 1876 год. \ Фото: doubtfulsea.com.

Но в 1934 году собор был превращён в музей первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком. Здание было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и таким образом можно было обеспечить сохранение его сложной и многослойной культурной, исторической и религиозной ценности, включая византийские фрески, которые были оштукатурены ранее. Только недавно статус собора Святой Софии как музея был аннулирован, и теперь он снова является мечетью.

Айя София, Гаспар Фоссати, 1852 год. \ Фото: collections.vam.ac.uk.

Таким образом, когда речь заходит о дворцах Топкапы, в голове всплывает образ, который в значительной степени был создан западными художниками, фантазирующих о жизни в гареме. Поэтому истории о похотливых султанах, честолюбивых придворных, красивых наложницах и коварных евнухах в значительной степени были переданы западными художниками, такими как Жан Огюст Доминик Энгр.

Посольская делегация, проходящая через второй двор дворца Топкапы, Жан Батист Ванмор, 1730 год. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Но на самом деле эти истории редко отражали реальность жизни при оттоманском дворе. В конце концов, Энгр никогда не бывал на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что дворцы Топкапы, несомненно, являются одним из самых больших достижений османов, только сто лет спустя Османская империя стала свидетелем своего зенита искусства, архитектуры и культуры.

Сулейман Великолепный из Османской империи, Тициан, 1530 год. \ Фото: dailysabah.com.

Визуальная культура Османской Империи оказала влияние на различные регионы. Несмотря на местные вариации, наследие османской художественной традиции шестнадцатого века всё ещё можно увидеть почти повсюду от Балкан до Кавказа, от Алжира до Багдада и от Крыма до Йемена. Некоторые из характерных элементов этого периода - полусферические купола, тонкие минареты в форме карандаша и закрытые дворы с куполообразными портиками.

Однако среди наиболее выдающихся культурных достижений этого периода были мечети и религиозные комплексы, построенные Мимаром Синаном (ок. 1500-1588), одним из самых известных исламских архитекторов. Сотни общественных зданий были спроектированы и построены им по всей Османской империи, способствуя распространению османской культуры по всей империи.

Бюст Мимара Синана в Стамбуле. \ Фото: pinterest.ru.

Мимар Синан считается величайшим архитектором классического периода османской архитектуры. Его сравнивали с Микеланджело, его современником на Западе. Он отвечал за строительство более трёхсот крупных сооружений и других более скромных проектов. Различные источники утверждают, что творчество Мимара включает девяносто две мечети, пятьдесят две небольшие мечети (мескит), пятьдесят пять школ богословия (медресе), семь школ для чтецов Корана (дарулкурра), двадцать мавзолеев (тюрбе), семнадцать общественных кухонь (имарет), три больницы (дарушифа), шесть акведуков, десять мостов, двадцать караван-сараев, тридцать шесть дворцов и особняков, восемь склепов и сорок восемь бань, включая Хамами Cemberlitas, который обычно называют одним из самых красивых.

Турецкая баня. \ Фото: greca.co.

Это выдающееся достижение стало возможным только благодаря престижной должности Мимара в качестве главного архитектора дворца, которую он занимал в течение пятидесяти лет. Он был надзирателем за всеми строительными работами в Османской империи, работая с большой командой помощников, состоящей из других архитекторов и мастеров-строителей.

До него османская архитектура была в высшей степени прагматичной. Здания были повторениями прежних типов и основывались на рудиментарных планах. Синан постепенно изменил это, найдя свой собственный художественный стиль. Он произвёл революцию в устоявшихся архитектурных практиках, усилив и трансформировав традиции, тем самым стремясь найти новаторские пути, постоянно пытаясь приблизиться к совершенству в своих зданиях.

Турецкий хамам для мужчин. \ Фото: nrc.nl.

Этапы развития и созревания карьеры Мимара можно проиллюстрировать тремя основными работами. Первые две расположены в Стамбуле: мечеть Шехзаде, которая была построена в период его ученичества, и мечеть Сулеймание, названная в честь султана Сулеймана Великолепного, которая является работой квалификационного этапа архитектора. Мечеть Селимие в Эдирне является продуктом главной сцены Мимара и считается одним из самых высоких достижений архитектуры во всём исламском мире.

Интерьер мечети Сулеймание, Стамбул. \ Фото: istanbulclues.com.

В период после смерти Сулеймана архитектурная и художественная деятельность возобновилась под покровительством императорской семьи и правящей элиты. Однако в XVII веке ослабление османской экономики начало сказываться на искусстве. Султаны были вынуждены сократить число художников, нанятых ранее во времена Сулеймана Великолепного до десяти человек, разогнав более чем сто двадцать живописцев. Тем не менее, за этот период было выполнено множество выдающихся художественных работ, самым важным достижением которых является мечеть Ахмета I в Стамбуле (1609-16). Здание заменило собор Святой Софии в качестве главной мечети города и продолжает оставаться в списке великого архитектора Мимара Синана. Из-за внутренней схемы плитки она более известна как Голубая мечеть.

Мечеть Сулеймание, Стамбул. \ Фото: sabah.com.tr.

При Ахмете III искусство возродилось ещё раз. Он построил новую библиотеку во дворце Топкапы и заказал Фамилию (Книгу праздников), которая документирует обрезание его четырёх сыновей, записанное поэтом Вехби. Картины подробно описывают празднества и шествия по улицам Стамбула и были завершены под руководством художника Левни.

Правление Ахмеда III также известно как период Тюльпанов. Популярность этого цветка отражена в новом стиле цветочного декора, который заменил стиль орнамента Саз с зубчатыми листьями и облачными полосами, который характеризовал османское искусство в течение многих лет и встречается в текстиле, освещении и архитектурном орнаменте даже по сей день.

Читайте также: