Тициан венера урбинская описание картины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Известный венецианский живописец Тициан Вечеллио всегда восхищался миром и ценил его красоту. По-особому трепетно мастера кисти волновала античность. Древние персонажи художнику казались живыми, поэтому он смело перемещал мифологических героев в свою эпоху.

По одной из них, Тициан обрисовал образ молоденькой девушки Джулии Варано – невесты Гвидобальдо. По другой – свою любимую женщину. Бытовало и такое мнение, что полотно имеет сходство с другой картиной Тициана – портретом Элеоноры Гонзага, матери Гвидобальдо.

Как бы там ни было, но на картине Тициана представлена юная венецианка, настоящая золотоволосая красотка с игривым взглядом и нежным телом. Девушка выглядит смущенной, но уверенной в том, что она красива.

Место действия на картине – комната зажиточного дома. На ближнем плане в дворцовой роскоши лежит в постели обнаженная женщина, взгляд которой

устремлен к зрителю. Свое лоно, которое стало своеобразным центром композиции, женщина прикрывает левой рукой, а правой – держит цветочный букетик. Возле ее ног уснула собачонка. На дальнем плане художник изобразил двух служанок, занимающихся своими обычными делами.

Смысл картины умело скрыт. Одни интерпретируют его, как супружескую верность, учитывая то, что на окошке стоит мирт – символ брака. Другие уверены, что Тициан создал портрет куртизанки, которая предлагает себя публике.

Тициан – венецианский художник, чье творчество пронизано жизнелюбием и поклонением женской красоте.

В его творчестве преобладала религиозная тематика, но он также писал и многочисленные портреты. Женские образы давались Тициану особенно хорошо. Это были и портреты простых женщин, и изображения куртизанок, занимавших в то время высокое социальное положение. Так или иначе, все они демонстрировали притягательность женского тела.

Считается, что она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II дела Ровере в подарок невесте. Кто стал прототипом к написанию образа Венеры, точно не известно. Но есть версии, что художник писал портрет юной невесты Гвидобальдо II Джулии Варано с матери герцога. Так как на момент написания картины Джулии было всего 10 лет

Интересно, что интерпретируют холст и символы на нем по-разному. В большинстве случаев, критики склоняются к мнению, что картина несет в себе иносказательный смысл, аллегорию брака.

Так розы являются символом женского плодородия, мирт на окне – символом брачной жизни, а собачка, спящая в ногах девушки – символом верности. Две служанки у сундука занимаются приданым невесты, что также свидетельствует о том, что это свадебная картина. В то же время чистота образа девушки подчеркивается белизной белья, на котором она возлежит. Ее тело как бы светится на фоне темного интерьера. Используя прием сфумато, художник смягчает границы пышных форм. Их будто окутывает дымка.

С помощью цветовых контрастов мастер создал чувственный образ девушки, сознающей свою красоту, хотя и выглядящей слегка смущенной. Натурально и тонко он передал детали- украшения, волосы, ткани.

На данный момент картина выставляется в Галерее Уффици, зал №83 в которой полностью посвящен творчеству Тициана.

Венера Урбинская (1538) – один из шедевров Тициана. Поэтому так интересно узнать, кто же позировал художнику?

А знаете ли вы, что она является прототипом Махи обнаженной Гойи и скандальной Олимпии Эдуарда Мане?

Более того, это не единственная Венера Тициана. Теперь подробнее.

1. Венера Урбинская вовсе не богиня?

Венера Урбинская лежит на постели расслабленная. Красивая. Уверенная. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского. В качестве подарка молодой жене.

Многое говорит о земном происхождении героини. Она лежит в обстановке богатого дома. Две служанки подбирают наряд для своей госпожи.

Раз такая земная обстановка, то может изображена реальная женщина? Кто же позировал Тициану?

Посмотрите, насколько Венера похожа на дочь Тициана. Неужели моделью была Лавиния?

Но вряд ли любящий отец стал бы просить дочь позировать обнаженной. Он слишком берег ее репутацию. 6 лет выбирал ей жениха. Пока не выдал за богатого дворянина.

Сходство мы можем найти и с матерью заказчика. С Элеонорой Гонзага. Тем более, что рядом с Венерой – точно такая же собачка.

Тициан. Элеонора Гонзага

Тициан. Элеонора Гонзага. 1538. Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Wikimedia Commons.

Нет, вряд ли аристократка согласилась позировать обнаженной.

Есть ещё одна претендентка на роль Венеры.

Незадолго до создания Венеры Урбинской жизнь художника изменилась. Он долгое время жил затворником. Но вот каждый вечер к Тициану стала приезжать некая особа. Ее образ стал появляться на его картинах. В том числе мы видим ее на полотне из Эрмитажа .

Вряд ли для Венеры художнику позировала конкретная женщина. Скорее Тициан создал собирательный образ. И наделил этот образ чертами идеальной для него женщины.

Поэтому похожие черты проскальзывают у многих дам. И у дочери. И у заказчицы. И у возлюбленной.

2. У Венеры Урбинской была предшественница

За 30 лет до создания Венеры Урбинской, Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню. Но не успел ее закончить. Он умер от чумы.

Тициан, его друг, дописал несколько картин Джорджоне. В том числе его Венеру.

Очевидно, что Тициан воспользовался образом, когда-то созданным. Что это? Плагиат?

Вряд ли. Тициан был слишком великим художником, чтобы заимствовать чужие сюжеты и образы. Его фантазии и смелости хватило бы на нескольких художников.

Может, это дань уважения к своему гениальному другу? Возможно. Причём Тициан не боялся затмить шедевр Джорджоне.

Они похожи лишь позами. В остальном они такие же разные, как день и ночь. Как зима и лето. Венера Тициана более реальная, земная. Венера Джорджоне – более невесомая, невинная.

3. Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и Мане

Венера Урбинская – истинное создание Эпохи Возрождения . Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая. Но она не обычная женщина. Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды. Никто ее за это не осудит.

После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество.

Эту традицию прервал Гойя. Он написал обнаженную красавицу. Но богиней она не являлась. Она была махой. Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала.

Но во времена Гойи работу широкая публика не видела. В Испании негласно правила инквизиция. Изображение наготы было под запретом.

Маха была создана под заказ влиятельного министра. Он демонстрировал ее лишь избранным.

А вот Эдуард Мане пошёл дальше. Он первым написал обнаженную женщину земного происхождения. И выставил ее на всеобщее обозрение. Публика была в шоке.

Также о самых интересных картинах Мане читайте в статьях:

Мало того, что это была не богиня. Это была проститутка. Реальная. Не идеализированная. Да ещё эта чернокожая служанка с цветами от клиента. И чёрный кот.

Скандал был невероятный. И то, что Мане вдохновился Венерой Тициана, ему не помогло. Его Олимпию поливали грязью и осмеивали.

4. Венера Тициана – воплощение идеальной красоты Ренессанса

Красавицы Эпохи Возрождения – почти все обладательницы светлых волос. Хотя это итальянки. От природы темноволосые.

Однако они шли на хитрость. Смазывали волосы специальным раствором с лимоном. Несколько часов держали голову на открытом солнце. Волосы выгорали и приобретали светлый оттенок.

Тициан любовь земная и любовь небесная

Тициан. Любовь земная и любовь небесная. 1514 г. Галерея Боргезе, Рим

Светлые волосы и у Венеры Урбинской. До сих пор есть такой оттенок волос под названием “Тициановский”.

Венера Урбинская – идеал женской красоты Эпохи Возрождения. Нам он тоже близок. Так как мода на высокий лоб осталась позади. В 15 веке. Когда женщины выбривали себе волосы поверх лба, чтобы зрительно его увеличить. Если бы мода сохранилась, вряд ли бы Венера Урбинская нам понравилась.

Фуке меленький диптих

Жан Фуке. Маленький диптих. Богоматерь с младенцем. 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Посмотрите на Агнессу Сорель, фаворитку короля. Она изображена в образе Богоматери на картине Жана Фуке. Она была женщиной красивой. Однако она нам таковой не кажется. Из-за бритой верхней части головы.

Маленькая упругая грудь, пышные бёдра тоже были признаками особой красоты. Коими Венера Урбинская обладает.

Большую грудь вы не увидите у Тициана. Да и у других художников 16-19 веков. Ни у Рубенса, ни у Энгра. Мода на большую грудь появится лишь в 20 веке.

Ссылка на бесплатный курс

5. Ещё одна Венера Тициана

Тициан Венера перед зеркалом

Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Почти через 20 лет Тициан создаст другую Венеру. Венеру перед зеркалом. Пышнотелая блондинка. Пухленькие ангелочки. Роскошные ткани. Ничего вам это не напоминает? Конечно, это стиль барокко. Манера Рубенса и Джентилески .

Тициан умудрился за одну свою жизнь поработать в разных эпохах. Но это неудивительно. Он был слишком талантлив. Да ещё и прожил почти 100 лет.

С “Венерой перед зеркалом” Тициан никогда не расставался. Она служила образцом для копий его учениками. Эта Венера когда-то хранилась в Эрмитаже . В 1920-е годы была продана советским правительством. Увы…

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици, Флоренция.


Шедевры мирового искусства

Автор

Тициан Вечеллио (1488/90-1576) – прославленный итальянский живописец, представитель венецианской школы, одной из главных живописных школ Италии, в самый расцвет её развития. Годы творчества Тициана – эпоха Высокого и Позднего Возрождения, взлёта в обществе интереса к античной культуре, массового увлечения древнеримскими и древнегреческими героями. Писал портреты представителей высшей знати, картины библейского и мифологического содержания.

История заказа

Прототипы и модели

Существует предположение, что образ жены и побудил герцога заказать картину с Венерой – их супружеству скоро исполнилось бы 30 лет. Они поженились в 1509-м и стали родителями пять раз. Герцогиня, конечно, не позировала мастеру, но прототипом стать могла. В пользу этой версии:

  • во-первых, портретное сходство – Венера лицом напоминает Элеонору Гонзага с выше упомянутой картины Тициана;
  • во-вторых, собачка, лежащая в ногах Венеры – та же, что и перед окном на портрете герцогини.

На полотне крупным планом изображена обнажённая молодая женщина –отождествление с богиней любви Венерой. Она спокойно возлежит на широкой постели и смотрит прямо в глаза зрителю. Одной рукой женщина облокотилась на пышные подушки, другой прикрывает от нескромных взглядов лоно. На ней лишь несколько украшений. Волосы тёплого медового оттенка, от лица собранные в аккуратную причёску, мягкой распущенной волной спадают на плечо.

На краю постели, в ногах героини лежит, свернувшись, маленькая собачка, белая в рыжих пятнах – вероятно, здесь, рядом с хозяйкой, она и спала всю ночь.

В глубине комнаты виднеется часть большого окна, из которого за колонной вырисовываются высокие деревья и рассветное небо. На его фоне чётко видна ваза с миртовым деревцем, стоящая на подоконнике. Вдоль стены под окном стоят сундуки; перед одним из них, открыв крышку, на коленях стоит девушка-служанка. Другая, уже с ношей на одном плече, в ожидании рядом. Они подбирают наряд для своей госпожи.

Часть просторной комнаты, предназначенная для сна, отделена от зоны с окном большой чёрной перегородкой-ширмой или стеной. На её фоне изображена верхняя часть тела Венеры, создавая яркий визуальный контраст и как бы абстрагируя героиню от событий, происходящих в комнате.

В картине множество символов

На протяжении всей истории существования изобразительного искусства художники, создавая картины, часто прибегали к языку символов. Их разгадка сегодня помогает лучше узнать авторов и понять их произведения.

Красноречивы и прочие детали на картине: одежда, причёски помощниц Венеры, явно дорогое и красивое платье, перекинутое через плечо стоящей девушки, украшения на стенах комнаты – всё это приближает Венеру к богатым и реальным смертным.

Тициан – последователь

Тициан – предшественник

Идеал красоты

Венера Урбинская Тициана в своей прекрасной наготе – воплощение женственности и эталон красоты, совершенно сопоставимый с современными представлениями. В этом гениальность художника, создавшего пять столетий назад венец творения, лиричный и одновременно реалистичный образ женщины, ставший классическим.

Читайте также: