Гандизм в индии кратко
Обновлено: 05.07.2024
1.Вивекананда Свами. Философия йоги [Текст] / Свами Вивекананда. [Пер. Я.К. Попова]. – Магнитогорск: Амрита, 2002. – 507 с.
2. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах [Текст] / Б.Г. Тилак [Пер. с англ. Н.Р. Гусевой]. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 525 с.
3. Ванина Е.Ю. Средневековое мышление: индийский вариант [Текст] / Е.Ю. Ванина. – М.: Вост лит., 2007. – 375 с.
4. История Индии [Текст] / сост. А.Р. Андреев. – М.: Альтернатива, 2004. – 768 с.
6. Комаров Э.Н. Просветительство, либерализм и демократизм в индийском национально-освободительном движении [Текст] // Э.Н. Комаров. Узловые проблемы Индии: сб. ст. – М.: Наука, 1981. – 281 с.
7. Костюченко В.С. Вивекананда [Текст] / В.С. Костюченко. – М: Мысль, 1977. – 190 с.
8. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм [Текст] / В.С. Костюченко. - М.: Мысль, 1983. – 272 с.
9. Павлова Т.А. Свами Вивекананда, миссия Рамакришны и террористы в Индии в начале XX в. (По материалам колониальной полиции) [Текст] / Т.А. Павлова // Восток (Oriens). – 2006. – № 5. – С. 37-47.
10. Радхакришнан С. Индийская философия [Текст] / С. Радхакришнан. – М.: Изд. ин. лит., 1957. – Т. 2. – 732 с.
11. Райков А.В. Пробуждение Индии. (Деятельность национально-революционных организаций в 1900-1918 гг.) [Текст] / А.В. Райков. – М.: Наука, 1968. – 152 с.
12. Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Вивекананды; Вселенское Евангелие Вивекананды: [Текст] / Р. Роллан [Пер. с фр.]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 432 с.
13. Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов [Текст] / Отв. ред. П.М. Шаститко. РАН. – М.: Вост. лит., 1997. – 374 с.
14. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма [Текст] / Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 183 с.
15. Ткачева А.А. Новые религии Востока [Текст] / А.А. Ткачева, АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. – 214 с.
Однако Ганди не был кабинетным мечтателем, он – борец. Идею ненасилия он распространял на национально-освободительное движение. Ганди считал, что индийский народ путем насилия не сможет добиться освобождения, ибо насилие противоречит духу нации. Еще в Африке он сформулировал и применил на практике свой метод общественно-политической борьбы и назвал его сатьяграха (упорство в истине). Главным содержанием сатьяграхи стало учение о ненасилии как методе борьбы за независимость. Ганди обосновывал правильность своего метода ссылками на философско-религиозные концепции древней Индии. В дальнейшем он выдвинул сатьяграху как единственно правильный метод национально-освободительного движения.
Важнейшими формами сатьяграхи являлись ненасильственное несотрудничество и гражданское неповиновение.
Метод ненасильственного сопротивления (сатьяграха) был основан на духовной традиции Индии, на психологии индийского народа. В первую очередь он был ориентирован на традиционную крестьянскую общину. Этот метод сочетал в себе величайшее терпение и протест; консерватизм и стихийную революционность – черты, веками воспитанного в религиозном фанатизме индийского крестьянства.
– борьбу против кастовой системы в Индии;
– борьбу за единство индусов и мусульман;
– борьбу за раскрепощение женщин;
– возрождение домашних ремесел, особенно ручного прядения и ткачества.
Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения
Ганди и гандизм
Л Е К Ц И Я IX
Литература
1.Вивекананда Свами. Философия йоги [Текст] / Свами Вивекананда. [Пер. Я.К. Попова]. – Магнитогорск: Амрита, 2002. – 507 с.
2. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах [Текст] / Б.Г. Тилак [Пер. с англ. Н.Р. Гусевой]. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 525 с.
3. Ванина Е.Ю. Средневековое мышление: индийский вариант [Текст] / Е.Ю. Ванина. – М.: Вост лит., 2007. – 375 с.
4. История Индии [Текст] / сост. А.Р. Андреев. – М.: Альтернатива, 2004. – 768 с.
6. Комаров Э.Н. Просветительство, либерализм и демократизм в индийском национально-освободительном движении [Текст] // Э.Н. Комаров. Узловые проблемы Индии: сб. ст. – М.: Наука, 1981. – 281 с.
7. Костюченко В.С. Вивекананда [Текст] / В.С. Костюченко. – М: Мысль, 1977. – 190 с.
8. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм [Текст] / В.С. Костюченко. - М.: Мысль, 1983. – 272 с.
9. Павлова Т.А. Свами Вивекананда, миссия Рамакришны и террористы в Индии в начале XX в. (По материалам колониальной полиции) [Текст] / Т.А. Павлова // Восток (Oriens). – 2006. – № 5. – С. 37-47.
10. Радхакришнан С. Индийская философия [Текст] / С. Радхакришнан. – М.: Изд. ин. лит., 1957. – Т. 2. – 732 с.
11. Райков А.В. Пробуждение Индии. (Деятельность национально-революционных организаций в 1900-1918 гг.) [Текст] / А.В. Райков. – М.: Наука, 1968. – 152 с.
12. Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Вивекананды; Вселенское Евангелие Вивекананды: [Текст] / Р. Роллан [Пер. с фр.]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 432 с.
13. Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов [Текст] / Отв. ред. П.М. Шаститко. РАН. – М.: Вост. лит., 1997. – 374 с.
14. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма [Текст] / Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 183 с.
15. Ткачева А.А. Новые религии Востока [Текст] / А.А. Ткачева, АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. – 214 с.
Однако Ганди не был кабинетным мечтателем, он – борец. Идею ненасилия он распространял на национально-освободительное движение. Ганди считал, что индийский народ путем насилия не сможет добиться освобождения, ибо насилие противоречит духу нации. Еще в Африке он сформулировал и применил на практике свой метод общественно-политической борьбы и назвал его сатьяграха (упорство в истине). Главным содержанием сатьяграхи стало учение о ненасилии как методе борьбы за независимость. Ганди обосновывал правильность своего метода ссылками на философско-религиозные концепции древней Индии. В дальнейшем он выдвинул сатьяграху как единственно правильный метод национально-освободительного движения.
Важнейшими формами сатьяграхи являлись ненасильственное несотрудничество и гражданское неповиновение.
Метод ненасильственного сопротивления (сатьяграха) был основан на духовной традиции Индии, на психологии индийского народа. В первую очередь он был ориентирован на традиционную крестьянскую общину. Этот метод сочетал в себе величайшее терпение и протест; консерватизм и стихийную революционность – черты, веками воспитанного в религиозном фанатизме индийского крестьянства.
– борьбу против кастовой системы в Индии;
– борьбу за единство индусов и мусульман;
– борьбу за раскрепощение женщин;
– возрождение домашних ремесел, особенно ручного прядения и ткачества.
ГАНДИЗМ, социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника — М. К. Ганди (1869—1948). Гандизм — идеология национально-освободительного движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Основные политические принципы и характерные черты гандизма: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев, без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального Конгресса; в области социальных отношений — утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом гандизма была прялка — чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс.
Стержнем гандизма стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (букв.— упорство в истине). Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств, учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, харталов (прекращение всякой деловой активности) и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики гандизма характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английскими властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.
Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политической и философской основы гандизма. Так, например, Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной промышленности и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны он допускал необходимость использования вооруженной сил (в условиях угрозы японского вторжения в Индию).
После достижения Индией независимости (1947) среди последователей гандизма имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения гандизма к проблемам социального, экономического и политического развития страны.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника — М. К. Ганди. Г. — идеология национально-освободительного движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Основные политические принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса (См. Индийский национальный конгресс); в области социальных отношений — утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка — чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс.
Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (См. Сатьяграха) (буквально упорство в истине), Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительственных учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, Харталов и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английским властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.
Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политические и философские основы гандизма. Так, например Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной промышленности и т.п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны 1939—45 он допускал необходимость использования вооруженных сил (в условиях угрозы японского вторжения в Индию).
После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. проблемам социального экономического и политического развития Республики Индии.
Некоторыми советскими авторами сложная противоречивая идеология гандизма освещалась односторонне. Недооценивалась антиимпериалистическая сторона Г., его роль в сплочении широких масс на борьбу за независимость.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
ГАНДИ́ЗМ, социально-политич. и религ.-филос. учение, возникшее в период борьбы Индии за независимость и получившее название по имени его основоположника – М. К. Ганди . Осн. политич. цели, принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами путём массовых, а также индивидуальных действий протеста при соблюдении ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религ., этнич., кастовой и социальной принадлежности под рук. Индийского национального конгресса (ИНК); в области обществ. отношений – разрешение конфликтов путём компромисса, возрождение сельской общины и ремесленного произ-ва, опрощение, соблюдение традиц. инд. моральных и этич. ценностей. Г. сформировался под влиянием этич. концепций Г. Д. Торо , Л. Н. Толстого , Дж. Рёскина, идей бхакти и инд. реформаторов индуизма 19 в., религ.-филос. школ буддизма и джайнизма.
Читайте также: