Ашаризм и матуридизм кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вопрос №84:
Просим вас в связи с распространением ереси в КБР дать наставление насчет отличия акъиды ахлю Сунны от матуридизма и ашаризма.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Нет сомнения, что эти две секты распространены во многих странах, а не только там, где упоминает спрашивающий. Людям необходимо знать и остерегаться нововведений, исходящих от них. Однако разговор о том, что касается отличия их нововведений от Сунны Пророка ﷺ, от вероубеждения мусульман, является глубоким и требует большего времени.

Передается от имама Малика e, что при нем упомянули аят из Корана:

الرَّحْمَٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ

Как именно Он вознесся, какой у Него Лик, какие у Него Руки, не знает никто, кроме Него самого. Однако мы не говорим, что эти атрибуты не имеют значения. Они имеют то значение, которое мы понимаем.

Несомненно, среди подобных людей есть праведные, богобоязненные, которые просто в силу некоторых обстоятельств попали в эти сети. Возможно, они воспитывались в аналогичной среде и знали только то, что говорили им их шейхи. Поэтому мы таких людей понимаем, находим им оправдание и доносим до них, чтобы они вернулись к вероубеждению сподвижников и великих имамов этой общины, ведь ни один из них не говорил подобное: ни сподвижники, ни таби’ины, ни имамы Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафи’и, имам Ахмад, ни другие имамы, которые были до или после них. А также те, которые написали Сунну нашего Пророка ﷺ: имам Бухари, имам Муслим, имам ан-Насаи, имам ат-Тирмизи, имам ад-Дарими, имам ибн Маджа. Никто из этих людей не говорил подобное, так откуда взялось это? Поэтому нет сомнения, что до этих людей надо доводить истину.

Достаточно сегодня трудов по данному поводу на русском языке, ведь многие братья, которые учились и занимались этим вопросом, написали статьи, доклады, рефераты, и эти работы доступны на сегодняшний день.

Также мы должны понимать, что эти люди являются мусульманами, и мы не говорим, что они вышли из Ислама. Однако они ошибаются, впали в эти нововведения, поэтому мы должны их увещевать, доводить до них истину всеми возможными разрешенными методами.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
30 Сафар 1440 г. (08.11.2018)

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Большинство мусульман мира - ашариты, последователи имама Абул Хасана аль-Ашари.

Ахлу сунна валь джамаа - это ашариты и матуридиты

Кто такие ашариты?

Я начинаю именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на Том. Бесконечная хвала Всевышнему, Господу миров! Благословение и приветствие нашему господину, лучшему из созданий - Мухаммаду, его семье, сподвижникам, и всем, кто последовал за ними.

В данной статье с помощью Аллаха будет дано короткое описание ашаритов – кто они такие и что именно ашариты были имамами ахлу сунна валь джамаа.

Ашариты - это люди, которые изложили акиду (вероубеждение) Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его сподвижников. Большинство людей из ахлу сунна валь джамаа - ашариты. То есть последователи имама Абул-Хасан Али аль-Ашари.

قولُ رسول الله صلى الله عليه وسلم: ”خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم،ثم الذين يلونهم

В другом хадисе говорится:

أوصيكم بأصحابي ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم

عليكم بالجماعة وإياكم والفرقة فإن الشيطان مع الواحد وهو من الاثنين أبعد، فمن أراد بحبوحة الجنة فليلزم الجماعة

Знайте, что Аллах в Коране сказал:

وما ءاتاكم الرسول فخذوه وما نهاكم عنه فانتهوا

Во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) мусульмане следовали одному пути и не было разногласий в акиде (вероубеждение). Но во время Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) появилась заблудшая группа хавариджи, а после них мутазилиты, мурджиты, наджариты - все они были заблудшими группами. Алимы не переставали оберегать людей от подобных заблуждений, среди этих алимов был Абул-Хасан Али аль-Ашари (годы жизни: 260 – 324 г. по хиджре). Он отстаивал правду, и Аллах даровал ему победу Сунны с помощью логических и шариатских (из Корана и Сунны) доводов. Он отнёс к Аллаху имена и сифаты (качества), соответствующие Ему и опроверг качества, не соответствующие Его величию. Он не выдумал свой мазхаб, а утвердил мазхаб саляфов, был защитником того, на чем основывались сподвижники. Того, кто последовал за ним, называют ашаритом - отсюда и название.

После имамов аль-Ашари и аль-Матуриди их последователи составили сотни сочинений со множеством неопровержимых доводов, вели множество диспутов против противоречащих акиде ахлу сунна. Возвысили флаг мазхаба аль-Ашари на Востоке и Западе. В распространении мазхаба отличились трое: 1) Устаз Абу Бакр ибн Фаврук (умер в 406 г. по хиджре); 2) Абу Исхак аль-Исфараяйни (умер в Нийсабуре в 418 г. по хиджре); 3) Имам Абу Бакр Бакалянию (умер в Багдаде в 403 г. по хиджре) (да будет доволен им Аллах).

Первые двое распространяли эти убеждения на Востоке, а Абу Бакр Бакаляния и на Востоке, и на Западе. После 105 лет хиджры умма состояла лишь из ашаритов и матуридитов, сошло с этого пути только малое количество мутазилитов, шарзамитов и группы хавариджей. Не было крупного учёного неашарита либо нематуридита.

В мазхабе акиды разногласий быть не может у ашаритов и матуридитов, акида одна, она различается лишь в незначительных вопросах.

Акида двух имамов заключается в том, что Аллах един, не похож на творения, не занимает места, и время не меняется для Него, Он не сидит на Арше, не имеет направления, органов, нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.

Среди таких же ашритов можно упомянуть и Султана Мухаммада аль-Фатиха (да будет доволен им Аллах). Он объяснял людям, что у Аллаха нет места, направлений, образа, границы. Был убеждён в дозволенность посещения могил пророков, праведников для снискания благодати посредством их вещей и тавассуля посредством них к Аллаху. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), предсказав будущее, восхвалил Султана Мухаммада аль-Фатиха. Сообщает Абдулла ибн Бишр аль-Ганави от своего отца, что слышал, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: ( لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش )

Никто не будет отрицать, что завоевателем Константинополя был полководец Султан Мухаммад аль-Фатих, тут возникает вопрос, разве стал бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) восхвалять ашаритов и их полководца, если бы они были заблудшими или кяфирами, как говорят невежественные люди?

Когда было уже около двадцати заблудших групп, против каждой группы с неопровержимыми доводами выступали Абул-Хасан Али аль-Ашари и Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди - к этим имамам относится ахлу сунна. Ахлу сунна валь джамаа - это ашариты и матуридиты. Каждый обязан изучать акиду, знать, кто стоит на правильном пути, что самая достойная наука - это тавхид, поскольку она поясняет основы вероубеждения - основы религии.

Абул Хасан аль-Ашари был удивительно проницательным, очень знающим и глубоко понимающим. Приблизительно 20 лет утренний намаз совершал с омовением, совершённым ночью, был скромным в мирских делах и активным в делах Ахирата. Он расходовал в год 17 дирхамов, каждый месяц по одному дирхаму, а иногда и меньше дирхама.

Резюме:

- Ашариты - имамы ахлу сунна.

- Ашаритами были имамы аль-Байхаки, ан-Навави, ибн Хаджар Аскаляни, Салахуддин аль-Аюби и другие.

- Ашариты изложили акиду Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и сподвижников.

- Большинство мусульман - ашариты, последователи имама Абул Хасана аль-Ашари.

Матуридизм и ашаризм как основа суннитского ислама

Стоить отметить, что изначально во все периоды существования разных мусульманских государственных формирований, существовавших на территории Крыма, Поволжья, Урала и Сибири, верующие мусульмане исповедовали матуридитское вероучение и следовали ханафитской правовой школе. В связи с этим, считаем нужным вкратце разъяснить основу матуридизма и такого же традиционного направления ислама как ашаризм.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пришел в этот мир как милость для миров. Он разъяснил мусульманам как им нужно верить и поклоняться Аллаху, чтобы обрести счастье в обоих мирах. В деле распространения ислама среди кочевых племен Аравийского полуострова пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) помогали его доблестные сподвижники.

С ходом времени, мусульманское государство, созданное Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), разрасталось территориально, росло и число последователей ислама. К концу пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) первые мусульмане стали свидетелями массового перехода арабских язычников в ислам. С течением времени в среде мусульман появились течения имевшие взгляды, прямо противоречившие исламскому вероучению. Начали зарождаться сектантские течения, которым нужно было противостоять идеологически. Широкое распространение получило греческая философия, абсолютно не имевшая сходства с исламским вероучением. Перед мусульманами стояла задача разъяснить своим единоверцам, попавшим под влияние заблудших сект, основы их религии. Исламские богословы незамедлительно приступили к проповеднической и просветительской деятельности.

Среди подобных богословов, неустанно трудившихся на благо исламской общины, был и Имам Матуриди. Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди родился в деревне Матурид близ Самарканда в 238 году хиджры/852 г. Похоронен он на кладбище, где захоронены и другие великие ученые ислама, в махалле Джакердизе в Самарканде в 333 году хиджры/944 г.

То есть Аллах посылает ученого, разъясняющего людям основы веры.

Таким был и Абу Мансур аль-Матуриди. Он оформил и систематизировал исламское вероучение, не противоречащее исламскому шариату. Все его труды полностью основаны на Коране и сунне.

Таким образом, матуридитами называют тех из мусульман, кто следует учению имама Абу Мансура аль-Матуриди. Матуридиты - не слепые последователи имама, у матуридитов имеется основательная доказательная база, источником которой является Коран и сунна. Именно через призму Корана Абу Мансур объяснял своим оппонентам несостоятельность их убеждений.

Таким же великим деятелем в области исламского богословия является имам Абуль-Хасан аль-Ашари. Он был современником аль-Матуриди и также отстаивал позиции истинной веры перед представителями различных религиозных направлений. Последователей этого ученого называют ашаритами.

Учение аль-Ашари практически ничем не отличается от учения аль-Матуриди. Различие наблюдается лишь в богословских терминах и второстепенных вопросах. Иначе и быть не может, потому что они оба были ревностными последователями сунны пророка Мухаммада, и прилагали все усилия для укрепления позиций ислама в мире. Матуридизм и ашаризм это одно единое направление ислама, поэтому, когда говорится об одном из них автоматически речь идет и о втором из этих учений.

На сегодняшний день, как и тысячу лет назад не утихают споры между матуридитами и ашаритами с одной стороны и представителями сектантских течений с другой. Несмотря на то, что в течение 70 - летнего гонения на религию, в результате которой было полностью уничтожено отечественное исламское богословие, зиждившееся на учении Аль Матуриди, на сегодняшний день мусульмане России начали интенсивную работу по восстановлению духовного наследия своих предков. Несомненно, восстановление традиционного исламского учения, веками существовавшего на территории России приведет к снижению экстремистских настроений в обществе.

Различие между мазхабами Ашари и Матуриди

Для начала нужно сказать, что имамы аль-Ашари и аль-Матуриди не вводили новшества в религию (как считают заблудшие люди), они лишь отстояли истинное вероучение Ахлю-Сунна (как оно дошло до нас от Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников) в спорах с заблудшими людьми. Разница между этими двумя мазхабами в акыде также не касается принципиальных моментов, а лишь второстепенных деталей. Так что термины ашарит/матуридит – это синонимы, говоря об одних, мы имеем в виду других и наоборот.

Между мазхабами Ашари и Матуриди существует 12 различий

Согласно акыде матуриди, Таквин – это предвечный (‘азали) сыфат (качество) Аллаха, ашариты не выделяют Таквин в отдельный атрибут, они считают, что способность к творчеству – это производная от атрибутов Воля и Могущество.[1]

2. Речь (Калям):

Ашариты считают, что Речь Аллаха можно услышать, матуридиты считают, что Речь Аллаха нельзя услышать.[2]

4. Разница в вопросе – с чем связано довольство (рида’) Аллаха:

Согласно матуридитской акыде, повиновение и неповиновение творений происходит по воле Аллаха, однако, повиновение происходит по Его воле, повелению, предопределению и Его довольству. Неповиновение также происходит по Его воле, предопределению, но не по Его довольству.

Согласно ашаритской акыде, довольство (рида’) связано со всеми действиями творений (повиновением и неповиновением).[4]

5. Разница во взглядах – на что распространяется таклиф (обязанности человека) – на возможное или невозможное:

Согласно мазхабу ашаритов, теоретически (с точки зрения разума) Аллах может возложить на человека больше, чем он может выполнить (но это невозможно исходя из откровения).[5]

6. Разница в вопросах – можно ли дойти разумом до таклифа (обязанностей, возложенных на человека):

Согласно мазхабу ашари, вопросы таклифа могут быть поняты только через откровение (вахью), а не через разум.[6]

(Исходя из этого, ашариты считают, что ширк по невежеству может быть прощен человеку (если до него не довели знание об Исламе), матуридиты считают, что человек в любом случае обязан разумом понять единственость Творца и уверовать в Него, даже если до него не дошел призыв к Исламу)

7. Разница в отношении счастья (са’ада) и несчастья (шакава):

Согласно мнению матуриди, несчастный человек может в конечном счете (в будущей жизни) оказаться счастливым. Счастливый – оказаться несчастным (под счастливым имеется в виду, кому уготован Рай, несчастный – тот, кому уготован Ад).

Согласно мнению ашаритов, счастье и несчастье можно отнести к человеку только в момент смерти (на чем он умрет – на куфре или на имане).[7]

8. Может ли неверие (куфр) быть прощено:

Согласно взглядам матуридитов, с точки зрения разума и с точки зрения откровения, невозможно, чтобы неверие было прощено.

Согласно взглядам ашаритов, рационально допустимо для неверного получить прощение, но невозможно согласно текстам откровения.[8]

9. Может ли оказаться, что верующие будут вечно в Аду, а неверующие – в Раю:

Матуридиты считали, что вечный Ад для верующего и вечный Рай для неверного – это невозможно и с точки зрения разума, и с точки зрения откровения.

Ашариты считали, что теоретически (с точки зрения разума) это допустимо, но невозможно, исходя из откровения.[9]

10. Разница в отношении названия (исм) для вещи и того, к чему относится название (мусамма):

Согласно мнению матуридитов, имя "исм" ( اسم ) и существо с таким именем "мусамма" ( مسمى ) являются одним и тем же.

Согласно мнению ашаритов, имя "исм" ( اسم ) и существо с таким именем "мусамма" ( مسمى ) могут отличаться.[10]

11. Обязательно ли пророк должен быть мужчиной:

Ашариты считали, что мужской пол не является условием для пророчества[11] (То есть, по их мнению, теоретически и женщина могла быть пророком).

12. Разница в отношении вопроса – как может называться действие человека:

Согласно матуридитским взглядам, действие (фи’ль) лица называется приобретением (кясб), а не творением (поскольку человек не сам создает свои действия, а лишь приобретает их). Действие Аллаха (фи’ль) называется творением (хальк), а не приобретением. В языковом смысле оба действия можно называть фи’ль.

Согласно взглядам ашаритов, фи’ль (в истинном смысле) относится к действиям Аллаха. Действие, приобретенное лицом, может называться фи’ль в переносном смысле.[12]

Как уже говорилось, все эти отличия носят второстепенный характер. Школы Матуриди и Ашари являются подлинным вероучением Ахлю-Сунна валь-Джамаа.

قال الماتريدي: التكوين صفة أزلية قائمة بذات الله تعالى كجميع صفاته، وهو غير المكون ويتعلق بالمكون من العالم وكل جزء منه وقت وجوده، كما أنه إرادة الله أزلية تتعلق بالمرادات بوقت وجودها وكذا قدرته تعالى الأزلية مع مقدراتها.

وقال الأشعري: إنها صفة حادثة غير قائمة بذات الله تعالى، وهي من الصفات الفعلية عنده لا منالصفات الأزلية. والصفات الفعلية كلها حادثة كالتكوين والإيجاد ويتعلق وجود العالم بخطاب ُ كنْ. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 20 دار الفتح)

قال الماتريدي: كلام الله تعالى ليس بمسموع وإنما المسموع الدالُّ عليه. ونقل القاضي الباقلاني عن الأشعري : كلام الله غير مسموع على العادة الجارية، ولكن يجوز أن يسْمع الله تعالى من شاء من خلقه على خلاف قياس العادة من غير واسطة الحروف والصوت. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 27 دار الفتح)

قال الماتريدي: صانع العالم موصوف بالحكمة سواءٌ كانت الحكمة، بمعنى العلم أو بمعنى الإحكام. وقال الأشعري: إن كانت الحكمة بمعنى العلم فهي صفة أزلية قائمة بذات الله تعالى، وإن كانت بمعنى الإحكام فهي صفة حادثٌة من قبيل التكوين، لا يوصف ذات الباري . (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 30 دار الفتح)

قال الماتريدي: إن الله تعالى يريد بجميع الكائنات جوهرًا أو عرضًا طاعة أو معصية، إلا أن الطاعة تقع بمشيئة الله تعالى وإرادته وقضائه وقدره ورضائه ومحبته وأمره، وأن المعصية تقع بمشيئة الله تعالى وإرادته وقضائه وقدره لا برضائه ومحبته وأمره. وقال الأشعري: إ ّ ن رضاء الله تعالى ومحبته شامل لجميع الكائنات كإرادته. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 35 دار الفتح)

وكلاهما جائزان عند الأشعري. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 39 دار الفتح)

قال الماتريدي: بعض الأحكام المتعلقة بالتكليف معلوم بالعقل، لأن العقل آلٌة يدْرَك بها حسن بعض الأشياء وُقبحها، وبها يدْرك وجوب الإيمان وشكر المنعم، وإن المعرف والموجِبَ هو الله تعالى لكن بواسطة العقل .

وقال الأشعري: لا يجب شيء ولا يحرم إلا بالشرع لا بالعقل . (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 42 دار الفتح)

وقال الأشعري: لا اعتبار بالسعادة والشقاوة إلا عند الخاتمة والعاقبة. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 57 دار الفتح)

وقال الأشعري: يجوز عقلا لا سمعًا. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 59 دار الفتح)

وعند الأشعري يجوز عقلا وأما سمعًا فلا يجوز. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 63 دار الفتح)

وقال الأشعري بالتغاير بينهما وبين التسمية. (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 65 دار الفتح)

وقال الأشعري ليست الذكورة شرطا فيها والأنوثة لا تنافيها (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 70 دار الفتح)

وقال الأشعري: الفعل عبارة عن الإيحاد حقيقة، وكسْب العبد يسمى فعلا بالمجاز (مسائل الاختلافية بين الأشاعرة والماتريدية لابن كمال باشا ص 74 دار الفتح)

Действительно, положение, в котором мы сейчас находимся, и есть настоящий кризис идентичности. Не думайте, что кризис идентичности является конъектурным, подобно экономическим и политическим кризисам – сегодня он охватывает всех, завтра исчезает. Кризис идентичности влияет на самые основы. Общество, охваченное этим кризисом, не может иметь светлое будущее.

Мы можем утверждать, что этот кризис постепенно охватывает своим влиянием все слои общества. Один раз мы уже потеряли свою систему мыслей философии и каляма. Какова калямическая основа мыслей, которые защищают или желают защитить (если такое имеет место) наши мусульманские интеллигенты, наши богословы или же наставляющие народ с минбаров муфтии и проповедники? Она мутазилитская? Ашаритская? Или, может, джабаритская? Или матуридская? Как правило, совершенно неизвестно, на что они опираются. Наши профессоры богословия, старающиеся, вроде бы, просветить народ, и имеющие самые благоприятные возможности, когда берут в руки микрофон, то изливают на слушателей пустые суждения. В одном случае они высказывают мысли из современной философии, в другом эти же люди настаивают на категорических суждениях джабаритов, в третьем – защищают толерантный подход мазхаба матуриди. Между тем, из нашего исторического опыта мы знаем, что невозможно просветить общество на основе методов, лишенных принципа, основы и логической последовательности.

Здесь пришло время признать следующее: в Турции закончились ученые. Вы осознаете, что это значит? Это как османское общество без Шейха Адебали, без Турсуна Факиха, без Кадизаде Руми, как немецкое общество без Канта, Гегеля, Маркса, как английское без С.Милля, А.Смита, без Рикардо, как русское общество без Толстого и Достоевского…

В условиях такого кризиса идентичности можно ли говорить о турецком (тюркском) Исламе? К какому типу принадлежит Ислам, существующий в нашей стране сейчас? Чтобы ответить на эти вопросы, следует поговорить о разном восприятии Ислама, т.е. о его специфике у разных народов. Прежде, чем спорить о том, может ли быть турецкий (тюркский) Ислам, следует задать вопрос, а могут ли быть разные типы Ислама? Если мы обратимся к истории, то увидим, что могут быть разные типы Ислама. Эта разница определяется самыми разными факторами, такими как богатство интеллектуального наследия того или иного народа, его численность, культурный строй, географическое положение, его благосостояние, связи с другими обществами. В случае, если алимам в обществе оказывается почет, если налажена инфраструктура для подготовки ученых, если общество обращает внимание на данные знания и разума, то алимы будут свободно толковать Коран и создадут ту форму Ислама, которая наиболее соответствует специфическим условиям данного общества. Толкование Корана будет не основано на личном мнении и не будет субъективным, а, самым естественным образом, будет осуществляться с помощью методов, не противоречащих разуму и имеющих внутреннею гармонию.

С другой стороны, толкование Корана не должно противоречить результатам испытаний и наблюдений, осуществленных с помощью здравых методов, знаниям, полученным в ходе долгого опыта, принципам разума и логики. Поэтому толкователь Корана должен хорошо разбираться в естественных науках, экономике, социологии, психологии и политических теориях, принципам логики, размышления и философии.

Османский Ислам

Так как основой османского Ислама был мазхаб матуриди, нам кажется полезным кратко остановиться на нем, а также разобрать, в чем же он отличается от мазхаба ашари.

Разногласия между мутазилитами и ашаритами

Как утверждал Ашари, существует десять мусульманских школ в вероубеждении: шииты, мурджииты, кадариты, хариджиты, мутазилиты, джахрииты (джахриййа), дирариты (дирариййа), хусаинаиты (хусайниййа), бакрииты (бакриййа), аль-амма, приверженцы хадисов (асхаб аль-хадис) и куллабииты (куллабиййа) (Ашари, Т.1, 1990, с. 65). Шиизм, в свою очередь, Ашари делит на три основные школы: галиййа, рафидиты (рафизи) и зейдиты (зайдиййа). Он выделяет пятнадцать ветвей галиййа, двадцать четыре ветви рафидитов и три ветви зейдитов. Точно также Ашари насчитывает двенадцать ветвей мурджиизма и девять ветвей хариджизма. Многочисленные группы существует внутри мутазилизма. Можно даже утверждать, что каждый мутазилитский богослов образует отдельную школу.

Мутазилиты считали разум единственным источником для обретения истины. Только разум можем определить, какие действия благие, а какие дурные. В качестве примера они приводили притчу об атеисте, который, путешествуя один по пустыне, встретил умирающего слепого человека. Вокруг никого нет, умирающий человек также не осознает окружающее. Задается вопрос, поможет ли атеист этому человеку или нет? Каждый согласится, что поможет. Теперь задается вопрос, почему? Это не может быть ради получения какой-то пользы, потому что слепой человек на грани жизни и смерти и у него нет ничего ценного. Не может также быть, что атеист поможет, желая заслужить одобрение других людей – его поступок никто не видит. Не может быть, что он жаждет довольства Аллаха – в Аллаха он не верит. Значит то, что заставляет этого атеиста совершить благое дело – это разум. Красота правды, благодарности к другим, учености, справедливости универсальна, а не исходит из откровения (вахи). И Аллах, собственно потому и повелел их, что они прекрасны. А так как противоположные им качества дурны и отвратительны, Аллах запретил их.

Рационалистическое толкование всех постулатов религии мутузилитами нанесло серьезный урон их вере в Аллаха. Они свели веру к неподдающейся определению универсальности или к абстрактному единству. Это понятие о не существующем как личность, абстрактном и абсолютном Аллахе не могла притягивать мусульман. Со временем мусульмане-сунниты встали в резкую оппозицию против рационализма мутазилитов и стали считать их сбившимися с пути.

Подход ашаритов, ставя на первое место откровение (вахи), был полностью противоположен подходу мутазилитов. Согласно убеждению ашаритов, о том, что хорошее и что плохое, что прекрасное и что отвратительное невозможно узнать только с помощью разума. Ведь понятия хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного относительны, они меняются в зависимости от времени, места и самого человека, от среды, в которой он живет. То, что хорошо для А, может быть плохим для Б, то, что является несправедливостью для А, может не быть таковым для Б. Например, убийство в зависимости от обстоятельств может оказаться и хорошим, и плохим делом. Убийство животных на охоте в обычных обстоятельствах рассматривается как нейтральное (мубах), но во время хаджа уже не является таковым. Убийство врага в бою – похвальное дело, но убийство какого-то человека в мирное время – дело запретное (харам). Убийство человека исходя из принципа талиона – благо, но убийство безвинного человека – грех, приравненный к убийству всех людей. Исходя из этого, ашариты утверждают, что действия не имеют каких-то качественных характеристик сами по себе, не являются сами по себе белыми или черными, наоборот, их определение меняется в зависимости от среды и обстоятельств. Значит, согласно ашаритам, не получив откровение (вахи) нельзя назвать какое-то действие благом, а какое-то злом. То, что приказал Аллах – благо, что запретил – зло. Определить только с помощью разума что хорошо, а что плохо невозможно (Газали, Китаб аль-мустафа, Т. 1).

Ислам в современной Турции

Но я не теряю надежды – наши дети могут продолжить это дело, потому что они выросли в относительно благоприятных условиях, у них забот о хлебе насущном. Кроме того, будучи детьми доцентов, профессоров, они не нуждаются и в том, чтобы добиться положения в обществе. Если они смогут овладеть хорошими знаниями, то будут понимать Ислам более свободно и здраво, чем мы.

Бунйамин Дуран

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

Читайте также: