Определите особенности экономики дуалистического государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дуалистической экономики концепция не отражает реальные процессы формирования смешанной экономики, упрощает их. В действительности современная смешанная экономика носит многоукладный, многосекторный характер. Государственный уклад взаимодействует в ней не только с частным, но и с другими укладами - муниципальным, кооперативным, негосударственным (некоммерческим), семейным. При этом сами эти уклады неоднородны. К частным относятся монопольно-олигархический уклад, среднее и частично крупное предпринимательство, мелкопредпринимательский уклад. Некоммерческий уклад включает как бесприбыльные организации, так и организации, использующие прибыль в некоммерческих целях.

Дуалистической экономики концепция, исходящая из автономного и параллельного движения двух секторов, не учитывает также реальные процессы интеграции государственного и частного секторов, коммерциализации управления государственной собственностью и образования смешанных форм и типов хозяйства (различных форм государственно-частного партнёрства).

1867 г. - австро-венгерское соглашение о преобразовании Австрийской
империи в двуединую монархию АвстроВенгрию, состоявшую из двух
независимых друг от друга во
внутренних делах государств — Австрии
и Венгрии
Франц-Иосиф - император
Австрии и король Венгрии

4. Политическое устройство Австро-Венгрии

Австрия
Венгрия
конституция
конституция
парламент
парламент
правительство
Флаг
армия
министерства: военное,
финансов и иностранных дел
финансовая система
нет таможенных границ
правительство

5. Национальный вопрос в Австро-Венгрии

1868 г. – Чехия, Моравия и
Силезия поставили вопрос об
отделении от Австрии. Австрия
вынуждена согласиться на проведение реформ:
Снижен имущественный ценз, дававший право на
участие в выборах. Широкие слои мелких
собственников города и деревни и часть рабочих
получили право голоса
Представители Чехии стали депутатами
австрийского парламента
В областях, где было смешанное население,
вводились два языка и чиновники Чехии и Моравии
обязаны были их знать

6. Экономика Австро-Венгрии

Экономика АвстроВенгрии
Стр. 192 п. 2
- Определите особенности
экономики дуалистического
государства
- Определите специфику развития
железных дорог в империи
- Что являлось основой
австрийского экспорта?

7. Внешняя политика Австро-Венгрии

8. Балканы перед I Мировой войной

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ НАРОДОВ
БАЛКАН в середине XIX в.:
Болгария, Сербия, Албания,
Македония, Босния, Герцеговина,
Фессалия, Валахия и Молдавия – в
составе Османской империи
Хорватия, Словения, Трансильвания –
в составе Австро-Венгерской империи
Бессарабия – в составе Российской
империи
Греция– независимое государство

9. Балканы перед I Мировой войной

Дуалистическая монархия — это первоначальный вид конституционной монархии, в которой власть государя ограничена конституцией, принятой парламентом, но при формальном и фактическом сохранении монархом обширных властных полномочий. В этой форме правления исполнительная власть принадлежит главе государства, тогда как законы принимает парламент, который избирается подданными.

Признаки дуалистической монархии

Установление дуалистической монархии стало переходным этапом от абсолютной к парламентарной монархии в конце XVIII века. Являясь первоначальной формой конституционной монархии, она обладает рядом характерных признаков.

Ограничение влияния на законодательную власть

Несмотря на то, что монарх юридически владеет исполнительной властью, принятые им решения часто зависят от деятельности парламента. Представительная власть в лице парламента выступает законосовещательным органом, с мнением которого монарху необходимо считаться.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Влияние населения на политику государства

Население государства может влиять на правление монарха через парламент или другие органы представительной власти. Народ является дополнительным источником власти, который участвует в формировании парламента. Как правило, монарх волен избирать только половину парламента, другая же часть формируется выходцами из народа. Через народных представителей граждане доносят до власти свои потребности и интересы, выражают свое мнение и оказывают воздействие на государственную политику. Также возможность формирования избираемого парламента подразумевает то, что власть монарха не безраздельна и ограничена.

Исполнительная власть монарха

Монарх в дуалистической форме правления наделен широкими полномочиями и всецело обладает исполнительной властью. Он может принимать участие в нормотворческой деятельности и воздействовать на парламент. Несмотря на конституциональное ограничение власти, государь вправе:

  • формировать и назначать правительство;
  • вместе с правительством принимать нормативные акты, законы и издавать чрезвычайные указы относительно вопросов, на которые не распространяется влияние парламента;
  • при несогласии с решением парламента, монарх вправе использовать право вето и предотвратить вступление закона в силу;
  • созывать парламент на сессию;
  • распускать парламент.

Акты и законы, разработанные монархом, становятся легитимными только после того, как их принятие подтверждается парламентом. Важной чертой монархии является то, что все действия и решения монарха должны подчиняться конституции.

Судебная власть также в большей степени принадлежит государю, но может быть относительно независимой. Монархом осуществляется и контроль внешнеполитической деятельности государства.

Ответственность правительства перед монархом

В дуалистической монархии правитель владеет полномочиями в сфере формирования правительства, назначаемого для управления страной. Министры и депутаты подчиняются только монарху, и не несут никакой ответственности перед парламентом. Государь может самостоятельно избирать членов правительства, либо делегировать это первому министру. Возможные противоречия с парламентом не могут повлиять на уход или отставку отдельных министров.

Однако при таком разделении государственной власти правительство хоть и подчиняется правителю, парламент также может на него воздействовать, используя свое право на распределение государственного бюджета раз в год. Например, будучи верховным главнокомандующим государства, монарх самостоятельно принимает решение об участии в военных действиях, но не он сможет это реализовать, пока парламент не выделит денежные средства для проведения военной кампании.

Отличие от парламентарной монархии

Парламентарная монархия — это разновидность конституционной формы правления, которая возникла после дуалистической. При такой форме, правление монарха также ограничено представительными органами, но в отличие от первого типа монархии, правитель не обладает исполнительной властью, осуществляя лишь представительную функцию.

К государствам парламентарной монархии относятся: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания и др.

К основным отличиям парламентарной монархии от дуалистической относится:

  1. Отсутствие дуализма в парламентарной форме правления между законодательной и исполнительной властью, так как монарх уже не назначает правительство, отдавая эту прерогативу парламенту. Формируется правительство из представителей политический партий, которые получили большинство голосов в парламенте. Главой правительства становится премьер-министр.
  2. Правительство подчиняется парламенту и несет перед ним ответственность за свою деятельность.
  3. При потере доверия к правительству, парламент вправе его распустить.
  4. Законодательная власть целиком принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.
  5. Правовое положение монарха также имеет значительные ограничения. Без одобрения парламента он не вправе решать частные вопросы государственной жизни.
  6. Парламент контролирует личную жизнь правителя.
  7. В парламентской форме правления монарх становится номинальным главой государства, которые не имеет реальных властных полномочий.

Отличие от абсолютной монархии

Главное различие абсолютной монархии от конституционной (дуалистической и парламентской) состоит в том, что все формы власти всецело принадлежат монарху, правление которого не ограничено ни конституцией, ни парламентом.

Примеры абсолютных монархий в современном мире сохранились на востоке — это Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, Объединенный Арабские Эмираты.

Признаки абсолютной власти, определяющие ее основные отличия от дуалистической монархии, заключены в следующих характеристиках:

  1. Абсолютная монополия монарха, который единолично обладает законодательной, судебной и исполнительной властью.
  2. Принятые монархом указы и законодательные акты имеют завершенный характер и обязательны для исполнения.
  3. Отсутствие каких-либо представительных органов, ограничивающих его власть.
  4. Полное бесправие населения, которое не принимает никакого участия в государственной политике.
  5. Внутренняя и внешняя политика осуществляется министрами, которые подчиняются монарху.
  6. Отсутствие ответственности монарха перед народом.

Страны с дуалистической монархией

Несмотря на то, что дуалистическая монархия в современном мире перестала существовать в своем первоначальном виде, в той или иной степени она реализуется в ряде нескольких стран:

  1. Княжество Лихтенштейн — это карликовое государство, управление которым сконцентрировано в руках князя. Он контролирует принимаемые парламентом законы, представляет княжество на мировой арене и во взаимоотношениях с другими государствами, а также формирует и распускает правительство.
  2. Княжество Монако — карликовое государство, граничащее с Францией. Форма правления определяется как конституционная монархия с элементами дуализма, главой государства является князь. Исполнительную власть осуществляет государственный министр и правительство в составе четырех человек. Законодательная власть поделена между князьями и парламентом из 24 человек. Парламент вправе вносить поправки в государственные проекты и определять систему налогообложения.
  3. Королевство Иордания — государство на Ближнем востоке. Исполнительная власть полноправно принадлежит королю и совету министров, сформированным королем. Также король распоряжается судебной властью, может самостоятельно назначать судей и вносить свои правки в Конституцию.

Помимо перечисленных государств, дуалистическая форма правления осуществляется в Кувейте, королевствах Марокко и Эсватини. Несмотря на присутствие элементов дуализма во всех обозначенных монархиях, существующая там форма правления скорее тяготеет к абсолютной монополии государя, который обладает всеми рычагами власти.

Дуалистическая монархия – это конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена конституционными актами и Конституцией, при этом монарх фактически и формально сохраняет свои властные полномочия.

Дуалистическую монархию также называют исполнительной монархией. При этом виде монархии власть монарха в сфере законодательства ограничивает парламент. Монарх обладает правом абсолютного вето относительно принимаемых законов, неограниченным правом роспуска парламента. Монарх формирует правительство, поэтому полнота политической власти принадлежит монарху.

Характерной особенностью исполнительной монархии является формально-юридическое разделение между монархом и парламентом государственной власти. При этом в руках монарха находится исполнительная власть, а в руках парламента – законодательная.

Парламент избирается подданными (или их определенной частью). Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое лично им правительство или самостоятельно. Монарху принадлежит судебная власть, которая может быть в определенной степени независимой.

Дуалистическая монархия является первоначальной формой конституционной (ограниченной) монархии. Разделение властей при дуалистической монархии урезанное. Монарх вправе издавать чрезвычайные указы, которые имеют силу закона. Распуская парламент, монарх фактически заменяет исполнительную монархию абсолютной. Так, после роспуска парламента Иордании в 1974 году, следующие парламентские выборы прошли только в 1989 году.

Правительство несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В свою очередь, парламент может оказывать воздействие на правительство, используя право устанавливать бюджет государства. Это мощный способ управления, однако использовать его можно не чаще, чем раз в год. В то же время, депутаты стремятся не вступать с правительством вступая в конфликт и через него – с монархом, так как постоянно находятся под угрозой роспуска парламента.

Готовые работы на аналогичную тему

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим. Государственный режим представляет собой ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия – это определенный компромисс между властвующей верхушкой общества, представленной феодалами и остальной частью населения, в котором преобладание остается за монархом и его окружением.

Примеры стран с дуалистической монархией

В истории дуалистическая монархия встречается нечасто. К наиболее ярким примерам можно отнести следующие страны и периоды их существования:

  • Российская империя – 1905-1917 гг.;
  • Австро-Венгрия – 1867-1918 гг.;
  • Германия – 1871-1918 гг.;
  • Япония – 1890-1947 гг.

Российская империя (1905-1917 гг.). В начале XX века наблюдаются процессы реформирования всей системы власти Российской империи. Появляется новое звено политической системы – Государственная Дума (первое в России представительное учреждение). Российское законодательство 1905-1906 гг. имело противоречивый характер, что касалось, главным образом, Основных государственных законов 1906 года, которые многие авторы называют Конституцией того времени. Конституционные преобразования еще не были завершены окончательно. Государственный Совет и Государственная Дума являлись первым российским парламентом.

Основные государственные законы установили некоторые конституционные ограничения абсолютной власти российского императора. В тоже время, оставшаяся совокупность его прав в областях исполнительной и законодательной властей оставалась довольно обширной. Императору принадлежали право абсолютного вето и учредительная власть. Монарх, благодаря отсутствию разграниченности сферы регулирования закона и указа мог единолично осуществлять регулирование важнейших общественных отношений. Практически полностью сохранилась неограниченная власть императора в сфере государственного управления. Монарх одновременно выступал законодательным органом, участником законодательного процесса, главой правительства и государства, верховным судьей.

Положение Государственной Думы, ее функции указывают на то, что в начале XX века объем полномочий народного представительства был намного уже, чем у законодательных органов западноевропейских стран. Государственная Дума была значительно ограничена в праве законодательной инициативы, в контрольной и бюджетной сферах.

Австро-Венгрия (1867-1918 г.). Представляла собой многонациональное государство и двуединую монархию в Центральной Европе. Было третьем по величине государством Европы того времени. Австро-Венгрия выступала реальной унией Австрии и Венгрии. Цислейтанский закон 1867 года определял компетенции унии: оборона, внешнеполитические дела и др. Правительство империи составляли союзные министерства, руководившие общими вопросами. Император возглавлял правительство. Для осуществления законодательства по общим вопросам было создано общеимперское представительство, в которое венгерский сейм и рейхсрат делегировали своих представителей на пропорциональной основе. Делегации Австрии и Венгрии заседали и принимали решения отдельно, но каждая из них могла потребовать общего заседания. Австрией управлял император из династии Габсбургов. Он же являлся королем Венгрии и Богемии. Исполнительную власть монарх осуществлял через министров, которые контрассигновали его акты. Законодательную власть император осуществлял посредством рейхсрата.

Германия (1871-1918 гг.). Эпоха Второго рейха. Во главе государства находился король Пруссии. Ему принадлежала законодательная и исполнительная власть (издавал распоряжения, обнародовал законы, отвечал за безопасность, назначал и увольнял чиновников исполнительной власти, назначал рейхсканцлера). Главой исполнительной власти в стране являлся канцлер, который нес ответственность перед депутатами рейхстага. Фактически, канцлер был единственным в стране министром. Все остальные министерские должности были у государственных секретарей. Двухпалатный парламент включал Бундесрат, или Союзный Совет – Верхняя палата и Рейхстаг – Нижняя палата. Состав Бундесрат формировался исходя из назначений местных правительств, а Рейхстаг избирался народом.

Японская империя (1890-1947 гг.). Своим образцом для создания Конституции 1890 г. Япония взяла Конституцию Пруссии. В соответствии с Конституцией император обладал практически неограниченной исполнительной, законодательной и судебной властью. Однако император никогда не принимал никаких важных решений без советников. Их власть распространялась довольно широко. В состав советников также входили: совет маршалов и адмиралов; министерство императорского двора; генро – особый совет из представителей крупных феодальных родов. Тайный совет рассматривал наиболее важные государственные дела, к нему обращались члены правительства при рассмотрении тех или иных дел, он одобрял императорские указы и т.д. Министерство императорского двора в состав кабинета министров не входило, ему не подчинялось.

Примеры дуалистической монархии в современном мире

Дуалистическая монархия в той или иной степени нашла отражение и в современном мире. Список стран, в которых существует исполнительная монархия сегодня невелик:

Читайте также: