Медитация в буддизме кратко

Обновлено: 30.06.2024

Знаете ли вы, что существует более 23 техник медитации? И единственный способ найти для себя подходящую – попробовать их все!

Практика медитации уходит корнями в древние буддийские, индуистские и китайские традиции. Направления преследуют единые цели. Основные различия между техниками заключаются в философском толковании, целях, влиянии религии, времени и менталитета практиков определённой народности.

Современная медитация не привязывает себя к вере и философским доктринам. Однако, было бы интересно рассказать о течениях практики более подробно. Начнем с буддистских техник медитации.

Медитация дзен

Медитация дзен берет свое начало в китайской традиции дзен-буддизма (чань). Практикуется в сидячем положении на полу (коврике, подушке, диване) со скрещенными ногами. Или на стуле, со ступнями на полу. Во время медитации спина остается прямой. Ментальный аспект заключается в двух вариантах практики.

Сосредоточение внимания на дыхании

Дышите ровно, под счет (мысленно) от 10 до 1. Концентрация отводится практике поступления кислорода в ваш организм, насыщения. Мысли о предстоящих делах и проблемах вас не беспокоят. Только размеренный счет в такт дыхательной практике.

В этой форме практикующий не использует какой-либо конкретный объект медитации. Уединение и отдых способствуют непроизвольному осмыслению и осознанию себя в этой жизни, обществе. Позвольте подсознанию и разуму прибраться в вашей голове самостоятельно. Просто не мешайте им сделать это.

Медитация дзен (дзадзэн) применяется в сочетании с другими элементами буддийской практики. Некоторые из них связаны с групповым пением, коллективным сознанием, чтением учений Будды. Если относитесь к этому спокойно и современно, практика вам понравится.

Випассана Медитация

Первичным объектом медитации является практик. Его дыхание, подергивание мышц живота, поднимающаяся от обилия кислорода в легких грудь. Вторичным – чувства, возникающие за пределами нашего я. Лай собаки, шум мотора автомобиля, пение птиц. Практик воспринимает их, как единое не различное между собой явление. Просто шум. То, что можно услышать за пределами первичного.

Философия медитации учит нас воспринимать вещи объективно. Тому что проблемы и трудности не имеют различий и градации, когда для решения всего требуется произвести всего одно действие. Например, успокоиться и промолчать. Или просто подождать.

Медитация осознанности

Медитация осознанности - адаптация традиционных буддийских практик, особенно Випассана, под влиянием других течений. Например, вьетнамский дзен-буддизм от Тич Нхат Хань. Это практика намеренного сосредоточения на настоящем моменте, принятия и неосознанного внимания к возникающим ощущениям, мыслям и эмоциям.

Сядьте в удобную для вас позу, держите спину прямо. Следите за тем, как дышите. Когда вдыхаете, осознайте процесс. Почувствуйте, что происходит с вами во время практики.

Ваш разум будет отвлекаться на звуки, ощущения и мысли. Всякий раз, когда это происходит, осторожно признайте, что вы теряете концентрацию, и верните внимание к дыханию, мысли или ощущению.

Просто осознайте присутствие. И самое главное – научитесь получать удовольствие от медитации.

Практика допускается во время деятельности. Например, во время работы или принятия пищи. Вы погружаетесь в состояние осознания процессов. Переключаетесь на них с внешних раздражителей. Учитесь концентрировать внимание на конкретной задаче.

Метта Медитация

Метта означает доброту и доброжелательность. Практика происходит от буддийских традиций, особенно от тхеравады и тибетских течений.

Основной целью является повышение способностей человека к состраданию, сопереживанию окружающим. Желанию помогать. А еще, жить в мире с самим собой. Полюбить отражение в зеркале. Свыкнуться с собственным Я, управлять им, минимизировать необдуманность решений и суждений.

Если вы испытываете дискомфорт от ощущения себя, как человека, личности, части общества, попробуйте медитацию Метта. Психологи и психотерапевты мира используют технику любящей доброты во время своих сеансов.

Первым шагом для вас станет принятие себя таким, каким вы являетесь. Со всеми достоинствами и недостатками. Осознание последнего позволит выйти на тропу совершенствования и контроля.

Буддистские техники медитации, какую выбрать?

Какая из техник медитации подходит именно вам зависит от личного интереса и субъективных целей. Главное, что попробовать их все, чтобы сделать правильный выбор, вам под силу!

монах

Медитация помогает освободиться от стресса, приводит к состоянию покоя и концентрации, позволяет соприкоснуться со своим внутренним центром. В том или ином виде ее используют в ведической культуре, индуизме, йогических практиках и буддизме.

Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские медитации. Статья ниже расскажет о том, что такое медитация в буддизме, в чем ее особенности, из каких этапов она состоит. Также вы узнаете, как практикуют монахи и миряне разных буддийских направлений и для чего они это делают.

Что же, давайте начнем!

Особенности медитаций в буддизме

Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.

Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.

японские монахи

Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:

  • смрити – наблюдение за собой;
  • шамадха – умиротворение ума;
  • випассана – постоянная осознанность ума;
  • дхьяна – концентрация внимания;
  • саматхи – сосредоточение;
  • прадженя – прозрение на уровне интуиции, подсознания;
  • бхавана – непосредственно сама медитация.

Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.

Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.

Просветленный

Все практики часто делятся на две составляющие:

  • действие – физические и психические упражнения, например, развитие интуиции, отстройка йогических асан;
  • созерцание – путешествие вглубь себя, познание природы окружающих вещей и явлений путем средоточенного наблюдения за ними.

К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.

В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:

  • шрути – обучение: следование инструкциям учителей, изучение священных текстов;
  • вичара – размышление над новой информацией, над увиденным и услышанным, применение методов к себе;
  • бхавана – непосредственная медитация.

Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.

  1. Медитация и происходящие во время нее трансформации ума также содержат несколько этапов:
  2. Ум сосредотачивается, чтобы понять смысл истины.
  3. Отсекаются беспокойства и мыслительные процессы.
  4. Ум избавляется от эмоций: переживаний, радостей, сомнений.
  5. Наступает невозмутимость, отрешенное от мира состояние.

мужчина практикуем медитацию

Практику составляют два вида медитации:

  • аналитическая – дает взглянуть на реальность без призмы субъективности, показывает вещи такими, какие они есть;
  • стабилизирующая – сосредоточение и удержание внимания на этих вещах.

Чтобы практика прошла успешно, ее стараются проводить постоянно, иногда даже несколько раз в день, и главное – в одно и то же время. Считается, что утренняя медитация – самая продуктивная. О том, какой время выбрать для медитации, мы писали в этой статье.

Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.

Разновидности

Истинная буддийская медитация возникла больше 2,5 тысяч лет назад, когда Будда Шакьямуни сутками сидел под деревом Бодхи, сосредоточив ум, устремив взгляд внутрь себя и созерцая окружающий мир. С тех пор буддийская мысль разделилась на множество школ, и понимание практики в каждой из них разное.

Махаянцы вызывают концентрацию ума на ментальном уровне. Тантра предлагает медитировать на разных божеств, например, на Будду Амитабху, Авалокитешвару и даже Будду Шакьямуни, ассоциируя себя с буддами и многократно произнося мантру конкретного божества.

божество

Утро буддийских монахов начинается с физических упражнений на горном склоне, отстройкой асан и дальнейшими медитациями.

Новичкам, которые хотят приступить к буддийским практикам, но не имеют сильной мотивации, нынешний Далай-лама XIV советует быть немножечко эгоистам – думать о том, что, заботясь о всем сущем на Земле, они сами постигнут счастье.

Буддийские медитативные практики условно делятся на два вида:

  • випассана, или по-тибетски лхатонг – направлена на прозрение и развитие мудрости, познание тела и ума;
  • саматха (шаматха), или по-тибетски шинэ – направлена на успокоение, делает ум чистым, незамутненным, сосредоточенным.

Палийский канон нередко называет совокупность медитативных практик соединением этих понятий – “саматха-випассана”.

Випассана

Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.

Монахи

Медитация Випассана

Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.

Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание. Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект.

Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.

Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.

випассана

Практика випассаны помогает осознать природу мира:

  • анника – непостоянство;
  • анната – пустотность;
  • дукха – привязанность.

Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.

Осознанность

Напрямую от випассаны произошла практика осознанности, или на санскрите – сати. Она также используется в направлении дзен.

Так же, как в випассане, внимание уделяется одному объекту – обычно это дыхание. Посторонние мысли, чувства, явления не оцениваются и не замечаются вообще. При любом блуждании ума нужно его вернуть на первичный объект.

символизм

Саматха и радужный свет

Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне. Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр.

Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.

природа

Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.

Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.

После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.

Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.

человек на камне

Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.

Метта

Ее также называют медитацией любящей доброты, а в более современных трактовках – медитацией милосердия. Своими корнями она уходит в Тибет, а сегодня распространилась повсеместно на буддийских землях.

Само название переводится как “добро”, “милосердие”, “сострадание”. Ее рекомендуется практиковать людям, которые сами в себе замечают эгоцентризм, проявление гнева, злости, несправедливость по отношению к другим, а также нарушения сна. Метта-медитация помогает обрести внутреннее спокойствие, взрастить эмпатические чувства, любовь к ближним и всему миру в целом.

Чтобы приступить к ней, нужно сесть в удобном положении, закрыв глаза. В районе чакры сердца нужно мысленно вообразить сгусток энергии, в которой сосредоточилась любовь. Ее нужно направлять поэтапно на:

  • себя;
  • близких людей, родных, друзей;
  • людей, которые вам безразличны;
  • неприятных людей, соперников;
  • Вселенную, весь мир в целом.

Еще сам Будда Шакьямуни учил, что освободив себя от злости добром, можно остановить недобрую волю и все плохое.

Дзадзен

Японцы, среди которых много адептов школы дзен, понимают его как “медитация в положении сидя”. Действительно, для главного действия в дзен – практики – нужно сесть в падмасане или полупадмасане на полу, выпрямить спину, сомкнуть губы, устремить взгляд перед собой и слегка прикрыть веки. Дзадзен помогает успокоить тело и разум, понять природу Вселенной.

монах медитирует

Дзадзен может проходить двумя способами:

Полное сосредоточение на дыхании – не нужно отвлекаться на обстановку вокруг, для этого можно даже отсчитывать дыхательные циклы.

Абстрагироваться от всего – не зацикливать взгляд и мысли ни на каком предмете, просто не думать ни о чем.

Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.

Заключение

Виды медитаций в буддизме

Точное количество видов буддийских медитаций назвать трудно. Идеи буддизма развивались на протяжении столетий, давая начало множеству направлений и школ. Каждая традиция вырабатывала собственные медитативные техники. Только в рамках буддизма тхеравады существует около пятидесяти способов развития осознанности и концентрации, а в тибетской ветви буддизма счет идет на сотни. Большинство буддийских практик являются специфическими для каждой конкретной школы и лишь немногие техники, такие как, например, осознанное дыхание, используются всеми последователями Будды. Поэтому ниже я привел наиболее общие методы буддийской медитации.

Саматха

Буддийская медитация Саматха Фото

Метта медитация

  • на себя;
  • на близкого человека (друга, наставника);
  • на нейтрального человека, знакомого;
  • на человека, вызывающего не самые приятные эмоции;
  • на всех четверых, включая себя;
  • на все человечество в целом.

На основе метты выполняются такие буддийские техники как каруна (сострадание), мудита (сорадование), упекха (равностность), то есть мысленный посыл вышеупомянутых чувств тем же группам людей, что и в метта-практике.

Медитация любящей доброты Фото

Випассана

По достижении достаточного уровня концентрации переходят на размышления о смерти, непостоянстве и взаимообусловленности всего сущего, созерцают первоэлементы, составляющие человеческое тело и пр. Но эти техники выполняются в основном буддистами, так как требуют знаний философии учения.

Буддистская медитация Випассана Фото

Медитация осознанности

Дзадзен

Осознанная ходьба

Осознанная ходьба – излюбленная медитативная техника буддийских монахов. Будда практиковал ее ежедневно и предписывал то же самое своим последователям. Это еще один прекрасный способ научиться получать радость от пребывания в настоящем моменте. Во время осознанной ходьбы мы с пристальным вниманием относимся к каждому шагу, отдаем себе отчет в малейшем движении тела. Для занятия выбирают уединенное место с небольшой дорожкой, пригодной для длительной и комфортной ходьбы. Темп шага не должен быть слишком активным. Здесь акцент делается не на скорости, а на осознанности. Чем явственнее каждый шаг отпечатывается в вашем сознании, тем правильнее выполнение. Практика длится от 30 минут до часа либо столько, сколько есть желание.

Осознанная ходьба в буддизме Фото

Визуализация

Еще один способ буддийской медитативной практики, широко применяемый последователями буддизма тхеравады. Визуализация подразумевает мысленное создание образа с целью его углубленного созерцания и выхода за пределы рационального ума. Самые распространенные объекты визуализации – определенный цвет или цветной диск (касина). Буддийские монахи были способны мысленно нарисовать образ мандалы во всей сложности составляющих ее элементов. Но начинающим практикам рекомендуется визуализировать более простые для восприятия объекты. Буддийские учителя предписывали медитировать на образы Будды, бодхисаттв (просветленных мастеров), на собственное тело или его части и пр. Важен не сам объект, а степень концентрации и вовлеченности практикующего в созданный им образ.

Какую буддийскую медитацию выбрать?

В многообразии буддийских медитаций немудрено заплутать даже опытному практику, что уж говорить о новичках. Если вы только начинаете свое знакомство с медитативными практиками буддизма, то эти советы будут вам полезны:

Практика буддийской медитации Фото

Стадии медитации в буддизме

В классической буддийской медитации выделяют три стадии:

Сам процесс буддийской медитации также делится на этапы:

  1. Ум концентрируется.
  2. Течение мыслей останавливается.
  3. Любые эмоции уходят на второй план.
  4. Наступает состояние покоя и отрешенности от мира.

Чем буддийские медитации отличаются от индуистских?

Чтобы понять в чем особенность буддийской медитации по сравнению с индуистской, придется немного углубиться в философскую подоплеку буддизма и индуизма. Для индуистов высшую реальность воплощает Брахман (безличный Абсолют), Параматма (локализованный аспект Господа в сердце) и Бхагаван (личность Господа). Согласно индуистам, каждое живое существо наделено индивидуальной душой. И цель медитативной практики они видели в том, чтобы душа вырвалась за пределы ограниченного материального существования и в зависимости от философской концепции, слилась в единстве с Абсолютом, обрела освобождение на духовных планетах Вайкунтхах или развивала отношения с Господом в его личном аспекте. Буддизм, напротив, отрицает существование постоянной души. Человек по буддизму – это переменчивый поток взаимообусловленных состояний, совокупность оболочек (телесной, ментальной, эмоциональной и пр.), которые удерживаются вместе жаждой жизни и земными привязанностями. Четкого понятия Бога как создателя Вселенной в буддизме тоже нет. Отсюда цель буддийской медитации – осознать свою пустотную природу и тотальное непостоянство всего сущего и выйти за его пределы в область известную как нирвана. О буддийской нирване можно сказать лишь то, что это абсолютно бескачественное состояние, непостижимое разумом и не передаваемое на словах. Его можно только испытать на собственном опыте. Соответственно в индуизме медитация – способ воссоединения или развитие отношений с Творцом, в то время как в буддизме – это способ выйти за пределы любых понятий и отождествлений в неописуемое состояние нирваны. Мы не будем сейчас разбираться, какая из концепций более правильная, а какая нет, это выбор индивидуально каждого.

Буддийская медитативная практика Фото

Как подготовиться к практике?

Чтобы буддийская медитация была как можно более продуктивной, обеспечьте все условия для комфортного занятия:

  1. Место. Буддийские монахи медитировали в недоступных обывателю горных пещерах и лесных хижинах, считая, что именно в уединенном затворничестве человек наиболее полно переживает самого себя и начинает прозревать истину. В наше время далеко не у всех есть возможность последовать их примеру. Но обустроить подходящее место для духовной практики у себя дома вполне по силам каждому. Если вы живете с кем-то, то попросите не беспокоить вас на время занятия. От комнаты для проведения буддийской медитации требуется, чтобы она была чистой и аскетичной: без ярких цветов, резких звуков и запахов. Благовония, свечи, статуэтки и прочая внешняя атрибутика не так важна для буддистов, тяготеющих к минимализму. Главное условие – полумрак, уединенность и спокойствие.
  2. Тишина. Музыка, даже тихая и расслабляющая, нежелательна при занятии буддийской медитацией. Буддийская практика требует самоуглубления и внутренней концентрации, поэтому любые внешние воздействия должны быть сведены к минимуму. По этой причине медитировать рекомендуют рано утром или поздно вечером.
  3. Правильная одежда. Оденьтесь так, чтобы во время практики чувствовать себя комфортно и не отвлекаться на посторонние ощущения. Если прохладно, оденьтесь потеплее. Если жарко, выбирайте более легкую одежду из дышащих материалов, например, из хлопка.
  4. Поза для буддийской медитации. Здесь строгих предписаний нет. Главное, чтобы асана позволила вам сохранять прямую спину, неподвижность и сосредоточенность в течение длительного времени. Классические медитативные асаны – поза со скрещенными ногами или поза ученика (сидя ягодицами на пятках). Но вы вольны выбрать любое подходящее для себя положение. Если испытываете сложности, можете воспользоваться подушкой для медитации или практиковать сидя на стуле.

Техника выполнения медитации для начинающих

Новичкам лучше всего начинать с осознанного дыхания. Это наиболее простая буддийская техника, освоив которую вы заложите прочный фундамент для дальнейшего духовного совершенствования и отточите навык концентрации. Дыхание как нельзя лучше подходит в качестве предмета сосредоточения. Это активный, живой процесс, позволяющий сохранять подвижность ума, а это очень важно для поддержания энергии и интереса к практике. К тому же плавный ритм дыхания сам по себе увлекает и вводит в состояние транса, что облегчает задачу концентрации для начинающих.

Медитация Будды Фото

Заключение

Буддистская медитация – это путь к миру и гармонии с самим собой. Это образ жизни. В конце концов цель буддийской медитации – не осознание своего дыхания, а осознание своих эмоций, слов, поступков в каждый момент времени – то есть осознанность как принцип существования. Недостаточно медитировать несколько раз в неделю, нужно ежедневно работать над своим мышлением и поведением. Только тогда вы увидите позитивные сдвиги в сознании и в реальности. Поэтому будьте осознанны в каждом движении, умственном и физическом. Настоящая буддийская медитация начинается за пределами коврика.

Подписывайтесь на телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Медитация в буддизме. Ключевые моменты

Медитация — это состояние, в котором миры, Внешний и Внутренний, соединяются в Пустоту. И это состояние, эта практика выходит за пределы всех религиозных догм. И одновременно с этим представляет суть всех религий.

Это практика, которая позволяет тем, кто ей занимается, войти в прямой контакт со своей истинной сущностью. Возможно, получить ответ на вопрос: Кто ты есть? Если такой вопрос имеется.

Две основные практики буддийской медитации называются на санскрите Шаматха и Випашьяна. По-тибетски: Шинэ и Лхатонг.

Перевод с тибетского:

Тело и Ум

Геше Джампа Тинлей говорит:

Центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы немножко изогнут, то в этих местах могут появляться дополнительные ветры — энергии, которые будут искажать процесс медитации.

Если мы занимаемся йогой недавно и тело не готово к продолжительному нахождению в медитативной позе, возникает естественное препятствие в виде дискомфортных ощущений, и все мысли заняты только своими конечностями. Лучше на некоторое время найти такое положение с прямой спиной, которое позволит не отвлекаться на страдания в ногах, позволить себе поменять положение ног, сесть удобнее, постараться не обращать на тело внимание.

Это медитация с опорой на объект. Для реализации шаматхи лучшей целью (объектом) является тело Татхагаты.

«Существует много объектов медитации для шаматхи. И великие мастера, с точки зрения сутры, предлагают обычно выбрать для медитации образ Будды. На уровне тантры иногда рекомендуют концентрироваться на букве А или на Ясном Свете.

Объект медитации, образ Будды, должен быть небольшим, размером с большой палец. Золотого цвета. И вы должны чувствовать, как из него исходят лучи. При этом вы не должны визуализировать его как статуэтку. Вы должны визуализировать живого, настоящего Будду. Он находится от вас где-то на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, рекомендуется визуализировать Будду не слишком высоко и не слишком низко, — на уровне лба.

Почему образ Будды визуализируется таким маленьким? Это тоже имеет причину. В визуализации нет случайных деталей. Маленьким мы визуализируем его для того, чтобы улучшить концентрацию: если бы мы визуализировали большой образ Будды, внимание рассеивалось бы. Итак — это объект медитации для развития шаматхи.

Чтобы сделать процесс медитации легче, очень хорошо на первое время иметь перед собой статуэтку. Вы смотрите на эту статуэтку время от времени, а потом пытаетесь ее воспроизвести при визуализации. По мере того, как ум будет привыкать к образу, визуализировать будет все легче.

То есть божество, образ является Проводником.

Возникает вопрос: проводником к чему? К Абсолюту? Что есть Абсолют? Что есть Пустота?

В разных учениях, религиях, философиях об одном и том же говорят разными словами. Первоматерия, первоприрода, из которой состоит всё сущее. В Дзогчен это называют Ригпа, в буддизме — Шуньята. Термины могут быть разные, любые слова — форма, словесная в данном случае.

Есть нечто, что человеку сложно описать — это можно только Пережить.

Переживание пустоты или как угодно по-другому названное состояние — это нечто, которое, если ни испытал, объяснить не сможешь. Интеллектуально не постичь — у нашего Ума нет аналогов. Все сравнения недостаточны. Любые сравнения ограничены.


Медитация с точки зрения буддизма является одним из главных методов контроля над умом и сосредоточения на определённых идеях. Умение концентрироваться на нужных объектах и очищать разум от потока сознания открывает человеку, практикующему буддизм, путь к преодолению всех основных проблем бытия.

В основном, медитация с точки зрения буддизма призвана растворить сознание в пустоте, уничтожив тем самым человеческие стремления и карму. Следовательно, медитация с точки зрения буддизма более актуальна при использовании пустоты в качестве объекта для концентрации. Этот способ немного труднее по сравнению с медитацией на предметах или символах, но, в то же время, и эффективнее, поскольку помогает куда быстрее достичь цели медитации с точки зрения буддизма, - обретения состояния нирваны. Чаще всего медитация на пустоте используется дзен-буддизмом. Именно в этом направлении наибольшее предпочтение отдаётся медитации без объектов, поскольку объекты – это тоже своего рода мысли, потому они будут только препятствовать скорейшему прозрению.

Медитация с точки зрения буддизма состоит из двух главных аспектов: осознания сути определённого качества или моральной черты и приобретения того или иного душевного качества. Оба аспекта могут использоваться как единый процесс, а могут быть и самостоятельными медитациями. Таким образом, становится возможным преодоление практически любой психологической проблемы или осознание сути любого сакрального понятия. Потому медитация с точки зрения буддизма становится многофункциональным методом работы с психикой, который используется практически во всех сферах духовного развития.

Читайте также: