Свадебные традиции в христианстве кратко

Обновлено: 12.06.2024

Таинство венчания не гарантирует того, что супруги никогда не будут ругаться или, в силу определенных причин, не разведутся. Таинство брака, как и любое Таинство, должно хранить благоговейно, возгревая то светлое чувство, приведшее к брачному союзу, продолжаемому в Вечности.

Таинство венчания не гарантирует того, что супруги никогда не будут ругаться или, в силу определенных причин, не разведутся. Таинство брака, как и любое Таинство, должно хранить благоговейно, возгревая то светлое чувство, приведшее к брачному союзу, продолжаемому в Вечности.

Как подготовиться к Таинству венчания?

Не отметая всех забот о технической стороне свадебных приготовлений (наряды, машина, праздничный стол и т.д.), нужно помнить, что подготовка к венчанию, в первую очередь, должна быть духовной. Но если быть более точным, то стоит разделять подготовку к свадьбе и подготовку к венчанию. Свадебные заботы, конечно же, должны иметь место. Было бы странным видеть жениха и невесту, которые не готовятся к собственной свадьбе. А вот о подготовке к венчанию сказать нужно. Жениху и невесте, которые готовятся вступить в церковный брак, обязательно нужно просить у Бога помощи. Чаще бывать на богослужении, исповедаться, причащаться, участвовать в церковной жизни. Кто не воцерковлен – воцерковляться, воспринимать порядок христианской нравственности. Во многих православных храмах для будущих супругов проводятся специальные пастырские беседы, в которых священник разъясняет смысл христианского брака

Это правило касается и венчания. Трехдневный пост (как минимум) был бы совсем не лишним. Естественно, что нужно очистить не только тело постом, но и душу. А в этом поможет Таинство покаяния – исповедь. Тем более, что благочестивым жениху и невесте обязательно захочется причаститься перед венчанием. Воспоминая древнюю традицию, по которой христиане начинали свою совместную жизнь у Чаши Христовой, будущим христианским супругам должно перед венчанием приступить к Таинству Святого Причащения.

Но если в первом случае все понятно и не требует каких-либо определенных разъяснений, то во втором все может оказаться довольно непросто. Афиширование добрачных отношений может серьезно скомпрометировать жениха с невестой перед людьми. Но имевшие плотские отношения до брака жених и невеста, все таки облачившись в белые наряды, фактически будут лицемерить перед Богом и людьми. Этот вопрос очень сложный и поэтому его стоит разбирать только со священником в личной беседе.

На венчание необходимо принести иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (обычно берут образ Казанской иконы Божией Матери). По традиции этими иконами супруги будут в будущем благословлять своих детей на вступление в брак. Если в семье эта традиция сохранялась, то это могут быть родительские иконы. Жениха родители благословляют иконой Спасителя, а невесту – иконой Божией Матери. Во время венчания священник благословляет этими иконами супругов.

Необходимый атрибут на венчании – обручальные кольца. Кольца символизируют вечность и неразрывность брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней. На обручении, которое предшествует венчанию (обручение и венчание по современной практике совершаются вместе), священник благословляет кольцами жениха с невестой и им одевает кольца на безымянные пальцы правых рук. Этим действием, при прочтении определенных молитв, и совершается церковное обручение.

Также необходимо принести венчальные свечи (обычно специальные наборы продают в храмах). Эти свечи брачующиеся будут держать в руках во время венчания. Пламя свечей символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу.

Нужно принести на венчание белый плат (полотенце) – рушник, на который встанут во время венчания жених с невестой. Поэтому и длина его должна быть соответствующей. Символическое значение белого плата то же, что и белые одежды – нравственная чистота мужа и жены.

Что принято дарить на венчание?

Конечно, четких указаний на этот счет нет. Но в отличие от свадебного подарка, который, как правило, носит практическую роль для будущей совместной жизни супругов (какая-то бытовая техника, домашняя утварь и проч), подарок, преподнесенный на венчании, должен быть духовно полезным, напоминающим о воспринятом Таинстве. Это могут быть иконы, духовная литература, церковная утварь (к примеру, красивая лампада для домашнего иконостаса) и т.д.

Конечно, в таком сложном деле как свадебные приготовления есть много нюансов и установившихся традиций, которые разнятся от местности к местности. Везде есть свои национальные и местные обычаи. Но они никак не должны влиять на то, чего должны придерживаться православные христиане. Это, в первую очередь, вопросы веры. Если местные обычаи диктуют отдать дань языческим традициям, то должно смело отказаться от них. Свадебному пиру должно быть чуждо всякого рода невоздержание и неприличие.

Закончив рассмотрение наиболее часто задаваемых вопросов о Таинстве венчании (понятно, что абсолютно все охватить невозможно), перейду к другой, более печальной, стороне жизни христианских супругов, которая по немощи человеческой все-таки имеет место. Поговорим о разводе и расторжении церковного брака. Это достаточно актуально на сегодняшний день, разводов по стране достаточное количество, особенно среди молодежи.

В каких случаях допустимо расторжение церковного брака?

Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Подводя итог, хочется еще напомнить, что венчание – это Таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Таинство венчания не гарантирует того, что супруги никогда не будут ругаться или, в силу определенных причин, не разведутся. Таинство брака, как и любое Таинство, должно хранить благоговейно, возгревая то светлое чувство, приведшее к брачному союзу, продолжаемому в Вечности.

Дай Бог всем готовящимся вступить в брак глубокого осмысления этого ответственного шага на основании православного учения о браке, а всем уже состоящим в браке должного почтения и благоговения к принятой святыне.

С течением времени значительно изменились обычаи проведения свадебных мероприятий. Например, в былые времена православную свадьбу праздновали два дня, а в дни церковных постов такие мероприятия никогда не проводились, поэтому дату торжества выбирали по православному календарю. Однако, и в наши дни многие старые традиции входят в свадебный сценарий.

Общие сведения

Православная свадьба – это, прежде всего, совершение обряда венчания. Многие современные молодые пары, желая следовать традициям, планируют проведение свадебного мероприятия в соответствии с обычаями. Православная свадьба состоит из нескольких этапов:

— Сватовство (переговоры представителей двух семей о предстоящем бракосочетании). В старину на Руси мало кого интересовало, согласна ли девушка на брак. Родители парня подбирали подходящую невесту для своего сына и засылали сватов. Нередко, будущие молодожены узнавали о том, что им предстоит пожениться именно во время сватовства.

— Смотрины (посещение родственниками невесты дома жениха). Этот обычай подразумевал, что родители невесты должны убедиться в том, что отдают свою дочь в хорошие руки, что жених сможет обеспечить свою жену и будущих детей.

— Девичник (в доме невесты) и мальчишник для жениха.

— Венчание в церкви.

В наши дни все значительно упростилось: за два-три дня до бракосочетания влюбленные проводят девичник и мальчишник. В старину это считалось последней встречей молодых с подружками и друзьями как правило, сопровождаясь печальными песнями и пожеланиями на будущее.

Ведь действительно, для влюбленных заканчивался этап свободной и безмятежной жизни. Сегодня эти мероприятия носят совершенно иной характер – веселый и развлекательный.

Подробности

Утром свадебного дня будущих молодоженов должны благословить их родители

Началом современной православной свадьбы считается выкуп невесты. Это испытание для жениха, который должен доказать окружающим, что он достоин этой девушки. Этот обычай сопровождается разными конкурсами, шутками, приколами, в процессе которых, жениху придется расплачиваться монетами. Изначально этот обычай заключался в том, что жених должен был выкупить свою будущую жену у ее родни, заплатив деньги. В современном варианте, деньги не играют ключевой роли, однако, большой акцент делается на конкурсы-испытания, пройдя которые жених сможет приблизиться к своей мечте – невесте и вручить ей свадебный букет.

После обряда выкупа молодые едут на регистрацию брака в ЗАГС, где происходит торжественная часть церемонии. Родители и близкие родственники говорят им напутственные слова. К определенному времени свадебный кортеж с будущими молодоженами приезжает в ЗАГС. После официального бракосочетания, когда подписаны все необходимые документы обеими сторонами, следует маленький фуршет, где новобрачные принимают поздравления от присутствующих там гостей.

На выходе из учреждения

Затем следует самый важный для православных обычай – венчание новобрачных в церкви. Для этого заранее следует поговорить с батюшкой, а также получить его благословение. В нашей стране очень много церквей и храмов, проводящих это таинство (например, только в Москве их больше 1000). Стоит отметить, что перед венчанием жених и невеста должны исповедаться. Сам обряд венчания длится около часа. После совершения таинства, как правило, молодожены отправляются на свадебную прогулку по живописным местам и достопримечательностям. Параллельно проводится фотосессия.

По старому обычаю, все должны посетить дом молодого мужа, где новобрачных и гостей встречают родители парня с караваем. Молодожены поочередно должны отведать его вкус и откусить кусок. Считается, что главой семьи станет тот, чей кусок будет больше.

На современных свадьбах, приезд в дом жениха, как правило, упраздняется, а встреча молодых хлебом-солью проводится перед началом свадебного банкета.

Особенное место в сценарии занимает танец новобрачной со своим отцом

после которого последний передает девушку в руки молодого супруга. Затем следует первый свадебный танец молодоженов. Собственно, именно он открывает свадебное торжество.

На православной свадьбе проводится много интересных и веселых конкурсов, игр, в которых задействованы, практически, все гости. В конце вечера, по обычаю, новобрачная бросает свадебный букет. Считается, что девушка, поймавшая букет невесты, в скором времени выйдет замуж.

В завершении свадебного вечера гости шумно провожают новобрачных, которым предстоит первая брачная ночь.

У православных, предусмотрено продолжение свадьбы на второй день. Как правило, это длится недолго — просто организуется маленькое застолье, на котором веселятся, обсуждают свадебную церемонию. Обычно, на второй день присутствуют самые близкие родственники.

В старые времена на второй день жених должен был прийти в дом невесты, где теща угощала его вкусными блюдами, которые приготовила собственноручно. А жениху предстояло выкупить все, что он отведал.

На современных свадьбах такие обряды уже не актуальны. Все что проводится в той или иной степени, скорее развлечение, чем традиция. Поэтому, дело каждого насколько он готов следовать обычаям и традициям православной свадьбы. На сегодняшний день проведение православной свадьбы со строгим соблюдением обычаев вряд ли возможно, однако, следовать хотя бы некоторым из них вполне реально.

Сегодня практически каждая христианская свадьба проходи без соблюдения большинства присущих данному ритуалу традиций. Большинство из них было безвозвратно утеряно. Но, тем не менее, многие молодожены все чаще изъявляют желание отметить торжество с соблюдением всех традиций. Давайте разберемся, какие ритуалы и обычаи присущи классической христианской свадьбе.

Чтобы воплотить все моменты свадебной церемонии следует грамотно продумать сценарий.

Христианская свадьба

Обряды свадьбы христиан

На Руси существовали обязательные обряды, без которых не обходилось ни одно бракосочетание.

Православная свадьба по традиции включала: сватовство, смотрины, сговор, девичник, венчание, первую брачную ночь и пиршество.

Для создания семьи, каждый из этапов был важен и имел особое значение. Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.

Сватовство

Данный этап представлял собой переговоры двух семей, заинтересованных в заключение брачного союза. Раньше браки заключались в раннем возрасте, поэтом родители всегда сами подбирали парню невесту. Очень часто молодожены и не знали о своей свадьбе и узнавали о ней только в момент приготовления.

Сватовство – это начальный и ответственный этап будущей свадьбы, перед ним собирался семейный совет для обсуждения кандидатуры жены. Конечно, мнение жениха учитывалось, но решение оставалось за родителями.

Невесту выбирали физически крепкую, хозяйственную, скромную, из хорошего рода. При этом материальное состояние не имело особого значения. Особое внимание уделялось выбору сватов, ведь чем лучше они проведет беседу, тем проще пройдут переговоры. Создав сценарий свадьбы можно с легкостью воссоздать этот этап в современном исполнении.

Зажиточные и богатые семьи могли составлять брачные договора или контракты и заверять их юридически. Аналогично, современным брачным договорам.

Смотрины и глядины

Это следующий предсвадебный этап, при котором родители невесты и ее родственники едут в дом жениха с целью оценить его финансовое положение, и способность обеспечить будущую супругу. Родители жениха старались сделать все, чтобы произвести впечатление на родных невесты. Они демонстрировали хозпостройки, скотный двор, дом, амбары с зерном, усаживали почетных гостей за праздничный стол, где они могли вести разговоры о преданиях.

На смотринах девушка была официально представлена парню и его семье. На мероприятии пели незамужние подруги будущей невесты. Невеста наряжалась в самое красивое платье, родители выводили ее в центр избы, после чего просили пройтись и повернуться. Если молодые слышали одобрение, то они становились на шубу, которая была постелена заранее, целовались или же совершали поклон.

Если жених не люб невесте, то она сообщала матери или отцу или демонстративно выходила из дома, переодевалась в будничный наряд. Это и считалось явным отказом. Но в основном смотрины заканчивались пиршеством, на котором родные девушки преподносили блюда на стол, а парня – выставляли хмельное питье.

Сговор

Сговор или как его еще называют рукобитие. Это уже закрепление решения о принятии свадебного союза. На этом этапе присутствуют родные люди с обеих сторон. Здесь можно скооперироваться с родителями молодоженов, воплотить сценарий свадьбы аналогично древнерусской в современной интерпретации.

На этом этапе ведутся переговоры о дате предстоящего обряда венчания, размере приданого, кладки, количестве приглашенных. Девушка жаловалась на личную судьбу и своих родителей, так как она вынуждена была распрощаться с девичьей свободной жизнью.

Рукобитием скреплялся договор. Отказ от свадьбы был уже невозможен

Девичник

По-иному этот обряд назывался плаканье. Именно на этом этапе было прощение девушки с девичеством. Местом проведения обряда был дом невесты. Она была вольна пригласить подруг. Он всегда начинался с момента сговора и длился до венчания. Будущая невеста всегда распускала волосы, показывая то, что она готова к переходу на новую ступень и обретению нового статуса. Ленточки из косы будущей невесты подруги разделяли между собой. Сценарий этого события может быть продуман подружками невесты заранее.

Молодечник или как его сейчас называют мальчишник

Жених прощается с жизнью холостяка. Традиционно обряд проходит за день до свадебной церемонии. Ранее на него приглашались только родные и друзья будущего супруга. Сейчас все чаще парень приглашает исключительно друзей.

Венчание

Данный обряд всегда проходил в церкви. Он состоял из обручения, когда молодые меняются кольцами и клянутся в вечной любви и венчания – возложения на головы свадебных венков. Церковь не признает разводов, поэтому к этому обряду следовало подходить серьезно и ответственно. Сценарий венчания задает определенные условия. Например, наряд невесты должен прикрывать плечи и длина юбки – ниже колена. Он имеет свои особенности и отличается от заключения брака в загсе.

Брачная ночь

Это этап скрепления уз брака как в физическом, так в правовом смысле. Он проходил всегда в доме жениха. Постель, как гласила православная традиция, всегда застилалась свашками, сестрами или матерью жениха. Для защиты молодых от нечисти, всегда применялась ветка рябины или можжевельника. После проведения обряда над постелью молодоженов ее втыкали в стену. Сейчас конечно, уже давно ушли от традиций того времени, но первую брачную ночь невеста старается сделать для жениха незабываемой.

Свадебные традиции христиан интересны и многие даже сожалеют о том, что они давно уже не соблюдаются. Хотя современные православные пары зачастую стремятся сыграть свадьбу, применив сценарий традиционной свадебной церемонии Руси.

Проведение свадьбы с соблюдением всех традиционных этапов в современном мире практически невозможно. Но, тем не менее, следование большинству из них реально, только следует заранее подготовиться, осознать всю ответственность и окунуться в мир того, как праздновалась классическая православная свадьба. Ее сценарий следует заранее продумать, а родные и близкие в этом помогут.


ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис). [1]

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X—XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно [11] , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха — у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna — залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу. [13]

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, — даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака [14] , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1—11) — повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза — во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные. [15]

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

В Рождественский пост и святки: с 15 (28) ноября по 6 (19) января.

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

В Успенский пост.

Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября.

[2] Св. Василий Великий. К Амфилохию, прав. 4.

[3] Апост. прав. 17; свт. Василия Великого пр. 12; свт. Григорий Богослов. Ересь. 59, 6 и др.

[4] Свт. Григорий Богослов. Слово 37.

[5] Апостольские постановления. Кн. VI, гл. 16 и 27.

[6] Последование чина венчания: 1-я, 2-я и 3-я молитвы венчания.

[7] Молитва 1-я и 2-я венчания и прошения на сугубой ектении.

[8] Побеги, молодые ветви.

[11] Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

[12] Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

[14] Св. Иоанн Златоуст. Письмо к Вигилию.

[16] На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

[17] Молитва 1-я и 2-я по обручении второбрачных.

[18] В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г .).

Читайте также: