Гандизм в индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

1.Вивекананда Свами. Философия йоги [Текст] / Свами Вивекананда. [Пер. Я.К. Попова]. – Магнитогорск: Амрита, 2002. – 507 с.

2. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах [Текст] / Б.Г. Тилак [Пер. с англ. Н.Р. Гусевой]. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 525 с.

3. Ванина Е.Ю. Средневековое мышление: индийский вариант [Текст] / Е.Ю. Ванина. – М.: Вост лит., 2007. – 375 с.

4. История Индии [Текст] / сост. А.Р. Андреев. – М.: Альтернатива, 2004. – 768 с.

6. Комаров Э.Н. Просветительство, либерализм и демократизм в индийском национально-освободительном движении [Текст] // Э.Н. Комаров. Узловые проблемы Индии: сб. ст. – М.: Наука, 1981. – 281 с.

7. Костюченко В.С. Вивекананда [Текст] / В.С. Костюченко. – М: Мысль, 1977. – 190 с.

8. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм [Текст] / В.С. Костюченко. - М.: Мысль, 1983. – 272 с.

9. Павлова Т.А. Свами Вивекананда, миссия Рамакришны и террористы в Индии в начале XX в. (По материалам колониальной полиции) [Текст] / Т.А. Павлова // Восток (Oriens). – 2006. – № 5. – С. 37-47.

10. Радхакришнан С. Индийская философия [Текст] / С. Радхакришнан. – М.: Изд. ин. лит., 1957. – Т. 2. – 732 с.

11. Райков А.В. Пробуждение Индии. (Деятельность национально-революционных организаций в 1900-1918 гг.) [Текст] / А.В. Райков. – М.: Наука, 1968. – 152 с.

12. Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Вивекананды; Вселенское Евангелие Вивекананды: [Текст] / Р. Роллан [Пер. с фр.]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 432 с.

13. Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов [Текст] / Отв. ред. П.М. Шаститко. РАН. – М.: Вост. лит., 1997. – 374 с.

14. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма [Текст] / Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 183 с.

15. Ткачева А.А. Новые религии Востока [Текст] / А.А. Ткачева, АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. – 214 с.




Однако Ганди не был кабинетным мечтателем, он – борец. Идею ненасилия он распространял на национально-освободительное движение. Ганди считал, что индийский народ путем насилия не сможет добиться освобождения, ибо насилие противоречит духу нации. Еще в Африке он сформулировал и применил на практике свой метод общественно-политической борьбы и назвал его сатьяграха (упорство в истине). Главным содержанием сатьяграхи стало учение о ненасилии как методе борьбы за независимость. Ганди обосновывал правильность своего метода ссылками на философско-религиозные концепции древней Индии. В дальнейшем он выдвинул сатьяграху как единственно правильный метод национально-освободительного движения.

Важнейшими формами сатьяграхи являлись ненасильственное несотрудничество и гражданское неповиновение.

Метод ненасильственного сопротивления (сатьяграха) был основан на духовной традиции Индии, на психологии индийского народа. В первую очередь он был ориентирован на традиционную крестьянскую общину. Этот метод сочетал в себе величайшее терпение и протест; консерватизм и стихийную революционность – черты, веками воспитанного в религиозном фанатизме индийского крестьянства.

– борьбу против кастовой системы в Индии;

– борьбу за единство индусов и мусульман;

– борьбу за раскрепощение женщин;

– возрождение домашних ремесел, особенно ручного прядения и ткачества.

Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения

Ганди и гандизм

Л Е К Ц И Я IX

Литература

1.Вивекананда Свами. Философия йоги [Текст] / Свами Вивекананда. [Пер. Я.К. Попова]. – Магнитогорск: Амрита, 2002. – 507 с.

2. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах [Текст] / Б.Г. Тилак [Пер. с англ. Н.Р. Гусевой]. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 525 с.

3. Ванина Е.Ю. Средневековое мышление: индийский вариант [Текст] / Е.Ю. Ванина. – М.: Вост лит., 2007. – 375 с.

4. История Индии [Текст] / сост. А.Р. Андреев. – М.: Альтернатива, 2004. – 768 с.

6. Комаров Э.Н. Просветительство, либерализм и демократизм в индийском национально-освободительном движении [Текст] // Э.Н. Комаров. Узловые проблемы Индии: сб. ст. – М.: Наука, 1981. – 281 с.

7. Костюченко В.С. Вивекананда [Текст] / В.С. Костюченко. – М: Мысль, 1977. – 190 с.

8. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм [Текст] / В.С. Костюченко. - М.: Мысль, 1983. – 272 с.

9. Павлова Т.А. Свами Вивекананда, миссия Рамакришны и террористы в Индии в начале XX в. (По материалам колониальной полиции) [Текст] / Т.А. Павлова // Восток (Oriens). – 2006. – № 5. – С. 37-47.

10. Радхакришнан С. Индийская философия [Текст] / С. Радхакришнан. – М.: Изд. ин. лит., 1957. – Т. 2. – 732 с.

11. Райков А.В. Пробуждение Индии. (Деятельность национально-революционных организаций в 1900-1918 гг.) [Текст] / А.В. Райков. – М.: Наука, 1968. – 152 с.

12. Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Вивекананды; Вселенское Евангелие Вивекананды: [Текст] / Р. Роллан [Пер. с фр.]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 432 с.

13. Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов [Текст] / Отв. ред. П.М. Шаститко. РАН. – М.: Вост. лит., 1997. – 374 с.

14. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма [Текст] / Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 183 с.

15. Ткачева А.А. Новые религии Востока [Текст] / А.А. Ткачева, АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. – 214 с.

Однако Ганди не был кабинетным мечтателем, он – борец. Идею ненасилия он распространял на национально-освободительное движение. Ганди считал, что индийский народ путем насилия не сможет добиться освобождения, ибо насилие противоречит духу нации. Еще в Африке он сформулировал и применил на практике свой метод общественно-политической борьбы и назвал его сатьяграха (упорство в истине). Главным содержанием сатьяграхи стало учение о ненасилии как методе борьбы за независимость. Ганди обосновывал правильность своего метода ссылками на философско-религиозные концепции древней Индии. В дальнейшем он выдвинул сатьяграху как единственно правильный метод национально-освободительного движения.

Важнейшими формами сатьяграхи являлись ненасильственное несотрудничество и гражданское неповиновение.

Метод ненасильственного сопротивления (сатьяграха) был основан на духовной традиции Индии, на психологии индийского народа. В первую очередь он был ориентирован на традиционную крестьянскую общину. Этот метод сочетал в себе величайшее терпение и протест; консерватизм и стихийную революционность – черты, веками воспитанного в религиозном фанатизме индийского крестьянства.

– борьбу против кастовой системы в Индии;

– борьбу за единство индусов и мусульман;

– борьбу за раскрепощение женщин;

– возрождение домашних ремесел, особенно ручного прядения и ткачества.

ГАНДИЗМ, социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника — М. К. Ганди (1869—1948). Гандизм — идеология национально-освободительного движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Основные политические принципы и характерные черты гандизма: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев, без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального Конгресса; в области социальных отношений — утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом гандизма была прялка — чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс.

Стержнем гандизма стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (букв.— упорство в истине). Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств, учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, харталов (прекращение всякой деловой активности) и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики гандизма характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английскими властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.

Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политической и философской основы гандизма. Так, например, Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной промышленности и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны он допускал необходимость использования вооруженной сил (в условиях угрозы японского вторжения в Индию).

После достижения Индией независимости (1947) среди последователей гандизма имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения гандизма к проблемам социального, экономического и политического развития страны.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника — М. К. Ганди. Г. — идеология национально-освободительного движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Основные политические принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса (См. Индийский национальный конгресс); в области социальных отношений — утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка — чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс.

Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (См. Сатьяграха) (буквально упорство в истине), Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительственных учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, Харталов и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английским властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.

Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политические и философские основы гандизма. Так, например Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной промышленности и т.п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны 1939—45 он допускал необходимость использования вооруженных сил (в условиях угрозы японского вторжения в Индию).

После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. проблемам социального экономического и политического развития Республики Индии.

Некоторыми советскими авторами сложная противоречивая идеология гандизма освещалась односторонне. Недооценивалась антиимпериалистическая сторона Г., его роль в сплочении широких масс на борьбу за независимость.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

ГАНДИ́ЗМ, со­ци­аль­но-по­ли­тич. и ре­лиг.-фи­лос. уче­ние, воз­ник­шее в пе­ри­од борь­бы Ин­дии за не­за­ви­си­мость и по­лу­чив­шее на­зва­ние по име­ни его ос­но­во­по­лож­ни­ка – М. К. Ган­ди . Осн. по­ли­тич. це­ли, прин­ци­пы и ха­рак­тер­ные чер­ты Г.: дос­ти­же­ние не­за­ви­си­мо­сти Ин­дии мир­ны­ми сред­ст­ва­ми пу­тём мас­со­вых, а так­же ин­ди­ви­ду­аль­ных дей­ст­вий про­тес­та при со­блю­де­нии не­на­си­лия; объ­еди­не­ние в борь­бе за не­за­ви­си­мость ин­дий­цев без раз­ли­чия ре­лиг., эт­нич., кас­то­вой и со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти под рук. Ин­дий­ско­го на­цио­наль­но­го кон­грес­са (ИНК); в об­лас­ти об­ществ. от­но­ше­ний – раз­ре­ше­ние кон­флик­тов пу­тём ком­про­мис­са, воз­ро­ж­де­ние сель­ской об­щи­ны и ре­мес­лен­но­го про­из-ва, оп­ро­ще­ние, со­блю­де­ние тра­диц. инд. мо­ральных и этич. цен­но­стей. Г. сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем этич. кон­цеп­ций Г. Д. То­ро , Л. Н. Тол­сто­го , Дж. Рёс­ки­на, идей бхак­ти и инд. ре­фор­ма­то­ров ин­ду­из­ма 19 в., ре­лиг.-фи­лос. школ буд­диз­ма и джай­низ­ма.

Читайте также: