Старый порядок это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Старый порядок это есть, в сущности, соединение социальных привилегий дворянства и духовенства, унаследованных от средневекового строя, т. е. из времен феодализма и сословной монархии, с королевским абсолютизмом, который является уже результатом, как мы видели, более поздней эпохи. Подавляя феодальную аристократию и католическое духовенство, как независимые политические силы, королевская власть на Западе оставляла за обоими этими сословиями их социальные привилегии. В новое время феодальная аристократия, сохраняя все унаследованные от средних веков преимущества, превратилась мало-помалу в придворную знать, раболепную и вместе с тем своекорыстную, которая пользовалась своею близостью к королевской власти лишь для поддержки сословных своих интересов. Короли, которые привлекали феодальную аристократию к своим дворам, имея в виду ослабление ее политического значения в стране, сами, с своей стороны, не могли не подпасть под влияние придворной атмосферы и потому начали смотреть на все глазами сословия, к которому даже причисляли себя самих, искажая такою политикою основную идею монархии. Аналогичное явление наблюдается и в отношениях королей к духовенству, так как, подчиняя его себе политически, они, сами подчинявшись культурной реакции, - католического или протестантского характера, все равно, - поддерживали всею своею силою как исключительное господство духовенства над светским обществом в умственной жизни последнего, так и социальные привилегии клира, где их не тронула религиозная реформация XVI в. Государственная власть до такой степени срослась с известными конфессиональными традициями, что не допускала иноверия среди своих подданных. Еще в XVI и начале XVII столетия католические государи Франции и Австрии давали грамоты, которыми обеспечивали за своими протестантскими подданными известные вероисповедные права, в то самое время, как в Испании и в Италии истреблены были все протестанты, но после общего усиления реакции, особенно во времена тридцатилетней войны и уничтожения во Франции нантского эдикта, и те страны, где раньше существовала свобода протестантского культа, пошли по стопам Испании и Италии. Австрии и Франции пришлось ждать самого конца XVIII в., чтобы возвратиться к политике веротерпимости. Те же явления мы наблюдаем и в конституционной Англии, где только вторая революция утвердила веротерпимость, хотя закон по-прежнему все еще ограничивал права диссидентов по отношению к государственной и общественной службе. Польша в XVIII в. сделалась даже прямо классической страною религиозной нетерпимости. Строго конфессиональный характер католических государств особенно поддерживался иезуитами, которые стали делаться воспитателями наследных принцев и духовниками самих королей, а это, конечно, не могло не отзываться на внутренней политике таких государей. Придворное и иезуитское влияние - вот та атмосфера, которою были окружены очень многие представители государственной власти при старом порядке. Вследствие этого их кругозор суживался, и они были неспособны на такую внутреннюю политику, какой требовали не только духовные и материальные интересы народа, но и более односторонне понимаемые интересы казны.

Преобладающим политическим принципом рассматриваемых порядков был королевский абсолютизм. Он утвердился в Испании, в Португалии, в государствах Италии, во Франции, в Австрии, в Пруссии-Бранденбурге, в Дании и в немецких княжествах, а в конце XVIII в. и в Швеции, где ему пришлось долго бороться с аристократическо-республиканским режимом вроде того, какой существовал в польской Речи Посполитой. Во всех этих монархиях законодательство находилось в личном заведовании самих королей или временщиков, так как для этой важной деятельности государства совсем не существовало специальных учреждений, хотя бы и вполне зависимых от монархической власти. Законодательное значение сословно-представительных учреждений пало, потому что или вообще прекратилось их созывание или, продолжая созываться, они перестали играть роль. В управлении господствовала бюрократическая централизация, устранявшая от всякого участия в нем местные силы, так как общинного и областного самоуправления или совсем не было, или оно влачило самое жалкое существование. Права администрации были безграничны, и она вмешивалась решительно во все дела частной и общественной жизни, осуществляя идеал так называемого "полицейского государства", в котором крайнее стеснение свободы происходило не в силу закона, хотя бы и очень тяжелого, а иногда просто по усмотрению высшего и даже низшего начальства. Судебная власть была подчинена администрации, что лишало судей независимости в произнесении приговоров, не говоря уже о дурном законодательстве и плохом составе судейского персонала; там же, где юстиция пользовалась самостоятельностью, она получала характер сословной привилегии и отправлялась в чисто средневековых формах. Государственное хозяйство в громадном большинстве случаев велось плохо: правильные бюджеты были неизвестны; сбор налогов часто отдавался на откуп частным предпринимателям; сами налоги были распределены крайне неравномерно (с разными аристократическими изъятиями), слишком тяжело ложились на население, не соответствуя его платежным силам, и взыскивались, наконец, с большою суровостью.

Во внешней политике после прекращения религиозных войн большую роль играли чисто династические интересы, а интересы национальные сводились преимущественно к приобретению от других стран торговых выгод, что вполне соответствовало господствовавшей тогда системе меркантилизма. Экономическая политика старого режима в согласии с общим его духом направлялась почти исключительно соображениями о казенных выгодах, каковы бы ни были следствия, вытекавшие из правительственных мероприятий для народной массы, которая рассматривалась главным образом только в качестве платежной силы. Эта политика, выгодная для торгово-промышленных классов, - в Голландии и Англии даже и направлявших деятельность государства в этом смысле по собственному почину, - весьма тяжело отзывалась на благосостоянии масс, которые сами по себе стояли вне правительственных забот. Последние сводились преимущественно к усилению армии и флота, необходимых для поддержки государственной независимости, и к покровительству промышленности и торговли, обогащающих казну, но это покровительство соединялось с самой мелочной регламентацией фабрик и заводов, имевшей притом в виду отнюдь не интересы рабочего класса, а опять-таки то, что считалось интересом национального производства, главнее же всего - самой казны.

Вместе с тем, при всем развитии - во многих отношениях прямо одностороннем развитии - государственного начала, в политическом быту Западной Европы XVIII в. оставалось еще немало феодальных черт. Именно в эту эпоху в полной почти неприкосновенности сохранялся унаследованный от средних веков аристократический строй общества. Феодальное дворянство (с ним и высшее духовенство в католических странах) было главным и даже почти исключительным землевладельческим сословием, так как другие сословия или прямо законом были исключены (как в Польше) из права владеть землею, или фактически не могли ею владеть, или же, наконец, пользовались (как, напр., во Франции) лишь формами условной феодальной собственности в зависимости от светских или духовных сеньеров, платя им за это оброки и пошлины и подвергаясь разным ограничениям в своем праве распоряжения землею. Крупное землевладение соединялось еще с существованием крепостного состояния, в каковом находилась вся сельская масса целых больших государств или некоторая ее часть. Дворянство и духовенство, пользовавшееся еще десятиной, извлекали из своих земель, из феодальных прав и из крепостничества большие доходы. Там, где уже варождалось крупное хозяйство, - пользуясь своими правами или простою безнаказанностью, землевладельческое сословие обезземеливало крестьян, вследствие чего начинал развиваться сельский пролетариат. Вся тяжесть государственных налогов лежала, кроме того, на сельской массе, и, наконец, государство оставляло в руках господ вотчинную полицию и юстицию даже по отношению к лично свободным крестьянам. Господство дворянства над сельским населением и крепостная зависимость этого последнего от дворянства лишь дополняли общую систему властвования, положенную в основу государственного и общественного быта с полным отрицанием прав личности за громадным большинством населения.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Хотя в истории Франции период Старого порядка охватывает целых три века, основные институты и принципы функционирования Французского государства оставались достаточно устойчивыми на протяжении всего этого периода. Разумеется, за столь продолжительное время они претерпевали определенные, порою весьма существенные изменения, однако такое развитие носило эволюционный характер и не сопровождалось разрывом преемственности.

В научной литературе политическую систему Франции Старого порядка принято определять как абсолютизм. Абсолютизм – это такое государственное устройство, где вся полнота власти безраздельно принадлежит монарху. Французский король издавал законы, руководил текущим управлением, был высшим судьей. Все остальные государственные институты обладали лишь теми полномочиями, которыми их наделил монарх.

С ростом государства и усложнением функции управления, внутри Королевского совета образуются специализированные подразделения. При Франциске I такими подразделениями стали Деловой совет и Ординарный совет. В первый из них входила группа наиболее доверенных лиц, с которыми король обсуждал наиболее важные государственные вопросы, прежде всего военные и внешнеполитические. Второй занимался делами текущего управления и осуществлением правосудия. Сначала Ординарный совет рассматривал административные, финансовые и судебные дела вперемежку, затем каждую из этих групп вопросов по определенным дням и, наконец, к концу XVI в. он разделился на соответствующие специализированные секции: Государственный финансовый совет (администрация), Финансовый совет (финансы), Совет тяжб или Частный совет (правосудие). В начале XVII в. из Делового совета (его в XVII в. называли также Верховным, а в XVIII в. – Государственным) выделилась еще одна секция – Совет депеш. К ней перешли дела текущего администрирования от Государственного финансового совета, который в дальнейшем занимался лишь тяжбами по налогам. Такая структура Королевского совета просуществовала до конца Старого порядка.

В Королевский совет входили следующие должностные лица:

Канцлер – высшая судебная должность. Назначался патентом короля и был несменяем. Если же канцлер попадал в опалу, его фактически отстраняли от дел, передавая его функции хранителю печати. Реальное значение должности канцлера неуклонно падало. Если в XVI в. некоторым из них еще доводилось руководить правительством, то в последующем роль их преемников свелась к руководству юстицией. В 1774 г. эту должность вообще ликвидировали.

Первый министр – должность, введенная Генрихом III. Звание министров имели только члены Делового совета, первый же министр был главным из них. Наиболее известные из первых министров Старого порядка – кардиналы Ришелье и Мазарини, осуществлявшие руководство всей государственной политикой. После смерти Мазарини в 1661 г. должность была ликвидирована, в 1723 г. восстановлена, а в 1726 г. упразднена окончательно.

Сюринтендант финансов – руководитель финансовой политики. При Генрихе IV герцог Сюлли, занимавший этот пост, фактически возглавлял правительство. После ареста Фуке в 1661 г. должность была ликвидирована.

Государственный секретарь – должность покупная, но король мог заставить владельца должности перепродать ее другому человеку. Обычно было четыре государственных секретаря: по иностранным делам, по военным делам, по делам королевского дома, по делам протестантов (после отмены в 1685 г. Нантского эдикта – по переписке с провинциями). Помимо основных обязанностей каждый из них курировал одну из четвертей королевства.

Генеральный контролер финансов занимался внешне– и внутри-экономическими делами, а также значительной частью административных вопросов, руководил интендантами провинций. В XVIII в. обладатель этой должности чаще всего выступал де-факто главой правительства.

Интенданты финансов подчинялись генеральному контролеру. Их число в разные периоды колебалось от 2 до 12. Менялся и порядок заполнения этой должности: в некоторые периоды король на нее назначал, в другие – ее продавал.

Государственный советник – одна из самых почетных должностей в королевстве – давалась как отличие. Таких советников обычно было чуть более 30.

Докладчик прошений (рекетмейстер) – самая многочисленная категория членов Королевского совета (от 70 до 90). Они готовили дела для рассмотрения на Совете. Из их числа также назначались интенданты в провинции. Должность можно было купить, но с разрешения короля.

Несмотря на иерархию должностей (выше они перечислены в нисходящем порядке), четкого распределения обязанностей между их обладателями не было. В разные времена руководителями правительства становились и канцлеры, и первые министры, и сюринтенданты, и генеральные контролеры. Решающее значение имела не столько сама должность, сколько политический вес занимавшего ее лица. Не было четкого разделения полномочий и между секциями Королевского совета, нередко их зоны ответственности пересекались.

Устройство местной администрации отличалось большим разнообразием не только от провинции к провинции, но и от коммуны к коммуне. Тем не менее, и здесь можно проследить общие для всей страны тенденции. Главной из них было постепенное укрепление позиций представителей центрального правительства по отношению к традиционным местным администрациям.

Другим центром власти в провинциях были местные парламенты и подчинявшиеся им суды. Они не только занимались делами юстиции, но и активно вмешивались в текущее управление. Трения между губернаторами и парламентами даже выливались в XVII в. при ослаблении центральной власти во вспышки гражданской войны.

Впрочем, и губернаторов, и парламенты объединяло негативное отношение к начавшемуся в XVII в. усилению роли интендантов – представителей центрального правительства на местах. Если в XVI в. уполномоченные короля появлялись в провинциях лишь с разовыми поручениями, то, начиная с правления Ришелье, их деятельность приобрела постоянный характер. После временного ослабления в годы Фронды, они при Людовике XIV становятся главными действующими лицами в провинции. Интенданты (в конце Старого порядка их насчитывалось около 30) назначались из числа рекетмейстеров и обладали самыми широкими полномочиями, охватывавшими все стороны государственного управления: полицию, налогообложение, общественные работы, правосудие, надзор над муниципальными и коммунальными властями и т. д.

Быстрое, по сравнению со Средними веками, увеличение при Старом порядке государственного аппарата сопровождалось непрестанным ростом государственных расходов. Соответственно, правительству приходилось постоянно изыскивать средства для удовлетворения своих растущих финансовых потребностей. Доходы государства делились на обычные (ординарные) и экстраординарные.

Наиболее традиционным источником ординарных доходов был королевский домен – владения рода Капетингов. В Средние века из него покрывались практически все государственные расходы. При Старом порядке доля домена в общем объеме доходов резко снижается: в 1523 г. это – 10 % от всех поступлений в казну, в конце XVI в. – 2,5 %, в XVII в. – 1–4%. Домен как неотъемлемый атрибут короны отчуждению не подлежал, но в критических ситуациях, когда экстренно требовались большие суммы денег, короли закладывали доходы с него. При стабилизации же обстановки правительство с большим или меньшим успехом старалось их выкупить. Сюлли достаточно успешно начал соответствующую операцию, но вспыхнувшая в регентство Марии Медичи гражданская смута не позволила довести выкуп до конца. Ришелье, также планировавший подобную меру, не смог получить от собрания нотаблей, необходимых для ее осуществления средств. Больше других в этом деле преуспел Кольбер, сумевший посредством выкупа доходов увеличить поступления с домена почти в 70 раз.

Основное средство пополнения казны составляли налоги – прямые и косвенные.

В периоды войн короли могли также устанавливать временные добавки к талье, которые порою превращались в постоянные, как, например, введенный Генрихом II тальон.

При Людовике XIV появился новый поголовный и всесословный прямой налог – капитация, сначала тоже временно, а с 1701 г. постоянно. Тот же король ввел в 1710 г. к этому налогу добавку – десятину, превратившуюся позднее в двадцатину.

Косвенные налоги. Самый старый из них – октруа, рыночный сбор, взимавшийся на городских заставах при ввозе продовольствия в город.

Из остальных косвенных налогов, носивших название эд, наиболее доходными были те, которыми облагались вино и крепкие алкогольные напитки.

Экстраординарные доходы включали в себя средства от продажи должностей, королевские ренты и займы.

Впервые ренты были выпущены при Франциске I в 1522 г. В дальнейшем правительство стало регулярно использовать такую форму займа. Формально ренты выпускались муниципалитетами Парижа и других городов, но выплата процентов производилась из той части городских денег, что была предназначена для государственной казны. Доходность рент была разной. При экстренной нужде в деньгах (война, гражданские смуты) ренты выпускались на более привлекательных для кредиторов условиях, но после стабилизации обстановки государство порою эти условия пересматривало, а наиболее невыгодные для себя ренты выкупало. Так, например, поступали Сюлли и Кольбер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Французское государство в XIII в.

Французское государство в XIII в. В течение XIII в., особенно в царствование Людовика IX (1226—1270), усиление королевской власти было закреплено рядом важных реформ. В результате реформы на территории королевского домена были запрещены судебные поединки (т. е. решение тяжб с

Французское государство в начале XIV в.

Французское государство в начале XIV в. В начале XIV в. королевский домен охватывал уже большую часть страны. Присоединение в XIII в. Лангедока (так стало называться бывшее графство Тулузское) дало Капетингам возможность проникать в юго-западные области не только с

Крах старого порядка в Азии

Крах старого порядка в Азии 14 августа 1945 г. японское правительство приняло американские условия капитуляции. А 2 сентября на рейде Токио представители Японии подписали условия капитуляции.Именно в эти дни американцы выработали условия своего безоговорочного

Глава III Так называемая административная опека есть институт Старого порядка

Глава III Так называемая административная опека есть институт Старого порядка Во Франции муниципальная свобода пережила феодализм. Города сумели сохранить право самоуправления даже тогда, когда сеньоры не управляли более своими селами. Еще и в конце XVII века можно

Глава IV О том, что административная юстиция и судебные изъятия в пользу чиновников суть порождения Старого порядка

Глава IV О том, что административная юстиция и судебные изъятия в пользу чиновников суть порождения Старого порядка Ни в одной из европейских стран обычные суды не были столь мало зависимы от правительства, как во Франции, но в то же время ни в какой другой стране

ОТ СТАРОГО ПОРЯДКА К НОВОМУ

ОТ СТАРОГО ПОРЯДКА К НОВОМУ Начиная свой рассказ о Революции, французский историк Ф. Фюре писал, что «она дала имя тому, что сама же упразднила. Она назвала это “Старым порядком”. Однако тем самым она определяла не столько то, что уничтожала, сколько то, чем стремилась

Крах старого порядка в Азии

Крах старого порядка в Азии 14 августа 1945 г. японское правительство приняло американские условия капитуляции. А 2 сентября на рейде Токио представители Японии подписали условия капитуляции. Именно в эти дни американцы выработали условия своего безоговорочного

Анархия – мать порядка? Анархизм и государство

Анархия – мать порядка? Анархизм и государство Анархизм (греч. безвластие) – общественно-политическое течение, отрицающее любую государственную власть. Анархизм проповедывает абсолютную свободу личности.Анархизм имеет несколько видов и оттенков. Анархизм – учение о

16 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1593–1613 ГГ.). ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СМУТЫ

16 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1593–1613 ГГ.). ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СМУТЫ События рубежа ХVI—ХVII вв. получили название Смутного времени.Данный термин достаточно точно отражает историческую действительность этого периода, для которого было характерно

Старый порядок (ancien régime) — исторический термин, получивший довольно определенное значение в литературе. Так стали называть первоначально особенности государственного общественного строя дореволюционной Франции, в противоположность новым политическим и социальным отношениям (le r é gime moderne), обязанным своим происхождением революции конца XVIII в. Особенно утвердился в истории этот термин в указанном значении со времени выхода в свет книги Токвиля: "L'ancien r égime et la ré volution". Позднее значение термина было обобщено, и под С. порядком стали разуметь вообще во всей Европе государственные и общественные отношения аналогичные с теми, которые господствовали во Франции до 1789 г. В этом смысле, например, говорится о С. порядке в Германии, в Австрии, в Пруссии и т. п., хотя бы речь шла и о XIX в. (например, Ш. де Мазад озаглавил свою книгу о Меттернихе: "Un chancelier de l'ancien r é gime"). В сущности, С. порядок был соединением политического абсолютизма с социальными (сословными или классовыми) привилегиями, существование которых позволяет говорить о С. порядке и в тех случаях, когда не было налицо политического абсолютизма (Польша, отчасти Англия в XVIII в.). Характерные черты С. порядка — полицейский характер государства (Polizeistaat, по терминологии немецких юристов), отсутствие личной и общественной свободы, вероисповедная исключительность, резкое разделение общества на сословия, господство дворян над крестьянами, особенно в форме крепостного права.

Наиболее важные сочинения по истории С. порядка: 1) Франция: Tocqueville, "L'ancien régime et la révolution"; Taine, "Origines de la France contemporai ne" (т. I); Sorel, "L'Europe et la r évolution franç aise" (т. I; все три сочинения имеются в русском переводе); М. Ковалевский, "Происхождение современной демократии" (первая половина I т.). См. также Французская революция. 2) Германия: Hauser, "Deutschland nach dem dreissigjährigen Kriege"; Perthes, "Das deutsche Staatsleben vor der Revolution"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustä nde im XVIII Jahrhundert"; А. Трачевский, "Германия накануне революции и ее объединение". 3) Испания: Desclevises du Dezert, "L'Espagne sous l'ancien régime". 4) Польша: Костомаров, "Последние годы Речи Посполитой" (введение); Von der Br üggen, "Polens Auflö sung". Более подробные указания см. в III т. "Истории Западной Европы в новое время", Катаева, где дан и общий очерк С. порядка. Самая подробная историография С. порядка во Франции у Ардашева: "Провинциальная администрация во Франции в последнюю пору С. порядка" (1900).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Стас Стас (Жан Сервэ, 1813 — 1891) — бельгийский химик, род. в Лувене (Бельгия); доктор медицины брюссельского университета, посвятивший себя изучению химии, после того как произвел вместе с де К.

Стасим Стасим (στάσιμον) — песнь греческой трагедии, которую исполнял хор, когда он стоял уже на своем месте в оркестре (таким образом, Стасим являлись проти.

Стасов, Василий Петрович Стасов, Василий Петрович — архитектор (1769 — 1848). Получив домашнее образование, начал службу в 1783 г. архитекторским помощником при московской управе благочиния; в 1794 г. поступил унтер.


Великая французская революция стала одним из самых важных событий не только XVIII века, но и всего периода Нового времени. Ее влияние испытали на себе все страны Европы. В дальнейшем, она оказала решающее влияние на историю XIX века.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о положении Франции во второй четверти XVIII века. Определите причины, по которым в этой стране назрела необходимость перемен. Познакомитесь с событиями начального этапа Великой французской революции.

Положение во Франции. Франция в XVIII веке являлась монархией. Во главе страны находился король – абсолютный монарх. Главной опорой правителя был централизованный аппарат чиновников и регулярная армия.

В экономике Франции в последней четверти XVIII века активно развивались капиталистические отношения:

· наблюдался подъем мануфактурного производства;

· на отдельных предприятиях стали применять машины;

· активно развивалась внешняя и внутренняя торговля;

· помимо торгового и промышленного, Париж стал финансовым центром страны.

В деревне продолжало существовать множество феодальных пережитков. Главный из них – собственность дворянства и церкви на землю. Отчасти сохранялась средневековая цеховая регламентация, это мешало нормальному развитию мануфактур. Продолжали существовать внутренние таможни, отсутствовала единая система мер и весов, что мешало торговле.

Население Франции подразделялось на три сословия. Первое – духовенство. Второе – дворянство. Являлись привилегированными. Третье – все остальные слои населения: крестьяне, ремесленники, буржуазия и прочие.

Первое и второе сословия владели основным богатством страны – землей, не платили налогов. Вместе они составляли около 2% от всего населения Франции. Все высшие церковные, государственные, военные должности занимали только дворяне.

Особую категорию населения составляло титулованное дворянство – самые знатные представители высшего сословия. Насчитывалось порядка 4 тысяч таких семей. Они были приближенными ко двору и часто жили за счет королевских пожалований. Суммы, уходившие на их содержание, были огромны.

Третье сословие составляло абсолютное большинство населения. Но было ограничено в политических правах. Кроме того, оно платило основную массу налогов в казну.

Верхушкой третьего сословия являлась буржуазия. Ее представителями были банкиры, купцы, чиновники, владельцы мануфактур. Среди буржуа было много состоятельных людей. Зачастую они выдавали кредиты самому королю.

Труднее всего жилось крестьянам. В 1770-х годах их насчитывалось 22 миллиона от всего 25-миллионного населения Франции. Крестьяне обладали личной свободой, но не были собственниками достаточного количества земли. За пользование наделами они несли повинности в пользу своего сеньора. Платили налоги церкви и государству. Во второй четверти XVIII века такая ситуация привела к массовому обнищанию деревни.

Внешняя политика государства во второй половине XVIII века также была не совсем удачной. Затратив большие средства на ведение войн, Франция ничего не добилась. Страна утратила большую часть своих колоний.

Предпосылки революции во Франции.

Своими действиями Людовик XV довел страну до разорения. Закономерным стало падение авторитета короля. Его правление стало временем кризиса абсолютизма во Франции.

В 1774 году королем Франции стал Людовик XVI.

Многие возлагали надежды на то, что новый монарх проведет реформы. Исправит сложившуюся плачевную ситуацию. Однако Людовик не смог ничего изменить. Как правителю ему недоставало твердости и решительности, он плохо знал свою страну. Ситуация повторилась, король быстро потерял популярность.

К этому времени Старый порядок (такое название носит устройство государства и общества Франции до начала Великой французской революции), основой которого был абсолютизм, вызывал недовольство абсолютного большинства населения:

· крестьяне хотели избавиться от налогового и феодального гнета, получить в собственность достаточное количество земли;

· буржуазия требовала широких политических прав, отмены старых порядков, мешавших развитию капитализма;

· против абсолютизма была направлена идеология французского Просвещения;

· часть дворянства также выступала за перемены, так как понимала, что без реформ государство не сможет не только нормально развиваться, но и существовать.

Организатором и душой подобных мероприятий стала жена Людовика XVI, австрийская принцесса Мария Антуане́тта.

Несмотря на то, что она имела большое влияние на монарха, проблемы государства и народа ее не интересовали. В 1780-е годы Францию в очередной раз поразил ряд стихийных бедствий, погубивший урожай. Начался голод, которого еще не знали. По стране прокатилась волна беспорядков. Население вновь требовало от правительства решительных мер.

Но казна государства к этому времени была пуста. Единственным доступным способом ее пополнения была налоговая реформа, которая предполагала введение налогов для всех сословий.

Генеральные штаты.

В итоге 5 мая 1789 года в Версале открылось заседание Генеральных штатов. До этого последний раз они собирались в 1614 году.

Между сословиями начались долгие переговоры. 17 июня 1789 года представители третьего сословия объявили себя Национальным собранием – представительным органом французского народа. Они дали клятву не расходиться до тех пор, пока не примут конституцию Франции.

Король был возмущен и приказал разогнать непокорных депутатов. Но к этому времени к ним уже присоединилась часть представителей первого и второго сословий, желавших проведения реформ. Людовик XVI был вынужден 27 июня признать собрание законным.

Начало революции.

9 июля 1789 года Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием – законодательным органом Франции (парламентом). Но король не захотел мириться с этим. К Парижу стали стягиваться войска. В отставку были отправлены поддерживавшие Учредительное собрание министры правительства. Эти действия вызвали протест парижан. С работой Собрания они связывали улучшение своего положения.

До сегодняшнего дня 14 июля (День взятия Бастилии) отмечается во Франции как национальный праздник.

Монарх был вынужден уступить революции:

· он признал законность Учредительного собрания;

· восстановил ранее уволенных министров;

· согласился с переходом власти в Париже новому органу управления – Парижской коммуне.

17 июля Людовик XVI в сопровождении делегации Учредительного собрания прибыл в Париж. От мэра города он принял трехцветную кокарду в знак победы революции и присоединения к ней короля. Ее цвета: красный и синий символизировали парижский герб, белый – цвет королевского знамени. Эта расцветка до сих пор используется в национальном флаге Франции.

В течение нескольких недель после взятия Бастилии по всей Франции королевские чиновники были отстранены от власти. Новую администрацию сформировали представители третьего сословия. В Париже была образована Национальная гвардия – вооруженные отряды для поддержания порядка на улицах города. Ее первым командиром стал ветеран Войны за независимость США маркиз Жильбе́р де Лафайе́т.

Желая успокоить население, Учредительное собрание декретами 4–11 августа отменило личные феодальные повинности, феодальные суды, церковную десятину, привилегии провинций, городов и цехов. Объявило о равенстве всех перед законом, о всеобщем налогообложении, о праве каждого занимать гражданские, военные и церковные должности.

Подведение итогов

Таким образом

· во второй четверти XVIII века во Франции разразился экономический, социальный и политический кризис;

· главной причиной начала Великой французской революции стала неспособность правителей страны решить насущные проблемы, облегчить жизнь всех категорий населения;

· на начальном этапе революции был уничтожен абсолютизм, ряд принятых Учредительным собранием документов отменял прежние феодальные порядки, наделял население Франции гражданскими правами и свободами.


-75%

Читайте также: