Производственное искусство в советской россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор книги — профессор Мария Заламбани — окончила Болонский университет в Италии, защитила докторскую диссертацию в Высшей Школе общественных наук в Париже. В настоящее время преподает русскую литературу в университете им. Габриэле Д’Аннунцио города Пескара в Италии. Автор целого ряда работ о производственничестве и русском авангарде.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Прежде чем предложить вниманию русского читателя настоящий перевод нашей работы, которая в целом была задумана и написана во второй половине 90-х годов (в Высшей Школе общественных наук, в Париже она была защищена как докторская диссертация), мы задались вопросом, насколько оправдана ее публикация сегодня. Действительно, может показаться, что в некоторых аспектах исследование утратило свою актуальность, хотя бы потому, что в последнее время библиографическая панорама значительно расширилась. Однако внимание исследователей всегда привлекали художественные аспекты конструктивизма, тогда как интерес к историко-социальным аспектам производственно-конструктивистского движения оставался довольно скудным. Если производственничество и исследовалось, то всегда как маргинальное явление, прежде всего — с точки зрения своей связи с соцреализмом. И действительно, это — одна из основных проблем, с которой сталкивается исследователь, приступая к изучению революционных художественных течений 20-х годов ХХ века в России. Прежде чем подойти к проблеме культурного наследия, оставленного нам этим течением (и, следовательно, к проблеме его связи с социалистическим реализмом), представляется принципиально важным исследовать возникновение и развитие производственного искусства и проанализировать не только его эстетический проект, но и — прежде всего — политический и социальный, сформулированные самой интеллигенцией. Именно с этой точки зрения тема еще не совсем исчерпана.

Вот почему русскому читателю предлагается наша гипотеза, которая, без сомнения, поддается критике и модификациям. Мы не внесли изменений в итальянское издание книги, опубликованной в 1998 году, поскольку до сих пор считаем обоснованной нашу гипотезу о том, что к роковым ошибкам интеллигентов-производственников и конструктивистов привела их исходная идеологическая платформа.

Смерть авангарда напророчена уже в его самых первых теоретических формулах, в его интерпретации социализма. Поскольку последний понимается ими как высокодисциплинированное общество, полностью посвятившее себя производству, проект искусства производственников постепенно превращается в проект власти одного класса над другими. Этот класс — интеллигенция — формулирует данный проект, основываясь на идее высокодисциплинированного искусства, построенного на парадигме научной организации труда (НОТ) и полной рационализации нового советского общества. Мы приходим к заключению, что эстетические идеи целесообразного конструктивистского искусства, лишенные своей социалистической матрицы, будут взяты и усвоены наиболее развитыми капиталистическими государствами в процессе создания современного промышленного дизайна. А политический проект дисциплинированного искусства и высокорационализированного государства будут унаследованы социалистическим реализмом.

Теперь, когда в России, начиная с 1991 года, горизонт научных исследований значительно расширился, нам кажется, что новая постановка данной проблемы может стать хорошим стимулом для дальнейших исследований. В свете появляющихся все новых и новых работ, которые убедительно свидетельствуют о совершенно новых подходах по сравнению с советской эпохой, эта тема, которая до сих пор почти полностью игнорировалась, сегодня может быть пересмотрена. Настоящая работа призвана стать стимулом для дискуссии.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ

В настоящей работе делается попытка исследовать и воспроизвести теоретические споры, приведшие к возникновению искусства в производстве и таким образом пойти дальше уже известных фактов, касающихся конструктивизма.

Вокруг проекта жизнестроения в России уже с 1918 г. разгорелась оживленная дискуссия самых разнообразных художественных (и нехудожественных) направлений. В этом столкновении мнений невозможно определить какую-то единую и постоянную линию, так как стратегии и тактики менялись и умножались многократно — в зависимости от победы или поражения отдельных течений. Официальная, государственная точка зрения выражается как государственными органами, так и идеологами социализма и критиками, которые полемизируют с представителями художественной интеллигенции на многочисленных публичных лекциях, а также на страницах разных периодических изданий.

В работе в первую очередь делается попытка выявить и подчеркнуть богатство и разнообразие теоретических дискуссий, а также множество практических последствий, к которым пришло производственно-конструктивистское движение. Помимо идеологических споров на страницах журналов, на публичных лекциях, а также в учреждениях, где новое искусство должно было зародиться (как, например, ИНХУК), рассматриваются и практические последствия движения. В результате анализа мы установили, что оказало свое влияние и тяжелое материальное положение страны, очень часто делавшее невозможным практическое осуществление производственнических проектов.

В первой главе книги мы рассматриваем понятие пролетарской культуры, которая, по всей видимости, предшествует и сопровождает концепцию производственного искусства. Пролеткульт, чьим крупнейшим представителем был А. А. Богданов, представляет собой теоретическую модель концепции искусства в производстве, которая — вместе с художественной моделью футуризма — легла в основу искусства в производстве.

Анализируя путь, приведший к формированию производственного искусства как сложного, но самобытного движения, во второй главе мы рассматриваем переход от художественной промышленности к искусству в производстве (начиная с первой попытки применить концепцию искусства к промышленности и заканчивая преобразованием фабрики в один из центров художественного творчества). В результате анализа мы установили, что если художественная промышленность еще в какой-то мере зависит от понимания труда как ремесла, то производственное искусство поднимается на ступень выше и предусматривает уже массовое производство. Производственное искусство отвечает именно на призывы промышленного производства. В третьей главе прослеживается, как искусство в производстве, пытаясь преобразовать общественный строй, воспринимает идеи НОТ: начиная с фабрики, оно переносится в быт, преобразуя и совершенствуя его.

В четвертой главе рассматриваются некоторые наиболее значительные теоретические работы о производственном искусстве таких крупных его теоретиков, как А. Луначарский, Б. Арватов, А. Богданов, где проблема подвергается анализу с разных идеологических позиций и нередко с противоположных точек зрения. И поскольку данная дискуссия пересекается с теоретическим обоснованием и практической реализацией конструктивизма, в пятой главе мы ставим задачу определить тип отношений, связывавших эти два течения, которые в конечном итоге можно рассматривать как два этапа одних и тех же теоретических изысканий. Кроме того, разбираются теории самых главных теоретиков искусства в производстве — Б. Арватова и Н. Тарабукина.

Итак, в результате столкновения внутренних течений конструктивистского движения выкристаллизовалась мысль о том, что искусство должно стать ответом на запрос о рационализации социалистического общества, которое, в свою очередь, отвечая требованиям научной организации труда (советской версии американского тэйлоризма), преследовало цель создания нового быта и нового общественного поведения. Теоретики-производственники берут за основу воображение таких поэтов, как Маяковский, впервые соединивших в своем искусстве чуждые друг другу элементы, как улицы и кисти, площади и мольберты (Приказ по армии искусства, 1918), и превращают мечты в реальность, подчиняя их социалистическим представлениям о труде.

В предлагаемой работе не рассматриваются сходства и различия, отношения и взаимосвязи действительности в Советской России и в Германии, где дискуссия об эстетике инженерии кипела еще в 20-е годы и где возникновение Bauhaus вызвало споры ученых о первенстве русского или немецкого эксперимента. Данная тема, предполагающая длительное и серьезное изучение материала, может стать предметом специального исследования.

Лит.: Ленин В. И., Заметки на статье Плетнёва 27 сентября 1922 года, в сборнике: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969: его же, О пролеткультах. Письмо ЦК РКП, там же; Луначарский А. В., Основы художественного образования, в его кн.: В мире музыки. Статьи и речи, 2 изд., М., 1971, с. 178—79 и 189—94; Искусство и производство. Сб., М., 1921; Тарабукин Н., От мольберта к машине, М., 1923; Арватов Б. И., Искусство и производство, М., 1926: Кантор К. М., Красота и польза, [М., 1967]; Жадова Л., О теории советского дизайна 20-х годов, в сборнике: Вопросы технической эстетики, в. 1, М., 1968.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Производственное искусство" в других словарях:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО — направление в российском дизайне 1920 х гг., сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О. М. Брик, А. М. Ган, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и др.) выдвинули социально утопический идеал… … Большой Энциклопедический словарь

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО — ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО, направление в российском дизайне 1920 х гг., сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа (см. ЛЕФ). Его приверженцы (О. М. Брик, А. М. Ган (см. ГАН Алексей Михайлович), А. М.… … Энциклопедический словарь

производственное искусство — художественное течение в советском искусстве 1920 х гг. Программа производственного искусства призывала художника к работе в промышленности и активному участию в строительстве новой жизни. Группа теоретиков производственного искусства… … Художественная энциклопедия

Искусство России — Содержание 1 История культуры России 1.1 Древняя Русь 1.2 Культура России XIII XVII веках … Википедия

Конструктивизм (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конструктивизм … Википедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д. п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия… … Большая советская энциклопедия

Русское искусство — Содержание 1 История культуры России 1.1 Древняя Русь 1.2 Культура России XIII XVII веках … Википедия

Русский авангард — широкое, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 г. и включавшее в себя множество течений и теорий абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Возник под влиянием фр. кубизма (П. Пикассо, Ж … Русская Философия. Энциклопедия

РУССКИЙ АВАНГАРД — широкое, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 г. и включавшее в себя множество течений и теорий абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Возник под влиянием фр. кубизма (П. Пикассо, Ж.… … Русская философия: словарь

Перемены в России, принесенные Октябрьской революцией, также коснулись искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекват­ных замен, отвечающих революционным идеалам. Поиски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений. Если в Западной Европе формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм по­высить конкурентоспособность своих изделий, то в до­революционной России заказ со стороны про­мышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов). В первом десятилетии XX века мировой живописный авангард неуклонно двигался в сторону беспредметности. В 1910-1914 гг. в русском искусстве возникает несколько направлений беспредметного творчества. Первым пред­ставителем его был Василий Кандинский, абстрактные работы ко­торого появились в 1910 году. В 1914 году свои варианты беспредметности создали Владимир Татлин и Казимир Малевич. Худож­ники-авангардисты рассматривали беспредметность как логическое продолжение форм прежнего искусства, сту­пень в лестнице, по которой движется мировое искусство.

Супрематизм.Одним из первых русских авангардных течений в искусстве XX века стал супрематизм. Термин был создан Казимиром Малевичем для определения аб­страктных композиций, впервые представленных им в декабре 1915 года на последней футуристической выс­тавке картин "О, 10" (ноль, десять) в Петрограде. Термин "супрематизм" происходит от латинского корня "suprem" образовавшему в родном языке художника, польском, слово "supremacja", что в переводе означало "превосход­ство", "доминирование". Движение супрематизм полностью игнорировало ре­альность изображаемого объекта, что являлось выраже­нием протеста против натурализма в искусстве. Большую роль в выходе супрематизма в объем сыг­рало творчество архитектора и художника Лазаря Лисицкого. В 1919-1921 гг. Лисицкий создает свои "проуны" (проекты утверждения нового) - аксоно­метрические изображения находящихся в равновесии раз­личных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий оказался своеобразным катали­затором, ускорившим бурное формирование объемного супрематизма. В середине 20-х годов Малевич делает новый шаг в процессе "выхода" супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций в реальном простран­стве - архитектон. Одновременно с созданием архитектон Малевич разрабатывает "планиты" - графические чер­тежи жилых домов "землянитов", представляющие со­бой сложные композиции из примыкающих друг к другу и взаимно пересекающихся параллелепипедов.

Конструктивизм.Родоначальником конструктивизма считается Вла­димир Татлин с его всемирно известным проектом 400 метрового памятника III Интернационалу. Внутри опоя­санной переплетенными решетчатыми спиралями башни предлагалось подвесить четыре объема, вращающихся с разной скоростью, предназначенные для размещения здесь главных учреждений государства будущего. Осо­бенность проекта Татлина заключается в том, что глав­ную образно-символическую роль он передал ажурной спиральной металлической конструкции. Она оголена и вынесена наружу. Функциональные остекленные объемы подвешены внутри этой конструкции один над другим: куб, пирамида, цилиндр и полусфера. Нижнее помещение (куб), предназначенное для международных съездов, кон­ференций и законодательных собраний делает один обо­рот в год вокруг вертикальной оси. Среднее помещение (пирамида) с размещенными в нем административно-ис­полнительными органами делает один оборот в месяц. Верхнее помещение (цилиндр) - информационный центр вращается со скоростью одного оборота в сутки. Башня Татлина стала одним из символов нового искусства, своеобразной визитной карточкой конструк­тивизма, одним из самых знаменитых архитектурных проектов XX века. По мнению специалистов, влияние этого проекта на современную архитектуру более значитель­но, чем влияние Эйфелевой башни на архитектуру XIX века. Татлин помог многим архитекторам преодолеть оп­ределенный психологический барьер при оценке роли новых конструкций в создании архитектурного образа современного сооружения.

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА", где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Читайте также: