Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 22 ответы предполагают
Обновлено: 30.06.2024
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) битва на р. Калке
2) отмена местничества
3) образование Речи Посполитой
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
A) начало проведения политики опричнины
Б) введение Табели о рангах
B) поход князя Игоря Святославича против половцев
Г) начало Корейской войны
ГОДЫ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3. Ниже приведён список аббревиатур. Все они, за исключением двух, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны.
1) ГКО; 2) НКВД; 3) СНК; 4) РККА; 5) СЭВ; 6) КПСС.
Найдите и запишите порядковые номера аббревиатур, относящихся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное слово.
Событие российской истории, результатом которого стало отречение императора и образование Временного правительства, по времени произошедших событий называется ____ переворотом.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
A) междоусобная война второй четверти XV в. в Московском государстве
Б) восстание под предводительством С. Т. Разина
B) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
ФАКТЫ
1) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта
3) битва под Суздалем, пленение московского князя
4) битва на р. Шелони
5) осада Симбирска
6) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые события произошли в период правления Василия Шуйского.
2) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, был царём в России.
3) Описываемые события произошли в период правления Фёдора Ивановича.
4) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, стал родоначальником царской династии Романовых.
5) На Красной площади в Москве установлен памятник историческим личностям, упомянутым в данном отрывке.
6) Описываемые события произошли после прихода к власти Семибоярщины. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Какие из перечисленных событий, явлений относятся к реформе политической системы СССР в период перестройки? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) создание Съезда народных депутатов СССР
2) упразднение органов госбезопасности
3) отмена статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС
4) преобразование народных комиссариатов в министерства
5) демократизация средств массовой информации
6) создание Государственной Думы
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
Б) Одним из участников водружения Знамени Победы над Рейхстагом был ____.
В) Частичный прорыв блокады Ленинграда произошёл в январе ____.
9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
A) начало присоединения Западной Сибири к России
Б) подавление антиордынского восстания в Твери
B) Семилетняя война
Г) участие во внутрипартийной борьбе в 1920-е гг.
УЧАСТНИКИ
6) Ермак Тимофеевич
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.
«В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.
Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Событие истории России
Событие истории зарубежных стран
Образование Священной Римской империи
Возникновение Английского парламента
Битва на реке Воже
Разгром печенегов под Киевом
1) дунайские походы князя Святослава Игоревича
2) битва на реке Сити
4) присоединение Твери к Московскому княжеству
7) нормандское завоевание Англии
8) падение Византийской империи
9) Жакерия во Франции
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы. Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии. Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.
2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.
3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых событий в Чехословакии.
4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.
5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.
6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска стран Организации Варшавского договора.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, представленным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2) Строительство железной дороги, обозначенной на схеме, было полностью завершено в том же веке, в котором оно началось.
4) Один из городов, обозначенных на схеме, назван в честь знаменитого русского землепроходца.
17. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
A) митрополит Иларион
B) В. В. Верещагин
Г) М. К. Калатозов
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, изображённый на марке, был киевским князем.
2) Князь, изображённый на марке, — сын Мстислава Великого.
3) На данной марке изображены купола Успенского собора во Владимире.
4) Данная марка выпущена к 1000-летию со дня рождения князя, который на ней изображён.
5) С деятельностью князя, изображённого на марке, связано первое упоминание в летописи о Москве.
19. Укажите памятники, созданные в том веке, когда была выпущена данная марка. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического документа
«В самом начале царствования Нашего, признав необходимым привести Отечественные Наши Законы в ясность и твёрдый порядок, повелели Мы прежде всего собрать и издать их в полном их составе, и потом из сего общего состава, отделив одни действующие ныне в Империи Нашей законы, соединить их в правильный и единообразный Свод, и изложить их в точной их силе, без всякого в существе их изменения, на том самом основании, какое ещё в 1700 г. положено было Петром Великим.
Первое из сих предназначений исполнено.
Ныне, при помощи Божией, семилетними непрерывными трудами, под собственным ведением Нашим, совершилось и второе.
Все законы, начиная от ____ 1649 года в течение 183 лет изданные, и при разнообразных изменениях времени сохранившие поныне силу их и действие, быв разобраны по родам их и отделены от всего, что силою последующих узаконений отменено, все, исключая постановлений военных и морских и некоторых других, ниже сего поименованных, сведены в единообразный состав, соединены в одно целое, распределены в Книги по главным предметам дел правительственных и судебных.
Всё, что впредь состоится, будет по порядку тех же Книг и с указанием на их статьи распределяемо в ежегодном Свода продолжении, и таким образом состав законов, единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его и единстве.
Сего требовали первые, существенные нужды Государства: правосудие и порядок управления.
20. Укажите автора данного документа. Укажите годы его правления. Укажите названия свода законов, пропущенное в тексте
21. Укажите государственную задачу, о необходимости решения которой пишет автор. Укажите два мероприятия, выполнение которых, по мнению автора, обеспечит решение данной задачи.
22. Привлекая исторические знания, укажите три любых, не упомянутых в тексте, внутриполитических мероприятия, осуществлённых в годы правления автора данного документа.
23. Принятие Русью христианства в годы правления князя Владимира Святославича не только способствовало духовному подъёму Руси, но и имело важные политические последствия для государства Русь. Укажите три политических последствия, к которым привело крещение Руси.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1613-1645 гг.; 2) ноябрь 1796 г. — март 1801 г.; 3) март 1985 г. — декабрь 1991 г.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Задания по истории России XVII в.
Электив по истории России
Гудзишевская Нина Валентиновна
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в
Из сочинения историка.
«Со второго десятилетия . века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия. Государственная территория. постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.
Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство.
1.О каком веке, и какой новой династии идёт речь в документе?
2. В чём видит историк отличия данного периода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх положений.
3. Используя текст документа и знания истории, укажите, какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?
2.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в
Из исторического очерка:
1.О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло, и чем было вызвано?
2.Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.
3.Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?
3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в
Из записок иностранца.
«В Москву прибыли шведские послы для ратификации мирного договора. Они были встречены и приняты согласно обычаю и, после некоторого пребывания, отпущены в довольстве
С медными деньгами ежедневно было хуже и хуже. В начале сего года 5 или 6 шли к одному серебром, а когда я приехал в страну — всего по 3 Причиной ежедневного падения [стоимости медной монеты] было то, что большое количество оной ввозилось тайком из-за моря, а в Москве и в других городах чеканилось частными лицами. Было поймано много фальшивомонетчиков, каждому из коих отрубили руку, били кнутом и ссылали в Сибирь, изъяв имущество в казну, но ничто не помогало. Открылось, что даже кое-кто из знатных особ прикладывает руку к такой подделке.
Этой зимой боярин Борис Иванович Морозов умер бездетным, оставив царю огромное состояние и много денег
Рано утром, когда, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступить к Таганским воротам. Я осведомился, где [царь], и, узнав, что он в Коломенском, советовал идти туда
1.Назовите царя, упоминаемого в тексте. К какому году относятся описываемые в тексте события? Под каким названием эти события вошли в отечественную историю?
2. Какие две причины денежного кризиса, описываемого в тексте, называет автор?
Как он объясняет бессилие властей в борьбе с кризисом?
3.Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх новых явлений в российской экономике того периода, к которому относятся описываемые в тексте события.
4.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в.
Из исторического источника
«Здесь о сем воре . пространнее да объявим. То был от природы донской казак, который, собрав свою партию воровскую, не малое время воровав по реке Волге, разбивая суда и топя людей, . и уже те его дела злые дошли до Государя. Тогда Государь повелел собрать несколько войска и послать на того бунтовщика. Тот убоялся и по счастью своему собрал он . воровские войска, пошёл Волгою вниз, . в Каспийское море, разбои великие чинил, . и грады Персидские там пленил. и безмерно себя и всех своих обогатил. Потом пришла ему мысль возвратиться в Россию, и принести повинную к Царю. И когда ко граду Астрахани стал приближаться, тогда он послал от себя к воеводе возвестить, что . идёт с повинною к Царю.
И между тем Воевода Астраханский, видя у бунтовщика многие богатства и дорогие вещи, когда лаской, а иногда и грозою их от него получал. Уже бунтовщик часто ему упоминал, чтоб он его вскоре отправлял в Москву, но Воевода, . завидуя богатствам его, день ото дня откладывал его отправление. Тогда бунтовщик, собрав своих казаков на своё судно, великую им жалобу принёс на Воеводу того. Устремились все во град ко двору воеводскому.
3.Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх крупных восстаний, бунтов, произошедших в том же столетии, что и восстание, описываемое в источнике.
Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).
6. В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве - Медный бунт.
Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы.
Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)?
Назовите основные причины социальных движений середины - второй половины XVII в. Укажите не менее трёх причин.
Назовите нормативный акт, окончательно закрепостивший крестьян за землевладельцами, и год выпуска данного документа. Приведите не менее 3-х причин данного процесса.
8. В 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт.
Укажите любые три итога (последствия) этого восстания.
Приведите не менее трёх причин социальных потрясений времён царствования Алексея Михайловича.
10. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента - опровергающих её.
Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.
Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
12. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Расположите в хронологической последовательности исторических деятелей. Запишите цифры, которыми обозначены исторические деятели, в правильной последовательности.
1. царь Михаил Федорович
3. царевна Софья Алексеевна
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
Ниже приведен перечень и имен собственных. Все они, за исключением одного, связаны с периодом правления Ивана Грозного.
1. Избранная рада 2. опричнина 3. Александровская слобода 4. Стоглавый собор 5. Соборное уложение 6. Судебник
Запишите термин, о котором идёт речь.
Система организации части русской армии в 1810—1855 гг., при которой солдаты не только несли военную службу, но и занимались традиционным крестьянским трудом.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) | Факты |
А) борьба русских князей с половцами | 1) Чесменское сражение |
Б) Смутное время в России | 2) Поход князя Игоря Святославича |
В) участие России в Антифранцузских коалициях | 3) битва на р. Шелони |
Г) Первая мировая война | 4) сражение при Клушино |
5) битва при Аустерлице | |
6) Брусиловский прорыв |
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Когда началась война, то для многих единственным стимулом, оживившим чувство патриотизма и оскорблённой народной гордости, было предательское, без объявления войны нападение на Порт-Артур.
Правая общественность, не вдаваясь в оценку правительственной деятельности, ответила патриотическими манифестациями; либеральная отнеслась к войне по-разному. Одни с патриотической тревогой, другие с безразличием, а потом и те и другие использовали военные неудачи для сведения счетов с непопулярным правительством; левая общественность заняла явно пораженческую позицию.
1. Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь в отрывке, был подписан на территории США.
2. По мнению автора, начало войны, о которой идёт речь, сопровождалось патриотическим подъёмом российского общества.
3. События войны, о которой идёт речь в отрывке, стали одной из причин Первой российской революции.
4. Участниками войны, о которой идёт речь в отрывке, были М.Д. Скобелев и И.В. Гурко.
5. Союзниками России в войне, упоминаемой в отрывке, были Англия и Франция.
6. Условия мирного договора, завершившего данную войну, были очень выгодными для России.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Какие три программные установки были характерны для партии кадетов?
1. решение аграрного вопроса путем частичного принудительного отчуждения помещичьей земли
2. царь может формировать правительство самостоятельно
3. Польше и Финляндии должна быть предоставлена автономия
4. идеалом является конституционная монархия английского типа
5. автономия может быть предоставлена лишь Финляндии
6. для России имеется возможность перехода к социализму, минуя капитализм
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
Б) _______ конференция проходила в 1943 г., в ходе переговоров обсуждались вопросы открытия второго фронта.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком событии идёт речь.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
СОБЫТИЕ | ДАТА | УЧАСТНИК(-И) |
Ялтинская конференция | (А) | (Б) |
(В) | 16 апреля — 2 мая 1945 г. | Г.К. Жуков К.К. Рокоссовский И.С. Конев |
(Г) | 17 июля — 2 августа 1945 г. | (Д) |
Полное снятие блокады Ленинграда | (Е) | Л.А. Говоров |
1. 4-11 февраля 1945 г
2. И.В. Сталин, У. Черчилль, К. Эттли, Г. Трумэн
3. Тегеранская конференция
4. И.В. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт
5. 5 июля — 23 августа 1943 г.
6. Берлинская операция
7. дан первый салют в истории Великой Отечественной войны
8. 27 января 1944 г
9. Потсдамская конференция
Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Манифест, о котором идёт речь, был издан в 1905 г.
2. Граф, о котором идёт речь, занимал должность Председателя Комитета министров Российской империи.
3. Автор пишет, что после опубликования манифеста граф, о котором идёт речь в отрывке, был активно поддержан либералами.
4. Граф, по словам автора отрывка, выразил уверенность, что издание манифеста навсегда предотвратит революцию в России.
5. В манифесте, упомянутом в отрывке, говорилось о даровании народу гражданских свобод.
6. Граф, о котором идёт речь, входил в состав Временного правительства.
Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме чёрными стрелками.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. На схеме обозначены сражения, победы в которых предотвратили дальнейшее вторжение в русские земли северо-западных завоевателей.
2. Обозначенные на схеме события связаны с Ливонской войной.
4. Война, отображённая на схеме, имела целью завоевание Россией Прибалтики.
5. Последствием битв, изображённых на схеме, стала ликвидация Ливонского ордена./p>
6. Одним из современников событий, обозначенных на схеме, был хан Вату (Батый).
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры | Характеристики |
А) "Повесть временных лет" | 1) памятник культуры создан в XVI в. |
Б) Царь-пушка | 2) памятник культуры создан в XVII в. |
В) картина "Боярыня Морозова" | 3) автор - И.Е. Репин |
Г) скульптура "Рабочий и колхозница" | 4) автор - В.И. Мухина |
5) автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор | |
6) автор - В.И. Суриков |
Какие суждения о данной марке являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Встреча, которой посвящена данная марка, произошла примерно через 30 лет после первого визита советского руководителя в страну, государственный флаг которой изображён справа.
3. Автор рисунка подчёркивает дружеский характер отношений, сложившихся между встречающимися странами.
4. Упоминаемый на марке город вскоре после завершения данной встречи стал столицей летних Олимпийских игр.
5. Незадолго до данной встречи государство, флаг которого изображён справа, отметило трёхсотлетний юбилей своей независимости.
Укажите изображение, связанное с событием, тысячелетний юбилей которого совпал с годом выпуска данной марки. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1.
2.
3.
4.
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Укажите фамилию герцога. Укажите четверть века, в рамках которого герцог был у власти. Напишите название, данное историком В.О. Ключевским периоду времени, связанному с именами и способами прихода к власти государынь, названных в тексте.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Стояние на Угре
2) Взятие Казани
3) Гуситские войны
Задание 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
A) осада русскими войсками г. Плевны
Б) подписание Ништадского договора
B) цусимское сражение
Г) введение Юрьева дня
ГОДЫ
1) 1905 г.
2) 1916 г.
3) 1497 г.
4) 1877 г.
5) 1855 г.
6) 1721 г.
Задание 3
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XIX в.
1) декабристы; 2) промышленный переворот; 3) октябристы;
4) кадеты; 5) отрезки; 6) аракчеевщина.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Задание 4
Запишите термин, о котором идёт речь.
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
A) опричнина
Б) коллективизация
B) феодальная война второй четверти XV в.
Г) Великие реформы
ФАКТЫ
1) отмена крепостного права в 1861 г.
2) Соловецкое восстание
3) массовый голод в некоторых районах СССР в 1932-1933 гг.
4) правление Елены Глинской
5) карательный поход Ивана IV на Новгород
6) приход к власти Василия II
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
1) Правитель, речь о котором идет в документе носил титул императора.
2) Правитель, речь о котором идет в документе был последним представителем этой династии на российском престоле.
3) Правитель, речь о котором идет в документе противодействовал введению в стране военных поселений.
4) При данном правителе в состав России вошли Казань и Астрахань.
5) Этот правитель привлек к проведению реформ М.М. Сперанского.
6) В начале его правления большую роль играл кружок единомышленников – Избранная Рада.
Фрагмент А |
Фрагмент Б |
Задание 7
Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) С. М. Соловьёв 2) М. Н. Ермолова 3) А. А. Ханжонков
4) В. О. Ключевский 5) С. П. Дягилев 6) Н. М. Карамзин
Задание 8
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Тегеранская
2) Белорусская
3) Ржевская
4) Московская
5) Сталинградская
6) Курская
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 9
Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей XIX вв. и связанными с ними мероприятиями внутренней политики. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ
A) А. Х. Бенкендорф
Б) Д. А. Милютин
B) П. Д. Киселев
Г) А. А. Аракчеев
МЕРОПРИЯТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
1) основание военных поселений
2) учреждение III отделения канцелярии Николая I
3) проведение реформы управления государственными крестьянами
4) введение всеобщей воинской повинности
5) создание Временного правительства
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 10
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
1) Речь Посполитая
2) королева Виктория
3) Невская битва
4) Борис Годунов
5) Михаил Фёдорович
6) Крымское ханство
7) Швеция
8) опиумные войны
9) Чигиринские походы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 12
Прочтите отрывок из исторического источника.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.
2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.
3) Автор поддерживает мероприятия, предпринятые императором для укрепления самодержавной власти.
4) Мятеж 14 декабря, упоминаемый в отрывке, произошёл в Москве.
5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.
6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.
Задание 13
Напишите имя российского императора, к годам правления которого относится данная война.
Задание 14
Задание 15
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к схеме (Рисунок 1), являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Результатом войны стало приобретение независимости Грецией.
2) Во время войны особо отличился русский полководец М. Д. Скобелев.
3) Война получила название Крымской.
4) Союзником России в этой войне была Великобритания.
5) Противником России в этой войне была Османская империя.
6) По условиям мирного договора, заключённого по итогам этой войны, Сербия получила независимость.
Задание 17
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Установлен в Волгограде.
2) Автор — А. И. Солженицын.
3) Создан в 1980-е гг.
4) Сюжет иллюстрирует события периода оттепели.
5) Главный герой — В.И. Ленин.
6) Автор — А. А. Дейнека.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 18
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.
2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.
4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.
5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.
Задание 19
Укажите изображения объектов, возведённых в период руководства СССР политического деятеля, при которых произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 - 22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
Задание 20
Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Задание 21
Задание 22
Задание 23
В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1).
2).
Аргументы в опровержение:
1).
2).
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории Роcсии:
1) 1425—1462 гг.;
2) 1825—1855 гг.;
3) 1985—1991 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Ответы к заданиям 1 - 19
Номер задания | Правильный ответ |
1 | 312 |
2 | 4613 |
3 | 34 |
4 | Кунсткамера |
5 | 5361 |
6 | 4615 |
7 | 146 |
8 | 612 |
9 | 2431 |
10 | Хрущев |
11 | 137528 |
12 | 136 |
13 | АлександрВторой |
14 | Константинополь |
15 | Плевна |
16 | 256 |
17 | 1326 |
18 | 25 |
19 | 14 |
Ответы к заданиям 20 - 25
Задание 20
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) период — перестройка;
2) фамилия Генерального секретаря — М. С. Горбачёв.
Задание 21
Задание 23
Могут быть названы следующие экономические реформы, преобразованиия периода перестройки:
— введение системы госприёмки;
— расширение самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчёта;
— развитие кооперативного движения;
— разрешение индивидуального предпринимательства;
— создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);
— создание коммерческих банков.
Могут быть названы другие реформы, преобразования.
Задание 24
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
- рост городов. по сравнению с Древнерусским государством;
- успехи в развитии ремесла, торговли и образования.
2) в опровержение, например:
- феодальные усобицы замедляли развитие;
- резко упала обороноспособность Руси
Могут быть приведены другие аргументы.
Задание 25
1) 1425-1462гг
Наиболее яркие личности данного периода: Василий 2 Темный правил с 1425 года по 1462. А также его двоюродные братья: Василий Косой и Дмитрий Шемяка.Между ними развернулась война за московский великокняжеский престол, которая проходила с переменным успехом. Война принесла много бед и страданий всему русскому народу и лично князьям. Она отвлекала их от главной задачи и не позволила освободиться от ордынского ига. Ордынское иго - политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды.Представителем древней формы феодальных отношений явился Дмитрий Шемяка, выступивший главным противником Московского князя. В союзе с Можайским князем Иваном Андреевичем и при поддержке Тверского князя Бориса Ш. в 1446 захватил Москву, арестовал вел. князя Василия Васильевича II и, ослепив его, сослал в Углич. Бывший вел. кн. Московский однако продолжал быть символом централизованной власти и, поддержанный церковью, частью боярства и городской буржуазией, получил через несколько месяцев Москву и великое княжение обратно. Лишенный своих владений, Шемяка нашел прием в Новгороде Великом, где по наущению из Москвы был отравлен.
Непростые отношения у Москвы и Василия Темного были с Золотой Ордой. Василий пытался отстоять независимость Руси от монголо-татарского ига и постоянно совершал походы против Орды и ее ханов.
В 1437 году Василий 2 посылает войска в город Белев. Русская армия наносит поражение тарарам и вынуждает их пойти на переговоры, однако русские воеводы разрывают переговоры, надеясь на свои силы, и в итоге терпят ужасное поражение от татар.
В 1439 году татары, воодушевленные успехом в Белеве, подступают к Москве. Василий покидает город, оставив во главе воеводу Юрия Патрикеевича. Однако взять Москву татарам не удается.
Вплоть до 1443 года монголо-татары постоянно совершают набеги на русские земли, разоряя и разрушая их.
В 1444 году между татарским ханом и Василием 2 разворачивается ожесточенная борьба за Нижний Новгород. Орде удается захватить город, но ненадолго, вскоре Василий вновь возвращает Новгород под власть Москвы.
В 1445 году Василий попадает в плен к татарам, но очень скоро его выкупают, и он возвращается в Москву.
В целом, внешняя и внутренняя политика, а также вся деятельность Василия 2 Темного была направлена на объединение земель и подчинение как можно больших территорий власти Москвы и великого князя Московского.
Итогами правления Василия 2 стали:
Василий благодаря победе в династической (феодальной) войне , укрепил великокняжескую власть. В результате победы Василия в Москве утвердился прямой порядок наследования престола, не стало поводов для усобиц. Завершается процесс ликвидации старинной лествицы, начатый еще Дмитрием Донским. Начинается процесс ликвидации уделов.
Суздальско-Нижегородское, Новгородское, Псковское княжества и Вятская земля попали в зависимость от Москвы.
Читайте также: