Профилактика это кратко 2 класс окружающий мир

Обновлено: 07.07.2024

Учитель: Здравствуйте, мои юные друзья! Приветствую вас на уроке окружающего мира.

Учитель: Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня к нам на урок придет один гость. Кто же это? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте ее внимательно и постарайтесь отгадать:

Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это …

Дети: Доктор Айболит.

Учитель: Да, это Доктор Айболит. Он очень хотел встретиться с вами. А вот и он.

Учитель достает игрушку Доктора Айболита.

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребятишки! Очень я к вам торопился. Мои верные друзья принесли мне печальное известие. На вашу школу надвигаются полчища микробов, а предводителя этих микробов зовут Грипп. Вот я и прибежал к вам, чтобы рассказать, как победить этого злодея и его войско.

Учитель: Хорошо, Доктор Айболит! Я с удовольствием вам помогу. Садитесь поудобнее.

Учитель надевает медицинский халат и шапочку и продолжает урок.

Рассказ с элементами беседы.

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат листочки (см. Приложение 1), которые подготовил Доктор Айболит. В них мы будем записывать приметы этого разбойника, по которым вы легко его опознаете.

А сейчас внимательно меня послушайте.

Что же такое грипп?

Учитель: А знаете ли вы, мои юные друзья, что возбудитель этой болезни, то есть тот, кто ее вызывает, мельчайший микроб- вирус.

Итак, первая примета: возбудитель заболевания – вирус.

На доске табличка: возбудитель заболевания – вирус.

Дети записывают первую примету на рабочих листах.

Учитель: Ребята, а как можно заразиться гриппом? (Ответы детей).

Учитель: Можно заразиться от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения гриппом и другими простудными заболеваниями называется воздушно-капельный.

На доске появляется таблички: путь заражения – воздушно-капельный, источник заражения – больной человек.

Дети записывают это на рабочих листах.

Учитель: Болезни, которые являются заразными и вызываются микробами, в медицине называют инфекционными.

На доске появляется табличка: грипп - инфекционное заболевание.

Дети записывают это на рабочих листах.

Учитель: Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди.

Как же это называется, когда заболевает большое количество людей? (Ответы детей).

Учитель: Эпидемия - быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших.

Учитель: А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека? (Ответы детей).

Учитель: Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм.

Учитель: Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел? (Ответы детей).

Учитель: А сейчас, выполним следующее задание: прочитаем стихотворение о гриппе и подчеркнем красным карандашом признаки, по которым мальчик понял, что он заболел.

Дети читают стихотворение.

Учитель: Теперь взяли карандаши и подчеркнули признаки болезни.

Пожалуйста, ваши ответы. (Ответы детей).

Доктор Айболит: Правильно, а я еще добавлю слабость, вялость, боли в мышцах. Это все признаки гриппа.

На доске появляется табличка: признаки гриппа:

  1. высокая температура,
  2. мышечные боли,
  3. головная боль,
  4. насморк,
  5. кашель,
  6. слабость, вялость.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Хорошо отвечаете. Не удивлюсь, если вы знаете, какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим.

4. Физкульминутка.

Учитель: Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись.
  2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей.
  3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом.
  4. Надо лечь в постель.
  5. Если заболел, ешь мороженое.
  6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке.
  7. Принимай лекарства, назначенные врачом.
  8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.
  9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны.
  10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу, ты так давно у него не был.

5. Продолжение темы.

Доктор Айболит: Теперь вы все знаете об этом разбойнике Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой.

Учитель: Профилактика- это меры, которые надо предпринять, чтобы не заболеть.

Учитель: Как же мы можем помочь себе? Необходимо, чтобы вы последили за своим питанием, ели бы больше овощей и фруктов?

Учитель: В овощах и фруктах есть витамины. А витамины- главные помощники в борьбе с гриппом.

Учитель: А какие витамины вы знаете? (Ответы детей).

Учитель: Какой витамин повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям? (Ответы детей).

Учитель: Есть растения, в которых много нужного нам витамина- витамина С.

Сейчас я загадаю загадки про растения, плоды которых содержат много витамина С.

Эти плоды спрятаны в мешочке, который принес Доктор Айболит.

Желтый цитрусовый плод
В теплых странах он растет.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
(Лимон)

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин
Это спелый….
(Апельсин)

Учитель достает из мешочка лимон и апельсин.

Учитель: Ребята, а в мешочке еще что-то осталось, а загадок больше нет. Попробуйте отгадать, что же в нем лежит.

Вызываются ученики и определяют, что лежит в мешочке. Это яблоко и луковица.

Доктор Айболит: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

6. Физкультминутка.

Учитель: Есть овощи и фрукты – это хорошо. Но есть еще один эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний. Это точечный массаж. На нашем теле есть такие волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма к простудным заболеваниям.

Учитель: Посмотрите на этот рисунок. Вот эти точки. Следует проводить массаж в течение двух- трех минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть, делая вращательные движения 7 раз в одну сторону, семь раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2-3 раза в день, а при заболевании - через каждый час.

Учитель показывает точечный массаж. Ученики повторяют за учителем.

7. Продолжение темы.

Доктор Айболит: Очень хорошо! Я думаю, что этот способ защиты может остановить нашего злодея. Но я знаю еще одно средство. В моем медицинском сундучке лежит то, чего очень боится разбойник Грипп. Отгадайте загадку и узнаете, чего боится вирус гриппа.

Доктор Айболит: А давайте-ка посмотрим.

Открывает сундучок и достает головку чеснока.

Доктор Айболит: Молодцы! Чеснок и лук выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают микробы.

8. Практическая работа.

Учитель: Сейчас мы с вами сделаем амулеты Здоровья. Они защитят вас от вируса и его воинов.

Ученики выполняют практическую работу. На парты раздаются одноразовые тарелочки. Учитель раздают нарезанные зубчики чеснока, подготовленные емкости от киндер-сюрпризов и ленточки.

Задача учащихся: наполнить емкости от киндер-сюрпризов чесноком и вставить ленточки. Готовые амулеты Здоровья одеваются учащимися на шею.

Доктор Айболит: Носите эти амулеты, и они защитят вас от вируса гриппа и его помощников.

9. Итог урока.

Учитель: Вот и подошла наша беседа к концу. Ребята, о чем же вы узнали на уроке? (Ответы детей).

Доктор Айболит: Мои юные друзья! Чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа, и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку (см. Приложение 2).

Детям вручают памятки.

Доктор Айболит: Я уверен, что злодей сильно напуган. Его уже и след простыл. Вы хорошо поработали. А мне пора проститься с вами. Надо бежать в другую школу, чтобы и там научить ребят побеждать грипп. До свидания!

Учитель: Вот и попрощались мы с Доктором Айболитом. Пора заканчивать урок.

Домашнее задание: нарисуйте растения, плоды которых содержат витамин С.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

образовательная: познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

развивающая: совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

воспитывающая: формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный этап.

Эмоциональная установка на успех предстоящей работы

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть здоровыми и веселыми.

Схематическое рисование своего настроения в начале урока.

- Ребята, с каким настроением вы начинаете урок, у всех ли хорошее настроение? Покажите мне карточки, соответствующие вашему настроению, они лежат на ваших партах.

Я надеюсь, что ваше настроение улучшится. Отложите карточки на край парты, они нам еще пригодятся сегодня.

Учитель: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на сегодняшний урок. Я передам микрофон и каждый по очереди, быстро, должен высказать свое пожелание одним двумя словами. Произносить пожелание нужно с улыбкой от всего сердца. И говорит только тот, кто держит микрофон.

2.Актуализация имеющихся знаний по данной теме.

Вводная беседа

Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Как Вы думаете, от чего повышается температура тела?

Совершенно верно! Вы все молодцы.

3.Обьявление новой темы и работа над ней.

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях.

Слайд 2 Место обитания возбудителей

- Ребята , окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, в почве, в воде, в растениях, на диких и домашних животных, а так же насекомых.

Слайд 3 – выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний.

Передаваться инфекционные заболевания могут, различными способами через зараженную пищу, через употребление зараженной воды, также при кашле, чихании, разговоре, через посуду зараженного человека. Переносчиками заболеваний также могут быть насекомые, при сосании крови, а также животные при укусах.

Слайд 4-5 – Пути передачи инфекционных заболеваний.

Слайд 6-7 – Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается: температурой, ознобом, головной болью, иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Если у вас появились признаки заболевания, немедленно обратитесь к врачу, и он назначит вам правильное лечение.

Слайд 8 – 9 - Профилактика инфекционных заболеваний

-Что же делать, чтобы не заболеть, если болеют ваши близкие и родные?

-Что такое профилактика? Профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционной болезни.

Необходимо делать профилактические прививки;

Соблюдать гигиену питания;

Придерживаться личной гигиены;

Соблюдать здоровый образ жизни;

А также своевременно обращаться в поликлинику.

Ношение ватно-марлевой повязки, изолирование больного, его госпитализация поможет вам избежать распространения инфекционных заболеваний. Так же необходимо сделать дезинфекцию помещения, предметов быта. При возникновении очага инфекции ввести карантин.

- Что такое очаг инфекции?

- Это когда много людей заболело в одной местности.

- Что же такое карантин?

- Это ограничение общения больных людей со здоровыми людьми.

В нашей школе вы уже встретились с карантином. 1-А класс был закрыт на карантин. Ребята ходили питаться в столовую отдельно от всех, старались не сталкиваться в коридорах на переменах с детьми других классов, не посещали продленку.

4.Закрепление изученного материала.

Слайд 10 - Работа в группах:

В осенне-зимний период нас часто пугают эпидемией гриппа. Давайте представим, что мы находимся в самом очаге эпидемии гриппа.

Сейчас будем работать в группах. Каждая группа должна рассмотреть предметы, которые стоят на столе, и обсудить ответы на вопросы.

- Что необходимо взять с собой (иметь у себя дома.) Как вести себя, чтобы не заболеть? Куда обращаться за медицинской помощью?

А так же оформить свой доклад в газету. Бумага и карандаши лежат у вас на столе.

Выберете по два докладчика с группы, которые смогут донести до нас мнение вашей группы.

- Вы все молодцы! У вас все получилось. Давайте поблагодарим выступающих детей аплодисментами.

- Благодарю вас, присаживайтесь на свои места.

5. Подведение итога урока.

Учитель передает по порядку клубок ниток. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не выскажутся все.

Последним участником, которому передают клубок, является учитель , он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующий урок.

- Наш урок подходит к концу. Вы все сегодня молодцы.

А сейчас покажите мне карточки, соответствующие вашему настроению .



Основы здорового образа жизни

Чтобы быть сильным, крепким, выносливым, очень важно с ранних лет придерживаться здорового образа жизни. Каждый ребенок должен знать, что принесет вред его организму, а что – укрепит его и придаст сил.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • соблюдение режима;
  • правильное питание;
  • активные занятия спортом;
  • личную гигиену;
  • полноценный отдых.

Режим дня

Правильно составленный режим дня – один из самых верных помощников при сохранении здоровья. Если честно его придерживаться, можно позабыть о многих проблемах с самочувствием, всегда быть активным, крепким и работоспособным.

При составлении режима дня очень важно, чтобы человек успевал не только посвящать много времени учебе или работе, но также полноценно отдыхать, питаться, заниматься спортом и гулять на свежем воздухе.

Основные правила режима дня школьника:

которые читают вместе с этой





  • учеба должна чередоваться с отдыхом;
  • питание должно быть регулярным и в одно и то же время, не менее 3 раз в день;
  • просыпаться и ложиться спать нужно также в одно и то же время;
  • продолжительность сна – не менее 8 часов;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе 1,5-2 часа в день;
  • активные игры, занятия спортом, танцами.

Привыкнув к такому распорядку дня, организм всегда будет крепким и выносливым, а учеба будет даваться на удивление легко.

Правильное питание

Правильное питание – очень важная составляющая крепкого здоровья и долголетия. Вместе с пищей человек получает все ценные вещества, которые помогают ему полноценно работать.

Очень важно, чтобы ежедневный рацион питания был разнообразным и полезным. Только так организм получит все, что ему необходимо: белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.

К полезным продуктам относятся:

  • все виды каш: гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая;
  • мясо и рыба;
  • кисломолочные продукты: сыр, молоко, кефир, сливочное масло;
  • овощи и фрукты;
  • различные виды орехов, сухофрукты, мед.

А вот от вредных продуктов стоит отказаться, поскольку ничего полезного они не принесут организму. К ним относятся различные сладости, чипсы, сухарики, газированные напитки.

Одним из самых вредных продуктов является всем известная Кока-кола. Напиток содержит так много ортофосфорной кислоты, что способен удалить ржавчину с гвоздя всего за несколько часов! Представляете, какой вред он наносит человеческому организму?

Личная гигиена

Соблюдать правила личной гигиены – задача каждого школьника, ведь только так можно выглядеть чистым и аккуратным, а также защитить себя от вредных микроорганизмов.

Чтобы не прослыть неряхой и грязнулей, нужно выполнять следующее:

  • утром и вечером тщательно чистить зубы;
  • каждый день принимать душ или ванну и тщательно мыться с мылом;
  • раз в неделю подстригать ногти на руках и ногах;
  • 1-2 раза в неделю мыть волосы;
  • в школьной столовой нельзя пользоваться чужими столовыми приборами и пить из чужой чашки;
  • также не стоит делиться с одноклассниками своей сменной обувью, расческой, бутылочкой с водой.

Что мы узнали?

Поговорим о болезнях

№ слайда 1

Поговорим о болезнях

Чтобы расти здоровыми, надо кое-что знать о болезнях и о том, что делать, чтобы

№ слайда 2

Чтобы расти здоровыми, надо кое-что знать о болезнях и о том, что делать, чтобы не заболеть.

1). О простуде.Простуда — болезнь, вызванная охлаждением организма.

№ слайда 3

1). О простуде.Простуда — болезнь, вызванная охлаждением организма.

Признаки простуды.Насморк.Кашель.Болит горло.Поднимается. температура.Краснеют и

№ слайда 4

Признаки простуды.Насморк.Кашель.Болит горло.Поднимается. температура.Краснеют и слезятся глаза.

Какие правила нужно выполнять, чтобы не простудиться?Никогда не ходи с мокрыми н

№ слайда 6

Какие правила нужно выполнять, чтобы не простудиться?Никогда не ходи с мокрыми ногами или в мокрой одежде.

Что делать, если ты всё-таки заболел?Когда кашляешь или чихаешь, прикрывай рот и

№ слайда 7

Что делать, если ты всё-таки заболел?Когда кашляешь или чихаешь, прикрывай рот и нос платком.Не играй с друзьями.Не ходи ни в школу, ни в гости, пока не поправишься.

2). О гриппе.Эту болезнь вызывают вирусы гриппа.Грипп так заразен, что одновреме

№ слайда 8

2). О гриппе.Эту болезнь вызывают вирусы гриппа.Грипп так заразен, что одновременномогут заболеть очень многие люди.Это – эпидемия гриппа.

Признаки гриппа.Высокая температура.Сильные боли в мышцах.Насморк.Кашель.Слабост

№ слайда 10

Признаки гриппа.Высокая температура.Сильные боли в мышцах.Насморк.Кашель.Слабость, вялость.Сильная головная боль.

Если заболел гриппом…Не вставай с постели, пока хотя бы 3 дня у тебя не продержи

№ слайда 11

Если заболел гриппом…Не вставай с постели, пока хотя бы 3 дня у тебя не продержится нормальная температура.

Как предупредить боли в животе.Ешь медленно и хорошо пережёвывай пищу.

№ слайда 13

Как предупредить боли в животе.Ешь медленно и хорошо пережёвывай пищу.

4). Куда пойти лечиться?Это учреждения здравоохранения. В них работают врачи и м

№ слайда 14

4). Куда пойти лечиться?Это учреждения здравоохранения. В них работают врачи и медицинские сёстры.

Специальности врачей. Детский врач(педиатр) Врач для взрослых(терапевт) Эти врач

№ слайда 15

Специальности врачей. Детский врач(педиатр) Врач для взрослых(терапевт) Эти врачи лечат внутренние болезни.

Специальности врачей.Зубной врач(стоматолог) Глазной врач(окулист)

№ слайда 16

Специальности врачей.Зубной врач(стоматолог) Глазной врач(окулист)

Специальности врачей.Отоларинголог – лечит уши, горло, нос.

№ слайда 17

Специальности врачей.Отоларинголог – лечит уши, горло, нос.

Источники: http://ryazan-ledi.narod.ru/http://www.grafamania.net/2008/06/http://

№ слайда 18

http://www.segodnya.ua/health/2,/p20.htmlhttp://prm.ru/?ext_news=3453&page=34 ht

№ слайда 19

Читайте также: