Просодическая речь это кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПРОСОДИЯ СЛОГА

Кроме особых законов расположения сегментов (см. СЛОГ), слог может обладать и собственными просодическими признаками, которые характеризуют его как цельную супрасегментную единицу.

Слоговые тоны.

Наиболее распространенным просодическим признаком слога является тон. Языки, которые используют различие слоговых тонов для передачи смысловых противопоставлений, никоим образом не являются редкостью: на них говорит почти половина населения земного шара. Детальная классификация тональных систем была предложена в конце 1940-х годов американским лингвистом К.Пайком.

Имеются два базовых типа слоговых тональных систем: уровневые и контурные. В основе систем первого типа лежит противопоставление ровных тонов разных уровней (высокий, низкий, средний, возможны промежуточные уровни). Так устроены тоны во многих языках Африки и американских индейцев. В основе систем второго типа лежит противопоставление скользящих тонов (восходящий, нисходящий или их комбинации). Системы этого типа представлены слогоморфемными языками Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский и др.).

В системах уровневого типа тональная конфигурация слова задается как цепочка тонов составляющих его слогов. Переходы между разными уровнями происходят на слогоразделах. Примеры минимальных контрастов из двух африканских языков (буквами H, L, M обозначены, соответственно, высокий, низкий и средний тональные уровни): havi (LH 'поросенок') – havi (HH 'друг'; язык эве); akpa (HH 'река') – akpa (LH 'первый') – akpa (HM 'он умирает'; язык эфик).

В языке может быть противопоставлено до пяти уровней тона. Согласно Пайку, с уменьшением числа уровней расстояние между ними увеличивается, поскольку тональный диапазон во всех языках является примерно одним и тем же, а противопоставленные тоны стремятся ко взаимному удалению.

В уровневых тональных системах наряду с ровными тонами могут присутствовать скользящие. Их возникновение является следствием выпадения одного из двух соседних гласных, в результате которого ровные тоны двух соседних слогов сливаются внутри одного слога, что дает скользящий тон: HL > F (англ. Falling – нисходящий), LH > R (англ. Rising – восходящий). Пример из языка эфик: ke+urua (HLLL 'на рынке') > kurua (FLL). Такие случаи показывают, что тон, будучи интегральным свойством слога, не исчезает при выпадении гласного.

В африканских языках, по свидетельству Д.Вестермана, тоны нередко бывают семантически мотивированными: низкий связывается с чем-то большим, бесформенным, медленным, высокий – с противоположными значениями. Однако подобная обусловленность присуща далеко не всем тональным огласовкам слов.

Тоны используются не только как средство лексического противопоставления, но также в грамматических функциях. Пример из языка дуала: a mobala (LLLL 'он дает') – a mobala (LHLL 'он дал').

Кроме скользящих тонов, контурная система обычно содержит хотя бы один ровный тон – он задает исходный уровень, от которого отсчитывается тональное изменение. Например, в пекинском диалекте китайского языка имеется один ровный (высокий) тон и три скользящих тона: восходящий, нисходяще-восходящий и нисходящий; в примерах ниже они обозначены надстрочными индексами. В так называемых моносиллабических языках (см. СЛОГ) тон часто является единственным различителем смысла. Пример из китайского: ma 1 'мама', ma 2 'конопля', ma 3 'конь', ma 4 'ругать'. Как и в уровневых системах, тон характеризует слог как целое и реализуется на всем его протяжении, что хорошо видно на интонограммах.

Слоговые тембры.

В качестве интегральных свойств слога могут выступать и тембровые признаки. Именно так функционировали мягкость и твердость в древнерусском языке. В этот период слог был всегда открытым (т.е. не мог заканчиваться согласным звуком), а внутри слога мягкие согласные сочетались только с гласными переднего образования, а твердые согласные – только с гласными заднего образования: да=н'ь, д'ь=н'ь (день), о=в'и=нъ (здесь ъ и ь означают редуцированные гласные звуки, верхняя запятая – мягкость согласного, а знак равенства – слогораздел). После так называемого падения редуцированных, в результате которого они в одних позициях исчезли, а в других превратились в гласные полного образования, согласные сохранили изначальный слоговой тембр, в результате чего в современном языке внутри одного слога (который теперь может быть и закрытым) сплошь и рядом оказываются согласные разного тембра: дан' (дань); тембр, таким образом, перестал быть просодическим признаком целого слога.

ПРОСОДИЯ СЛОВА

Цепочки слогов, составляющих слово, в большинстве языков объединяются в некоторую цельную структуру. Полнозначные слова в современных европейских языках имеют ясную ритмическую организацию: один из слогов фонетически выделен (является ударным), а другие уступают ему по силе (являются безударными). Таким образом, звуковой поток членится на некоторые ритмические кванты, объединенные вокруг ударных слогов. Имеются и другие средства фонетической интеграции слова, а тем самым – и отделения его от соседей. Чаще всего это тембровые просодии, охватывающие слово как целое, однако наиболее типичным просодическим средством словесного уровня является все же ударение.

УДАРЕНИЕ

Размещение и функции.

Языки мира различаются как по допустимым в слове ритмическим схемам, так и по функциям, выполняемым в них ударением. Примером языка с исключительным разнообразием акцентных (т.е. предоставляемых ударением) возможностей является русский. Поскольку ударение может падать в нем на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию, противопоставляя пары типа: пúли – пилú, зáмокзамóк и т.п. Русское ударение является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова (водá – вóду, стéны – ). Более ограниченные акцентные возможности имеет английский язык. Как и в русском, ударение в нем разноместное, из чего следует возможность противопоставления пар типа: ў subject 'предмет' – sub ў ject 'подчинять', ў desert 'пустыня' – de ў sert 'дезертировать'; английское ударение может изменяться также и при суффиксальном словообразовании: ў sensitive – sensi ў tivity. Однако словоизменительные возможности английского языка невелики, и изменения ударения при словоизменении не происходит.

Подобно фиксированному, такое ударение является автоматическим – в том смысле, что оно ставится по строгим фонетическим правилам. Понятно, что выполнять функции смыслоразличения автоматическое ударение не может. Оно служит лишь ритмическому объединению вокруг ударного слога и разграничению слов в потоке речи (эти функции ударения называются, соответственно, кульминативной и делимитативной).

Фонетическое слово не всегда совпадает с грамматическим. Оно может включать в себя примыкающие к полнозначному слову безударные служебные и полуслужебные слова (предлоги, частицы, местоимения, союзы). Такие слова называются клитиками. Клитики, предшествующие полнозначному слову (например, не готóва), называются проклитиками, а следующие за ним (например, готóва ли) – энклитиками. Поскольку фонетическое слово объединяется в целое на основе ритмической субординации слогов, его иначе называют речевым тактом.

Сложные слова могут иметь более одного ударения: блèдно-зелéный, мàлознáчимый. Более слабое ударение (в русском это обычно первое из двух) называется второстепенным или побочным.

Фонетическое качество ударения.

Знак ударения символизирует вершину ритмической схемы, в которой слоги, составляющие речевой такт, ранжированы по степени выделенности. Эта схема может реализовываться как через собственно просодические процессы (ранжирование длительности и интенсивности гласных), так и через связанные с ними качественные изменения гласных. Одновременно осуществляется совмещение ритмической схемы слова с просодической структурой фразы (фразовой интонацией). Процессы эти в разных языках неодинаковы, что отражается в классификациях фонетических типов ударения.

Ударение русского типа традиционно считалось динамическим, или экспираторным. Предполагалось, что увеличенное дыхательное и артикуляционное усилие на ударных гласных отражается в их повышенной акустической интенсивности. Однако экспериментальные данные (Л.В.Златоустова) показали, что более важным акустическим параметром является длительность, причем ударные гласные характеризует нейтральная длительность, а на безударных происходит сокращение, результатом которого является неполная артикуляция (количественная и качественная редукция).

Возможен иной способ организации соотношения ударного и безударных слогов: гласный ударного слога удлиняется, тогда как безударные сохраняют нейтральную длительность (качество гласных при этом почти не меняется). Это языки с квантитативным (количественным) ударением. В качестве примера такого типа ударения обычно приводят новогреческий язык. В нем безударные не подвергаются редукции и отличаются от ударных только отсутствием приращения длительности.

Особенностью французского языка является отсутствие фонетического слова как ритмической составляющей предложения. В качестве минимальной ритмической единицы выступает синтагма, а ее просодической вершиной является конечный слог. Если синтагма выражена одним словом, то синтагменный акцент приходится на его конечный слог. Однако слово в неконечной позиции никакой ритмической схемы не имеет.

Языки без ударения (анакцентные).

ТЕМБРОВЫЕ ПРОСОДИИ

Фонетическое единство слова может достигаться не только за счет иерархических отношений по силе между слогами, но и за счет общности тембровых признаков гласных. Наибольшей известностью пользуется гармония гласных (иначе называемая сингармонизмом), которая характерна для тюркских языков. Она состоит в уподоблении гласных суффиксов гласным корня по ряду и лабиализации. Пример из турецкого языка (формы именительного и родительного падежа существительных): 'степь' – ; son 'конец' – son-un; ev 'дом' – ev-in; gül 'роза' – gül-ün.

ПРОСОДИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ФРАЗОВАЯ ИНТОНАЦИЯ)

Каждое из основных просодических средств может использоваться двумя способами: локально – в составе фразовых акцентов, которые реализуются обычно на ударных слогах, и интегрально – как общая характеристика интонационной группы (см. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

Функции и средства интонации.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

В предложении мы всегда имеем дело с множеством интонационно выражаемых семантических характеристик. Многообразию семантических комбинаций соответствует большое число разных интонационных фигур.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности). Функция членения особенно ярко проявляется в повествовательных текстах, где сильна тенденция разделить поток речи на соизмеримые во времени отрезки (так называемая изохрония).

Фонетические типы фразовых акцентов.

Признаковые компоненты фразовых акцентов, по-видимому, являются универсальными. Однако языки различаются комбинациями этих средств и способами их функционального использования. При описании интонации конкретного языка обычно выделяется ограниченный набор наиболее частых фигур. Так, система описания русской интонации, предложенная для целей преподавания русского языка как иностранного Е.А.Брызгуновой и ставшая в этой области стандартной, включает в себя пять базовых единиц (так называемых интонационных конструкций – ИК), обслуживающих основные типы высказываний. Ниже следует их перечисление (подчеркнуты гласные ударных слогов, на которых реализуются интонационные признаки).

Здесь живут мои родители (\\).

ИК-2: нисходящий тон в сочетании с интенсивностью (\\+), оформляет требовательный специальный вопрос и побуждение типа приказа:

Когда это произошло (\\+)?; – Закройте окно (\\+)!

ИК-3: восходящий тон (/), оформляет общий вопрос и незавершенность:

Вы были в театре(/)?; – Пока вы были в театре(/), мы работали.

ИК-4: нисходяще-восходящий тон (\\/), оформляет сопоставительный вопрос:

А. – Сестра приехала. Б.А жена-а(\\/)?

ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (/=\\), оформляет восклицание:

Эти ИК описывают наиболее употребительные случаи акцентного оформления русских предложений. Однако в русском языке имеются и другие комбинации тех признаков, которые составляют описанные ИК, например сочетание восходящего и нисходящего тона внутри слога (отрицание неверного предположения): А.Может, у тебя денег нет? Б.Е-есть(/\\)!; восходящий тон в сочетании с интенсивностью (требовательный общий вопрос): – Ты сделал (/+), что я требовал?

В общем случае небольшой набор ИК не способен описать все разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны.

Тональные противопоставления не ограничиваются параметром направления движения тона. Имеются также различия в величине тонального изменения (экскурсия тона), в локализации тонального движения внутри слога (таймирование тона) и в уровне, на котором происходит тональное движение. В систему средств описания русской интонации эти признаки введены голландской фонетисткой С.Оде. Различия значений этих параметров не случайны, они используются для выражения разнообразных семантических характеристик.

В диалоге часто используются и нетональные просодические средства, причем не обязательно в комбинации с тональными. Так, при акцентуации неопределенных местоимений вместо тонального акцента используется динамический: – Тебе кто -то (+) звонил (\\). Длительность (знак:) часто выступает в сочетании с тональным изменением: – Ах это Ва-аня (\\:) сделал. , однако может представлять и чисто долготный акцент: – А Ва-аня (:). Почему он не позвонил?

Размещение акцентов.

Акцент семантически может относиться не к отдельному слову, а к группе слов: А.Что ты делаешь вечером? Б.Иду играть в футбол (\\). Рематический акцент в ответе стоит на последнем слове, однако ремой является ответное высказывание целиком. В подобных случаях возникает проблема расстановки акцента внутри группы слов. Она определяется сложными правилами, носящими семантический характер. Ориентация на линейную позицию слова в предложении не действует (ср. вариант последнего ответа: – Иду в футбол (\\) играть). Иногда синтаксическая группа получает несколько акцентов: Его зовут не Иван (/) Петрович (\\), а Петр (/) Иванович (\\). Здесь противопоставлены как имя, так и отчество субъекта, и оба слова получают акцент.

Интегральные просодии.

Просодический признак может охватывать синтагму или целое предложение. Так, пояснительная вставка произносится на низком тоне (Н): – Тебя Ваня (/) он уже вернулся (Н) – просил позвонить (\\). При переспросах быстрый темп (Б) относится ко всему предложению: – Когда (/=), ты говоришь, он приехал (Б)?

Интегральные огласовки предложений и синтагм очень разнообразны. Кроме различий в общем уровне тона, громкости и в темпе, в экспрессивных целях активно используются специфические качества голоса, называемые фонациями. Так, придыхательный голос (ПДХ) маркирует высокую степень эмоции: – Какой он виртуоз! (ПДХ), тогда как скрипучий голос (СКР) используется как фигура отрицания: – Да какой он виртуоз! (СКР) Ерунда! Комбинации разнообразных акцентов с многочисленными интегральными просодиями дают огромный инвентарь потенциальных средств интонационного оформления высказывания. Однако далеко не все из них в равной степени активно используются в разных стилях речи. Наибольшее богатство обнаруживает неформальный диалогический стиль, тогда как формализованная речь использует гораздо более ограниченный набор средств.

Интонационное членение.

Универсальное и конкретно-языковое в интонации.

Многое в интонации объясняется универсальными тенденциями, восходящими к врожденным жестовым функциям голоса. Так, для вопросительных предложений во многих языках мира характерно использование восходящего тона, тогда как для повествовательных характерно конечное понижение. Однако, например, в северных русских диалектах нисходящий тон получает только конец повествовательного фрагмента, а все промежуточные предложения характеризуются конечным восхождение тона. Для этих же диалектов характерно отсутствие слияния слов, входящих в семантико-синтаксические группы, в единое ритмическое целое – в отличие, например, от посинтагменного членения текста, характерного для французского языка.

Имеются различия и в размещении тонального движения в слоге. Так, в английском языке при наличии в конце слога сонорного согласного восходящая часть сложного нисходяще-восходящего акцента реализуется именно на нем (– Te\\n/ .), чего русский язык обычно не допускает (– Се\е/мь.).

Некоторые универсальные просодические тенденции имеют физиологическое объяснение. Таково градуальное понижение уровня тона к концу высказывания (деклинация) и продление гласного конечного слога.

Вестерман Д. Звук, тон и значение в западноафриканских суданских языках. – В кн.: Африканское языкознание. М., 1963
Брызгунова Е.А. Интонация. – В кн.: Русская грамматика, т. 1. М., 1980
Зализняк А.А. От праславянской акцентуации к русской. М., 1985
Касевич В.Б., Шабельникова Е.М., Рыбин В.В. Ударение и тон в языке и речевой деятельности. Л., 1990
Кодзасов С.В. Комбинаторная модель фразовой просодии. – В кн.: Просодический строй русской речи. М., 1996
Николаева Т.М. Просодия Балкан. Слово – высказывание – текст. М., 1996

Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. Но многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому в дальнейшем во время обучения у детей возникают затруднения с выразительным чтением. В логопедические занятия включают упражнения на ее формирование.

Что это такое и важные составляющие просодики

Просодика включает в себя следующие компоненты:

  • тембр;
  • темп;
  • логическое ударение;
  • мелодика;
  • ритм:
  • интенсивность;
  • дикция.

Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.

Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.

Симптоматика нарушения просодики

  • Ребенок не может менять высоту голоса. Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
  • У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
  • Речь невыразительная.
  • В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
  • Речь монотонная, невыразительная.
  • Несформированное речевое дыхание.
  • У речи имеется назальный оттенок.
  • Нарушения ритмической структуры высказывания.

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.

Виды и причины нарушения

Нарушение просодической стороны речи может быть как отдельным речевым расстройством, так и частью более сложных речевых нарушений:

Кроме того, нарушения просодики могут быть частью более сложного речевого расстройства (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Поэтому перед началом занятий логопед проводит диагностику, чтобы определить структуру дефекта и причины недостаточной сформированности просодической стороны речи.

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

  • звукопроизношение;
  • слоговую структуру;
  • силу и длительность выдоха;
  • темп речи;
  • интонационное оформление.

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Подготовка

Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.

Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот. При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.

Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных. Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания. Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.

Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.

Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.

На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.

Формирование интонационной выразительности

Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.

Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.

Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться. Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения. Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Особенности работы со взрослыми

В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.

Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

• речевой выдох ослаблен, короткий;

• речь монотонна, маловыразительна;

• темп речи замедленный или ускоренный;

• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;

• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

• тембр чаще низкий;

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап Подготовительный

1. Работа над речевым дыханием.

2. Работа над голосом.

3. Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.

2 этап Основной

1. Формирование общих представлений об интонации.

2. Знакомство с повествовательной интонацией.

3. Знакомство с вопросительной интонацией.

4. Знакомство с восклицательной интонацией.

5. Дифференциация интонационной структуры предложения.

3 этап Заключительный

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.

2. Работа над интонацией вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационной структуры предложения

1. Работа над речевым дыханием

ПОСТАНОВКА НИЖНЕ-РЕБЕРНОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.

Нижне-реберное диафрагмальное дыхание не утомляет ребёнка, создаёт длительную, плотную и управляемую струю воздуха. Постановка осуществляется с помощью следующего упражнения.

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я.

Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.

Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.

2. Развитие голоса:

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)

Упражнения на развитие силы голоса.

Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко) :

АУИ АУИ АУИ АУИ

Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция) :

ABA ABA ABA ава

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

• Как медленно вертится колесо!

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

3. Формирование темпо-ритмической организации

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

1. Воспроизведение простых ритмов : (II II II) (III III III) (II II II).

2. Воспроизведение акцентированных ритмов: (II III II III II) (III II III II III II) (II II II II).

4. Формирование интонационной стороны речи

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх.

Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?.

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста предложения, поднимая карточку со знаком.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат (Ура) и т. д.

Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх и затем вправо. Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения.

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной проводится по четырем направлениям.

1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

а) Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Стол? – твой стол?

б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты? – там солдаты? В столовой – он в столовой? Старушка? – идет старушка?

в) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? – этот сад? Весело? – вам весело?

Очень? – очень вкусно? Ласковый? – ласковый кот?

2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

а) Выделение интонацией вопроса вопросительного предложения :

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?

б) Выделение интонацией вопроса в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

3) Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

3. Работа над интонацией восклицательного предложения

1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания.

Развитие интонационной выразительности речи. Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,.


ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ И ЕЕ ГЕНЕЗ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совместно с такими важнейшими аспектами коммуникации, как мимика, поза, взгляд, жест просодика создает специфическую эмоциональную окраску речи. В норме все названные элементы задействованы в речевом общении, дополняя друг друга.

А. Мартине в своих исследованиях относит к просодии все те звуковые явления, протяженность которых не совпадает с протяженностью фонемы: ударение, тон, интонация, а также количество [9].

Б. Шенхер, М. Зелтинг, Б. Мебиус, А. Мюллер также понимают просодию как общий термин для таких супрасегментных явлений речи, как акцент, интонация, громкость звука, длина, паузы, а также связанные с ними комплексные феномены: темп и ритм [5].

С. В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова к просодическим (супрасегментным) средствам относят словесное ударение и слоговые тоны [7].

По мнению М.Ф. Фомичевой, Е.Н. Российской, Л.А. Гараниной, Н.И. Жинкина и других исследователей основной составляющей просодической стороны речи является интонация. Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания. Интонация представляет собой совокупность ряда таких компонентов как мелодика, ритм, темп, тембр речи, пауза и логическое ударение [17].

Н.И. Жинкин считал просодию наивысшим уровнем развития языка, так как просодическое оформление текста состоит из психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Эти компоненты определяют акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом [2].

Таким образом, просодическая сторона речи представляет собой совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр. Являясь наивысшим уровнем развития, она составляет важную часть устной речи и играет важное значение в оформлении речи и понимании ее слушателем.

Просодика является важнейшей составляющей устной речи, средством ее оформления, уточнения смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. К просодическим элементам речи относятся: тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, дикция [1; 11].

Развитие просодики в онтогенезе, как и развитие речи в целом, происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное развитие просодической стороны речи.

По мнению многих исследователей (Т.Н. Ушакова, Н.И. Гвоздев, Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Н.И. Лепская и др.) начальным этапом доречевого периода является рефлекторный крик ребенка.

Т.В. Базжина, С.М. Носиков, Е.Н. Винарская, Н.Я. Кушнир рассматривают крик новорожденного как начальное проявление той функции, которая при нормальном развитии ребенка в дальнейшем превращается в его устную речь [15].

Первый крик ребенка – это психофизиологический зародыш будущей речи, содержащий в себе ее главное качество – внешнее звуковое выражение внутреннего психического состояния [16].

Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Крик, являясь первой интонацией, зависит от состояния ребенка и вскоре после рождения приобретает обертональную окраску [2].

Е.Н. Винарская в своих исследования указывает на то, что крики младенцев вариативны по своим акустическим свойствам: нет двух детей, крики которых звучат одинаково. Крик каждого ребенка обладает индивидуальными чертами [3].

Постепенно, возникающие у ребенка в доречевой период голосовые реакции начинают интенсивно развиваться и усложняться [10].

Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Он становится модулированным и выражает состояния ребенка. Именно в это время у ребенка начинает формироваться функция общения с окружающими [1; 2].

В 2-4 месяца у ребенка появляются первичные вокализации - гуканье, а затем и гуление. Издаваемые ребенком звуки с трудом соотносятся со звуками родного языка, скорее они напоминают кряхтение, радостное повизгивание. Они носят спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. Несмотря на то, что эти звуки не несут смыслового содержания, они имеют определенную интонацию, с помощью которой ребенок привлекает внимание взрослого. Как правило, эта интонация свидетельствует о благополучном состоянии ребенка, вскоре сменяемым выражением радости. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации [1; 2; 15].

И.А. Поварова считает, что именно к 4 месяцам ребенок начинает дифференцировать высказывания взрослого по характеру интонации и проявлять различные реакции на речь окружающих [10].

На 4 – 6 месяцах жизни, в связи с полным освоением национальной специфики эмоционально-выразительного вокализма родной речи, гуление прекращает свое развитие [3].

В это время ребенок вступает на следующий этап предречевого развития – лепета. В этот период появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

К 6 месяцам лепетная речь становится ритмичной, возрастает ритмическая организованность самостоятельных высказываний ребенка. Это связано с появлением в этот период жизни ребенка потребностей в ритмических движениях. После 6 месяца происходит наиболее интенсивный процесс накопления звуков [2; 11].

После 8 месяцев часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам родного языка, утрачиваются, у ребенка появляются звуки, сходные с фонемами окружающих людей. В этот период значительно начинает развиваться интонация, ритм, общий контур слова. Общение ребенка с окружающими осуществляется при помощи эмоциональной интонации [1; 2].

Постепенно звуковые вокализации удлиняются, появляются цепочки сначала из одинаковых слогов, а потом из разнотипных. При этом слоги выделяются такими характеристиками, как длительность, громкость, высота звука. По мнению Е.Ф. Архиповой, это начальная стадия формирования ударения [1;18].

К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова, он начинает постепенно усваивать такие элементы просодики, как ударение, мелодику, интенсивность голоса. По мере общения, с взрослым ребенок осознанно начинает использовать интонацию, несмотря на то, что с трудом может изменять высоту и силу своего голоса [2; 13].

В этом возрасте темп речи у детей медленный, так как им трудно проговаривать слова и звуковые сочетания. С возрастом наблюдается ускорение темпа. Постепенно ребенок начинает овладевать ритмической структурой слов. Н.Х Швачкин отмечает, что первые ритмические высказывания ребенка имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Однако с развитие речи ребенка, интонация и ритм приобретают служебную роль и подчиняются слову [8].

Именно в этот период жизни ребенок начинает пользоваться интонацией понижения для выражения спокойного констатирования, позже начинают появляться вопросительные интонации, речь окрашивается эмоциями [4; 13].

К концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь. В этот период у детей начинает появляется неплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации, появляется выделительное словесное ударение, расширяется частотный диапазон. Также в этом возрасте дети начинают овладевать интонацией перечисления, соединяющей целые предложения [2; 4; 8; 11].

С 4 лет фразовая речь ребенка усложняется. У ребенка появляется тип мелодического оформления речи, сходный с типом взрослого, появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию, намечается темп высказывания [2; 8; 11].

К младшему школьному возрасту, дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что элементы просодической стороны речи начинают усваиваться ребенком еще в доречевой период развития и без осложнений. Учеными было доказано, что интонационные средства усваиваются детьми намного раньше, чем словесная речь. Постепенно все компоненты просодической стороны речи оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у каждого человека.

Литература

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.

3. Винарская, Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 165 с.

4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.

5. Григорьев, Е.И. Звуки речи и их коммуникативная функция [Текст] / Е.И. Григорьев, В.М. Тычинина; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2006. – 122 с.

6. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во академии педагогических наук, 1958. – 370 с.

7. Кодзасов, С.В. Общая фонетика[Текст] / С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова; Российский гос. гуманитарный ун-т. – Москва, 2001. – 592 с.

9. Мартине, А. Принцип экономии в фонетических изменениях [Текст] / А. Мартине – М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. – 262 с.

12. Потапова, Р.К. Функционально-речевая специфика просодии и семантики [Текст] / Р.К. Потапова // Речевые технологии. – 2014. – № 1-2. – С. 3 – 21.

13. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. —104 с.

14. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н.Д. Светозарова – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. – 176 с.

18. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Читайте также: