Русский балет в период отечественной войны 1812 года кратко

Обновлено: 02.07.2024

Когда зародился наш классический балет, кто стоял у его истоков и кому мы должны быть благодарны?

Всем известно, что "Окно в Европу прорубил" Петр I.

Говорят, что интерес к европейскому он унаследовал от своего отца Алексея Михайловича. Ведь именно при Алексее Михайловиче состоялось первое на Руси театральное представление. Это он распорядился устроить театр в Преображенском селе.

Русских актеров тогда не было и пригласили европейских. Но это был еще не балет, тогда между выходами актеров устраивали театральные танцы. Их назвали междусеньями (между сценами).

Идея эта понравилась, и было решено подобные театральные представления с танцами устраивать своими силами. Добавлю, что театр на Руси в то время был доступен только царской семье и нескольким приближенным. "Культура в народ" не пошла.

Интересно то, что первым учителем танцев в России стал военный!

Офицер инженерных войск Никола Лима . Никола получил образование во Франции, где танцы были обязательным предметом. В свою школу он набрал "мещанских детей", через два года у него было уже 20 учеников.

Петр I продолжает дело отца.

Учителем танцев он тогда определил голландского купца Якова Коккий . Царь узнал, что он и два его сына проходили науку "танцевания". Но Петр I, в отличие от своего отца, решил сделать эту забаву массовой.

Он приказал построить на Красной площади "театральную храмину". Дело не пошло, русский народ предпочитал свои русские пляски и, вскоре новый театр разобрали и все про него благополучно забыли.

Но Петр I не отказался от своей идеи – учить своих подданных танцу. Бальные танцы стали вводить в обязательную программу в учебных заведениях. В высшем свете это умение стало обязательным. Но школы танцев на официальном уровне еще не было.

А дальше история балета развивалась так.

В Петербурге открывают Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Будущих военных там обучали и танцам, танцмейстером в этой школе стал француз Жан-Батист Ланде .

Успех к танцорам Ланде пришел неожиданно. Как-то раз в Россию приехала балетная группа из Италии, и в качестве кордебалета задействовали кадетов Сухопутного корпуса.

Будущие офицеры были так великолепны в танце, что теперь их стали приглашать в дворцовые спектакли! Ясно, что никто из офицеров не думал продолжать карьеру танцовщика. И тогда Ланде решает создать школу, где готовили бы артистов для Придворного оперно-балетного театра. Это был 1737 год.

Он пишет императрице Анне Иоанновне:

Прошу вверить моим заботам двенадцать русских детей, шесть мужского и шесть женского пола, для составления балетов и театральных танцев комического и серьезного характера.

Так появилась Собственная Ея Величества танцевальная школа , которую сегодня мы знаем как Академию русского балета им. балерины и педагога А.Я. Вагановой.

Ланде тогда набрал 6 мальчиков и 6 девочек из "подлого" сословия. Аристократия не воспринимала всерьез этих танцоров, ведь как крестьянская дочь может быть утонченной балериной?

Но танцы становятся популярны. Появляются крепостные театры (тот же театр Шереметева известен всем).

В 1801 году возглавить Петербургскую балетную группу Российских императорских театров приглашают француза – Шарля Луи Дидло . Опять француз!

Когда зародился наш классический балет, кто стоял у его истоков и кому мы должны быть благодарны?

Всем известно, что "Окно в Европу прорубил" Петр I.

Говорят, что интерес к европейскому он унаследовал от своего отца Алексея Михайловича. Ведь именно при Алексее Михайловиче состоялось первое на Руси театральное представление. Это он распорядился устроить театр в Преображенском селе.

Русских актеров тогда не было и пригласили европейских. Но это был еще не балет, тогда между выходами актеров устраивали театральные танцы. Их назвали междусеньями (между сценами).

Идея эта понравилась, и было решено подобные театральные представления с танцами устраивать своими силами. Добавлю, что театр на Руси в то время был доступен только царской семье и нескольким приближенным. "Культура в народ" не пошла.

Интересно то, что первым учителем танцев в России стал военный!

Офицер инженерных войск Никола Лима . Никола получил образование во Франции, где танцы были обязательным предметом. В свою школу он набрал "мещанских детей", через два года у него было уже 20 учеников.

Петр I продолжает дело отца.

Учителем танцев он тогда определил голландского купца Якова Коккий . Царь узнал, что он и два его сына проходили науку "танцевания". Но Петр I, в отличие от своего отца, решил сделать эту забаву массовой.

Он приказал построить на Красной площади "театральную храмину". Дело не пошло, русский народ предпочитал свои русские пляски и, вскоре новый театр разобрали и все про него благополучно забыли.

Но Петр I не отказался от своей идеи – учить своих подданных танцу. Бальные танцы стали вводить в обязательную программу в учебных заведениях. В высшем свете это умение стало обязательным. Но школы танцев на официальном уровне еще не было.

А дальше история балета развивалась так.

В Петербурге открывают Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Будущих военных там обучали и танцам, танцмейстером в этой школе стал француз Жан-Батист Ланде .

Успех к танцорам Ланде пришел неожиданно. Как-то раз в Россию приехала балетная группа из Италии, и в качестве кордебалета задействовали кадетов Сухопутного корпуса.

Будущие офицеры были так великолепны в танце, что теперь их стали приглашать в дворцовые спектакли! Ясно, что никто из офицеров не думал продолжать карьеру танцовщика. И тогда Ланде решает создать школу, где готовили бы артистов для Придворного оперно-балетного театра. Это был 1737 год.

Он пишет императрице Анне Иоанновне:

Прошу вверить моим заботам двенадцать русских детей, шесть мужского и шесть женского пола, для составления балетов и театральных танцев комического и серьезного характера.

Так появилась Собственная Ея Величества танцевальная школа , которую сегодня мы знаем как Академию русского балета им. балерины и педагога А.Я. Вагановой.

Ланде тогда набрал 6 мальчиков и 6 девочек из "подлого" сословия. Аристократия не воспринимала всерьез этих танцоров, ведь как крестьянская дочь может быть утонченной балериной?

Но танцы становятся популярны. Появляются крепостные театры (тот же театр Шереметева известен всем).

В 1801 году возглавить Петербургскую балетную группу Российских императорских театров приглашают француза – Шарля Луи Дидло . Опять француз!

Феномен русского балета

Сегодня Россия — одна из немногих стран, где бережно сохраняют и развивают традиции классического балета, сложившиеся более чем за двухсотлетнюю историю интеграции иностранного танца в русскую культуру. Одна из главных ролей в становлении русской школы классического балета принадлежит Санкт-Петербургу.

На протяжении почти двух столетий в Петербурге формировалось балетное образование и его традиции. Первая балетная школа была основана в 1738 году французским танцмейстером Жаном Батистом Ланде в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны. С 1957 года она носит имя артистки балета, основоположника теории русского классического балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Школа представила миру таких артистов, как Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Вахтанг Чабукиани, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва и многие другие.

Становление


Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника

Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.

Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники. Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам. Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.



Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.

Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.


Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:





Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.


После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Новый русский балет

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.



Анна Павлова в образе умирающего лебедя


Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.


Великий Октябрь. Ветер перемен

Великий Октябрь 1917 года поставил перед балетом новые, трудные задачи. Приходящий на балет зритель желал видеть на сцене прогрессивные спектакли и воплощения современных идей.



Вахтанг Чабукиани создал особый стиль мужского танца, который живёт до сих пор. Он выявил в мужском танце волевую героическую сторону. Чабукиани обладал редкими природными балетными данными и виртуозной техникой, которые помогали с лёгкостью исполнять сложнейшие партии.


Балет во время Великой Отечественной войны

С наступлением Великой Отечественной войны творческая жизнь Ленинграда не ослабевала.

На сцене Театра им. Кирова в июне 1941 года прошли юбилейный вечер балерины Елены Люком и традиционный выпускной спектакль Хореографического училища, а также шли репетиции нового балета. Однако большая часть труппы театра была эвакуирована из Ленинграда в августе 1941 года в Пермь. Оставшиеся артисты оказали большое влияние на патриотическое настроение граждан и подъём их морального духа.

С начала войны большую часть актёрской жизни составляла военно-шефская работа: все артисты были сформированы в бригады и давали концерты на фронте и в госпиталях.

Послевоенные годы


В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.

Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.

Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.

Феномен русского балета

Сегодня Россия — одна из немногих стран, где бережно сохраняют и развивают традиции классического балета, сложившиеся более чем за двухсотлетнюю историю интеграции иностранного танца в русскую культуру. Одна из главных ролей в становлении русской школы классического балета принадлежит Санкт-Петербургу.

На протяжении почти двух столетий в Петербурге формировалось балетное образование и его традиции. Первая балетная школа была основана в 1738 году французским танцмейстером Жаном Батистом Ланде в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны. С 1957 года она носит имя артистки балета, основоположника теории русского классического балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Школа представила миру таких артистов, как Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Вахтанг Чабукиани, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва и многие другие.

Становление


Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника

Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.

Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники. Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам. Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.



Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.

Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.


Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:





Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.


После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Новый русский балет

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.



Анна Павлова в образе умирающего лебедя


Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.


Великий Октябрь. Ветер перемен

Великий Октябрь 1917 года поставил перед балетом новые, трудные задачи. Приходящий на балет зритель желал видеть на сцене прогрессивные спектакли и воплощения современных идей.



Вахтанг Чабукиани создал особый стиль мужского танца, который живёт до сих пор. Он выявил в мужском танце волевую героическую сторону. Чабукиани обладал редкими природными балетными данными и виртуозной техникой, которые помогали с лёгкостью исполнять сложнейшие партии.


Балет во время Великой Отечественной войны

С наступлением Великой Отечественной войны творческая жизнь Ленинграда не ослабевала.

На сцене Театра им. Кирова в июне 1941 года прошли юбилейный вечер балерины Елены Люком и традиционный выпускной спектакль Хореографического училища, а также шли репетиции нового балета. Однако большая часть труппы театра была эвакуирована из Ленинграда в августе 1941 года в Пермь. Оставшиеся артисты оказали большое влияние на патриотическое настроение граждан и подъём их морального духа.

С начала войны большую часть актёрской жизни составляла военно-шефская работа: все артисты были сформированы в бригады и давали концерты на фронте и в госпиталях.

Послевоенные годы


В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.

Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.

Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.

Читайте также: