Профессиональная этика программиста кратко

Обновлено: 05.07.2024

и обучающие программы) оказывает все большее воздействие на общество. Роль специалистов по программному обеспечению при этом все время возрастает. Они работают в определенном правовом и социальном окружении, находятся под действием, международных, национальных и местных законодательств.

Ясно, что программисты, как и специалисты других профессий, должны быть честными и порядочными людьми. Но вместе с тем, программисты не могут руководствоваться только моральными нормами или юридическими ограничениями, т.к. они обычно бывают связаны более тонкими профессиональными обязательствами:

· Конфиденциальность – программные специалисты должны уважать конфиденциальность в отношении своих работодателей или заказчиков независимо от того, подписывалось ли ими соответствующее соглашение.

· Компетентность – программный специалист не должен завышать свой истинный уровень компетентности и не должен сознательно браться за работу, которая этому уровню не соответствует.

· Защита интеллектуальной собственности – специалист должен соблюдать законодательство и принципы защиты интеллектуальной собственности при использовании чужой интеллектуальной собственности. Кроме того, он должен защищать интеллектуальную собственность работодателя и клиента. Внимание: создаваемая им интеллектуальная собственность является собственностью

работодателя или клиента.

· Злоупотребление компьютером – программный специалист не должны злоупотреблять компьютерными ресурсами работодателя или заказчика; под. злоупотреблениями мы здесь понимаем широкий спектр — от игр в компьютерные игрушки на рабочем месте до распространения вирусов и т.п.

Компьютерная этика еще не сложилась как нормативная дисциплина и как комплекс правил поведения человека, которые заложены в нем самом и подкрепляются социально. Компьютерная этика – это поле исследований, расположенное на грани между новыми технологиями и нормативной этикой и зависящее от них [1]. Однако в последние десятилетия наблюдаются интенсивные попытки ее создания.

По сути, компьютерные профессионалы входят не только в специфические отношения друг с другом, но и получают власть над отдельными людьми, социальными институтами и даже над окружающей средой, поэтому особую актуальность приобретает разработка кодексов профессионального поведения в этой области.

В настоящее время существует несколько кодексов профессиональной этики в сфере информационных технологий. Возможно, наиболее известны те, которые были разработаны ассоциацией ACM и институтом инженеров электротехники и электроники IEEE, их совместный кодекс этики и профессиональной практики разработчиков программного обеспечения [2]. В России в 1996 году был принят Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций.

Этический кодекс ACM/IEEE.

Кодекс содержит восемь Принципов, связанных с поведением и решениями, принимаемыми профессиональными программистами, включая практиков, преподавателей, менеджеров и руководителей высшего звена.

Краткая версия кодекса суммирует стремления кодекса на высоком уровне абстракции; параграфы, включенные в полную версию дают примеры, показывающие как эти стремления отражаются на деятельности профессиональных программистов. Без этих высших принципов детали кодекса станут казуистическими и нудными. Без деталей стремления останутся возвышенными, но пустыми и декларативными. Вместе же они образуют целостный кодекс.




Профессиональные программисты будут добиваться, чтобы анализ, спецификация, проектирование, разработка, тестирование и сопровождение программного обеспечения стали полезной и уважаемой профессией. В соответствии с их приверженностью к процветанию, безопасности и благополучию общества, программные инженеры будут руководствоваться следующими восемью Принципами:

Программные инженеры будут действовать соответственно общественным интересам.

2. КЛИЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ

Программные инженеры будут действовать в интересах клиентов и работодателя, соответственно общественным интересам.

Программные инженеры будут добиваться, чтобы произведенные ими продукты и их модификации соответствовал высочайшим профессиональным стандартам.

Программные инженеры будут добиваться честности и независимости в своих профессиональных суждениях.

Менеджеры и лидеры программных инженеров будут руководствоваться этическим подходом к руководству разработкой и сопровождением ПО, а также будут продвигать и развивать этот подход.

Программные инженеры будут улучшать целостность и репутацию своей профессии соответственно с интересами общества.

Программные инженеры будут честными по отношению к своим коллегам и будут всячески их поддерживать.

Программные инженеры в течение всей своей жизни будут учиться практике своей профессии и будут продвигать этический подход к практике своей профессии.

Многие кодексы не отражают специфики профессии, они содержат слишком общие каноны, которые охватывают обязательства любого профессионала: честность, компетентность, ответственность, повышение квалификации и т.п.

Кодекс профессионального поведения может применяться как механизм социализации. Если существует кодекс профессионального поведения, то есть некоторая гарантия, что все представители этой профессии будут, по крайней мере, знать о стандартах, закрепленных в кодексе.

Наиболее важная функция кодекса этики – сформулировать коллективную мудрость лиц данной профессии. В кодексе этики должно быть собрано то, что лица данной профессии с многолетним опытом работы сочли наиболее важными вещами, о которых необходимо думать и которые следует делать, когда работаешь в данной области. Кодекс является выражением опыта и согласия большинства лиц данной профессии.

Развитие средств вычислительной техники, коммуникаций и программных систем

(Internet, телекоммуникации, распределенные системы, IP телефония, компьютерные игры

и обучающие программы) оказывает все большее воздействие на общество. Роль специалистов по программному обеспечению при этом все время возрастает. Они работают в определенном правовом и социальном окружении, находятся под действием, международных, национальных и местных законодательств.

Ясно, что программисты, как и специалисты других профессий, должны быть честными и порядочными людьми. Но вместе с тем, программисты не могут руководствоваться только моральными нормами или юридическими ограничениями, т.к. они обычно бывают связаны более тонкими профессиональными обязательствами:

· Конфиденциальность – программные специалисты должны уважать конфиденциальность в отношении своих работодателей или заказчиков независимо от того, подписывалось ли ими соответствующее соглашение.

· Компетентность – программный специалист не должен завышать свой истинный уровень компетентности и не должен сознательно браться за работу, которая этому уровню не соответствует.

· Защита интеллектуальной собственности – специалист должен соблюдать законодательство и принципы защиты интеллектуальной собственности при использовании чужой интеллектуальной собственности. Кроме того, он должен защищать интеллектуальную собственность работодателя и клиента. Внимание: создаваемая им интеллектуальная собственность является собственностью

работодателя или клиента.

· Злоупотребление компьютером – программный специалист не должны злоупотреблять компьютерными ресурсами работодателя или заказчика; под. злоупотреблениями мы здесь понимаем широкий спектр — от игр в компьютерные игрушки на рабочем месте до распространения вирусов и т.п.

Компьютерная этика еще не сложилась как нормативная дисциплина и как комплекс правил поведения человека, которые заложены в нем самом и подкрепляются социально. Компьютерная этика – это поле исследований, расположенное на грани между новыми технологиями и нормативной этикой и зависящее от них [1]. Однако в последние десятилетия наблюдаются интенсивные попытки ее создания.

По сути, компьютерные профессионалы входят не только в специфические отношения друг с другом, но и получают власть над отдельными людьми, социальными институтами и даже над окружающей средой, поэтому особую актуальность приобретает разработка кодексов профессионального поведения в этой области.

В настоящее время существует несколько кодексов профессиональной этики в сфере информационных технологий. Возможно, наиболее известны те, которые были разработаны ассоциацией ACM и институтом инженеров электротехники и электроники IEEE, их совместный кодекс этики и профессиональной практики разработчиков программного обеспечения [2]. В России в 1996 году был принят Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций.

Этический кодекс ACM/IEEE.

Кодекс содержит восемь Принципов, связанных с поведением и решениями, принимаемыми профессиональными программистами, включая практиков, преподавателей, менеджеров и руководителей высшего звена.

Краткая версия кодекса суммирует стремления кодекса на высоком уровне абстракции; параграфы, включенные в полную версию дают примеры, показывающие как эти стремления отражаются на деятельности профессиональных программистов. Без этих высших принципов детали кодекса станут казуистическими и нудными. Без деталей стремления останутся возвышенными, но пустыми и декларативными. Вместе же они образуют целостный кодекс.

Профессиональные программисты будут добиваться, чтобы анализ, спецификация, проектирование, разработка, тестирование и сопровождение программного обеспечения стали полезной и уважаемой профессией. В соответствии с их приверженностью к процветанию, безопасности и благополучию общества, программные инженеры будут руководствоваться следующими восемью Принципами:

Программные инженеры будут действовать соответственно общественным интересам.

2. КЛИЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ

Программные инженеры будут действовать в интересах клиентов и работодателя, соответственно общественным интересам.

Программные инженеры будут добиваться, чтобы произведенные ими продукты и их модификации соответствовал высочайшим профессиональным стандартам.

Программные инженеры будут добиваться честности и независимости в своих профессиональных суждениях.

Менеджеры и лидеры программных инженеров будут руководствоваться этическим подходом к руководству разработкой и сопровождением ПО, а также будут продвигать и развивать этот подход.

Программные инженеры будут улучшать целостность и репутацию своей профессии соответственно с интересами общества.

Программные инженеры будут честными по отношению к своим коллегам и будут всячески их поддерживать.

Программные инженеры в течение всей своей жизни будут учиться практике своей профессии и будут продвигать этический подход к практике своей профессии.

Многие кодексы не отражают специфики профессии, они содержат слишком общие каноны, которые охватывают обязательства любого профессионала: честность, компетентность, ответственность, повышение квалификации и т.п.

Кодекс профессионального поведения может применяться как механизм социализации. Если существует кодекс профессионального поведения, то есть некоторая гарантия, что все представители этой профессии будут, по крайней мере, знать о стандартах, закрепленных в кодексе.

Наиболее важная функция кодекса этики – сформулировать коллективную мудрость лиц данной профессии. В кодексе этики должно быть собрано то, что лица данной профессии с многолетним опытом работы сочли наиболее важными вещами, о которых необходимо думать и которые следует делать, когда работаешь в данной области. Кодекс является выражением опыта и согласия большинства лиц данной профессии.

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство [11] .

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

  • право вырабатывается государством, мораль — обществом;
  • право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
  • за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение.

Мораль и нравственность

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения [12] .

Мораль и религии

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики) [13] , или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации) [14] .

С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. кяфир, гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Иногда религия подвергается критике и провозглашается учением, которое несет в себе аморальность. При этом в качестве аргумента часто используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность [15] .

Ветхозаветного бога характеризовали как аморального, например, такие критики религии как Марк Твен [16] и Ричард Докинз [17] :

«Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей худ ожественной литературы: ревнивый и гордый этим; мелочный, несправедливый, злоп амятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавист ник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохи ст, капризный, злобный обидчик. У тех из нас, кто познакомился с ним в раннем детстве, восприимчивость к его ужасным деяниям притупилась. Но новичок, особенно не утративший свежести впечатлений, способен увидеть картину во всех подробностях.

О древнегреческих богах:

Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования.

2 Кодекс профессиональной этики программиста

Взаимоотношения с обществом
Для программиста общественные интересы превыше всего.
Программист обязан:

  • нести полную ответственность за свою работу;
  • стараться сбалансировать собственные интересы, интересы работодателя, клиента и пользователей, так чтобы польза для общества от проделанной работы была максимальной;
  • публиковать программное обеспечение только в том случае если оно безопасно для общества, полностью соответствует предъявляемым требованиям, прошло качественный контроль и тестирование, не снижает качество жизни, обеспечивает неприкосновенность частной жизни, не приносит вреда обществу. Результаты работы программиста должны быть полезны обществу;
  • информировать частных лиц или органы власти о возникшей или потенциальной опасности для пользователей, общественности или окружающей среды, причиной которой является программное обеспечение;
  • содействовать в решении общественно-значимых проблем, связанных с использованием, поддержкой, сопровождением и документированием программного обеспечения;
  • предоставлять честную и объективную информацию о программном обеспечении и его возможностях;
  • сообщать об физических ограничениях, необходимых ресурсах, экономических рисках и прочих факторах, которые могут снизить эффективность программного обеспечения;
  • повышать свой собственный профессиональный уровень и способствовать повышению уровня компьютерной грамотности общества.

Взаимоотношения с клиентами и работодателями
Все усилия программиста должны быть направлены на удовлетворение интересов клиента и работодателя, если это не противоречит общественным интересам. Программист обязан:

  • полностью обеспечивать исполнение своих должностных обязанностей, честно и объективно информировать клиента или работодателя о своих профессиональных знаниях, навыках и образовании;
  • предотвращать использование клиентом или работодателем программного обеспечения, полученного нелегальным или нечестным путем;
  • использовать ресурсы клиента или работодателя только в пределах собственных полномочий и с его согласия;
  • в работе опираться на документацию, заверенную лицом, уполномоченным клиентом или работодателем;
  • сохранять в тайне конфиденциальную информацию клиента или работодателя, полученную в процессе исполнения профессиональных обязанностей, если это не противоречит закону или общественным интересам;
  • своевременно информировать клиента или работодателя о возможной экономической несостоятельности проекта, о возможных нарушениях законов, защищающих права интеллектуальной собственности, и прочих возможных проблемах, возникающих в процессе реализации проекта;
  • своевременно информировать клиента или работодателя о социально-значимых аспектах, связанных с реализацией проекта;
  • не совмещать выполнение основной работы с реализацией побочных проектов, если это наносит ущерб клиенту или работодателю;
  • не предпринимать никаких действий в собственных интересах, противоречащих интересам клиента или работодателя, до тех пор, пока не будут урегулированы все этические вопросы. Своевременно информировать клиента или работодателя о возникновении подобных ситуаций.

Качество продукта
Программист должен гарантировать соответствие программного продукта требованиям профессиональных стандартов.
Программист обязан:

  • бороться за наивысшее качество, приемлемую стоимость и разумные сроки реализации проектов;
  • гарантировать, что цели проекта, над которым работает программист или который он предлагает, реально достижимы;
  • определить и изучить все этические, экономические, культурные, юридические и прочие факторы, влияющие на реализацию проекта;
  • гарантировать свою профессиональную состоятельность в рамках проектов, над которыми работает программист;
  • гарантировать, что методы, применяемые программистом, приемлемы для реализации текущих или предлагаемых проектов;
  • работать в соответствии с профессиональными стандартами, если это возможно и оправдано с этической и технической точек зрения;
  • полностью осознавать и понимать все требования, предъявляемые к программному продукту, над которым работает программист;
  • гарантировать, что все функциональные возможности программного продукта, над которым работает программист, хорошо документированы, соответствуют требованиям пользователей и одобрены заинтересованными лицами;
  • гарантировать объективную оценку стоимости, необходимых технических и временных ресурсов, качества и соответствия результатов, поставленным целям, для каждого проекта, над которым работает программист;
  • гарантировать качественное тестирование и отладку программного обеспечения, достоверное описание результатов тестирования;
  • гарантировать наличие правильной и объективной документации на разрабатываемое программное обеспечение. Документация должна включать описание обнаруженных недочетов в реализации и методов их устранения;
  • в процессе работы над проектом не допускать утечки личной информации клиентов;
  • использовать в работе только точные данные, полученные легальным и честным путем. Любые данные могут использоваться только с разрешения владельца.
  • обеспечивать актуальность и корректность используемых данных;
  • использовать современные методы сопровождения программного обеспечения.

Экспертные оценки
Экспертные оценки программиста должны быть объективны и непредвзяты.
Программист обязан:

  • утверждать только те документы, которые подготовлены лично или под непосредственным руководством, находятся в пределах компетенции программиста и с содержанием которых он полностью согласен;

Управление проектами
Программист, управляющий разработкой и сопровождением программного обеспечения, должен придерживаться определенных принципов в своей работе.
Программист обязан:

  • обеспечивать эффективное управление всеми проектами, которыми руководит программист, включающее процедуры обеспечения качества разработки и снижения рисков;
  • подчиненные должны быть ознакомлены со стандартами и правилами, применяемыми при разработке программного обеспечения, до начала работы;
  • подчиненные должны быть ознакомлены с политикой относительно безопасности конфиденциальной информации работодателя и клиентов, с правилами защиты паролей, файлов и пр.;
  • поручать подчиненным работу с учетом их образования и профессиональных навыков, давая возможность дальнейшего повышения уровня знаний и умений;
  • обеспечивать объективную оценку стоимости проектов, времени затрачиваемого на разработку, необходимого персонала для работы над проектами, качества и результатов реализации проектов;
  • привлекать к работе подчиненных программистов только после их ознакомления со всеми условиями участия в проекте;
  • место подчиненного программиста в проекте должно соответствовать его квалификации;
  • при реализации проекта обеспечивать справедливое использование программного кода, разработок, методик, исследований и прочей интеллектуальной собственности подчиненных;
  • обеспечить справедливую процедуру разбора нарушений правил, установленных работодателем, и положений данного Кодекса;
  • не принуждать подчиненных программистов к нарушению положений данного Кодекса;
  • не наказывать подчиненных программистов за высказывание критики относительно проекта.

Профессионализм
Программист должен повышать авторитет своей профессии в глазах общественности.
Программист обязан:

  • организация работы программиста должна способствовать следованию этическим нормам;
  • просвещать общественность относительно сути индустрии разработки программного обеспечения;
  • расширять свои знания в области разработки программного обеспечения за счет участия в профессиональных организациях, конференциях и семинарах, из публикаций;
  • оказывать содействие программистам, которые стараются в своей работе придерживаться положений данного Кодекса;
  • следовать всем правилам, регламентирующим работу программиста, за исключением случаев, когда это противоречит общественным интересам;
  • точно характеризовать разрабатываемое программное обеспечение. Избегать характеристик, которые могут ввести в заблуждение;
  • нести ответственность за ошибки, обнаруженные в разрабатываемом программном обеспечении, своевременно документировать их и работать над их устранением;
  • избегать сотрудничества с работодателями и клиентами, не придерживающимися данного Кодекса;
  • осознавать, что нарушения данного Кодекса не совместимы со званием профессионального программиста;
  • воздействовать на людей, нарушающих данный Кодекс, если это возможно;
  • если воздействовать на людей нарушающих данный Кодекс невозм

Хочу рассмотреть ставший вдруг актуальным вопрос. Цифра с каждым годом всё больше входит в нашу жизнь, а значит, результатами труда программистов и всех представителей сферы IT пользуется всё больше людей.

Но последние события, связанные с распостранением коронавируса и последующими мерами властей по всему миру, заставляют говорить о той степени ответственности, которую наш цех несёт, когда речь идёт о контурах нового, возможно, не самого радужного мира.

Если до всеобщей карантинизации населения IT было конечно важной, но всё же одной из отраслей, то с переходом всех на удалёнку многие вещи стали просто незаменимы. Однако, цифра используется не только для решения бизнес- и личных задач. Но и для ужесточения контроля над собственными населением, часто не имеющего под собой никаких разумных с точки зрения интересов общества оснований.

У любого нормального человека из отрасли в первую очередь закралось бы подозрение: насколько продукт адекватен возложенным на него задачам? Иными словами, он настолько глючный и даёт такое количество ошибок? Из описания самого продукта видно, что не очень адекватен: например, определение местоположения по спутнику, что в городских условиях заведомо невозможно с хорошей точностью, или фотографирование на фоне домашних ковров, что также может являться слабым местом при доказательстве нарушений пользователя (ещё много примеров издевательств над гражданами вот здесь).

Понятно, что для людей, которые государство воспринимают как бизнес, а население как огромный и бесплатный ресурс, любая ошибка трактуется в пользу слабого. Понятно, что за общие вопросы, как то выводить этот сырой продукт в обращение, работу с нареканиями и так далее, отвечает высшее руководство города во главе с Собяниным, с молчаливого одобрения Прокуратуры и ФСБ.

Понятно, что начальник департамента и прочие топы от государственного и городского IT тоже преследуют свои интересы: такие люди обычно работают не за идею, а за гораздо более осязаемые и вполне себе внушительные бенефиты: от солидных зарплат до участия в распределении бюджетов, ведомственных квартир, автомобилей, получения личных политических перспектив.

Понятно, что во все времена был криминал, и сферу IT он миновать не мог. Кто-то занимается написанием фишинговых сайтов, бот-атаками, торговлей данными карт, запрещённым контентом и подобными вещами.

Но вполне себе легальные корпорации и государства всё больше начинают залезать на территорию частной жизни. Организуются системы тотальной слежки, автоматического сбора штрафов. На фоне эпидемии государства и политики многих стран озаботились мерами по какому-то совершенно фантастическому контролю за всеми сторонами жизни граждан. Всё это делается руками наших коллег.

Ведь может так статься, что однажды у всех нас получится очень крепкая железная клетка, протестированная на всевозможные уязвимости, в которую нас же и посадят. Мы будем спрашивать сами себя: как мы до этого дошли? почему это сделано нашими руками? почему я ваял вот этот прутик, ради чего? И самое главное: был ли у нас выбор поступать по-другому?

4. Моральный кодекс наемного работника

5. Моральный кодекс наемного работника

6. Моральный кодекс наемного работника

7. Этический кодекс ACM/IEEE

Этический кодекс ACM/IEEE.
Принципы.
1. ОБЩЕСТВО
• Программисты должны действовать неукоснительно в интересах общества.
2. КЛИЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ
• Программисты должны действовать согласно интересам клиента и
работодателя, если они не противоречат интересам общества.
3. ПРОДУКТ
• Программисты должны обеспечивать соответствие качества своих
продуктов и их модификаций наивысшим возможным профессиональным стандартам.
4. ОЦЕНКИ
• Программисты должны поддерживать целостность и независимость своих
профессиональных оценок.
5. МЕНЕДЖМЕНТ
• Программисты должны придерживаться этических подходов к управлению разработкой и
поддержкой программного обеспечения и продвигать эти подходы.
6. ПРОФЕССИЯ
• Программисты должны поднимать престиж и репутацию своей профессии в интересах общества.
7. КОЛЛЕГИ
• Программисты должны быть справедливы по отношению к своим коллегам, помогать им и
поддерживать.
8. ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
• Программисты должны постоянно учиться навыкам своей профессии и способствовать
продвижению этического подхода к своей деятельности.
8 /11

9. Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций

Доброе утро! Сегодня я, Евгений levashove из Калининграда дежурю у Олега! Хочу поговорить с вами о этике в IT.

Есть законы РФ, защищающие пользователей, но чаще всего вывести на чистую воду недобросовестного IT-специалиста может только его коллега по профессии. Да и то не всегда. Конечно, крупные аутсорсинг-компании и сервисы имеют строгие правила и инструкции и отвечают за своих сотрудников, но и в таких случаях есть возможность утечки.

Информация в наши руки попадает разная. Начиная с ооочень приватных фотографий и заканчивая доступом к личным счетам клиентов. Да и просто какая-то информация, финансовые документы, переписки, фотографии с пьянок и корпоративов и тому подобный компромат часто оказывается перед нашими глазами. Что мешает скопировать для какой-либо цели?

Чаще всего, конечно, это собственный моральный кодекс. Среднестатистический айтишник образован, воспитан и имеет строгие жизненные принципы. Естественно, они чаще всего не распространяются на использование пиратского софта в личных целях (жизнь у нас такая), но почти никто и никогда даже не подумает о том, чтобы скачать и распространить какую-то вашу личную информацию или воспользоваться вашим счётом в личных целях. Подонки, конечно, случаются, но это исключения из правил.

Потом репутация и страх потерять работу. Любой IT-специалист от программиста до системного администратора понимает, что репутация в его работе очень важна. Подчас человек может даже запороть какую-то работу, но если он всё сделает честно и по максимуму исправит косяки, то его пригласят снова. А вот если один раз куда-то уплывёт информация или попытаешься содрать лишние деньги, то, будь ты даже специалист экстра-класса, репутации и, следовательно, заказов можно лишиться надолго.

Все эти размышления родились из диалога с коллегой из Москвы, который рассказал о неприятной ситуации, в которой оказалось организация, куда он пришёл работать. Оказывается предыдущий специалист тихо скопировал личную и рабочую информацию с серверов и компов и куда-то продал. Ну а что, базы данных пользователей часто нужны конкурентам. Естественно завели дело, ищут мудака, но это уже другая история. Плюс, коллега нашёл несколько скрытых доступов в сеть и закладки в 1С. В общем, крайне неприятная история. Если открыть популярный сайт историй от айтишников "IT happens", то можно легко обнаружить с десяток подобных случаев в разных вариациях.

По итогам обсуждения появилась этика IT-специалиста:


  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не выкладывать в сеть личные данные и фотографии клиентов.
  • Никогда не сохранять на личных жёстких дисках информацию клиента (работодателя). Если, конечно, сам клиент не просит этого сделать.
  • Удалять все записи с никами/паролями после сдачи проекта или предупреждать клиента (работодателя) , что оставишь у себя копию для дальнейшей доработки. Удалять всё после завершения работы.
  • Удалять с компьютера клиента (работодателя) все программы для удалённого доступа после завершения работы. Или предупреждать, что программа установлена и объяснять, как пользоваться.
  • Предупреждать клиента (работодателя) о возможных проблемах с пиратским программным обеспечением. По возможности предлагать альтернативы.
  • Предупреждать клиента (работодателя) о возможных проблемах отсутствия антивирусных программ и файерволов на компьютерах.

Но хочу сразу сказать, что есть другая сторона работы IT-специалиста, которая часто идёт в разрез этике. Это защита себя от заказчика. Сколько ходит историй о том, что работа выполнена, а деньги не выплачены. Большие организации могут себе позволить юристов, суды, но для маленьких фирм с двумя-тремя программистами или системными администраторами подобные траты могут оказаться совершенно убийственными. Поэтому очень часто оставляются так называемые "закладки", которые по какому-либо сигналу или спустя какое-то время отключают систему. Я не могу осуждать и винить коллег, которые используют подобные методы. Если работа системы, в которую встроена "закладка", не может каким-либо образом нанести вред человеку (ПО в медицине, на заводах, на ТЭС, АЭС и т.п.), то может быть такие методы и оправданы. Это совершенно неэтично, подчас незаконно, но. иначе получить свои деньги не получается.

С какими случаями нечестной работы айтишника (программиста, системного администратора, эникейщика) вы сталкивались? Как боролись? Сложно ли было найти в вашем городе специалиста, который честно и за вменяемые деньги занимался вашим компьютером? Поделитесь.

Читайте также: