Происхождение и ранняя этническая история балкарцев кратко

Обновлено: 05.07.2024

Балкарцы — яркий и самобытный народ, населяющий историческую область на северном склоне Кавказских гор — Балкарию. Республика Кабардино-Балкария получила своё название в честь двух основных этносов, проживающих на её территории, причём балкарцы сыграли значительную роль в истории своей родины.

Этот край хранит память об удивительных событиях прошлого, отличается необыкновенной колоритной культурой населения, притягивает к себе ценителей красоты природы. Действительно в Балкарии есть поистине уникальные места, но главной гордостью региона является его народ. Чем же интересны балкарцы? Что может поведать их край?

Хитрости названия

Балкарцы принадлежат к достаточно изученным народностям, но есть аспекты, что по сей день вызывают споры исследователей. И в первую очередь, касаются они названия этноса.

Почему именно “балкарцы”? На этот счёт у учёных есть несколько версий. Условно можно разделить этнографов на два “лагеря”, первый из которых придерживается “русской” версии происхождения этнонима, второй же склоняется к связи с другими народами.

Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)

Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)

Итак, сторонники первой теории утверждают, что “балкарцы” — это слово, произошедшее от этнонима “малкарцы” (а так действительно называли жителей Балкарии). Столь необычная интерпретация не вызывает удивления: малкарцами именовали жителей ущелья Малкар. В дальнейшем и сам народ расширил границы своих земель, и название его несколько изменилось.

Однако с этой теорией не соглашается иная группа исследователей. По их мнению, “балкарцы” происходят от названия “булгары”, а значит, имеется связь с древними племенами, населявшими Волжскую Булгарию.

Косари Балкарии, начало XX века

Косари Балкарии, начало XX века

Молодой народ

История балкарцев отличается яркостью и обилием событий. Однако как этнос в исторических документах они появились совсем недавно. Первое упоминание присутствует в источниках первой половины XIX века. В частности, в 1827 году в ведомости о числе дворов кавказских племён есть упоминание и о балкарцах. К слову, в то время число их дворов уже доходило до полтысячи, что говорит о стремительном развитии Балкарии.

Однако сами балкарцы вряд ли согласятся с утверждением, что они — народ, возникший лишь недавно. Дело в том, что исторически прослеживается тесная связь между предками этноса и современными его представителями.

Что примечательно, нельзя даже точно определить процесс перехода от субстратных племён (а они существовали ещё в бронзовом веке) к непосредственно балкарскому народу, который выделился как отдельная группа. Вот и получается, что балкарцы — народ молодой, но с богатой историей, уходящей корнями в далёкую древность.

Балкарцы и земледельческими орудиями

Балкарцы и земледельческими орудиями

Стойкость — черта народа

На протяжении многих столетий балкарцам и их предкам приходилось проявлять мужество и стойкость в борьбе с завоевателями. Далеко не всегда земли этого народа оставались независимыми.

Напротив, тягостные времена владычества других племён были своего рода “проверкой на прочность”. Сложнейшим периодом становятся времена монгольского завоевания. Тогда ханские орды заняли большую часть Балкарии.

Местным жителям пришлось скрываться в отдалённых горных районах. Однако балкарцы, оттеснённые в ущелья центрального Кавказа, не собирались сдаваться. Они образовали 5 крупных общин, которые противостояли монгольскому натиску.

Кроме того, вынужденное переселение помогло балкарцам создать благоприятную основу для дальнейших торговых отношений с соседями. Их культура заметно обогащается. В ней появляются некоторые заимствования из карачаевских, осетинских грузинских традиций, но при этом сохраняется самобытная нота. Благодаря такому культурному смешению сам этнос стал более устойчив к внешнему влиянию.

Князья из Верхней Балкарии, 1913 год, Нальчик (Биев Паша Сафар-Алиевич и его младший брат Биев Маштай Сафар Алиевич)

Князья из Верхней Балкарии, 1913 год, Нальчик (Биев Паша Сафар-Алиевич и его младший брат Биев Маштай Сафар Алиевич)

Кто же родственники?

Нам может показаться вполне очевидно, что самыми близкими народами являются те, что проживают на одной территории. Но относительно племён Кавказа этот принцип действует не всегда.

Казалось бы, генетически самым близким этносом к балкарцам должны быть кабардинцы (всё-таки именно эти два народа объединены в качестве жителей одной республики), но на самом деле всё не так.

Изучение особенностей гаплогрупп балкарцев показало, что они гораздо ближе к карачаевцам и крымским татарам. В первом случае с карачаевцами этот народ и вовсе составляет одно целое (в старину их не различали между собой).

Карачаевцы. Семейство Крымшамхаловых. Аул Карт-Джурт, ХIХ век

Карачаевцы. Семейство Крымшамхаловых. Аул Карт-Джурт, ХIХ век

Жизнь по старинным принципам

Практически половина жителей Балкарии проживает в сельских районах. В большинстве из них сохраняется старинный уклад жизни, важнейшую роль играет религия, придерживаются обычаев и традиций предков. Балкарцы с осуждением относятся к курящим женщинам, которых практически нельзя увидеть на улицах. В сёлах практически нет бездомных или пьяниц.

Для балкарцев важное значение имеет внешний облик человека. Принято одеваться аккуратно и в соответствии с местными правилами. Несмотря на то, что в городах жизнь больше напоминает европейский уклад, здесь не встретишь местную девушку в откровенном наряде или слишком короткой юбке. И, кстати, такие особенности я советую учитывать тем, кто отправляется в Кабардино-Балкарию в качестве туриста.

Женщины с серпами в Балкарии

Женщины с серпами в Балкарии

Старинные обычаи для жителей сёл являются нормой жизни. Не стоит удивляться, если при угощении гостей хозяйка так и не сядет за стол, а останется стоять рядом, дожидаясь, не нужна ли кому-то помощь. Уговаривать женщину присоединиться к гостям не стоит — таковы местные балкарские обычаи.

Кроме того, при общении с этим народом следует учитывать “этнический этикет”. Согласно ему, нельзя перебивать собеседника, а по отношению к старшим и вовсе требуется проявлять особое почтение.

Циканов Хаджи-Мухадин Мамсурович — балкарец 1928 года рождения, один из духовных лидеров Северного Кавказа. Один из первых кто совершил Хадж во времена Советского Союза

Циканов Хаджи-Мухадин Мамсурович — балкарец 1928 года рождения, один из духовных лидеров Северного Кавказа. Один из первых кто совершил Хадж во времена Советского Союза

Это — только незначительная часть фактов и сведений о балкарцах. Говорят, что полностью понять почувствовать этот народ сможет лишь человек, побывавший на их праздниках, застольях, проникшийся их культурой. Но даже при отдалённом знакомстве с жителями Кабардино-Балкарии невольное уважение вызывает их преданность своим обычаям и уважение к истории.

Историческое место проживания карачаевцев – это Карачай, территория горных и предгорных долин рек Кубани, Теберды, Подкумок, Джегуты, Малого и Большого Зеленчука. Сегодня это районы Карачаево-Черкесской республики.

Балкарцы, как и их братья, карачаевцы также исторически проживали в верховьях рек Чегем, Баксан, Хазнидон и Черек-Балкарский, эти территории получили название горная Балкария. Проживают балкарцы на территории Кабардино-Балкарии.

Но когда и от кого произошли карачаевцы и балкарцы?

Сегодня у историков и этнологов нет единого мнения насчет происхождения карачаево-балкарцев. По наиболее распространенной версии этногенез карачаевцев и балкарцев сформировался в результате смешения аланов, кипчаков (половцев) и местного кавказского населения. Таким образом, карачаевцы и балкарцы являются древним тюркским народом, этногенез которого сформировался в 10 веке, также этнологи не исключают общее родство этих народов с кумыками .

Этноним карачаевцев точно не установлен, потому этнологи придерживаются разных версий. Сами карачаевцы считают, что получили своё название в честь своего предводителя хана Карачая.

Что насчет балкарцев, то название этого народа с тюркского переводится как малкъар ., то есть Малка . Малка - название реки, которая протекает в этой в Балкарии. Однако есть и другая версия, согласно которой тюркоязычный народ получил своё название от своих предков булгар .

В советский период карачаевцы и балкарцы были искусственно разделены. Проблема в том, что большевики разделили республики не по этническому, а по политико-административному признаку, в итоге черкесы вместе с карачаевцами оказались в Карачаево-Черкесии, а кабардинцы и балкарцы в Кабардино-Балкарии (Об этом подробнее читайте ЗДЕСЬ ).

Карачаевцы – тюркоязычный народ Северного Кавказа, населяющий Карачаево-Черкесскую Республику. Преимущественные районы проживания: город Черкесск, Усть-Джегутинский район, Карачаевский городской округ, Карачаевский район, Малокарачаевский район, Прикубанский район, Зеленчукский район, Урупский район. Исконное место проживания – горные районы: долины Домбая и Теберды, Приэльбрусье, частично Архыз. Древнейшие населенные пункты – Къарт-Джурт, Учкулан, Хурзук, Дуут, Джазлык. Карачаевцы – мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность по данным Всероссийской переписи 2002 года – 192 182 человека.

Безапелляционной версии происхождения карачаевцев не существует. По данным антропологии, как и балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев, относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеиодной расы. Однако генетических данных пока мало. Из того, что есть на данный момент, можно сделать вывод о доминировании следующих гаплогрупп: R1A1 ((23,2%) арийская) и G2 ((27,5%) кавказская). Процент остальных гаплогрупп незначительный. Однако, насколько известно, выборки не большие.

Говорят карачаевцы на карачаево-балкарском языке, который относится к северо-западной (половецко-кыпчакской) группе тюркских языков. Исследователи предполагают, что в этногенезе карачаевцев могли принимать участие:
1. автохтонные кавказские племена;
2. аланы;
3. булгары;
4. хазары;
5. кипчаки.
Такая версия в частности была одобрена 22-26 июня 1959 года на научной сессии, посвященной происхождению балкарцев и карачаевцев, прошедшей в городе Нальчике.

***
Карачаевцы и балкарцы
Если описывать балкарцев, то можно сказать, что они один в один совпадают с карачаевцами и по данным антропологии, и по данным генетики, и по языку (не говоря уже о культуре). То есть, все классификации и определения, приведенные относительно карачаевцев, можно относить, не сомневаясь, к балкарцам. Они считают себя одним народом. Если говорить абсолютно точно, то народ, который сейчас называется балкарцы приобрел такое общее название уже с включением в состав России. Это были пять горских обществ: Черекское, Холам, Безенги, Чегемское, Баксанское (Урусбиевское), которые управлялись каждый своими аристократическими родами (таубии).

Наиболее известные из них: Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы – в Малкарском обществе, Балкаруковы и Келеметовы – в Чегемском, Шакмановы – в Холамском, Сюйюнчевы – в Безенгиевском, Урусбиевы (отделившаяся ветвь Сюйюнчевых) – в Баксанском.
Существовали некоторые отличия в языке указанных горских обществ. На основе этих отличий позднее были определены соответствующие диалекты. Непосредственно балкарцами (малкъарлыла) называли жителей наиболее крупного Черекского общества. Они говорят на цокающем диалекте карачаево-балкарского языка ((чач (кар.) – цац (чер. диал.) – волосы), имеются и некоторые другие фонетическия отличия).

Чегемцы и Баксанцы (урусбиевцы по фамилии князей Урусбиевых) говорят на языке, не имеющем отличий от карачаевского (за исключением может перехода дж/ж джаш/жаш – парень). Также выделяют холамо-безенгиевский смешанный говор. Но лексических различий между данными диалектами нет. На основе языка карачаевцев, чегемцев и урусбиевцев сформировался сегодняшний литературный карачаево-балкарский язык. Изначально малкъарлыла (балкарцы) себя называли жители Черекского общества, остальные называли себя – таулула (горцы). То есть этноним балкарец исторически применим не ко всему балкарскому народу, хотя это уже вопрос не сегодняшней самоидентификации, а скорее дел минувших.

***
Балкарцы - коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном ее горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом – урусбиевцы) и Малка. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность в России 108 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии 105 тыс., что составляет 11,6% населения республики.
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов региона. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Фактически балкарцы составляют единый народ с карачаевцами, разделенный административно на две части. Материальная культура также идентична. Единственное, в силу специфики ущелий карачаевцы строили жилища из дерева, а у балкарцев в ходу было каменное строительство, сохранились и родовые княжеские башни и склепы из камня. Если говорить о ментальности, то карачаевцы считают балкарцев более веселыми, мягкими, склонными к шуткам людьми. Балкарский поэт Кайсын Кулиев говорил, что песни пишут в Карачае, а поют в Балкарии.

***
Если говорить о самоназвании балкарец, то соотносить его с этнонимом булгар сложно, поскольку в оригинале оно звучит – малкъарлы. Его можно соотнести и с названием реки Малка в Кабардино-Балкарии. При этом рассуждать, что балкарцы потомки булгар, наверное, можно. Если следовать легенде, согласно которой Великая Болгария Кубрата, которая территориально охватывала и часть северо-западного Кавказа, распалась и народ был разделен между его сыновьями, то можно с большей либо меньшей степенью достоверности утверждать, что часть булгар могла остаться на Северном Кавказе (булгары Батбаяна) и внести свой вклад в этногенез местных народов, в том числе и карачаевцев, и балкарцев.
Существование булгар в предгорьях и частично в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии имеет некоторое археологическое подтверждение.
В связи с этим можно проводить некую символическую линию от Дунайской Болгарии через Кавказ к Волжской Булгарии и Казани. Однако, учитывая многогранность этногенеза большинства народов Северного Кавказа, а тем более и карачаево-балкарцев (условный термин, который уже давно применяется), возможность участия в этногенезе народа нескольких этносов, утверждать на сегодняшний день, что балкарцы – это булгары наших дней мы бы не стали. Но исключать участие булгар в указанном формировании народа тоже нет аргументов.
***
Кстати, современные болгары, а также казанские татары проявляют постоянный интерес к этой проблематике. Думаем, что эта тема подлежит отдельной научной разработке, которая может, если не подтвердить данную версию, то дать дополнительные знания в соответствующем контексте, что следует приветствовать.

Балка́рцы (карач.-балк. алан [9] [11] , таулула ) — тюркоязычный народ, проживающий в центральной части Северного Кавказа, населяющий её горные и предгорные ( [9] [12] .

Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

Содержание

Численность

Численность в России 112,9 тыс. человек ( 2010 ), из них в Кабардино-Балкарии 108,6, что составляет 12 % населения республики.

Некоторое количество балкарцев проживает в Казахстане и Киргизии (4-5 тыс. чел., 2008, оценка), куда они попали в результате сталинской депортации.

Живут также в Турции, Сирии, Египте, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Северный Кавказ в XIX веке, и неотделимы от карачаевцев.

Общая численность около 150 тыс. чел. (2010, оценка).

Этногенез

Полагают, что балкарцы образовались из смешения коренных северокавказских племён и алан. Предположительно название народа (этноним) балкарцев происходит от русского варианта названия балкарцев (то есть искажённое от малкарцев).

География расселения

Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов Кавказа. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, История

Кавказа, России и Европы; его стилизованное изображение присутствует на национальном флаге балкарского народа.

Кавказ в середине XI в.

Кавказ в 1213 году

Балкарский народ Центрального Кавказа в результате длительного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV—I тыс. до н. э. (особенно племен кобанской культуры XII—IV вв. до н. э.) [13] [14] [15] ;

б) алан-асов или овсов (II—I вв до н. э. — XIII в. н. э.) [16] [17] ;

Издавна балкарцы имели разносторонние экономические, политические и культурные связи с соседями, особенно с XVII в. стали устанавливаться связи с Россией. В 1628—1629 гг. представители Грузию и обратно московские послы Ельчин и Захарьев были тепло встречены и вели торговлю в Баксанском ущелье (1639—1640), а Толочанов с Иевлевым (1651) и Жидовин с Порошиным (1655) — в Черекском. В 1736 г. у жителей Верхнего Чегема гостил с казаком с Алексеем Михайловичем и находился около года.

В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев, шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали отдавать своих аманатов в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877—1878), русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1920) войнах, в революционных движениях 1905—1907 и 1917 гг.

Определённый научный интерес к географии, истории и культуре XVIII—XIX вв. ( Паллас, Потоцкий , XIX — 10-е гг. XX вв., то есть после вхождения России (Боссе, Бларамберг, Пастухов, Абих и др.). В 1860 г. в 1909 г. в общеобразовательное реальное училище, где балкарцы учились вместе с русскими, кабардинцами и др. Позднее начальные школы открывались и в балкарских селах Кашхатау и Чегеме (1902), Урусбиево и Хасауте (1913). Некоторые балкарцы из привилегированных сословий получали образование в учебных заведениях Тбилиси, Ставрополя, Москвы, Петербурга. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX — начале XX вв. среди балкарцев начала формироваться национальная интеллигенция, проводившая значительную культурно-просветительскую работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов, знатоки и собиратели фольклора М., И., Н. и С. Урусбиевы, скрипач С. Абаев, врачи А. Шаханов и И. Абаев, учителя Ф. Шакманова, Я. Джабоев и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт — основоположник балкарской литературы К. Мечиев ).

Балкарские князья Жанхотов и Айдаболов

Взаимоотношения между разными сословиями жестко регламентировались и, как правило, в интересах высших социальных групп. Если таубии устраивали свадьбы, похороны и т. п., то Карачая, революции 1917 г. В их истории с того периода немало драматических страниц, но были и весьма значительные достижения. После Февральской революции в состав Нальчикского исполкома, который поддержал Временное правительство России, вошли таубии И. Урусбиев, Б. Шаханов, Т. Шакманов. С другой стороны, из среды балкарцев выдвинулись многие лидеры, боровшиеся в Гражданской войне за советскую власть ( 1918), провозгласившем установление советской власти в регионе и образование Терской народной республики, делегаты 1922 г. создана Кабардино-Балкарская автономная область (КБАО); в 1936 г. она преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием балкарцев были выделены в отдельные районы — Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Росло количество сел с современной уличной планировкой, с домами нового типа и приусадебными хозяйствами, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них появились электричество и радио. С 1940 г. в Баксанском ущелье начал работать 1937 г. Преступные перегибы в коллективизации вызывали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.).

Весьма значительным достижениям в социально-экономическом и культурном развитии балкарцев нанесли непоправимый урон массовые репрессии в конце 20—30-х гг. по отношению к крестьянству (особенно в связи с коллективизацией), партийным и советским работникам (Х. Зокаев, К. Ульбашев, К. Чеченов), писателям (А. Ульбашев, Х. Теммоев, С. Отаров) и многие др. В годы войны балкарцы подверглись беспрецедентному террору.

В 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей — стариков, женщин, детей, сожжены несколько сёл (Сауту, Глашево и др.).

8 марта 1944 года [22] по ложному обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был полностью принудительно переселён (депортирован) из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. На месте балкарцев, как и дргих депортированных народов, расселяли рассеянно для быстрой ассимляции среди местного населения. Между тем тысячи балкарцев (более 16000 из общих 42500, т.е. более 1/3 народа) сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115 кабардино-балкарской кавалерийской дивизии, партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашистского сопротивления Европы. Почти все они были награждены орденами и медалями, хотя после геноцида балкарского народа в 1944 г. их явно ограничивали в получении офицерских званий и наград. На основании Указов высших властей Союза ССР от 1956, 1957 гг. и др. документов репрессии против балкарцев признаны ошибочными и антизаконными. 28 марта 1957 года [23] Указ Президиума Верховного Совета СССР принял Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики — Кабардино-Балкария, а балкарцам разрешено было вернуться на прежнее место жительства. Вопрос депортации является центральным в новейшей истории балкарского народа. Юридические и исторические аспекты этого явления тщательно исследуются с научной точки зрения [24] .

Традиционные занятия

Ведущая отрасль традиционного хозяйства — отгонное скотоводство ( крупный рогатый скот , лошади, до конца 18 в. — 19 в. — картофель, огородные). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная промышленность.

Жилища и поселения

Земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Традиционная одежда

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин — нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, Традиционная пища

Семья преимущественно малая, браки Религия

Процесс исламизации балкарцев начался в XVII в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций (вера в Тейри). Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. В настоящее время большинство балкарцев причисляются к мусульманам-суннитам.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

Содержание

Численность

Численность в России 112,9 тыс. человек (2010), из них в Кабардино-Балкарии 108,6 тыс., что составляет 12,7 % населения республики.

Некоторое количество балкарцев проживает в Казахстане и Киргизии (4-5 тыс. чел., 2008, оценка), куда они попали в результате сталинской депортации.

Живут также в Турции, Сирии, Египте, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Северный Кавказ в XIX веке, и неотделимы от карачаевцев.

Общая численность около 120 тыс. чел. (2010, оценка).

География расселения

История



Эльбрус — высочайшая вершина Кавказа, России и Европы; его стилизованное изображение присутствует на национальном флаге балкарского народа.




Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате длительного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV—I тыс. до н. э. (особенно племен кобанской культуры XII—IV вв. до н. э.) [9] [10] [11] ;

б) Тюрки (II—I вв до н. э. [источник?] — XIII в. н. э.)

В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев (адета), шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали отдавать своих аманатов в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877—1878), русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1920) войнах, в революционных движениях 1905—1907 и 1917 гг.

Определённый научный интерес к географии, истории и культуре Балкарии заметно оживился в конце XVIII—XIX вв. (Гюльденштедт, Рейнеггс, Паллас, Потоцкий, Клапрот). Но несравнимо активнее такой интерес к ней со стороны европейских, русских, и иных исследователей и путешественников возрос в 30-е гг. XIX — 10-е гг. XX вв., то есть после вхождения Балкарии в состав России (Боссе, Шаховской, Бларамберг, Фиркович, братья Нарышкины, Караулов, Преле, Тепцов, Баранов, Долбежев, Зичи, Вырубов, композитор Танеев, географ Динник, антрополог Чехович и др.). После реформ 1867 г. в горах строились новые мосты и колесные дороги; впервые в Приэльбрусье таубием И. Урусбиевым был построен специальный дом для приезжих; у него часто гостили зарубежные и российские представители науки и культуры, туристы и альпинисты (Миллер и Ковалевский, Танеев, Мурр, Туккер, Анисимов, Тульчинский, Пастухов, Абих и др.). В 1860 г. в Нальчике открылась начальная Горская школа, преобразованная в 1909 г. в общеобразовательное реальное училище, где балкарцы учились вместе с русскими, кабардинцами и др. Позднее начальные школы открывались и в балкарских селах Кашхатау и Чегеме (1902), Урусбиево и Хасауте (1913). Некоторые балкарцы из привилегированных сословий получали образование в учебных заведениях Владикавказа, Тбилиси, Ставрополя, Москвы, Петербурга. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX — начале XX вв. среди балкарцев начала формироваться национальная интеллигенция, проводившая значительную культурно-просветительскую работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов, знатоки и собиратели фольклора М., И., Н. и С. Урусбиевы, скрипач С. Абаев, врачи А. Шаханов и И. Абаев, учителя Ф. Шакманова, Я. Джабоев и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт — основоположник балкарской литературы К. Мечиев).



Взаимоотношения между разными сословиями жестко регламентировались и, как правило, в интересах высших социальных групп. Если таубии устраивали свадьбы, похороны и т. п., то уздени, каракиши и др. вынуждены были нести определенные расходы, преподносить подарки, оказывать услуги и почести.

Коренной перелом в жизни балкарцев произошёл в результате революции 1917 г. В их истории с того периода немало драматических страниц, но были и весьма значительные достижения. После Февральской революции в состав Нальчикского исполкома, который поддержал Временное правительство России, вошли таубии И. Урусбиев, Б. Шаханов, Т. Шакманов. С другой стороны, из среды балкарцев выдвинулись многие лидеры, боровшиеся в Гражданской войне за советскую власть (М. Энеев, С.-Х. Калабеков, Ю. Настуев, А. Гемуев, Х. Асанов, К. Ульбашев и др.). На II съезде народов Северного Кавказа (Пятигорск, 1918), провозгласившем установление советской власти в регионе и образование Терской народной республики, делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией. В 1922 г. создана Кабардино-Балкарская автономная область (КБАО); в 1936 г. она преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием балкарцев были выделены в отдельные районы — Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Росло количество сел с современной уличной планировкой, с домами нового типа и приусадебными хозяйствами, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них появились электричество и радио. С 1940 г. в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат.

Основы многовекового уклада жизни балкарцев стали круто изменяться в результате коллективизации сельского хозяйства, которая из-за специфики горных условий завершилась лишь в 1937 г. Преступные перегибы в коллективизации вызывали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.).

С начала 20-х гг. были приняты радикальные меры по ликвидации безграмотности и распространению новой культуры. Стали выходить книги и газета на балкарском языке. В 20—30-х гг. в Нальчике необычайно быстро возросло число культурно-просветительских, учебных и научных учреждений, где получили образование многие балкарцы. Они учились также в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и др.

В 30-е гг. продолжалось творчество поэта К. Мечиева, появились новые имена поэтов и писателей (С. Шахмурзаев, К. Кулиев, К. Отаров, О. Этезов, Х. Кациев и др.). В 1934 г. был создан Союз писателей Кабардино-Балкарии, в 1940 г. — балкарский Драматический театр.

Весьма значительным достижениям в социально-экономическом и культурном развитии балкарцев нанесли непоправимый урон массовые репрессии в конце 20—30-х гг. по отношению к крестьянству (особенно в связи с коллективизацией), партийным и советским работникам (Х. Зокаев, К. Ульбашев, К. Чеченов), писателям (А. Ульбашев, Х. Теммоев, С. Отаров) и многие др. В годы войны балкарцы подверглись беспрецедентному террору.

В 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей — стариков, женщин, детей, сожжены несколько сёл (Сауту, Глашево и др.).

8 марта 1944 года [12] по обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был полностью принудительно переселён (депортирован) из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. Между тем тысячи балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115 кабардино-балкарской кавалерийской дивизии, партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашистского сопротивления Европы. Почти все они были награждены орденами и медалями, хотя после геноцида балкарского народа в 1944 г. их явно ограничивали в получении офицерских званий и наград. На основании Указов высших властей Союза ССР от 1956, 1957 гг. и др. документов репрессии против балкарцев признаны ошибочными и антизаконными. 28 марта 1957 года [13] сессия Верховного Совета Кабардинской АССР приняла Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики — Кабардино-Балкария, а балкарцам разрешено было вернуться на прежнее место жительства. Вопрос депортации является центральным в новейшей истории балкарского народа. Юридические и исторические аспекты этого явления тщательно исследуются с научной точки зрения [14] .

Традиционные занятия

Ведущая отрасль традиционного хозяйства — отгонное скотоводство (овцы, а также крупный рогатый скот, козы, лошади, коровы, ). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с конца 19 в. — картофель, огородные). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон (чепкен), обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы, свинца, серебра и небольшого количества золота, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота.

Жилища и поселения

Земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.

В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. В Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.

К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).

Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.

Традиционная одежда

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин — нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы.

Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Традиционная пища

Основа питания — мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (жёрме), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (жуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гыржын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств — различные варианты халвы. Напитки: молочные — кефир и айран, праздничные — буза и пиво (сыра), повседневные — чай из кавказского рододендрона.

Семья и традиции

Семья преимущественно малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты — избегания. Были распространены древние обычаи : кровной мести, побратимства, куначество, аталычества, гостеприимство и т. д.

В народной жизни большое значение придается этикету. Характерны календарные и другие праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор —, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания и прочее.

Религия

Процесс исламизации балкарцев начался в XVII в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. В настоящее время абсолютное большинство балкарцев мусульмане-сунниты.

Читайте также: