Возрастные особенности 10 класса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Рассказать какие существуют возрастные особенности подростков

Участники: родители учащихся выпускных классов, классный руководитель или психолог.

1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.

  1. Мозговой штурм . Родителям предлагается следующая инструкция: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить и записать как можно больше предложений, которые охарактеризуют вашего ребенка.

Когда время, отведенное заканчивается, нужно попросить родителей озвучить список характеристик, который у них получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания.

1. Какие сходства и отличия вы увидели?

  1. Рассказ родителям о возрастных особенностях детей.

Старший школьный возраст — 15-17 лет (ранняя юность) .

2. Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит.

3. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.

Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития .


1. Личностное развитие старших школьников

Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны, старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.


2. Потребность в общении .

Старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.
Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов .

- постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов;

- потребность в деятельности.

В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании (потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Поэтому чаще всего в подростковом возрасте и мальчики, и девочки выбирают в друзья ровесников, которые переживают те же чувства и тяготятся теми же проблемами).

Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью.


Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении.

Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Специфичность социальной ситуации подростка заключается в том, что права взрослых он ограничивает, а свои расширяет, претендуя при этом на уважение его личности, доверие, самостоятельность, то есть признание его равноправным со взрослыми. Так как эти претензии подкреплены обостренным у подростка чувством собственного достоинства, то подчас их выражение бывает очень бурным: обиды, протесты, негативизм, упрямство, уход из школы. Найти удовлетворяющее подростка место в системе отношений со взрослыми большинство подростков не могут.

Этому мешают, во-первых , стереотипы воспитания, заключающиеся в привычке контролировать и управлять ребенком (как со стороны родителей, так и со стороны учителей); во-вторых , полная материальная зависимость от родителей; в–третьих , неизменность общественного положения подростка (он по-прежнему является школьником, лишен гражданских прав, не может легально зарабатывать и др.); в-четвертых, сохранение у подростка детских черт в поведении. Т.В. Драгунова отмечает, что если взрослые могут перестроить свои отношения со взрослеющим ребенком, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз развития более благоприятен. Если же родители продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

4. Практические советы родителям.

В отношениях с подростками взрослые совершают чаще всего две наиболее типичные ошибки.

Вторая ошибка заключается в переоценке подростка в качестве самостоятельного субъекта социальных и общественных отношений. В этом случае взрослые предоставляют подростку практически полную свободу действий. Такая позиция может ожесточить подростка. Дело в том, что как бы он ни декларировал стремление к самостоятельности, в глубине его души существует осознание своей детскости. Полученную бесконтрольную самостоятельность подросток подспудно рассматривает, как нежелание взрослых выполнять по отношению к нему свой прямой долг. Это рождает обиду и озлобление, что сказывается на личностных свойствах формирующегося человека.

Как же помочь подростку?

1.Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.

3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки.

4. Попытаться превратить свои требования в его желания

5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты.

7. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.

8. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.

9. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.

10. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, оценивайте только поступки.

11.Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

12.Живите во имя своего ребенка.

13. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.

14. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.

15. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Возрастные особенности подростка

Как помочь? 1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками 2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять. 3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. 4. Попытаться превратить свои требования в его желания. 5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты.

Как помочь? 11 .Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично. 12. Живите во имя своего ребенка. 13. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам. 14. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей. 15. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков".


Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"

Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям.

Презентация к родительскому собранию "Психологические особенности подростков"

Презентация к родительскому собранию на тему "Психологические особенности подростков" Заметки к слайдам: Слайд 3 В 9 классе гормональный фон постепенно выравнивается, но появляет.


Родительское собрание "Особенности общения с подростком в семье

Разработка родительского собрания содержит советы психолога для родителей подростков.

презентация к родительскому собранию в 7классе "Психологические возрастные особенности подростка"

У многих родителей возникают проблемы в общении с детьми в переходном возрасте. Непонимание, агрессия, нежелание детей идти на откровенный разговор становятся для родителей настоящей.

Родительское собрание "Психологические возрастные особенности подростков"

Материал родительского собрания предназначен для родителей учащихся 7-8 классов и будет полезен для классных руководителей. Материал состоит из конспекта собрания и мультимедийнуой п.


Родительское собрание Возрастные особенности подростка

Подростковый возраст и его особенности. Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.Форма про.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описаны возрастные особенности, тематические классные часы и мероприятия.

Мероприятия, проводимые с обучающимися в 10-ом классе.

1. Старшеклассники (15-17 лет)

2. Потребность, которая встречается у детей этого возраста.

Потребность самоопределения через самопознание.

Необходимо дать возможность для самопознания, создавать ситуации выбора.

3. Ведущая деятельность

Деятельность по самоопределению

Появляется желание найти свою индивидуальность

5. Отношение к педагогу

Взрослый воспринимается как консультант. Отношение между педагогом и учащимся возникает, когда у ребёнка появляется проблема и нужен совет.

6. Действия педагога

Оказать помощь в определении своих жизненных перспектив.

Учить принимать решения в ситуации выбора.

Трудности в определении жизненных целей, в построении перспективы профессиональной и семейной жизни

Приоритетные направления деятельности классного руководителя

Помощь в личностном самоопределении. Организация профильного обучения и воспитательной работы по профилям

Помощь учащимся в определении жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуаций выбора.

Развивать познавательную активность учащихся, работать над мотивацией учебной деятельности.

Предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации

Развивать у учащихся чувства долга и ответственности перед окружающими и Отечеством.

Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

Формировать навыки здорового образа жизни.

Изучение личности ребёнка (диагностика и мониторинг)

Изучение условий проживания школьников. Ведение карты здоровья учащихся класса. Мониторинг результатов учебной деятельности учащихся (по итогам четвертей и учебного года)

Оценка социальной зрелости личности.

Выявление ценностных ориентаций.

Определение уровня воспитанности.

Занятость в системе ДО

Занятость в летний период, каникулы

Определение уровня тревожности

Выявление коммуникативных склонностей учащихся

Оценка удовлетворённости обучением в школе (дети, родители)

Определение уровня развития ученического самоуправления

Лист самооценки учащихся

Модель развития личности

Подготовка к послешкольной жизни.

Развитие социальной компетентности

Совет старшеклассников

Работа по сплочению коллектива

Система коллективных творческих дел (КТД)

Тематические классные часы и другие мероприятия, проводимые с обучающимися в 10-ом классе.

Работа по развитию личности учащихся

Тематические классные часы

Познавательные классные часы

Посещение выставок вакансий.

Храмы Нижнего Новгорода.

СПИД – чума 21 века.

Организация спортивно-оздоровительной деятельности и обеспечение безопасности учащихся


В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти.

Юноша, обретая потенциал личности, входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем.

Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь.

Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.

К основным критериям дезадаптации старших школьников относят: отклонения в соматическом здоровье, отсутствие желания учиться, агрессию, повышенную возбудимость, конфликтность с родителями, учителями и сверстниками, побеги из дома, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи и неуверенность в принятии решения, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, частые эмоциональные расстройства, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка.

Понять, что зрелость и ранняя юность - это два разных мира. Нужно время, чтобы ребенок увидел себя взрослыми глазами.

Не отрицать, что существуют различные факторы риска дезадаптации десятиклассника. Их необходимо осознавать и помогать своему ребёнку совместно с педагогами, при необходимости обращаться к школьному психологу.

Понять, что сегодняшний результат ребенка - это и наш с Вами результат. Адекватно оценивайте достижения и неудачи ребенка, будьте к ним причастны.

Опираться на знания возрастной психологии, давать практические советы, вселять уверенность в завтрашнем дне.

Безусловно принимать ребёнка - не смотря ни на что (успехи и неудачи), тогда ребёнок и в школе, и дома будет чувствовать себя уверенно, спокойно, не будет бояться будущего.

Ставить ребенка в позицию личностного профессионального самоопределения (решения задач выбора определенного места в обществе).

Не бороться с плохими школьными оценками, понимать причины их появления, оказывать помощь и поддержку в решении образовательных проблем.

Согласовывать притязания ребенка на будущее с его возможностями (высшее образование еще не является для нашего государства всеобщим).

Осуществлять непрерывный контроль результативности обучения ребёнка по различным предметам, анализировать динамику учебных успехов.

Обеспечивать единство педагогических требований в семье к ребёнку, оценке его учебного труда и результатов личностного роста.


Подростковый возраст

является экстремальным периодом в жизни стремительно взрослеющего ребенка и его родителей.

Это репетиция самостоятельной жизни, время бурного роста и становления личности, самоутверждения и активного поиска себя.

Но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальный основы личностного и профессионального самоопределения.

Новообразования

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции.

Однако в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию.

В этом возрасте дети начинают подвергать сомнению ценности своей семьи, сравнивать их с другими .

Главным социальными задачами этого возраста становятся выбор профессии и подготовка к созданию семьи.

В 17 лет, по мнению многих ученых и мыслителей, человек как бы рождается второй раз – как личность . Он познает и сознает свою индивидуальность. На пороге самостоятельной жизни человек ищет свой выбор – кем быть? и каким быть? Он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь. С окончанием школы, с началом трудовой деятельности начинается новая эпоха в жизни человека .

В 17 лет, по мнению многих ученых и мыслителей, человек как бы рождается второй раз – как личность .

Он познает и сознает свою индивидуальность.

На пороге самостоятельной жизни человек ищет свой выбор – кем быть? и каким быть? Он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь.

С окончанием школы, с началом трудовой деятельности начинается новая эпоха в жизни человека .

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная . Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности. Изменяется отношение и к отметке Мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная .

В этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружбы. Отсутствие друзей воспринимается как недостаток.

Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры .

Отношения со сверстниками

Любовь в юности — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Любовь в юности — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Отношения со взрослыми Высокая степень автономии от старших, прежде всего родителей и учителей

Отношения со взрослыми

Высокая степень автономии от старших, прежде всего родителей и учителей

Общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму . Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями. Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны. Психологами выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются: отсутствие позитивного интереса со стороны матери; директивность матери при навязывании ребенку чувства вины; враждебность отца; непоследовательность в воспитании. Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму . Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Психологами выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

  • отсутствие позитивного интереса со стороны матери;
  • директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;
  • враждебность отца;
  • непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Особенно в подростковом возрасте важно получать от родителей теплые чувства в полной мере.

Подростки - это еще не взрослые, но уже и не дети. И чтобы их любить, надо признать перемены, в которые они вступают . В воспитании подростков нет ничего важнее, чем учиться эффективно, удовлетворять потребности подростка в эмоциональной любви

Первый — это безразличие и чувство пустоты . При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

Юношеская депрессия

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения депрессивных ситуаций.

Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Причины суицидальных попыток

Предполагается, что одна из главных причин служит неумение подростков почувствовать себя равноправными членами подростковой общности, а также непонимание со стороны окружающих и чувство одиночества

Родителям следует понимать… Если скандал разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. Ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды! А подросток очень часто видит перед собой задачу – любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей

Родителям следует понимать…

Если скандал разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. Ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды! А подросток очень часто видит перед собой задачу – любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей

На что стоит обратить внимание родителям:

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде – есть слишком мало или слишком много;

– во сне – спать слишком мало или слишком много;

  • во внешнем виде – стать например неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он и ли она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

Поддерживайте своего ребенка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Бесплатный анонимный телефон доверия действует под номером

Екатерина Горбовская

Спасибо за внимание! педагог-психолог Лягушина Татьяна

Спасибо за внимание!

педагог-психолог

Лягушина Татьяна


-75%

Читайте также: