Психолого риторические аспекты убеждения риторика кратко

Обновлено: 30.06.2024

4. Психолого-риторические аспекты убеждения.

- Во всем, что продумано, различайте необходимое и по­лезное, неизбежное и опасное. Необходимое следует разо­брать до конца, не оставляя ничего недоказанного; о полез­ном достаточно упомянуть; опасное должно быть устранено из речи; неизбежное надо решительно признать и объяс­нить или совсем не касаться его.

- Не забывайте различия между argumentum ad rem и argumentum ad hominem . Argumentum ad rem , т. е. соображе­ние, касающееся существа предмета, есть лучшее орудие спора при равенстве прочих условий. Обычно argumentum ad hominem (довод, обращенный к человеку) есть свидетель­ство слабости позиции говорящего. Но в определенных
ситуациях он может оказаться очень эффективным.

- Умейте пользоваться обоюдоострыми соображениями. Это правило особенно важно для обвинителя. Бывают об­стоятельства, которых нельзя объяснить только в свою пользу и вместе с тем нельзя обойти молчанием, потому что они слишком заметны и интересны, заманчивы. В таком случае обвинителю целесообразно предварить возможные
комментарии защитника, которые могут произвести силь­ное впечатление.

- Не доказывайте очевидного. Если приходится повто­рять уже известное, надо быть по возможности кратким. Если свидетель лжет неискусно, нет нужды доказывать это: пусть процессуальный противник защищает его. Не стоит тратить время на доказательство того, что не вызывает со­
мнений или доказано ранее.

- Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
Только самые прочные и убедительные доказательства дол­жны входить в речь; важно качество, а не количество. Сле­дует иметь в виду, что каждый слабый довод, привлекая внимание, подрывает доверие ко всем другим.

- Доказывая и развивая каждое отдельное положение, не
упускайте из виду главной мысли и других основных положе­ний; пользуйтесь всяким случаем, чтобы напомнить то или другое. Такое напоминание акцентирует внимание слуша­ющих на главном, усиливает позицию говорящего.

- Не упускайте случая изложить сильный довод в виде рассуждения: одно из двух, т. е. дилеммы. Это, может быть, лучшая форма рассуждения перед судьями. Простой при­мер. Подсудимая, воровка по ремеслу, жалостно плачет; это явно притворный плач. Если обвинитель сказал: это при­творный плач, он сделал ошибку. Если он скажет: возмож­но, что она плачет искренне, возможно, что притворяется; решайте сами; но ни то, ни другое не имеет значения для решения вопроса о виновности. Присяжные, предоставлен­ные своему непосредственному впечатлению, без колеба­ний скажут: притворство.

- Не бойтесь согласиться с противником, не дожидаясь возражения. Это подтверждает ваше беспристрастие в гла­зах судей. Выводы, сделанные из посылок оппонента, вдвойне интересны для слушателей. Согласившись с поло­жением противника, можно доказать, что оно ничего по делу не доказывает или доказывает не то, что хотел против­
ник.

- Старайтесь как можно чаще подкреплять одно дока­зательство другим. Если в деле есть прямое доказательство, оставьте его в стороне и докажите спорный факт косвенными уликами; сопоставление логического вывода с прямым удосто­верением факта есть сильнейший риторический прием.

- Не пытайтесь объяснять то, что сами не вполне пони­маете. Следует иметь в виду, что внимание слушателей обычно сосредоточивается на более слабой части рассуж­дений оратора; это может повлиять на формирование об­щего впечатления о речи.

- Не старайтесь доказывать больше, когда можно огра­ничиться меньшим. Не следует перегружать выступление доказательствами, которые не влияют на решение данного дела.

55. Риторико-психологические аспекты убеждения.

Судебный оратор, используя только логические методы, не всегда может добиться желаемого результата. Большое влияние на процесс убеждающего воздействия оказывают различного рода психолого-риторические технологии. Некоторые подобные приемы описаны специалистами в области юридической психологии, теоретиками и практиками судебного красноречия.

1) во всем, что продумано, различайте необходимое и полезное, неизбежное и опасное. Необходимое следует разобрать до конца, не оставляя ничего недоказанного; о полезном достаточно упомянуть; опасное должно быть устранено из речи; неизбежное надо решительно признать и объяснить или совсем не касаться его;

2) соображение, касающееся существа предмета, есть лучшее орудие спора при равенстве прочих условий. Обычно довод, обращенный к человеку, есть свидетельство слабости позиции говорящего;

3) остерегайтесь так называемых обоюдоострых доводов, т. е. опасных как для той, так и для другой из противостоящих сторон;

4) умейте пользоваться обоюдоострыми соображениями. Бывают обстоятельства, которые нельзя объяснить только в свою пользу и вместе с тем нельзя обойти молчанием, потому что они слишком заметны и интересны, заманчивы. В таком случае целесообразно предварить возможные комментарии оппонента, которые могут произвести сильное впечатление;

5) не доказывайте очевидного. Если приходится повторять уже известное, надо быть по возможности кратким;

6) отбросьте все посредственные и ненадежные доводы. Только самые прочные и убедительные доказательства должны входить в речь; важно качество, а не количество;

7) доказывая и развивая каждое отдельное положение, не упускайте из виду главной мысли и других основных положений; пользуйтесь всяким случаем, чтобы напомнить то или другое;

8) не упускайте случая изложить сильный довод в виде рассуждения, т. е. дилеммы. Это, может быть, лучшая форма рассуждения перед судьями;

9) не бойтесь согласиться с противником, не дожидаясь возражения. Это подтверждает ваше беспристрастие в глазах судей. Согласившись с положением противника, можно доказать, что оно ничего по делу не доказывает или доказывает не то, что хотел противник;

10) старайтесь как можно чаще подкреплять одно доказательство другим. Если в деле есть прямое доказательство, оставьте его в стороне и докажите спорный факт косвенными уликами;

11) не пытайтесь объяснять то, что сами не вполне понимаете;

12) не старайтесь доказывать больше, когда можно ограничиться меньшим. Не следует перегружать выступление доказательствами, которые не влияют на решение данного дела.

Отметим, что приведенные правила рекомендуют использовать в юридической практике и известные современные специалисты-психологи, например М. И. Еникеев, А. М. Столяренко, В. Л. Васильев и др.

Проанализировать влияние на процесс убеждающего воздействия психолого-риторических технологий различного рода, описанных специалистами в области юридической психологии, теоретиками и практиками судебного красноречия. Рассмотреть, к примеру, следующие правила: 1) Во всем, что продумано, различайте необходимое и полезное, неизбежное и опасное; 2) Остерегайтесь так называемых обоюдоострых доводов; 3) Не доказывайте очевидного; 4) Отбросьте все посредственные и ненадежные выводы; 5) Не бойтесь согласиться с противником, не дожидаясь поражения; 6) Не старайтесь объяснить то, что сами не вполне понимаете; 7) Не старайтесь доказывать больше, когда можно ограничиться меньшим и др.

Заключительная часть.

-ответы на вопросы

- подведение общих итогов занятия

Литература:

1. Введенская Л.А. Риторика для юристов: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова .— 7-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008 .— 568 с.

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова .— 10-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2009.

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) : учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – 3-е изд., пересмотр. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2011. – 592 с.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста : учебное пособие / Н. Н. Ивакина. – М. : Норма, 2010. – 448 с.

5. Петров О.В. Основы судебного красноречия : учебное пособие / О.В. Петров ; Моск. гос. юрид. акад. — М. : Проспект : Велби, 2008 .— 208 с.

дополнительная:

2. Володина С.И. К вопросу о юридической риторике и стилях судебной речи адвоката / С.И. Володина // Российская юстиция. — 2006 .— №4 .— С. 61-63

3. Искусство речи в суде присяжных: учеб.-практич. пособие / И.Л. Трунов, В.В. Мельник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 662 с.

4. Кисенишский И.М. Известные судебные процессы : Записки адвокатов-участников / И.М. Кисенишский, М.М. Кисенишский .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Междунар. Союз (содружество) адвокатов, 1996 .— 476, [2] с.

5. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для студ. вузов, обуч. по специальности "Юриспруденция" / А.С. Кобликов .— 3-е изд., изм. — М. : НОРМА, 2008 .— 165 с.

6. Комарова Н.А. Судебная этика : учебное пособие / Н.А. Комарова, Н.А. Сидорова ; С.-Петерб. гос. ун-т .— СПб. : Изд-во С.-Петербург.ун-та, 1993 .— 134, [1] с.

7. Кони А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала / А.Ф. Кони .— Изд. 2-е, испр. — М. : Соврем. гуманит. ун-т, 2006 .— 149 с.

8. Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике: учебное пособие / О.В. Красовская .— М. : Флинта : Наука, 2008 .— 128 с.

9. Мельник В.В. Ораторское искусство как средство построения убедительной судебной речи в состязательном уголовном процессе / В.В. Мельник // Журнал российского права. — 2001 .— №8 .— С. 145-152

10. Мельников И.И. Судебная речь / И.И. Мельников, И.И. Мельников ; под ред. И.И. Мельникова .— М. : ЭКМОС, 2003 .— 160 с.

11. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов / Н.В. Михалкин, С.С. Антюшин. – М.: Юрайт, 2012. – 240 с.

12. Петров О.В. Основы судебного красноречия : учебное пособие / О.В. Петров ; Моск. гос. юрид. акад. – М. : Проспект : Велби, 2008. – 208 с.

13. Пригарина Н.К. Аргументация судебной защитительной речи: риторическая модель : автореферат дис. . д-ра филол. наук : 10.02.01 / Н.К. Пригарина ; Волгогр. гос. ун-т .— Волгоград, 2010 .— 34 с.

14. Риторика для юристов: основы судебного красноречия : учебно-практическое пособие для студентов вузов / [авт.-сост. Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко ; общ. ред. и предисл. Л.В. Поповской] .— 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008 .— 576 с.

15. Рогачевский Л.А. О речевом портрете юриста (наблюдения и мысли по поводу) / Л.А. Рогачевский // Известия высших учебных заведений. Правоведение : научно-теоретический журнал .— СПб., 2008 .— № 6 .— С. 205-220

16. Сергеич П. Искусство речи на суде / П. Сергеич .— М. : Юрайт, 2010 .— 395 с.

17. Сергеич П. Уголовная защита / П. Сергеич .— М. : Юрайт, 2010 .— 178, [1] с.

18. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2001. – 288 с.

19. Судебные прения по уголовным делам : Учебное пособие / [Сафин Н. Ш. и др.] .— Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1992 .— 128,[2] с.

20. Судебные речи : Сборник / Авт.-сост. М.Ф. Чудаков .— Минск : Новое знание, 2002 .— 778,[1] c.

21. Судебные речи знаменитых русских адвокатов / сост. Е.Л. Рыжникова. – М.: Гардарики, 1997. – 392 с.

22. Этика адвоката / Гильдия рос. адвокатов, Рос. акад. адвокатуры; [сост. А.Д. Бойков] .— М. : Юрлитинформ, 2007 .— 589, [2] с.

23. httpHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"://HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"wwwHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm".HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"globalistikaHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm".HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"ruHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"/HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"biblioHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"/HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"biblioHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"_HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"indHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"/HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"htm

24. httpHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"://HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"marsHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826".HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"arbiconHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826".HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"ruHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"/HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"indexHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826".HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"phpHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"?HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"mdlHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"=HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"contentHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"&HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"idHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"=61826

Задание для самостоятельного изучения к следующему занятию:

1. Расскажите о том, как рекомендуют распределять доказательства в речи теоретики и практики судебного красноречия.

2. Охарактеризуйте использование психолого-риторических приемов в судебной речи.

Рассмотрим некоторые психолого-риторические приемы, описанные специалистами в области юридической психологии, теоретиками и практиками судебного красноречия.

Во всем, что продумано, различайте необходимое и полезное, неизбежное и опасное. Необходимое следует разобрать до конца, не оставляя ничего недоказанного; о полезном достаточно упомянуть; опасное должно быть устранено из речи; неизбежное надо решительно признать и объяснить или совсем не касаться его.

Не забывайте различия между argumentum ad rem и argumentum ad hominem. Argumentum ad rem, т. е. соображение, касающееся существа предмета, есть лучшее орудие спора при равенстве прочих условий. Обычно argumentum ad hominen (довод, обращенный к человеку) есть свидетельство слабости позиции говорящего. Но в определенных ситуациях он может оказаться очень эффективным.

Остерегайтесь так называемых обоюдоострых доводов, т. е. опасных как для той, так и для другой из противостоящих сторон. Всякий, кто выставляет подобные соображения, тем самым обращает их против себя.

Умейте пользоваться обоюдоострыми соображениями. Это правило особенно важно для обвинителя. Бывают обстоятельства, которых нельзя объяснить только в свою пользу и вместе с тем нельзя обойти молчанием, потому что они слишком заметны и интересны, заманчивы. В таком случае обвинителю целесообразно предварить возможные комментарии защитника, которые могут произвести сильное впечатление.

Не доказывайте очевидного. Если приходится повторять уже известное, надо быть по возможности кратким. Если свидетель лжет неискусно, нет нужды доказывать это: пусть процессуальный противник защищает его. Не стоит тратить время на доказательство того, что не вызывает сомнений или доказано ранее.

Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы. Только самые прочные и убедительные доказательства должны входить в речь; важно качество, а не количество. Следует иметь в виду, что каждый слабый довод, привлекая внимание, подрывает доверие ко всем другим.

Доказывая и развивая каждое отдельное положение, не упускайте из виду главной мысли и других основных положений; пользуйтесь всяким случаем, чтобы напомнить то или другое. Такое напоминание акцентирует внимание слушающих на главном, усиливает позицию говорящего.

Не упускайте случая изложить сильный довод в виде рассуждения: одно из двух, т. е. дилеммы. Это, может быть, лучшая форма рассуждения перед судьями. Простой пример. Подсудимая, воровка по ремеслу, жалостно плачет; это явно притворный плач. Если обвинитель сказал: это притворный плач, он сделал ошибку. Если он скажет: возможно, что она плачет искренне, возможно, что притворяется; решайте сами; но ни то, ни другое не имеет значения для решения вопроса о виновности. Присяжные, предоставленные своему непосредственному впечатлению, без колебаний скажут: притворство.

Не бойтесь согласиться с противником, не дожидаясь возражения. Это подтверждает Ваше беспристрастие в глазах судей. Выводы, сделанные из посылок оппонента, вдвойне интересны для слушателей. Согласившись с положением противника, можно доказать, что оно ничего по делу не доказывает или доказывает не то, что хотел противник.

Старайтесь как можно чаще подкреплять одно доказательство другим. Если в деле есть прямое доказательство, оставьте его в стороне и докажите спорный факт косвенными уликами; сопоставление логического вывода с прямым удостоверением факта есть сильнейший риторический прием.

Не пытайтесь объяснять то, что сами не вполне понимаете. Следует иметь в виду, что внимание слушателей обычно сосредоточивается на более слабой части рассуждении оратора; это может повлиять на формирование общего впечатления о речи.

Не старайтесь доказывать больше, когда можно ограничиться меньшим. Не следует перегружать выступление доказательствами, которые не влияют на решение данного дела.

Большое влияние на убеждающее воздействие судебной речи оказывает личность оратора, доверие к нему. Таким образом, нравственные качества оратора, его честность, прямота, скромность, благоразумие, тактичность и др., помогают расположить аудиторию, вызывают доверие к нему и его речи.

Чтобы добиться своей цели, судебный оратор должен хорошо знать того, к кому обращены доводы, и приводить аргументы с учетом индивидуальных особенностей оппонента.

Как показывают исследования современных ученых, некоторая информационно-словесная избыточность в речи необходима. Она гарантирует понимание речи; помогает присяжным и судьям усваивать всю заложенную в ней информацию, влияющую на формирование их внутреннего убеждения по вопросам о виновности. Следовательно, судебная речь должна быть достаточно продолжительной, чтобы обеспечить необходимое убеждающее воздействие. А вот определить меру этой достаточной продолжительности должен сам судебный оратор. Для этого ему необходимо внимательно наблюдать, как воспринимают его речь слушатели, как они относятся к его доводам. Если оратор начинает замечать, что слушатели часто отвлекаются, смотрят по сторонам, разговаривают, зевают, присяжные барабанят пальцами по столу и т. п., значит, они устали, их внимание утомлено и дальнейшее затягивание речи может оказать негативное влияние.

В зарубежных практических руководствах по ведению дел в суде ораторам рекомендуют при представлении доказательств по делу использовать эффективные аудио-визуальные, графические и другие вспомогательные материалы.

Неслучайно, выступления лучших юристов прошлого и настоящего отличаются художественной выразительностью, яркостью, образностью и эмоциональностью.

Читайте также: