Миф о будде сиддхартха гаутама кратко

Обновлено: 04.07.2024

Легенда о Сиддхартхе

Рождение мальчика сопровождалось чудесными знаками. Вскоре после того, как Сиддхартха появился на свет, в королевские покои призвали трех мудрецов, чтобы те предсказали его будущее. Новорожденный произвел на них очень большое впечатление. Все трое единодушно заявили, что это необычный ребенок. Предсказание же звучало так: если принца оградить от боли и страданий этого мира, он станет сильным королем и в сражениях разгромит соседние королевства; но стоит ему обнаружить неприятные стороны жизни, и он оставит царские привилегии, чтобы стать великим духовным лидером и создать новое просветляющее мировоззрение для блага всего человечества.

Поскольку родители Будды принадлежали к касте кшатриев, они не были заинтересованы в духовном становлении сына. Им нужен был сильный наследник, способный прославить род и отстоять независимость королевства. Поэтому они решили скрывать от Сиддхартхи все страдания этого мира, воспитывая его в защищенной роскоши.

Юноша рос в прекрасных условиях, не зная ничего о том мире, что лежал за пределами королевских владений.

Легенда о Сиддхартхе

Будда Шакьямуни

Только в возрасте 29 лет он обнаружил, что существует страдание. Однажды, в сопровождении слуги, он выехал из дворца.

Это полностью перевернуло его представления о жизни: Сиддхартаха осознал, что в мире все непостоянно. Будучи счастливым и отважным человеком, он не очень боялся собственной смерти. Но он думал обо всех своих друзьях: сейчас они молоды, здоровы и сильны, но будут страдать потом, когда подступят старость, болезнь и смерть. Он беспокоился также о стране и людях, которых ему предстояло защищать. Царевич понял: все, что он может дать другим, они рано или поздно потеряют. Даже любимую жену он не способен осчастливить навсегда, потому что однажды им придется расстаться, самое позднее – в момент смерти. Все, что появляется в пространстве, обязательно исчезает или распадается на части. Cлава и богатство, отношения и родственные связи – все мимолетно.

Это полностью перевернуло его представления о жизни: Сиддхартаха осознал, что в мире все непостоянно.

В ту же ночь царевич покинул дворец. Он решил, что сам узнает природу ума и укажет другим путь к этому постижению. В лесу он снял свои царские одеяния и облачился в простые лохмотья пастуха. Приняв имя Гаутама, он шесть лет странствовал по родному краю. В те времена

в Индии, как и в Греции, были распространены многие духовные школы. Принц учился у нескольких знаменитых мастеров, постигая премудрости философии и медитации. Он быстро все схватывал и даже превосходил своих учителей, но всякий раз понимал, что цель еще не достигнута. Он испытывал вдохновение от познания, но познавал только все новые явления, а не сам ум. Его радовала и медитация, но по ее окончании радость исчезала.

Некоторое время он практиковал даже крайний аскетизм, но скоро понял, что умрет от истощения, так и не придя к своей цели. Тогда Гаутама прекратил самоистязание: начал есть и пить молоко. Тогда друзья по аскезе решили, что он их предал, обиделись и покинули его. Через некоторое время, спустившись к реке Наранджане, он сел под большим деревом и дал себе твердое обещание – оставаться здесь и медитировать, пока не будет постигнута природа ума.

Он сидел там шесть дней и ночей в состоянии глубокого погружения. И, когда ему исполнилось 35 лет – это было утро полнолуния в мае, – он удалил все завесы из своего ума. Исчезло чувство разделенности на прошлое, настоящее и будущее. Он стал тем осознаванием, тем пространством, которое содержит в себе и знает все вещи. Его ум был безграничным.

Принц увидел, насколько неверна идея о том, что человек отделен от всех остальных. Все в мире взаимосвязано, все вещи состоят из множества других вещей, зависят от различных условий.

Он понял, что до сих пор жил как во сне – не сознавал истину, воспринимал мир ошибочно, считая реальностью свои собственные идеи и впечатления. Пробудившись от этого сна, он испытывал мир таким, каким он является на самом деле, без каких-либо ограничений или искажений.

Гаутама больше не страдал ни от какой привязанности или неприязни к вещам и людям вокруг, больше не воспринимал что-либо личностно. Он видел, что ум всех существ тоже безграничен от природы – значит, у них есть способность достичь такого же просветления, но они сами этого не осознают. Осознав это, он ощутил сильное сочувствие ко всем живым существам, радостное желание помогать им всеми возможными средствами.

Гаутама увидел, что ум – это не вещь; его невозможно объяснить так, как обычно объясняют другие явления. У ума отсутствуют параметры, которые можно было бы измерить; его нельзя взвесить или вычислить.

Он осознал также, что переживание ума только частично можно выразить словами. Любые слова слишком ограничены и узки для того, чтобы передать этот опыт. Словами можно лишь показать путь к нему, а опыт каждый человек должен получить самостоятельно. Слова подобны пальцу, указывающему на луну. Палец – это не луна, но, если посмотрим, на что он направлен, мы увидим луну.

Так Гаутама стал Буддой – тем, кто обрел полное постижение. С тех пор его называли Будда Шакьямуни – просветленный мудрец из рода Шакьев.

Несколько недель Будда оставался на берегу Наранджаны, чтобы дать телу привыкнуть к этому новому состоянию. Затем он отправился учить.

В первом поучении Будда объяснял, что всякий, кто хочет освободиться от страданий, в своем образе жизни должен избегать двух крайностей – аскетизма и излишеств. Если намеренно причинять боль или вред своему телу, осложнять себе жизнь, невозможно достичь Освобождения. Также невозможно прийти к нему, живя в роскоши. Поэтому Будда ввел понятие Срединного пути, сказав:

Чтобы полностью отсечь любую возможность совершать ошибки, практикующие Хинаяну становятся монахами или монахинями. Они принимают большой набор внешних обетов, регулирующих поведение. Всякий, кто следует Восьмеричным путем, может навсегда освободиться от страданий.

Будда учил Хинаяне много лет, после чего у него появились другие ученики – более зрелые, обладающие бóльшим сочувствием. Их тревожило не собственное страдание, а боль других. Эти люди хотели знать, как правильно помогать существам в освобождении от страданий. В ответ они получили то, что позднее было названо Махаяной, Великой колесницей. Здесь Будда объяснял, что настоящее счастье заключается в том, чтобы заботиться о счастье других.

Махаяна – это учение о сострадании и любви, которая, подобно солнцу, одинаково светит всем существам, не исключая никого. Это также учение о мудрости, которая знает истинную природу всех вещей. Тот, кто обладает такой интуитивной мудростью, знает все, потому что ни от чего не отделен.

Принцип Хинаяны – успокоить ум и отказаться от причинения вреда и неприятностей другим. Принцип Махаяны – желать всем счастья и мудро действовать на благо других.

Легенда говорит, что у Будды были и иные ученики, которым он давал Учение третьего поворота, составившее основу Ваджраяны, или Алмазной колесницы. Эти очень способные люди уже умели не причинять никому вреда, обладали состраданием и мудростью. Их отличало еще одно важное качество – доверие к тому, что в уме каждого человека, каждого существа есть семя Просветления – природа Будды. Благодаря этому они могли отождествляться с Буддой, видеть в нем свое просветленное отражение. Их путь – во всем стараться вести себя и действовать как Будда. Так можно быстро раскрыть все качества ума.

С момента Просветления, которое наступило в его 35-й день рождения, и до самой смерти в возрасте 80 лет Будда неустанно передавал свое постижение другим. Его учениками стали десятки тысяч людей в северной Индии.

С момента Просветления, которое наступило в его 35-й день рождения, и до самой смерти в возрасте 80 лет Будда неустанно передавал свое постижение другим. Его учениками стали десятки тысяч людей в северной Индии. Среди них были цари и простолюдины, домохозяйки и воины, крестьяне и философы, представители разных сословий и народностей. Никому не навязывая свои взгляды, он давал поучения лишь тогда, когда его об этом просили. Людей притягивали его радость и умиротворенность, и они приходили сами.

миниатюра

Из этой статьи вы узнаете о необыкновенном человеке – Сиддхартхе Гаутаме, который смог войти в состояние духовного просветления. Здесь изложена информация о том, каким образом деятельность простого смертного, пусть и королевских кровей, привела его к непостижимой для других истине.

Принято считать, что Будда пребывал в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры. Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране. Его родина располагалась в гималайских предгорьях. Сейчас это территория южного Непала.

Ранние годы

Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама. По одной из версий его отцом был влиятельный монарх. Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.

В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах. Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов. Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику.

сидхартха младенец

Парень рос в очень комфортных условиях. Это неудивительно, ведь речь шла о принце. Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон. Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.

Когда Сиддхартху исполнилось 16 лет, он вступил в брак с двоюродной сестрой. С великолепной принцессой Ясодхарой он проживал в Капилавасте. Исследователи полагают, что тогда принц постигал военное искусство и учился управлять государством.

Мысли об освобождении и пути реализации желаний

Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования. В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе. Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.

На глазах у шокированных родственников и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец. Причем это произошло в день появления на свет его сына.

В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие. Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии. Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам. Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.

Уроки медитации

Мастера дали ему уроки медитации, и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле. Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели. Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.

Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними. Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.

Таким образом Бодхисаттва (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению. Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти. Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.

Осуществление желания

Женщина подает рис

Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.

Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.

Прошел день, закончился вечер, началась ночь. Бодхисаттва оставался неподвижным, пребывая в состоянии непрерывной медитации. К самому разгару ночи его стали посещать необыкновенные видения, в частности, процессы отхода людей в мир иной и возрождения в другом качестве.

К исходу тьмы он полностью познал истину существования, превратившись тем самым в Будду. Рассвет он встретил в качестве самопробуждённого, достигшего бессмертия в этой жизни.

Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:

  • оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
  • вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.

Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.

Популяризация учения

Будда не забыл о тех аскетах, которые отвернулись от него, и решил помочь им. При встрече со своими бывшими сподвижниками он открыл им истину, после чего эти люди превратились в его учеников. С этого момента количество его приверженцев начало стремительно расти.

Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Будда Шакьямуни много путешествовал, делясь своим опытом. В различных городах и деревнях он находил все большее число сторонников своего учения.

ученики

Даже будучи в довольно преклонном возрасте, он не отказался от странствований. Отдых приходился только на период дождей, который длился в течение трех месяцев в году.

В итоге Будде удалось основать орден монахов и монахинь (Сангху), отличающийся довольно непростым набором правил. Он существует до сих пор, выступая в качестве одной из наиболее старых мировых структур.

Активная деятельность Будды длилась на протяжении без малого полстолетия. В состояние ниббаны, которое символизирует собой угасание огня, Просветлённый погрузился в возрасте 80 лет. Произошло это событие в городке Кусинару, расположенном на севере Индии. Свидетелями его стали многочисленные ученики.

После его окончательного погружения в нирвану буддизм продолжал развиваться, превратившись в одну из основных мировых религий. Философия его отличается глубиной и оригинальностью.

Буддизм стал общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока. Его основу составляют следующие благородные истины:

  1. В мире есть страдания.
  2. Они вызваны разными причинами.
  3. Можно прекратить их.
  4. Существует путь, ведущий к избавлениям от них.

Заключение

На этом рассказ о жизни Будды Шакьямуни заканчивается, но учение его живо до сих пор, и оно по сей день помогает людям обрести гармонию и счастье.

Друзья, если статья понравилась вам, поделитесь ею в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на почту новые интересные статьи про буддизм.

Гаутама Будда

Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира — принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, — но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

сиддхартха обрезает волосы

По некоторым источникам, Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным, он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим — когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, — это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

сиддхартха пошел после рождения

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

будда шакьямуни под деревом

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, — это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

будда шакьямуни с пятью первыми учениками

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них — мир богов, или дэвов; другой — мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского — это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения — цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

цветок лотоса

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, — это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

цветок лотоса

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом — поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Поза Будды

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, — это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

фреска с буддой и учениками

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана — это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее — что было и что могло бы быть — всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, — это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.


Непал — родина Буддизма

Итак, Будда Шакьямуни — основатель буддизма, родился в провинции Лумбини — нынешний Непал. Его рождение сопровождалось чудными знаками и знамениями. Вскоре после рождения Сиддхартхи, в королевские покои были призваны трое мудрецов, дабы предсказать будущее наследника. На них маленький царевич произвел сильное впечатление и все трое единодушно заявили о необычности ребенка. О том, что его ожидает великое будущее как правителя, если его оградить от боли и страданий этого мира, он станет сильным королем и в сражениях разобьет все соседские, неприятельские королевства; однако если он столкнется со страданиями этого мира и обнаружит неприятные стороны жизни, то он оставит наследство и царские привилегии, и станет великим духовным лидером, создаст новое просвещающее мировоззрение для блага всего человечества.

Так как в Индии кастовая система, особенно в те времена и род Шакьямуни принадлежал к касте кшатриев — воины, правители, его родители конечно же не были заинтересованы в духовном становлении своего сына. Им необходим был сильный последователь, правитель, который прославит род и отстоит независимость королевства. И исходя из вышеперечисленного они решили скрыть все страдания этого мира в защищенной роскоши царского дворца. Где и рос мальчик в последствии став юношей, он не знал ничего о мире находящимся за пределами дворца.

И вот однажды, в сопровождении слуги, в возрасте 29 лет, он выехал из дворца и увидев происходящее за воротами он был сильно потрясен. Сначала он встретил старика, а затем больного, чего ранее он никогда не встречал в своей жизни и даже не знал об этом. Наконец Сиддхартха встретил покойника, а слуга добавил, что это смерть, ожидающая каждого. Так царевич узнал о существовании страданий!

Данные открытия совершенно перевернули его представления о жизни: Сиддхартха осознал, что в мире нет ничего постоянного. Сам царевич был счастливым и отважным человеком, он не боялся собственной смерти, зато он переживал за всех своих друзей, которые сейчас молоды, здоровы и сильны, однако в будущем их ожидают старость, болезнь и страдания. Он был также обеспокоен за страну и ее население, которое ему предстояло защищать. Царевич пришел к пониманию, что все, что он может дать другим, они рано или поздно потеряют. Даже собственную жену он не сможет осчастливить на всегда, что им тоже предстоит расстаться. То есть все, что появляется в пространстве не вечно, все исчезает и распадется на части. Все аспекты окружающей жизни, слава и богатство, отношения и родственные связи — все мимолетно.

Это было великое открытие в его, огороженной от всех неприятностей, жизни. И он осознав все всем своим сердцем пожелал найти такое счастье, которое никогда не исчезнет и потом поделиться этим счастьем со всеми людьми. В этом возвышенном настроении он проходил мимо человека, находящегося в глубокой медитации. И как только они встретились глазами и их умы соприкоснулись, он сразу понял, что нашел то, что искал. Он уже знал, что все мысли и переживания в уме появляются не на долго, а затем исчезают. Но теперь он задумался о том, что возможно сам ум не подвержен исчезновению? Все вещи в пространстве приходят и уходят, но само пространство находится вне прихода и ухода. Так он пришел к осознанию, целью есть ум, а не то, что в уме происходит, сознание, а не его объекты. Это единственное, что остается и не исчезает.

Это знание заставило царевича в ту же ночь покинуть дворец. Чтобы самому узнать природу ума и потом указать путь другим к этому постижению. В лесу он сменил свои царские одеяния на лохмотья пастуха и приняв имя Гаутама шесть лет странствовал по родному краю. Тогда в Индии были распространены большое множество духовных школ.

Принц учился у нескольких знаменитых мастеров постигая их учения, премудрости и философию. Так он быстро все схватывал и быстро продвигался по преподаваемым учениям и даже превосходил своих учителей, однако потом каждый раз понимал, что цель еще не достигнута пока. Он был вдохновенным учеником, его радовало познание, но познавал он только все новые явления, а не сам ум. Его радовала медитация, однако по ее окончании, радость исчезала.

Потом Гаутама практиковал еще крайний аскетизм, истязая свое тело, у него даже появились последователи, однако ответы на свои вопросы он так и не нашел и решил удвоить свои усилия, отказавшись от еды и питья, пока не пришел в близкое к смерти состояние. Вскоре он понял, что этот путь не приведет его к цели и при дальнейшей практики этого пути, он скоро умрет от истощения. Тогда Гаутама прекратил самоистязания, и принял молочную рисовую кашу из рук миловидной девушки Суджат и стал есть и пить. А потом скупался в реке и решил оставить практику самоистязания, после чего пять аскетов-последователей восприняли это как предательство и покинули его.

А наш герой пошел дальше и так дойдя до реки Наранджан возле городка Бодх Гая и сел там под большим деревом, где дал себе твердое обещание медитировать и не вставать пока не постигнет природу ума и не найдет ответ избавления от страданий.


Там он просидел шесть дней и ночей, сначала концентрируясь на очищении сознания от всех отвлекающих факторов, затем открывал себя Истине. Он стал вспоминать прошлые жизни и видеть все, что происходит во Вселенной. Затем его начал искушать Мара (дьявол), пытаясь помешать. Сперва он хотел запугать Сиддхартху посредством бурь и армий демонов, но Гаутама выдержал сие испытание и оставался совершенно спокойным. Тогда он послал трех дочерей-красавиц, чтобы искусить его, но опять же безрезультатно. Затем Мара хотел загнать Сиддхартху в ловушку эгоизма, взывая его к гордости. Однако и это не принесло никакого результата. Гаутама победил все искушения.

И вот после шести дней, в одно прекрасное утро полнолуния в мае, в возрасте 35 лет, он снял все завесы из своего ума. Исчезло чувство отделенности прошлого, настоящего и будущего. Он стал содержащим в себе все. Его ум стал безграничным. Принц увидел, что человек на самом деле не отделен от всех остальных, что все в мире взаимосвязано и взаимодействует. И все состоит из множества других вещей.

Он пришел к той мысли, что до этого Просветления он жил как во сне, не осознавая Истину, так как воспринимал мир через призму своих заблуждений, считая реальностью собственные идеи и впечатления. Пробудившись, он стал Буддой и увидел весь окружающий мир таким, каким он является на самом деле, без ограничений и искажений. Человек при этом по новому делает все.

Будда Шакьямуни избавился от любого вида привязанности, перестал воспринимать что либо личностно и больше ни к кому не испытывал неприязни. Он также увидел, что ум всех других людей тоже безграничен изначально, но они не осознают этого, что мешает им достичь такого же просветления. Осознав сие он сразу проникся к людям с сочувствием и ощутил радостное желание помогать им всеми доступными средствами.



Дерево у Бодх Гая где Гаутама Пробудился

Ему стало видно, что ум — не вещь, его не объяснишь, как можно объяснить другие явления, у него нет параметров, которые можно было бы измерить, взвесить или вычислить. А переживания ума полностью словами не выразишь, лишь частично. Любое слово слишком ограничено и узко, для передачи этого опыта. Словами можно показать путь к этому опыту, а каждый человек должен сам пережить этот опыт.

Слова подобны пальцу, указывающему на Луну

Палец и Луна совсем две разные вещи, но если посмотреть куда указывает палец, человек увидит Луну.

Так Гаутама стал Буддой – тем, кто обрел полное постижение. С тех пор его называли Будда Шакьямуни – просветленный мудрец из рода Шакьев.

В первой проповеди Будда объяснил Четыре Благородные Истины и Восьмиричный Святой Путь, ввел понятие серединного пути, так называемой золотой середины, включающее в себя понятие о том, что для освобождения от страданий, в своем образе жизни человек должен избегать двух крайностей — аскетизма и излишеств. При намеренном осложнении своей жизни, причинении вреда и боли своему телу, не возможно достичь Пробуждения и Свободы, также не достигнуть Просветления при жизни в роскоши.

Дабы отсечь все препятствия и ошибки на пути, практикующие становятся монахами и монашками. Каждый набирает огромный набор обетов, соблюдая которые регулируют свое поведение.

Однажды проповеди Будды услышал король Бимбисара из Магадхи и решил пожертвовать ему монастырь недалеко от Рахагриха, для проведения в сезон дождей проповедей. В месте с этим, другие пожертвования позволили людям практиковать годами и множество людей получили возможность услышать учение Будды.

Сын Будды в последствии стал монахом, а отец стал мирским последователем. Он был слегка опечален тем, что его сын и внук так внезапно ушли в монахи, и поэтому попросил Будду ввести такое правило, по которому прежде чем стать монахом, человек должен получить разрешение от своих родителей.

А тетя и жена захотели вступить в Сангу — общину, изначально созданную для мужчин. Культура того времени в Индии ставила женщин на порядок ниже мужчин по социальному статусу, а принять женщин в общину означает ослабить ее. Но Будда дал согласие и жена с тетей стали первыми буддистскими монахинями.

Для Будды не имело значения, каков был мирской статус, образование или национальность. Санга открыта для любого желающего. И статус парикмахера в мирской жизни может быть больше чем короля, если они оба в общине.



Так Будда много лет учил Хинаяне, затем у него появились более зрелые и продвинутые ученики, обладающие состраданием и сочувствием по более других, их заботило не собственное страдание, а боль окружающих людей. И поэтому у них были другие запросы, они искали как правильно помочь другим людям в освобождении от страданий. И получили в ответ другое учение, так сказать, которое получило название Махаяна, Великая колесница. Здесь речь шла о том, что настоящее счастье заключается в заботе о счастье других.

Махаяна — учение о сострадании и любви, подобно Солнцу одинаково освещая все существа, не исключая никого. Учение о мудрости, знания истинной природы всех вещей. Обладающий такой мудростью, знает все, так как ни от чего не отделен.

Суть Хинаяны — успокоить ум и отказаться от причинения вреда и неприятностей другим. Суть Махаяны — желать всем счастья и действовать на благо других.

Однако это не все, у Будды также были и другие ученики, так сказать другого плана, для них он разработал другую концепцию, получившую название Ваджраяны — Алмазной колесницы. Это были способные ученики, они уже не причиняли никому вреда, обладали мудростью и состраданием. Они отличались верой в то, что в уме каждого существа есть семя Просветления — природа Будды, которая скрыта покрывалами заблуждений, самости и невежества. Благодаря этому знанию, они отождествляют себя с Буддой, видят в нем свое просветленное отражение. Их путь заключается в старании вести себя и действовать как Будда. Так быстрее достигается результат.

Достигнув Просветления в 35 лет, Будда до самой смерти, до 80 лет, передавал свое учение, постижение другим. У него были десятки тысяч учеников и последователей в северной Индии. Среди них были цари и простолюдины, воины и домохозяйки, представители разнообразных сословий и народностей. Учил лишь тогда, когда его об этом просили, никому не навязывая свои взгляды. Люди приходили к нему сами, их притягивали его радость и умиротворенность.



Перед смертью, в возрасте 80-и лет, он сказал своему двоюродному брату Ананде, что уйдет скоро. Из пятисот монахов рядом понять состояние Будды смог только Анурудда. Даже Ананда имеющий способность видеть другие миры, миры Богов, не правильно понимал его.

Будда несколько раз повторял, что Пробудившийся, при желании может пребывать в этом мире более кальпы*. Если бы Ананда попросил его остаться, то он остался бы. Однако Ананда сказал, что в общине порядок и Пробудившийся может спокойно покинуть этот мир. Через несколько недель Будда принял в пожертвование ядовитые грибы, сказав, что только Пробудившийся может принять это пожертвование. Через время он лег на правый бок в роще деревьев сала, принял последнего ученика и ушел в Паранирвану, в местечке Куцшинагар. Его последними словами было:

При желании Вы можете посмотреть мультфильм Жизнь Будды в трех частях перейдя по ссылке. Мультфильм будет интересен детям и взрослым, тем более в мультфильме содержатся элементы самого Учения Будды. Итак смотрите мультфильм в трех частях Жизнь Будды… . .

Читайте также: