Индивидуально типологические особенности ребенка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Известно, что у каждого человека есть свои личные черты. Исходя из этого, древнегреческий философ и врач Гиппократ, выделил 4 типа темперамента: сангвинический, флегматичный, холерический, меланхоличный. Настоящая природа этих явлений была установлена И.П. Павловым в процессе изучения ВНД.

И.П. Павлов, изучая особенности образования и хода условных рефлексов у животных, обратил внимание на то, что скорость их образования, прочность, торможение зависит от индивидуальных свойств их нервной системы. Это дало ему возможность выделить типы ВНД.

Тип ВНД — это совокупность свойств нервных процессов, которые обусловлены наследственными особенностями организма и приобретенными в процессе индивидуальной жизни.

И.П. Павлов выделил типы ВНД на основе 3 показателей нервных процессов (возбуждение и торможение):

- силы – способности клеток коры мозга хранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители;

- подвижности – скорости перехода процесса возбуждения в торможение, и наоборот;

- уравновешенности – одинаковая выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы могут быть уравновешены, или один из них может преобладать над другим.

На основе изучения особенностей нервных процессов И.П. Павлов выделил 4 типа ВНД, которые совпадают с четырьмя темпераментами, установленными Гиппократом (табл. 5).

Типы ВНД по И. П. Павлову

Характеристика по показателям

свойств нервной системы

Сильный неуравновешенный (безудержный)

Неуравновешенный. Преобладание возбуждения над торможением

Сильный уравновешенный подвижный

Сильный уравновешенный инертный

Сильный уравновешенный инертный

Неуравновешенный. Преобладание торможения над возбуждением

В 30-х годах нашего столетия исследования типов нервной системы у детей были предприняты Н. И. Красногорским. Основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, а также речевых реакций детей, Н. И. Красногорский выделил четыре основных типа нервной системы, которым, как и у И. П. Павлова, соответствуют четырем классическим темпераментам. Описывая отдельные типы, Н. И. Красногорский учитывал динамику корковых и подкорковых про­цессов, считая уравновешенность возбуждения на корковом и подкорковом уровнях одним из основных критериев своей типологии. Выделенные им типы нервной системы представлены в табл. 6. В типологии H.И. Красногорского сохранилось четыре типа нервной системы (темперамента) по отноше­нию к типологии И. П. Павлова.Характеристика типов нервной системы по H.И. Красногорскому учитывает безусловнорефлекторные, условнорефлекторные действия, речевые реакции и общее поведение ребенка. Эти типологии сходны в том, что разным типам темперамента приписываются различные способнос­ти к образованию условных реакций. Поскольку образование условных реакций составляет определен­ную форму обучения, можно сказать, что скорость обучения является характерным признаком отдель­ных темпераментов.

Таким образом, в процессе воспитания генетические предпосылки существенно корректируются, поэтому поступки людей в сложных обстоятельствах определяются, главным образом, способностью сдерживать себя и реагировать в соответствии с нормами, установленными обществом. Сила, подвижность нервных процессов, поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под воздействием воспитания могут приобрести черты, которые сближают их с детьми уравновешенного типа.

Типы ВНД по Н. И. Красногорскому

Тип нервной системы

Характеристика по показателям свойств нервной системы

Сильный, оптимально возбудимый, уравнове­шенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга ра­ботают согласованно, в гармоническом взаимодейст­вии

Положительные условнорефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонация­ми и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразитель­ной мимикой и эмоциональным подъемом.

Сильный, оптимально возбудимый, уравнове­шенный, медленный тип

Положительные условные реф­лексы образуются с нормальной скоростью, они силь­ны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкор­ковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко при­спосабливается к социальной среде. Быстро выучи­вается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равно­мерна, без резко выраженных эмоций, жестикуля­ции и мимики.

Сильный, повышенно возбудимый, безудерж­ный, неуравновешенный (что связано с преоблада­нием возбуждения в подкорковых отделах)

Характеризуется сильными услов­ными реакциями, подверженными большому влия­нию подкорковых областей. Повышенная подкорко­вая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормо­зят центры коры. Условные тормозные реакции холе­рика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требо­ваниям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у пре­дыдущих типов.

Слабый, пониженно возбудимый, неуравнове­шенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов

Это энергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утом­ляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образу­ются медленно, после многих сочетаний безуслов­ного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы у ребенка является бла­гоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.

Каждый человек в силу своих гено- и фенотипических особенностей отличается присущими только ему психофизиологическими качествами. Появляются все новые доказательства исключительного значения морфофункционального типа человека, который обусловливает многие относительно постоянные его качества. Сама же морфофункциональная конституция человека определяется наследственным кодом. Чаще всего в морфофункциональной дифференциации человека выделяют три основных типа: нормостенический (торакальный), астенический, гиперстенический (мышечный). Однако важно отметить, что принадлежность человека к тому или иному морфотипу определяет не только особенности его физического развития, но и многие специфические черты функционирования, в частности, обмен веществ, гормональный статус, предрасположенность к определенным заболеваниям и т.д. В функционально-метаболической классификации, предложенной В.П. Казначеевым (1986), учитьшаются пространственно-временные особенности долговременных адаптационных стратегий на внешние воздействия. Психофизиологическая классификация. Гиппократ, выделил 4 вида: сангвиники; холерики; флегматики; меланхолики. Типы ВНД генетически обусловлены, хотя есть основания считать, что они могут в определенных пределах корректироваться при изменении среды. Врожденные типологические особенности психики играют большое значение в условиях экстремальных ситуаций, которые запускают стрессовые механизмы. В этом случае человек ведет себя в соответствии с врожденными психобиологическими особенностями нервной системы.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Когда мы перестаем вкладывать наши силы в молодое поколение, тогда, пожалуй, наша работа на этой земле окончена. © Джордж Макдональд ==> читать все изречения.

Представлены результаты обследования 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет. Проведен сравнительный анализ компонентного состава тела у детей с различными типами телосложения.


В последние годы значительно возрос интерес как отечественных, так и зарубежных ученых к изучению медико-биологических, эколого-географических и социально-экономических вопросов, раскрывающих проблемы физического развития человека. На современном этапе при описании физического развития целесообразно применение индивидуально - типологического подхода с оценкой компонентов массы тела. При этом имеются в виду три важнейшие составляющие тело человека: кости, мышцы и жировая ткань, количественное соотношение которых определяют телосложение человека [2,3,4,6,7,8,10,11,12].

Материалы и методы

С целью анализа относительного содержания в организме мышечной, костной и жировой ткани в зависимости от соматотипа нами было обследовано 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих детские образовательные учреждения г. Красноярска. Определение соматотипа проведено по методу Р.Н. Дорохова и И.И. Бахрах в модификации И.М.Воронцова [1,5]. Соматотип определялся по сумме номеров "коридоров" центильной шкалы, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Все обследованные дети были подразделены на три основных соматотипа в зависимости от суммы номеров "коридоров" центильной шкалы: микросомный, мезосомный и макросомный. По формулам Матейки [9] подсчитывалась абсолютная масса костной, мышечной и жировой ткани и определялось их отношение к массе тела.

Результаты и обсуждение

Проведенное нами исследование позволило выявить зависимость компонентного состав тела дошкольников от пола и соматотипа ребенка. Анализ состава тела показал, что у мальчиков показатели костного компонента выше, чем у девочек (p

Представлены результаты обследования 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет. Проведен сравнительный анализ компонентного состава тела у детей с различными типами телосложения.


В последние годы значительно возрос интерес как отечественных, так и зарубежных ученых к изучению медико-биологических, эколого-географических и социально-экономических вопросов, раскрывающих проблемы физического развития человека. На современном этапе при описании физического развития целесообразно применение индивидуально - типологического подхода с оценкой компонентов массы тела. При этом имеются в виду три важнейшие составляющие тело человека: кости, мышцы и жировая ткань, количественное соотношение которых определяют телосложение человека [2,3,4,6,7,8,10,11,12].

Материалы и методы

С целью анализа относительного содержания в организме мышечной, костной и жировой ткани в зависимости от соматотипа нами было обследовано 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих детские образовательные учреждения г. Красноярска. Определение соматотипа проведено по методу Р.Н. Дорохова и И.И. Бахрах в модификации И.М.Воронцова [1,5]. Соматотип определялся по сумме номеров "коридоров" центильной шкалы, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Все обследованные дети были подразделены на три основных соматотипа в зависимости от суммы номеров "коридоров" центильной шкалы: микросомный, мезосомный и макросомный. По формулам Матейки [9] подсчитывалась абсолютная масса костной, мышечной и жировой ткани и определялось их отношение к массе тела.

Результаты и обсуждение

Проведенное нами исследование позволило выявить зависимость компонентного состав тела дошкольников от пола и соматотипа ребенка. Анализ состава тела показал, что у мальчиков показатели костного компонента выше, чем у девочек (p

Читайте также: