Противоречие двух миров в поэме цыганы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основной конфликт поэмы заключается в противостоянии двух миров.
Это противоречие между естественной, близкой к природе жизнью
свободного человека и существованием людей, ограниченных рамками
цивилизации.

Главный герой поэмы - незаурядная личность. Это человек больших
страстей и сильной воли; решительный, смелый, образованный.
Бунтарь Алеко уходит от ненавистного ему общества, где
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца,
с мощными страстями, непереносима жизнь где всё пронизано
фальшью и лицемерием и где она ограничивается множеством
условностей.
Он понимает, что обречен на непонимание и гонения в мире полном
обмана и роскоши.

помимо личностного конфликта героев, ещё внутренний конфликт главного, выбор между свободой и любовью, впрочем свобода путается с гордостью

В поэме"ЦЫГАНЕ"два необычайных героя-Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный-молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь-это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к
Земфире. Поэт говорит, что нельзя лишать жизни другого человека. ..Оставь нас добрый человек!
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним
Не нужно крови нам и стонов
Но жить с убийцей не хотим.

Величайший русский поэт считал идеалом для себя подлинную, не подчиняющуюся никаким правилам и светским условностям свободу. В своих произведениях Александр Сергеевич всегда с особой симпатией описывает именно романтических героев, живущих так, как считают необходимым они сами и подчиняющимся только требованиям собственного сердца.

В поэме основной идеей становится резкое противоречие между существованием простого человека в условиях природы и жизнью людей, жестко ограниченных социальными правилами и запретами.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Поэт изображает своих персонажей достаточно условно, таборная жизнь представлена здесь весьма идеализированно, старый цыган кажется чрезмерно спокойным, уравновешенным и мудрым, Земфира и Алеко почти не отличаются друг от друга, говоря о чувствах, хотя и являются представителями совершенно разных социальных слоев.

Но эта поэма не может оставить читателей безразличными к происходящим в ней событиям благодаря ярким, сильным характерам героев, внутренней правде, драматизму и трагичности судеб персонажей. Знакомясь с этим произведением сегодня, человек не может не задуматься о таких важнейших моральных вопросах, как свобода и деспотизм, смирение и гордость, жестокость и умение прощать, истинная любовь и предательство.

История создания

Что же так сильно его очаровало? Как принято считать современниками, Пушкина всегда манила и околдовывала свобода, которая как раз таки присуща этому народу. Это касается и жизни в целом, и отношения к ней, и тем более — взаимоотношений.

Жанр и направление

Перед нами предстает картина нравов цыган — мать Земфиры, которая бросив свою дочь, сбегает с новым возлюбленным. Но девушка, в свою очередь, на мать не обижается, ведь кому как не ей знать, что с людьми делает любовь. Она, завязав страстные и искренние отношения с главным героем Алеко, также искренне поддается порыву и изменяет ему с молодым цыганом. Зная свою эмоциональность, Земфира мирится с мыслью и принимает свою ветреность и непостоянство, ведь виной всему — любовь.

Девушка намекает о своем адюльтере в песне. Алеко — далеко не глупый парень, который все прекрасно понимает, но смириться с ветреностью девушки и принять её не может. Он страдает и тяжело переживает эту ситуацию. Отец девушки советует оставить все как есть, ведь сердцу не прикажешь, а среди цыган принято бережно охранять свободу личности. Когда эмоции берут вверх, Алеко выслеживает и убивает любовников. Он так и не смог проникнуться духом свободы, его принятие цыганских законов оказалось самообманом.

Композиция и конфликт

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Основной проблемой данного произведения выступает внутренняя несвобода человека цивилизованного человека. Алеко, который бежит из цивилизованного общества, где есть свои устои и правила, хочет обрести свободу там, где она знакома каждому, и жить в своё удовольствие. Но именно в тот момент, когда он попадет в табор, где можно жить как тебе угодно, начинаются проблемы. Ведь понятия свободы у каждого разные. Для Земфиры — это беззаботная жизнь в свое удовольствие без чужих запретов и указов. Для её отца — спокойствие и всепрощение. Но для Алеко свобода может быть только его, что больше похоже на эгоизм. Он жаждет того, о чем не имеет понятия. Внутренне он несвободен, его тиранят эгоизм и предрассудки общества, от которого он сбежал. Земфира была заключена в его внутренней тюрьме и поплатилась за побег.
  2. Эгоизм. Собственничество и хищничество европейского человека стоило жизни прекрасной Земфире. Будь Алеко осведомлен о истиной природе любви, он не ревновал бы Земфиру, и уж точно не отнимал жизнь у молодых людей, возомнив себя Богом. А так Алеко любит искренне только себя и свой комфорт. Он жертвует жизнью людей ради того, чтобы удовлетворить свою жажду мщения.
  3. Месть. Если цыгане в поэме Пушкина были способны простить и отпустить, то представитель европейской цивилизации был более порочен и себялюбив. Он не смог смириться с бегством возлюбленной и убил ее. Его душа была лишена благородства.

Основная идея

Главный герой — лишнее доказательство того, что невозможно изменить в один день то, что создавалось веками. Для нашего героя свобода жизни в городе от его законов не стала счастьем. Как мы видим из произведения, цыгане — это приверженцы так называемой незыблемой вольной жизни, к которой Алеко был не готов. Он остался во внутренней тюрьме, куда человека неизменно загоняют эгоизм, жестокость и мстительность.

Чему учит?

Художественные особенности

В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому. Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.

Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?

Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.

Критика

Об основных нравственных уроках, преподнесенных нам Пушкиным в данной поэме, писал критик В. Г. Белинский:

А также о развенчивании образа романтического героя делится писатель Ф. М. Достоевский:

Автор: Мария Трещилова

Автор: Самый Зелёный · Published 21.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 06.03.2020 · Last modified 05.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 26.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).

Используя фрагменты оперы С.Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.

Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ.

Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.

Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.

Оборудование:

Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко убивает Земфиру”)

Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”)

Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”

Методы и приемы: беседа, словесное рисование, комментированное чтение, работа в группах.

I. Приветствие, орг.момент.

II. Учитель: — Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е. Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” — “Дорога”.)

— Какие картины возникли в вашем воображении?

– Как связана эта музыка с нашим уроком литературы?

— Что знаете о цыганах?

— Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы? Чтение первых строк поэмы.

Каков мир цыган в строках Пушкина?

— Как автору удалось создать такой образ (средства выразительности)? Работа с текстом.

— Рассказ учителя: Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? Она для него была “необыкновенной”. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка эта убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

— Расскажите о главных героях-цыганах. Примеры из текста.

III. – События поэмы происходят в цыганском таборе.

— Как появляется в таборе Алеко? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. Чтение эпизода “Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.

— Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору?

— Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте. (Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти).

— Какое средство выразительности лежит в основе двух образов поэмы – цыган и Алеко? Контраст, антитеза.

— В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.)

— Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему присуща способность к глубокой страсти. Очевидно, что он образован.

— Какие еще черты характера присущи Алеко? Эгоизм, бессердечие. Приведите примеры из текста.

— Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?

IV . — Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите текстом. Работа в группах. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу с позиции Алеко, а другая с позиции старого цыгана.

— Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.

— Литературный термин, характеризующий Алеко, вы вспомнили? Романтизм.

— Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко?

— Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.

— Как проявляется авторская позиция в поэме?

V . Вывод.

— Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования в произведении, изображая два противоположных мира. Каковы ваши мысли о свободе человека после прочтения поэмы?

— Прослушайте арию Алеко из оперы Сергея Васильевича Рахманинова “Алеко”. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и потому взялся за работу с увлечением. Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.

— Опера “Алеко” была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор все ведущие театры мира ставят оперу “Алеко”.

Читайте также: