Проза 20 годов кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. М., 1994.
2. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
3. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
4. История советской литературы: Новый взгляд. М.,1990.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
7. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.

Для прозы 20–х годов характерно непосредственное обращение к воспроизведению исторических событий, широкое введение многообразных реалий эпохи. В художественно–стилистическом плане в произведениях этого периода происходит активизация условных, экспрессивных форм, возрождение традиций народнической литературы: пренебрежение к художественности, погружение в быт, бессюжетность, злоупотребление диалектизмами, просторечьем.

Двумя наиболее значительными течениями в прозе 20–х годов были сказ и орнаментальная проза. Сказ – это такая форма организации художественного текста, которая сориентирована на иной тип мышления. Характер героя проявляется, прежде всего, в его манере говорить.
Орнаментальная проза – стилевое явление. Которое связано с организацией прозаического текста по законам поэтического: сюжет как способ организации повествования уходит на второй план, наибольшее значение приобретают повторы образов, лейтмотивы, ритм, метафоры, ассоциации. Слово становится самоценным, обретает множество смысловых оттенков.
Значительная часть романов и повестей, выходивших в свет в годы гражданской войны и вскоре после ее окончания, принадлежит перу писателей–модернистов.

Оживление древнерусской литературы, обогащение писательского словаря, перенесение метафоричности на прозу, поиски новых лексических и синтаксических возможностей русского литературного языка – все это оказало заметное воздействие на орнаментальную прозу 20–х годов.

Проза 20–х годов характеризуется также напряженным сюжетом, острым социальным конфликтом. Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в предыдущие годы, в 20–е годы встречаются редко. В это время уже началось то небывалое смешение жанров, которое со всей определенностью заявило о себе на последующих этапах развития русской литературы.

На страницах произведений завязался спор о мужике, об ускоренном и естественном развитии. Время, ломавшее жизнь крестьян, изображалось в его исторической конкретности и реалистически достоверно.

Острые социальные конфликты и знаменательные перемены, происходящие в душах крестьян, составили основу произведений деревенской тематики.

Таким образом, событий революции и гражданской войны с их непримиримыми идейно–политическими противоречиями, резкими переменами в судьбах людей определили тематическое и художественное своеобразие прозы 20–х годов, а также ее поиски новых форм и средств изображения действительности.

Стилевые особенности прозы 20-х гг. (сказ, орнаментализм, стилизация)

Для прозы 1920–х годов характерно не только изображение реалий жизни, но и активизация условных, экспрессивных форм организации текста. Две основные – сказ и орнаментальная проза.

Зощенко – новатор в области сказа.

- Важно! И автор, отделенный от рассказчика, и автор-рассказчик только говорит, нет лишних описаний тембра голоса, деталей поведения, но при этом читатель понимает, КАК он говорит и ЧТО при этом делает.

Каждый писатель использует орнаментализм для своих задач.

Булгаков противопоставляет хаосу истории гармонию жизни Турбиных. Поэтому велика роль деталей: печь с изразцами, кремовые шторы, голубые гортензии, мебель красного бархата, чашки с нежными цветами. Эти детали, становясь лейтмотивами, делают простые родственные отношения символом устойчивости.

Пильняк показывает уездный город Ордынин, взбаламученный революцией. Сталкивает две правды – вековую патриархальную провинцию и народную стихию. И в этом орнаментализм дает ему полную свободу. Он включает в текст и отрывки из философских сочинений героя романа Зилотова, и отрывок из газетной статьи, и частушку. Дает полифоническое звучание голосов – купца Емельяна Ратчина, его сына Доната, князя Евграфа, машинистки Олечки Кунс, поэта Петра Орешина.

Олеша сопоставляет крайности концепций личности, предложенных литературой 1920-х годов. В образе Андрея Бабичева – утилитаризм, характерный для Пролеткульта, РАППа, ЛЕФа. Этот герой лишь носитель функции. А в образах Николая Кавалерова и Ивана Бабичева – экзальтированность, культ чувства.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.

Многообразие стилей прозы 20-х годов

Тачанка. М. Б. Греков. 1925 год.

Тачанка. М. Б. Греков. 1925 год.

А. Н. Толстой и М. А. Шолохов. Фотография 1934 года.

А. Н. Толстой и М. А. Шолохов. Фотография 1934 года.

Успехи молодой советской прозы оттенялись еще и тем, что творчество многих признанных мастеров русского реализма, находившихся в эмиграции и считавших себя прямыми и единственными наследниками русской классики, теряло свою художественную силу. Исключением были произведения А. И. Куприна и И. А. Бунина.




Следует выд-ть гротескный реализм филос-й прозы (Вяч. Иванов, Лавренев, грин)

1. Синтез романтизма и реализма

2. Синтез реализма и экспрессионизма

В 20-гг. наблюдается многообразие стилей. СКАЗ. Им блестяще владел Зощенко. Повест-е ведет не автор, а герой. Кроме сказа можно говорить о ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЕ. Она создавалась по законам поэзии. Обилие метафор, романтически-возвышенная интонация.

Глав тема той эпохи – изобр-е рев-и и гражд войны. Движение прозы происходит от поэтизации, обобщенного образа рев-й массы к глубокому соц-психол раскрытию индивид-го хар-ра, сформированному новой историч эпохой.

Движение прозы 20-х годов. Открытие народного характера рев-й эпохи (Зазубрин, Сейфулина, Бабель, Лавренев).

Бунин

Следует выд-ть гротескный реализм филос-й прозы (Вяч. Иванов, Лавренев, грин)

1. Синтез романтизма и реализма

2. Синтез реализма и экспрессионизма

В 20-гг. наблюдается многообразие стилей. СКАЗ. Им блестяще владел Зощенко. Повест-е ведет не автор, а герой. Кроме сказа можно говорить о ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЕ. Она создавалась по законам поэзии. Обилие метафор, романтически-возвышенная интонация.

Глав тема той эпохи – изобр-е рев-и и гражд войны. Движение прозы происходит от поэтизации, обобщенного образа рев-й массы к глубокому соц-психол раскрытию индивид-го хар-ра, сформированному новой историч эпохой.

Читайте также: