Скульптура нового царства кратко

Обновлено: 19.05.2024

Начиная с правления Тутмоса I, происходит активное завоевание окружающих земель. Замечательная статуя из египетского собрания в Турине. [34]

На голове классический платок немес, на лбу урей. Царь показан очень физически развитым. Он наследник Хора на земле, он живое солнце. Статуя сделала из диорита. В правой руке царь держит платок, а под его ногами символично изображены девять луков, это подчинённые народы. Несмотря на величие Тутмоса, память о прошлом еще сильна. И царь как бы ищет доказательств преемственности своей власти. В данной статуе есть черты его предшественника, царя Среднего царства Сенусерта I.

Вскоре после Тутмоса I на престол взошла достойная дочь своего отца, единственная успешная фараон – женщина великая и властная Хатшепсуп. Личность этой красавицы очень интересна. Но хотелось бы рассмотреть не её скульптурный портрет в виде фараона Маат-Ка-Ра, а совсем другое произведение искусства. Это изображение воспитателя её юной дочери Нефруры. Его звали Сененмут[35] и он был фаворитом великой царицы. Мы видим пример кубообразной статуи, с которой познакомились еще в Среднем царстве. Сененмут нежно обнимает и оберегает юную Нефрура. Статуя изображает сидящего мужчину, облаченного в длинное облегающее одеяние. Он поджал ноги, сложил руки на коленях. Его тело выполнено в форме объемного равностороннего квадрата, что позволило назвать такие статуи кубообразными. Этот тип статуй, сохранил свою популярность на протяжении всего Нового царства и Позднего времени.

Нельзя не показать этот замечательную парную скульптуру[36], к тому же, находящуюся у нас в России.

В истории Египта было много великих женщин, которые очень влияли на своих фараонов. Одной из них была прекрасная царица Тейя. Любимая женя Аменхотепа III. У неё было очень характерное красивое лицо, пухлые губы, небольшой нос, вздёрнутые брови и выразительные глаза. Мы рассмотрим её позднюю скульптуру из собрания Берлинского музея.

Портрет Тейи[38] вдовствующей. Эбеновое дерево, инкрустация более чем 20-ю материалами. Ткань, передаёт ощущение парика. Под тканью серебряное покрытие, которое имитирует погребальный головной убор. На ней корона звезды Сириус. Жизнь этой женщины не была простой, она жила при правлении своего знаменитого сына Аменхотепа IV и была свидетелем знаменитой религиозной реформы.

Первая скульптура которую хочется посмотреть, это колос самого Аменхотепа IV. Недавние исследования показали, что Аменхотеп заказал свои статуи из статуй отца. Изображения Аменхотепа III преобразованы в скульптуры изображающие нового правителя. Надо отметить, что такое в египетской истории не редкость. Очень часто потомки великих царей узурпировали их изображения и переделывали под себя, или просто подписывали свои имена. Часто древних храмы разбирались и из их блоков строилось что-то новое. Особенно в этом плане отличились первые христиане в первые века новой эры, но не будет о грустном.

Аменхотеп IV [40]изображен необычно, он выглядит непосредственным личным сыном великого предвечного Бога – андрогина. Это яркое гневное божество творящее истину. Это божество провозглашает себя единственным посредником между людьми и Богом Атоном. Ранее считалось, что Эхнатон изображен реалистично, но это не так. Именно в этой статуе мы видим невероятную стилизацию формы. В мастерской Тутмоса сохранились натурные портреты фараона и его лицо вовсе не так вытянуто, как показано в данном колосе.

Конечно же самая яркая вещь найденная археологами в мастерской Тутмоса это невероятная Нефертити.


Этот портрет Нефертити входит в десятку самых знаменитых произведений искусства, созданных человечеством. Немецкие археологи вывезли скульптуру в Германию незаконно, многие годы Египет настаивал на возвращении шедевра на родину.


Во время Второй мировой войны фашистское командование спрятало бюст царицы, обложенный минами, в соляных копях Меркер под Бременом. Шедевр едва не погиб. Его чудом разминировали американские солдаты. Сегодня этот бюст Нефертити находится в специальном зале Египетского музея Берлина, который никогда не покидает.

Образом прекрасной Нефертити, этой невероятной кульминацией, хотелось бы завершить эпоху Нового царства.

Но что было потом? Какие изваяния создавали египетские мастера в последующие эпохи. Интересно посмотреть, как египетский скульптурный канон использовался во времена Птолемеев. Например, портрет Цезариона.[43] Примечательно, что царский платок надет на него поверх чёлки, по македонскому обычаю. Воистину эпоха Эллинизма - время смешения культур. А вот более канонической портрет его матери, Клеопатры VII.[44] Царица изображена в классическом египетском наряде, её образ весьма стилизован, в нём сложно найти её портретные черты, но это было необходимо для её легенды. Эта скульптура является символом египетской коллекции в Эрмитаже. Чтобы показать себя наследницей великих фараонов, она – гречанка по крови, делает своё изображение в самых традиционных формах египетского искусства. Только рог изобилия немного смущает, но всё остальное очень египетское. И так поступали до неё все цари и царицы, которым нужно была заручиться поддержкой великой египетской земли. Обращались к истокам своей культуры. И этот уникальный культурный код не менялся в течении тысячелетий. Великое и могучее египетское искусство до сих пор остаётся актуальным и прекрасным.

Заключение.

В эпоху Древнего царства появилось большинство видов скульптуры.

В эпоху Среднего царства художники научилось более тонко и тщательно обрабатывать материал, начали по иному трактовать человеческое тело.

В эпоху Нового царства случился невероятный взлёт египетского искусства, и были созданы тончайшие произведения искусства, которые до сих пор удивляют своей красотой и современностью.

Все древние культуры восхищались богатствами Египта. Греческие мудрецы постигали науки на берегах Нила. Первые христиане устраивали свои церкви в древних величественных храмах. Столько всего произошло с наследием фараонов, но оно по прежнему живо и радует современных исследователей своей непревзойдённой красотой и вдохновляет художников и поэтов.

Трон Тутанхамона

Египетская скульптура эпохи Нового Царства и ее стилистическая эволюция

2 года ago Enottt Комментарии к записи Египетская скульптура эпохи Нового Царства и ее стилистическая эволюция отключены

Периодизация и особенности периодов

Древнее Царство (XXXII в. — XXIV в. до н. э.).

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам — канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида — богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Гор — в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот — птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис — шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сехмет — львицы и т. д). В отличие от других культур Древнего Востока, египтяне подчёркивали в образах богов не устрашающе-ужасные черты, а величие и торжественность. Фараонов почитали как живых богов. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь.

Среднее царство (XXIV в. — XVII в. до н. э.)

Изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.

Новое Царство (XVII — XI века до н. э.)

Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и провёл реформы. Амарнское искусство (по названию местности Амарна, где стояла новая столица Ахетатон) обратилось к чувственной передачи действительности, небывалому до того реализму.

Религиозно-политические реформы Эхнатона угасли с его смертью. При Тутанхамоне столица перенесена в Мемфис, а жрецы Амона вернули себе былое могущество. Имя Эхнатона предано забвению. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетие. Таким образом египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, но он теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве.

Новое царство

Эпоха Нового царства открывается вступлением на престол 18 династии, правившей более двух веков. В начале 16 века до н.э. завоеватели-гиксосы были окончательно изгнаны из Египта, и с этого момента страна вновь объединяется вокруг Фив, а фараоны ведут завоевательную политику. Стремление к упрочению государственной власти сказалось и в области религии – в необходимости установления единого общегосударственного культа. Эта роль была уготовлена фиванскому богу Амону, которое объединяло в себе и поклонение древнеегипетскому солнечному божеству Ра. Таким образом, в Египте сохраняется политеизм, но поклонение богу Амону-Ра становится общегосударственным официальным культом. Амон-Ра именуется царем всех богов, ему слагают гимны и приписывают все победы.

Все искусство времени правления первой половины 18 династии развивалось под эгидой столичных Фив, оказывавших влияние на провинциальные центры.

Архитектура

Росписи

Важное значение придавалось росписям. Росписи начала 18 династии отличались известным стремлением к архаизации, поэтому для них характерны яркие красочные сопоставления, четкость контуров, которые сближают стиль их исполнения с рельефами. Однако усилившиеся декоративные тенденции отразились и здесь. Стенопись царских гробниц напоминала развернутый сверток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями. Интересно, что ритуальные сцены царских гробниц по сюжету и стилю исполнения ближе примыкают к строгой графической манере исполнения, в то время как росписи некрополя фиванской знати отличаются большей живописностью. Тематика становится гораздо шире. В композиции можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. Расположение композиций отвечало планировке гробниц.

Стилистическая эволюция скульптуры Египта в период Нового Царства

Скульптура. Строительству монументальных храмов в Фивах сопутствовало интенсивное развитие скульптуры. Назначение ее не ограничивалось сферой заупокойного культа. Статуи устанавливались в открытых дворах храмов, фланкировали пилоны. Предполагалось, что на них будут смотреть издалека, поэтому зачастую они решались весьма обобщенно.

В фиванской скульптуре Нового царства прослеживается два направления, представленные памятниками официального и частного искусства, причем обе линии взаимосвязаны. В пластике официального направления начала 18 династии развивались традиции искусства Среднего царства (то есть установка на портретность и доминирование человеческого начала). Новые черты появляются только со времени царицы Хатшепсут. Статуи Хатшепсут исполнены в виде тронной и коленопреклоненной фигуры, в образе сфинкса или осирических колоссов. Сравнивая их, можно обнаружить ряд общих приемов передачи портретного облика – сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидный разрез глаз. Иконография, сложившаяся в скульптуре времени Хатшепсут, получила дальнейшее развитие и в памятниках последующей эпохи, включая годы царствования Тутмоса III. Несмотря на видимое желание уничтожить все, что напоминало бы о его предшественнице, стилистическая линия скульптуры следовала традициям, заложенным в годы ее правления.

В пластике времени Аменхотепа III намечается нарастание декоративных элементов. Здесь отсутствует интерес к пластике лица, но зато важна проработка парика, одежды, украшений.

Аменхотеп III. Голова из Британского музея

Аменхотеп III. Голова из Британского музея

Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи

Эти статуэтки исполнены поистине виртуозно, фактура дерева поразительно пластична. Темно-каштановый цвет эбенового дерева усиливается инкрустацией золотыми пластинами ожерелья и браслетов. Высокая посадка головы соответствует стройным формам фигуры. Обе парные статуэтки представлены в канонизированной позе идущей фигуры. Лица тонко моделированы, в обоих случаях ярко выражена портретность.

Рельефы. В рельефах фиванских храмов заметно усиление декоративных тенденций, техника барельефа сочетается с использованием в ряде деталей высокого рельефа, что давало возможность большей градации объема. В выборе техники художники всегда учитывали эффект восприятия изображения с дальнего или близкого расстояния. Высота рельефа и интенсивность контуров также зависели и от степени освещенности поверхности солнечным лучом. Рельефные композиции выдержаны в тех же пропорциях, что и сооружения архитектурного комплекса, благодаря чему возникает цельность всех элементов ансамбля. Рельефы располагались фризообразно, по регистрам.

Композиции Карнака, Луксора, Дейр эль-Бахари отличаются многообразием сюжетов. Появляются развернутые сцены, повествующие о родословной фараонов, в которую вплетаются боги египетского пантеона. С введением новых сюжетов вырабатываются и новые изобразительные приемы. В период 18 династии самостоятельное значение приобретает пейзаж, в котором реалистически трактованные фигуры животных сочетаются со стилизованными формами растений.

Рельефы гробниц фиванского некрополя отличались большой декоративностью и живописностью. На место четкого силуэта приходят мягкие очертания и пластичная моделировка фигур. Их контуры приобретают изысканный рисунок. Мастера уделяют особое внимание проработке деталей одежды, украшений, стилизованной трактовке длинных пышных париков.

Амарнская скульптура

Амарнский период — термин в египтологии, которым обозначают время правления в Древнем Египте фараонов Эхнатона и Сменхкары в XIV—XIII века до н. э., в поздний бронзовый век.

В период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг своего могущества. Однако деспотическая власть фараона вызывала противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертвования храму Амона, а также знати. Эти силы активно сопротивлялись фараону. Поэтому Аменхотеп III стремился сузить сферу влияния фиванского жречества с помощью религиозной реформы. Реформу провел его преемник – Аменхотеп IV. Он выделяет среди других богов солнечное божество Атона, и на смену древним богам приходит культ одного Атона, который почитался в виде видимого солнца. Его символом служил диск с исходящими от него лучами, оканчивающимися кистями рук. Подобное изображение постепенно становится единственным символом, вытесняющим конкретный человекоподобный образ Амона и Ра. Поклонение солнцу сочеталось с культом самого фараона, считавшего себя сыном Атона.

В Амарнскую эпоху наблюдается стремление порвать с традициями прошлого. С отказом от идеализации образа царя существенно меняется его иконография. Но в силу известной инерции традиций канонические типы статуй продолжали использоваться, хотя сущность образов переосмысливается. Индивидуальные черты фараона сочетаются с известной долей художественного обобщения. Мастера, отбирая самое характерное и выразительное во внешнем облике Аменхотепа IV, подчеркивают всякий раз удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длинной шее, округлые бедра, выступающий живот, тонкие руки и ноги. Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице, сочетается с тяжелыми полуопущенными веками, придающими взгляду меланхолическое выражение. Пример такого памятника – колосс Эхнатона из Карнакского музея.

Новая столица была украшена стелами с текстами и рельефами, на которых изображалась царская семья во главе с фараоном, поклоняющаяся Атону. Все фигуры решены в новой иконографической манере. Композиционным новшеством является показ всех фигур в строгом профиле, что по правилам канона обычно не допускалось для изображения царствующих особ. Другим нововведением является возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, рядом с Ахетатоном, а не на западном, как это было принято в традиции. Эти некрополи важны, поскольку именно они донесли до нас искусство Амарны, ведь сам город вскоре был разрушен. В культовых композициях этих гробниц нет никаких изображений богов, кроме Атона, даже Осириса.

Таким образом, в искусстве Амарны наряду с преувеличенным подчеркиванием индивидуальных

Нефертити в голубой тиаре

Нефертити в голубой тиаре

К концу царствования Эхнатона относится рельеф, изображающий Сменкхара, мужа старшей дочери фараона Меритатон, вместе с супругой. Здесь также очевидны характерные особенности стиля амарнского искусства: свободная постановка фигур, переданных в непосредственном общении друг с другом, живая непринужденность поз.

Трон Тутанхамона

Трон Тутанхамона

Среди найденных там памятников следует отметить парадный трон, на спинке которого изображен фараон и его жена. В пластичной моделировке поз очевидно влияние амарнского искусства. Интересно, что несмотря на отступничество Тутанхамона от религиозной реформы Эхнатона, в композиции на спинке трона помещен традиционный солнечный диск. Художественные традиции оказались более стойкими, чем религиозные убеждения.

Практически после смерти Эхнатона начинается процесс реставрации старой религии, искусство же Амарны активно преследуется и уничтожается. Ахетатон подвергся полному запустению.

Упомянем также о так называемой Мемфисской школе, существовавшей во время Тутанхамона и его последователей. Для этих произведений характерна удивительная эмоциональная насыщенность образов, которая демонстрирует невозможность возвращения к старым традициям.

Скульптура Рамессидов

Историческая обстановка в стране в период правления 19 династии становится очень напряженной.

Тронная статуя Рамзеса II из Туринского музея

Искусство этого времени – скупое, монументальное, официозное, оно предельно консервативно и во многом отражает духовный кризис египетской культуры. В росписях и рельефах появляются сцены войны, изображение фараона в них выделяется и доминирует благодаря размеру и технике.

Вопрос художественных традиций конца Нового царства представляется спорным. С одной стороны, в искусстве не изгладились черты амарнского наследия, продолжавшего реалистическую линию портрета школы Тутмоса. К этой группе памятников можно отнести голову статуи неизвестного вельможи из музея в Будапеште. С другой стороны, нарастает стремление к декоративности и изысканности, восходящей к стилю искусства эпохи Аменхотепа III и послеамарнского периода. Прекрасным образцом этого направления служит тронная статуя Рамзеса II из Туринского музея.

В то же время в скульптуре Рамессидов постепенно нарастает идеализация образов, выродившаяся затем в несколько холодную академическую манеру изысканности, виртуозной самодовлеющей техники.

Во времена Нового Царства Египет на основе военных завоеваний окончательно втягивается в отношения с азиатским миром, что положило начало тесным культурным связям, которые обогащают художественные произведения. Строительный импульс этого периода порождает мощное развитие скульптуры. Создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Их считали посредниками между миром богов и земным миром. Существовали многочисленные репродукции в миниатюре, которые выполняли функцию амулетов или идолов и которые из-за их небольших размеров можно было легко переносить. Колоссы продолжали следовать типажам египетской скульптуры, сидящим или стоящим, и в этом случае они несли в себе классические атрибуты бога Озириса: скрещенные на груди руки с бичом и посохом, длиннополую мантию и ноги вместе. Они обычно расставлялись группами, по два или по четыре.


Вид великолепных колоссов у входа в спео, высеченный в скале храм Рамзеса II в Абу-Симбеле, Нубия. На их лицах бросается в глаза явная сжатость губ, которая подчеркивает снисходительную улыбку, характерную для эпохи Ра-мессидов. Эти высеченные в скале колоссальные статуи представляют собой одно из бесчисленного множества изображений этого фараона, продолжительное царствование которого длилось 67 лет. Рамзес II являлся, кроме того, одним из наиболее часто изображавшихся суверенов, и выполненные с него скульптуры отвечают всевозможным манерам и качеству

Все четыре колосса, которые стоят по сторонам у входа в спео Рамзеса II в Абу-Симбеле (на границе с Нубией), высечены в скалистом склоне. Они составляют гигантский фасад высотой 20 м, на котором сидящий фараон сторожит вход.

Обособленная скульптура

Обособленная скульптура имеет в основном ту же типологию, что и в предшествующий период, хотя одновременно обнаруживает азиатское влияние, проявляющееся в любви к деталям и скрупулезности, с которой ваяются наряды и остальные одеяния. Восточный вклад не изменяет, однако, соответствие скульптур потребностям скульптуры крупных размеров. От XVIII династии осталось мало образцов, предшествующих правлению царицы Хатшепсут. Именно с тех времен восточное влияние обнаруживает свою полную включенность в скульптуру, однако в равновесии с египетской эстетикой. В храмах увеличивается число статуй сидящих фараонов, с придающими им вечность хладнокровными и невозмутимыми лицами, что являет собою отход от реалистичных тенденций предшествующих периодов.

Существует множество статуй царицы Хатшепсут из склепа Дейр-эль-Бах-ри. В числе самых прекрасных фигурирует статуя, которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка, выполненная из белого мрамора. В ней высоко расценивается женское тело, изображенное без притворства, с весьма упрощенными в геометрических плоскостях объемами, а также лицо с нежными формами, которое подчеркивает тщательную полировку камня.

От Тутмоса III, одного из самых воинственных фараонов, сохраняется скульптура в позе стоя, из зеленого базальта (Каир, Египетский музей), которая являет нам черты, весьма похожие на черты царицы, с лицом, тронутым легкой улыбкой. Его тело, молодое и атлетическое, полностью отвечает идеальному архетипу.

Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне

Аменхотеп IV предпринял реформу ортодоксальной религиозной доктрины, которая потрясла основы египетского пантеона. В процессе беспрецедентного провозглашения монотеизма этот фараон присвоил себе эпитет Ахе-натон, перенеся тем самым всю свою веру на Атона, солнечный диск, силу, дающую жизнь Земле. От отошел от культа остальных богов и предложил поиски истины. Эти новые идеалы немедленно отразились в искусстве. Ахе-натон перенес столицу к северу от Фив и основал город Телл-эль-Амарна, где учредил центр культа Атона.


Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле (Нубия) по распоряжению Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной его супруги в молодости, и в честь богини Хатхор. В этом высеченном в скале фасаде имеются семь контрфорсов, центральный из которых обеспечивает доступ внутрь храма, между тем как остальные вписаны в шесть ниш, в которых помещены четыре стоящие статуи этого фараона и две Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор


Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами. Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу

Лицо фараона вытянуто, и череп обретает яйцевидную деформированность. Глаза — раскосые, миндалевидные, губы — весьма мясистые. Шея обнаруживает преувеличенную стройность, а грудь выглядит впалой. Линия таза опущена до такой степени, что на нее грузно опускается живот. Конечности — руки и ноги, худощавые по сравнению с туловищем, производят впечатление хрупкости. Как результат, данная фигура источает таинственное сияние, необычным образом деформирована и выглядит более человечно, нежели статуи предшествующих эпох.

Бюст царицы Нефертити

Требования нового стиля поддерживались также в скульптуре высших сановников. Основными сохранившимися чертами были длина шеи и деформированность черепа. Обе эти характерные черты запечатлены также в одном из самых знаменитых и расхваливаемых в египетской скульптуре бюстов — бюсте царицы Нефертити.

Этот бюст супруги Эхнатона являет собой портрет из расписного известкового камня с инкрустацией глаз стеклом. Элегантные черты ее лебединой, необычайно стройной шеи еще более подчеркиваются голубой тиарой, которая венчает ее голову. Чувственные линии ее губ, скул, подбородка и носа придают ее лицу в высшей степени стилизованную красоту. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женского тела. Сладострастие без какой бы то ни было сдержанности проступает под тонкой прозрачной тканью, покрывающей тело.


Профиль бюста царицы Нефертити (раскрашенный известняк высотой 48 см). Это творение хранится в Археологическом музее Флоренции (Италия) и считается одним из наиболее совершенных художественных выражений в мировом искусстве. Нефертити разделяла с Эхна-тоном, своим супругом, глубокое преклонение перед Атоном. Как и в других изображениях супруги монарха-еретика, в этой скульптуре подчеркивается длина шеи и другие черты лица, чтобы представить ее в соответствии с восточным идеалом сладострастия

После смерти Эхнатона культ Амона был реставрирован, хотя отдельные из введенных его доктриной новых оттенков сохранили свою силу, как это можно заметить по гробнице его преемника Тутанхамона. В ней были найдены многочисленные предметы, которые еще соответствуют стилю Амарны. Среди них выделяется серия из четырех статуэток из расписного дерева. Речь идет о богинях, охраняющих внутренности покойника, облаченных в облегающие тело туники, которые позволяют различить женские формы.

Любопытно, что у этих статуй голова повернута набок, как бы требуя к себе уважения, — поза, которая отклоняется от строгого закона фронтальности в египетской скульптуре.

Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.

В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности [3] .

Статуи древнего египта

Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Скульптуры древнего Египта

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

гробница Тутанхамона

Проклятие гробницы Тутанхамона 16782 4.68 24

Статуи древнего египта

Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).

Статуи древнего египта

Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).

Статуи древнего египта

Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.

Статуи древнего египта

Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.

Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта

Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

пирамиды Хеопса

Загадки пирамиды Хеопса 16782 4.39 24

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).

Статуи древнего египта

Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

Читайте также: