Процент на капитал это в экономике кратко

Обновлено: 08.07.2024

Рынок капитала – часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года.

На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы. Деньги берутся в долг, это называется предоставлением ссуды или кредита.

Цена, которая платится за прокат денег называется процентной стаувкой.

Капитал – это производственный ресурс, созданный человеком.

Человеческий капитал – это принадлежащие людям полезные знания и навыки, используемые в производстве.

Физический капитал - средства производства. Капитал в натуральной форме- принадлежит фирмам и состоит из основного и оборотного. Они отличаются между собой в зависимости от того, каким образом части капитала участвуют в производстве и как переносят свою стоимость на продукт.

Основной капитал представляет собой производственные фонды, многократно используемые в процессе производства: здания и сооружения, станки, машины и оборудование, транспортные средства и т.д. Он полностью учитывается в процессе производства, переносит свою стоимость на готовый продукт по частям, возмещается по окончании срока службы данного продукта.

Оборотный капитал – это производственные фонды, полностью используемые в течение одного производственного цикла: запасы сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п. Полностью учитывается в процессе производства, полностью переносит свою стоимость на готовый продукт, возмещается в результате одного кругооборота (после продажи).

Чтобы решить, выгодны ли капиталовложения, фирмы сравнивают стоимость единицы капитала в настоящий момент с будущей прибылью. Процедура, позволяющая вычислить сегодняшнее значение любой суммы, которая может быть получена в будущем, называется дисконтированием, а текущая стоимость будущих доходов – дисконтированной стоимостью.

Структура рынка капитала отличается высокой неоднородностью и крайним разнообразием качества объектов обмена.

Спрос и цена на этом рынке определяют размер капиталовложений, деньги для которых черпаются на денежном рынке. Хотя денежный капитал ресурсом не является, на него можно приобрести факторы производства и начать или расширить производство. Поэтому физический и денежный капитал тесно связаны. С помощью денежного рынка осуществляются тесный взаимосвязи между всеми рынками ресурсов.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

Спрос на капитал


Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 5.2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев (см. окно "История кредита").

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Предложение капитала


Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис. 5.2.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления "лишних" денег?

Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Равновесие на рынке капитала


Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 5.2.3). Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в данном случае произошло как бы перераспределение покупательных возможностей среди участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала (это мы обсудим в ╖ 3 главы 7).

В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

С категорией процента как платы за предоставленный кредит мы отчасти уже познакомились при анализе денег (см. "Деньги" ), а отчасти встретимся в курсе макроэкономики при рассмотрении параметров функционирования кредитно-денежной системы страны. Однако наряду с этим конкретным, или узким, толкованием понятия процента, существует и широкий подход к нему.

Согласно широкому пониманию, процент является доходом, который получается в результате использования фактора капитал. Легко понять, что процент как плата за кредит (т.е. процент в узком смысле) является частным случаем дохода фактора капитал, когда последний предоставляется одним лицом другому в денежной форме.

Центральной проблемой при такой трактовке становится источник процента. Вложив деньги в некое предприятие, капиталист может полностью устраниться от дел и тем не менее получать процент. Каково происхождение этого дохода? Связано ли оно с эксплуатацией других людей или вложенный капитал сам способен порождать доход, как земля из одного зерна родит десять? Либо, наконец, как и при узкой трактовке процента, его правильнее рассматривать как плату за некую услугу, предоставленную кредитором должнику? Разные школы экономистов дают несхожие ответы на эти вопросы.

Основные теории происхождения процента

Существует несколько теоретических подходов, объясняющих причины образования процента. К основным из них относятся следующие:

  1. марксистский подход к категории процента на базе теории прибавочной стоимости;
  2. трактовка процента в рамках теории чистой производительности капитала;
  3. психологический подход к понятию процента как части теории предельной полезности.

Кратко остановимся на каждом из них.

Марксистское понимание капитала и процента

Согласно радикально антикапиталистической точке зрения - марксистскому пониманию капитала, возрастание его стоимости происходит исключительно благодаря эксплуатации человека человеком (см. "Рынок труда и заработная плата" ). Именно этот прирост стоимости капитала или прибавочная стоимость, представляющая собой неоплаченный труд наемных работников, и составляет источник образования процента.

Однако в виде процента выплачивается не вся прибавочная стоимость, а лишь ее часть. Обычно предприниматель берет капитал в ссуду для осуществления производственной деятельности. Полученная им в ходе производства прибыль делится на две части. Одна часть в форме предпринимательского дохода достается предпринимателю. Другая часть в виде процента должна быть отдана кредитору как плата за пользование предоставленным капиталом. При этом ставка процента определяется соотношением спроса на заемный капитал и его предложения. Легко заметить, что в этой части марксистская трактовка во многом соответствует узкому пониманию процента.

Переход к широкому пониманию процента в марксистской интерпретации начинается с наблюдения за капиталистами, лично не принимающими участия в управлении предприятием - за так называемыми рантье, живущими на доход от ценных бумаг или банковских вкладов. В этой связи вводится разделение двух понятий: капитала-собственности и капитала-функции. Процент - это доход капитала-собственности, плата капиталисту за то, что он является его владельцем. А предпринимательский доход - вознаграждение капитала-функции, присваиваемое капиталистом в связи с его организационной деятельностью по ведению бизнеса. С этой (широкой) точки зрения процент получает не только кредитор (ссудный капиталист), но и предприниматель, использующий в производстве свой собственный капитал, так как он в одном лице объединяет капиталиста-собственника и функционирующего капиталиста. Процент, таким образом, выступает как универсальная форма дохода капитала-собственности.

Поскольку получение процента не требует от капиталиста-собственника никаких личных усилий, эта форма капитала критиковалась марксистами не только как эксплуататорская (таковым считается капитал в любой форме), но и как наиболее паразитическая.

Процент как плод чистой производительности капитала

В представлении американского экономиста И. Фишера, заложившего основы теории чистой производительности капитала, процент возникает в результате обмена суммы текущих благ на большую сумму будущих благ. В результате производительного использования капитала повышается эффективность производства, что приводит к расширению выпуска конечного продукта. Этот прирост выпуска и является процентом.

Действительно в отличие от труда и земли, капитал не является первичным фактором производства. Он создается трудом человека из вещества природы, т.е. возникает как плод труда и земли, и уже потом сам начинает участвовать в процессе производства.

Почему бы, однако, сразу не использовать труд и землю для производства необходимых благ, минуя стадию капитала? Очевидно, что выбор окольного пути (в экономической теории его принято называть косвенным производством) может быть оправдан только в том случае, если он эффективнее прямого. Другими словами, затраты ресурсов на создание капитала компенсируются значительно большей по величине экономией ресурсов в ходе производства, осуществляемого с его использованием. Эту разницу и называют чистой производительностью капитала и количественно измеряют уровнем процента.

Процент как плата за воздержание

Согласно мнению сторонников теории предельной полезности (восходящему к трудам австрийского экономиста Э. Бём-Баверка), процент возникает в результате психологического предпочтения времени. Человек так устроен, что для него ценность сегодняшних благ всегда гораздо выше, чем ценность аналогичных благ в будущем. Это связано с возможностью удовлетворения сиюминутной потребности или желания человека, а также с получением дополнительного дохода в результате разумного распоряжения имеющимися ресурсами. Именно эта возможность побуждает людей брать деньги в долг и платить за нее определенную цену в виде процента. Таким образом, процент - есть компенсация за отказ от текущего потребления. Отношение суммы денег, которая будет возвращена к денежной сумме, полученной в заем, образует ставку процента.

Прямым следствием описанной трактовки процента является метод дисконтирования - один из наиболее продуктивных подходов к исследованию капитала.

Синтез теории чистой производительности капитала и предельной полезности

Наибольшим распространением в современной мировой экономической литературе пользуются трактовки понятий процента и капитала в духе теорий чистой производительности капитала и предельной полезности. При этом анализ показал, что они не противоречат друг другу.

Теория чистой производительности капитала описывает события со стороны спроса на капитал. Предприниматель, использующий заемный капитал, может выплатить проценты только, если его применение дало эффект, если на практике проявилась чистая производительность капитала. Теория предельной полезности в свою очередь, описывает события со стороны предложения капитала. Для лица, предоставляющего свой капитал в пользование другому, эта сделка действительно выглядит как отказ от текущего потребления, заслуживающий компенсации в виде процента. Крупный американский экономист П. Самуэльсон возвращается в этой связи к уже знакомому нам сравнению экономических процессов с ножницами. Он считает, что выяснять, какая из теорий более верна, в данном случае столь же бессмысленно, как спрашивать, какое из лезвий ножниц режет бумагу (верный ответ только один - оба!). Ведь для нормального функционирования рынка нужно и предложение капитала, и спрос на него.

Перейдем к следующей и последней форме доходов -проценту на капитал, который следует отличать от прибыли, рассмотренной в предыдущем параграфе. Вспомним, что основные формы доходов адекватны основным факторам производства - ренте (доход от использования природных ресурсов: земли, вод, воздушного пространства) и заработной плате (доход от использования услуг трудовых ресурсов). Здесь имеются в виду два вида услуг труда: собственно трудовая деятельность и предпринимательская деятельность. В этом параграфе мы рассмотрим доход от услуг капитала, выступающий в форме процента на капитал.

Таблица 10.2 Прибыль 10 московских банков (1995 г.)

Прибыль 10 московских банков (1995 г.)

В основе процента лежит норма прибыли, выраженная так:

норма прибыли

Ставки процента бывают номинальные и реальные

По-существу, приведенные выше определения процента, его ставки не только не противоречат друг другу, но и дополняют одно другое, раскрывая различные стороны проблемы. К сказанному следует добавить, что процент нельзя трактовать как атрибут лишь денежного обращения. Процент - это категория рыночной экономической системы. Без процента невозможна рыночная организация хозяйства.

В основе сказанного выше лежит утверждение, что сегодняшние ресурсы ценнее будущих, что люди ценят больше то, чем располагают в настоящее время. Этому есть убедительное объяснение. Дело в том, что наличие ресурсов в настоящем позволяет их владельцу или арендатору организовать предпринимательскую деятельность таким образом, что использование ресурсов в будущем приведет к увеличению доходов. В свою очередь, рост доходов будет иметь своим результатом возрастание объема имеющихся ресурсов, которые, в свою очередь, можно применить для дальнейшего увеличения ресурсов и прибыли.

Но за это надо платить. Эта плата и есть процент. При нормальном ведении хозяйства его величина должна быть меньше, чем выигрыш, который предприниматель получит в результате использования заемных средств. Из сказанного следует, что процент правомерно рассматривать в качестве издержек производства тех лиц, которые его выплачивают владельцу заемных средств. В отличие от издержек, о которых шла речь ранее, это в определенном смысле особые издержки, обусловленные желанием экономического агента иметь и использовать ресурсы для получения дохода сегодня, а не завтра. Таким образом, процент, его величину, можно трактовать и как величину превышения ценности сегодняшних благ над будущими.

В некотором отношении процент напоминает двуликого Януса. С одной стороны, это результат для заемщика ресурсов, с другой - результат для кредитора, процент на его ресурсы.

Читайте также: