Способы производства бисера кратко

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции.

Украшения из бисера все чаще появляются в одежде известных людей и представителей моды, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.

Большей частью из бисера плетут ювелирные и другие личные украшения, но им не только украшают одежду. Бисер используется в картинах и скульптурах.

Технологии работы с бисером

1. Низание, или плетение из бисера. В технике низания выполняются различные украшения – колье, ожерелья, браслеты, серьги, броши, кружева из бисера к одежде и другие вещи. Существует множество приёмов низания, для которых характерна различная укладка бисера в изделии. По количеству применяемых приёмов низания изделия из бисера могут быть простыми и сложными. В низании используются следующие приёмы:

· Плоское параллельное плетение

· Игольчатое плетение

· Петельное плетение

· круговое (французское) плетение

· Объёмное параллельное плетение

· Сетчатое плетение

· Кирпичный стежок

· Мозаичное плетение

Плоское параллельное плетение обычно ведется на проволоке. Готовые изделия выглядят как плоские параллельные ряды бисеринок.

Игольчатое плетение часто применяется как дополнительное для отдельных элементов изделия. Но можно встретить изделия, сплетённые только в этой технике. Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока.

В технике петельного плетения готовые элементы выглядят в виде петелек. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока.

Объёмное параллельное плетение схоже с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Это наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера.

Сетчатое плетение называют еще - ажурным плетением. Часто используется для оплетения различных предметов (пасхальных яиц, ёлочных шаров, вазочек и т.д.), а также в качестве элементов украшений. Внешне оно выглядит как сетка из бисеринок. Для плетения может использоваться нить или леска (иногда - даже проволока).

Кирпичный стежок. Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка: бисеринки располагаются рядами (в рядах они лежат горизонтально), причём каждый ряд имеет смещение на полбисеринки по отношению к соседним рядам. Это плотное плетение. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных.

В мозаичном плетении полотно очень похоже на сплетённое кирпичным стежком - выглядит точно так же, только плетется вертикально. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу. Для плетения может использоваться нить или леска (очень редко проволока).

2. Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно: как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот новый и красивый материал в древнем искусстве вышивания. Узоры из бисера располагались на головных уборах, манжетах, кокетке, шли каймой по подолу платья. Бисером вышивались целые картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, а иногда бисер покрывал всю обивку мебели и стен комнат.

В настоящее время наряду с традиционными сюжетами вышивания бисером появились новые современные мотивы и узоры вышивок. Вышивать можно на разном материале: льне, шелке, бархате или сукне. Существует несколько способов пришивания бисера к ткани, выбор которых зависит от рисунка, узора и самой ткани. Наиболее распространённой является счётная вышивка.

Вязание бисером.

4. Вдавливание бисера в воск, пластилин.

5. Ткачество бисером. Ткачество бисером – старинная техника изготовления украшения.

Материалы и инструменты.

Бисер – мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания. Наиболее распространен круглый бисер. Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный.

Рубленый бисер, или, как его называют для краткости, рубка, представляет собой цилиндрики (короткие трубочки). Рубка бывает обычная дополнительно прессованная. Как бы граненые. Иногда рубка имеет необработанные острые края, которые режут нить.

Косая рубка представляет собой короткие кусочки стеклянной трубочки, отрубленные не перпендикулярно оси, а под углом 45-60. Из косой рубки получатся неровные, как бы ломаные слизки – и это выглядит интересно и нарядно. Полотно из этого материала поучится корявым, бесформенным. Очень красив мелкий граненый богемский бисер.

Размер бисера (его диаметр) обозначают номером чем мельче бисер, тем больше номер.

Стеклярус трубочки из цветного стекла. Для разных целей изготавливают стеклярус разных размеров, цветов, формы. Встречается витой и граненый стеклярус. Главный размер стекляруса его длина в миллиметрах.

Стеклянные бусины не долговечны. Их недостатки: они тяжелые и бьются при небрежном обращении.

Пластмассовые бусины имеют малый вес и относительно дешевы.

Бусины из дерева теплые и милые, как будто они хранят память о лесе. Имею простые формы и окрашены в глухие цвета.

Свойства бусин из металлов определяется материалом. Золотые и серебряные бусины роскошны. А бусины из дешевых металлов и сплавов быстро тускнеют и к тому же могут оставлять следы окислов на одежде.

Очень красивы и долговечны бусины из натуральных камней, но они относительно дороги, к тому имеют большой вес, ограниченный выбор форм и расцветов.

Керамические бусины грубоваты, но в этом и заключаются их особый шарм, стильность. Они могут быть и дешевыми и дорогими.

Леска прочна, прозрачна, но очень упруга.

Для изготовления цветов и фигурок животных используют мягкую проволоку. Проволока должна быть достаточно тонкой, чтобы ее можно было несколько раз продеть через бисеринки, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдержать вес бисера, не провисая. Цветная проволока продается в специальных магазинная на катушках или в мотках.

В последнее время в продаже появилась специальная жесткая проволока для браслетов и колец. Она представляет собой тугую пружину диаметром примерно 5,5 см для браслетов, 2 см для колец.

Иглы выбирают тонкие, чтобы они свободно проходили через отверстие в бусинах. Специальные бисерные иглы имеют номера от 10 до 16. Чем больше номер, тем тоньше игла. Часто при вязании, плетении и других работах бывает необходимо нанизать бусинки на толстые нити, которые нельзя вдеть в тонкую иглу. Кончик нити можно плотно обернуть скотчем – получится некоторое подобие иголки. Для нанизывания большого числа бусин сделайте простое приспособление. Возьмите короткую (10-15см) тонкую нить, вденьте в иглу и свяжите концы нити – появился нитковдеватель. В образующемся петлю проденьте конец толстой нити. Нанизывается бусины, сдвигайте их с тонкой нити на толстую.

Застежки (фурнитура) – это вспомогательный, но необходимый материал, без которого трудно выполнить качественное изделие из бисера. К фурнитуре относятся замочки и крючки, колокольчики разных размеров, колечки, близуры (серьги без замка), швензы (серьги с замочком), пуссеты (серьги - гвоздики), заготовки для клипс, брожей и заколок для волос.

Для колье, ожерелий, бус или браслетов необходимы замочки. Они бывают различной формы и размера. Большие в форме колокольчиков, используется для оформления изделий, состоящих из нескольких нитей или крупных бусин. Маленькие, с закрывающейся чашечкой, служат для того, чтобы спрятать кончики нитей в начале и в конце изделия.

Способы производства бисера.

Где применяется

В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции.

Украшения из бисера все чаще появляются в одежде известных людей и представителей моды, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.

Большей частью из бисера плетут ювелирные и другие личные украшения, но им не только украшают одежду. Бисер используется в картинах и скульптурах.

Технологии работы с бисером

1. Низание, или плетение из бисера. В технике низания выполняются различные украшения – колье, ожерелья, браслеты, серьги, броши, кружева из бисера к одежде и другие вещи. Существует множество приёмов низания, для которых характерна различная укладка бисера в изделии. По количеству применяемых приёмов низания изделия из бисера могут быть простыми и сложными. В низании используются следующие приёмы:

· Плоское параллельное плетение

· Игольчатое плетение

· Петельное плетение

· круговое (французское) плетение

· Объёмное параллельное плетение

· Сетчатое плетение

· Кирпичный стежок

· Мозаичное плетение

Плоское параллельное плетение обычно ведется на проволоке. Готовые изделия выглядят как плоские параллельные ряды бисеринок.

Игольчатое плетение часто применяется как дополнительное для отдельных элементов изделия. Но можно встретить изделия, сплетённые только в этой технике. Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока.

В технике петельного плетения готовые элементы выглядят в виде петелек. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока.

Объёмное параллельное плетение схоже с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Это наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера.

Сетчатое плетение называют еще - ажурным плетением. Часто используется для оплетения различных предметов (пасхальных яиц, ёлочных шаров, вазочек и т.д.), а также в качестве элементов украшений. Внешне оно выглядит как сетка из бисеринок. Для плетения может использоваться нить или леска (иногда - даже проволока).

Кирпичный стежок. Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка: бисеринки располагаются рядами (в рядах они лежат горизонтально), причём каждый ряд имеет смещение на полбисеринки по отношению к соседним рядам. Это плотное плетение. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных.

В мозаичном плетении полотно очень похоже на сплетённое кирпичным стежком - выглядит точно так же, только плетется вертикально. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу. Для плетения может использоваться нить или леска (очень редко проволока).

2. Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно: как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот новый и красивый материал в древнем искусстве вышивания. Узоры из бисера располагались на головных уборах, манжетах, кокетке, шли каймой по подолу платья. Бисером вышивались целые картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, а иногда бисер покрывал всю обивку мебели и стен комнат.

В настоящее время наряду с традиционными сюжетами вышивания бисером появились новые современные мотивы и узоры вышивок. Вышивать можно на разном материале: льне, шелке, бархате или сукне. Существует несколько способов пришивания бисера к ткани, выбор которых зависит от рисунка, узора и самой ткани. Наиболее распространённой является счётная вышивка.

Вязание бисером.

4. Вдавливание бисера в воск, пластилин.

5. Ткачество бисером. Ткачество бисером – старинная техника изготовления украшения.

Материалы и инструменты.

Бисер – мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания. Наиболее распространен круглый бисер. Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный.

Рубленый бисер, или, как его называют для краткости, рубка, представляет собой цилиндрики (короткие трубочки). Рубка бывает обычная дополнительно прессованная. Как бы граненые. Иногда рубка имеет необработанные острые края, которые режут нить.

Косая рубка представляет собой короткие кусочки стеклянной трубочки, отрубленные не перпендикулярно оси, а под углом 45-60. Из косой рубки получатся неровные, как бы ломаные слизки – и это выглядит интересно и нарядно. Полотно из этого материала поучится корявым, бесформенным. Очень красив мелкий граненый богемский бисер.

Размер бисера (его диаметр) обозначают номером чем мельче бисер, тем больше номер.

Стеклярус трубочки из цветного стекла. Для разных целей изготавливают стеклярус разных размеров, цветов, формы. Встречается витой и граненый стеклярус. Главный размер стекляруса его длина в миллиметрах.

Стеклянные бусины не долговечны. Их недостатки: они тяжелые и бьются при небрежном обращении.

Пластмассовые бусины имеют малый вес и относительно дешевы.

Бусины из дерева теплые и милые, как будто они хранят память о лесе. Имею простые формы и окрашены в глухие цвета.

Свойства бусин из металлов определяется материалом. Золотые и серебряные бусины роскошны. А бусины из дешевых металлов и сплавов быстро тускнеют и к тому же могут оставлять следы окислов на одежде.

Очень красивы и долговечны бусины из натуральных камней, но они относительно дороги, к тому имеют большой вес, ограниченный выбор форм и расцветов.

Керамические бусины грубоваты, но в этом и заключаются их особый шарм, стильность. Они могут быть и дешевыми и дорогими.

Леска прочна, прозрачна, но очень упруга.

Для изготовления цветов и фигурок животных используют мягкую проволоку. Проволока должна быть достаточно тонкой, чтобы ее можно было несколько раз продеть через бисеринки, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдержать вес бисера, не провисая. Цветная проволока продается в специальных магазинная на катушках или в мотках.

В последнее время в продаже появилась специальная жесткая проволока для браслетов и колец. Она представляет собой тугую пружину диаметром примерно 5,5 см для браслетов, 2 см для колец.

Иглы выбирают тонкие, чтобы они свободно проходили через отверстие в бусинах. Специальные бисерные иглы имеют номера от 10 до 16. Чем больше номер, тем тоньше игла. Часто при вязании, плетении и других работах бывает необходимо нанизать бусинки на толстые нити, которые нельзя вдеть в тонкую иглу. Кончик нити можно плотно обернуть скотчем – получится некоторое подобие иголки. Для нанизывания большого числа бусин сделайте простое приспособление. Возьмите короткую (10-15см) тонкую нить, вденьте в иглу и свяжите концы нити – появился нитковдеватель. В образующемся петлю проденьте конец толстой нити. Нанизывается бусины, сдвигайте их с тонкой нити на толстую.

Застежки (фурнитура) – это вспомогательный, но необходимый материал, без которого трудно выполнить качественное изделие из бисера. К фурнитуре относятся замочки и крючки, колокольчики разных размеров, колечки, близуры (серьги без замка), швензы (серьги с замочком), пуссеты (серьги - гвоздики), заготовки для клипс, брожей и заколок для волос.

Для колье, ожерелий, бус или браслетов необходимы замочки. Они бывают различной формы и размера. Большие в форме колокольчиков, используется для оформления изделий, состоящих из нескольких нитей или крупных бусин. Маленькие, с закрывающейся чашечкой, служат для того, чтобы спрятать кончики нитей в начале и в конце изделия.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


В готовом проекте по технологии (бисероплетение) "Изделия из бисера своими руками" лаконично описана история бисера, перечислены виды бисера и варианты работ из бисера. Особое внимание автор уделяет изучению цветовых свойств бисера и разных технологий бисероплетения.

Подробнее о проекте:


Во время проведения учебного творческого проекта по технологии "Изделия из бисера своими руками" автором были подробно изучены такие техники бисероплетения, как петельное плетение, игольчатое плетение, параллельное плетение, дано их описание. Также ученица подробно останавливается на описании материалов и инструментов, необходимых для создания изделия из бисера.

В ходе творческой работы по технологии (бисероплетение) о плетении из бисера ученица проводит исследование, по результатам которого выделяет полезные и негативные стороны бисероплетения, а также рассматривает такое направление терапии, как лечение бисером. Проект содержит оптимальную сводку правил по технике безопасности во время работы с бисером.

Оглавление

Введение
1. История бисероплетения.
2. Виды бисера.
3. Виды работ из бисера.
4. Цветовые свойства бисера.
5. Технология бисероплетения.
6. Планирование работы.
7. Этапы работы.
8. Оформление готового изделия.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие не умеют их делать или предпочитают купить готовое изделие. Но финансовые возможности не всегда позволяют это сделать. А изделия из бисера всегда модны и актуальны. В магазинах они стоят очень дорого, но если изготовить самому, то можно сэкономить свой бюджет.

Объект исследования: бисероплетение.

Предмет исследования: техники плетения бисером.

Цель моей работы: узнать историю происхождения бисера и его свойства.

Задачи:

  1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет по данной теме.
  2. Узнать историю бисера.
  3. Узнать цветовые свойства бисера
  4. Развивать художественные и исследовательские способности.
  5. Пополнить коллекцию работ, выполненных в технике бисероплетения.

Гипотеза:

Я считаю, что рукоделие – один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения.

Если мы будем, знать что таит в себе изделие из бисера, то нам будет легче выбрать себе украшение.

История происхождения бисера


Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и многое другое.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Первыми украшениями, которыми человек украшал себя в древности, были бусы. По данным ученых первые бусины в виде ракушек с проделанными в них острыми камнями отверстиями появились 75 тысяч – 100 тысяч лет назад, и считаются первым ювелирным изделиям созданным человеком.

Около 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились бусы разных форм и размеров. Со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстием для продевания нитки.

Мелкие бусинки из цветного стекла впервые появились в Древнем Египте, и украшали одежду фараонов. Их производство находилось на достаточно высоком уровне. Известны они были и у Древних Греков и в Африке, где они служили разменной монетой. Кочевые племена Сарматов и Скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих.

Наибольшее развитие искусство изготовления изделий из бисера получило в первой половине XIX столетия. В Европе и России из бисера плели украшения, использовали в ткачестве, вязании и вышивке. Техника изготовления изделий передавалась из поколения в поколение.

Способ производства бисера

В древности бусы изготавливали, вытягивая нити из расплавленной стеклянной массы с помощью прутика. Затем нить навивали на тонкий стержень, который затем извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву и обрабатывали вручную, что бы придать ей нужную форму.

В дальнейшем бисер и бусы делали из пустотелых трубочек постоянного диаметра и заданной толщины.

Разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью. После затвердевания бисер нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности. Потом с помощью полировального порошка возвращали бисеру блеск, утраченный при нагревании.

Окрашивание стекла производится путем добавок различных солей металлов в расплавленную стеклянную массу.

Во второй половине XIX века были изобретены машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера.

Где производили бисер? С начала бисер изготавливали в стеклодельных мастерских в Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а потом пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Здесь изготавливали различного вида сосуды, зеркала, пуговицы, бусины и бисер.

С XII на острове Мурано выпускался бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла и отлично калиброванный.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка. Особенно ценился очень мелкий (0.5мм) и блестящий бисер , парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Стекольное производство на острове Мурано существует до сих пор, но бисер и бусины изготавливаются в штучном виде и продают по очень высоким ценам.

В конце XVIII века началось изготовление бусин и бисера в Германии. Здесь изготавливали бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора.

Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла. Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. В конце XVII начале XVIII века здесь изготавливали бусы, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.

Благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Родиной бисера из золота, серебра и других металлов является Париж.

Виды бисера

По виду бисер делят на: простой, стеклярус и рубку.

Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.

Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.

Виды работ из бисера

Видов бисероплетения несколько: вышивание, ткачество, создание обьёмных предметов и, наконец, бисероплетение (признаюсь честно, этот вид - мой любимец). Кратко рассмотрим их:

Вышивание. По сути своей, вышивка бисером – это закрепление бисеринок на ткани при помощи простейших швов, которые мы часто используем в быту для ремонта одежды.

Вязание. Да-да, бисер используется и в такой неожиданной области. Более распространено вязание крючком. Честно признаюсь, сама я пока не так близко знакома с этим видом, нахожусь на стадии активного познания. С его помощью можно создавать элементы одежды, а то и целые картины. А также жгутики, но о их разнообразии надо поговорить отдельно.

Ткачество. Тканая поверхность представляет собой очень плотное многорядное бисерное полотно, где бисеринки смежных рядов располагаются строго друг под другом без смещения. Тканое полотно имеет очень плотную структуру без пустот. В зависимости от способа выполнения ткачество разделяется на станочное и ручное. Но ручное мы сегодня рассматривать не будем.

Объёмные изделия из бисера

Эта техника в принципе, уже является плетением из бисера, но, на мой взгляд, очень простая. Сама с неё начинала, так что с уверенностью могу сказать - подходит для новичков. Тут есть где разгуляться фантазии, можно делать всевозможные фигурки и статуэтки, а также цветы, .

Цветовые свойства бисера

Цвет, сочетание цветов и форма бисера для любого народа имело символическое значение, они могли рассказать не только о социальном происхождении человека, но и о его мировосприятии, о произошедших событиях. Сочетания цветов символизировали молодость и старость, счастье и горе, рождение и смерть.

Можно учитывать и тот факт, что каждый цвет бисера также несет на себе определенный магический оттенок, и пользоваться этими рекомендациями по своему усмотрению. Если у вас проблемы, связанные с одиночеством или неразделенной любовью, то лучше всего подойдет голубой или зеленый цвет без металлического блеска.

Желтый цвет хорошо защищает от сглаза, но еще у желтого бисера с металлическим блеском есть свойство притягивать прибыль к хозяину. Черный и белый бисер (чистого оттенка без металлического блеска) очень хорошо очищает биополе человека от ненужных эмоций, делает его разум твердым, а волю несокрушимой.

Сиреневый бисер (с металлическим блеском) дает возможность новых романтических взаимоотношений, а вот сиреневый бисер без блеска (матовый) является очень сильным средством для того, чтобы у его хозяина появились магические способности, например, к чтению мыслей или пониманию событий в их истинном смысле.

Техники плетения из бисера


Петельное плетение. На проволоку набирают одну или несколько бисерин (пайеток, бусин) после чего концы проволоки скручивают между собой (рис. 2). Для продолжения плетения в данной технике на один из концов проволоки снова набирают необходимое количество бисерин, отступают на некоторое расстояние от места соединения проволок, сгибают и снова скручивают проволоку. При этом участвует только один конец проволоки, второй остается свободным. Для того чтобы концы проволоки всегда оставались одинаковой длины, каждый следующий элемент выполняется поочередно то на одном, то на другом конце проволоки [2].

плетение бисером 1

Рис. 2. Техника петельного плетения: а – петля из одного элемента; б – петля из нескольких однородных элементов; в – петля из нескольких разнородных элементов

Игольчатое плетение. На проволоку набирают несколько бисерин (пайеток, бусин) и, минуя последнюю, проходят тем же концом проволоки через все бисерины в обратном направлении, аккуратно подтягивают проволоку, чтобы не оставалось просветов. Затем повторяют ту же последовательность операций (рис. 3).

плетение бисером 2

Параллельное плетение. На один конец проволоки набирают общее количество бисерин первого и второго рядов, а вторым концом проволоки проходят навстречу через бисеринки второго ряда (рис. 4). Далее на один конец проволоки набирают необходимое количество бисерин, а вторым концом проходят через все набранные бисерины навстречу.

плетение бисером 3

Правила работы с бисером


Прежде, чем приступить к работе, мне необходимо правильно организовать свое рабочее место, так чтобы все было под рукой.

Необходимо помнить о технике безопасности при работе с ножницами и иглой.

Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет на рабочее место должен падать слева. Лучше всего работать при дневном свете у окна, а в вечернее время оборудовать местным освещением. Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.

Для профилактики нарушений зрения необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений для глаз, и зрение не только не ухудшится, но, возможно, станет лучше (приложение).

Для бисера можно сделать шкатулочку-комодик из пустых спичечных коробочек, его удобно переносить для работы дома и в школе. Во время работы бисер надо пересыпать небольшими порциями, и чтобы бусины не скатывались надо стелить салфетки из однотонной ткани с шероховатой поверхностью.

Материалы и инструменты

Для работы с бисером нужны следующие материалы: нити, тонкие иглы, леска, мягкая проволока, клей, ножницы, плоскогубцы.

Качества и внешний вид изделий зависят от нитей, используемых в работе. Цвет ниток даже может изменить оттенок бисера в изделии. Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму изделия, но тонкие менее заметны в изделии и их легче продеть через маленькое отверстие.

Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги. Нити из натуральных волокон приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны. Армированные катушечные нити с лавсаном сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики. Они хороши, но дороги.

Иглы нужны тонкие. Специальные бисерные иглы имеют номера от 10 до 16. Чем больше номер, тем тоньше игла.

Бисероплетение: полезно или вредно?

  1. Развивает мелкую моторику пальцев рук.
  2. Способствует развитию речи и красивого почерка.
  3. Развивает фантазию, воображение, хороший вкус.
  4. Развивает внимание, наблюдательность, усидчивость.
  5. Учит быть терпеливым.
  6. Изделие из бисера современный и недорогой подарок.
  1. При не соблюдении правил работы отрицательно влияет на зрение
  2. При не соблюдении правил работы приводит к искривлению позвоночника
  3. Малоподвижный вид деятельности.

Я считаю, что бисероплетение полезное занятие, если соблюдать все правила работы. Оно учит быть терпеливым, внимательным. Развивает вкус и фантазию.

Лечение бисером

Украшения из бисера – это инструмент цветотерапии и инструмент достижения успеха одновременно: для здоровья и осуществления желаний нужна позитивная энергия. К тому же бисер сильнее, чем просто простое стекло.

Как использовать изделия из бисера?


Посещая, кружок бисероплетения я сделала такие поделки: несколько букетиков цветов, несколько бабочек, снеговика, деда мороза, две мышки, две ящерицы, овощи, елочка, посуда, кошку, 2 пчелы, снежинка, и многое другое. Мне очень нравится этим заниматься, и я хочу научиться новым более сложным способам плетения.

Украшая свою одежду и свой быт нужными и оригинальными вещами ручной работы, выполненными собственными руками, я учусь самостоятельно формировать свой гардероб, развивать хороший вкус. А еще эти изделия можно подарить, ведь они хотя и маленькие, но сделаны с любовью. Это не просто украшения, а изделия, которые вобрали в себя не только тепло рук, но и чувства, настроение и пожелания.

Снимают головную боль.

Техника безопасности во время плетения бисером

  • все материалы и инструменты нужно хранить в шкатулке или в специальной коробочке;
  • для хранения иголок, булавок использовать только игольницу.
  • аккуратно обращаться с материалами и инструментами;
  • не вкалывать в одежду булавки и иголки (использовать только игольницу);
  • нить, леску и проволоку обрезать только ножницами (руками и зубами не рвать!);
  • для защиты пальцев использовать наперсток;
  • ножницы класть только с сомкнутыми лезвиями;
  • ножницы передавать только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
  • бисер из пакетиков (баночек) высыпать в отдельные крышечки по чуть-чуть, чтобы не просыпать большое количество бисера, на котором можно поскользнуться;
  • через каждые полчаса работы нужно 15 минут отдохнуть (для защиты зрения).

После окончания работы:

  • проверить количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько же, сколько было в начале работы);
  • сломанные иглы, булавки знужно аккуратно авернуть в бумагу и выбросить в мусороное ведро;
  • bнструменты и материалы убрать в шкатулку (коробку).

Помните!

  • мастерицам 6-8 лет можно работать с бисером не более 40 минут;
  • мастерицам 9-11 лет - не более часа;
  • мастерицам 12-16 лет не более полутора часов.

Заключение

Все в нашем мире изменяется, но есть вещи, что остаются вечными - например, стремление человека к прекрасному. И увлеченность рукоделием, которая с каждым днем охватывает все больше людей, лишнее тому доказательство. Так почему же в наш механизированный и компьютеризированный век, когда нет никаких преград для быстрого создания и воплощения дизайнерской мысли, так популярно доброе и старое рукоделие?


Бисер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием, для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, что бисер делают из драгоценных камней, но такой бисер, как и бисер из металла, очень тяжёлый, и по этой причине востребован минимально.

В настоящее время бисер промышленно изготавливают во многих странах, но лидируют в этом вопросе Чехия и Япония. Очень преуспел в изготовлении бисера Китай. В нашей стране бисер производят, в основном, не очень крупные мастерские, и производство бисера в России нельзя назвать массовым.

Технологию производства бисера нельзя назвать простой – это довольно трудоёмкий и длительный процесс. В основном, бисер делают из стекла, вернее, из тонких стеклянных трубочек. Сперва стекло плавится в специальной печи при температуре около 15500 С. Для получения соответствующей температуры нужно большое количество горючего газа или электроэнергии.

До помещения в печь в стекло добавляют специальные красящие добавки, чтобы придать будущему бисеру определённый цвет. Расплавившуюся массу стекла пропускают через специальную матрицу с мелкими отверстиями. Пока смесь спускается вниз, она постепенно охлаждается и растягивается своеобразным механизмом, воздействие сжатого воздуха оставляет в стеклянных трубочках отверстия нужного диаметра. Когда трубочки полностью остынут, они подвергаются рубке на мелкие частицы. Этот метод называется методом вытягивания.

Способ изготовления бисера методом кручения еще более длителен по времени и затратен, поэтому его применяют, в основном, для изготовления бусин, а не бисера.

Цвет изготовляемого в промышленности бисера зависит от качества используемого красителя и от настроек барабана, в котором бусинки шлифуются и округляются, то есть подвергаются второму этапу обработки. Если бисер получается матового цвета, неравномерно окрашенный или имеет недостаточный блеск, его отправляют на переплавку.

Следующие этапы – помывка, сушка и полировка. Некоторые промышленные производства применяют для шлифовки бисера лазерные установки, что, естественно, ещё больше повышает затратность изготовления. Бисер соответствующего качества покрывают специальными составами, улучшающими его внешний вид и качество.

Ведущие мировые производители бисера постоянно усовершенствуют известные технологии производства бисера для улучшения вида и качества этого декоративного продукта. Совсем недавно чешскими специалистами по изготовлению бисера был внедрён новый способ изготовления: они стали добавлять в расплавленное стекло глину или шпат. Так появилась новая разновидность бисера – фарфоровый бисер. Он отличается от стеклянного непрозрачностью, и имеет неповторимый блеск.

Таким образом, процесс изготовления известного бисера и применяемого мастерицами ещё много столетий назад, постоянно обновляется и усовершенствуется.

Бисер является прекрасным материалом для рукоделия, иногда используется в ювелирном деле, а в современное время бисеру придумывают всё новые и новые применения для украшения одежды, обуви и интерьера. Обычно бисер делают шарообразной или овальной формы. Бисер особого, цилиндрического, вида называется стеклярусом.

Добрейшего всем дня! Сегодня какая-то особенно ленивая пятница, вообще ничего не хочется делать. Уж не знаю, почему. Вроде бы и погода хорошая, и самочувствие в норме, но что-то вот такое ленивое настроение накатило. Поэтому не буду долго заморачиваться с темой, а приведу некоторые интересные факты из истории бисера, которые как-то мне попались вот тут .

Конечно же, в своей интерпретации и со своими комментариями, а также с отсылкой по проверенно надежным направлениям. Например, на канал ОКТАзнает моего любимого магазина ОКТАbeads.eu, хозяйка которого, Марина, - настоящий гуру в вопросах истории и технологии производства бисера. Она же сделала подробнейшую и интересную статью на Бисерном дайджесте со множеством фотографий процесса, тоже очень рекомендую к прочтению.

Возвращаемся к бисеру. Еще в самом начале существования этого канала одним из первых был выпуск "Бисер: что, где, какой?" , который был очень неслабо отредактирован благодаря упомянутой выше Марине. В той статье речь шла преимущественно о производителях, размерах и типах покрытий, в этом же предлагаю немного окунуться в историю создания этого волшебного материала для рукоделия.

На сайте, на который ведет самая первая ссылка, выложена вот такая история.

Наиболее известная легенда о появлении стекла приписывает его изобретение случайному эксперименту финикийских купцов. Везя с африканского континента соду, они неосторожно просыпали её рядом с обложенным камнями костровищем. Ночь была зябкой. Огонь пылал ярко. А среди ограждающих пламя камней оказался кварц и известняк. Они-то и вступили в термическую реакцию с содой. На утро отдохнувшие путники обнаружили у костра застывшие натёки неведомого доселе миру материала: твёрдого словно камень, прозрачного, точно слеза. А главное, способного в расплавленном виде вытягиваться в тончайшие трубочки, пригодные для нарезки крошечных бусинок.

Не знаю, насколько можно верить этой легенде. Мой скептически настроенный ум сразу начинает задавать множество вопросов. Откуда у финикийский купцов такие продвинутые познания в геологии, что они сумели из кучи булыжников определить именно задействованные в реакции кварц и известняк? Что они вообще могли знать о химии?

Сама химия как наука возникла, можно сказать, с появлением человека, поскольку его везде и всегда сопровождали какие-то реакции между разными материалами, которые люди в силу природной любознательности замечали и изучали. Но ведь на серьезном уровне химией занимались единицы, и уж точно эти редкие ученые не совмещали свою деятельность с ремеслом купца. В конце концов, прогоревший костер покрывается слоем золы и пепла, и зачем, спрашивается, копаться в золе сгоревшего костра?

Могу привести еще пару десятков вопросов, ставящих эту легенду под сомнение. Но тем, не менее, факт остается фактом: стекло было изобретено, а с ним - и бисер. И произошло это очень давно, поскольку древнейшие находки, сделанные на территории Индии и Египта, датируются I веком до н.э. То есть стеклодувное производство существовало уже тогда.

История этого материала так далека во времени, что изменялась не один раз в свете археологических открытий и всё ещё считается спорной. На первенство в стеклоделании претендуют Египет, Средиземноморье, Африка и Древняя Месопотамия. Образцы египетского стекла — это стеклянная глазурь на фаянсовых плитках пирамиды Джессера, время создания которой — XXVII век до н. э. Есть и ещё более ранние образчики — фаянсовые украшения возрастом около 5 000 лет.

А поскольку нашими предками двигала не только безудержная страсть к завоеваниям, но и любовь к прекрасному, производство красивых стеклышек перекочевало в Римскую империю, затем - в Византию, а оттуда уже разошлось по всей Европе. Наибольших успехов добились венецианские и богемские стеклодувы, до сих пор соревнующиеся между собой за звание лучших. Производство стекла развивалось и совершенствовалось. Применялись новейших технические приемы, проводились химические исследования и опыты, стекло и бисер становились все красивее, прочнее и интереснее.

Не могу удержаться и не сделать экскурс к современным вещам.

Ну вот и кто из них круче? Я лично не могу выбрать. А вместе вообще шикарный комплект получается, несмотря на то, что конкуренты)))

Но возвращаемся к истории. Если не вспоминать байку про костер, в котором чудесным образом сложились нужные пропорции песка, соды и известняка, то что нужно было для производства стекла в древности? Да как раз вот это все и нужно: кварцевый песок, он же диоксид кремния, кальцинированная сода или карбонат натрия по-научному, и известняк, который по сути представляет собой кальций. Подобная смесь называется шихта. Для тех, кто любит заморочиться - вот ссылка на расчет точных пропорций в зависимости от желаемого выхода стекла.

Но наши предки действовали преимущественно методом тыка, а также методом опытов, наблюдений и сделанных выводов. Шихта засыпалась в глиняные горшки с толстыми стенками, которые и тогда, и сейчас называются тигли, и раскалялась на огне. До появления плавильных печей этот процесс был долгим и изнурительным. На расплавку смеси требовалось много времени, много топлива для поддержания огня под тиглем, а для ускорения процесса привлекали рабов, которые обмахивали тигли опахалами, создавая таким образом наддув воздуха.

Особенность расплавленного стекла в том, что оно не только течет, но и тянется, создавая массу возможностей для воплощения различных творческих фантазий. И эту стадию тянучести наши предки пытались как можно больше растянуть, прошу прощения за тавтологию. Чтобы сделать мелкие бусины и бисер, шихту нередко недоваривали, и опытные мастера с ювелирной точностью наматывали тончайшую стеклянную нить на конский волос. После застывания ее разделяли на крошечные бисеринки.

Но это был высший пилотаж, а более распространенной являлась другая технология. Стеклянную нить наматывали на раскаленный медный стержень. Затем все сооружение опускали в воду. Стекло остывало мгновенно, а стержень - намного дольше, поэтому диаметр бусинок оставался таким же, как и был изначально. А после остывания и сопутствующего этого уменьшения диаметра стержня бусины легко с него соскальзывали.

Подобная технология сохранилась до нашего времени. Слыхали про крученый или навитой бисер ручной работы? Это он и есть. В промышленном производстве применяют другие способы, но в мелких мастерских очень часто следуют заветам предков в вопросах создания бисера и бусин.

А в производственных цехах сейчас используют совсем другую технологию. Она заключается в вытягивании стеклянных трубочек нужного цвета и диаметра. Затем специальная гильотина разрезает целый пучок этих трубочек на отдельные бисеринки. Впоследствии получившиеся кусочки стекла еще дополнительно обрабатывают, чтобы отшлифовать, сгладить острые края, получившиеся при разрезании, и удалить явный брак.

Просто? На первый взгляд, да. Но только на первый. Одна лишь стекольная масса способна подкинуть множество вопросов и задач. Стекло - достаточно капризный материал и требователен как к составу, так и к способам обработки, поэтому стеклодувные технологии продолжают развиваться и совершенствоваться. А благодаря этому мы, рукодельная братия, можем радоваться новым видам покрытий, форм и размеров бисера.

У каждого из крупных производителей бисера - своя технология его изготовления, секреты которой строго охраняются. Но все же кое-что общее есть. Обязательно используются высокотемпературные печи, работающие на газе или электричестве, с температурой плавления 700-1500 градусов Цельсия.

Везде можно увидеть станки для вытягивания стеклянных трубочек. Их конструкция может отличаться, но основная задача одинакова для всех. Агрегаты для создания отверстия в трубочках также имеется везде. По сведениям первоисточника, отверстие именно выдувается, а не высверливается или выпиливается, пока трубочка еще горячая и пластичная. И что-то не хотелось бы мне попасть под это узкий, как игла, но мощнейший поток воздуха. Боюсь, после этого в организме могут появиться незапланированные природой отверстия. Хотя, может быть, все не так и страшно, просто сдует)))

А вот в упомянутой выше статье на Бисерном дайджесте описан другой процесс изготовления трубочки - при помощи вставленного внутрь металлического стержня. Кто прав - первоисточник, Дайджест или оба, судить не берусь.

Естественно, трубочки надо нарезать, поэтому станки для резки также существуют на всех современных производствах бисера. Их программируют на различную длину, чтобы можно было делать не только бисер, но и рубку, и стеклярус любого размера.

Полученную массу надо обязательно отшлифовать, и делается это не по одной бисеринке вручную, а в специальных барабанах со шлифовальными составами.

Ну и уже упоминали про остающиеся острыми края. Частично эта проблема уходит при шлифовке, но лишь частично, в основном эта процедура направлена на придание внешнего блеска. Поэтому бисеринки дополнительно обрабатывают и придают необходимую форму.

Окраска бисера - отдельная и очень интересная тема. Красить можно как поверхность готового бисера, так и изначально придать нужный оттенок стекломассе.

Еще наши предки подметили, что при добавлении к шихте тех или иных веществ цвет и прозрачность готового стекла может меняться. Железо, кобальт, хром и ряд других элементов позволяют получить очень интересные цветовые эффекты. Поверхность прозрачных бисерин пращуры тоже окрашивали, в основном применяя для этого глазурь. Самые продвинутые мастера того времени брали трубочки разного диаметра, вставляли одну в другую и впаивали между ними тончайшую фольгу. Эта технология и сейчас применяется, хотя и в несколько другой форме. Чаще всего это просто напыление внутри бисерины или бусины. Так и получается красивый и любимый многими мастерами бисер "огонек".

Самым сложным цветом в производстве раньше был красный и его оттенки. Проблема заключается в температурной нестабильности красителей, которые необходимы для производства стекла этого цвета. Разница в несколько градусов могла очень заметно сказаться на получившемся оттенке, поэтому у красно-розового бисера было больше всего шансов не совпасть по оттенку с предыдущей партией. Но в настоящее время эта проблема решена. А более высокая цена на красный и розовый бисер объясняется тем что красителем в нем выступает не что иное, как золото.

Для каждого размера и формы бисера/бусин/риволи и т.д. варится свой оттенок. Это необходимо, чтобы линейка разных размеров имела один оттенок.

Технический прогресс коснулся не только количества и разнообразия цветов, но и привел к появлению множества неведомых ранее покрытий. Всевозможные оттенки и их сочетания, различные эффекты, включая свечение в темноте. Все это и многое другое можно найти, если внимательно изучить ассортимент бисера, которые есть сейчас на рынке. У каждого из современных масштабных производителей бисера варианты его форм, цветов и размеров уже сейчас исчисляются тысячами. А непрерывно развивающееся производство ежегодно предлагают всё новые интересные варианты, которые не остаются незамеченными.

P.S. Статья подкорректирована 18.09.2021 благодаря подсказкам уже не раз упомянутой добрым словом Марины Зеваевой. Мариночка, спасибо за ликбез!

Собственно, на этой позитивной ноте откланиваюсь и прощаюсь до понедельника. Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

Читайте также: