Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 22 ответы предполагают

Обновлено: 30.06.2024

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) битва на р. Калке

2) отмена местничества

3) образование Речи Посполитой

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) начало проведения политики опричнины

Б) введение Табели о рангах

B) поход князя Игоря Святославича против половцев

Г) начало Корейской войны

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список аббревиатур. Все они, за исключением двух, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны.

1) ГКО; 2) НКВД; 3) СНК; 4) РККА; 5) СЭВ; 6) КПСС.

Найдите и запишите порядковые номера аббревиатур, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное слово.

Событие российской истории, результатом которого стало отречение императора и образование Временного правительства, по времени произошедших событий называется ____ переворотом.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) междоусобная война второй четверти XV в. в Московском государстве

Б) восстание под предводительством С. Т. Разина

B) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

ФАКТЫ

1) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта

3) битва под Суздалем, пленение московского князя

4) битва на р. Шелони

5) осада Симбирска

6) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события произошли в период правления Василия Шуйского.

2) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, был царём в России.

3) Описываемые события произошли в период правления Фёдора Ивановича.

4) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, стал родоначальником царской династии Романовых.

5) На Красной площади в Москве установлен памятник историческим личностям, упомянутым в данном отрывке.

6) Описываемые события произошли после прихода к власти Семибоярщины. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Какие из перечисленных событий, явлений относятся к реформе политической системы СССР в период перестройки? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание Съезда народных депутатов СССР

2) упразднение органов госбезопасности

3) отмена статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС

4) преобразование народных комиссариатов в министерства

5) демократизация средств массовой информации

6) создание Государственной Думы

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Б) Одним из участников водружения Знамени Победы над Рейхстагом был ____.

В) Частичный прорыв блокады Ленинграда произошёл в январе ____.

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) начало присоединения Западной Сибири к России

Б) подавление антиордынского восстания в Твери

B) Семилетняя война

Г) участие во внутрипартийной борьбе в 1920-е гг.

УЧАСТНИКИ

6) Ермак Тимофеевич

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.

«В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.

Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Образование Священной Римской империи

Возникновение Английского парламента

Битва на реке Воже

Разгром печенегов под Киевом

1) дунайские походы князя Святослава Игоревича

2) битва на реке Сити

4) присоединение Твери к Московскому княжеству

7) нормандское завоевание Англии

8) падение Византийской империи

9) Жакерия во Франции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы. Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии. Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.

2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.

3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых событий в Чехословакии.

4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.

5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.

6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска стран Организации Варшавского договора.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, представленным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) Строительство железной дороги, обозначенной на схеме, было полностью завершено в том же веке, в котором оно началось.

4) Один из городов, обозначенных на схеме, назван в честь знаменитого русского землепроходца.

17. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

A) митрополит Иларион

B) В. В. Верещагин

Г) М. К. Калатозов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Князь, изображённый на марке, был киевским князем.

2) Князь, изображённый на марке, — сын Мстислава Великого.

3) На данной марке изображены купола Успенского собора во Владимире.

4) Данная марка выпущена к 1000-летию со дня рождения князя, который на ней изображён.

5) С деятельностью князя, изображённого на марке, связано первое упоминание в летописи о Москве.

19. Укажите памятники, созданные в том веке, когда была выпущена данная марка. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа

«В самом начале царствования Нашего, признав необходимым привести Отечественные Наши Законы в ясность и твёрдый порядок, повелели Мы прежде всего собрать и издать их в полном их составе, и потом из сего общего состава, отделив одни действующие ныне в Империи Нашей законы, соединить их в правильный и единообразный Свод, и изложить их в точной их силе, без всякого в существе их изменения, на том самом основании, какое ещё в 1700 г. положено было Петром Великим.

Первое из сих предназначений исполнено.

Ныне, при помощи Божией, семилетними непрерывными трудами, под собственным ведением Нашим, совершилось и второе.

Все законы, начиная от ____ 1649 года в течение 183 лет изданные, и при разнообразных изменениях времени сохранившие поныне силу их и действие, быв разобраны по родам их и отделены от всего, что силою последующих узаконений отменено, все, исключая постановлений военных и морских и некоторых других, ниже сего поименованных, сведены в единообразный состав, соединены в одно целое, распределены в Книги по главным предметам дел правительственных и судебных.

Всё, что впредь состоится, будет по порядку тех же Книг и с указанием на их статьи распределяемо в ежегодном Свода продолжении, и таким образом состав законов, единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его и единстве.

Сего требовали первые, существенные нужды Государства: правосудие и порядок управления.

20. Укажите автора данного документа. Укажите годы его правления. Укажите названия свода законов, пропущенное в тексте

21. Укажите государственную задачу, о необходимости решения которой пишет автор. Укажите два мероприятия, выполнение которых, по мнению автора, обеспечит решение данной задачи.

22. Привлекая исторические знания, укажите три любых, не упомянутых в тексте, внутриполитических мероприятия, осуществлённых в годы правления автора данного документа.

23. Принятие Русью христианства в годы правления князя Владимира Святославича не только способствовало духовному подъёму Руси, но и имело важные политические последствия для государства Русь. Укажите три политических последствия, к которым привело крещение Руси.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1613-1645 гг.; 2) ноябрь 1796 г. — март 1801 г.; 3) март 1985 г. — декабрь 1991 г.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задания по истории России XVII в.

Электив по истории России

Гудзишевская Нина Валентиновна

hello_html_3e78415d.jpg

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия . века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия. Государственная территория. постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство.

1.О каком веке, и какой новой династии идёт речь в документе?

2. В чём видит историк отличия данного периода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх положений.

3. Используя текст документа и знания истории, укажите, какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?

2.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из исторического очерка:

1.О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло, и чем было вызвано?

2.Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

3.Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из записок иностранца.

«В Москву прибыли шведские послы для ратификации мирного договора. Они были встречены и приняты согласно обычаю и, после некоторого пребывания, отпущены в довольстве

С медными деньгами ежедневно было хуже и хуже. В начале сего года 5 или 6 шли к одному серебром, а когда я приехал в страну — всего по 3 Причиной ежедневного падения [стоимости медной монеты] было то, что большое количество оной ввозилось тайком из-за моря, а в Москве и в других городах чеканилось частными лицами. Было поймано много фальшивомонетчиков, каждому из коих отрубили руку, били кнутом и ссылали в Сибирь, изъяв имущество в казну, но ничто не помогало. Открылось, что даже кое-кто из знатных особ прикладывает руку к такой подделке.

Этой зимой боярин Борис Иванович Морозов умер бездетным, оставив царю огромное состояние и много денег

Рано утром, когда, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступить к Таганским воротам. Я осведомился, где [царь], и, узнав, что он в Коломенском, советовал идти туда

1.Назовите царя, упоминаемого в тексте. К какому году относятся описываемые в тексте события? Под каким названием эти события вошли в отечественную историю?

2. Какие две причины денежного кризиса, описываемого в тексте, называет автор?

Как он объясняет бессилие властей в борьбе с кризисом?

3.Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх новых явлений в российской экономике того периода, к которому относятся описываемые в тексте события.

4.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в.

Из исторического источника

«Здесь о сем воре . пространнее да объявим. То был от природы донской казак, который, собрав свою партию воровскую, не малое время воровав по реке Волге, разбивая суда и топя людей, . и уже те его дела злые дошли до Государя. Тогда Государь повелел собрать несколько войска и послать на того бунтовщика. Тот убоялся и по счастью своему собрал он . воровские войска, пошёл Волгою вниз, . в Каспийское море, разбои великие чинил, . и грады Персидские там пленил. и безмерно себя и всех своих обогатил. Потом пришла ему мысль возвратиться в Россию, и принести повинную к Царю. И когда ко граду Астрахани стал приближаться, тогда он послал от себя к воеводе возвестить, что . идёт с повинною к Царю.

И между тем Воевода Астраханский, видя у бунтовщика многие богатства и дорогие вещи, когда лаской, а иногда и грозою их от него получал. Уже бунтовщик часто ему упоминал, чтоб он его вскоре отправлял в Москву, но Воевода, . завидуя богатствам его, день ото дня откладывал его отправление. Тогда бунтовщик, собрав своих казаков на своё судно, великую им жалобу принёс на Воеводу того. Устремились все во град ко двору воеводскому.

3.Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх крупных восстаний, бунтов, произошедших в том же столетии, что и восстание, описываемое в источнике.

Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).

6. В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве - Медный бунт.

Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы.

Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)?

Назовите основные причины социальных движений середины - второй половины XVII в. Укажите не менее трёх причин.

Назовите нормативный акт, окончательно закрепостивший крестьян за землевладельцами, и год выпуска данного документа. Приведите не менее 3-х причин данного процесса.

8. В 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт.

Укажите любые три итога (последствия) этого восстания.

Приведите не менее трёх причин социальных потрясений времён царствования Алексея Михайловича.

10. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента - опровергающих её.

Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

12. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Расположите в хронологической последовательности исторических деятелей. Запишите цифры, которыми обозначены исторические деятели, в правильной последовательности.

1. царь Михаил Федорович

3. царевна Софья Алексеевна

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Ниже приведен перечень и имен собственных. Все они, за исключением одного, связаны с периодом правления Ивана Грозного.

1. Избранная рада 2. опричнина 3. Александровская слобода 4. Стоглавый собор 5. Соборное уложение 6. Судебник

Запишите термин, о котором идёт речь.

Система организации части русской армии в 1810—1855 гг., при которой солдаты не только несли военную службу, но и занимались традиционным крестьянским трудом.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события) Факты
А) борьба русских князей с половцами 1) Чесменское сражение
Б) Смутное время в России 2) Поход князя Игоря Святославича
В) участие России в Антифранцузских коалициях 3) битва на р. Шелони
Г) Первая мировая война 4) сражение при Клушино
5) битва при Аустерлице
6) Брусиловский прорыв

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Когда началась война, то для многих единственным стимулом, оживившим чувство патриотизма и оскорблённой народной гордости, было предательское, без объявления войны нападение на Порт-Артур.

Правая общественность, не вдаваясь в оценку правительственной деятельности, ответила патриотическими манифестациями; либеральная отнеслась к войне по-разному. Одни с патриотической тревогой, другие с безразличием, а потом и те и другие использовали военные неудачи для сведения счетов с непопулярным правительством; левая общественность заняла явно пораженческую позицию.

1. Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь в отрывке, был подписан на территории США.

2. По мнению автора, начало войны, о которой идёт речь, сопровождалось патриотическим подъёмом российского общества.

3. События войны, о которой идёт речь в отрывке, стали одной из причин Первой российской революции.

4. Участниками войны, о которой идёт речь в отрывке, были М.Д. Скобелев и И.В. Гурко.

5. Союзниками России в войне, упоминаемой в отрывке, были Англия и Франция.

6. Условия мирного договора, завершившего данную войну, были очень выгодными для России.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Какие три программные установки были характерны для партии кадетов?

1. решение аграрного вопроса путем частичного принудительного отчуждения помещичьей земли

2. царь может формировать правительство самостоятельно

3. Польше и Финляндии должна быть предоставлена автономия

4. идеалом является конституционная монархия английского типа

5. автономия может быть предоставлена лишь Финляндии

6. для России имеется возможность перехода к социализму, минуя капитализм

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Б) _______ конференция проходила в 1943 г., в ходе переговоров обсуждались вопросы открытия второго фронта.

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком событии идёт речь.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

СОБЫТИЕ ДАТАУЧАСТНИК(-И)
Ялтинская конференция (А) (Б)
(В) 16 апреля — 2 мая 1945 г. Г.К. Жуков К.К. Рокоссовский И.С. Конев
(Г) 17 июля — 2 августа 1945 г. (Д)
Полное снятие блокады Ленинграда (Е) Л.А. Говоров

1. 4-11 февраля 1945 г

2. И.В. Сталин, У. Черчилль, К. Эттли, Г. Трумэн

3. Тегеранская конференция

4. И.В. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт

5. 5 июля — 23 августа 1943 г.

6. Берлинская операция

7. дан первый салют в истории Великой Отечественной войны

8. 27 января 1944 г

9. Потсдамская конференция

Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1. Манифест, о котором идёт речь, был издан в 1905 г.

2. Граф, о котором идёт речь, занимал должность Председателя Комитета министров Российской империи.

3. Автор пишет, что после опубликования манифеста граф, о котором идёт речь в отрывке, был активно поддержан либералами.

4. Граф, по словам автора отрывка, выразил уверенность, что издание манифеста навсегда предотвратит революцию в России.

5. В манифесте, упомянутом в отрывке, говорилось о даровании народу гражданских свобод.

6. Граф, о котором идёт речь, входил в состав Временного правительства.

Вариант 20

Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме чёрными стрелками.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. На схеме обозначены сражения, победы в которых предотвратили дальнейшее вторжение в русские земли северо-западных завоевателей.

2. Обозначенные на схеме события связаны с Ливонской войной.

4. Война, отображённая на схеме, имела целью завоевание Россией Прибалтики.

5. Последствием битв, изображённых на схеме, стала ликвидация Ливонского ордена./p>

6. Одним из современников событий, обозначенных на схеме, был хан Вату (Батый).

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры Характеристики
А) "Повесть временных лет" 1) памятник культуры создан в XVI в.
Б) Царь-пушка 2) памятник культуры создан в XVII в.
В) картина "Боярыня Морозова" 3) автор - И.Е. Репин
Г) скульптура "Рабочий и колхозница" 4) автор - В.И. Мухина
5) автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор
6) автор - В.И. Суриков

Вариант 20

Какие суждения о данной марке являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Встреча, которой посвящена данная марка, произошла примерно через 30 лет после первого визита советского руководителя в страну, государственный флаг которой изображён справа.

3. Автор рисунка подчёркивает дружеский характер отношений, сложившихся между встречающимися странами.

4. Упоминаемый на марке город вскоре после завершения данной встречи стал столицей летних Олимпийских игр.

5. Незадолго до данной встречи государство, флаг которого изображён справа, отметило трёхсотлетний юбилей своей независимости.

Укажите изображение, связанное с событием, тысячелетний юбилей которого совпал с годом выпуска данной марки. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Вариант 20

1.

Вариант 20

2.

Вариант 20

3.

Вариант 20

4.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Укажите фамилию герцога. Укажите четверть века, в рамках которого герцог был у власти. Напишите название, данное историком В.О. Ключевским периоду времени, связанному с именами и способами прихода к власти государынь, названных в тексте.


Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Сто­я­ние на Угре
2) Взя­тие Ка­за­ни
3) Гу­сит­ские войны


За­да­ние 2

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ
A) осада рус­ски­ми вой­ска­ми г. Плев­ны
Б) под­пи­са­ние Ништад­ско­го до­го­во­ра
B) цу­сим­ское сра­же­ние
Г) вве­де­ние Юрье­ва дня

ГОДЫ
1) 1905 г.
2) 1916 г.
3) 1497 г.
4) 1877 г.
5) 1855 г.
6) 1721 г.

За­да­ние 3

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям XIX в.

1) де­каб­ри­сты; 2) про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот; 3) ок­тяб­ри­сты;
4) ка­де­ты; 5) от­рез­ки; 6) арак­че­ев­щи­на.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

За­да­ние 4

За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

За­да­ние 5

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (яв­ле­ни­я­ми, со­бы­ти­я­ми) и фак­та­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (яв­ле­ни­ям, со­бы­ти­ям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЦЕС­СЫ (ЯВ­ЛЕ­НИЯ, СО­БЫ­ТИЯ)
A) оприч­ни­на
Б) кол­лек­ти­ви­за­ция
B) фе­о­даль­ная война вто­рой чет­вер­ти XV в.
Г) Ве­ли­кие ре­фор­мы

ФАКТЫ
1) от­ме­на кре­пост­но­го права в 1861 г.
2) Со­ло­вец­кое вос­ста­ние
3) мас­со­вый голод в не­ко­то­рых рай­о­нах СССР в 1932-1933 гг.
4) прав­ле­ние Елены Глин­ской
5) ка­ра­тель­ный поход Ивана IV на Нов­го­род
6) при­ход к вла­сти Ва­си­лия II

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

За­да­ние 6

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

1) Пра­ви­тель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те носил титул им­пе­ра­то­ра.
2) Пра­ви­тель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те был по­след­ним пред­ста­ви­те­лем этой ди­на­стии на рос­сий­ском пре­сто­ле.
3) Пра­ви­тель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те про­ти­во­дей­ство­вал вве­де­нию в стра­не во­ен­ных по­се­ле­ний.
4) При дан­ном пра­ви­те­ле в со­став Рос­сии вошли Ка­зань и Аст­ра­хань.
5) Этот пра­ви­тель при­влек к про­ве­де­нию ре­форм М.М. Спе­ран­ско­го.
6) В на­ча­ле его прав­ле­ния боль­шую роль играл кру­жок еди­но­мыш­лен­ни­ков – Из­бран­ная Рада.

Фраг­мент А
Фраг­мент Б

За­да­ние 7

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных ис­то­ри­че­ских лич­но­стей были ис­то­ри­ка­ми? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) С. М. Со­ловьёв 2) М. Н. Ер­мо­ло­ва 3) А. А. Хан­жон­ков
4) В. О. Клю­чев­ский 5) С. П. Дя­ги­лев 6) Н. М. Ка­рам­зин

За­да­ние 8

За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:
1) Те­ге­ран­ская
2) Бе­ло­рус­ская
3) Ржев­ская
4) Мос­ков­ская
5) Ста­лин­град­ская
6) Кур­ская

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

За­да­ние 9

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей XIX вв. и свя­зан­ны­ми с ними ме­ро­при­я­ти­я­ми внут­рен­ней по­ли­ти­ки. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столб­ца.

ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ
A) А. Х. Бен­кен­дорф
Б) Д. А. Ми­лю­тин
B) П. Д. Ки­се­лев
Г) А. А. Арак­че­ев


МЕ­РО­ПРИ­Я­ТИЯ ВНУТ­РЕН­НЕЙ ПО­ЛИ­ТИ­КИ
1) ос­но­ва­ние во­ен­ных по­се­ле­ний
2) учре­жде­ние III от­де­ле­ния кан­це­ля­рии Ни­ко­лая I
3) про­ве­де­ние ре­фор­мы управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ны­ми кре­стья­на­ми
4) вве­де­ние все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти
5) со­зда­ние Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

За­да­ние 10

Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те фа­ми­лию ав­то­ра.

За­да­ние 11

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го про­пус­ка, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.


1) Речь Поспо­ли­тая
2) ко­ро­ле­ва Вик­то­рия
3) Нев­ская битва
4) Борис Го­ду­нов
5) Ми­ха­ил Фёдо­ро­вич
6) Крым­ское хан­ство
7) Шве­ция
8) опи­ум­ные войны
9) Чи­ги­рин­ские по­хо­ды

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

За­да­ние 12

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Им­пе­ра­то­ром, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, яв­ля­ет­ся Ни­ко­лай I.
2) Среди пя­те­рых казнённых, упо­ми­на­е­мых в от­рыв­ке, были С. П. Тру­бец­кой и Н. М. Му­равьёв.
3) Автор под­дер­жи­ва­ет ме­ро­при­я­тия, пред­при­ня­тые им­пе­ра­то­ром для укреп­ле­ния са­мо­дер­жав­ной вла­сти.
4) Мятеж 14 де­каб­ря, упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке, про­изошёл в Москве.
5) Среди тех, кого, со­глас­но дан­но­му от­рыв­ку, от­пра­ви­ли в ссыл­ку, были К. Ф. Ры­ле­ев и П. Г. Ка­хов­ский.
6) Казнь, о ко­то­рой го­во­рит­ся в от­рыв­ке, со­сто­я­лась летом 1826 г.

За­да­ние 13

На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, к годам прав­ле­ния ко­то­ро­го от­но­сит­ся дан­ная война.


За­да­ние 14

За­да­ние 15

За­да­ние 16

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к схеме (Рисунок 1), яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.

1) Ре­зуль­та­том войны стало при­об­ре­те­ние не­за­ви­си­мо­сти Гре­ци­ей.
2) Во время войны особо от­ли­чил­ся рус­ский пол­ко­во­дец М. Д. Ско­бе­лев.
3) Война по­лу­чи­ла на­зва­ние Крым­ской.
4) Со­юз­ни­ком Рос­сии в этой войне была Ве­ли­ко­бри­та­ния.
5) Про­тив­ни­ком Рос­сии в этой войне была Осман­ская им­пе­рия.
6) По усло­ви­ям мир­но­го до­го­во­ра, за­ключённого по ито­гам этой войны, Сер­бия по­лу­чи­ла не­за­ви­си­мость.

За­да­ние 17

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
1) Уста­нов­лен в Вол­го­гра­де.
2) Автор — А. И. Сол­же­ни­цын.
3) Со­здан в 1980-е гг.
4) Сюжет ил­лю­стри­ру­ет со­бы­тия пе­ри­о­да от­те­пе­ли.
5) Глав­ный герой — В.И. Ленин.
6) Автор — А. А. Дей­не­ка.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

За­да­ние 18

Какие суж­де­ния о дан­ной ка­ри­ка­ту­ре яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1) На ка­ри­ка­ту­ре изоб­ражён по­ли­ти­че­ский де­я­тель, при­шед­ший к вла­сти в Гер­ма­нии в 1939 г.
2) На ка­ри­ка­ту­ре от­ра­же­ны со­бы­тия, про­изо­шед­шие в пе­ри­од ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.
3) Все удары Крас­ной армии, об­раз­но по­ка­зан­ные на ка­ри­ка­ту­ре, были на­не­се­ны в зим­ний пе­ри­од.
4) В пе­ри­од, когда про­изо­шли со­бы­тия, отражённые на ка­ри­ка­ту­ре, уже был от­крыт Вто­рой фронт во Фран­ции.
5) В пе­ри­од, когда про­изо­шли со­бы­тия, отражённые на ка­ри­ка­ту­ре, со­юз­ни­ки СССР дей­ство­ва­ли про­тив Гер­ма­нии и её со­юз­ни­ков в Се­вер­ной Аф­ри­ке.

За­да­ние 19

Ука­жи­те изоб­ра­же­ния объ­ек­тов, воз­ведённых в пе­ри­од ру­ко­вод­ства СССР по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля, при ко­то­рых про­изо­шли со­бы­тия, отражённые на ка­ри­ка­ту­ре. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.


Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы 20 - 22. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го пар­тий­но­го де­я­те­ля В. А. Мед­ве­де­ва.

За­да­ние 20

Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да оте­че­ствен­ной ис­то­рии, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния. На­зо­ви­те фа­ми­лию Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря, упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте.

За­да­ние 21

За­да­ние 22

За­да­ние 23

В 1601 г. из Рос­сии в Поль­шу бежал монах Чу­до­ва мо­на­сты­ря Гри­го­рий От­ре­пьев. Он объ­явил себя чу­дес­но спас­шим­ся ца­ре­ви­чем Дмит­ри­ем. Осе­нью 1604 г. он вторг­ся в Рос­сию, имея всего около четырёх тысяч че­ло­век ка­за­ков и по­ля­ков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объ­яс­ни­те, чем был вы­зван успех Лже­д­мит­рия I в борь­бе за власть (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).

За­да­ние 24

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.
Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:
1).
2).

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:
1).
2).

За­да­ние 25

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Роcсии:
1) 1425—1462 гг.;
2) 1825—1855 гг.;
3) 1985—1991 гг.
В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:
— ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;
— на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;
— ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.
Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.


Ответы к заданиям 1 - 19

Номер задания Правильный ответ
1 312
2 4613
3 34
4 Кунсткамера
5 5361
6 4615
7 146
8 612
9 2431
10 Хрущев
11 137528
12 136
13 АлександрВторой
14 Константинополь
15 Плевна
16 256
17 1326
18 25
19 14

Ответы к заданиям 20 - 25

Задание 20

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:
1) пе­ри­од — пе­ре­строй­ка;
2) фа­ми­лия Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря — М. С. Гор­бачёв.

Задание 21

Задание 23

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы, пре­об­ра­зо­ва­ни­ия пе­ри­о­да пе­ре­строй­ки:
— вве­де­ние си­сте­мы гос­приёмки;
— рас­ши­ре­ние са­мо­сто­я­тель­но­сти пред­при­я­тий, внед­ре­ние хоз­расчёта;
— раз­ви­тие ко­опе­ра­тив­но­го дви­же­ния;
— раз­ре­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства;
— со­зда­ние фер­мер­ских хо­зяйств (при­зна­ние пяти ос­нов­ных форм хо­зяй­ство­ва­ния на селе);
— со­зда­ние ком­мер­че­ских бан­ков.
Могут быть на­зва­ны дру­гие ре­фор­мы, пре­об­ра­зо­ва­ния.

Задание 24

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать ар­гу­мен­ты:
1) в под­твер­жде­ние, на­при­мер:
- рост го­ро­дов. по срав­не­нию с Древ­не­рус­ским го­су­дар­ством;
- успе­хи в раз­ви­тии ре­мес­ла, тор­гов­ли и об­ра­зо­ва­ния.
2) в опро­вер­же­ние, на­при­мер:
- фе­о­даль­ные усо­би­цы за­мед­ля­ли раз­ви­тие;
- резко упала обо­ро­но­спо­соб­ность Руси
Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты.

Задание 25

1) 1425-1462гг
Наи­бо­лее яркие лич­но­сти дан­но­го пе­ри­о­да: Ва­си­лий 2 Тем­ный пра­вил с 1425 года по 1462. А также его дво­ю­род­ные бра­тья: Ва­си­лий Косой и Дмит­рий Ше­мя­ка.Между ними раз­вер­ну­лась война за мос­ков­ский ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, ко­то­рая про­хо­ди­ла с пе­ре­мен­ным успе­хом. Война при­нес­ла много бед и стра­да­ний всему рус­ско­му на­ро­ду и лично кня­зьям. Она от­вле­ка­ла их от глав­ной за­да­чи и не поз­во­ли­ла осво­бо­дить­ся от ор­дын­ско­го ига. Ор­дын­ское иго - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская за­ви­си­мость Руси от Зо­ло­той Орды.Пред­ста­ви­те­лем древ­ней формы фе­о­даль­ных от­но­ше­ний явил­ся Дмит­рий Ше­мя­ка, вы­сту­пив­ший глав­ным про­тив­ни­ком Мос­ков­ско­го князя. В союзе с Мо­жай­ским кня­зем Ива­ном Ан­дре­еви­чем и при под­держ­ке Твер­ско­го князя Бо­ри­са Ш. в 1446 за­хва­тил Моск­ву, аре­сто­вал вел. князя Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча II и, осле­пив его, со­слал в Углич. Быв­ший вел. кн. Мос­ков­ский од­на­ко про­дол­жал быть сим­во­лом цен­тра­ли­зо­ван­ной вла­сти и, под­дер­жан­ный цер­ко­вью, ча­стью бо­яр­ства и го­род­ской бур­жу­а­зи­ей, по­лу­чил через не­сколь­ко ме­ся­цев Моск­ву и ве­ли­кое кня­же­ние об­рат­но. Ли­шен­ный своих вла­де­ний, Ше­мя­ка нашел прием в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком, где по на­у­ще­нию из Моск­вы был отрав­лен.

Не­про­стые от­но­ше­ния у Моск­вы и Ва­си­лия Тем­но­го были с Зо­ло­той Ордой. Ва­си­лий пы­тал­ся от­сто­ять не­за­ви­си­мость Руси от мон­го­ло-та­тар­ско­го ига и по­сто­ян­но со­вер­шал по­хо­ды про­тив Орды и ее ханов.
В 1437 году Ва­си­лий 2 по­сы­ла­ет вой­ска в город Белев. Рус­ская армия на­но­сит по­ра­же­ние та­ра­рам и вы­нуж­да­ет их пойти на пе­ре­го­во­ры, од­на­ко рус­ские во­е­во­ды раз­ры­ва­ют пе­ре­го­во­ры, на­де­ясь на свои силы, и в итоге тер­пят ужас­ное по­ра­же­ние от татар.
В 1439 году та­та­ры, во­оду­шев­лен­ные успе­хом в Бе­ле­ве, под­сту­па­ют к Москве. Ва­си­лий по­ки­да­ет город, оста­вив во главе во­е­во­ду Юрия Пат­ри­ке­е­ви­ча. Од­на­ко взять Моск­ву та­та­рам не уда­ет­ся.
Вплоть до 1443 года мон­го­ло-та­та­ры по­сто­ян­но со­вер­ша­ют на­бе­ги на рус­ские земли, разо­ряя и раз­ру­шая их.
В 1444 году между та­тар­ским ханом и Ва­си­ли­ем 2 раз­во­ра­чи­ва­ет­ся оже­сто­чен­ная борь­ба за Ниж­ний Нов­го­род. Орде уда­ет­ся за­хва­тить город, но не­на­дол­го, вско­ре Ва­си­лий вновь воз­вра­ща­ет Нов­го­род под власть Моск­вы.
В 1445 году Ва­си­лий по­па­да­ет в плен к та­та­рам, но очень скоро его вы­ку­па­ют, и он воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву.

В целом, внеш­няя и внут­рен­няя по­ли­ти­ка, а также вся де­я­тель­ность Ва­си­лия 2 Тем­но­го была на­прав­ле­на на объ­еди­не­ние зе­мель и под­чи­не­ние как можно боль­ших тер­ри­то­рий вла­сти Моск­вы и ве­ли­ко­го князя Мос­ков­ско­го.
Ито­га­ми прав­ле­ния Ва­си­лия 2 стали:
Ва­си­лий бла­го­да­ря по­бе­де в ди­на­сти­че­ской (фе­о­даль­ной) войне , укре­пил ве­ли­ко­кня­же­скую власть. В ре­зуль­та­те по­бе­ды Ва­си­лия в Москве утвер­дил­ся пря­мой по­ря­док на­сле­до­ва­ния пре­сто­ла, не стало по­во­дов для усо­биц. За­вер­ша­ет­ся про­цесс лик­ви­да­ции ста­рин­ной ле­стви­цы, на­ча­тый еще Дмит­ри­ем Дон­ским. На­чи­на­ет­ся про­цесс лик­ви­да­ции уде­лов.
Суз­даль­ско-Ни­же­го­род­ское, Нов­го­род­ское, Псков­ское кня­же­ства и Вят­ская земля по­па­ли в за­ви­си­мость от Моск­вы.

Читайте также: