Советская модель индустриализации кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История Отечества

Тема: Советская модель индустриализации

2. Изучить характер, ход и первые результаты индустриализации.

3. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, работы с рабочими листами, документами и картой.

Задачи урока:

А) дать понятие индустриализации;

Б) узнать, каковы цели индустриализации;

В) осветить мероприятия, изучить итоги индустриализации.

Средства обучения:

- вербальные – устное слово, беседа, опрос;

- визуальные – иллюстрации, таблицы, ИКТ-презентация;

- технические средства обучения – компьютер, проектор, экран.

Формы работы : групповая, фронтальная и коллективная.

Необходимое оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа, экран, документы, дидактический и раздаточный материал.

План-конспект урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся.

2. Актуализация знаний УУД (5 мин.).

- Какие процессы происходили в области экономики в период Гражданской войны и в 1920-е гг. в СССР?

- Какое отношение к проводимой политике было у народных масс, особенно крестьянства7

- Можно ли сказать, что введение НЭПа было шагом вперед в развитии экономики?

- Почему не все большевики восприняли НЭП?

- Назовите основные принципы НЭПа.

- Назовите причины свертывания НЭПа.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

индустриализация, совершенная в 30-е годы, обошлась нашей стране слишком

дорого и не стоила затраченных сил. Сегодня нам предстоит опровергнуть данную

точку зрения или согласиться с ней.

4. Первичное изучение темы. Просмотр презентации (7 мин.).

5. Изучение нового материала с использованием рабочих листов (15 мин.).

Индустриализация в СССР – это преодоление технико-экономической отсталости

страны, превращения ее из аграрной в индустриальную; ликвидацию отсталости

аграрного сектора экономики, создание оборонной промышленности.

В 1925 году, едва оправившись от гражданской войны, большевики взяли курс

на индустриализацию страны. Среди материалов на вашем столе найдите Рабочий лист

№1. Используя приведенные факты, определите цели советской индустриализации.

Причины и цели индустриализации

1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но

тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день

выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного

оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и

тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал

от передовых стран Запада в 5-30 раз.

2. Сталин говорил “мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать

это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.

3.По переписи населения в 1926г. в стране проживало 147 млн. человек. Городское

население насчитывало 26млн. (18%), сельское-121млн. (82%). Половине жителей

деревни ещё не исполнилось и 20 лет.

4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи,

оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во

вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.

В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков.

В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского.

Все эти разрозненные события советское государство расценило как заговор

“империалистических держав” против СССР, целью которого является война.

Вопросы к тексту:

1. Какие причины делали индустриализацию необходимой?

(Примерные ответы: необходимо было увеличить численность городского населения,

рабочего класса, увеличить объемы промышленного производства, наладить выпуск

машин, развивать военную промышленность).

Рабочий лист №2

Источники средств для индустриализации:

-вывоз из страны сырья (нефть, лес, пушнина), золота и сокровищ музеев;

-принудительные займы у населения;

- возросшие налоги на население;

-низкий уровень жизни населения;

-дешевая рабочая сила;

-бесплатный труд узников ГУЛАГА;

-организация соревнования и ударничества;

-трудовой героизм и энтузиазм советских людей.

Вопросы к документу:

1. Где изыскиваются средства для индустриализации в 20-30гг.?

2. В чем преимущество указанных источников?

3. Каковы недостатки таких источников?

(Примерные ответы: средства изыскиваются исключительно внутри страны. Это

внутренние ресурсы, которые позволяют сохранить экономическую независимость

страны. Недостаток: приходится на всем экономить, перекачивать средства из деревни

Рабочий лист №3

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных

государственных промышленных предприятий

1918–1927 (за 9 лет)

1-я пятилетка (1928–1932)

2-я пятилетка (1933–1937)

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей

Фактическая мощность в

Введено мощностей в ходе

Уголь, млн. т. в год

Железная руда, млн. т. в год

Чугун, млн. т. в год

Сталь, млн. т. в год

Автомобили тыс. шт.

Тракторы, тыс. шт.

Комбайны, тыс. шт.

Вопросы к таблицам:

1.Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?

2.Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе

3.Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и

(Примерные ответы: высокие темпы экономического развития, 1 место в мире, рост объемов

производства (2 место в мире), стремительное развитие угольной промышленности,

металлургии и машиностроения)

6. Закрепление изученного материала (6 мин.).

1. Одной из основных целей индустриализации можно считать:

А. повышение уровня благосостояния населения;

Б. создание мощной оборонной промышленности;

В. интеграция в мировой экономический процесс.

2. Определите, что из перечисленного не относится к основным целям индустриализации:

A. создание мощной оборонной промышленности;
Б. развитие тяжелой индустрии;

B. достижение экономической независимости страны;

Г. приоритетное развитие отраслей народного потребления.

3. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название политики, об успехах которой идет речь.

4. В годы первой пятилетки был(а) построен(а) и начал(а) работу .

В. Путиловский завод;

5. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость:

A. преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран мира;

Б. восстановить довоенный уровень промышленного производства;

B. провести обобществление крестьянских хозяйств;
Г. ограничить приток иностранного капитала.

6. В период индустриализации в СССР:

A. наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность;

Б. по объему промышленного производства СССР вышел на одно из первых мест в мире;

B. сохранилась массовая безработица;

Г. было запрещено привлекать иностранные капиталы.

7. Что из перечисленного не использовалось в индустриализации России начала XX века в отличие от сталинской индустриализации 30-х гг.:

А. Иностранный капитал

Б. Труд заключенных

В. Рост налогообложения

Г. Приток капитала за счет экспорта хлеба

8. Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

А. Легкой и пищевой промышленности

Б. Тяжелой промышленности

Г. Внешней торговли

А. Принятие плана ГОЭЛРО

Б. Отказ от политики нэпа

В. Переход к индустриализации

Г. Пересмотр показателей первого пятилетнего плана

10. Что являлось итогом индустриализации?

А. Интегрирование страны в мировую экономику

Б. Укрепление основ рыночной экономики

В. Ускорения развития легкой промышленности

Г. Развитие новых и базовых отраслей промышленности

Самопроверка работ. Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – индустриализация, 4 – г, 5 – а, 6 – б, 7 – б, 8 – б, 9 – в, 10 – г.

7. Подведение итога урока (6 мин.).

1 группа: достижения индустриализации.

2 группа: просчёты индустриализации.

Проблемный вопрос: среди историков существует точка зрения, что

индустриализация, совершенная в 30-е годы, обошлась нашей стране слишком

дорого и не стоила затраченных сил. Опровергните данную

точку зрения или согласитесь с ней на основе представленных фактов.

8. Рефлексия (1 мин.).

9. Оценивание участия в уроке (1 мин.).

10. д/з: изучить п.15, с.130-131 – работа с картой, найти стройки первых пятилеток, с. 133-135 – ответить на вопросы (устно) (1 мин.).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 861 материал в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.01.2022 233
  • DOCX 28.7 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федина Татьяна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


процесс с создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства страны, прежде всего в промышленности.

Начало индустриализации

Курс на индустриализацию в СССР был взят на 14 съезде партии в декабре 1925 года, причём она проводилась форсированными, то есть сверхускоренными темпами.

"СССР из страны, ввозящей машины и оборудование должен стать страной, производящей машины и оборудование".

Индустриализация – период с 1928 по 1941 годы (прервана войной), в ходе которого Советская власть реализовала планы первых трех пятилеток, позволивших укрепить промышленность СССР, а также обеспечить независимость ВПК и основных элементов экономики от Западных стран. Начало индустриализации следует искать двадцатых годах прошлого века, приведших к внедрению НЭПа. Первый разговор о курсе на индустриализацию (хотя при этом подчеркивалось, что СССР всё ещё будет какое-то время оставаться аграрной страной) произошел в 1925 году.

Для правильного понимания сути происходящего, следует выделить 2 главные задачи, стоявшие перед индустриализацией:

  • Поставить СССР в экономическом и промышленном плане вровень с передовыми странами мира.
  • Полная модернизация военно-промышленного комплекса и его независимость от других стран.

Цели и особенности ндустриализации

Подготовка к индустриализации (период с 1925 по 1928 годы)

В целом путь к индустриализации был открыт на 14 съезде ВКП(б) 1925 года и 16-ой партконференции в апреле 1929 года, в результате которой произошло создание основных принципов развития. На повестке дня было 2 плана индустриализации:

Индустриализация в СССР

Источники проведения индустриализации

Индустриализация требовала громадных денег. Это логично, потому, что построение промышленности требует больших денег и не дает ежеминутной отдачи. Но только так можно было спасти экономику СССР. И руководство партии стало изыскивать средства для создания промышленности всеми доступными способами:

Что такое спецсредства для индустриализации

Индустриализация с 1929 по 1941 годы

В период НЭПа деньги тоже получались, и они тоже уходили на счета в швейцарских банков. Было всего порядка 100 деятелей Ленинской гвардии, которые имели счета в зарубежных банках. Я повторяю это были не их личные деньги, но они лежали на личных счетах. Поскольку мировой революции нет, они так лежали мертвым грузом. А суммы были огромные - в среднем по 800 миллионов долларов (нужно только помнить, что доллар тогда по сравнению с современным нужно умножить на 20-25). То есть это были огромные суммы, и вот в 1930-е годы Сталин эти деньги получил и во многом благодаря им индустриализация в СССР прошла.

Личная разведка Сталина прошлась по западным банкам и, подкупая служащих, она вывела тех людей, которые имели деньги на счетах. Потому что Сталин этого знать просто не мог. Он не был в этой игре к тому моменту. Это делалось по другим линиям, например по Комминтерну. Тогда начался, так называемый сталинский террор, когда начали арестовывать представителей Ленинской гвардии. Сначала им давали очень умеренные сроки. Но мало кто знает, что эти сроки (5-7 лет) это был обмен на их средства в швейцарских банках. Это и есть те самые спецсредства, которые решили много проблем.

Ход индустриализации

Период до начала работы по первому пятилетнему плану

Фактически к 1928 году сложилась ситуация, при которой все имеющиеся ресурсы СССР бросало на создание промышленности. Сталин уже тогда говорил о том, что без промышленности СССР уничтожат и раздавят, скорее всего, войной (удивительно, но в своих прогнозах Сталин практически никогда не ошибался).

Для проведения индустриализации было выделено 3 пятилетки. Рассмотрим детально каждый пятилетний план.

План первой пятилетки (Реализован с 1928 по 1932 годы)

Техника решает все!

Лозунг первой пятилетки

Первая пятилетка должна была произвести до 60 крупных предприятий. Всего, напомню, изначально предполагалось построить 1200 объектов. Потом выяснилось, что денег нет на 1200. Выделили 50-60 объектов, но потом опять выяснилось, что и 50-60 объектов тоже очень много. В конечном итоге был составлен список 14 объектов промышленности, которые должны были быть построены. Но это были реально крупные и нужные объекты: Магнитка, ТуркСиб, Уралмаш, Комсомольск-на-Амуре, ДнепроГЭС и другие, не менее значимые и сложные. На их постройку вделалось 50% всех денег.

Всего были завялены следующие показатели в качестве оптимальных:

  • Выпуск промышленной продукции = +136%;
  • Производительность труда = +110%.

Вредители индустриализации в СССР

Первая пятилетка завершилась тем, что руководство СССР гордо рапортовало – план перевыполнен. На самом деле это даже отдаленно не напоминало реальность. Например, производительность труда выросла на 5%. С одной стороны не плохо и прогресс есть, но с другой стороны говорилось то о 110%! НО тут я хочу предостеречь всех от поспешных выводов. Несмотря на то, что практически все показатели, заявленные перед пятилеткой, выполнены не были – рывок страна сделала гигантский. СССР получил промышленность и отличную базу для дальнейшей работы и роста. И это самое главное. Поэтому результат первой пятилетки индустриализации в СССР должен быть оценен положительно.

План второй пятилетки (Реализован с 1933 по 1937 годы)

Кадры решают все!

Лозунг второй пятилетки

Первая пятилетка заложила фундамент, создала количественный показатель. Теперь же требовалось качество. И не случайно стройки первой пятилетки сразу вспоминаются, а вот стройки второй пятилетки – нет. Дело не в том, что стали хуже строить или пропали амбиции, а в том, что индустриализация перешла на следующий уровень. Именно поэтому в эти годы уже на слуху не предприятия, а личности – Стаханов, Чкалов, Бусыгин и другие. И этот упор на качество дал результата. Если с 1928 по 1933 году производительность труда выросла на 5%, то с 1933 по 1938 годы на 65%!

План третьей пятилетки (Реализован с 1938 по 1941 годы)

Третья пятилетка была начата в 1938 году, но была прервана в 1941 году, в связи с началом войны.

Третья пятилетка началась в 1938 году, а план на нее был утвержден на 18 съезде партии в 1939 году. Главный лозунг этого этапа развития СССР был – Догнать и перегнать западные страны по производству на душу населения. Предполагалось, что этого следует добиться без уменьшения затрат на военно-промышленный комплекс. Но поскольку в Европе буквально меньше, чем через год, началась война – расходы были больше сосредоточены как раз на ВПК. Главный упор третьей пятилетки был сделан на химическую и электрическую промышленность. Мерило деятельности пятилетки – национальный валовой доход должен был увеличиться в 2 раза. Добиться этого не удалось, но причина тому война. Все-таки пятилетка была прервана за 2,5 года до своего завершения. Но главное чего удалось добиться Советской власти – ВПК стал полностью независимым от других стран, а рост промышленности вышел на стабильные +5/6 % ежегодно. И это прямой результат индустриализации в Советском Союзе.

Враги пятилеток

Что дали стране Пятилетки и их значимость для Индустриализации

Также приведу некоторые цифры развития СССР в период с 1922 по 1937 годы:

  • Ежегодно запускалось в эксплуатацию до 700 фабрик и заводов (нижний показатель – 600).
  • К 1937 году рост промышленности в 2,5 раза опережал показатели 1913 года.
  • Объемы промышленности выросли значительно, и по их показателю СССР вышел на 2 место в мире. Напомню, что в 1913 году Российская Империя занимала по этому показателю 5 место в мире.
  • СССР стал полностью независимым государством в плане военном и экономическом от других стран. Без этого нельзя было победить в войне.
  • Полное отсутствие безработицы. Примечательно, что в 1928 году она составляла 12%, но благодаря индустриализации – в СССР работали все.

Советское общество в период индустриализации

Рабочий класс и его жизнь

Главная идея индустриализации заключалась в том, чтобы обеспечить каждого человека работой и обеспечить жесткий контроль над ним. Добиться этого в принципе удалось, хотя полного контроля над умами рабочих не имело даже сталинское правление.

В 1940 году (это было связано с подготовкой к войне) рабочий утратил право перехода на другое место работы без разрешения администрации. Это решение было отменено только в 1955 году.

В целом жизнь простого человека была крайне тяжелой. Карточная система была отменена в 1935 году. Теперь все покупалось за деньги, но цены были мягко говоря высокими. Судите сами. Среднемесячная зарплата рабочего в 1933 году составляла 125 рублей. При этом:

  • 1 килограмм хлеба стоил 4 рубля.
  • 1 килограмм мяса стоил 16-18 рублей.
  • 1 килограмм масла стоил 40-45 рублей.

А теперь подумайте, что мог себе рабочий позволить в 1933 году? К концу 30-х годов материальное положение рабочих несколько улучшилось, однако, они все-равно ощущали целый ряд проблем.

Интеллигенция при Индустриализации

Что касается интеллигенции и инженеров, то безусловно 30-е годы это был период, когда интеллигенция и инженеры жили очень хорошо. Практически у всех были домработницы, они получает хорошую зарплату. Власть старалась той части интеллигенции, которая пошла на службу режима, обеспечить условия сопостовимые с 1913 годом. Напомню, что, например, в 1913 году профессор получал такое же жалование, как и министр.

Специедство и его особенность

Что такое специедство? Поясню на конкретном примере. Например, говорят инженеру, что нужна производительность 200%. Он говорит что это невыполнимо, техника не выдержит. Вывод советского чиновника - специалист мыслит буржуазными категориям, против социалистического строительства, значит нужно выгнать его из страны.

Параллельно с этим шел процесс создания новых рабочих и выдвижения новых кадров. Их так и называли "Выдвиженцы". Их число по итогам первой пятилетки составило 1 миллион человек. Но к середине 1931 года выяснилось, что эти новые кадры являются одним из главных тормозов индустриализации. И Сталин решил эту проблему – он вернул на должности старых специалистов, дали им хорошую зарплату, а выдвиженцам запретил вести отрицательную агитацию против этих специалистов. Так Специедство было прекращено, да и выдвиженцы практически закончились.

Экономика СССР к концу индустриализации

Очень интересно как комбинировались административные методы и методы хозрасчётов. В 1934 году повсеместно был внедрен хозрасчет. 2 года все было хорошо. Потом в 1936 году – опять жесткий административный контроль. И так по циклу. То есть шла постоянная комбинация административных методов и методов хозрасчета.

Первые пятилетки сделали главное – они создали промышленность и создали новую экономику. Благодаря этому у СССР появилось будущее. Но именно здесь и начинается главный тормоз – множество ведомств и министерств. Всего их было создано 21. Промышленность разделили между монополиями и пока их было немного Госплану удавалось притирать их друг другу. Однако со временем это стало труднее, и создание плана постепенно превращалось в административный произвол. И уже в 50-е годы плановое хозяйство в СССР было весьма и весьма условным.

В любом случае индустриализация в СССР это было крайне важный шаг, который обеспечил страну промышленностью и реальной экономикой, которая имела действенную ориентацию, и которая была в состоянии жить вне зависимости от других стран.

Индустриализация в СССР проводилась с 1929 по 1941 года и была направлена на форсированное наращивание промышленного потенциала. Это было важно для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран. В процессе удалось добиться стремительного роста производственных мощностей, который обеспечил укрепление обороноспособности страны.

Причины появления индустриализации в СССР

Причины индустриализации

Причины индустриализации в СССР:

  • Серьезное отставание от западных держав.
  • Высокий уровень безработицы, который мог спровоцировать людей на проведение новых бунтов.
  • Желание сделать Советский Союз конкурентоспособным в военной сфере.

 Суть процесса и особенности его проведения

Партийное руководство хорошо понимало, что для дальнейшего развития страны нужны подготовленные кадры и современные технологии. Без этого невозможно было конкурировать с развитыми державами, и страна всегда бы находилась под угрозой нападения.

Основная цель индустриализации в СССР — это смена курса на научно-технический прогресс. Необходимо было сделать серьезный рывок, который бы ликвидировал отставание в основных сферах деятельности. Дополнительно развивалась оборонная промышленность, которая обеспечила бы военных необходимым оружием и боевыми машинами.

Основные этапы

Сталинская индустриализация проводилась в несколько этапов, каждый из которых занимал пять лет. Рабочим внушалась идея о необходимости перевыполнения плана, который бы позволил перегнать западные страны.

Положительные и негативные последствия для страны

Первая пятилетка была реализована в 1928—1932 годах. За это время было развернуто большое количество строек — УралМАШ, ЗИС и другие. Ее удалось реализовать за четыре года, и такой успех вдохновлял рабочих. План предусматривал опережающее развитие электроэнергии, и поэтому необходимо было за 15 лет построить 30 электростанций.

Начало второй пятилетки — 1933 год, закончилась она в 1937 году. Люди часто работали по три смены, и ими двигало стремление реализовать общую идею. В этот период сменилась модель индустриализации. Упор делался не на результат, а на качество. Стали известны такие личности, как Стаханов, Бусыгин, Чкалов и другие.

Третья пятилетка была начата в 1938 году, и она прервалась в 1941 году из-за начала войны. Суть этого этапа заключалась в необходимости догнать и перегнать западные страны по производству на душу населения. Это предполагалось достичь за счет снижения затрат на военно-промышленный комплекс.

В третьей пятилетке делался упор на химическую и электрическую промышленность. Даже с учетом того, что она была прервана войной, СССР удалось добиться полной независимости от западных стран.

Важные особенности

До начала индустриализации сельское хозяйство находилось в частной собственности. Поэтому было принято решение ввести коллективизацию. Определение этого явления можно изложить кратко — политика принудительного объединения мелких крестьянских хозяйств в крупные. Это позволило добиться улучшения показателей и дало возможность использовать технику.

Источником индустриализации были внутренние ресурсы государства:

  • лес;
  • драгоценные металлы;
  • зерно и прочая сельскохозяйственная продукция.

Темпы индустриализации зависели от нескольких факторов. Первый — это денежное обеспечение энтузиазма рабочих и их руководителей. Привлекались иностранные специалисты, которые помогали наладить производство. Тот факт, что первая пятилетка была осуществлена за рекордные сроки, показал, что социалистические страны могут конкурировать с западными.

Активно велась работа с населением. Людям объясняли, почему важно развивать промышленность, и как обычный человек может помочь в этом деле. Многие вдохновлялись этой информацией и начинали осознанно трудиться.

 основные этапы проведения индустриализации

Основной упор делался на развитие тяжелой промышленности. Создавали огромные заводские комплексы, которые обеспечивали работой большое количество людей. Каждый этап индустриализации сопровождался тем, что стремительно развивалась экономика и формировался внутренний рынок.

В процессе развития был задействованы и иностранные компании. Многие западные производства помогали руководству СССР, продавали оборудование и присылали опытных кадров, которые помогали настроить его.

В 30-е годы хорошо жила интеллигенция, особенно инженеры. У них было жилье, домработницы и высокий уровень зарплаты. Власть стремилась обеспечить специалистам условия, которые стимулировали бы их работать на благо режима.

Пропаганда позволила ликвидировать почти полностью безграмотность. Ученикам школы и простым рабочим внушали мысль о необходимости приобретения специальности. Образование позволяло работать не только для улучшения экономики, но и для получения более высокого уровня жизни.

СССР провозгласил курс на индустриализацию, и это позволило превратить государство из аграрного в промышленное.

Итоги процесса

Рост ВВП

Для того чтобы лучше понимать особенности индустриализации, лучше составить таблицу. В ней кратко указывают предпосылки процесса, цели, этапы и итоги. В результате работы СССР смог достигнуть создания мощнейших производств, которые впечатляли размерами. Благодаря этому произошел стремительный рост ВВП.

Важный итог индустриализации — это выведение СССР в мировые лидеры. Население стало грамотным, и у него появилась мотивация учиться. Была почти полностью ликвидирована безграмотность. В сельском хозяйстве произошла механизация, и это позволило улучшить его производительность.

Историки не имеют единого мнения о том, когда закончилась индустриализация. Некоторые придерживаются точки зрения, что это произошло за год до смерти Сталина (1952 год). Более популярна версия с окончанием в 1941 году.

Среди плюсов индустриализации выделяют быстрое наращивание промышленного потенциала, который позволил получить преимущество во время Великой Отечественной войны. Вместе с этим у процесса было немало минусов. Реформа позволила развивать только определенные отрасли. Отставали в развитии легкая и пищевая промышленность.

Рабочий класс в СССР

Изменения не привели к улучшению качества жизни населения. Рабочий класс часто жил в экстремальных условиях — в землянках или бараках. Стремительное экономическое развитие обеспечивалось за счет того, что перед людьми ставились задачи. Реализовать их нужно было в кратчайшие сроки. Поэтому рабочим внушали пропагандистские идеи.

Долго время люди трудились без выходных и без права выбора места работы. Многих принудительно мобилизовывали на строительство нового объекта. Сохранилось немало фактов, свидетельствующих о том, что порой работа шла с нарушением техники безопасности.

В истории особенности индустриализации в СССР рассматриваются с разных точек зрения. Многие воспринимают процесс как нечто принудительное, где людей заставляли работать на стройке и производстве. Другие специалисты придерживаются иного мнения. Страна нуждалась в фундаментальных изменениях, и без них она бы серьезно отстала от других.

Итоги индустриализации в СССР

Последствия индустриализации были как положительными, так и отрицательными. В процессе удалось создать множество крупных предприятий, ликвидирована безработица. В то же время произошла изоляция советской экономики от мировой, игнорировались экономические законы, производительные силы распределялись нерационально.

Среди историков России часто идут дискуссии о том, стоила ли индустриализация таких жертв. Экономика всех постсоветских государств до сих пор функционирует на индустриальной базе советского периода. Поэтому нельзя отрицать значение этого процесса для страны.

Говоря кратко, это комплекс масштабных реформ, направленных на развитие промышленности. Это своего рода модернизация страны, которая проходила в период с 1928 по 1937 годы. Главная цель статьи – ознакомиться с основными событиями, происходящими в этот период.


Начало индустриализации. В декабре 1925 года произошёл очередной, ⅩⅣ съезд ВКП (б). На нём и был утверждён курс на индустриализацию. Окончательно политика индустриализации была закреплена на Ⅳ съезде Советов СССР в апреле 1927 года, а первого октября 1928 г. вступает в действие первый пятилетний план. Он был утверждён в мае 1929 г. Так, начало индустриализации было положено.


Основные задачи. Были поставлены следующие задачи:

 Создание и последующее развитие тяжёлой промышленности;

 Обеспечение независимости СССР;

 Превращение СССР в индустриальную страну;

 Техническая реконструкция хозяйства с помощью новой техники.

Планы. Госпланом было создано два пятилетних плана на 1928/29-1932/33 гг. – оптимальный и отправной. Первый план был сложнее – задания по нему были на 20 процентов выше. В результате из двух планов был одобрен оптимальный.

Особенности индустриализации. Первоочерёдной целью являлась реконструкция старых предприятий и сооружение новых. Прежде всего, акцент делался на развитие тяжёлой, военной промышленности. Разрабатывались новые отрасли промышленности – автомобилестроение, тракторостроение, авиастроение. Не менее важными целями было ликвидировать безработицу и укрепить обороноспособность страны, что в итоге было успешно достигнуто.

Ещё одной важной особенностью индустриализации являлось то, что внешние ресурсы не привлекались. Использовались только ресурсы внутри страны, причём максимально.

Социалистическое соревнование. В то же время среди предприятий было популярно производственное соревнование. Наиболее ярким примером этого времени являлось стахановское движение. Оно называется по имени простого рабочего, шахтёра Алексея Стаханова, который однажды превысил норму в 14 раз. Другие рабочие также подхватили это движение, поднялся соревновательный дух. Стахановское движение быстро распространилось по всему СССР. В связи с этим появлялось больше работников-ударников, которые перевыполняли нормы труда и планы, были готовы работать сверхурочно. Успешная работа и стремление сделать больше ускорили темпы модернизации.

Второй пятилетний план. В результате второго пятилетнего плана, реализованного в 1933-1937 гг. техническая реконструкция экономики была завершена. Он был направлен на продолжение реализации масштабных задач страны, а также на коллективизацию сельского хозяйства.

Таким образом, процесс индустриализации имел специфический характер, так как вёлся за счёт максимального привлечения внутренних ресурсов и за счёт деятельности работников-энтузиастов имел неплохие результаты.

Читайте также: