Антикоррупционный потенциал административных реформ в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

МОСКВА, 4 апр - РАПСИ. Двадцать лет назад в России вышел первый нормативный акт, призванный регулировать борьбу с коррупцией.
Ниже приводится справочная информация.

4 апреля 1992 года вышел указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов "О борьбе с коррупцией", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон "О борьбе с коррупцией". Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон "О борьбе с коррупцией" был принят Госдумой, в декабре 1997 года - одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК - защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект "О противодействии коррупции" был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

Антикоррупционный потенциал был заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, а также в законе РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (2004).

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

31 июля 2008 года План по противодействию коррупции был подписан президентом.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений. ".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями - до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Структурные антикоррупционные мероприятия в рамках административной реформы – это меры, направленные на предотвращение коррупции в ходе структурного изменения системы государственной службы.

Сущность и назначение административной реформы, ее антикоррупционные механизмы

Основное назначение административной реформы состоит в развитии государственной службы, совершенствовании ее структуры и порядка несения.

Содержание всех нормативных актов, регулирующих порядок несения государственной службы, наделено антикоррупционном характером. К числу основных мер антикоррупционного характера, связанных с государственной службой, относится система ограничений и запретов, действующих в отношении государственных служащих. Также к числу антикоррупционных механизмов в системе государственной службы можно отнести аттестационные комиссии, порядок работы с персональными данными.

Российские власти предусматривают осуществление мер по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Состав антикоррупционных механизмов в рамках административной реформы

К числу антикоррупционных механизмов, связанных с административной реформой в системе государственной службы, можно отнести следующие меры:

  • во-первых, мероприятия, обеспечивающие усовершенствование структуры и системы органов государственного управления;
  • во-вторых, мероприятия, обеспечивающие усовершенствование организации и функционирования контролирующих и правоохранительных органов государственного управления;
  • в-третьих, обеспечение роста ответственности органов государственного управления, должностных лиц органов государственного управления за неосуществление мер, призванных обеспечивать устранение причин коррупционной деятельности;
  • в-четвертых, конкретизация полномочий органов государственного управления и государственных служащих, подлежащих отражению в рамках должностных и административных регламентов;
  • в-пятых, осуществление передачи ряда функций органов государственного управления в системе саморегулируемых организаций и иных негосударственных организаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Меры ограничения коррупции в рамках административной реформы в системе органов исполнительной власти

К числу мер, направленных на ограничение коррупции в органах власти исполнительного характера, относятся:

Декларирование доходов государственных служащих как форма противодействия коррупции

Административная реформа системы государственной службы закрепила за государственными служащими обязанность декларирования доходов, расходов и операций имущественного характера. В этом направлении был предложен целый пакет мер, призванный препятствовать коррупции в системе государственной службы.

Обязанность предоставления сведений о доходах возлагается на всех государственных служащих без исключения. Состав сообщаемых сведений включает в себя:

  • во-первых, перечисление недвижимого имущества, принадлежащего государственному служащему или лицу, претендующему на замещение должностей в системы государственной службы, и членам его семьи;
  • во-вторых, перечень транспортных средств с указанием марки и вида;
  • в-третьих, суммы задекларировано годового дохода.

Предоставление перечисленных сведений осуществляется в срок до 30 апреля на ежегодной основе в адрес представителя нанимателя в соответствии с утвержденной формой и установленным порядком.

Сведения относительно доходов, расходов, недвижимости государственных служащих подлежат проверке на предмет их достоверности. В качестве основания для такой проверки могут выступать сведения о наличии в декларации о доходах государственных служащих информации, не соответствующей действительности. Проведения проверки возлагается на кадровую службу органа государственного управления, к проверке могут привлекать независимых экспертов. В отношении высокопоставленных государственных служащих предусмотрен особый порядок проведения проверки сведений о доходах, расходах, имуществе. Такую проверку осуществляет Совет по противодействию коррупции, действующий при российском Президенте.

В случае, если государственным служащим не предоставлена соответствующая информация о доходах, расходах, имуществе, или предоставлены неполные или недостоверные сведения, государственный служащий подлежит увольнению.

Также в отношении государственных служащих с 2013 года действует запрет на хранении средств в зарубежных финансовых организациях. Эта мера распространяется на членов семей государственных служащих, основное ее назначение состоится в обеспечении независимости государственных служащих от внешнего давления.

В отношении расходов государственных служащих установлено требование относительно соответствия совокупности годовых расходов должностных лиц государственного управления и их супругов их доходам за три предшествующих года. В случае превышения расходов над доходами от государственных служащих могут быть затребованы разъяснения относительно источников расходуемых средств.

Сведения относительно доходов и расходов государственных служащих подлежат публикации.

Необходимым условием для достижения целей административной реформы является ликвидация коррупции в органах государственной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Разработка и реализация мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, становятся настоятельной необходимостью. Модернизация законодательства в сфере противодействия коррупции объявлена Президентом России одним из приоритетных направлений.

25 декабря 2008 года Президентом РФ Д. А. Медведевым подписан принятый Гос Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон "О противодействии коррупции" № 273-ФЗ.

Федеральный закон конкретизировал понятие коррупции как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Закон определил правовую, организационную основу и основные принципы противодействия коррупции, а также основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Виды коррупционных правонарушений

1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

1) подкуп должностного лица - обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение - неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях - обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением - совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение - значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия - применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

Меры по предупреждению и противодействию коррупции в государственном и муниципальном управлении

1. Создание, поддержка и укрепление системы приема на государственную или муниципальную службу, прохождения государственной или муниципальной службы, увольнения государственных (муниципальных) служащих, основанной на принципах эффективности, прозрачности и добросовестности.

2. Разработка и внедрение критериев и процедур отбора, подготовки и ротации кадров для занятия государственных или муниципальных должностей, которые считаются коррупционно уязвимыми.

3. Установление и выплата государственным (муниципальным) служащим надлежащего содержания с учетом показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

4. Осуществление образовательной и учебной подготовки государственных (муниципальных) служащих, проводимой с целью соответствия требованиям добросовестного и надлежащего выполнения своих полномочий, обеспечение специализированной подготовки государственных (муниципальных) служащих, направленной на осознание рисков, сопряженных с коррупцией.

5. Принятие законодательных и административных правовых актов с целью достижения прозрачности в финансировании политических партий и кандидатур на избираемые государственные или муниципальные должности.

6. Регулярное проведение мониторинга коррупционных правонарушений.

7. Обязательная антикоррупционная экспертиза законодательных, нормативных и административных правовых актов.

8. Разработка, внедрение и соблюдение административного регламента работы государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и организаций с физическими и юридическими лицами.

Ответственность за коррупционные правонарушения

1. За нарушения положений настоящего Федерального закона субъекты коррупционных правонарушений привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

2. Для государственного (муниципального) служащего, виновного в коррупционном правонарушении, наступает также гражданско-правовая ответственность, связанная с презумпцией, что, нарушив установленные государством ограничения и незаконно получив коррупционные доходы, государственный (муниципальный) служащий причинил ущерб государству, оцениваемый в имущественном выражении и рассчитываемый пропорционально стоимости коррупционных доходов.

2. Если государственный (муниципальный) служащий добровольно не возмещает причиненный ущерб, то уполномоченный законом государственный орган или государственное должностное лицо обязано осуществить необходимые действия, чтобы в установленном законом порядке потребовать возмещения причиненного ущерба.

3. Взыскание ущерба с государственного (муниципального) служащего осуществляется независимо от того, привлекается ли государственный (муниципальный) служащий за нарушения настоящего Федерального закона к административной или уголовной ответственности.

4. Вред, причиненный субъектом коррупционных правонарушений физическим и юридическим лицам, вследствие совершения коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.

5. Субъект коррупционного правонарушения, выступающий на всех стадиях подготовки, при совершении или сокрытии преступления в качестве сообщника, пособника, подстрекателя, привлекается к ответственности наравне с лицом, непосредственно совершившим коррупционное правонарушение.

6. Органу государственной власти, местного самоуправления, государственному (муниципальному) учреждению или организации запрещается предоставлять государственные (муниципальные) заказы, финансовые средства, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, средства государственных (муниципальных) бюджетных и внебюджетных фондов физическому или юридическому лицу, признанному в установленном порядке виновным в коррупционном правонарушении, в течение трех лет с момента признания данного лица субъектом коррупционного правонарушения. Перечень таких юридических и физических лиц публикуется государственным органом противодействия коррупции.

Актуальные вопросы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти

А.Р. Ахметова,
Л.В. Половова

В статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, взаимодействие правоохранительных органoв с федеральными органами исполнительной власти, основные организационные мероприятия, направленные на профилактику коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, эффективность антикоррупционной деятельности.

Читайте также: