Бердяев проблема человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта. Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею.

Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Несмотря на весь романтизм и ореол таинственности, сопровождающие любые потребности человека познать окружающий мир, зачастую вопросы и ответы на них ищут романтики. Их можно назвать романтическими практиками, то есть людьми, которые пришли к пониманию жестокой реальности материи и бессмертию воинствующего духа от детской мечты о добре, справедливости и любви. Последние три компонента, соединенные вместе, дали очень многим, вставшим на путь поиска истины, немалый заряд энергии, который смог напитать не только их самих, но и тех, кто пошел вслед за ними, ориентируясь на огонь знания, освещающий путь ищущих.

Эти люди уже родились философами. Можно сказать, что они родились хотя бы только для того, чтобы узнать "а что это такое - родиться?" Такое положение дел, по всей вероятности, сложилось достаточно давно. Как показывает исторический опыт, данный процесс не всегда и не везде протекал благополучно и легко. Наиболее яркие философы появлялись в так называемые "трудные времена". Трудные годины, полные лишений и горя, стимулировали человеческое сознание индивидуумов, которые от безысходности начинали интенсивно искать любые выходы из создавшегося положения. Преследование инакомыслящих, не согласных с идеологией господствующего режима, порождало в их сознании протест - протест, который созревал на ниве подавляемого свободного сознания, не могущего себе даже представить, что в современном обществе действуют порядки средневековой инквизиции.

С этой точки зрения Россия всегда отличалась "благодатной" нивой для стимулирования философской мысли. Последняя никак себя не проявляла, пока не наступала одна из эпох глобальных перемен, которая требовала переосмысления, так как менялись ценности, расставлялись новые приоритеты, и все это требовало новой теории. Спрос рождает предложение, а гениев, которые хотят и могут творить, русская земля порой порождает мирового масштаба. Двадцатый век, наверное, является одним из самых драматичных и насыщенных событиями историческим интервалом бытия человечества. Потрясения, которые Россия начала испытывать уже с начала своего "собирания", и которые являлись стимулом ее развития на протяжении всей ее истории, к началу 1900 года начали приобретать штормовой характер, что вылилось в известные нам события, буквально несколько раз "наизнанку выворачивавшие" нашу страну весь двадцатый век. Революции, войны, падения и взлеты - все это довелось испытать многострадальной защитнице мира.

Анализируя исторический характер и тенденции развития философских теорий, попытаемся прояснить для себя их суть и найти ответ на свой главный вопрос, результаты ответа будут свои, ведь так повелось, что размышлять может практически каждый человек, выросший в социуме. Это обусловлено особенностями его аппарата мышления - мозга (по крайней мере, об этом сегодня утверждает наука). Мыслящий человек так или иначе приходит к пониманию того, что для успешного взаимодействия с окружающим миром необходимо сначала четко представлять, что собой представляет этот мир. А для этого необходимо сформировать стройную систему мировоззрения.

Бердяев Н.А. о назначении человека, смысле жизни и роли творчества в понимании человеческой природы

В центре мировоззрения Н.А. Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, ибо оно принадлежит к двум мирам—природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид — категория натуралистическая, это — часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности.

Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть. Иными словами, личность—это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности — в ее абсолютной незаменимости, в ее одно кратности и несравнимости. Личность признана совершать самобытные, оригинальные творческие акты.

Согласно Бердяеву, есть два противоположных пути преодоления человеком своей замкнутой на себе субъективности. Первый — раствориться в мире социальной обыденности приспособиться к нему. Это приводит к конформизму, отчуждению и эгоцентризму. Другой путь — выход из субъективности через трансцендирование, которое означает духовное озарение, переход к жизни в свободе, освобождение человека от плена у самого себя, экзистенциальную встречу с Богом. Нередко личность человека раздваивается. Бердяев приводит примеры из сочинений Толстого, Достоевского и других писателей, обращавших внимание на двойную жизнь человека: внешнюю условную, исполненную лжи, неподлинную жизнь, приспособленную к обществу, государству, цивилизации, и внутреннюю, подлинную жизнь, в которой человек предстает перед глубинными первореальностями.

В творческом акте человек выходит из замкнутой субъективности двумя путями: объективации и трансцендирования. На путях объективации творчество приспособляется к условиям этого мира. На путях же экзистенциального трансцендирования оно прорывается к концу этого мира, к его преображению, т. е. в действительность потенциальную, более глубокую.

Творчество Бердяева и сегодня вызывает большой интерес своими поисками смысла жизни и назначения человека, неустанным обоснованием ценностей свободного духа. Несмотря на некоторый налет утопизма, романтизма, не всегда оправданный радикализм, оно подкупает своей искренностью и внутренней взволнованностью. Бердяев глубже многих других заглянул в русскую душу. Он всегда оставался патриотом России и верил в ее национальное возрождение

Согласно стилю изложения своих философских мыслей и основных темах, которые в своих произведениях рассматривал Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 годы), его философию можно отнести к новой, неклассической форме разновидности экзистенциальной философии.

Философские воззрения Н. А. Бердяева не образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом. В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности.

В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.

Дух является свободой и свободной энергией, которая стремится вырваться в природные и исторические формы мироздания. В духовной силе человека, согласно Бердяеву, изначально содержатся не только человеческие, но также и богочеловеческие особенности характера, так как ее основу составляет высшее духовное существо – Бог.

Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя и некоторые смысловые отличия.

Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма. В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством.

Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.

Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:

  1. Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию.
  2. Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие.
  3. Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы.
  4. Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой.

В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни.

Философия творчества и свободы

Развивая данную идею, которая является одной из главенствующих у него, им признавалось наличие внебожественных источников человеческой свободы. Свобода, согласно Бердяеву, не является божественным созданием, свобода является категорией, которая предшествует Богу, и, следовательно, ее нельзя ограничить, либо сдержать никакими формами чуждого для нее бытия, включая и Божье.

Людям сложно осознать причины того, что Бог не создал идеальный мир, в котором не существует болезней, детский слез и страданий. Ответом на это служит то, что в этом мире не было бы места для свободы, которая составляет основу мироздания, следовательно, Бог не обладает полномочиями в ее ограничении.

Бердяев причислял себя к числу пророков мирового творческого и христианского переустройства. Согласно его позиции, если Боя является Творцом, а человек выступает в качестве образа и подобия Бога, то человека тоже необходимо определять в качестве творца, поскольку в противном случае он не будет оставаться человеком.

Согласно позиции Бердяева, результатом творчества, вне зависимости от того, будет это социальным движением, либо новым направлением искусства, либо научной теорией, является то, что конечный его результат обретает собственную новую жизнь, без привязки к ее создателю. Человек не обладает властью над продуктами собственного творчества, и это составляет человеческую трагедию.

Учение о личности и обществе

Являясь личностью, человек лишь отчасти становится объектом общества и коллектива, поскольку основной его составляющей – личностью, он стремится следовать духовным формам мироустройства и Богу, стараясь найти пути экзистенциальной коммуникации с Ним.

Понимание личности, как высшей ценности стало основой для определения философом соотношения между личностью и обществом. Согласно позиции Бердяева, личность является более приоритетной, нежели общество. Личность определяет собственные формы бытия в качестве высшего смысла мироздания, он намного ценнее как общества, так и целого космоса.

Бердяев пытался донести до людей, что не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности. Личность лишь частично может быть соотнесена с обществом, так как личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества.

Проблема смысла истории

Для полного осмысления конечности истории значимым является вопрос соотношения вечности и времени.
Само по себе, течение земного времени является лишь этапом, периодом внутри вечности вселенной, оно расположено в границах вечности и прочно там укреплено.

При выходе за пределы вечности, совместно с осуществлением определенных задач, для нашей истории наступит конец. Процесс течения истории происходит в своем историческом временном периоде, однако история не может не выходить за ее пределы. Имея начало, человеческая история со временем придет к завершению.

В следствии уверенности в конечном существовании истории Земли, и в том, что время, которое является отдельным этапом вечности рано или поздно закончится, формировались взгляды автора и на процессы прогресса. Существование бесконечной истории было бы бессмысленным, и, в случае обнаружения в ней непрерывного прогресса, он являлся бы неприемлемым, так как являлся бы средством отражения становления определенного поколения средством существования для последующих поколений.

Из этого следует, что теории прогресса ложны и безнравственны – говорил в своих работах философ. История не является прогрессом, протекающим по восходящим линиям, также как и не является регрессом, история – это трагическое противостояние противоположных паттернов – полюсов добра и зла.

Однако, если прогресса не существует, значит не существует и идеальных форм существования общества, к которому тянется все человечество. Исходя из этого, верованиям в то, что создание такого Божьего Царства является возможным, в любых его ипостасях – коммунизма, или теократии, не суждено свершиться в человеческой истории.

История является дорогой к иным формам организации мира, следовательно, задачи, сформулированные в истории, могут быть разрешены за пределами ее границ – в сфере метаистории, которая представлена вечностью.

Согласно позиции Бердяева, спасение может приобретать только общие формы, и наступить в том случае, если случатся религиозные изменения в структуре бытия, возможные благодаря творческим усилиям всего человеческого сообщества. В этом случае произойдет падение закрепощающего материального мира.

Исходя из этого, согласно позиции Бердяева, конец необходимо трактовать в качестве преображения, перехода человеческого общества в новые измерения собственного существования, в новую форму – эпоху духа, в которой центральным фактором будет являться любовь, способная творить и преображать.

Судьба России: Русская идея

Мысли о значении и роли, которую играет Россия в своей истории, совместно с ее судьбой и предназначением в контексте мирового человеческого сообщества – то есть область вопросов, которая связана с трактовкой русской идеи, особое значение имела в работах философа.

Он начал задаваться этими вопросами в годы Первой мировой войны, где произошло острое формулирование вопросов касательно русского национального самосознания, и, впоследствии он постоянно обращался к ним в процессе осмысления опыта русской революции и особенностей Второй мировой войны.

Россия, в его понимании, должна выступать в качестве Востоко-Запада, и реализовывать возникновение нового состояния общественного уклада, которое должно появиться в качестве альтернативы буржуазности: «Россия может быть осознанной и находить свою мировую миссию исключительно в рамках проблем Запада и Востока. Россия находится в центре западного и восточного миров, и, следовательно, выступает в качестве Востоко-Запада.

В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, ибо оно принадлежит к двум мирам - природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими.

Работа содержит 1 файл

философ.docx

Проблема человека в творчестве Бердяева.
В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, ибо оно принадлежит к двум мирам - природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид - категория натуралистическая, это - часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть. Иными словами, личность - это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности - в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Личность призвана совершать самобытные, оригинальные творческие акты.

Его приверженность свободе личности настолько велика, что несмотря на свою религиозность, он не может принять в христианстве ничего, что было бы связано с ущемлением личности. Он полагает, что нет более реакционной идеи, чем идея растворения человека в космической жизни, признанной божественной.

Историософская парадигма Бердяева отличается стройностью и четкостью — в основе ее лежит следующая схема.

Главное свойство русской души — максималистическая религиозность (безусловная нерефлексивная вера в нечто трансцендентное), влекущая русскую душу к осуществлению мессианской идеи — обретению царства абсолютной правды (царства духа), что, в свою очередь, порождает в русском народе пренебрежение социальной сферой жизни и пассивность в государственном строительстве. Русская интеллигенция совершила подмену искомой цели: вместо царства духовной правды она устремилась к достижению царства социальной правды, что привело к революции 1917 года и образованию тоталитарного коммунистического государства.

Русская идея.
Смысл русской идеи.
Рассматривая историю российской государственности, Бердяев критикует точку
зрения славянофилов, согласно которой государственность развивалась
органически. Напротив, считает Бердяев, для российской истории характерна
прежде всего прерывность. Выделяется пять периодов: Россия Киевская, Россия
времен татарского ига, Россия московская, Россия Петровская и Россия
советская.
Кроме того, мыслитель надеется еще на то, что “возможна еще новая Россия”.
Теперь мы видим, что надежды мыслителя сбылись и эта новая Россия появилась,
однако насколько она соответствует идеалу Бердяева и продолжает ли в ней
осуществляться “русская идея”, большой вопрос.
Развитие России было катастрофичным. В противоположность славянофилам,
Бердяев считает, что худшим, “наиболее азиатско-татарским” периодом был
период Московского Царства. Лучше были Киевский период и период татарского
ига, в них не было замкнутости, было больше свободы.
Соглашаясь с выражением Ключевского, о том, что на Руси “Государство крепло,
народ хирел”, Бердяев отмечает, что долгое время силы русского народа были
направлены главным образом на поддержание огромного российского государства.
“Русский народ был подавлен тратой сил, которой требовали размеры государства”
[6]. “Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком – задача
оформления и организации своей необъятной земли”
[7]
Русская идея вырабатывалась на протяжении нескольких столетий и определяющее
значение на ее формирование оказывал именно противоречивый характер русской
души. Мы не будем специально останавливаться на этапах формирования русской
идеи, отметим лишь, что в ее формирование внесли вклад такие люди, как инок
Филофей, со своей идеей о Москве, как третьем Риме, Чаадаев, славянофилы
Киреевский, Аксаков, Хомяков (особенно ценна его идея о соборности), великие
русские писатели Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, философы Леонтьев,
Розанов, Соловьев, и другие. Большую роль, хотя по оценке Бердяева скорее в
отрицании неправды чем в созидании, сыграли так же Бакунин, Чернышевский,
Писарев и другие. Самое же главное, по мнению Бердяева заключается в том, что
эта идея истинно народная и была сформулирована лучшими представителями
народа и соответствует глубинным народным желаниям и чаяниям.
Бердяев приходит к выводу, что “русская мысль, русские искания XIX и начала ХX
века (при этом так же подчеркивается значение предшествующих мыслителей)
свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и
призванию русского народа”[8].
Формирование русской идеи связывается прежде всего с тем, что “русские люди из
народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали
искать правды, искать Бога и Божьей правды, смысла жизни”
[9]. И пусть поиски порой приводили к самым противоположным результатам, от
утверждения принципов анархизма до русского коммунизма, в глубине своей
подавляющее большинство мыслителей и простых русских людей все же несли в себе
те или иные элементы этой идеи. Русская идея, согласно Бердяеву, есть идея
“коммюнотарности и братства людей и народов”. Русский народ по своему душевному
типу наиболее расположен к построению “персоналистического социализма”. “У
русских нет таких делений, классификаций, группировок по разным сферам, как у
западных людей, есть большая цельность”[10]
.
В связи со всеми вышеприведенными доводами Бердяев считает, что русская идея –
идея мессианская, русские призваны играть достойную роль в истории мира в
утверждении принципов коммюнотарности. Однако мыслитель четко разграничивает
национальную и националистическую идею и борется против всех проявлений
национализма. Он даже считает, что находить точки соприкосновения нужно и с
народами, идея которых противоположна русской: “германская идея и русская идеи
противоположны. Германская идея есть идея господства, русская идея – идея
братства”[11]. Однако следует желать
братских отношений с германским народом при условии отказа им от воли к
могуществу. То же самое можно отнести и к любому другому народу. Причем такая
оценка Бердяевым отношений с германским народом не изменилась и после войны. Он
считал, что русская идея победила идею германскую во второй мировой войне,
однако так как она есть идея братства, необходимо выстраивать отношения с
Германией на ее (идеи) принципах.
В противоположность многим философам русской эмиграции, Бердяев считает что
русская идея не исчезла с приходом к власти большевиков. Русский коммунизм
(под которым мыслитель понимает строй, сложившийся в советской России) – есть
извращение русской идеи. Однако Бердяев видит не только ложь, но и правду
революции и русского коммунизма. Произошедшее с нашей страной есть явление
закономерное, революция в России могла быть только социалистической, причем в
крайней форме (в силу склонности русских к тоталитарным и крайним учениям,
неприятия буржуазных институтов и других причин, определяющихся русским
национальным характером и историей России). Коммунизм, считает Бердяев, есть
“великое поучение для христиан”, напоминание им о невыполненном долге. Идея
“третьего Рима”, преобразовалась в идею “Третьего Интернационала”, однако это
та же самая идея братства, только неверно понятая и как бы перевернутая.
“Дух коммунизма, религия коммунизма, философия коммунизма – и антихристианские и
антигуманистические, однако в социальной системе коммунизма есть большая
правда, которая вполне может быть согласована с христианством, во всяком
случае, более, чем капиталистическая система, которая есть самая
антихристианская”[12].
Каковы же пути избавления от неправды коммунизма? Бердяев считает что
коммунизм не должен быть уничтожен, он должен быть преодолен в душах людей.
Философ уверен, что это произойдет и выражает осторожный оптимизм в вопросе о
дальнейшем пути России после преодоления коммунизма. Однако Бердяев считает,
что “улучшения и изменения в России могут происходить лишь от внутренних
процессов в русском народе. Так я думал и 25 лет тому назад и очень расходился
с большей частью эмиграции”[13]. Никакая
экспансия извне, по мнению Бердяева, не может разрушить русского коммунизма, он
должен преодолеваться в душах людей и русский народ, новое русское государство,
когда такое преодоление произойдет, вберет в себя все лучшее из коммунизма (в
духе синтеза Гегеля), и на основе христианских ценностей будет осуществлять
идеи персонализма, коммюнотарности и братства и еще сыграет свою положительную
роль в мире. Во всяком случае, Бердяев на это надеялся.
“Я обращен к векам грядущим, когда элементарные и неотвратимые социальные
процессы закончатся”[14] писал Бердяев в
одной из своих последних работ в 1947 году. Он очень сожалел по поводу того,
что “духовное движение, которое существовало и в России и в Европе в конце XIX
и в начале XX века оттеснено”[15]. Мир
погрузился в духовный кризис. Однако Бердяев до конца своих дней продолжал
надеяться на возрождение мира, в котором большую роль сыграет Россия.

Введение 3
1. Исследование сознания и самосознания человека как предпосылка философии 4
2. Человек – точка пересечения двух миров 7
3. Антропология – наука о человеке 12
Заключение 15
Список литературы 16

Одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины XX века был Н. А. Бердяев (1874 - 1948), написавший сотни работ, посвященных различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.
Николай Александрович Бердяев еще при жизни стал одним из наиболее популярных русских мыслителей, широко известным не только в России, но и в Западной Европе. Это связано с тем, что Бердяев в очень простой и ясной форме выразил главные тенденции русской философии, зародившиеся в творчестве Чаадаева, славянофилов и Достоевского. И хотя он явно проигрывает некоторым своим (менее известным) современникам в оригинальности и глубине философских идей, можно согласиться, что в его творчестве своеобразие русской философии получило наиболее адекватное и полное выражение.
В данной работе я рассмотрю проблему человека в философском творчестве Н.А.Бердяева.

1. Исследование сознания и самосознания человека как предпосылка философии

2. Человек – точка пересечения двух миров

Читайте также: