Профессиональная коммуникация юриста кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема № 3 Профессиональное общение юристов
Закирова Татьяна Ивановна
доцент кафедры психологии и педагогики
кандидат педагогических наук

Учебные вопросы
Деловое общение в юридической деятельности
Виды делового общения
Этапы общения
Формы делового общения (устная, письменная)
Приемы повышения делового общения

Общение
это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Вид деятельности предполагает возникновение делового общения, при котором стороны выступают в формальных (официальных) статусах. Деловое общение определяет нормы и стандарты поведения людей.
Основную часть делового общения составляет служебное общение, которое определяет взаимодействие людей в различных фирмах, организациях в рабочее время.
На практике принято различать официальное (телефонный разговор, доклад начальнику о проделанной за отчетный период работе, выступление на совещании) и неофициальное общение (в неформальной обстановке).
Особенностью официального общения является строгий, документальный деловой язык.

Факторы общения
Объективные факторы – это социально-психологические условия, обстановка, в которой происходит общение.
Субъективные факторы – уровень подготовленности к общению (умение слушать, понимать и задавать вопросы и т.д.).

Характеристики делового общения

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета: правила приветствия и представления, нормы поведения, нормы речевого этикета; ограниченность определенными временными рамками.
Строгое соблюдение участниками общения ролевого амплуа.
В процессе общения приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия. Это необходимо учитывать и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой.
Строгое соблюдение языковых средств
Не допускается в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, использование просторечных слов, нежелательно использование слов ограниченной сферы употребления (архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов).

установление контакта с участниками общения (формируется впечатление о партнере);
ориентация в ситуации (необходимо понять цели и мотивы поведения партнеров, их установки и ожидания, определить стратегию и тактику ведения общения);
обсуждение вопроса и принятие решения (обоснование каждой стороной своей позиции, преодоление разногласий по какому-либо поводу, устранение конфликтной ситуации);
выход из контакта (независимо от результатов стороны должны показать свое расположение друг к другу, желание сотрудничать в дальнейшем).

Формы общения:
деловые беседы, переговоры, встречи; публичные выступления, выступления по радио, телевидению, в печати; общение в служебном коллективе с руководителем и коллегами; совещания, собрания, заседания, конференции; деловая переписка, резолюции; организационно-техническое общение (компьютер, факс, телефон)

Виды общения
Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению. Беседе свойственна теснота контактов, непосредственность общения, обязательность обратной связи.

Деловая беседа по телефону

Приемы повышения эффективности общения (техники общения):

Основными целями воздействия в управлении общения являются: вербальное воздействие (мысли, слова – 7%), голосовое воздействие (громкость, интонация, ритм, темп – 38%), поведенческое воздействие (движения, жесты, мимика, позы – 55%), внушающее воздействие (имидж, стиль поведения, специальные приемы –дополнение).

критерии успешно общающегося человека
осознание цели и целенаправленность в действиях,
гибкость и внимательность,
экологичность взаимоотношений с общающимся объектом, (экология – забота о сохранении целостности взаимоотношений между собеседниками),
использовать отработанные и проверенные опытом приемы, методы, средства прямого воздействия, хорошо работающие психологические механизмы (вербальные, голосовые, поведенческие, суггестивные (суггестивность в переводе с лат. – внушение, намек ).

Письменное общение (ведение деловой переписки)
Служебные документы, как правило, строго формализованы. Они требуют лаконичности, четкости, односложности языка, не должны быть перегружены словами, ненужными оборотами.

Документ – это деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих норм и правил, имеющая юридическую силу.
Виды документов:
Организационно-распорядительные
Справочно-информационные документы
Документы по личному составу

организационно-распорядительные документов
Уставы, положения, инструкции, приказы, решения, распоряжения – придание юридической силы тому или иному действию руководителя.
В связи с этим язык и стиль этого типа документации отличается жесткой регламентированностью, стандартизацией языковых моделей.

Справочно-информационные и справочно-аналитические документы
Акты, справки, протоколы, ведомости, служебные записки, аналитические записки, обзорные записки,
Заявления (заявление-просьба (ходатайство), заявление-жалоба, заявление-объяснение, заявление-констатация).
Особенность официальных бумаг этого типа состоит в том, что это документы, идущие снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения.

Требования, предъявляемые к документам
однозначность используемых слов и терминов;
нейтральный тон изложения;
соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм, обеспечивающих точность и ясность изложения;
смысловая достаточность и лаконичность текста

Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию, регламентируется специальными законами Российской Федерации и другими нормативными актами.

Конфиденциальная информация
– это документированная информация, содержащая коммерческую тайну, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общая характеристика коммерческой тайны, условий, при которых информация организации может быть отнесена к конфиденциальной, дана в Гражданском кодексе РФ, в статье 139, где записано, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Защита конфиденциальной информации
Основная цель защиты конфиденциальной информации состоит в том, чтобы предотвратить ее утечку и овладение этой информацией конкурентами.
Для ограничения доступа к информации, относимой к коммерческой тайне, необходимо, прежде всего, приказом руководителя утвердить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну данной организации, и довести его до сведения лиц, допущенных к этой информации.

Защита конфиденциальной информации
Второй этап – обеспечение режима коммерческой тайны, включающего в себя разработку нормативно-методических документов организации по защите коммерческой тайны (КТ): это и инструкция по конфиденциальному делопроизводству, и положение о службе безопасности, и памятка о сохранении коммерческой тайны, и должностные инструкции сотрудников, допущенных к конфиденциальным сведениям.

Построение в нашей стране правового государства, формирование гражданского общества значительно повысили роль права. Сегодня трудно найти сферу социальной жизни, которая могла бы обойтись без юристов.

В зависимости от содержания выделяются основные виды юридической работы: правосудие; прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность); совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Перечисленным видам юридической работы соответствуют и юридические специальности: следователь, прокурор, судья, адвокат, нотариус, юрисконсульт. Юридическая работа – это очень сложная и многоплановая деятельность. Ее содержание определяется необходимостью, с одной стороны, охраны закрепленных Конституцией РФ прав граждан, а с другой стороны, обеспечения неукоснительного соблюдения каждым лицом правовых норм, решительной борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения и противоправными действиями.

Психологи определяют общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека.

Рассматривая общение как самостоятельный процесс взаимодействия с целью реализации других видов деятельности, исследователи выделяют основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

2) регулятивно-коммуникативную (взаимная корректировка действий в процессе совместной деятельности);

3) аффективно-коммуникативную (передача эмоционального отношения).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Коммуникации

Коммуникации ПочтаПочтовая служба Италии медленная, ненадежная и дорогая. Марки (Francobolli) продаются в почтовых отделениях и табачных киосках (tabaccherie), которые помечены большой белой буквой Т на черном фоне. Местные письма доходят до другого итальянского города за пять-семь

8.14 Женщины профессиональные убийцы

8.14 Женщины профессиональные убийцы Командир женского взвода коммандос инструктирует личный состав: – Взвод, слушай вводную. Противник заявляет, что наша пятнистая форма вас полнит… (Вдогонку) Эй, пленных расстреливать, а не кастрировать! Анекдот Стоит включить

Профессиональные татуировки

Профессиональные татуировки Такие нательные рисунки являлись символами той или иной профессии или рода занятий. Кроме того, они указывают на преданность человека избранному делу. Летчики часто изображают самолет, а моряки — якоря или

Профессиональные паразиты

Профессиональные паразиты Ещё две группы протист, ранее относившихся к царству животных, – споровики и книдоспоридии – ведут исключительно паразитический образ жизни. Мы расскажем здесь только о некоторых споровиках. К споровикам относятся завоевавшие мрачную славу

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФОТОПЛЕНКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФОТОПЛЕНКИ Профессиональные пленки отличает пониженный контраст, за исключением специальных случаев. Фотографическая широта у них небольшая и требует точного экспонирования. Эти пленки нуждаются в как можно более быстрой проявке после съемки.

Глава 19 Профессиональные лидеры

Глава 19 Профессиональные лидеры Тема лидерства сейчас очень популярна. "Нам хотелось бы провести семинар о том, как человеку обрести харизму", — попросил меня по телефону вице-президент по кадрам одного крупного банка. Сказано это было совершенно серьезно.Нет недостатка

ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

СОВЕТЫ ЮРИСТА

СОВЕТЫ ЮРИСТА Будь вежлив с каждым. Никогда не известно, кто попадет в число двенадцати присяжных. NNБудь честен время от времени, и у тебя будет превосходное алиби. Андре ПревоДАЖЕ В САМОМ ПЛОХОМ ЧЕЛОВЕКЕ МОЖНО НАЙТИ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ, ЕСЛИ ЕГО

Коммуникации

Коммуникации ПочтаПочтовая служба Италии медленная, ненадежная и дорогая. Марки (Francobolli) продаются в почтовых отделениях и табачных киосках (tabaccherie), которые помечены большой белой буквой Т на черном фоне. Местные письма доходят до другого итальянского города за пять-семь

Коммуникации

Коммуникации ПочтаПочтовая служба Италии медленная, ненадежная и дорогая. Марки (Francobolli) продаются в почтовых отделениях и табачных киосках (tabaccherie), которые помечены большой белой буквой Т на черном фоне. Местные письма доходят до другого итальянского города за пять-семь

Одной из особенностей юридической деятельности является то, что значительную часть в ее структуре занимает общение. Профессиональное общение входит в число обязательных компонентов психологической структуры юридической деятельности.

Если мы снова обратимся к опыту А. Даллеса, то относительно профессионально важных качеств разведчика (как представителя субъект-субъектной деятельности) он выделяет следующие качества:

— хорошо разбираться в людях;

— уметь ладить с людьми в тяжелых условиях;

— научиться отличать факты от вымыслов;

— уметь отличать существенное от несущественного;

— быть человеком весьма изобретательным;

— уделять надлежащее внимание деталям;

— обладать способностью выражать свои мысли ясно, кратко и, что весьма важно, интересно;

— знать, когда следует хранить молчание.

Естественно, что успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить коммуникативные процессы.

Под общением в психологии понимается процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении [1].

В обыденной жизни существует много поводов для общения. Но все они могут быть условно разделены на две основные категории: информационное и целевое.

В первом случае люди общаются для того, чтобы обменяться информацией, получить удовольствие от общения. Типичные примеры — это разговоры в гостях, в кругу друзей или родственников.

Целевое общение, в отличие от первого варианта, всегда направлено на достижение какого-то результата, на решение задачи и, как правило, связано с реализацией профессиональной деятельности. Соответственно, профессиональное общение — это всегда общение целевое. Кроме того, профессиональное общение предполагает высокий уровень ответственности за достижение или недостижение профессионально значимых целей.

Таким образом, профессиональное общение мы можем определить как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию. Субъектами профессионального общения в нашем случае являются юрист и лицо, включенное в сферу его профессиональных интересов.

Под прямым контактом понимается общение, которое осуществляется непосредственно между его участниками. Как правило, это речевое общение. Под опосредованным контактом понимаются отношения, предполагающие непрямое взаимодействие. В первую очередь это общение при помощи письменной речи, с использованием средств коммуникации и т. п.

Средствами общения являются вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика, позы и т. п.) каналы информации.

Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их достижение или недостижение свидетельствует об уровне профессионализма юриста, о качестве выполнения им своих служебных функций.

Ответственность за реализацию профессионально значимых целей может быть как внешней, например административной (оценка руководства) и нести за собой определенные санкции, так и внутренней (психологической) — как самооценка, которая влечет за собой повышение или понижение психологического комфорта, уверенности в себе, уровня притязаний и т. п. В любом случае осознание ответственности за результаты общения предполагает контроль за его ходом, что требует определенной психологической подготовки.

Сложность контроля за ходом профессионального общения связана и с его другими характеристиками. Эти характеристики являются общими для всех профессионалов, работающих в сфере юридической деятельности. Они дополняют и расширяют характеристики, связанные с понятием оперативности в деятельности юриста и рассмотренные выше характеристики юридической деятельности. Точнее, можно сказать, что характеристики профессионального общения вплетены в юридическую деятельность, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время профессиональное общение является ядром, системообразующим фактором юридической деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА

Нормативная регламентация. Деятельность юриста довольно четко регламентирована различными нормативными документами. Нормативные рамки, в которых юрист осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения и общения. С одной стороны, нормативная регламентация облегчает процесс общения, структурирует его, определяет социальные роли, права и обязанности участников. С другой стороны, эта характеристика выступает не только как фактор позитивно развивающий, дисциплинирующий юриста, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что деятельность, жестко регламентированная правовыми нормами, требует от юриста постоянного контроля за своими действиями, заставляет принимать решения в четко определенные сроки. Все это предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.) и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.

Властный характер профессиональных полномочий. Данная характеристика вытекает из предыдущей, поскольку Закон наделяет юриста (особенно представителя государственной службы) достаточно широкими властными полномочиями.

Вынужденный характер общения. Ситуации профессионального общения юриста носят в основном вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с юридическими проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого юриста. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен юристу по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации или выгодным клиентом, юрист просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.

Повышенная стрессогенность. Профессиональная деятельность юриста в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формой такого противодействия может быть неправомерное воздействие на юриста, носящее как явный, так и замаскированный характер. Кроме того, самостоятельный стрессовый фон создает и сам по себе конфликтный характер юридической деятельности.

Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

[1] См.: Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. С. 62.

[2] О психотехнике в данном подходе см.: Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л., 1948; Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. Л.-М., 1967; Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988; о разработке этой проблемы в системе правоохранительных органов см.: Носков В.А. Психотехника общения. Н. Новгород, 1997.


Аннотация
Общение как основа любой человеческой деятельности играет важную роль в профессиональном становлении личности будущего специалиста. Знание основных закономерностей процесса общения, понимание его сущности, владение навыками коммуникации, умение применять их обуславливают результат профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность юриста имеет свою специфику, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на деловое профессиональное общение. В связи с этим, уже на стадии подготовки будущих специалистов необходимо уделять особое внимание формированию и развитию коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.


Abstract
Communication as the basis of any human activity plays an important role in professional formation of the future specialist. The knowledge of the main regularities of a process of communication, understanding of its essence, possession of skills of communication, ability to apply them cause result of professional activity.
Lawyer’s professional activity has its own specificity that, in turn, marks an imprint on business professional communication. In this regard, at a stage of training of future lawyers it is necessary to pay special attention to formation and development of communicative competence of students of law departments.

Роль общения в жизни человека неоценима. Это неотъемлемая часть его деятельности, одно из условий существования и успешной социализации в обществе. Общение – не только источник получения необходимой информации, но и способ выражения собственных мыслей. За счет коммуникации происходит формирование и развитие личности. Общаясь, человек расширяет свой кругозор, способен выражать свои эмоции, переживания, может поделиться мыслями, идеями, планами на будущее.

Процесс общения подразумевает межличностное взаимодействие, в котором двое и более человек вступают в контакт друг с другом. При таком взаимодействии происходит передача и обмен информацией. Участники общения получают новые знания, опыт, приобретают необходимые навыки и умения.

Нельзя говорить о процессе общения только, как о речевом акте. Общение может быть вербальным и невербальным. Средства невербальной коммуникации также являются важным способом для получения нужной информации. Считается, что человек получает основной объем информации через взгляды, жесты, мимику, и лишь 8 % в процессе речевого общения [1, c. 12-17]. Использование этих средств способствует более четкому пониманию, восприятию ситуации, помогает вовремя адаптироваться, отреагировать на действия партнера по общению.

Что касается, профессиональной деятельности человека, то общение в этой сфере является одним из главных условий, обеспечивающих ее успешность. Психологи отмечают, что 15 % делового успеха составляют профессиональные знания специалиста, а остальные 85 % – способность и умение общаться [2]. Таким образом, общение оказывает огромное влияние на профессиональную деятельность человека. С учетом этих данных нужно помнить, что существуют профессии, в которых коммуникация является основной составляющей рабочего процесса.

С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев рассматривают деятельность в отрыве от психического состояния субъекта. Согласно их теории, деятельность тесно связана с потребностью и мотивом и возникает при их актуализации. Потребность относится к внутреннему психическому состоянию человека, а мотив и деятельность – это внешнее проявление психики субъекта [4].

Л.Б. Ительсон в своих работах дает определение деятельности как внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека [5].

Все определения, так или иначе, указывают на то, что деятельность связывает человека с внешним миром. Сама по себе деятельность является сложным психическим процессом. Это цепь последовательно совершающихся действий, в которой структурная составляющая – отдельное действие. Каждая такая операция направлена на выполнение определенной задачи, а в целом – на реализацию цели. Именно цель определяет вид деятельности. В настоящее время ученые-психологи относят к основным видам деятельности игровую, учебную и трудовую деятельность. Трудовая деятельность направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, на создание общественно полезных продуктов, ценностей. Это ведущая, социально значимая деятельность человека, выполнение которой требует от человека специальных знаний, навыков и умений. Но, как было сказано выше, успех в профессиональной сфере во многом зависит от степени, уровня развития коммуникативных умений у специалиста. Коммуникативная деятельность является основой профессиональной деятельности и напрямую влияет на ее результат.

Коммуникативная деятельность – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [7].

Субъектом коммуникативной деятельности может быть отдельная личность или группа людей.

Коммуникативная деятельность личности рассматривается в единстве трех уровней:

- общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности,

- общение с группой (коллективом) – как личностно-групповой,

- общение с массой – личностно-массовый.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева коммуникативная деятельность, состоит из следующих структурных компонентов [9]:

Предмет коммуникативной деятельности – человек, партнер по общению;

Потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

Коммуникативные мотивы это то, ради чего предпринимается общение;

Действия общения это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);

Задачи общения это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

Средства общения это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

Продукт общения это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Также в процессе общения выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми;

- перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения представляет собой процесс непосредственного обмена информацией между участниками общения. Данный процесс проходит в двух основных формах: вербальной и невербальной.

1. Вербальная коммуникация – устная словесная коммуникация. Этот вид коммуникации предполагает использование речи, как средства обмена информацией. Речь, являясь важнейшим достижением человечества за всю историю его существования, органично переплетается с другими видами деятельности человека. Помимо того, что речь отличает человека от животных, она также является индивидуальной особенностью каждого человека, отражает его социально-психологическое состояние, мышление, отношение к действительности. Речевое общение, как и любая другая активность человека целенаправленно. Каждое высказывание имеет свой мотив, цель.

2. Невербальная коммуникация – процесс передачи информации с помощью жестов, взглядов, выражения лица. К невербальным символам, знакам, используемым для передачи информации, также можно отнести позы участников общения, их положение в пространстве, темп речи, паузы, интонация, тембр голоса. Все эти сигналы сопровождают речевое высказывание, помогая более точно определять смысл передаваемой информации. По выражению лица, по тону высказываний, по движениям можно определить эмоциональное состояние собеседника, готовность к беседе, понять, заинтересован ли он в продолжении разговора.

Ученые считают, что общение не может быть полным, эффективным без использования средств невербальной коммуникации. Их основная ценность состоит в том, что все эти сигналы, знаки по своей природе бессознательны, спонтанны, а значит, указывают на реальное отношение собеседников к ситуации общения, в то время как речевое общение является полностью сознательным, контролируемым актом.

Перцептивная сторона общения представляет процесс восприятия партнерами по общению друг друга и как результат установление взаимопонимания. Перцепция очень важна в коммуникации, поскольку от того, какое впечатление сложится у собеседников друг о друге, зависит эффективность самого общения. При восприятии собеседника, оценке его поведения у человека также формируется представление и о самом себе.

Межличностная перцепция осуществляется разными способами, к одним из которых можно отнести идентификацию (попытку поставить себя на место собеседника). Такой простой, довольно часто использующийся прием помогает составить предположение о внутреннем состоянии человека.

Еще одним способом познания другого человека является эмпатия. Это также довольно распространенный способ познания другого человека. Однако если при идентификации человек сознательно пытается осмыслить проблемы партнера по общению, то при эмпатии он стремится эмоционально откликнуться на проблему. Эмпатия ведет к изменению сознания человека, позволяет мыслить и действовать с позиции собеседника. Таким образом, эмпатия представляет собой сознательное, целенаправленное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Умение слушать и слышать человека, чутко реагировать на изменение эмоционального состояния собеседника очень важно в профессиональной коммуникации.

Идентификацию, эмпатию и рефлексию относят к основным механизмам перцептивной стороны общения. Общение не может быть сведено сугубо к передаче и обмену информацией, обязательно должна иметь место так называемая обратная связь, т.е. получение субъектами общения информации о результатах взаимодействия, осознание того, что партнер по общению понимает информацию, которую ему сообщили, и способен воспринимать своего собеседника.

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии участников общения, т.е. в последовательном обмене развернутыми во времени реакциями людей на действия друг друга. Поступок одного участника общения меняет поведение другого участника, вызывает с его стороны ответную реакцию, которая, в свою очередь, оказывает влияние на поведение первого участника. Интерактивная сторона общения характеризует общение как совместную деятельность, направленную на достижение общих целей, результатов и зависит от знания самого себя, партнеров по общению, адекватной оценки и самооценки, а также от умения контролировать свое поведение.

Важную роль в интерактивном общении играют люди, способные выступать в роли организаторов общения. Таких людей обычно называют лидерами группы. Они инициируют общение, могут влиять на ход общения, на действия собеседника, и, соответственно, предугадывать дальнейшее поведение.

Таким образом, мы видим, что коммуникативная деятельность представляет довольно сложный психический процесс, и потому, знание основ этой деятельности, владение навыками коммуникации, умение применять их в деле, значительно улучшают результаты профессиональной деятельности специалиста.

В профессиональной деятельности юристов общение также выполняет одну из самых важных функций. От того, насколько эффективно общение, зависит результат профессиональной деятельности юриста. Отношение к общению как к необходимой составляющей профессиональной деятельности, знание и использование основ коммуникативной деятельности на практике влияют на эффективность деятельности такого специалиста.

Как и каждому виду коммуникативной деятельности, профессиональному общению юриста присущи свои отличительные особенности.

Во-первых, профессиональное общение юристов носит официальный характер. Такое общение строго регламентировано, имеет определенные рамки, ограничения, установленные законом. Это в значительной степени влияет на самих участников общения. Зачастую специалисту такого профиля не приходится выбирать, с кем общаться, поскольку клиенты могут относиться к разным социальным, возрастным, национальным группам. С другой стороны, юрист наделен некоторыми властными полномочиями и может оказывать психологическое воздействие на своего собеседника.

Во-вторых, поводы для вступления в общение довольно специфичны и отличаются от других видов коммуникации. В основном они сводятся к работе с правонарушителями, подозреваемыми, свидетелями и проходят в сложных условиях. Это обстоятельство определяет саму ситуацию, поведение ее участников. Ситуация общения может стать конфликтной, так как цели, которые преследует каждая из сторон могут кардинально отличаться. При этом психическое, эмоциональное состояние участников постоянно меняется. Часто им присуще нервное напряжение, агрессия.

По этой причине умение установить контакт с собеседником, выстроить доверительные отношения в ходе беседы, определенную линию поведения становится необходимым личностным качеством в работе юриста.

В-третьих, по характеру разрешаемых задач работа юриста сводится к получению нужной информации. Количество таких задач в одном акте общения может быть неограниченным.

Таким образом, мы видим, что деятельность юриста довольно сложна, и коммуникация в ней играет важную роль.

Профессиональная коммуникация в деятельности юриста имеет свою структуру и состоит из нескольких этапов:

Стоит отметить, что профессиональное общение юристов не сводится лишь к контактам с участниками правонарушения. Они могут вступать в контакт с представителями различных категорий граждан. Это могут быть должностные лица, руководители, простые служащие, работники, коллеги. В данном случае принято говорить о непроцессуальном общении. В основе такого вида общения лежат общепринятые нормы поведения в обществе: речевой этикет, устойчивые выражения. Например, общение с коллегами по работе можно назвать непроцессуальным общением. Такое общение происходит в рамках профессиональной деятельности, но имеет совершенно иные цели и задачи.

Исходя из особенностей профессиональной деятельности юриста, выделим те коммуникативные качества и умения, которыми должен обладать данный специалист:

- способность установить и поддержать психологический контакт с собеседником;

- умение преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;

- способность верно оценивать сложившуюся ситуацию общения, собеседника, его личность, поведение;

- владение вербальными и невербальными средствами общения: развитая культура речи, характеризующаяся правильностью, четкостью, выразительностью, убедительностью, свободное владение навыками письменной коммуникации;

- внимательное и уважительное отношение к собеседнику, вежливость, тактичность, умение слушать партнера по общению, способность к эмпатии;

- умение адекватно оценивать собственное поведение в ситуации общения.

Также мы считаем важным указать на те качества, которые затрудняют общение, снижают результат. К ним относятся:

- стремление к доминированию в общении, навязывание своей точки зрения,

- завышенная самооценка, предвзятое отношение к собеседнику,

- низкий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения.

Человек с эмоционально неустойчивой психикой, агрессивный, либо стремящийся влиять на своего собеседника, его решения, не способен оказывать профессиональные услуги и квалифицированную помощь. Также, если специалист не владеет элементарными навыками профессионального общения, то результаты его работы нельзя назвать удовлетворительными. В работе юриста очень важно знание не только правовых норм, но и норм речевого этикета. Знание этих правил и умение применять их в своей деятельности во многом определяют успех работы данного специалиста. Поэтому уже на стадии подготовки будущих юристов стоит обратить особое внимание на формирование и развитие уровня коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Под культурой делового (профессионального) общения следует понимать высокий уровень умения общаться в профессиональной сфере, что предполагает:

1. высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить и слушать;

2. умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера;

3. умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов [3].

Высокая коммуникативная культура означает прежде всего высокую культуру речи, т.е. умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Остановимся на специфике речи в условиях беседы юриста с посетителем юридической клиники. Безупречное владение языком и развитые навыки речи обеспечивают объективность и достоверность исследования проблемы, а в дальнейшем и правильное консультирование; доступность речи юриста. Это очень важно. Ведь если даже юрист правильно понимает слова посетителя, иногда достаточно одного неточного или неумело поставленного вопроса, чтобы беседа пошла по неправильному пути. Также развитые речевые навыки и умения позволяют установить с собеседником живой психологический контакт, возбудить в нем доверие: для этой цели юрист может и должен уметь выбирать для собеседников разного пола, возраста, образования, социальной принадлежности разные слова, по-разному строить речь, уметь говорить с каждым на его языке. Развитые речевые навыки существенны и для профессиональной деятельности юриста в целом. Они способствуют четкости и ясности мышления [4].

Какие же особенности речи юристу следует развивать в связи со сказанным? Прежде всего необходимо обогащать свой словарный запас с учетом стилистической принадлежности слова, что поможет овладеть умением в каждой ситуации выбирать то слово, которое уместно и необходимо. Также важно овладеть умением адекватно понимать речь собеседника, т.е. умением услышать в речи то, что хотел вложить в нее говорящий, а не то, что имел в виду юрист, употребляя те же слова и выражения.

Вот какие советы эффективного слушания дают специалисты:

1. Чтобы лучше понять собеседника, его мысли и чувства, необходимо заранее настроиться на то, что разговор с ним будет полезен и приятен, то есть нужна установка одобрения. Она проявляется в положительном отношении к собеседнику, даже если он вам несимпатичен. Доброжелательное отношение со стороны слушающего приводит любого человека в спокойное состояние, при котором ему легче выражать свои мысли, быть более откровенным.

2. Нужно уметь также сосредоточиться на теме разговора, забыть о своих проблемах, следить за ходом мысли собеседника. Когда становится ясно, о чем собеседник хочет сказать, возникает соблазн перебить его или отдаться течению собственных мыслей. Чтобы этого не произошло, используйте высвободившееся время, попробуйте определить приоритетный канал восприятия говорящего. Попытайтесь понять, искренен ли собеседник, что кроется за его информацией, можно ли ей доверять и т.д. Понаблюдайте за жестами, мимикой, выражением лица партнера. Они дополняют, а нередко и проясняют смысл сказанного.

3. В полученной информации следует выделять главное, самое существенное и отсеивать не относящееся к делу.

Культура профессионального общения означает также умение создать благоприятную атмосферу разговора, способствующую взаимопониманию и взаимодействию, а для этого необходимо знать и соблюдать этикет и, в том числе, речевой этикет – это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий- близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный.

Важнейшие требования этики профессионального общения: честность, порядочность, терпимость, тактичность, справедливость, требовательность к себе, принципиальность и уважение к мнению другого.




Таким образом, в ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт. Общение для юриста в ряде случаев является особым, самостоятельным видом профессиональной деятельности, поэтому свободное владение навыками общения рассматривается как профессионально важное качество личности правоведа. Чтобы профессиональное общение было максимально эффективным, юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Примечания:

1. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 229.

2. Практическая психология для менеджеров. М.: ИИД "Филинъ", 1996. С. 130.

3. Баева О. А.Ораторское искусство и деловое общение. М., 2007.

5. Подробнее: Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2007.

Читайте также: