Пушкин и православие кратко

Обновлено: 28.06.2024

Обширная литература о Пушкине почти всегда старалась обходить такую тему и всячески старалась выставить Пушкина либо как рационалиста, либо как революционера, несмотря на то, что наш великий писатель был живой противоположностью таким понятиям.

В 1899 году, когда Казань и, в частности, Казанский университет праздновали 100-летие со дня рождения поэта, я был приглашен служить там литургию и сказать речь о значении его поэзии. Я указал на то в своей речи, что несколько самых значительных стихотворений Пушкина остались без всякого толкования и даже без упоминания о них критиками.

Более искренние профессоры и некоторые молодые писатели говорили и писали, что я открыл Америку, предложив истолкование оставшегося непонятным и замолченным стихотворения Пушкина, оставленного им без заглавия, но являющегося точной исповедью всего его жизненного пути, как, например, чистосердечная исповедь блаженного Августина.

Вот как оно читается:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,

Приятным, сладким голосом, бывало,

С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало

И очи светлые, как небеса.

Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров

И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,

Я про себя превратно толковал

Понятный смысл правдивых разговоров,

И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;

Я предавал мечтам свой юный ум,

И праздномыслить было мне отрада

Другие два чудесные творенья

Влекли меня волшебною красой:

То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой –

Был гневен, полон гордости ужасной,

И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал –

Волшебный демон – лживый, но прекрасный.

Истолковав со своей стороны в печати эту мудрую загадку нашего писателя и, конечно, замолченную вместе с моим истолкованием современною критикой, я тем самым все-таки понудил ее в рецензиях моей речи, а также и в других статьях о Пушкине коснуться этого стихотворения, но их авторы лицемерно замалчивали (не имея возможности отрицать) главный вывод из пушкинской загадки, а ходили вокруг да около ее смысла, не вникая в ее существо.

Не подумайте, будто приведенное стихотворение Пушкина является единственным в своем роде. Напротив, можно сказать, что эти настроения беспощадного самобичевания и раскаяния представляются нам преобладающими в его творчестве, потому что оно красной нитью проходит через все его воспоминания и элегии.

Однако благодаря Богу явился человек, которого замолчать было уже физически невозможно, именно Ф.М.Достоевский, выступивший на торжественном чествовании нашего поэта в пушкинские дни 1880 года в Москве, когда был поставлен ему памятник в первопрестольной столице.

Достоевский представлял себе Пушкина тоже как писателя, патриота и как человека высокорелигиозного, но в своей речи и в не менее талантливом приложении к ней он рассматривал Пушкина с одной, определенной точки зрения – как гениального совместителя национального патриотизма с христианским космополитизмом. Справедливо утверждал он, что Пушкин показал себя гениальнейшим писателем мира, обнаружив такое свойство ума и сердца, до которого не дошли мировые гении Шиллер и Шекспир, ведь у последних герои повестей и поэм почти вовсе теряют присущие им национальные черты, и шекспировские итальянцы и испанцы являются читателю как англичане, а герои Пушкина являются типичными выразителями характеров их родных, национальных; примеры приводить на это излишне.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе…

Ещё беспощаднее его элегии:

Воспоминание

Когда для смертного умолкнет шумный день,

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок Библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев наконец родимую обитель,

Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты,

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый,

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком,

то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

В чем же так горько, так беспощадно каялся наш поэт? Конечно, в грехах против седьмой заповеди, – в этом отношении его совесть оказывалась более чуткой даже сравнительно с совестью блаженного Августина, написавшего свою чистосердечную исповедь.

Последний открыто каялся перед читателями, не щадя своего святительского авторитета, но в чем главным образом? Увы, и здесь в нем сказался более римский юрист, чем смиренный христианин: он оплакивает грехи своей молодости, но главным образом то, что он в детстве. воровал яблоки и другие фрукты в чужом саду, что, конечно, делает всякий порядочный мальчишка, особенно на знойном Юге, где фрукты дешевле, чем у нас щавель. Блаженный Августин жестоко терзает свое сердце за то, что, воруя фрукты, он это делал не под давлением нужды, а ради глупого молодечества. Зато чрезвычайно равнодушно он упоминает о бывшем у него незаконнорожденном ребенке, которого смерть похитила уже в юношеском возрасте.

Покаяние же Пушкина в своих юношеских грехах не было просто всплеском безотчетного чувства, но имело тесную связь с его общественными и даже государственными убеждениями. Вот какие предсмертные слова влагает он в уста умирающего царя Бориса Годунова к своему сыну Феодору:

Храни, храни святую чистоту

Невинности и гордую стыдливость:

Кто чувствами в порочных наслажденьях

В младые дни привыкнул утопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,

И ум его безвременно темнеет.

В семье своей будь завсегда главою;

Мать почитай, но властвуй сам собою –

Ты муж и царь; люби свою сестру –

Ты ей один хранитель остаешься.

Далек был Пушкин от общепризнанного теперь парадокса о том, что нравственная жизнь каждого есть исключительно его частное дело, а общественная деятельность его совершенно не связана с первою.

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

К этой же теме он возвращается не однажды, открывая читателю изменяющееся к лучшему настроение своей души.

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец;

Живу печальный, одинокий

И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,

Как бури слышен зимний свист,

Один – на ветке обнаженной

Трепещет запоздалый лист.

Пушкин постоянно думал о неизбежном исходе человеческой жизни:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Однако мысль о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле Божией и примирение со своим жребием:

. Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,–

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний Ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп, в пустыне я лежал.

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей

И, обходя моря и земли,

Источник: Молитва русской души / Митрополит Антоний (Храповицкий); сост., предисл. Т.А. Соколовой. – Москва : Изд. Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2006. – 256 с. (Духовное наследие Русского зарубежья). / Пушкин как нравственная личность и православный христианин. 173-188 с.

В своих статьях я часто критикую религию, и периодически некоторые пользователи пишут мне комментарии, примерно с одинаковым смыслом:

"Как вы можете критиковать православную церковь, ведь почти все великие деятели русской науки и культуры были верующими православными людьми".

Сюда обычно приписывают Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Ломоносова, Достоевского. Иногда христиане в комментариях не стыдятся упоминать даже Эйнштейна.

Поначалу я хотела разобрать несколько известных персон в одной публикации, но потом решила, что личность А. С. Пушкина настолько интересна и многогранна, что вполне заслуживает отдельной статьи.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии…” Н.В. Гоголь

Я вовсе не буду вам пытаться доказывать, что Пушкин был атеистом, возможно, он был верующим, но вот искренне православным - вряд ли. Для того чтобы это понять, достаточно просто посмотреть на его биографию и творчество.

Для начала давайте вспомним, в какое время жил Пушкин (1799 -1837 годы). Дело в том, что в царской России церковь и государство были практически объединены в одну систему. Существовали достаточно жесткие наказания за отступление от церкви и за несоблюдение церковных обрядов. Например, в 1765 году Екатерина II издала у каз о наказании для тех, кто уклонялся от исповеди и причастия. Вплоть до революции 1917 года действовало " Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" согласно которому, за переход в другую веру отнимали имущество и отправляли в Сибирь. С ним вы можете ознакомиться на сайте Российской государственно библиотеки или в моей статье. В книге много страниц, поэтому, сразу рекомендую начать со статьи 184- ой (глава 2-ая "О отступлении от веры и постановлений церкви").

Теперь, я думаю, вы понимаете, почему большинство русских деятелей науки и культуры характеризовали себя православными людьми, других вариантов у них просто не было. Ну, кроме, как прощай карьера, имущество, семья - Здравствуй, Сибирь! С такими законами об искренности веры целого народа говорить абсурдно.

Отношения с Пушкина с женщинами

У Пушкина был целый Донжуанский список женщин , которыми увлекался. Этот список поэт составил лично.

Подробно известна его связь с крепостной крестьянкой Ольгой Калашниковой из села Михайловского (родовое имение Пушкина). Это была не просто платоническая любовь, девушка родила поэту сына Павла. К сожалению, ребенок скончался в возрасте 2 месяца. Как известно, блуд (внебрачные связи) церковь считает смертным грехом.

Ну и вот еще стихотворение, я бы сказала двусмысленное, потому, что не понятно о чем в последних двух строках идет речь то ли о нательном кресте, то ли о той части тела, которая у евреев обычно обрезана. Однозначно, у поэта было отличное чувство юмора.

Творчество Пушкина

Творчество Пушкина насквозь пропитано бунтарским духом, особенно это касается его ранних произведений. Из-за этого поэт всегда находился под пристальным вниманием власти. Чуя, что дело пахнет жаренным в 1817 году, после серии вольнодумческих стихов Пушкин пишет религиозное стихотворение "Безверие". Его он зачитал перед официальной аудиторией: преподавателями и жандармами. Очевидно, что таким образом он просто хочет снять с себя подозрения. Потому, что уже в этом же году, после "Безверия", он пишет стихотворение "Вольность"

В 1820 году Пушкина вызывают генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу, где ему устраивают допрос. Сначала поэта хотели заточить в Соловецкий монастырь, но после хлопот влиятельных друзей и родственников и перевели в кишиневскую канцелярию, где он находился под надзором. И даже после этого, в своих письмах к друзьям он высмеивает зажравшихся священников.

Про архимандрита Фотия:

Про "Сказку о попе и работнике его Балде" я думаю, все знают, однако стоит добавить, что сказка написана по мотивам народного творчества.

За свое творчество Пушкин 3 раза побывал в ссылках, от более серьезного наказания его спасло высокое положение в обществе и связи.

Пушкин и масоны

Известно, что масоны - злейшие враги православия, во всяком случае, так считают сами православные. На самом деле, все масоны тоже верующие люди, просто они не придерживаются какой-то одной определённой религии. Атеистам вход в эту организацию запрещен.

Известно, что Пушкин несколько лет состоял в масонской ложе "Овидий 25". Есть версия, что именно масоны подстроили злополучную дуэль, на которой скончался поэт. Это было местью за то, что Пушкин отрекся от масонства и не поддержал восстания декабристов.

И вот тут, я уже слышу восторженные крики православных:

"Ага! Значит, он все-таки одумался и перешел на нашу сторону!"

Но это вряд ли, потому, что искренне верующий православный христианин, не будут рисковать жизнью и благополучием семьи ради уязвленного самолюбия.

Дуэли и смерть Пушкина

Такое явление как дуэль, вообще никак не сочетается с христианскими законами, ну, хотя бы потому, что убийство считается очень тяжким грехом.

По мнению пушкинистов в жизни поэта было более 20-ти вызовов на дуэль, пятнадцать из которых инициировал он сам. Правда, состоялось только четыре дуэли, остальные конфликты удалось урегулировать.

На дуэли с Дантесом Пушкин был смертельно ранен в живот, после чего прожил еще около 46-ти часов. Известно, что Пушкин исповедовался и причастился перед смертью.

Что ж, возможно поэт был верующим христианином целых несколько часов, а возможно он просто переживал за благополучие своей семьи. Перед смертью Пушкин просил у царя прощения за нарушения запрета на дуэли. На что царь Николай I посоветовал ему умереть по-христиански.

Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым о творчестве А.С. Пушкина и его судьбе

По давно установившейся традиции 6 июня в нашей стране широко отмечается день рождения А.С. Пушкина как праздник поэзии и русской литературы. Справедливости ради надо заметить, что Пушкин родился не в этот день: при переводе дат с юлианского календаря на григорианский 26 мая – день рождения поэта – придется на 8 июня.

Мы живем в совершенно удивительное, хотя и тревожное и страшное время. Но для меня это время воскрешения Русского мира. Не в политическом, геополитическом, экономическом планах, а прежде всего в планах душевном и духовном. Александр Сергеевич Пушкин в полноте его наследия и олицетворяет собой Русский мир, прекрасную, многогранную, высокую и низкую, безграничную Россию. Он выражает собой русский дух. Что я под этим имею в виду? Его творчество кристально ясно, просто и вместе с тем невероятно богато. Его дух, несмотря на воспетую Александром Сергеевичем хандру и сплин, – это дух бодрости и радости, соответствующий мышлению и тонусу русского православного человека. Он совершенно открыт народу, царствам, культурам, эпохам, которые вбирает в себя и которые, в силу творческого гения, запечатлевает в больших и малых формах, делая и нас причастными Мадриду XVII века, средневековым сценам, XVIII веку российской истории… И, внимательно читая, перечитывая, изучая А.С. Пушкина, его драмы, его исторические повести, его стихотворения, мы соприкасаемся с великой Россией и сами становимся ее носителями.

– Отец Артемий, а какое место, на ваш взгляд, занимает Пушкин в мировой культуре? Мы знаем, что зарубежные писатели зачитывались Достоевским, восхищались Толстым. А как с Пушкиным?

Творческий метод Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, чтобы вобрать в себя все полноцветие, полнозвучие мира и дать возможность читателю прикоснуться к этому, к преданьям старины глубокой, чтобы он, читатель, сам оценил, сам выбрал то, что для него будет неотъемлемым достоянием и сокровищем его сердца. Поэтому у каждого из нас свой Пушкин. И каждый пытается то или иное притяжательное местоимение к нему прицепить.

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Смерть Пушкина. Художник: Дмитрий Белюкин

Смерть Пушкина. Художник: Дмитрий Белюкин

– Есть такое замечание, что Пушкин мог, учитывая свое положение, свой статус, позвать митрополита принять его исповедь. А он позвал простого священника, того, кто был поблизости…

Пушкин по внутренней потребности писал эти сказки, хотя, наверное, и иные цели были. Я тоже маленький литератор, у меня тоже есть сказки, и я, когда пишу, с одной стороны, знаю конкретного адресата, а с другой – понимаю, что они были бы интересны и простецам, и мудрецам.

Отец Артемий, какое у вас самое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина?

– Отец Артемий, а как относиться к трагической гибели Пушкина? Да, он вступился за жену, но ведь дуэли же запрещены…

– Насколько я чувствую и понимаю, это был такой гордиев узел, разрубить который иначе наш безвременно ушедший из земной жизни поэт уже не мог. Простите, но он не мог вылезти из собственной кожи, выступить из русла понятия чести, кодекса чести дворянина. И оскорбленное его самолюбие требовало сатисфакции.

В обстоятельствах гибели Пушкина я вижу Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения

Мы можем оценивать дуэль как таковую, вместе с митрополитом Филаретом согласиться, что тут сопряжение нескольких смертных грехов: гордости, убийства, самоубийства. Это действительно так. Но когда мы сталкиваемся с космосом личности Пушкина, мы не выносим суждение, а наблюдаем, размышляем. И мне кажется, что гибель поэта, этот трагический финал его жизни можно сравнить с метеоритом, который летит по определенной траектории; и, с одной стороны, эта траектория – собственное произволение человека, а с другой стороны, это Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения. Наблюдая за траекторией жизни Пушкина, я думаю, что его трагическая гибель была в нее заложена – обусловлена, спровоцирована грехами его юности. Потому что действительно были плотские падения, множественные падения. А это – хочешь, не хочешь – но убийство. И собственной души, и души той жертвы, которая невольно или с восторгом отдается тебе в плен. И души обесчещенного и обманутого мужа. И наш поэт с омерзением, с отвращением, как он пишет, взирал на прожитую им жизнь. Его сердце сжималось в ужасе, но строк этих он не стирал, не мог уже переделать свою жизнь, точнее – не мог переделать своего прошлого, но мог найти пристань целомудрия в семье. И он пытался отождествить идеал, эталон женской красоты с образом Натальи Николаевны, но она принадлежала своему веку и не могла избежать определенных условностей, сопряженных с великосветской жизнью. Кончина Пушкина мне видится как логический итог прежних вех его земного бытия, а с другой стороны, она открывает нам чудо Промысла Божия, который самые худые наши дела и ошибки, подчас смертельные, обращает к благим последствиям. И благое последствие – это его спасенная душа, спасенная через подвиг покаяния и смиренного принятия предсмертных страданий.

А.С. Пушкин. Накануне. Художник: Илья Глазунов

А.С. Пушкин. Накануне. Художник: Илья Глазунов

– Отец Артемий, хотелось бы попросить вас прочитать что-нибудь из Пушкина.

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысл я в тебе ищу…

– Ну, кто кому благодарен, история разберется. Это я чувствую себя сегодня облагодетельствованным.

Оставляя в стороне православно-романтическую историософию, я хочу в этой статье показать, что хотя отношение Пушкина к русскому духовенству и церкви, к христианству и вообще к религии действительно изменилось в последние годы его жизни, элементы античного и романтического мировосприятия у него сохранялись, да и с наследием Просвещения он распрощался вовсе не до конца. По моему мнению, хотя Пушкин действительно стал русским национальным поэтом, это не значит, что он отверг европейское культурное наследие и стал ортодоксально верующим православным христианином.

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

К ПУШКИНУ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Читайте также: