Профилактика вредных привычек обж 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вредные привычки – термин, характеризующий такой образ жизни, при котором человек осознанно наносит вред своему здоровью, занимаясь определёнными вещами, приносящими приятные ощущения. Особенно это характерно для подростков, которые ещё развиваются и не имеют чётко выработанных принципов. Профилактика вредных привычек – ряд мероприятий, которые должны проводиться в школе и других учебных заведениях, а также в семье. Ведь бороться с уже сложившимся образом жизни, даже если он несёт серьёзный вред, намного сложнее, чем предотвратить появление опасных влечений. Да и не все знают, насколько это вредно.

Разновидности вредных привычек

Специалисты выделяют множество видов вредных привычек. Какие-то из них пришли к нам из далекого прошлого, а что-то появилось лишь в последние годы. Самыми распространёнными и опасными сегодня считаются табакокурение, наркомания, токсикомания и алкоголизм. Но есть и другие. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.

Табакокурение

Табакокурение – бич современности. К счастью, сегодня всё чаще ставится вопрос о том, как снизить количество людей, страдающих от этой вредной привычки. Правительство запрещает продажу сигарет несовершеннолетним, курение в публичных местах, увеличивает стоимость табачных изделий. И всё это приносит пользу, но не уберегает подростков и их друзей от пагубной привычки полностью.

226

Основная опасность табакокурения – быстрое привыкание и огромный вред для здоровья растущего организма. Профилактику курения лучше всего начинать с беседы подростков и их родителей. Даже если мама или папа курит, пусть поделится с сыном или дочерью, как пагубно воздействует привычка на организм и как сложно с ней расстаться. Нужно описать минусы курения, в том числе желтеющие зубы, одышку, неприятный запах изо рта, бессонницу, потливость.

Токсикомания

Алкоголизм

Также важно следить, каков круг общения подростков. Если в него входят те, кто занимается спортом, имеет любимое дело, то можно не переживать. А вот неблагоприятная компания – повод насторожиться. Легче предотвратить возникновение, чем лечить человека от алкоголизма, токсикомании или наркомании.

Наркомания

226

Другие вредные привычки

К другим вредным привычкам можно отнести такие:

  • игроманию;
  • шопоголизм;
  • переедание;
  • обгрызание ногтей;
  • ковыряние в носу;
  • хруст пальцами;
  • отстукивание ритма руками или ногами и другие.

Все они опасны в разной степени. Например, ковыряние в носу и хруст пальцев приносят неудобства в большей степени окружающим людям. А игромания, хоть и отличается от алкоголизма, наркомании и токсикомании, всё равно представляет горе для всей семьи. Ведь человек, страдающий этой привычкой, может стать психически неуравновешенным или же даже потерять над собой контроль и причинить кому-то вред. К тому же человек, погружённый в компьютерный мир, перестаёт вести нормальный образ жизни, всё своё свободное время посвящает игре, тратит в ней деньги.

Влияние на здоровье человека

Очень сложно найти орган или систему в человеческом организме, которая бы не пострадала от вредной привычки, неважно, от наркомании, алкоголизма, табакокурения или другой. Тем не менее особенно опасно воздействие на состояние сердца, сосудов, головного и спинного мозга, костей и суставов, половой и дыхательной системы. Стоит помнить, что курильщик загрязняет не только свои лёгкие, но также значительно повышает риск развития атеросклероза сосудов.

226

Ещё более страшно влияние табакокурения, алкоголизма и наркомании на состояние здоровья будущих детей страдающей от одной из вредных привычек женщины. У таких малышей часто наблюдается отставание, проблемы с кровеносной, половой, дыхательной системой, неврологические заболевания.

Да и для окружающих человек с вредными привычками представляет немалую опасность: от пассивного курения до убийства с целью получения денег для покупки очередной дозы наркотика.

Способы борьбы с вредными привычками

Профилактические меры

226

Лучшая профилактика вредных привычек – здоровый и активный образ жизни. Вряд ли человек, увлекающийся танцами или греблей на байдарках, решит закурить или напиться. Поможет выплеснуть негатив, переключиться с проблем самый разный спорт.

Да и воспитание имеет огромное значение. Ребёнок, выросший в некурящей и непьющей семье, где с его малых лет ведутся беседы об опасности вредных привычек, не будет курить или увлекаться алкоголем. Но здесь огромное значение имеет ещё среда, в которой развивается подросток. Если все его сверстники пьют и курят, то против соблазна попробовать сложно устоять. Причём подростки редко осознают, как опасна та или иная привычка.

Именно поэтому так важно в школах и других учебных заведениях проводить различные мероприятия, призванные объяснить всю серьёзность проблемы, предотвратить её появление. Профилактика вредных привычек, особенно наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, в школах и университетах может проводиться разными способами:

  • акции, концерты и другие мероприятия;
  • выступления людей, поборовших вредную привычку и вернувшихся к нормальному образу жизни;
  • плакаты, брошюры, газеты;
  • лекции и уроки, посвящённые определённой вредной привычке.

Кроме того, занятия любимым делом также послужат хорошей профилактикой. Шитьё, вышивание, бисероплетение, рисование, игра на различных музыкальных инструментах и многие другие. Прогулки и поездки в различные места, танцы, закаливание, ролики, велосипед или коньки – выбирайте, что по душе. Различные секции, кружки также займут подростка, отвлекут от пагубного влияния сверстников, сделают более выносливым, целеустремлённым.

Меры профилактики вредных привычек, включающие постоянно проводящиеся мероприятия в учебных заведениях, беседы родителей дома, а также другие меры – самый верный шаг, который поможет избежать многих бед и сохранить здоровье растущего организма. Помогите подростку найти себя в жизни, развить умения и желание познавать новое, заниматься любимым делом. И тогда вредные привычки никогда не станут проблемой для него и его близких.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика подростковых проблем связанных с той или иной зависимостью, во многом связаны с психологией. Наступает возрастной период, когда формируется личность человека, а также – его организм, здоровье и др.

Профилактика вредных привычек

Профилактика вредных привычек

Вредная привычка – закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу

Вредная привычка – закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ Один из главных недостатков большинства существующих отечественных программ профилактики табакокурения среди подростков является некая односторонность и незаконченность программ.

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ

Один из главных недостатков большинства существующих отечественных программ профилактики табакокурения среди подростков является некая односторонность и незаконченность программ.

Реклама табачных изделий и эффект подражания (курящие родные и близкие, знаменитости, кумиры и т.д.), а также некоторые другие факторы психологического, политического и экономического характера делают курение среди подростков чрезвычайно популярным явлением. Вместе с тем, среди подростков старшей возрастной категории выявляется достаточно высокий процент лиц, признающих у себя сформировавшуюся зависимость от табака и желающих прекратить курение.

Реклама табачных изделий и эффект подражания (курящие родные и близкие, знаменитости, кумиры и т.д.), а также некоторые другие факторы психологического, политического и экономического характера делают курение среди подростков чрезвычайно популярным явлением.

Вместе с тем, среди подростков старшей возрастной категории выявляется достаточно высокий процент лиц, признающих у себя сформировавшуюся зависимость от табака и желающих прекратить курение.

Курение – один из способов ухода от решения проблем. Возможные причины первых опытов курения табака. Стресс и жизненные трудности. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом.

Курение – один из способов ухода от решения проблем. Возможные причины первых опытов курения табака. Стресс и жизненные трудности. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом.

ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с раннего возраста в первую очередь в семье, а потом и в стенах школы. Никотин в форме сигарет – наиболее распространённое (наряду с алкоголем) психоактивное вещество. Необходимо активно проводить профилактику курения: проводить антирекламу курения, рекламу здорового образа жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у подростка отрицательное отношение к курению привлекать родителей и общественные организации правильно организовать досуг, исключить безделье, увлечь искусством, наукой, спортом и постоянно обогащать духовно, интеллектуально, физически

ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с раннего возраста в первую очередь в семье, а потом и в стенах школы.

Никотин в форме сигарет – наиболее распространённое (наряду с алкоголем) психоактивное вещество.

Необходимо активно проводить профилактику курения:

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ

Согласно статистическим данным, ежедневно или через день употребляют алкоголь в любом виде 33% юношей и 20% девушек среди подростковой группы в РФ. Учитывая глобальные медико-социальные последствия, а также значимый ущерб экономике государств, необходимо непрерывное внедрение мероприятий по профилактике. Они отличаются в разных странах, но подходы похожи.

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ Необходимо воздействовать на следующие факторы риска: генетическая предрасположенность наблюдение за поведением взрослых скрытая и явная запрещенной продукции по телевидению и другим СМИ большое количество спиртных напитков в общедоступных продовольственных магазинах, их относительно низкая стоимость проблемы со школьной успеваемостью прогуливание занятий в асоциальных компаниях низкая самооценка раннее вовлечение в половые связи низкий культурный уровень окружающих влияние сверстников хронический стресс отсутствие условий для интересного досуга, развития личностные особенности подростка

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ

Необходимо воздействовать на следующие факторы риска:

  • генетическая предрасположенность
  • наблюдение за поведением взрослых
  • скрытая и явная запрещенной продукции по телевидению и другим СМИ
  • большое количество спиртных напитков в общедоступных продовольственных магазинах, их относительно низкая стоимость
  • проблемы со школьной успеваемостью
  • прогуливание занятий в асоциальных компаниях
  • низкая самооценка
  • раннее вовлечение в половые связи
  • низкий культурный уровень окружающих
  • влияние сверстников
  • хронический стресс
  • отсутствие условий для интересного досуга, развития
  • личностные особенности подростка

Основное значение отводится фактору семьи , так как правильное формирование морально-этических установок в первые 10 лет жизни обусловливает направление дальнейшего развития. Именно от воспитания родителей и их взаимоотношений в большей степени зависит становление личности.

Даже небольшие дозы обладают высокой токсичностью для несформированного организма. Под удар прежде всего попадает нервная, эндокринная и половые системы. Раннее начало злоупотребления может необратимо нарушить становление личности, психики и здоровья подростка. Естественно, будущее у такого человека заранее омрачено. Основные объекты воздействия предупредительных мер – семья и школа: адекватное воспитание благоприятная эмоциональная обстановка дома и качественное образование обеспечивают необходимые условия для формирования здоровых социальных установок у молодежи правильно организованный досуг и хороший пример со стороны родителей ограничат от негативного влияния окружающей среды

Даже небольшие дозы обладают высокой токсичностью для несформированного организма. Под удар прежде всего попадает нервная, эндокринная и половые системы. Раннее начало злоупотребления может необратимо нарушить становление личности, психики и здоровья подростка. Естественно, будущее у такого человека заранее омрачено.

Основные объекты воздействия предупредительных мер – семья и школа:

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

По данным социологических исследований - 12,4% опрошенных школьников в различных регионах России имеют опыт употребления наркотических веществ более одного раза. Одна треть (33,9%) опрошенных школьников первый раз попробовали наркотики в возрасте от 16 до 18 лет, в том числе четвертая часть - в возрасте до 13 лет. Основной мотивацией является любопытство (66,1%) - желание испытать новые неизведанные ощущения в жизни

Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости: 1) социальные факторы: - неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья); - влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток; - неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; - легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;

Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости:

1) социальные факторы:

- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

- влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;

- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

- легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;

2) индивидуально-психологические факторы: - подражание старшим или авторитетным сверстникам; - попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания; - стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников; - аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неуступчивость характера); - протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов); - самодеструктивное поведение; - любопытство; - подчинение давлению и угрозам

2) индивидуально-психологические факторы:

- подражание старшим или авторитетным сверстникам;

- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

- стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;

- аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неуступчивость характера);

- протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);

- подчинение давлению и угрозам

ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В терминологии Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику: в задачу первичной профилактики входит предупреждение об употреблении наркотиков. Она должна производиться по четырем направлениям, предполагающим широкую воспитательную работу, санитарно-гигиеническое воспитание общественные меры борьбы и административно-законодательные меры; вторичная профилактика включает активное лечение лиц, у которых выявлено пристрастие к наркотическим средствам. Также сюда относятся мероприятия, поддерживающие терапию и предотвращающие рецидивы; задача третичной профилактики состоит в социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией. При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5%

ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

В терминологии Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику:

  • в задачу первичной профилактики входит предупреждение об употреблении наркотиков. Она должна производиться по четырем направлениям, предполагающим широкую воспитательную работу, санитарно-гигиеническое воспитание общественные меры борьбы и административно-законодательные меры;
  • вторичная профилактика включает активное лечение лиц, у которых выявлено пристрастие к наркотическим средствам. Также сюда относятся мероприятия, поддерживающие терапию и предотвращающие рецидивы;
  • задача третичной профилактики состоит в социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5%

Решение проблемы профилактики наркомании среди подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение. Мы выделяем следующие направления профилактики: педагогическая; социальная; медицинская; правовая; антинаркотическая пропаганда; формирование антинаркотического мировоззрения.

Решение проблемы профилактики наркомании среди подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение.

Мы выделяем следующие направления профилактики:

Профилактика подростковых проблем связанных с той или иной зависимостью, во многом связаны с психологией. Наступает возрастной период, когда формируется личность человека, а также – его организм, здоровье и др. В этом время нежелательно употреблять вредные вещества, способные привести к интоксикации.

ВЫВОД Благодаря совместным усилиям семьи, школы и общества подрастающий гражданин должен укрепить свои мысли и осознание того, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на Земле, это жизненный успех и личное счастье.

Благодаря совместным усилиям семьи, школы и общества подрастающий гражданин должен укрепить свои мысли и осознание того, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на Земле, это жизненный успех и личное счастье.

Вопрос для самостоятельного ответа: Запишите кратко в тетради, какие меры и способы профилактики (неупотребления) вредных привычек возможны?

для самостоятельного ответа:

Запишите кратко в тетради, какие меры и способы профилактики (неупотребления) вредных привычек возможны?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок №28 8 класс _______________________

Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, способы их профилактики, содействие формированию ЗОЖ.

Образовательные

Формировать представления о вредных привычках.

Первичная профилактика табачной(никотиновой), алкогольной зависимостей.

Содействие формированию здорового образа жизни.

Развивающие

Развивать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их

Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).

Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

Воспитательные

Воспитывать стремление к ЗОЖ; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.

Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Форма урока: комбинированный урок с использованием фрагментов современных технологий.

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2.Личностно – ориентированная технология.

Методы и приемы:

словесные методы: беседа, метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению, самостоятельная познавательная деятельность учащихся; создание ситуации успеха.

Способы контроля

вид: самоконтроль, взаимоконтроль

методика: письменный экспресс-опрос, тест.

Оборудование и материалы:

раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.

1. Организационно-психологический момент. (2 мин )

2 Актуализация опорных знаний .(7мин)

Распределите перечисленные заболевания на группы, заполните таблицу:

Туберкулез, рак легких, гипертония, синдром Дауна, сахарный диабет, цинга, скарлатина, ветряная оспа, полидактилия (шестипалость), пневмония, гельминтоз, гиподинамия, гемофилия, инсульт, дизентерия.

Дайте определение понятиям:

1. Что является главным индикатором состояния здоровья человека? (продолжительности жизни)

2.Чем отличаются инфекционные заболевания от неинфекционных?

3. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний? (нагрузка на нервную систему, стресс, низкая физическая активность, нерациональное питание, вредные привычки).

4. Средняя продолжительность для россиян? (муж. - 60,4, а для жен. – 73,2)

5.Оцените свой двигательный режим?

3 Изучение нового материала.(20 мин)

Рассказ учителя:

Внимание человека должно быть направлено на сохранение и укрепление здоровья, а не на лечение болезней.

Дорогие ребята! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек . Об этом мы сегодня будем говорить.

Сегодня быть здоровым – это модно! Правильное отношение к себе, к своему здоровью, к природе и окружающим людям, любовь к спорту, не имение вредных привычек создают основу для здорового образа жизни.

Сообщает тему и цель урока.

Слова учителя

На сегодняшнем уроке мы поговорим о вредных привычках . Все вы, конечно, о них слышали далеко не один раз. Наиболее распространёнными привычками, которые вредят здоровью , являются употребление алкоголя , курение и употребление наркотиков . Сразу отметим, что нередко подобные привычки человек приобретает в школьные годы , а потом не может избавиться от них на протяжении всей жизни.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!(5 слайд)

Из история открытия табака

Рассказ детей : 1ученик:

Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя.

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Учитель -Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах.

Работа в группах: 2группы, задание на столах. Результаты фиксируются в таблице которые получают группы

Зависимости: вред для здоровья, профилактика

Жизнь человека состоит из привычек, действий, которые производятся автоматически без предварительного осмысления. Привычки подразделяются на полезные и вредные. Полезные вырабатываются постепенно, проявляя настойчивость и волевое усилие: утренняя гимнастика, обязательные гигиеничные процедуры, поход на работу. Вредные прививаются чаще в подростковом возрасте из подражания другим, желания выглядеть более взрослым успешным, похожим на людей, которые служат своеобразным примером. Постепенно вредные привычки становятся зависимостью, избавиться от которых достаточно сложно. Становясь рабом своей привычки, человек, не замечая, приносит существенный вред своему здоровью, попирает общественные законы человеческого общежития, причиняет беспокойство и хлопоты окружающим людям.

Основные причины возникновения вредных привычек

Чаще всего причинами развития вредных привычек у человека являются:

- социальная согласованность – если в той социальной группе, к которой принадлежит человек считается нормой та или иная модель поведения, например, курение, то скорее всего он также будет следовать ей, чтобы доказать свою принадлежность к этой группе, отсюда возникает мода на вредные привычки;

- неустроенность в жизни и отчуждение;

- удовольствие – это одна из основных причин, почему влияние вредных привычек настолько велико, именно постоянное получение удовольствия приводит к тому, что люди становятся алкоголиками или наркоманами;

- безделье, неумение правильно распорядиться свободным временем;

- уход от стресса.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Абсолютно все вредные привычки оказывают прямое или косвенное влияние на здоровье человека. Любители грызть ногти могут заразиться паразитами, фанаты компьютерных игр часто страдают заболеваниями глаз и позвоночника. Но конечно, самые тяжелые последствия имеют привычки употреблять наркотики, никотин и алкоголь, которые быстро перерастают в зависимость и могут привести к развитию целого ряда осложнений, вплоть до смерти.

Табакокурение является одним из видов бытовой наркомании, суть которого заключается во вдыхании дыма препаратов растительного происхождения, содержащих в своем составе никотин, который из органов дыхания быстро попадает в кровь и разносится по всему организму, включая головной мозг.

Вред курения для здоровья заключается в следующем: в разы повышается риск развития раковых заболеваний, патологий дыхательной системы, ССС и так далее; из организма вымывается кальций, стареет кожа лица, становятся желтыми пальцы рук, портятся зубы, разрушается структура волос и ногтей; ухудшается работа ЖКТ, возможно развитие язвенной болезни; сосуды становятся хрупкими и слабыми, теряют эластичность; ухудшается снабжение мозга кислородом, развивается гипертония.

Алкоголизм – это не что иное, как наркотическая зависимость организма, при которой человек ощущает болезненную тягу к употреблению алкоголя. При данном заболевании развивается не только психическая, но и физическая зависимость человека от алкоголя. При алкоголизме наблюдается тяжелое поражение внутренних органов (особенно печени) и происходит деградация личности. Не всегда прием алкоголя приводит к развитию алкоголизма. Станет ли человек алкоголиком или нет, зависит от многих факторов. Это наследственность, сила воли, частота употребления и объем алкоголя, среда обитания, индивидуальные особенности организма, психическая или эмоциональная предрасположенность и так далее.

Систематическое употребление алкоголя приводит к следующим последствиям: снижается иммунная защита организма, человек часто болеет; происходит постепенное разрушение печени; ухудшается работа нервной и пищеварительной систем организма; повышается содержание глюкозы в крови; среди алкоголиков высок уровень смертности вследствие несчастных случаев, самоубийств, отравления некачественным спиртом; постепенно ухудшается работа мозга, человек начинает терять память и деградирует.

Наркомания – это, пожалуй, наиболее сильная и опасная вредная привычка, которую уже давно признали заболеванием. Наркомания – это зависимость человека от употребления наркотических средств. Заболевание имеет несколько фаз течения и поэтапно формирующихся синдромов. Вред, который наносят наркотики организму человека, велик. Ниже перечислены самые серьезные последствия наркомании: значительное сокращение продолжительности жизни; повышенный риск заражения опаснейшими и нередко неизлечимыми заболеваниями (ВИЧ, гепатит); высокая смертность среди наркоманов от несчастных случаев, самоубийств, передозировок и отравления наркотиками; быстрое старение организма; развитие психических и соматических отклонений; сильнейшая деградация личности; криминогенное поведение.

Как бороться с вредными привычками

Какие существуют методы и способы борьбы с вредными привычками, и какой из них наиболее эффективен? На этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от очень многих факторов – степени зависимости, силы воли человека, индивидуальных особенностей организма. Но самым важным является желание человека начать новую жизнь без вредных привычек. Он должен полностью осознать свою проблему и признать, что он алкоголик или наркоман. Без желания самого человека избавиться от пагубной привычки проводить лечение крайне сложно, а зачастую и невозможно.

Все методы борьбы с вредными привычками делят на три группы:

· постепенное снижение потребления вредных средств;

· борьба с желаниями и отказ от привычки;

· замена одной привычки другой.

Например, многие люди бросают курить постепенно, сокращая с каждым днем количество выкуренных сигарет. Это затяжной процесс и последний этап, когда нужно полностью отказаться от курения у многих проходит очень сложно. А вот от наркотиков нужно отказываться сразу. Это приводит к тяжелейшему состоянию организма, ломке, когда из организма выходят остатки наркотических средств. Решить проблему как-то иначе нельзя, в данном случае постепенность не выход.

Профилактика вредных привычек

Путь к жизни без вредных привычек всегда начинается с осознания проблемы. Если человек не видит вреда в своих действиях (считая, например, что он не алкоголик, а просто выпивает иногда, как все и ничего страшного в этом нет), то излечение практически невозможно.

В медицине профилактика вредных привычек делится на первичную, вторичную и третичную. Суть первичной профилактики заключается в том, чтобы предупредить появления пристрастия к той или иной вредной привычке у лиц, ранее ее не имевших. Такая профилактика нацелена на молодых людей, подростков, детей. Целевой аудиторией вторичной профилактики являются люди, уже знающие вкус вредной привычки или те представители общества, у которых наблюдаются первые признаки формирования зависимости. Третичная профилактика является преимущественно медицинской и направлена на лиц, имеющих выраженную зависимость.

Следует помнить, что для того, чтобы люди отказались от вредных привычек недостаточно только пугать их страшными последствиями употребления алкоголя, табака или наркотиков. Нужны специальные комплексные программы, действующие на государственном уровне. Необходима господдержка развития спорта, создание мест занятости для детей и подростков, использование горячих линий и телефонов психологической помощи, создание новых современных наркологических центров. Средства массовой информации должны активно пропагандировать здоровый образ жизни, сформировать в головах молодых людей понимание того, что модно не пить и курить, а заниматься спортом. Необходимо проводить специальные занятия о вреде алкоголизма, курения и наркомании в школах. Причем проходить они должны интересно. В занятиях должны принимать участие не только учителя, но и психологи, врачи-наркологи, бывшие алкоголики и наркоманы, которые могут на своем примере рассказать детям о том, к чему приводят вредные привычки.

В конечном итоге решение о том начать ли курить, пить или принимать наркотики принимает сам человек. Именно от него самого зависит, как сложится его жизнь, сможет ли он стать полноценным членом социума или нет. Профилактика вредных привычек может помочь кому то в принятии правильного решения и если даже один человек после беседы с психологом или просмотра социальной рекламы скажет нет вредным привычкам, это уже будет признаком того, что все было сделано не зря.


Содержимое разработки

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности

Тип урока: комбинированный

Цель урока : создать условия для осознания и осмысления обучающимися блока новой учебной ин­формации о вредных привычках и их влиянии на здоровье.

Задачи урока.

Развивающие: продолжить формирование коммуникативных навыков, умений выражать свои мысли. Развитие монологической речи, навыков взаимопроверки. Продолжить развивать умения слушать, выделять главное, отвечать на проблемные вопросы. Развивать познавательный интерес к предмету посредством дополнительных сведений. Создать условия для формирования коммуникативных компетентностей посредством: групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.

Воспитательные: создать условия для усвоения морально – этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор (культура здорового образа жизни, отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков), а так же продолжать формирование сознания необходимости сохранения собственного здоровья, понимания несовместимости принятия алкоголя и здорового образа жизни.

Методы и приемы:

словесные методы: беседа, слово учителя;

метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;

самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

создание ситуации успеха.

1.Организационный момент. Приветствие.

Повторение пройденного материала.

Какие заболевания относятся к основным неинфекционным заболеваниям?

Какие факторы способствуют появлению основных неинфекционных заболеваний?

Какую роль играет образ жизни человека в профилактике основных неинфекционных заболеваний?

Что такое стресс и какое влияние он оказывает на состояние здоровья человека?

Какие меры в образе жизни человека способствуют снижению сильного стресса до уровня оптимального?

Цель урока: сегодня вы узнаете особенности формирования и последствия влияния вредных привычек на организм человека, узнаете, что вредные привычки приравниваются к заболеваниям и трудно поддаются лечению.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.

Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.

К вредным привычкам обычно относят те их них, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека. В первую очередь, - это курение, алкоголь, наркомания и токсикомания.

Иногда приобщение к употреблению вредных веществ – это неосознанное подражание окружающим ребенка взрослым. В ряде случаев приобщение происходит из-за слабой воли и боязни уронить свой авторитет в глазах одноклассников.

Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика.
Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика.
Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей.

Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. Если в семье курят оба родителя, то дети вдыхают такое количество никотина, которое получали бы, если бы сами выкуривали по 80 сигарет в год.
Жены курильщиков живут на 4 года меньше, чем жены некурящих мужчин.
Некурящему достаточно 1 час провести в накуренном помещении, чтобы в его организм попали все вредные вещества в количестве, которое содержится в одной выкуренной сигарете.

Алкоголиком может стать каждый при систематическом употреблении спиртных напитков, в том числе и пива. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом.

Мозг. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация.

Кишечник. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика.

Печень. Учитывая, что 95% всего поступающего в организм алкоголя обезвреживается в печени, ясно, что этот орган страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного.

Поджелудочная железа. Больные, страдающие алкоголизмом, в 10 раз больше подвержены вероятности заболеть диабетом.

Кожа. Пьющий человек почти всегда выглядит старше своих лет: его кожа очень скоро теряет свою эластичность и стареет раньше времени.

Позитивная оценка деятельности учащихся.
Проверка степени понимания.

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.
2. Начинается пьянство с легкомыслия.
3. Без ума пьет - без угла живет.
4. Водка и труд рядом не идут.
5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
6. Веселая голова живет спустя рукава.
7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.
8. Пей за столом, а не пей за столбом.
9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.
10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.
11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.
12. Когда вино входит – тайна выходит.
13. Вино веселит, да от вина голова болит.
14. Водку пить – ум топить.
15. Счастлив тот, кто вина не пьет.
16. Вино веселит сердце, да человека губит.
17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.
18. Как хватил через край, так все пропадай.
19. Дали вина – так и стал без ума.
20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.
21. Пей, да дело разумей.
22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.
23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.
24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Задание: самостоятельно работая с карточкой, все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:

О причинах пьянства. (2, 5, 13).

Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).

Алкоголь и труд (4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).

Пьянство и семья. (3, 10, 15).

Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (7, 8, 17, 21).


Проверка – в паре. Шкала перевода баллов в оценку: 24-20 баллов – “5”; 19-15 баллов – “4”; 14-10 баллов – “3”

Влияние наркотиков на организм.

Влияние наркотиков на дыхание. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Он обрекает себя на пожизненное кислородное голодание (гипоксию).

Наркоманы также чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков. Смерть наступает уже через 5 минут после внутривенного введения наркотика. Помощь обычно не могут и не успевают оказать.

Влияние наркотиков на сердечнососудистую систему.

Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с привычным объемом работы. Старческие изменения в юном возрасте никак не добавляют радостей в жизни.

Влияние наркотиков на систему пищеварения. . У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствия от пищи. Обычно наркоманы имеют дефицит веса. Наркотики вызывают спазм гладкомышечных сфинктеров кишечника. В результате этого задерживается переход каловых масс из одного отдела в другой. Возникают запоры на 5-10 дней. Каловые массы задерживаются в кишечнике на 10 дней. Процессы гниения и разложения в кишечнике все время продолжаются. Образующиеся токсины всасываются в кровь и разносятся по всему организму, повреждают клетки, вызывают их старение и гибель. У наркоманов всегда плохой цвет и запах кожи. В палатах с наркоманами стоит неприятный специфический запах.
Влияние наркотиков на репродуктивную систему. По многим механизмам при наркоманиях угнетаются половые потребности и возможности. У наркоманов обычно не бывает детей, часто рождаются дети с уродствами.
Наркоманы очень часто заражаются гепатитом и ВИЧ.
Наркоманы живут в среднем 5 лет — Меньше чем больные ВИЧ-инфекцией и раком.

Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от наркотических веществ, может быть, потому, что в первый раз постеснялись отказаться от пробы наркотика.

Воспитайте в себе твердость при отказе попробовать наркотическое вещество, кто бы вам его не предлагал.

3. Закрепление учебного материала

Фронтальный опрос:

Какие заболевания могут являться следствием курения?

Должны ли люди равнодушно относиться к курению?

Что такое наркомания и наркотическая зависимость?

Как развивается наркотическая зависимость в организме человека при употреблении им наркотических веществ?

Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией?

К каким последствиям приводит курение, употребление алкоголя и наркотиков?

Считаешь ли ты необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это – только для взрослых?

Какие вы можете предложить меры для предупреждения зависимости среди школьников?:

Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

Запретить рекламу сигарет.

Запрет со стороны родителей.

Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

Получать достоверную информацию о вреде.

Принятие самостоятельного решения: да или нет!

4. Этап обобщения. Итоги урока.

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества.

Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить.

Что вы можете предложить?

Выставление оценок, выявление наиболее активных учащихся.

Домашнее задание:

1 уровень - спросите у ваших родных и близких, как они понимают ответственность и нарисуйте человека до и после появления зависимости от вредных привычек.

2 уровень - если у вас сформировалось твёрдое и однозначное желание не попасть в наркотическую зависимость, какие бы вы внесли изменения в свой образ жизни? Сформулируйте их, запишите в тетрадь и постарайтесь следовать им.

Благодарность за урок.

Ф.И. ученика_______________________

Задание: самостоятельно работая с карточкой, все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:

О причинах пьянства.

Пьянство – угроза жизни и здоровью человека.

Алкоголь и труд.

Пьянство и семья.

Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь.


1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.
2. Начинается пьянство с легкомыслия.
3. Без ума пьет - без угла живет.
4. Водка и труд рядом не идут.
5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
6. Веселая голова живет спустя рукава.
7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.
8. Пей за столом, а не пей за столбом.
9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.
10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.
11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.
12. Когда вино входит – тайна выходит.
13. Вино веселит, да от вина голова болит.
14. Водку пить – ум топить.
15. Счастлив тот, кто вина не пьет.
16. Вино веселит сердце, да человека губит.
17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.
18. Как хватил через край, так все пропадай.
19. Дали вина – так и стал без ума.
20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.
21. Пей, да дело разумей.
22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.
23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.
24. Вечером пьяница, утром лентяй.


Для проверки своей работы поменяйтесь карточкой с соседом по парте. Ключ – в презентации.

Шкала перевода баллов в оценку:

Имейте в виду, что полученная оценка – это не отметка за работу на уроке,

но учитель примет ее во внимание при вашем оценивании!


-75%

Читайте также: