Территория государства это кратко

Обновлено: 02.07.2024

В состав территории государства входят суша (сухопутная территория в пределах границ государств), водная территория (внутренние воды и территориальное море государств), воздушное пространство над территорией государства и недра, находящиеся под территорией государства. Недра могут разрабатываться государством в технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с сохранением окружающей среды. В международном праве нет общепризнанной нормы о пределах распространения суверенитета государства на недра Земли. Вопрос решается законодательством государств.

Сухопутная территория государства может состоять из целого земною массива, а может быть разделена водным пространством (находящиеся в море острова) либо территорией другого государства (территориальные анклавы). Независимо от географического положения все части территории государства с точки зрения международного права составляют единую территорию, находящуюся под его суверенитетом.

К водной территории государства относятся морские воды, расположенные в сторону от берега (от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря); воды внутренних морских портов, заливов, берега которых принадлежат государству, если их ширина не превышает 24 морские мили; воды исторических заливов, гаваней и бухт; озера, каналы, а также воды территориального моря. К внутренним водам относятся также воды государств-архипелагов, правда, правовой статус этих вод отличается от правового статуса внутренних вод обычных государств. Все перечисленные водные пространства находятся под суверенитетом соответствующего государства, которое определяет их правовой статус и режим использования (вопросы водопользования, судоходства, рыболовства и т.и.) с учетом норм международного права.

Воздушная территория государства включает в себя воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами, территориальными водами в пределах границ государства. Оно осуществляет суверенитет в воздушном пространстве, устанавливает его правовой режим, в частности правила полетов.

Из закрепленного в международном праве принципа суверенною равенства государств вытекает право каждого государства в пределах своей территории осуществлять территориальное верховенство. Это значит, что власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. Отсюда следует, что на территории государства исключается власть другой державы и что законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется на все физические и юридические лица, находящиеся на его территории, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в международных договорах и иных международно-правовых актах. Так, любые попытки осуществлять на территории другого государства без его согласия властные полномочия иной державой означают вмешательство во внутренние дела другого государства, что недопустимо по современному международному праву. Практика международных отношений показывает, что государства на основе взаимности допускают изъятия в своем законодательстве в отношении иностранных физических и юридических лиц.

Осуществляя территориальное верховенство, государство прежде всего решает вопросы административно-территориальною деления территории и его правового режима. Разделение территории на административно-территориальные единицы каждое государство осуществляет в интересах организации государственной власти и управления. Организуя территорию в административном отношении, государство также устанавливает на ней определенный режим. В этом смысле иногда говорят, что государство распоряжается своей территорией. Однако государство совершает здесь действия не собственника, а суверена. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство обеспечивает с помощью мер принуждения соблюдение правового режима пребывания, проживания и передвижения по его территории. Применение таких мер может осуществляться лишь в пределах собственной территории.

В международном праве принято различать территориальную пличную юрисдикцию. Территориальная юрисдикция означает, что в пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме. Сюда включается и обязанность государства обеспечивать права и законные интересы граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории, без какой-либо дискриминации. Личная юрисдикция имеет трансграничные аспекты и означает, что государство осуществляет юрисдикцию вне его пределов, в частности в отношении своих граждан, морских и воздушных судов, находящихся за рубежом. Международное право исходит из того, что физические и юридические лица обязаны следовать законам своего государства, где бы они ни находились.

Территория государства — это не только юридическое понятие, но и определенная географическая среда, в которой живут люди, которая обеспечивает людей материальными богатствами, необходимыми для их существования и развития производства. Будучи географической средой, территория государства включает в себя и природные ресурсы, которые имеют важное значение для жизни человека. В международном праве общепризнано, что территория государства не может использоваться в хозяйственных целях (недропользовании, рыболовстве и г.и.) другими государствами, их физическими и юридическими лицами без согласия территориального суверена.

часть земного шара, находящаяся под суверенитетом опреде­ленной страны. В состав Т. г. входят суша с ее недрами, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Смотреть что такое "ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА" в других словарях:

Территория государства — территория государственная (национальная) часть поверхности Земли, на которую распространяется власть данного государства … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — (лат. territorium область, территория, от terra земля, суша) часть суши (материковая и островная), водного (внутренние и территориальные воды) и воздушного пространства, а также приравненных к ним объектов, находящаяся под суверенитетом данного… … Политологический словарь-справочник

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВОЗДУШНАЯ — ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА … Юридическая энциклопедия

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВОЗДУШНАЯ — (см. ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море. В.т.г. находится под суверенитетом государства и входит в состав его территории. Боковой границей В.т.г. является вертикальная… … Юридическая энциклопедия

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства; находится под его суверенитетом и входит в состав территории государственной. Боковой границей В.т. г. является вертикальная плоскость, проходящая через… … Юридический словарь

Приграничная территория государства-участника СНГ — Приграничная территория часть территории административно территориальной единицы государства участника СНГ, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства участника СНГ. Перечень приграничных территорий,… … Официальная терминология

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море. В.т.г. находится под суверенитетом государства и входит в состав его территории. Боковой границей В.т.г является вертикальная… … Энциклопедический словарь экономики и права

воздушная территория государства — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства; находится под его суверенитетом и входит в состав территории государственной. Боковой границей В.т. г. является вертикальная плоскость, проходящая через… … Большой юридический словарь

Определение. Государственная территория – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом (юрисдикцией) государства.

Особенности государственной территории. Территория, как признак государства, характеризуется тем, что представляет собой:

1) пространство, часть поверхности планеты, земли: суши, воздушного и водного пространства, недр;

2) политическое пространство, арену властной деятельности государства;

3) экономическое пространство, собственность государства (с позиции международного права). Как собственность государства, территория нераздельна, неприкосновенна (для других государств), неотчуждаема;

4) пространство ограниченное, очерченное государственной границей.

1) часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;

2) внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м);

3) воздушный столб над территорией государства (высотой до 35 км.);

4) воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;

5) космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;

6) так называемую квазитерриторию (территорию посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

Значимость государственной территории огромна. Она:

1) является материальной основой государства – ареной его дея­тельности и условием его существования;

2) устанавливает пределы государственной власти;

3) определяет структуру государственной власти, государственного аппарата;

4) олицетворяет государство на международной арене.

С территориальным признаком государства связаны три специфических государственно-правовых понятия: государственная граница, административно-территориальное деление, гражданство и подданство.

Под государственной границей понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и др.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Для гражданства характерны:

1) устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством;

2) закрепление ее во взаимных правах, обязанностях, ответственности;

3) неограниченность в пространстве. Человек остается гражданином своего государства даже тогда, когда он находится не на его территории;

4) гражданство не ограничено во времени. Срок пребывания в гражданстве заранее не устанавливается.

Подданство – состояние индивида, определяющее его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета – госу­дарю. В отличие от гражданства, подданство предполагает:

– отсутствие обязательств государства перед индивидуумом;

– отсутствие гражданских прав у любого частного лица;

– запрет действовать во вред государству на его территории и за ее пределами.

Налоги

Определение. Налог – это сбор с населения, взыскиваемый в принудительном порядке, с заранее установленными (как правило) размерами и сроками поступления. "В налогах, – писал К. Маркс, – воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни. – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени – в налогах" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 308).

Особенности налогов. Налоги как признак государства отличает:

1) принудительность – они исходят от государства и обеспечиваются им;

2) конкретность – они имеют конкретные размеры и сроки посту­плений;

3) законодательное оформление – они устанавливаются представительными органами и закрепляются в законах.

Значение налогов. Налоги – экономическая основа государства. Конкретно это выражается в том, что они являются:

– главным источником содержания государственной власти, доходной основной части бюджета страны, т. е. условием функционирования государства;




– средством регулирования общественных отношений (сдерживание или стимулирование развитие экономики, создание рабочих мест;

– способом закрепления определенной политики государства (укрепление власти, привлечение союзников и т. п.).

Государственный суверенитет

Определение. Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.

Понятие "суверенитет" имеет для государства такой же смысл, как и "права и свободы" для человека. Появилось оно в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – колония либо доминион.

Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:

1) юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус;

2) верховное право государства – право представлять все общество в целом, право издавать законы, осуществлять правосудие, распространять власть на все население и др.;

3) неотчуждаемое верховное право.

Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство внутри страны и внешнюю – независимость на международной арене.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

– в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части;

– в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

– в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

– в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений;

– в осуществлении самостоятельной внешней политики;

– в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Виды суверенитета. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:

Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.

Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.

Определение. Государственная территория – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом (юрисдикцией) государства.

Особенности государственной территории. Территория, как признак государства, характеризуется тем, что представляет собой:

1) пространство, часть поверхности планеты, земли: суши, воздушного и водного пространства, недр;

2) политическое пространство, арену властной деятельности государства;

3) экономическое пространство, собственность государства (с позиции международного права). Как собственность государства, территория нераздельна, неприкосновенна (для других государств), неотчуждаема;

4) пространство ограниченное, очерченное государственной границей.

1) часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;

2) внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м);

3) воздушный столб над территорией государства (высотой до 35 км.);

4) воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;

5) космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;

6) так называемую квазитерриторию (территорию посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

Значимость государственной территории огромна. Она:

1) является материальной основой государства – ареной его дея­тельности и условием его существования;

2) устанавливает пределы государственной власти;

3) определяет структуру государственной власти, государственного аппарата;

4) олицетворяет государство на международной арене.

С территориальным признаком государства связаны три специфических государственно-правовых понятия: государственная граница, административно-территориальное деление, гражданство и подданство.

Под государственной границей понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и др.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Для гражданства характерны:

1) устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством;

2) закрепление ее во взаимных правах, обязанностях, ответственности;

3) неограниченность в пространстве. Человек остается гражданином своего государства даже тогда, когда он находится не на его территории;

4) гражданство не ограничено во времени. Срок пребывания в гражданстве заранее не устанавливается.

Подданство – состояние индивида, определяющее его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета – госу­дарю. В отличие от гражданства, подданство предполагает:

– отсутствие обязательств государства перед индивидуумом;

– отсутствие гражданских прав у любого частного лица;

– запрет действовать во вред государству на его территории и за ее пределами.

Налоги

Определение. Налог – это сбор с населения, взыскиваемый в принудительном порядке, с заранее установленными (как правило) размерами и сроками поступления. "В налогах, – писал К. Маркс, – воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни. – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени – в налогах" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 308).

Особенности налогов. Налоги как признак государства отличает:

1) принудительность – они исходят от государства и обеспечиваются им;

2) конкретность – они имеют конкретные размеры и сроки посту­плений;

3) законодательное оформление – они устанавливаются представительными органами и закрепляются в законах.

Значение налогов. Налоги – экономическая основа государства. Конкретно это выражается в том, что они являются:

– главным источником содержания государственной власти, доходной основной части бюджета страны, т. е. условием функционирования государства;

– средством регулирования общественных отношений (сдерживание или стимулирование развитие экономики, создание рабочих мест;

– способом закрепления определенной политики государства (укрепление власти, привлечение союзников и т. п.).

Государственный суверенитет

Определение. Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.

Понятие "суверенитет" имеет для государства такой же смысл, как и "права и свободы" для человека. Появилось оно в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – колония либо доминион.

Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:

1) юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус;

2) верховное право государства – право представлять все общество в целом, право издавать законы, осуществлять правосудие, распространять власть на все население и др.;

3) неотчуждаемое верховное право.

Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство внутри страны и внешнюю – независимость на международной арене.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

– в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части;

– в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

– в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

– в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений;

– в осуществлении самостоятельной внешней политики;

– в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Виды суверенитета. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:

Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.

Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.

Онлайн калькуляторы

Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся территории государства как одного из его основных признаков. Перечислены также другие основные и дополнительные признаки государства. Даются определения ключевым понятиям данной статьи. Также рассмотрено деление территории государства на два разных вида с теоретической точки зрения (фактическая и юрисдикционная); перечислены такие основополагающие принципы международного права, как принцип территориального верховенства, территориальной целостности и территориальной неприкосновенности.

Ключевые слова: государство, территория государства, признаки государства, фактическая территория, юрисдикционная территория, нормы международного права, состав территории.

На данный момент всего в современном мире насчитывается 195 независимых государств. Все они могут быть различны между собой по тем или иным критериям, но тем не менее их объединяет определенный набор при-знаков, позволяющих сделать вывод о том, что же представляет из себя государство.

Государство является особой социально-политической организацией, распространяющей свою власть на всю территорию страны и ее население посредством выработки общеобязательных правил поведения, обладающая специальным аппаратом управления и независимостью. Обычно государство рассматривается как совокупность понятий “территория”, ”население”, ”власть”, и неспроста, потому что эти понятия входят в определенный перечень основных признаков государства.

Так, например, профессор В.П. Пугачев определяя понятие “государство”, использует некоторые его признаки и дает два значения термина. В одном значении государство предстает как “общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории”, в другом как “учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории”[1]. Не случайно, что и в том, и в другом определении упоминается территория государства. Она является одним из основных признаков государства.

Что же вообще из себя представляют признаки государства?

Признаки государства – это характерные черты, отличающие государство от первобытного общества и от иных общественных организаций. Признаки государства составляют политико-юридическую характеристику государства, а также подразделяются на основные и дополнительные признаки. К основным признакам государства относят: территорию, население, аппарат публичной политической власти, государственный суверенитет и наличие права. К дополнительным же относят наличие денежной единицы, налогообложение, гос. символы и гос. язык.

Но мы подробнее остановимся и изучим такой признак государства как государственная территория. Она представляет собой часть земного шара, которая находится под юрисдикцией определенного государства или, если обратиться к толковому словарю “земельное пространство, ограниченное какими-нибудь пределами, границами”. Границами государственной территории являются пределы действия высшей государственной власти. В состав территории входят: внутренние и территориальные воды; суша в пределах гос. границ; воздушное пространство в пределах суши, внутренних и территориальных вод; недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины. Стоит отметить, что без территории государство просто не могло бы существовать, поэтому ее и выделяют как главный признак государства.

Еще сотни лет назад французский государствовед Леон Дюги сказал, что территория представляет собой категорию, которая сформировалась исторически в тесной связи с такими понятиями как “государство” и “нация”. Развивая это понятие, он уточнил его элементы: коллективность, территория, суверенитет. Он отмечал также, что “коллективность может быть государством только закрепившись на определенной территории” и, что по-другому государства быть не может[2]. Таким образом, государство предполагает территорию как особо важную часть государственной организации, которая является необходимым условием для жизни организованного в государстве общества.

Вернувшись к теории, также отметим, что государственную территорию можно разделить на фактическую и юрисдикционную.

Фактическая территория — это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами, состоящая из суши с ее недра-ми, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

И наконец, обратимся к нормам международного права, которые закрепляют принципы территориальной целостности государства, территориальной неприкосновенности и территориального верховенства[3]. Разберем каждый из данных принципов подробнее.

Принцип территориальной целостности государств заключается в том, что строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от любой формы давления, включая блокаду, а также от поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Принцип неприкосновенности состоит в том, что территория государства является неприкосновенной от посягательств со стороны других государств путём применения военной силы или угрозы силой, все государства признают нерушимость государственных границ.

Принцип территориального верховенства предполагает что, власть государства является высшей и полной по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Государству в пределах своей территории принадлежит исключительное право принятия законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, вопросы гражданства, перемещения, въезда и выезда.

Таким образом, территория является обязательным атрибутом каждого государства и представляет собой один из главных его признаков. Она подразделяется на юрисдикционную и фактическую, имеет определенный состав. Также в международном праве закреплены основные принципы, касающиеся территории государства.

Источники и использованная литература

  • Алексеева С. С. Теория государства и права. М.: Издательство “ЭКИ-МО”, 2005. – 425 с.
  • Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Издательство “ИНФА-М”, 1908. – 427 с.
  • Егоров С. А. Международное право М.: “Статус”, 2014. – 518 с.
  • Осинцева В. М. Территориальная организация населения. М.: Издательство “Юрайт”, 2015. – 133 с.
  • Павлов С. Ю. Состав признаков государства: анализ подходов понятийного характера // Правовое государство: теория и практика. 2007. № 4 (10) C. 57-61.
  • Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию М.: Издательство ”АСПЕКТ ПРЕСС”, 2000. – 477 с.
  • Степенко В. Е. Государственная граница России: административный режим функционирования. СПб.: Издательство “Астерион”, 2006. – 188 с.

Сноски

[1] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию М.: Издательство ”АСПЕКТ ПРЕСС”, 2000. – С. 250.

[2] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Издательство “ИН-ФА-М”., 1908. С. 101-194.

[3] Егоров С. А. Международное право М.: “Статус”, 2014. – С. 23-30.

Читайте также: