Правительство в великобритании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современная система Кабинета была установлена Ллойд-Джорджем, когда тот был Премьер-министром в 1916—1922, с Офисом Кабинета и секретариатом, структурой комитетов, встречами (Minutes) и более чёткими отношениями с министрами департаментов. Это было следствием Первой мировой войны, когда решения надо было принимать быстрее и более согласовано.

Эта централизация неизбежно повысила полномочия Премьер-министра с первого среди равных в кабинете Асквита 1906, до уровня доминирующих фигур Ллойд Джорджа, Болдуина и Черчилля.

Содержание

История

Традиционно монарх был лидером кабинета. Глава Правительства был нужен лишь для исполнения решений и политики монарха. Министры были лишь слугами, проводившими (ministered) волю монарха. Традиционный Кабинет средневековой Англии состоял из:

  • Хозяйство:
    • Дворецкий
    • Казначей
    • Хранитель Тайной печати
    • Церемониймейстер
    • Гардеробщик
    • Суд:
    • Канцлер
    • Прошения общин
    • Казначейство
    • Королевская скамья
    • Войска:
      • Маршал
      • Констебль
      • Адмирал

      Заседания Кабинета

      Кабинет министров собирается на регулярной основе, как правило, еженедельно по вторник утром, [необходимо цитирование] notionally для обсуждения наиболее важных вопросов государственной политики, и принимать решения. На протяжении длительного периода времени, кабинета министров встретился в четверг, и это было только после того, назначение Гордона Брауна премьер-министром о том, что в день заседания был включен до вторника. [Цитата необходимы] продолжительность совещаний в зависимости от стиля Премьер-министр и политические условия, но сегодня заседания может быть всего 30 минут, что свидетельствует о ратификации решений, принятых в комитете, в неформальных группах, или в двусторонних переговоров между премьер-министра и отдельных департаментов Кабинета коллег, с обсуждением Кабинет министров в себя несколько ограничена.

      Отношения с Парламентом

      В Соединенном Королевстве существуют две ключевых конституционных конвенции, касающихся ответственности кабинета перед парламентом, коллективная ответственность кабинета министров и отдельных министров.

      Это вытекает из того факта, члены кабинета министров являются членами парламента, и, следовательно, подотчетны ему, потому что парламент обладает верховенством. Коллективная ответственность кабинета означает, что члены кабинета министров принимают решения коллективно, и поэтому ответственность за последствия этих решений несут на коллективной основе.

      Вопросы могут быть представлены в Кабинет министров, ни в палате парламента (процесс, называемый запрос в политической науке), который может быть либо на письменные или устные ответы. Кабинет министров должен ответить на них, либо сами, либо через заместителей. Письменные ответы, которые, как правило, более конкретными и подробными, чем устные вопросы, как правило, написанных гражданского служащего. Ответы на письменные и устные вопросы публикуются в парламенте. Парламент не может уволить отдельных министров (хотя члены, конечно, может призвать к их отставке), но Палата Общин имеет возможность определять судьбу всего правительства. В случае вотума недоверия правительству пропуска, а затем королева будет стремиться восстановить доверие либо роспуск парламента и выборы нового, или путем присоединения к отставке всего правительства ее коллективно.

      В Соединенном Королевстве в парламентской системе, исполнительная власть не отделена от законодательной власти, поскольку члены кабинета взяты из парламента. Кроме того, исполнительная, как правило, доминируют в законодательный орган по нескольким причинам:

      • Первого пришедшего к финишу системы голосования (которое, как правило, уделить значительное большинство в правящей партии)
      • Власть правительства кнутами (чья роль заключается в том, чтобы обеспечить членов партии голосовать в соответствии с согласованной линией)
      • "Заработной платы голосования" (термин, который ссылается на тот факт, что члены парламента от правящей партии будет желание быть назначен на руководящую должность, а затем на заработную плату правительства).
      • Коллективная ответственность министров свидетельствует о том, что члены правительства должны проголосовать с правительством по взбитыми голосов, или же подать в отставку свою позицию.

      Совокупный эффект от премьер-министра, способность контролировать Кабинет министров в обход эффективное обсуждение в Кабинет министров и исполнительных способность доминировать парламентских мест производства британского премьер-министра в позиции великой державы, что было сравнить с выборной диктатуры (фраза назвали лорда Hailsham в 1976 году). Относительное бессилие парламента о проведении правительством за день до счета часто приводит к Великобритании средств массовой информации в качестве оправдания для энергией, с которой они вопроса и задача правительства.

      Премьер-министр как Президент

      Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

      Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

      Правительство Великобритании является центральным органом власти Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, возглавляемое Премьер-министром. Исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется только по согласованию с Премьер-министром и Кабинетом министров, чьи члены консультируют монарха в качестве членов Тайного совета. Кроме того, они обладают властью как лидеры Департаментов правительства страны.

      Имя Начало полномочий Окончание полномочий
      Борис Джонсон 24 июля 2019
      Тереза Мэй 13 июля 2016 24 июля 2019
      Дэвид Кэмерон 11 мая 2010 13 июля 2016
      Гордон Браун 27 июня 2007 11 мая 2010
      Тони Блэр 2 мая 1997 27 июня 2007
      Джон Мейджор 28 ноября 1990 2 мая 1997
      Маргарет Тэтчер 4 мая 1979 28 ноября 1990
      Джеймс Каллаган 5 апреля 1976 4 мая 1979
      Гарольд Вильсон 4 марта 1974 5 апреля 1976
      Эдвард Хит 19 июня 1970 4 марта 1974
      Гарольд Вильсон 16 октября 1964 19 июня 1970
      Александр Дуглас-Хьюм 19 октября 1963 16 октября 1964
      Гарольд Макмиллан 11 января 1957 19 октября 1963
      Энтони Иден 7 апреля 1955 9 января 1957
      Уинстон Черчилль 26 октября 1951 7 апреля 1955
      Клемент Эттли 27 июля 1945 26 октября 1951
      Уинстон Черчилль 10 мая 1940 27 июля 1945
      Невилл Чемберлен 28 мая 1937 10 мая 1940
      Стэнли Болдуин 7 июня 1935 28 мая 1937
      Рэмси Макдональд 5 июня 1929 7 июня 1935
      Стэнли Болдуин 4 ноября 1924 5 июня 1929
      Рэмси Макдональд 22 января 1924 4 ноября 1924
      Стэнли Болдуин 23 мая 1923 16 января 1924
      Эндрю Бонар Лоу 23 октября 1922 20 мая 1923
      Дэвид Ллойд-Джордж 6 декабря 1916 19 октября 1922
      Герберт Генри Асквит 5 апреля 1908 5 декабря 1916
      Генри Кэмпбелл-Баннерман 5 декабря 1905 3 апреля 1908
      Артур Бальфур 11 июля 1902 5 декабря 1905
      Роберт Гаскойн-Сесил 25 июня 1895 11 июля 1902
      Арчибальд Примроуз 5 марта 1894 22 июня 1895
      Уильям Юарт Гладстон 15 августа 1892 2 марта 1894
      Роберт Гаскойн-Сесил 25 июля 1886 11 августа 1892
      Уильям Юарт Гладстон 1 февраля 1886 20 июля 1886
      Роберт Гаскойн-Сесил 23 июня 1885 28 января 1886
      Уильям Юарт Гладстон 23 апреля 1880 9 июня 1885
      Бенджамин Дизраэли 20 февраля 1874 21 апреля 1880
      Уильям Ю́арт Гладстон 3 декабря 1868 17 февраля 1874
      Бенджамин Дизраэли 27 февраля 1868 1 декабря 1868
      Эдвард Смит-Стэнли 28 июня 1866 25 февраля 1868
      лорд Джон Рассел 29 октября 1865 26 июня 1866
      Генри Темпл 12 июня 1859 18 октября 1865
      Эдвард Смит-Стэнли 20 февраля 1858 11 июня 1859
      Генри Темпл 6 февраля 1855 19 февраля 1858
      Джордж Гамильтон-Гордон 19 декабря 1852 30 января 1855
      Эдвард Смит-Стэнли 23 февраля 1852 17 декабря 1852
      лорд Джон Рассел 30 июня 1846 21 февраля 1852
      Роберт Пиль 30 августа 1841 29 июня 1846
      Уильям Лэм 18 апреля 1835 30 августа 1841
      Роберт Пиль 10 декабря 1834 8 апреля 1835
      Артур Уэлсли Веллингтон 14 ноября 1834 10 декабря 1834
      Уильям Лэм 16 июля 1834 14 ноября 1834
      граф Чарльз Грей 22 ноября 1830 9 июля 1834
      Артур Уэлсли Веллингтон 22 января 1828 16 ноября 1830
      Фредерик Джон Робинсон 31 августа 1827 21 января 1828
      Джордж Кэннинг 10 апреля 1827 8 августа 1827
      Роберт Дженкинсон 8 июня 1812 9 апреля 1827
      Спенсер Персиваль 4 октября 1809 11 мая 1812
      Уильям Кавендиш-Бентинк 31 марта 1807 4 октября 1809
      лорд Уильям Гренвиль 11 февраля 1806 31 марта 1807
      Уильям Питт младший 10 мая 1804 23 января 1806
      Генри Эддингтон 17 марта 1801 10 мая 1804
      Уильям Питт младший 19 декабря 1783 14 марта 1801
      Уильям Кавендиш-Бентинк 2 апреля 1783 19 декабря 1783
      Уильям Петти 4 июля 1782 2 апреля 1783
      Чарльз Уотсон-Уэнтуорт 27 марта 1782 1 июля 1782
      лорд Фредерик Норт 28 января 1770 22 марта 1782
      Огастас Фицрой 14 октября 1768 28 января 1770
      Уильям Питт старший 30 июля 1766 14 октября 1768
      Чарльз Уотсон-Уэнтуорт 13 июля 1765 30 июля 1766
      Джордж Гренвиль 16 апреля 1763 13 июля 1765
      Джон Стюарт 26 мая 1762 16 апреля 1763
      Пелэм-Холлс 2 июля 1757 26 мая 1762
      Уильям Кавендиш 16 ноября 1756 25 июня 1757
      Томас Пелэм-Холлс 16 марта 1754 16 ноября 1756
      Генри Пелэм 27 августа 1743 6 марта 1754
      Спенсер Комптон 16 февраля 1742 2 июля 1743
      Роберт Уолпол 4 апреля 1721 11 февраля 1742

      6 ноября 2019 года Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уведомил королеву Елизавету II о роспуске Парламента. Таким образом, в стране официально стартовала предвыборная кампания, на время которой вся законодательная деятельность будет приостановлена. Досрочные парламентские выборы планируется провести в декабре. Голосование пройдет по мажоритарной системе в один тур. Занявший первое место кандидат, становится депутатом.

      Правительство Великобритании представляет собой высший исполнительный орган власти. Он находится во главе государственной администрации и осуществляет управление страной, для чего правительством активно используется право осуществлять законодательную инициативу. Основные законопроекты рассматривает и одобряет именно правительство. Британское правительство вправе издавать 2 типа вида актов:

      • подзаконные,
      • делегированного законодательства.

      Формирование правительства осуществляется после парламентских выборов. Именно парламент принимает в этом процессе непосредственное участие, а правительство несет перед ним ответственность. Если происходит вынесение вотума недоверия, то правительство уходит в отставку. Послевоенное время в Британии характеризовалось работой стабильного однопартийного правительства. В этой время у власти в больше мере стояли консервативные правительства. С 1997 по 2010 годы к власти пришли лейбористы. В июне 2010 года было сформировано коалиционное правительство.

      Состав правительства Великобритании

      Парламентские выборы 2010 года прошли с результатом, что ни одна партия не смогла набрать абсолютное большинство мест в палате общин. Именно тогда, в первый раз в послевоенной истории страны, была создана коалиция во главе с Дэвидом Кэмероном, который являлся лидером Консервативной партии. Ник Клегг, представляющий партию либеральных демократов, тогда становится заместителем премьер-министра.

      Премьер-министр был назначен из той партии, которая получила большинство мест в парламентской палате общин. В соответствии с его рекомендациями королева назначила оставшихся участников правительства, в число которых вошли депутаты партии, победившей в выборах. Члены правительства представлены депутатами парламента.

      В Великобритании не предусмотрено законодательное регулирование структурных параметров правительства, которые по большей части определяются традициями и обычаями. Правительство включает в свой состав государственных секретарей, которые возглавляют самые важные традиционные министерства; министров без портфеля (лорды-председатели совета, лорды хранители печати, канцлеры герцогства Ланкастерского. Именно министры выполняют соответствующие функции на усмотрение премьер-министра. Также в число членов правительства включены государственные министры, они могут являться по должности заместителями министров, которые возглавляют крупные министерства; младшие министры (секретари парламента), осуществляющие поддержание связей с парламентскими структурами. В состав британского правительства входит примерно 100 человек. Правительство Великобритании возглавляет премьер-министр, полномочия и положение которого были сформированы через обычаи, традиции и конституционные соглашения.

      Премьер-министр Великобритании — первый лорд казначейства, который контрассигнует королевские акты и имеющий полномочия предложить королеве распустить палату общин.

      Органы и службы правительства Великобритании

      С целью обеспечить деятельность правительства, в нем работают вспомогательные, консультативные органы и службы.

      Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

      Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

      Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области. Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

      Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

      По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

      Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

      Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

      Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

      Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

      Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

      В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

      На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

      Читайте также: